А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение До 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября: по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка. 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей. 5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его а малочисленный класс. Этот короткий тест дает представление о тех типичных сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации. Если Вы выполнили тесты, то значит, Вы серьезно относитесь и к школе, и к своему ребенку» Однако серьезность не исключает радости, школа - это в первую очередь праздник, праздник познания. Мы уверены, что Вы сумеете миновать все неприятности, которые иногда возникают вокруг маленького школьника, и что учеба принесет Вам много гордости за своего малыша. studfiles.net 6 простых способов узнать, готов ли ребенок к школе? Пройдите супер-тест!До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише - умеет ли он читать и считать... На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие... Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по итогам особых игровых тестов. 1. Есть ли у него желание учиться?Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»... А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба. 2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?Как это узнать? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок. 3. Развита ли у него речь?Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений). Как это узнать? Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец). 4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Как это узнать? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия. Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»… 5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось. Большинство ребятишек к возрасту 6-7 лет - это неудержимые фантазеры и "сказочники".Однако в историях, которые выдумывает или пересказывает ваш малыш, должна прослеживаться логика. Только в этом случае можно с уверенностью заключить, что ребенок "дорос" до серьезного образовательного процесса. 6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Как это узнать? Здесь все предельно просто - дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика. Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.). В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки... Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет — отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми. www.woman.ru Готовность к школе. Готовность ребенка к школе - диагностика, тесты на готовность к школе, вопросы для дошкольниковПодборка тестов-вопросов для дошкольников на проверку готовности к школе.ОПРОСНИК Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются. 1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов) 2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла) 3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4) 4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4) 5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1) 6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1) 7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1) 8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0) 9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1) 10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3) 11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1) 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) 13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) 14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0) 15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0) 16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0) 17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0 18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0) 19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0) 20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0) Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка. Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни. Оценка развития познания 1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ? 2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? 3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? 5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита? Оценка базового опыта 6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу? 7. Был ли малыш в библиотеке? 8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее? 9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории? 10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби? Интересное дошколятамОценка языкового развития 11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? 13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник? 14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.? 15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? 16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики? 18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле? Оценка уровня эмоционального развития 19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? 20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? 22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? Оценка умения общаться 23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? 24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? Оценка физического развития 26. Хорошо ли ребенок слышит? 27. Хорошо ли он видит? 28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? 29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли малыш играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…) 30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? 31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)? Зрительное различение 32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)? 33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)? Зрительная память 34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать? 35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни? Зрительное восприятие36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок? 37. Понимает ли он, что читают слева направо? 38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? 39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней. Уровень слуховых способностей 40. Может ли ребенок рифмовать слова? 41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? 42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр? 43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Оценка отношения к книгам 44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? 45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? 46. Задает ли вопросы о словах, об их значении? Ещё тесты и вопросы:Вопросы на собеседованииТест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?Подготовка к школе. Занятия для дошкольниковЧто должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет klub-drug.ru РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » Тесты на готовность ребенка к школеТесты на готовность ребенка к школе6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать. Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем. Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу: Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе: Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения» Картинки можно скачать и распечатать. Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне. И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?» Источник 1form.ru Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов для детей 6 - 7 лет - Электронная библиотекаПредлагаемый сборник тестов поможет вам определить, насколько ребенок готов к поступлению в школу. Все мы знаем, что тестирование ребенка при поступлении в школу не предусмотрено действующими законодательными нормами. Но это на бумаге. На практике же тестирование будет обязательным этапом во время поступления в гимназию или же просто в престижную школу. Более того, то же тестирование, только под названием «собеседование», скорее всего, будет предложено ребенку при поступлении в любое учебное заведение. Достаточно распространенной является практика, когда по результатам таких собеседований детей делят на классы по уровню знаний и умений (то есть формируются классы из наиболее развитых детей, из «середнячков» и из детей, которые уступают ровесникам в учебных компетенциях). Это помогает педагогам учитывать средний уровень развития детей в учебном процессе. Вообще, такая практика является оправданной, но в некоторых случаях ребенку с достаточно развитым интеллектом по разным причинам не удается пройти собеседование на соответствующем уровне. Такие дети, оказавшись среди учеников с более низким уровнем знаний и умений, часто чувствуют себя намного умнее других. В результате, они перестают уделять учебе достаточно сил и внимания и впоследствии могут не только потерять свое начальное преимущество, но и даже «скатиться» до уровня самых слабых учеников класса. Поэтому в процессе подготовки ребенка к поступлению в школу нельзя пренебрегать овладением навыков выполнения стандартных тестовых заданий. При подборе заданий использовались материалы и требования действующих программ для детских дошкольных учреждений, а главное - реальные тестовые задания, которые широко применяются во время собеседований с детьми, поступающими в школу. Занимаясь с ребенком по заданиям каждого раздела, вы сможете определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие - удовлетворительно, а над какими, возможно, стоит поработать еще. Для родителей и воспитателей дошкольных учебно-воспитательных учреждений. e-bookshelf.info |