Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи. Тест для ребенка 6 лет готов ли к школе


Как определить готов ли ребенок к школе

Все нижеприведенные методики ранее уже были опубликованы в авторитетных источниках. Предложенные вашему вниманию диагностические тесты надежны, конкретны, достоверны и просты. Экспресс- диагностику могут проводить не только молодые родители, но и бабушки с дедушками. Данные тесты используются психологами во время массовой диагностики при приеме детей в первый класс. Сразу хотим отметить, что они не оценивают личность ребенка, а позволяют лишь диагностировать его физиологическую и психологическую подготовленность. Прежде чем тестировать ребенка, его необходимо подготовить к этому процессу. То есть создать психологически комфортную обстановку. Родители должны объяснить ребенку, что ему никто не собирается ставить оценки за ответы и выносить «приговор». Тестирование проводится с единственной целью — узнать насколько он уже готов к школе и над чем еще стоит поработать.

Физиологическая готовность — основные критерии

Мы приведем несколько тестов, которые помогут понять родителям – насколько их ребенок физиологически готов к школе.

Филиппинский тест

Известный российский биолог В. Сонькин выявил закономерность, на основании которой разработал собственную диагностику, получившую в научном мире название «Филиппинский тест».

Наблюдения показали, что в возрасте шести-семи лет здоровые дети переживают «полуростовой скачок», в результате которого у них резко увеличивается длина конечностей – рук и ног. Кроме того, наблюдается существенное увеличение полушарий головного мозга.

Суть Филиппинского теста заключается в том, что ребенку дается задание – обхватить голову одной рукой и дотянуться до противоположного уха. Дети до пяти лет сделать этого не в состоянии. Если дошкольник легко дотягивается до уха, то по своей конституции и физиологическому развитию он соответствует общепринятым нормам. Конечно, в данном случае все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Некоторые дети легко выполняют этот тест в шесть лет, некоторые в семь. По мнению ученых, детям, выполняющим данный тест без особых усилий, учеба в школе дается легко. Данное заключение основывается на том, что полуростовой скачок произошел и оба полушария мозга у ребенка претерпели необходимые преобразования.

Тест на «доминирующую руку»

Родители дошкольника обязательно должны знать — какая рука у ребенка является доминирующей. То есть «правша», «левша» или «амбидекстр» (ребенок, который владеет обеими руками одинаково). Как правило, внимательные родители и без проведения дополнительных тестов знают, какая рука у ребенка «ведущая». И все же, лишний раз не помешает в этом убедиться. Для проведения этого теста родителям потребуется ручка и бумага.

Задание № 1

Ребенок должен скрестить руки на груди. Запишите, какая рука оказалась сверху.

Задание № 2

Попросите ребенка сплести пальцы в замок. Большой палец какой руки оказался сверху? Запишите результат.

Задание № 3

Посадите ребенка за стол и положите на столешницу обычную расческу. Причем так, чтобы она находилась на одинаковом расстоянии от обеих рук. Попросите ребенка причесать волосы и понаблюдайте, какой рукой он возьмет расческу. Запишите результат.

Задание № 4

Попросите ребенка похлопать в ладоши – поаплодировать. Запишите, какая ладонь оказалась сверху.

Задание № 5

Дайте ребенку катушку и нитки. Попросите намотать нитки на катушку. Запишите, какой рукой он будет это делать.

Задание № 6

Если дома есть игра «Дартс», попросите дошкольника бросить дротик в центр мишени. Запишите, в какой руке окажется дротик.

Проанализировав записи, родители без труда смогут определить, какая рука у ребенка является «ведущей».

Как правило, «леворукость» передается по наследству. У левшей за образное мышление отвечает левое полушарие, за логику и математические способности – правое. У «правшей» все наоборот. Встречаются детишки, которые одинаково владеют и правой и левой рукой – амбидекстры.

Еще совсем недавно в советских школах «леворуких» детей всеми силами переучивали и заставляли пользоваться при письме только правой рукой. Сегодня психологи единодушны во мнении, что делать этого нельзя. Поэтому родители должны предупреждать учителей, что их ребенок левша и настаивать, чтобы он писал правой рукой не надо. Детей амбидекстров нужно просто постараться сосредоточить на работу правой рукой. Если ваш ребенок упорно перекладывает фломастер, карандаш, ложку из одной руки в другую – не мешайте ему это делать. Он сам сумеет адаптироваться и выбрать, какой рукой ему удобней выполнять те или иные действия.

Конечно, проверить физиологическую подготовку ребенка к школе поможет и медосмотр, который проходят все детишки дошкольного возраста. Подойти к этому мероприятию родители должны со всей ответственностью. Особого внимания заслуживают дети, которые родились в осенние месяцы, ведь они пойдут в школу чуть-чуть раньше. Но иногда это «чуть-чуть» может сыграть существенную роль в готовности ребенка к школьной нагрузке.

Психологическая готовность к школе — тесты на логику, внимание

Понятие «психологическая готовность» в себя включает:
  • Интеллектуальную готовность дошкольника.
  • Коммуникативную.
  • Мотивационную.
  • Эмоционально-волевую.

Понять, насколько ваш ребенок психологически готов к обучению, поможет нижеприведенные опросники и тесты.

Опросник на интеллектуальную готовность и логику включает в себя следующие вопросы:
  1. Скажи, пожалуйста, кто выше – жираф или лошадь? Кто больше слон или волк?
  2. Трава зеленая, а море ….
  3. Утром ты завтракаешь, а вечером …
  4. Днем светло, а ночью…
  5. Москва, Киров, Новгород – это что?
  6. Бананы, персики, абрикосы, яблоки – это? А помидор, огурец, капуста – это?
  7. Посмотри на часы и скажи, который час?
  8. Для чего опускается шлагбаум, прежде чем на путях появится поезд?
  9. Хоккей, футбол, плавание, теннис – это?
  10. Совсем маленькая корова – это теленок? А маленькая собачка – кто?
  11. Ты сможешь назвать несколько транспортных средств?
  12. Для чего в автомобиле есть тормоз?
  13. Чем похожи друг на друга кошечка и белка?
  14. В чем отличие гвоздя от винта? Ты бы смог их отличить и как?
  15. Летом жарко, зимой…

Тест на проверку внимания и логику

Посадите ребенка за стол, дайте ему карандаш, лист бумаги и попросите нарисовать мужчину. Задание должно звучать так: «Нарисуй мужчину!» и никаких дополнительных пояснений. Если ребенок начнет задавать вопросы, следует повторять только эту фразу.

Рисунок оценивается на 5 баллов, если ребенок нарисовал фигуру мужчины, состоящую из головы, туловища, рук и ног. На голове имеются волосы или головной убор. На лице выделены глаза, нос, рот. Голова пропорциональна туловищу. Ребенок нарисовал уши. Руки на рисунке заканчиваются кистью. Обратите внимание на пальцы. Сколько пальчиков нарисовал ребенок?  На фигуре должна быть нарисована мужская одежда. Если ваш ребенок нарисовал «мужчину», состоящего из отдельных частей – он еще недостаточно подготовлен к занятиям в школе. Родителям следует подробно обсудить с ребенком его рисунок, объяснив, где он допустил ошибки. На следующий день можно изменить задание и попросить нарисовать женщину.

Тест на внимание

На листе бумаги напишите небольшое предложение. Например: « Я ем суп». Попросите ребенка скопировать, написанную вами фразу на этом же листе рядом.

Если дошкольник довольно точно скопировал надпись – то он полностью готов к обучению.

Тест на цветовые понятия и логику

Положите перед ребенком коробку с карандашами, попросите его:

  1. Показать самый светлый цвет.
  2. Самый темный.

Затем, попросите разложить карандаши одного цветового спектра по интенсивности. Например: голубой, синий, темно-синий.

Возьмите матрешку, попросите ребенка ее разобрать и показать самую большую и самую маленькую фигурку. Попросите показать среднюю матрешку.

Тест на временные представления
  1. Спросите ребенка – какое сейчас время года? А какой месяц? Какое время года наступит после зимы? Лета? И т.д.
  2. Сколько дней в одном месяце, а в неделе?
  3. Сколько всего месяцев в году?

Тест на память и внимание

Разложите на столе десять небольших предметов, попросите ребенка запомнить их и отвернуться. Уберите один из предметов. Повернувшись, ребенок должен определить, какого предмета не хватает. Тоже можно проделать с двумя, тремя предметами.

Тест на мышление и внимание

Расскажите ребенку короткий рассказ и попросите, чтобы он пересказал его папе или бабушке.

Сегодня в интернете можно найти массу самых разных методов диагностики готовности ребенка к школе. Но мы сразу хотим предупредить родителей, если ребенок испытывает определенные трудности или неправильно отвечает на некоторые вопросы, паниковать не стоит. Желательно экспресс-обследование на физиологическую и психологическую подготовленность ребенка к школе проводить за полгода до начала занятий. За оставшееся до школы время можно вполне успеть наверстать упущенное и восполнить все пробелы. Главное, правильно организовать домашние занятия. Любому ребенку интересно узнавать новое. Особенно если получение новых знаний проходит в игровой форме. Не забывайте хвалить ребенка, даже если результаты тестирования вас несколько разочаровали. Помните, ребенок старался!

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Готов ли ребенок к школе? Тест — Здоровье детей в наших руках

Мнение автора блога: Несмотря на то, что психологические тесты иногда бывают достаточно правдивыми, ориентироваться на них, как на истину в последней инстанции, не стоит. Всегда помните, что психологическое развитие ребенка — это сугубо индивидуальный процесс, исключающий какие бы то ни было стандарты и шаблоны. Поэтому, смотрите на подобные тесты для детей как на некую второстепенную помощь и помните: ни один психолог не знает вашего ребенка лучше вас.  

Тест на психосоциальную зрелость дошкольника

(психологический тест для детей, определяющий, готов ли ребенок к школе)

[info]1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?6. Сейчас утро или вечер? День или утро?7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь — утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.9. Кем работает твой отец, мать?10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 

14. Что делает почтальон, врач, учитель?15. Зачем нужны в школе звонок или парта?16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?18. В какое время с деревьев опадают листья?19. Что остается на земле после дождя?20. Каких животных ты знаешь?21. Каких ты знаешь птиц?22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?23. Что больше — 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?25. Хочешь ли ты идти в школу?26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой? [/info]

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

1 балл — за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).0,5 балла — за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24. Они оцениваются следующим образом: 

№ 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, если он называет года с учетом месяцев — 3 балла.№ 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл.№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл.№ 24 — за правильный ответ — 2 балла. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

[info]

Результат 

27-32 баллов — ребенок считается школьно-зрелым.23-26 балла — ребенок считается средне-зрелыми.17-22 баллов — низкий уровень психосоциальной зрелости.

[/info]

(Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым)

[button size=»large» align=»center» full=»true» link=»http://rybkovskaya.ru/novye-texnologii-vosstanovleniya-zdorovya-koncepciya/» linkTarget=»_blank» bgColor=»Green»]ПЯТЬ ПРОСТЫХ ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ[/button]

Карту сайта и ссылки на самые интересные статьи вы можете найти на главной странице сайта

http://rybkovskaya.ru

Если статья показалась вам интересной, жмите на кнопки социальных сетей, делитесь информацией с друзьями. Спасибо!

 

rybkovskaya.ru

Готов ли ребенок к школе? (тест для родителей)

1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться и он много узнает?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор).

4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем 5 предложений?

6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько предложений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление

единицы?

11 .Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13.Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

14.Может ли собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15.Знает ли ребенок название диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17.Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать,

собирать картинку и т.д.? 18.Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми.

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.

Меньше 9 баллов - почитайте специальную литературу по подготовке ребенка к школе, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, что он не умеет?

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, готовы ли сами родители к тому, что ребенок идет «первый раз в первый класс».

Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу? Тест для родителей.

1. Мне кажется, мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. Мне кажется, 4 урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать и считать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже подумать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10.Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11 .Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить

ребенка.

12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15.Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Занесите свои ответы в табличку, если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой линии, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

Всего

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

До 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября: по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка.

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей.

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его а малочисленный класс.

Этот короткий тест дает представление о тех типичных сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации. Если Вы выполнили тесты, то значит, Вы серьезно относитесь и к школе, и к своему ребенку» Однако серьезность не исключает радости, школа - это в первую очередь праздник, праздник познания. Мы уверены, что Вы сумеете миновать все неприятности, которые иногда возникают вокруг маленького школьника, и что учеба принесет Вам много гордости за своего малыша.

studfiles.net

6 простых способов узнать, готов ли ребенок к школе? Пройдите супер-тест!

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише - умеет ли он читать и считать... На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие...

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по итогам особых игровых тестов.

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать?   Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»... 

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать?   Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. 

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).   

Как это узнать?   Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать?   Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Большинство ребятишек к возрасту 6-7 лет - это неудержимые фантазеры и "сказочники".Однако в историях, которые выдумывает или пересказывает ваш малыш, должна прослеживаться логика. Только в этом случае можно с уверенностью заключить, что ребенок "дорос" до серьезного образовательного процесса.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать?   Здесь все предельно просто - дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика. Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.). В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки...

Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет — отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми.

www.woman.ru

Готовность к школе. Готовность ребенка к школе - диагностика, тесты на готовность к школе, вопросы для дошкольников

Подборка тестов-вопросов для дошкольников на проверку готовности к школе.

ОПРОСНИК

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)

4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни. Оценка развития познания 1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ? 2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? 3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? 5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита? Оценка базового опыта 6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу? 7. Был ли малыш в библиотеке? 8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее? 9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории? 10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Интересное дошколятам

Оценка языкового развития 11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? 13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник? 14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.? 15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? 16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики? 18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле? Оценка уровня эмоционального развития 19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? 20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? 22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? Оценка умения общаться 23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? 24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? Оценка физического развития 26. Хорошо ли ребенок слышит? 27. Хорошо ли он видит? 28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? 29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли малыш играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…) 30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? 31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)? Зрительное различение 32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)? 33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)? Зрительная память 34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать? 35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни? Зрительное восприятие36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок? 37. Понимает ли он, что читают слева направо? 38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? 39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней. Уровень слуховых способностей 40. Может ли ребенок рифмовать слова? 41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? 42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр? 43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? Оценка отношения к книгам 44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? 45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? 46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Ещё тесты и вопросы:Вопросы на собеседованииТест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?Подготовка к школе. Занятия для дошкольниковЧто должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет

klub-drug.ru

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » Тесты на готовность ребенка к школе

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст и дату рождения.
  • Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  • Фамилию, имя, отчество родителей.
  • Профессии мамы и папы.
  • Определять время по часам.
  • Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  • Погодные явления.
  • Основные цвета.
  • Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  • Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  • Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  • Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  • Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Знать понятия «больше, меньше, поровну».
  • Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

    Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

    • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
    • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
    • Может ли точно скопировать простой узор?
    • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
    • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
    • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
    • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
    • Включается ли он в игру других детей?
    • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
    • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
    • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

    Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»

    Картинки можно скачать и распечатать.

    Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

    И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

    Источник

    1form.ru

    Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов для детей 6 - 7 лет - Электронная библиотека

    Предлагаемый сборник тестов поможет вам определить, насколько ребенок готов к поступлению в школу.

    Все мы знаем, что тестирование ребенка при поступлении в школу не предусмотрено действующими законодательными нормами. Но это на бумаге. На практике же тестирование будет обязательным этапом во время поступления в гимназию или же просто в престижную школу. Более того, то же тестирование, только под названием «собеседование», скорее всего, будет предложено ребенку при поступлении в любое учебное заведение.

    Достаточно распространенной является практика, когда по результатам таких собеседований детей делят на классы по уровню знаний и умений (то есть формируются классы из наиболее развитых детей, из «середнячков» и из детей, которые уступают ровесникам в учебных компетенциях).

    Это помогает педагогам учитывать средний уровень развития детей в учебном процессе. Вообще, такая практика является оправданной, но в некоторых случаях ребенку с достаточно развитым интеллектом по разным причинам не удается пройти собеседование на соответствующем уровне.

    Такие дети, оказавшись среди учеников с более низким уровнем знаний и умений, часто чувствуют себя намного умнее других. В результате, они перестают уделять учебе достаточно сил и внимания и впоследствии могут не только потерять свое начальное преимущество, но и даже «скатиться» до уровня самых слабых учеников класса.

    Поэтому в процессе подготовки ребенка к поступлению в школу нельзя пренебрегать овладением навыков выполнения стандартных тестовых заданий.

    При подборе заданий использовались материалы и требования действующих программ для детских дошкольных учреждений, а главное - реальные тестовые задания, которые широко применяются во время собеседований с детьми, поступающими в школу.

    Занимаясь с ребенком по заданиям каждого раздела, вы сможете определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие - удовлетворительно, а над какими, возможно, стоит поработать еще.

    Для родителей и воспитателей дошкольных учебно-воспитательных учреждений.

    e-bookshelf.info