Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться". Родительское собрание в 6 классе как помочь ребенку учиться
"Как помочь своему ребенку учиться"
Разделы: Классное руководство
Цель: интеграция усилий родителей и
педагогов по формированию успешной учебной
деятельности учащихся.
Задачи:
- расширить объем знаний родителей о формах и
методах решения возникших проблем с детьми;
- выработать совместную программу действий по
стимулированию познавательной деятельности
учащихся;
- выявить проблемы взаимодействия родителей с
ребенком по преодолению учебных затруднений
Форма проведения: круглый стол
Готовясь к проведению круглого стола, попросим
ребят и родителей ответить на следующие вопросы:
- Легко ли быть учеником?
- Чтобы учение было успешным ...
-
Что обеспечивает успех урока?
- Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
- Что способствует повышению успеваемости дома?
Вступительное слово:
В детстве большинству кажется, что учеба
требует немало сил. Одни ученики схватывают все
на лету, другие нет. У одних сильно развита
способность слушать, и они могут вполне хорошо
воспринимать информацию на слух. У других же
развито зрительное восприятие – материал при
этом лучше усваивается при чтении. В этой
ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в
учебе. Оказывается, более двух третей
неуспевающих потенциально способны, но эти
способности не получили развития по разным
причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось
неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать
поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
Отсюда успеваемость порой не соответствует
уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают
переживать из-за оценок. Кто-то пропускает
учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он
ни старался, не может усвоить в полном объёме
учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами,
заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят
учение превратилось в тяжкую повинность, а её
формальный признак – оценка – увы, часто не
радует. Кроме того, по оценкам родители получают
некоторое представление о том, как их ребенок
учится, ведь учеба наших детей – это то, что
сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на
протяжении длительного времени и в чем вы (в
разной степени конечно) обязательно участвуете.
Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий
связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе
выявить типичные проблемы в учебной
деятельности детей и отработать практические
приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли
в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших
детей покажем вам шуточную сценку.
(-Когда ты собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно!
- Почему ты дома не открываешь учебник?
- Ну ты же сама говорила, что учебники надо
беречь!)
Вопрос к родителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо
учился? (ответы родителей на поставленный
вопрос)
Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других,
чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п.
Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко
ли им быть учениками и что значит – хорошо
учиться? (выступление 3-4 учеников).
Вопрос к учителям:
- Что же, по вашему мнению, обеспечивает
успех урока? Приглашенные учителя дают
необходимую информацию о том, что нужно сделать
учащимся, чтобы урок прошел не зря.
Исходя из выше сказанного следует:
- Для того чтобы повысить свою успеваемость
необходимо относиться к учебе ответственно!
- Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость
причинами, от вас не зависящими: слишком трудные
были задания на контрольной, придирчив учитель и
т.п.
Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе
относится добросовестно, в чем секрет их успеха?
(2 учащихся делятся опытом)
Давайте выработаем программу по
стимулированию познавательной деятельности
учащихся. Примите советы, которые помогут
повысить свою успеваемость.
- Серьезно относитесь к выполнению домашних
заданий.
- Составьте план изучения предметов.
- Не забывайте устраивать между предметами
короткие перерывы, особенно если задание
большое.
- Домашнее задание начинайте выполнять с
трудного предмета.
Советы родителям:
- Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый
незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий
тетради, дневник, спокойно попросите объяснения
по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы
можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в
него уверенность.
- Не ругайте, а учите!
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в
группах и попытаемся вместе “докопаться” до
причин недостаточного интереса наших детей к
учебной деятельности
Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших
детей снижается интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной”
учебной деятельности детей очень много. Узнать
эти причины и избавиться от них можно только при
поддержке педагогов и вас родителей. Каждый
ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы,
ребята, не теряли времени даром и старались изо
всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания
увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою
очередь, каждому ученику и его родителям много
радости и большое удовлетворение, Я подготовила
для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости”
и с удовольствием предлагаю их вам, завершая
сегодняшний разговор (раздаю рекомендации
родителям).
Советы родителям “психотерапия
неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской,
Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” -
достаточное наказание, и не стоит дважды
наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих
знаний ребенок уже получил, и дома от своих
родителей он ждет спокойной помощи, а не новых
упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в
минутку. Чтобы избавить ребенка от
недостатка, замечайте не более одного в минуту.
Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто
“отключится”, перестанет реагировать на такие
речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.
Конечно, это очень трудно, но по возможности
выберите из множества недостатков ребенка тот,
который сейчас для вас особенно переносим,
который вы хотите ликвидировать в первую
очередь, и говорить только о нем. Остальное же
будет преодолено позже либо просто окажется
несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься...
Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации
тех учебных трудностей, которые наиболее значимы
для него самого. Здесь вы скорее встретите
понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя,
критиковать - исполнение. Оценка должна
иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что
оценивают всю его личность. В ваших силах помочь
ему отделить оценку его личности от оценки его
работы. Адресовать к личности надо похвалу.
Положительная оценка должна относиться к
человеку, который стал чуточку более знающим и
умелым. Если благодаря такой вашей похвале
ребенок начнет уважать себя за эти качества, то
вы заложите еще одно важнейшее основание желания
учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать
сегодняшние успехи ребенка с его собственными
вчерашними неудачами. Не надо сравнивать
ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый
малый успех ребенка – это реальная победа над
собой, и она должна быть замечена и оценена по
заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу.
Нет такого двоечника, которого не за что было бы
похвалить. Выделить из потока неудач крошечный
островок, соломинку, и у ребенка возникнет
плацдарм, с которого можно вести наступление на
незнание и неумение. Ведь родительские: “Не
сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не
хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной
безопасности. Оценивать детский труд надо
очень дробно, дифференцированно. Здесь не
годится глобальная оценка, в которой соединены
плоды очень разных усилий ребенка – и
правильность вычислений, и умение решать задачи
определенного типа, и грамотность записи, и
внешний вид работы. При дифференцированной
оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха,
ни ощущения полной неудачи. Возникает самая
деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и
хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком
предельно конкретные цели. Тогда он
попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка
невыполненными целями, не толкайте его на путь
заведомого вранья. Если он сделал в диктанте
девять ошибок, не берите с него обещания
постараться в следующий раз написать без ошибок.
Договоритесь, что их будет не более семи, и
радуйтесь вместе с ребенком, если это будет
достигнуто.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ»
Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться» цЕЛЬ: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
зАДАЧИ:
расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Форма проведения: круглый стол.
Вступительное слово
Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.
С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках. И вот одна из таких притч Хаким Санаи (Абу-аль-Маджд Маджуд ибн Адам Санаи, ум. 1150 г.) Это выдающийся поэт, философ и мыслитель, живший в Газне (совр. Афганистан), который посвятил всю свою жизнь развитию знаний и наук:
Слепые и слон.
За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.
И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:
— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.
Тот, кто ощупал хобот, сказал:
— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.
— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.
Хаким Санаи (1141 г.)
Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей — «трогая ухо слона» — родители делают выводы из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на свои, часто ложные выводы. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение абсолютное, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности остаются непознанными, а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть своего ребенка в подлинном свете.
Для того, чтобы наши дети стали чуточку счастливее, надо всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и размышлять о том, что многие вещи, события, люди не соответствуют нашим представлениям о них, они другие. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.
Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще, и те социальные ценности, которые существуют сейчас, изменятся с течением времени, так же, как изменились ценности прошлого. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ребенок с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов «потрогавших только хобот» о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте педагога и наказывали ребенка за то, что он вел себя, так как мог. Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит и полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, но дети не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Ребенок должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.
Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете, зачем ваш ребенок ходит в школу?
Напишите самый любимый/трудный (сложный) предмет вашего ребенка в школе.
Как вы думаете, какая помощь нужна вашему ребенку при выполнении Д/з?
Как вы думаете, какая помощь нужна вашему ребенку при выполнении Д/з?
Как вы помогаете ребенку при выполнении Д/з?
Ваш ребенок получил «2»/«5», что вы скажите или сделаете?
(Обсуждение результатов тестирования, можно привести процентное соотношение в графиках или таблице, не называя имени респондента)
Советы детям:
Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
Составьте план изучения предметов.
Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!
(Показ презентации «Как помочь ребенку учиться»)
Комментарии к слайдам:
Думаю, ни для кого не секрет, что успешное обучение ребенка – это главнейшая цель не только его самого, но и родителей и, конечно же, педагогов. Для осуществления данной цели необходимо приложить максимум усилий со всех трёх сторон. Педагог должен грамотно вести ребенка по тропам знаний, ребенок – эти знания воспринимать (ровно на столько, сколько ему позволяют его способности), ну а родитель, как не менее важный фактор в обучении должен поддерживать и контролировать процесс освоения знаний.
Помощь родителей в обучении велика. Родитель должен поддерживать мотивацию ребенка, важность усвоения учебной программы, практическую значимость знаний. Ни какой при этом Америки открывать перед ребенком не нужно. Все гениальное, как говорится – просто. Во-первых родитель, как бы он не относился к школе или педагогу, не должен ни в коем случае подрывать их авторитет. Уважение – это очень важное качество, которое ребенок приобретет и осознает как раз в процессе школьного обучения.
Необходимо организовать режим дня ребенка. Возможны варианты даже составления такого режима на бумаге, которое прикрепляется первое время на видном месте, а затем уже закладывается в сознании школьника. Ребенок должен научиться планировать и распределять свое время, это поможет ему вырасти организованным человеком. Также это поможет и родителям, которые на расстоянии, например, находясь на работе, будут точно знать чем занят их ребенок. Да и кроме того, верно распределяя свое время, у школьника не возникнет вопросов «чем бы заняться?» и увлечься чем-то не совсем правильным для его развития. Но, конечно мало просто распределить время, нужен и контроль, а также воспитание ответственности у ребенка за то или иное задание.
Родитель должен оказывать посильную помощь и контроль в выполнении домашних заданий. Но это вовсе не значит, что папа или мама будут решать задачки за сына или дочь. Нет. Необходимо, чтобы у ребенка сформировалось осознание того, что школа для него все равно что работа у родителей. И только при выполнении этих факторов личность ребенка будет развита, он будет подготовлен к взрослой самостоятельной жизни.
Что же такое режим дня? Это правильно организованное время для умственного и физического труда ребенка. Это значит, что всему следует отводить свое время. Делу – время, потехе – час, как говорится. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Желательно после занятий уделить этому час или полтора. Не стоит забывать и о домашних мелких поручениях: протереть пыль, убрать у себя в комнате, вымыть посуду. Ребенку необходимо осуществлять посильную помощь родителям. Это воспитает в нем и уважение к взрослым и поможет приобрести первые трудовые навыки. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка дополнительным образованием. Кружки и секции – это хорошо, но не более двух часов в учебный день, иначе это грозит снижением учебной мотивации.
И лишь при выполнении всех этих условий ребенок получит возможность стать организованным, усидчивым и внимательным. Такой ребёнок будет хорошо работать на уроке, и сможет раскрыть все свои способности.
Выполнение домашних заданий – один из важнейших факторов успешности ребенка в обучении. Главная задача родителей при этом – контроль их выполнения. Причем контроль должен быть как практическим так и фактическим. Это не должно стать формальностью. В том плане, что «выполнил и ладно». Нужно чтобы ребенок не только заучивал правила, но и понимал их. Поэтому не столь важно механическое заучивание, а понимание учебного материала. Лучше если ребенок сможет объяснить материал своими словами и ,конечно, применить его на практике. В силу различных обстоятельств родители не осуществляют данный контроль, а ребенок, в силу еще не сформированной самостоятельности, не в силах его обеспечить. В современном мире родитель нацелен на свою карьеру, на повышение заработка, при этом имеет по две работы, а то и больше. Все это, конечно – хорошо, но при этом упускается связующая нить между ребенком и родителем. В данном случае можно посоветовать возложить контроль за осознанным выполнением домашней работы на ближайших родственников – бабушку, старших братьев или сестер.
В выходные дни ребенка не стоит перегружать дополнительными нагрузками, усложненными заданиями или физической работой. Все должно быть в меру. И потом, существует учебный план и санитарные нормы нагрузки ребенка, поэтому превышение их может повлечь негативное отношение ребенка к учебе в целом. Детство не повторяется, поэтому не стоит забирать у школьника эти счастливые моменты жизни… Ни в коем случае не приучайте ребенка переписывать работу несколько раз. Это может привести к «несобранности», не самостоятельности. Ведь если мы ошиблись вчера, сделали что-то не так, мы же не можем вернуться обратно «во вчера» и заново пережить этот день. Так и в этом случае. Конечно, никто не запрещает пользоваться черновиком, после чего переписать работу в «чистовик», но не более того. Также поможет быть успешным ребенку перед выполнением прогуляться на свежем воздухе, пообщаться с друзьями, отвлечься от учебы.
Для выполнения домашней работы у ребенка обязательно должен быть свой «уголок». На практике же, в силу различного социального положения, свою комнату иметь могут далеко не все дети. Но даже в этом случае есть выход. Достаточно организовать ребенку рабочее место: письменный столик, на котором будут лежать его учебники, тетради, карандаши и т.д. Где при выполнении домашнего задания будет тихо и никто ребенка не потревожит. Это очень важный фактор. Ребенок будет осознавать, что он ответственен, что его права уважают и это поможет ему вырасти организованным и высоко моральным человеком.
На выполнение каждого предмета рекомендуется отводить примерно от 30 до 40 минут (устные предметы возможно больше – до часа). Нельзя затягивать выполнение домашнего задания того или иного предмета, иначе во время урока ребенок не сможет вовремя усвоить тот или иной материал.
Не рекомендуется родителю сидеть рядом при выполнении домашней работы. Он должен привыкать к самостоятельности. Лучше приучить ребенка пользоваться всевозможным вспомогательным материалом, где можно добыть знания. И не подсказывать, а учить его где найти ту или иную информацию.
Приучать ребенка к самостоятельности поможет использование различных правил, алгоритмов, схем, словарей, рубрик, образцов в тетради. Всему этому, конечно, учит и учитель, но родители должны закреплять и поддерживать ребенка на протяжении всего образовательного процесса.
Ну и наконец, не забывайте об эмоциональной составляющей успешного обучения. Не забывайте, что ребенок еще «ребенок», поэтому не стоит «нагружать» его взрослыми проблемами. Старайтесь быть заинтересованными в его жизни, больше с ним разговаривайте, советуйтесь, старайтесь стать хорошим взрослым другом. Научитесь слушать ребенка.
И в заключении хотелось бы рассказать еще одну притчу:
Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Важно не самому «сделать» успешного ребенка, а помочь ему стать успешным, пройдя вместе с ним все трудности, и только тогда, поняв все на собственном опыте, он войдет во взрослую жизнь уверенными шагами!
(раздаются памятки родителям «как помочь ребенку учиться»)
Спасибо, уважаемые родители, что пришли, мы всегда рады видеть вас.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Помните! Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель — ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним. поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю (лично, по телефону или запиской через ребенка).
Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.
Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием. Главное — поддерживать интерес к учению.
Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то. чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи». «А можно ли по-другому?».
Ежедневно проверяйте школьный дневник. Не забывайте в конце каждой недели ставить свою подпись.
Интересуйтесь внеучебной деятельностью ребенка. Содействуйте тому, чтобы он активно участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе. Поддерживайте уверенность ребенка в своих силах.
Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями — естественная потребность детей.
Не оставайтесь в стороне от жизни класса и школы. Обязательно принимайте активное участие в общественном управлении школой и оказывайте посильную помощь.
doc4web.ru
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться" »
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
Вступительное слово:
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Вопрос к родителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)
Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).
Исходя из выше сказанного следует:
Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!
Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.
Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся.
Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
Составьте план изучения предметов.
Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности
Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален.
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
kopilkaurokov.ru
Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе»
Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Ход собрания
I. Организационный момент
II. Выступление классного руководителя
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Мы рады видеть Вас в этом зале на родительском собрании. А начать его мне хочется с вопроса: «Что желает всякий родитель?» Ответить легко. Мы хотим, чтобы ребёнок не болел, уважительно относился к нам, помогал по дому и по хозяйству, хорошо учился. Мы себя спрашиваем – как всего этого добиться? Ответ на этот вопрос человечество ищет давным-давно. А мы, родители, начали искать его, как только на свет появились наши собственные « солнышки, зайчики и лапушки». И сегодня мы постараемся помочь друг другу решить те или иные проблемы, с которыми не можем справиться сами. А именно, мы поговорим о том: «Как помочь ребенку с учебой?»
Слайд 2
В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.
Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?
Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?
Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Слайд 3.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.
Слайд 4.
Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
Слайд 5.
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.
Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.
Слайд 6.
Среди них могут быть следующие:
Объективные трудности, непонимание конкретной темы. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
Активное присутствие родителей в жизни детей даёт чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
Слайд 7
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе.
Слайд 8.
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно».
Слайд 9.
Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.
Советы по решаемым проблемам
Слайд 10.
Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Слайд 11.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ
- Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя
- Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй
Слайд 12.
СКАЖИТЕ ТАК
Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В следующий раз ты так подготовишься, что тебе не будут нужны никакие подсказки.
Слайд 13.
НЕЛЬЗЯставить какие-либо условия. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то
Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе
Слайд 14
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребёнка нужно учёбой заинтересовать
Ненавязчиво повторяйте:
«Знания ты получаешь для себя»
Слайд 15
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены
Слайд 16
Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию
Слайд 17
ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы
Исключите из своего общения с ребенком оскорбления.
Слайд 18
Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке.
Это залог успеха!
Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.
Уважаемые мамы и папы! Превратим скучное выполнение домашнего задания в увлекательное домашнее творчество. Трудно то, что не понятно. Объясните ему всё непонятное. Научите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Если мы сомневаемся, как поступить, лучше не торопиться. Посоветуемся с ребёнком. Кто-то сказал, что взрослые это очень усталые дети. Громадное желание мамы – выспаться и побыть в тишине. А психологи утверждают, что двадцать минут одиночества достаточно. Так что же, уважаемые мамы, мы двадцать минут не найдём. Найдём и снова примемся за воспитание и обучение своих « солнышек, зайчиков и лапушек».
Слайд 19
Спасибо за участие в собрании.
Решение родительского собрания.
1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.Здесь будет файл:
/data/edu/files/o1460655476.ppt (Презентация)
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Родительское собрание "Как помочь ребенку учиться?"
Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями
Актуальность
Новая концепция современного
образования требует, чтобы "образование имело
открытый характер, открывало пути дальнейшего
обучения. При этом важную роль имеет решение
четырех задач.
Образование должно:
- Закладывать систему знаний, формирующуюся в
течение всей жизни.
- Развивать потребности и заинтересованность
учащихся, создавать пояснительную мотивацию с
целью дальнейшего обучения.
- Способствовать приобретению умений и
навыков, необходимых при самостоятельном
обучении.
- Прививать интерес к самообразованию и
самовоспитанию". [1, стр.6].
Главное в этих задачах, с точки зрения
современных образовательных требований, –
самостоятельность учащегося. И успешность их
решения зависит от взаимодействия двух
субъектов учебного процесса: ученика, который
этим должен овладеть, и учителя, который должен
создать условия для достижения этих задач.
Надо отдать должное современной педагогике:
многое перестраивается в школьном образовании,
разрабатываются новые учебные пособия, методики
обучения. Но часто бывает "забыта" еще одна
составляющая образовательного процесса –
родители наших учеников. Получившие образование
до глобальных изменений в нашем обществе, пройдя
трудный путь адаптации к современным условиям,
они понимают, что нужны несколько другие
учебные условия, в отличие от тех, которые помнят
они.
Что из этого следует? Родители перестают быть
помощниками, собеседниками своим детям? Но тогда
для ребенка разрывается важнейшая в жизни
человека связь, в чем-то нарушается порядок в
его миропонимании. Чтобы не допустить этого,
необходимо и родителям быть участниками
деятельности их ребенка. Необходимость участия
родителей в школьной жизни подтверждают
результаты работы школьного психолога.
При любом изменении учебной среды: переход из
младшей в среднюю, из средней школы в старшую, а
также при поступлении в новый учебный коллектив
– понижается успеваемость, повышается
тревожность учащихся.
Анализ анкет по адаптации к новой школе вновь
прибывших учащихся 8-х классов показал высокий
уровень тревожности: 73% учащихся одного класса
испытывали трудности самовыражения, в
подготовке к проверочным работам, в общении с
учителями, новыми одноклассниками, сомневались в
возможности успеха. И если в такой момент, когда
искать помощи в школе ребенок еще не умеет или не
может, рядом не будет близких людей, умеющих
грамотно помочь и поддержать, намечается
печальная перспектива: уход в себя, развитие
чувства неуверенности, различных комплексов,
стойкое неприятие школы.
Что же делать?
Шаги реализации
Начала с родительского собрания. Вопрос, хотим
ли помочь нашим детям, был явно риторическим. И
хотим и помогаем. И тогда спросила: как? Ответы не
отличались разнообразием: объясняем сами, просим
старших братьев-сестер помочь, обращаемся к
репетиторам. А еще вздох: и не могу помочь, и
заплатить репетитору тоже не могу. Тут же горячая
полемика по поводу репетиторства: репетитор
репетитору рознь, постоянная помощь материально
обременительна, а психологически порождает
зависимость, необходимость в постоянном дублере
учителя.
До чего договорились?
Идея 1.
Что имеем? Учитель в школе, папы-мамы
дома, ребенок между ними.
Что надо? Постараться соединиться: родители, как
и учителя, могут помочь, не подсказывая, не
перекладывая ответственность на репетитора или
плечи ученика, то есть учить учиться.
Идея 2.
Что было? Родительский всеобуч. Вы, родители,
так же, как мы, учителя, должны уметь решать,
объяснять, учить.
Что надо? Не брать на себя не свойственные
функции, а создать ситуацию, атмосферу
для самостоятельного поиска ответов на вопросы.
Идея 3.
Что имеем? Работа, домашние заботы, кухня,
телевизор и диван, куда хочется направить свои
отяжелевшие за день ноги и голову. На
педагогические и методические эксперименты нет
времени, может, и знаний и (чего греха таить)
желания.
Что надо? Прийти на собрание и научиться
нехитрым приемам, которые помогут и научить
учиться, и создать атмосферу.
Родителям предлагается модель, в которой они
выступят в роли учеников, постараются
понаблюдать за происходящим с ними во время
"урока", попробуют объяснить свою
реакцию на происходящее.
Примечание: данная модель
может использоваться как одно занятие, а в
зависимости от подготовки родителей, наличия
времени может быть разбита на части, образуя цикл
практических занятий. Все приемы знакомы
ученикам класса, поэтому организовать работу,
аналогичную классной, не составит труда. А что
если не знают (учителя-то разные!)? Не беда. Дома
тоже можно показать прием, который поможет пониманию
учебного материала.
1. Начало работы
Определение перспективного задания.
А как же без него? Читаем же для чего-то: понять
явление, получить информацию, разобраться в
позиции.
Задание. После прочтения текста
необходимо составить его план. Из скольких
частей состоит текст? О чем рассказывается в
каждой? Как ее озаглавить?
Наличие перспективного задания "сгладит"
разницу во времени: читающие быстро не ждут
остальных, сразу приступают к заданию.
2. Чтение текста и составление плана.
На эту работу отводится 15 минут.
Ограничить время необходимо, это заставит не
отвлекаться и работать в интенсивном режиме. А
что, как не это, способствует концентрации
усилий?!
Предлагается отрывок из философской поэмы
Ф. Ницше "О трех превращениях" (Приложение
1). Выбор определен
художественностью текста и глубиной заложенного
в него смысла. Текст, уровень его сложности можно
менять в зависимости от степени
подготовленности родителей.
Текст, выбранный для работы, может быть разным:
и информационным, и художественным: подходы к
пониманию во многом одинаковы. Текст Ф.Ницше при
первом чтении вызывает удивление, непонимание,
недоумение. Тем с большим желанием понять
(аудитория-то взрослая, образованная) будет
выполняться работа.
3. Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Чему способствовало предварительное задание
перед чтением?
- Из скольких пунктов состоит план? (общие
положения можно выписать на доске).
- Какие трудности были при составлении плана?
- Какие слова стали главными (ключевыми) в
формулировке названия каждой части?
Образец получившейся записи.
- Три превращения.
- Хорошенько навьюченный верблюд.
- Свобода, достигнутая силой льва.
- Дитя и святое слово утверждения.
Вывод 1. Перед чтением текста
необходима установка, задание, которое
"потребует" вдумчивого, осмысленного
чтения.
Вывод 2. "План помогает понять
текст… С одной стороны, чтобы планировать текст,
нужно его понять, с другой – планирование
углубляет понимание, т.к. при этом
систематизируется все, что было извлечено из
текста…". [2, с. 163].
4. Постановка вопроса – обозначенный путь к
пониманию
Задание. К выписанным трем ключевым
словам (или с ключевыми словами: верблюд, лев,
ребенок) составить вопросы, используя
вопросительные слова.
Кто… Как…
Что… Зачем…
Где…
Почему…
Когда… Каков (-а, -о)…
На составление вопросов и обсуждение в паре
отводится 15 минут.
Необходимо предупредить родителей о том, что
есть вопросы, ответы на которые имеются в тексте,
они связаны с пониманием содержания (фактологические
вопросы), вопросы, которые выталкивают на
размышления, к ответам на них надо прийти (проблемные
вопросы). Такие вопросы помогают осмыслить
проблематику текста, позицию автора.
Вопросы для обсуждения в группе:
- Прочитайте вопросы, которые помогут вспомнить
содержание текста (ответ на них есть в тексте).
- Какие вопросы направлены на понимание смысла
текста?
- Почему ответы на такие вопросы разные?
- Чему способствовали заданные вопросительные
слова?
- Отметьте то новое, которое появилось в вашем
понимании при составлении и обсуждении вопросов.
Вывод 3. Фактологические вопросы
нужны для проверки знания текста, фактов, цифр,
формул. Проблемные (концептуальные) вопросы
помогают выявить проблематику, оценку фактов,
явлений, определить личностную позицию.
Вывод 4. "Лучший способ понимания –
это самостоятельная постановка вопросов к
тексту и нахождение на них ответов". "А перед
взрослыми стоит очень трудная задача:
переключить ребенка с вопросов, обращенных к
кому-то, на вопросы к самому себе и тексту" [2,
стр. 85].
5. Лучше один раз увидеть
Задание. Представить текст
графически. Допускается использование рисунков,
символов, знаков, условных обозначений. Значение
имеет всё: месторасположение (верх, низ, центр,
задний план), группировка элементов, размер, цвет.
Работа в паре. Поменяться своими работами и
"прочитать" друг другу получившуюся
"картинку". Дополнить или дать другой
комментарий своей работы к услышанному.
Вопросы для обсуждения:
- Что общего и различного вы отметили в работах
пары?
- Что заметили при презентации вашей работы
собеседником по паре?
- Какой материал нуждается в графическом
представлении? Почему?
- Целесообразен ли это прием? Почему?
Вывод 5. Графические организаторы
– "инструменты для сбора информации, хранения
ее в долговременной памяти и наглядного
представления" [3].
6. В поиске концептов
Задание. Записать три главных вывода,
сделанных по тексту. Прочитать друг другу, можно
понравившимися мыслями дополнить свою работу.
Вопросы для обсуждения:
- Прочитать выводы, повторяющие авторскую мысль.
- Прочитать выводы, содержащие личные наблюдения
по проблеме.
- После того, как часть выводов озвучивается в
аудитории, предлагаем поразмышлять над вопросом:
какие учебные умения понадобились для
формулировки выводов.
Вывод 6. Запись тезисов, выводов,
ответов, перефразирование после знакомства с
информацией помогают запомнить, осмыслить,
оценить ее, определить личностную позицию,
увидеть перспективу применения.
Занятие рассчитано на 1,5 часа.
Ну что же, время потрачено было не зря.
В анкетах обратной связи отзывы были серьезные:
– "Полезно было все: как составлять план, как
помогать, а не подсказывать".
– "Получили очень нужную информацию,
особенная ценна практическая работа с
текстом".
– "Убедилась, что ребенку можно помочь, даже не
обладая какими-то особенными знаниями".
– "Умение выслушать – главная помощь
ребенку".
– "Вспомнила, что учиться – это работа, прежде
всего – его работа".
– "Раньше я объясняла (свои знания), указывала
на ошибки, слушала меньше".
В чем успех постижения? В коммуникации.
В процессе общения с текстом, собеседником,
самим собой отдельные смысловые отрывки
информации складываются в целостное понятие,
которое приобретается собственными усилиями.
Цель всех заданий – показать процесс
познания, тот универсальный механизм,
овладев которым ребенок сможет сам не только
отслеживать понимание и формировать его, но и
знать, что это путь постижения любой информации.
Например, в художественном тексте ключами
будут слова-символы, в научном тексте этими
ключами станут термины, формулы.
Какова роль родителей, учителей и
одноклассников в этом процессе?
Все та же – коммуникативная. Учение – в
общении.
В заключение, можно предложить в качестве
памятки записанные выводы всего занятия (Приложение 2). Их можно
пополнять, дописывать варианты заданий. Каждая
следующая встреча с родителями учащихся может
быть дальнейшим уроком: знакомство с разными
видами графических организаторов, работа с
текстом, вопросами, резюме.
Надеюсь, что подобные встречи будут полезны
всем, заинтересованным в средствах познания.
Литература:
- Журнал "Завуч", №8, 2002 г.
- Г. Граник, С.Бондаренко, Л.Концевая.
"Когда книга учит", М., 1988.
- И.Низовская. "Словарь программы
"Развитие критического мышления через чтение
и письмо", Фонд Сорос-Кыргызстан, Бишкек, 2003.
- Ф.Ницше. "Так говорил Заратустра".
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Родительское собрание в 6 классе "Как стать успешным"
Родительское собрание по теме «Как помочь ребенку стать успешным?»
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная работа: анкетирование воспитанников и родителей.
Цель: определение роли родителей в успехах детей.
Задачи:
- знакомство с понятием “успешный ребенок”;
- привлечение внимания родителей и воспитанников к проблеме успешности.
Процессуальный блок
Эпиграф собрания
“Как добиться успеха в жизни? Если желаете добиться в жизни успеха, сделайте настойчивость своим лучшим другом, опыт - мудрым советником, осторожность - старшим братом, а надежду - ангелом-хранителем”.Джозеф Аддисон
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя: Самое дорогое, что есть у человека – это дети. Кто из нас не мечтает, чтобы его ребенок был самым счастливым и успешным? Мы все надеемся, что именно так и случится – наши дети вырастут, и жизненный успех будет им сопутствовать.
Дети – это счастье, дети – это радость,Дети – это в жизни свежий ветерок.Их не заработать, это не награда,Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытанье.Дети, как деревья, сами не растут.Им нужна забота, ласка, пониманье.Дети – это время, дети – это труд.
.
Дети – это будто жизнь пошла сначала:Первые улыбки, первые шаги,Первые успехи, первые провалы.Дети – это опыт, дети – это мы. (Слайд 1. Презентация)
Воспитатель: Однако опыт показывает, что не все дети вырастают такими, какими нам хочется их видеть. “Как помочь ребёнку стать успешным?” - этот вопрос не один раз встает в жизни родителей и именно поэтому он стал темой нашей сегодняшней беседы.
(Слайд 2) Джим Рон, американский оратор, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни считает, что: “Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате”.
Его слова являются подтверждением афоризма Аристотеля, который говорил, что “Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь”. А это значит, что уже сейчас, в семье, мы помогаем нашим детям заложить фундамент успеха или неудачи.
(Слайд 3) Что такое успех? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова:
Успех, -а, м.
1. Хорошие результаты в работе, учёбе.
2. Общественное признание.
Успешный ребенок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей. В подростковом возрасте личностное общение выходит на первый план, а учеба отодвигается на второй. Именно в этот период особенно остро обнажаются проблемы успеваемости: в дневнике уныло выстраиваются тройки и двойки. (Слайд 4)
Как же родители могут помочь своим детям, ведь именно им принадлежит ведущая роль в воспитании детей? Предлагаю выслушать мнение всех сторон. С этой целью мы и организовали круглый стол, на котором присутствуют сегодня родители, учителя – предметники (представление учителей), психолог
Чтобы начать наш разговор, мы просим ответить на вопросы, которые нередко возникают в ходе учебной деятельности.
(выступление участников родительского собрания, обсуждение ситуаций)
СИТУАЦИЯ 1 (для родителей) (Слайд 5)
Ваш ребёнок получил двойку по литературе, оказывается, у него есть книга, которую изучают на уроке, но он не прочитал произведение. Ваши действия.
СИТУАЦИЯ 2 (для учителя)
На уроке литературы вы обнаруживаете, что домашнее задание выполнил только один ученик. План урока построен с учетом подготовки домашнего задания всеми учениками. Как вы будете реализовывать план урока?
СИТУАЦИЯ 3 (для родителей) (Слайд 6)
Вы обнаруживаете, что у вашей дочери низкие оценки по биологии, хотя по другим предметам, она учится успешно. Что вы предпримите?
СИТУАЦИЯ 4 (для учителя) Очередной раз вы обнаруживаете, что большинство ребят до сих пор не выучили теорему Пифагора. Без этих знаний объяснение нового материала урока будет нецелесообразно. Что вы предпримете?
СИТУАЦИЯ 5 (для родителей) (Слайд 7)
Вы решили проверить у ребёнка уроки и обнаружили, что он не выполнил задание по математике, потому что не знает, как решать задачу. За помощью к вам ребенок не обратился. Ваши действия?
Кл.руководитель: Ребята попытались ответить на вопросы анкеты, один из них звучал так: “Как вы думаете, что мешает вам быть успешным?”. Их ответы:
(Ответы детей)
Результаты анкетирования детей и родителей
Кл.руководитель: Что должен делать (сделать) человек, чтобы добиться успеха? На этот вопрос я отвечу притчей
Работа в группах: (ситуации)
3ситуация: Ваша дочь отказывается ужинать уже несколько дней. Мама выясняет, что она решила худеть, потому что в школе мальчик назвал её толстой. Как бы вы поступили?
И всё-таки, чем же мы можем помочь? Подсказкой. Если ребёнок рассказывает вам о конфликтах, не подливаёте масла в огонь, не возмущайтесь чрезмерно, но и не принимайте сторону врагов вашего ребёнка. Слова, поглаживания, мимика, жесты – это все воспитывает успех. Главное, чтобы он почувствовал, что вы его понимаете.
Существует такое утверждение, что жизнь прожита не зря, если построил дом, посадил дерево и вырастил ребенка.
___ Давайте мы с вами снова поработаем в группах и попробуем:
__ «Построить дом» (выбрать качества родителей успешного ребенка).
__ «Посадить дерево» (при каких условиях ребенок будет успешным)
Итак, для того, чтобы ваше взаимодействие с ребенком было эффективным, способствовало росту и развитию, стоит обратить внимание на пять принципов:
1. Принятие ребенка
2. Осознанность собственных действий
3. Систематичность и последовательность в отношении ребенка
4. Умение слушать и слышать своего ребенка
5. Готовность развиваться самому
6. СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР!
«Вырастить ребенка» (успешный ребенок – какой он)
По статистике, большинство людей определяет набор примерно таких качеств: уверенность в себе, ответственность за свою жизнь, умение общаться с людьми, сообразительность, энергичность, смелость, твердость характера, целеустремленность, умение любить и дружить, независимость, порядочность, надежность
Каждая группа делится продуктами своего труда.
Итог.
На доске сложилась одна картинка. Как помочь ребенку стать успешным?
(Слайд 8)
“Урок бабочки”
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
Почему? Ведь, казалось, человек хотел сделать благое дело?
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил.
Но я получил все, что мне было нужно.
Желаю каждому из вас достичь своего успеха в этой жизни.
(Обсуждение притчи, ребята получают текст притчи в подарок (Приложение)).
Вопросы для обсуждения: Почему бабочка не смогла летать? Во всем и всегда ли нужна помощь других людей? Когда за помощью нужно обращаться или принимать ее? Какой философский смысл этой притчи? Какой итог каждый из нас должен вынести из этой притчи? И т.д.
Кл. руководитель: Сегодня на нашем собрании присутствует школьный психолог. Он приготовил для нас мудрые советы на обсуждаемую сегодня тему, которыми хотел бы с нами поделиться.
Психолог: На слайде советы практикующего психолога Ольги Чуриковой, магистра социальной педагогики. (Слайд 9-10)
Чтобы помочь ребенку стать успешным:
1. Помните, что будущее наших детей начинается сегодня.
2. Применяйте позитивные утверждения, визуализацию, признание успехов, устранение негатива, в первую очередь, в своей жизни.
3. Выбирайте соответствующие слова, чтобы воздействовать на мысли и поведение ребенка. Говорите ему, что нужно делать, вместо того, какое поведение нужно прекратить.
4. Научите ребенка составлять короткие и простые позитивные утверждения и использовать их.
5. Используйте активное воображение ребенка для визуализации желаемого результата.
6. Признавайте успехи ребенка.
7. Помогите ребенку негативные мысли заменять позитивными.
(Родители получают памятки с советами психолога)
Итоги беседы.
Воспитатель: Для того, чтобы понять, почему ребёнок плохо учится, надо учесть ряд самых разнообразных обстоятельств, нужно разобраться, что происходит там, где вас нет. Встретиться с учителем и вместе выяснить причину неудач: может, у ребёнка есть пробел в знаниях, сложные взаимоотношения с одноклассниками и др. Затем вместе с ребёнком взяться за дело. Тогда ребёнок поймёт, что родители не только ругают, а хотят и могут помочь, что его успех – это и их успех тоже. (Слайд 11)
Марина Цветаева как-то сказала: “Успех – это успеть”. Несомненно, чтобы добиться успеха, необходимо все делать своевременно: учителям – учить, детям – учиться, родителям – жить вместе с детьми общими делами.
Хотите помочь ребёнку стать культурным человеком, овладеть суммой знаний, добиться успеха в школе и получить хорошую профессию? Попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.
Родитель: Я свяжу тебе жизнь...Из пушистых мохеровых ниток.Я свяжу тебе жизнь...Не солгу ни единой петли.Я свяжу тебе жизнь...Где узором по полю молитвыПожелания счастьяВ лучах настоящей любви...Я свяжу тебе жизнь...Из веселой меланжевой пряжи.Я свяжу тебе жизнь...И потом от души подарю.Где я нитки беру?Никому никогда не признаюсь.Чтоб связать тебе жизнь...Я тайком распускаю свою. (Слайд 12)
Воспитатель: Благодарю всех за участие. До новых встреч.
Список информационных ресурсов
“Дети – это счастье, дети – это радость”. Екатерина Соломатина (http://www.otcovstvo.info/ )
С.И.Ожегов. “Толковый словарь”. (http://www.ozhegov.org/)
“Урок бабочки”. ( http://www.youtube.com/watch?v=hersoG_eSpw&feature=fvw)
“Как помочь ребенку стать успешным” ( http://www.honeylady.ru/archives/152)
“Я свяжу тебе жизнь”. Валентина Беляева (http://www.stihi.ru/avtor/produkt)
Цитаты и афоризмы об успехе. (http://www.uspeh-tv.ru/uspeh-tv/zitaty/index.php/)
infourok.ru
Родительское собрание"Как помочь своему ребёнку учиться"
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
Форма проведения: круглый стол
Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:
Легко ли быть учеником?
Чтобы учение было успешным ...
Что обеспечивает успех урока?
Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
Что способствует повышению успеваемости дома?
Вступительное слово:
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.
(-Когда ты собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно!
- Почему ты дома не открываешь учебник?
- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)
Вопрос к родителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)
Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).
Вопрос к учителям:
- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.
Исходя из выше сказанного следует:
Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!
Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.
Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)
Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
Составьте план изучения предметов.
Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности
Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
multiurok.ru