Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Нужно ли отдавать ребёнка в школу с 6 лет? Можно ли ребенка отдать в школу в 6 лет


Стоит ли отдавать ребенка в школу с 6 лет

Прием в первый класс детей, не достигших к сентябрю шести с половиной лет, не допускается. Тех, кому больше шести с половиной, но меньше семи, школа может принять только после заключения психолого-медико-педагогической комиссии, если рост, вес, развитие психических функций и речи ребенка соответствуют его возрасту.Но это правило часто нарушается. Бывает, малышу еще и шести нет, а он уже идет в школу. Родители мальчиков считают: чем раньше сын получит среднее образование, тем больше будет у него шансов поступить в институт и не «загреметь» в армию. И забывают, что ребенок успешно справляется с нагрузками только когда он достиг физической и психической зрелости, достаточной для учебного процесса. А по данным врачей-гигиенистов, далеко не все нынешние дети готовы к обучению даже в семи- и восьмилетнем возрасте.

Сегодня чуть ли не у каждого ребенка в амбулаторной карте стоит диагноз: перинатальная энцефалопатия или синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. У почти 95% новорожденных различные функциональные нарушения, которые к школьному возрасту не всегда компенсируются.

Многие нынешние «подготовишки» затрудняются вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, зашнуровать ботинки, завязать бантик, расстегнуть и застегнуть крючки и молнии. И не потому, что их этому не учили. Здоровый ребенок сам многому учится: увидел, как кто-то что-то сделал, ему стало интересно, он повторил. Нормальный процесс. А вот другой хочет, да не может. Естественно, в школе у него сразу возникают проблемы с письмом, он пишет медленно, коряво, неаккуратно, потому что физическое состояние ребенка и его психические возможности очень тесно связаны.

Для того чтобы ребенок успевал в школе, у него должны быть хорошо сформированы двигательные навыки. Мелкая моторика – основа развития, и если она не развита, не стоит удивляться недоразвитию речи. Такие дети приходят в школу с убогим словарным запасом и не могут ничего пересказать. В некоторых регионах уже стало нормой, что ребенок начинает говорить не к полутора годам, а к трем и позже. Даже теорию придумали: мол, это такая особенность, не надо волноваться и подстраивать всех под один стандарт. А волноваться надо. И чем раньше, тем лучше. Потому что плохая моторика, недоразвитие речи, задержка психофизического развития – явления одного порядка. Нет речи, нет богатства восприятия окружающего мира, нет его постижения, которое необходимо для эффективного усвоения знаний. Если ребенок владеет только бытовыми терминами, а абстрактные, отвлеченные понятия ему недоступны, ни о какой хорошей учебе речь идти не может. Уже в третьем классе учебный процесс из наглядно-образного переходит в вербально-логический, абстрактно-логический. И эти дети, даже если они поначалу и успевали, программу средней школы уже не тянут.

Если родители неуспевающих или плохо успевающих учеников напрягутся и вспомнят, как шло двигательно-моторное развитие, то в большинстве случаев они припомнят, что ребенок почти не ползал. Сел, встал, пошел, спотыкаясь и падая. Поэтому одним из эффективных способов профилактики и даже исправления каких-то школьных трудностей является ползание… И в семь, и в десять лет можно встать на четвереньки и проползать весь пропущенный период. Желательно со специалистом.

Колоссальный урон нанесла мода на ходунки. Категорически нельзя впихивать ребенка в эти ходули! Понятно, очень хочется, чтобы малыш побыстрее встал и пошел, но это тот случай, когда торопиться не стоит. Вот ползание – совершенно необходимый этап. Потому что когда ребенок ползает, идет построение схемы тела, формирование межполушарных связей и различных уровней ствола мозга, выстраиваются перекрестная и горизонтальная функциональные связи. Благодаря активному потоку тактильных импульсов (к полу прикасаются и руки, и колени, и голень), согласованной работе мышц верхнего плечевого пояса и нижних конечностей определенным образом формируется позвоночник.

Физические нагрузки, безусловно, необходимы. Многие считают, что раз ребенок пошел в школу, все другие занятия – танцы, коньки или футбол – надо отбросить. Глубокое заблуждение. Особенно этим грешат родители хорошо успевающих учеников. И зря, потому что учебные и физические нагрузки адресуются к разным системам организма. Во время учебы происходит очень быстрое истощение левого полушария. А во время умеренных физических нагрузок, напротив, функциональная активность всех зон обоих полушарий мозга повышается. Давно известно: если родители хотят, чтобы ребенок справлялся с большими учебными нагрузками, физические нагрузки он должен получать пропорционально увеличивающимся. То есть, чем больше учится, тем больше должен заниматься физкультурой и спортом.

Когда ребенок получает адекватные двигательные нагрузки, внешнюю стимуляцию, с ним много общаются, гуляют и играют, тогда и закладывается фундамент для формирования нормальных высшых психических функций. Ни искусственно тормозить, ни искусственно подстегивать ребенка нельзя. Если малыш легко берет тот материал, который вы предлагаете, ну и слава Богу. Но когда в кроху с преобладанием чисто игровых интересов, да еще с гиперактивностью буквально впихивают знания, последствия самые печальные.

Такой ребенок не может остановиться, даже если он очень устал, не может сосредоточиться на каком-нибудь занятии, высидеть урок. У него могут быть прекрасные потенциальные возможности, но с предмета разговора, обучения он без конца как бы соскальзывает. У подобной рассеянности есть совершенно четкие причины. Как правило, высокая двигательная расторможенность связана с низким уровнем обменных процессов. Если по каким-то причинам функция печени нарушена, то общий уровень обмена веществ снижен.

Причина гиперактивности – и избыточная активизация гормонов роста. Из-за быстрого роста у ребенка случается дефицит кальция и железа, что в свою очередь ведет к ряду других обменных нарушений. Иногда двигательная расторможенность – следствие черепно-мозговой травмы или несформированности лобных отделов мозга, например, из-за злоупотребления родителями алкоголем. Психотравмирующие ситуации, кратковременные, но острые стрессы, посттравматический синдром тоже вносят свою устрашающую лепту. Синдром дефицита внимания, гиперактивность, повышенная агрессивность, неуравновешенность – вот далеко не полный перечень бед, сваливающихся на маленького ученика.

Проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности очень остра во всем мире. На Западе, пусть и не очень успешно, но пытаются с ней бороться. Скрининговые обследования показали: синдром дефицита внимания почти у трети учащихся. А мальчики одновременно еще и гиперактивны. Непоседливы, неусидчивы, болтливы, плохо слушают обращенную к ним речь, затрудняются выполнять инструкции. При такой расфокусировке учебный материал не усваивается. Тот же результат обучения и у ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания. Он может спокойно просидеть положенное время, но ничего не запомнить и не понять, так как слушал вполуха.

Такие дети в старших классах превращаются в самых трудных и неудобных учеников. Что с ними делать, учителя не знают. Ну создали коррекционные классы, стали их туда переводить. Однако, несмотря на малокомплектность, классы эти надежд не оправдали. Если бы в них собирали учеников с однотипными проблемами, то можно было бы выстраивать эффективные программы.

Все почему-то забывают, что ребенку нужно не только учиться, но еще и расти, развиваться, формироваться как личности. А у нас каждое ведомство тянет в свою сторону. Санитарные нормы, базовые учебные планы и школьные расписания не стыкуются. Разные специалисты пишут статьи, делают выводы, а для кого – непонятно. Педагоги меняют содержание образования, выдумывают новые приемы обучения, новые учебники, программы, несоразмерные с психофизическими особенностями учащихся.

Можно издать очень красивый учебник, но в состоянии ли ребенок его воспринять? Учебники двадцатилетней давности были гораздо доступнее для понимания. Система изложения в современных – ребенку попросту непонятна. Классическое преподавание подразумевало, что учитель объясняет классу новую тему, а затем дает задание, которое иллюстрирует разобранный материал – так называемое пассивное обучение. Потом в моду вошло активное: учащимся предлагается провести ряд экспериментов или даются задачи с условием: «Подумайте, как ее можно решить». Предполагается, что «методом тыка» ученики проанализируют ее и сами выйдут на правило или закон. Но подобные методы не всегда хороши даже в старших классах, не говоря уже о первоклашках.

Многие беды можно предотвратить. Но для этого нужны общие усилия медицины, образования и родителей. Прежде чем отправлять шестилетку в школу, папы и мамы должны очень хорошо подумать. Если ребенок уже учится, то поберечь его хотя бы в первый год. Пусть много двигается, бывает на воздухе, получает полноценное питание, достаточно отдыхает. Ребенок утром с трудом поднимается, капризничает, у него снизился аппетит, он не хочет общаться с друзьями? Значит, он хронически переутомлен. А физическое истощение неизбежно повлечет за собой снижение иммунного статуса, неврозы, нарушения школьной адаптации, отставание в учебе.

Шармина С.Л.

Источник: Газета http://ps.1september.ru/

olyesya.livejournal.com

Нужно ли отдавать ребёнка в школу с 6 лет? : Статьи

Благовещенские психологи бьют тревогу: все больше родителей хотят отдать детей в школу раньше положенного времени.Желающие усадить родное чадо за парту в шесть лет были всегда, однако в этом году уже наметилась тенденция.

- К нам все чаще приводят шести- и даже пятилетних детей с просьбой дать заключение, что ребенок готов к школе, - подтверждает детский психолог Алена Рязанцева. - Причин несколько. Самая распространенная - родительские амбиции. Маме очень хочется, чтобы ее малыш был уникальным, она спешит как можно раньше научить его считать, читать, а потом делает вывод: раз ребенок это все умеет, ему незачем «тратить время» на детский сад, пора идти в школу. Однако она не учитывает, что учебные навыки - только один из показателей готовности ребенка к школьной жизни. Не меньшее значение имеют психологическая, волевая, эмоциональная сферы, а также мотивация к обучению. Как правило, психологически ребенок становится готов к школе именно к семи годам.

Еще одна причина, по которой у родителей возникает мысль записать шестилетку в школу - возросшая плата за детский сад.

- У нас были клиентки, которые так и говорили: мне накладно платить за сад, дешевле отдать в школу, - приводит пример Алена Викторовна. - Мамы мальчиков нередко форсируют события, чтобы ребенок, окончив школу, успел поступить в вуз, прежде чем его заберут в армию. Нередко причиной становится тот факт, что ребенок крупный, выше сверстников на голову, и родители думают, что среди детей постарше он не будет выделяться, при этом опять же не учитывают его психологическую готовность.

И все-таки торопиться психологи не советуют. Преждевременное вступление в школьную жизнь может обернуться для малыша низкой успеваемостью, утомляемостью, отставанием и даже неврозом.

- Я на личном опыте убедилась, как важно дождаться эмоциональной готовности. Мой сын пошел в школу в 6 лет и 10 месяцев, казалось бы, всего два месяца до 7-летия, но со временем я поняла - он бы достиг лучших результатов, если бы мы подождали еще годик, - делится собственным опытом Алена Викторовна.

Конечно, есть дети, опережающие сверстников во всех планах, не только интеллектуальном, для них не составит труда справиться с учебной нагрузкой, но стоит помнить, что настоящих вундеркиндов - единицы.

- Перед непростым выбором оказываются родители зимних детей - тех, кто родился в ноябре, декабре, январе. К началу учебного года им больше 6,5, но меньше 7 лет. Тут все индивидуально. Если мама и папа сомневаются в правильности решения, можно сводить ребенка на диагностику к психологу, - советует Алена Рязанцева.

Дарья ДРУЖИНИНА.

my-madonna.ru

Стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет ? — Мы

Психологи утверждают, что именно семилетний (а для мальчиков – семь с половиной) возраст является оптимальным для поступления в школу, так как в возрасте семи лет в развитии ребёнка происходит очередной кризис, в результате чего он становится психологически более зрелой личностью.

Научные исследования показали, что благодаря определённому уровню зрелости мозга ребёнок ведёт себя в семь лет уже иначе, чем в шесть. В семь лет у большинства меняется доминирующее полушарие головного мозга с правого на левое и происходит определение или смена ведущей руки. То есть, именно после этих физиологических изменений происходят и психологические, которые решающим образом влияют на готовность ребёнка к школьному периоду.Ведущая деятельность шестилетнего (6,5-летнего) ребёнка – это игры. Как правило, это сюжетно-ролевые или социально-ролевые игры, т.е. это игры в папу, маму, воспитателя, доктора, любимых сказочных героев. В семь лет ребёнок тоже играет, но это уже игры, которые чему-то обучают. Узнавать что-то новое, увлечься этим процессом – характерно именно для семилеток. Ребёнок шестилетнего возраста будет делать то, что ему хочется, тогда как семилетний будет заниматься и потому, что «это надо».

Шестилетний ребёнок может вести себя очень непосредственно, т.е. он может на занятиях встать, подойти к соседу, может вообще сказать «я хочу домой» и выйти из класса. При этом образовательный процесс требует от него вовремя успевать на занятия, сидеть определённое время на уроках, не разговаривая и не отвлекаясь. Ребёнок  не может не подчиниться и возникает внутренний конфликт, который может вызвать психосоматические расстройства: капризность, раздражительность, нарушения сна, а так же могут возникать головные боли, боли в животе, тошнота.

Семилетний ребёнок уже в состоянии себя контролировать, он способен понять, зачем он пришёл в школу. Он умеет слышать и применять к себе требования учителя, адресованные всему классу. Есть ещё масса доводов в пользу семилетнего возраста.

Так какой же вывод? Во сколько лет идти в школу? Для нас он однозначен: идти в школу в 6 лет (или в 6,5) – рано! Предвижу вопросы: А как же раннее развитие? А чтение с пелёнок? А как воспитать вундеркинда? Отвечаю: мы стремимся, в погоне за мнимой «успешностью», обязательно воспитать из ребёнка гения, забывая, что гении рождаются один на десятки миллионов и гений обязательно себя проявит. Зачем пытаться обмануть природу? Ведь никому из нас не приходит в голову родить ребёнка на 3 или 4 месяца раньше, не ждать до девяти!

Да всё это ерунда, скажет кто-то. Если мой ребёнок в шесть лет уже умеет читать и писать и задачи решает за 2-й класс, какой смысл держать его ещё год? А если ждать год, то чем же целый год заниматься? Развивающими играми! Именно играми, направленными на развитие памяти и внимания, а так же рисованием, лепкой, конструированием, физическим развитием. Можно постепенно переходить к развивающим книгам и пособиям по развитию речи, логики, графических навыков. При выполнении заданий важно не вмешиваться и не исправлять ребёнка, если он не просит помощи. Если он попросил помочь, то не выполняйте за него, а именно помогите ему справиться.

Поддерживайте, хвалите, не перегружайте!

Посещение предшкольной подготовки в школе и развивающих центров для дошкольников позволит ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни. Отдать ли ребёнка в школу в шесть с половиной, решать Вам. Взвесьте все «за» и «против», определите, готов ли он, и прислушайтесь к тому, что подскажет Вам любящее родительское сердце.

 

miroditeli.com.ua