Родительское собрание чтобы ребенок учился с интересом 8 класс. Конспект родительского собрания на тему "Как помочь ребёнку всё успеть" (8 класс)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Родительское собрание в 8 классе "Чтобы ребёнок учился с интересом". Родительское собрание чтобы ребенок учился с интересом 8 класс


Родительское собрание Чтобы ребёнок учился

Родительское собрание в 8 классе:

«Чтобы ребёнок учился».

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи:

разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;

повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».

Ход собрания:

Вступление. Информационная часть.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?

(Беседа с родителями).

Таких реакций, как правило, две. Первая — это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста — учеба, для подростков – общение.

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться?

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью — учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация — близкий результат — вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?

Сравнительный анализ анкет учеников и родителей.

В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре позиции, можно сделать следующие выводы.

1) В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 10% , позитивно — ситуационно 30%, индифферентному — 50%, негативному — 10% учащихся.

2) Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 10% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 30%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 40% учащихся и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 15% детей.

3) Третья позиция — общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 25% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 20% учащихся.

4) Четвёртая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15% учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 30% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для 20% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 20% учащихся. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а — 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое

Подведение итогов. Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.

Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя.

Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.

Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Рекомендации для родителей:

Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.

Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.

Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.

Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.

У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

Задавайте вопросы вместо приказаний.

Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.

Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.

Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

Решение родительского собрания.

Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.

Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).

Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям.

Памятка для родителей.

Установить контакт с ребенком.

Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

Иметь четкий распорядок дня.

Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

Сделать период включения в работу минимально коротким.

Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить контакт с ребенком?

устранить все, что порождает конфликт;

перестать читать нотации;

не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

относиться сдержанно к школьным неудачам

интересоваться, чем живет ваш ребенок;

постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

родители должны сами предлагать помощь;

помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

не позволять отвлекаться на посторонние дела.

"

"

aplik.ru

Родительское собрание в 8 классе "Чтобы ребёнок учился с интересом".

Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребёнка и его успеваемость в школе.

4.Рекомендации родителям.

Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и вы теперь знаете: как будет ваш ребёнок ходить в школу , с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Воспользуйтесь советами Д.Карнеги «Девять способов ,как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

1.Начинайте с похвалы и признания достоинств ребёнка.

2.Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

3.Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

4.Задавайте вопросы вместо приказаний.

5.Давайте возможность ребёнку спасти своё лицо.

6.Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

7.Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8.Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток , который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9.Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Следите, чтобы ребёнок вовремя ложился спать.

Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает.

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Если в школе произошёл конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все подробности.

Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей.

Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.

Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.

Подведение итогов.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и отношения с ним. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, он должен реализовать себя. Мы хотим , чтобы у наших детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат.

Решение родительского собрания:

Родителям проводить больше времени с детьми и разработать программу действий по решению возникших проблем.

Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов школы.

Тест для родителей «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»

www.prodlenka.org

Сценарий родительского собрания "Чтобы ребёнок учился с интересом"

Родительское собрание

«Чтобы ребёнок учился с интересом»

Задачи:

  • проинформировать родителей о проблемах успеваемости и снижения познавательного интереса у некоторых учащихся;

  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной активности детей;

  • побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному досуговому времяпрепровождению;

  • расширить знания родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми.

Структура и содержание собрания:

  1. Вступительное слово преподавателя о теме и задачах родительского собрания и о результатах анкетирования детей (Приложение 1)

Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети стали успешными людьми. Сейчас главный их труд – учёба. Отметки, которые они получают, - это оценка их труда. Не всегда эти оценки радуют нас и вас. Дети должны стремиться к успеху, а мы – преподаватели и родители - должны создавать для них ситуацию успеха, поддерживать в детях интерес к учёбе. Как это сделать лучше? Как сохранить с детьми дружеские отношения? Как остаться для них авторитетными людьми? Что делать, чтобы дети нам доверяли? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

  1. Анкетирование и тестирование родителей (Приложения 2-4).

  2. Рекомендации для родителей

Итак, мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет учиться ваш ребёнок – с удовольствием или неохотой, - зависит не только от преподавателей, но и от вас, родителей. Давайте попробуем найти решение проблемы.

Вариант 1

Выведите ребёнка на разговор о том, что он изучает сейчас в музыкальной школе. Расскажите, как учились вы сами, сравните, как занимались музыкой вы и как готовится к занятию он. Если у ребёнка что-то не ладится, докажите личным примером, что трудные задания выполнять интереснее. Возьмите за правило слушать игру ребёнка по вечерам после работы, а в выходные можно устраивать дома импровизированный концерт.

Вариант 2

В воспитании детей вам могут помочь следующие заповеди:

  • Не унижайте своего ребёнка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог?», «У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

  • Не угрожайте: «Если ты ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь!». Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его нас бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

  • Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, дело – совсем другое.

Вариант 3

У психологов есть понятие «тактильный голод» - это дефицит любви родителей. Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, поглаживайте его по голове, пожимайте ему руку, ласково тормошите. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

Вариант 4

Возьмите на заметку:

  • Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

  • Пусть ребёнок видит Ваш интерес к заданиям, которые он получает, книгам, нотам, которые приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора или компьютера.

  • Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми его подробности.

  • Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Учите ребёнка выражать своё мнение.

  • Принимайте по возможности участие в проблемах детей, в их решении. Рассказывайте случаи из собственной жизни. Это укрепляет доверительные отношения.

Вариант 5

Воспользуйтесь советами Д.Карнеги из книги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

  • Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

  • Обращая внимание на ошибки детей, делайте это в косвенной форме.

  • Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

  • Задавайте вопросы вместо приказаний.

  • Дайте возможность ребёнку спасти «своё лицо».

  • Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

  • Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

  • Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который Вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

  • Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что Вы ему поручили.

  1. Подведение итогов

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Нужно убедить ребёнка в необходимости стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, преподаватели и родители, - союзники в этой работе. Великий педагог Ж.Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникало проблем с успеваемостью, чтобы они не проявляли нежелания учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей.

  1. Решение родительского собрания

После принятия решения раздаются памятки о формах общения родителей с детьми.

Приложение 1

Анкета для учащихся

Поставьте знак (+) в одной из граф ответа

Да

Нет

Иногда

Отчасти

  • Интересуются ли родители Вашей учёбой, проблемами, Вашими взаимоотношениями с учителями?

  • Обсуждаете ли Вы с родителями прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи?

  • Бываете ли Вы вместе с родителями в кино, в театрах, на выставках и пр.?

Приложение 2

Анкета для родителей

Поставьте знак (+) в одной из граф ответа

Да

Нет

Иногда

Отчасти

  • Интересуетесь ли Вы учёбой детей, их проблемами, взаимоотношением с учителями?

  • Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи?

  • Бываете ли Вы вместе с детьми в кино, в театрах, на выставках и пр.?

Подведём итоги.

За каждое «да» - 2 балла; «иногда», «отчасти» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.

Более 24 баллов: Ваши взаимоотношения с детьми можно считать благополучными.

От 12 до 24 баллов: Ваши взаимоотношения с детьми можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 12 баллов: контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Приложение 3

Тест 1. «Какой Вы родитель!»

Отметьте знаком (+) те фразы, которыми Вы часто пользуетесь в своей семье

1.

Сколько раз тебе повторять!

2.

Посоветуй мне, пожалуйста!

3.

И не знаю, что бы я без тебя делал(а).

4.

И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!

5.

Какие у тебя замечательные друзья!

6.

Ну на кого ты похож(а)!

7.

Вот я в твоё время…

8.

Ты – моя опора и надежда!

9.

Ну что за друзья у тебя!

10.

О чём ты только думаешь?

11.

Какой(ая) ты у меня умница!

12.

А ты как считаешь, сынок (дочка)?

13.

У всех дети как дети, а ты?!

14.

Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе по 2 балла за ответы 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13; по 1 баллу за все остальные ответы

Итак:

  • 7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок Вас уважает и любит.

  • 9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок Вас уважает, но не всегда откровенен с Вами.

  • 11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

  • 13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Уделяйте ему больше времени.

Приложение 4

Тест 2. «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»

1. Сколько новых предметов у Вашего ребёнка в этом учебном году?

А) четыре

Б) три

В) два

2. Всех ли учителей, работающих с Вашим ребёнком, Вы знаете?

А) знаю всех

Б) знаю половину

В) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз Вы просматриваете тетради (учебники_ Вашего ребёнка ради интереса?

А) постоянно

Б) 1 раз в месяц

В) ни разу

4. Если Вы обнаружили, что ребёнок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и Вы не способны ему помочь, что Вы будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям

Б) пойду к директору

В) заставлю ребёнка более серьёзно учить предмет

5. Знаете ли Вы интересы (увлечения) своего ребёнка?

А) да, знаю

Б) частично

В) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли Вы, где и с кем Ваш ребёнок проводит свободное время?

А) да

Б) иногда

В) нет, но догадываюсь

Подведём итоги.

  • Если лидирует ответ А). Вы знаете, что ребёнок нуждается в Вашей помощи.

  • Если лидирует ответ Б). Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учёбой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности Вашего ребёнка.

  • Если лидирует ответ В). Вы вместе с другими членами Вашей семьи должны помочь ребёнку.

8

kopilkaurokov.ru

Родительское собрание "Чтобы ребёнок учился" (8 кл)

Родительское собрание в 8 классе:

«Чтобы ребёнок учился».

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи:

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;

  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».

Ход собрания:

  1. Вступление. Информационная часть.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?

(Беседа с родителями).

Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста - учеба, для подростков – общение.

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться?

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?

  1. Сравнительный анализ анкет учеников и родителей.

В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре позиции, можно сделать следующие выводы.

1) В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 10% , позитивно - ситуационно 30%, индифферентному - 50%, негативному - 10% учащихся.

2) Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 10% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 30%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 40% учащихся и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 15% детей.

3) Третья позиция - общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 25% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 20% учащихся.

4) Четвёртая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15% учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 30% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для 20% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 20% учащихся. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а - 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое

  1. Подведение итогов. Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.

Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя.

Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.

Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Рекомендации для родителей:

  1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.

  2. Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

  3. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.

  4. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

  5. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.

  6. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

  7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.

  8. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.

  9. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

  10. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:

    1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

    2. Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

    3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

    4. Задавайте вопросы вместо приказаний.

    5. Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.

    6. Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.

    7. Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

    8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

    9. Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

  1. Решение родительского собрания.

  • Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.

  • Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).

  • Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям.

Памятка для родителей.

  1. Установить контакт с ребенком.

  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

  3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

  4. Иметь четкий распорядок дня.

  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.

  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;

  • перестать читать нотации;

  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

  • относиться сдержанно к школьным неудачам

  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;

  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

  • совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

  • родители должны сами предлагать помощь;

  • помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

infourok.ru

Родительское собрание "Чтобы ребенок учился"

Родительское собрание в 8 классе:

«Чтобы ребёнок учился».

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи:

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;

  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».

Ход собрания:

  1. Вступление. Информационная часть.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?

(Беседа с родителями).

Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста - учеба, для подростков – общение.

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться?

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?

  1. Сравнительный анализ анкет учеников и родителей.

В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре позиции, можно сделать следующие выводы.

1) В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 10% , позитивно - ситуационно 30%, индифферентному - 50%, негативному - 10% учащихся.

2) Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 10% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 30%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 40% учащихся и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 15% детей.

3) Третья позиция - общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 25% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 20% учащихся.

4) Четвёртая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15% учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 30% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для 20% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 20% учащихся. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а - 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое

  1. Подведение итогов. Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.

Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя.

Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.

Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Рекомендации для родителей:

  1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.

  2. Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

  3. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.

  4. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

  5. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.

  6. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

  7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.

  8. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.

  9. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

  10. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:

    1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

    2. Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

    3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

    4. Задавайте вопросы вместо приказаний.

    5. Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.

    6. Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.

    7. Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

    8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

    9. Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

  1. Решение родительского собрания.

  • Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.

  • Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).

  • Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям.

Памятка для родителей.

  1. Установить контакт с ребенком.

  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

  3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

  4. Иметь четкий распорядок дня.

  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.

  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;

  • перестать читать нотации;

  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

  • относиться сдержанно к школьным неудачам

  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;

  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

  • совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

  • родители должны сами предлагать помощь;

  • помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

infourok.ru

Родительское собрание "Чтобы ребенок учился". 8 класс

Родительское собрание в 8 классе:

«Чтобы ребёнок учился».

Цель: актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи:

 

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей  в «трудных ситуациях».

 

Ход собрания:

 

  1. Вступление. Информационная часть.

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких  детей учебный материал  запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов  и заданий  получают удовлетворительные оценки.

 

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?

(Беседа с родителями).

Таких реакций, как правило, две. Первая - это  искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.  Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо:  кто-то же  знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам:  игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие   психических функций и способностей. Для дошкольного возраста  ведущим видом   деятельности является игра, для ребят школьного возраста  - учеба, для подростков – общение.

Почему в 8 классе подростки не хотят учиться?

Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой?  Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех,  кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать.  Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет,  не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания.  Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем  у нас в классе?

 

  1. Сравнительный анализ анкет учеников и родителей.

 В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти  вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав  все четыре позиции, можно сделать следующие  выводы.

1) В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе  соответствуют 10% , позитивно - ситуационно 30%, индифферентному - 50%, негативному - 10% учащихся.

2)  Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 10% учащихся  обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 30%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для  40% учащихся и познавательные интересы исчерпываются  только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 15%  детей. 

3) Третья позиция  - общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется  любознательностью, переходом к творческой деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития  интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 25% учащихся; отсутствует  ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения  выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 20% учащихся.

4) Четвёртая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15% учеников  характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы  в зависимости от ситуации обладают 30% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для  20% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 20% учащихся.  На основании  вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а - 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое

  • Подведение итогов. Рекомендации для родителей.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности,   он  и в школьном возрасте   без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть  трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.

Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя.

 Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.

Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит  пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Рекомендации для родителей:

  1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.
  2. Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
  3. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
  4. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
  5. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.
  6. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
  7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.
  8. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.
  9. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
  10. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
    • Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
    • Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
    • Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
    • Задавайте вопросы вместо приказаний.
    • Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
    • Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.
    • Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
    • Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
    • Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

  1. Решение родительского собрания.
  • Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.
  • Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
  • Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

В заключении выдается памятка родителям.

 

Памятка для родителей.

  1. Установить контакт с ребенком.
  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
  3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
  4. Иметь четкий распорядок дня.
  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.
  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Как установить  контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;
  • перестать читать нотации;
  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
  • относиться сдержанно к школьным неудачам
  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;
  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
  • совместно планировать бюджет.

 Как организовать  помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
  • родители должны сами предлагать помощь;
  • помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

 

triapitsina2016-shat-sch2.edumsko.ru

Конспект родительского собрания на тему "Как помочь ребёнку всё успеть" (8 класс)

Родительское собрание по теме «Как помочь ребёнку всё успеть?»

Цель: помочь родителям научить своих детей правильно распределять своё время, подобрать наиболее подходящее для их ребёнка расписание.

Ход собрания

Перед началом собрания родители заходят в кабинет и выбирают цветную цветной. Соответственно цвету они занимают места в группах. Случайный выбор разделил их на группы.

  1. Вступление

Будни школьника обычно складываются из трех частей: занятия в школе, выполнение домашнего задания и свободное время до прихода родителей с работы. Однако чаще всего ребенок вторую половину дня использует без большой эффективности. Он не чувствует времени, не обучен планировать и не мотивирован на учебу.

Все время после школы среднестатистический школьник проводит в приятном безделье. В лучшем случае он гуляет во дворе, дыша свежим воздухом, но чаще сидит у компьютера или телевизора, изредка прерываясь на приготовление домашнего задания. Об обеде никто не вспоминает, ведь можно перекусить чем-то менее трудоемким, что не нужно разогревать и потом мыть посуду. Вот так и пропадает безо всякой пользы часть жизни современного школьника.

Как правильно организовать время школьника? Сегодня мы поговорим об этом и постараемся помочь нашим детям.

  1. Итоги анкетирования учащихся

За неделю до собрания в классе было проведено анкетирование, для того, чтобы выявить проблемы, с которыми сталкивается школьник при выполнении домашнего задания и составления своего расписания.

Большинство детей считают, что они тратят достаточно времени на подготовку к уроку и хорошо планируют своё время. Но, когда смотришь на результаты срезовых работ, контрольных и проверочных, то результатов не замечаешь. Хорошо, что наши дети так самоуверенны, но большинство просто не хотели показаться глупыми и ответили так, как нужно, как мы, взрослые, этого хотели.

Итак, проблема в следующем: Почему школьные результаты не соответствуют затраченному на подготовку к урокам времени?

Наша задача сегодня помочь нашим детям, научить их рационально использовать своё время.

  1. Работа в группах

Родители работают в группах. Всего три группы.

Вначале все в группах отвечают на одинаковые вопросы и затем ответы обсуждаются. Родители пытаются встать на место ребёнка и понять его проблему.

Родители отвечают на следующие вопросы:

1.Сколько времени тратят ваши дети на выполнение домашнего задания?

2.Как вы думаете, сколько времени дети должны тратить на выполнение домашнего задания?

3.Сколько времени тратят дети на свои интересы?

4. Приём «Вертушка»

Далее родители в этих же группах перемещаются от одного стола к другом. На столах лежат листы формата А3, написаны вопросы, на которые отвечают родители, через каждые 5 минут группы пересаживаются за другой стол, где их ждёт следующий вопрос и т.д. Таким образом каждая группа предлагает свой вариант ответа. Затем классный руководитель вывешивает эти листы на доску, читает ответы и делает вывод.

Вопросы для обсуждений в группах:

  1. Почему потраченное время не соответствует школьным результатам ребёнка?

  2. Почему дети не могут правильно распределить своё время;

  3. Какие приёмы планирования времени вы знаете?

После обсуждения классный руководитель делает вывод о том, что одна из главных причин неуспеваемости – это неумение планировать своё время. Но родители предлагают традиционные способы планирования времени, которые не всегда интересны ребёнку. Есть интересные формы составления расписания, в том числе и игровые. С такими техниками планирования своего времени я и хочу вас сейчас познакомить. Давайте разберём несколько приёмов тайм-менеджмента и научим наших детей рационально использовать своё время.

5.Работа в группах

Родители работают по группам. Каждой группе предлагается изучить два приёма экономии времени и применить его на практике: составить расписание дел своего ребёнка.

После обсуждения и составления списка дел каждая группа выступает и делится новой техникой.

Техника №1

Список дел

Дел у наших детей — вагон и маленькая тележка. Чтобы с ними справиться, нужно их обозначить. Не заводите для этого блокнот, так как в него ребенок все-равно заглядывать не будет. Используйте лист А4 или даже А3, на котором прочертите горизонтальную линию чуть выше середины листа, и вертикальную линию посередине на нижней части листа. У вас получилось 3 части (одна больше и две поменьше). Накануне вечером вместе с ребенком запишите все его предстоящие на завтра дела списком: на большей части — школьные, на других — домашние, и внешкольные (кружки и секции). Ученик начальной школы может зарисовать свои дела, так ему будет гораздо интереснее. Записывая дела, формулируйте их исходя из вопроса «что нужно сделать?», т.е. не просто «реферат по географии», а «подготовить реферат по географии», таким образом, у ребенка формируется навык ориентации на результат. Для дел, имеющих фиксированное время в течение дня (уроки и кружки) указываем их время. Также обязательно укажите время обеда, ужина и отхода ко сну. Для прочих дел время фиксировать необязательно, так как сделать их можно в разное время. Повесьте список на видное для ребенка место — холодильник или стенку шкафа. По мере выполнения дел, научите ребенка ставить галочку рядом с законченным делом. Что еще важно? Наша задача, как родителя, помочь сформировать расписание ребенка так, чтобы у него оставалось свободное время. Если он посещает несколько кружков, они должны быть равномерно распределены в течение недели и хотя бы один день должен быть свободным. Обсудите с ребенком те промежутки времени, когда он может делать все, что захочет, когда может пригласить друга в гости, пойти гулять, даже поиграть в планшет, и т.п. Такое время должно быть обязательно и не только после обеда в воскресенье, а каждый день. Именно в свободное время развивается творческий потенциал ребенка, и происходят открытия. И хвалите ребенка. Самоорганизация — это титанический труд даже для взрослого человека. Хвалите и награждайте ребенка за те дела, которые он успел сделать, и не ругайте за те, что пропустил.

Техника №2

Расставляем приоритеты (как выбрать главное из главного)

Самое простое, что можно предложить младшему школьнику при распределении — это разделить их по принципу ВАЖНОЕ и НЕВАЖНОЕ. В каждом списке дел (школьные, домашние и внешкольные) будут важные и неважные дела. Так, в школьных делах, важным будет выполнение домашнего задания на завтра, подготовка к контрольной, выполнение совместной поделки с одноклассниками, чтобы не подвести их и т.п. В домашних делах — сходить в магазин, пропылесосить, если того просила мама. Во внешкольной работе — домашние задания по тем кружкам, которые посещает ребенок. При составлении списка дел учитывайте их важность и ставьте их первыми или выделяйте красным цветом, а неважные — отправляйте в конец списка. Для старших же школьников можно ввести дополнительно понятие — СРОЧНО. Нужно научить ребенка сравнивать дела на: А — «важные и срочные» (например, завтра нужно сдать реферат), В — «важные и несрочные» (сделать доклад на понедельник), С — «срочные, но неважные» (почистить клетку канарейке), и D — «несрочные и неважные» (посмотреть мультик). Соответственно, дела выполняются в порядке А, В, С, D. Расстановка приоритетов нужна для того, чтобы ребенок сумел справляться с большим количеством дел, и не попадал в стрессовые ситуации, когда все кажется важным и срочным.

Техника №3

Песочные часы или слон

Бывает так, что ребенку задают объемное домашнее задание, которое нужно делать в течение недели. Единственный — заниматься по чуть-чуть каждый день. Чтобы занятия не были утомительными, используйте песочные часы на 15 или 20 минут. Песочные часы будут показателем того, что задание конечно и, поглядывая на них, ребенок будет понимать, что время скоро закончится, и тем самым будет стараться в него уложиться. Эта техника называется «Слон», что значит разделить большого слона (то есть дело) на мелкие части. Кстати, откроем вам секрет. На любой урок тратится ровно столько времени, сколько на него отводится. Если вы ставите ребенку часы на 20 минут и говорите, что после задания он сможет заняться кое-чем интересным, то оно абсолютно точно будет сделано за это время. Если вы позволяете ребенку делать задания «в свободном режиме», то он может делать их часами, выводя вас из равновесия.

Техника №4

Съешь лягушку, пока она не ускакала

В тайм-менеджменте есть такое противное понятие, как «съесть лягушку». Оно как будто придумано специально для детей, потому что когда дети о нем узнают, оно их очень забавляет и тем самым отлично запоминается. Скользкие лягушки — это самые нелюбимые и нудные дела, которые мы все стремимся отложить на долгое потом. У детей это, как правило, школьные задания и обязательные домашние дела. Так вот суть техники в том, чтобы эти самые дела поставить в приоритет и сделать как можно скорее — «съесть лягушку». Потому что если этого не сделать, а дать лягушке «ускакать», то от этого становится только хуже, ведь проблема остается, увеличивается и портит настроение. Важно также показать детям, что эти дела конечны — использовать опять-таки песочные часы или превратить их в соревнование. Выполнение простых техник тайм-менеджмента сделает жизнь наших детей более упорядоченной, позволит им больше времени проводить за любимыми делами. И тогда детство запомнится им как веселое и счастливое время, а не череда домашних заданий и уроков. Не перегибайте палку, инструменты должны остаться инструментами, делая жизнь проще и интереснее. Планируйте семейные дела вместе с — отпуск, поход, театр, прогулки на — тогда у него будет пример перед глазами и понимание для чего нужные все эти важности и срочности.

Заключение

Сегодня мы с вами выявили проблему, из-за которой наши дети не всегда успевают выполнить в срок домашнее задание. Мы рассмотрели разные пути решения этой проблемы.

Помогите своему ребёнку, подскажите ему, как правильно распределять своё время. И главное, будьте для него примером, а, значит, и сами экономьте своё время.

infourok.ru