Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития (стр. 1 из 2). Занятие с ребенком с зпр 5 лет


Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 5-ти лет.

Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 5-ти лет.

Тема: «Развивалка».

Цель: формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков, развитие психических процессов дошкольника.

Время: 1 академический час.

Материал: бумага формата А 4, лист бумаги формата А4 с заготовкой бус, картинки, кубики, цветные карандаши, простой карандаш, бланки к тестовым заданиям, цветная бумага, клей, ножницы, краски.

1. Упражнение «Здравствуйте, гости!».

Цель: установление доверительных отношений, настрой на совместную деятельность.

Техника проведения: обучающемуся предлагается выполнить пальчиковую гимнастику.

Инструкция: ладони обеих рук прижаты друг другу. Мама – указательный палец, ребенок – мизинец, гости – безымянный и средний. Слушай стишок и выполняй.

Мама, мама! (постукивание мизинцем),

Что, что, что? (постукивание указательным),

Гости едут! (постукивание мизинцем),

Ну и что? (постукивание указательным),

Здравствуйте, здравствуйте (постукивание безымянным и средним пальцами),

Чмок, чмок, чмок.

Здравствуйте, здравствуйте,

Чмок, чмок, чмок.

Анализ:

Понравилось ли?

Какое настроение?

Готов ли продолжать работу?

2. Упражнение « Бусинки настроения».

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой бус, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой бус. Задача обучающегося, окрасить одну из бусинок в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением бус. Раскрась вторую слева бусинку в цвет своего настроения. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение? Раскрась!

3. Упражнение «Буква имени».

Цель: расширение представлений обучающегося о себе, развитие эмпатии, доверительных отношений.

Материал: шаблон с буквой, карандаш.

Техника проведения: ребенку предлагается заштриховать первую букву своего имени.

Инструкция: перед тобой печатная буква «В». Заштрихуй ее по образцу и вырежи по контуру.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Трудно ли было придумывать?

4. Упражнение «Слова длинные и короткие».

Цель: развитие внимания, речи, математические представления.

Материал: бланк, кубики.

Техника проведения: предлагается найти длинные и короткие слова.

Инструкция: давай выложим слова. Лук. Сколько букв в слове? Три. Поставь столько же кубиков. Какое оно длинное или короткое. И так с каждым словом.

5. Упражнение «Закрой лишнюю картинку».

Цель: развитие мышления.

Материал: картинка и карточки.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку. Закрой лишний предмет. Почему?

6. Упражнения «Линии» (работа с песком).

Цель: развитие мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.

Материал: песок.

Техника проведения: обучающемуся предлагается порисовать на песке.

Инструкция: порисуем по песочку. Нарисуй толстую и тонкую линию. Как ты это сделаешь? Нарисуй длинную и короткую линию. Нарисуй цифры от 1 до 5.

7. Упражнение «Перенеси фигуру».

Цель: развитие внимания. 

Материал: бланк.

Техника проведения: ребенку предлагается перенести фигуру на новое место.

Инструкция: посмотри внимательно и перенеси фигуру на новое место.

8. Упражнение «Выложи из спичек».

Цель: развитие анализа и синтеза.

Материал: спички.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает из спичек выложить предметы по образцу.

Инструкция: посмотри на картинку и выложи из спичек такую же лодку (флажок, песочные часы).

9. Упражнение «Разложи».

Цель: развитие внимания, мышления и расширение знаний об окружающем мире.

Материал: картинки.

Техника проведения: предлагается разложить картинки на группы (одежда и головные уборы), затем соотнести предметы с временами года.

Инструкция: рассмотри картинки. Разложи картинки на группы. Что общего у этих предметов? Как их назовешь, одним словом? Вспомни времена года. Перечисли их. Скажи, для какого времени года пригодится рубашка и панама и т.д.?

10. Разминка «Лезгинка».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, активизация мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Техника проведения: ребенку предлагается повторить упражнения, предложенные педагогом-психологом. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом-психологом, а затем самостоятельно по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Вторую часть упражнения ребенок повторяет за педагогом-психологом, выполняя движение каждым из пальцев руки.

Инструкция: выполним следующие задания. Мы складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 8-10 смен позиций. Постепенно ускоряемся, если получается.

11. Обратная связь.

Цель: узнать мнение участников о занятии.

Анализ:

Самое интересное упражнение?

Что понравилось больше всего?

С какими трудностями вы столкнулись?

12. Упражнение « Бусинки настроения».

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой бус, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой бус. Задача обучающегося, окрасить одну из бусинок в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с раскрашенной второй бусинкой. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение и раскрась пятую слева бусинку в цвет своего настроения. Какое у тебя настроение?

13. Упражнение «Доска достижений».

Цель: развитие групповой сплоченности, доверия, доброго внимательного отношения друг к другу.

Материал: бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, смайлики, ножницы.

Техника проведения: ребенку предлагается на листе бумаге выбрать и приклеить себе оценку.

Инструкция: посмотри много разных смайликов. Улыбчивые и грустные. Как ты сегодня поработал, как ты думаешь? Выбери соответствующий смайлик. Доволен ли ты своей работой? Оцени себя, и я тебя оценю. Наклеим оценки вместе.

infourok.ru

Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития

Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой

гуманитарный факультет

О тделение психологии

ПРЕДМЕТ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Выполнила студентка

3 курса заочного (ускоренного) отделения

Полуханова А.А.

Преподаватель:

Бучацкая М.В.

Москва

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

(ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.

МЕДИЦИНСКАЯ

На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

· Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

· Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

· Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

· Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

· ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.

· ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

mirznanii.com

Конспект занятия по коррекции психических процессов у детей с ЗПР старшей группы (5-6 лет) на тему «Путешествие в лес»

3

Конспект занятия по коррекции психических процессов у детей с ЗПР старшей группы (5-6 лет)

Тема «Путешествие в лес»

Цель: развитие восприятия, зрительной памяти, слухового внимания, мышления, эмоций, общей и мелкой моторики.

Оборудование: картинки с лесными жи­вотными.

1. Приветствие.

Поприветствуем друг друга и подарим улыбки.

2. Развитие вербального мышления.

Психолог. Я знаю, что вы любите путешествовать. Хотите сегодня отправиться в путешествие?

Дети. Хотим.

Психолог. Я предлагаю отправиться в путешествие в зимний лес. А дорогу нам покажут лесные жители дикие животные. А какие вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки.

3. Развитие воображения, мимики, жестов, пантомими­ки, коммуникативности.

Психолог произносит загадку про лесных животных. Дети, после того как ее отгадывают, превращается в лесного зверя и изображает его, имитируя характерные жесты и ми­мику.

Психолог. По завалам и оврагам

Ходит он хозяйским шагом,

Любит он пчелиный мед

И малину с веток рвет. Ребенок: - Медведь.

Психолог (выставляет картинку, с изображением медведя). Дети превратились в медведей. Они идут по лесу, раздвигают лапами ветки, ищут малину или пчел.

Психолог с помощью характерных движений изобража­ет медведя.

Психолог: А что любит кушать медведь?

Дети: Малину, мед.

Психолог произносит загадку.

Психолог. Маленький хвостик, похож на пампушку,

Мягкие, чуткие, длинные ушки.

Прыг-скок по лесу...

Кто? Угадай-ка?

Кто там под елочкой спрятался?

Ребенок. Заяц (зайка).

Психолог (Выставляет картинку с изображением зай­ца). Дети превращаются в зайцев-трусишек, которые всего боятся, прячутся ото всех и в случае опасности старается побыстрее убежать. Психолог с помощью характерных движение изображает зайца.

Психолог про­износит загадку.

Психолог. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком.

Ребенок. Волк.

Дети превращаются в лесно­го зверя и изображает его, имитируя характерные жесты и мимику.

Психолог (выставляет картинку с изображением вол­ка). Психолог с помощью характерных движений изобража­ет волка (брови нахмурены, глаза прищурены, рот от­крыт, и видны зубы).

Психолог про­износит загадку.

Психолог. Зверь этот рыжий в лесу проживает.

Тихо ступает, зайцев пугает.

Пел колобок у него на носу,

Все вы, конечно, узнали...

Ребенок. Лису.

Дети превращаются в лесно­го зверя и изображают его, имитируя характерные жес­ты и мимику.

Психолог (выставляет картинку с изображением лисы).

В гости к нам пришла лиса,

Очень хитрая она.

Там, где лисонька прошла,

Пушистым хвостиком следы все замела.

Психолог с помощью характерных движений изобража­ет лису.

4. Развитие общей моторики.

Психолог. Побывали мы в лесу,

Превращались в зайца и медведя,

В волка и лису.

Превратимся мы опять

В веселых озорных ребят.

Дети прыгают на обеих ногах, за­тем садятся каждый на свой стульчик.

Психолог. Вы снова стали мальчиками и девочками, как прежде.

5. Развитие зрительной памяти, внимания.

Психолог (закрывает изображения зверей). С кем сегод­ня познакомилась Машенька?

Дети. С медведем, волком, лисой, зайцем.

Психолог. Проверим ваши ответы. (Открывает картин­ки, и дети называют их.)

Психолог. А теперь крепко-крепко закройте глазки. (Психолог убирает одну картинку) Затем предлагает детям открыть глаза и сказать, кто из зверей убежал.

Дети. Волк (или еще кто-нибудь).

6. Развитие эмоциональной сферы.

Вы все разные по характеру (один спокойный, другой – любит бегать, один – послушный, другой – часто не слушается). Животные тоже все разные. Скажите, кто из животных самый хитрый, самой сильный, самый трусливый, самый злой.

Ответы детей.

6. Развитие мышления.

Психолог. А теперь посмотрите. К нам в гости прибежали еще животные. На какие две группы можно разделить их.

Дети. Дикие и домашние.

Психолог. Назовите диких животных. Назовите домашних животных.

Психолог. А теперь посмотрите внимательно. Некоторые дикие животные похожи на домашних животных. Подберите пары. (Кабан-свинья, волк-собака, рысь-кошка, заяц-кролик).

Психолог. Одно из животных заблудилось и оказалось в группе животных, которые от него отличаются.

Детям раздают картинки, на которых нарисованы домашние животные и лось.

Психолог. Какое животное лишнее

Дети. Лось.

Психолог. Раскрасьте его.

6. Релаксационная пауза «Солнышки».

Мы с вами много гуляли по лесу, устали. Давайте присядем на полянке и отдохнем. В лесу выглянуло солнышко, возьмите его в руки.

multiurok.ru