Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. Занятия с ребенком 5 лет с зпр


Коррекционные занятия для детей с ЗПР: игры, упражнения, методики.

ЗПР (задержка психического развития) – это неприятный диагноз, но не смертельный. Если знать, как правильно проводить упражнения и игры с такими детьми, то можно достичь больших результатов. Просто необходимо знать какие игры лучше всего подойдут ребёнку с ЗПР, какие методы и занятия выигрышнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР построены с учётом возникающий сложных проблем в эмоциональном состоянии ребёнка.

Цель коррекционных методик

Целью коррекционных методик для детей с ЗПР являются развитие: 

  • психических функций;         
  • двигательной сферы;         
  • адаптации к условиям, окружающим ребёнка.

Коррекционные методики направлены на развитие памяти, воображения, внимания.

Коррекционные занятия помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, времени,  идёт развитие сенсорных функций, развитие моторики, ребёнок учится играть, быть дружелюбным, коммуникабельным.

Как проходят коррекционные занятия

Чаще всего коррекционные занятия проходят в группах по 10 человек один раз в неделю от 15-30 минут. Занятия обеспечивают психическую защищённость малыша. Общение с учителем происходит строго по эмоциональным потребностям ребёнка (от 15-30 минут в зависимости от возрастной группы). Все упражнения для детей с зпр объединяются в одной темой и сюжетами, в которые включаются любимые или просто известные герои сказок, мультфильмов, нередко главными персонажами могут выступать животные. При этом все герои попадают в определённые жизненные ситуации, путешествуя по сказочным странам вместе с детьми. В процессе таких игр дети концентрируют своё внимание, развивают память и логическое мышление. В момент проведения коррекционных игр и упражнений для детей с зпр, педагоги (дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель) действуют как одно целое, создавая иллюзорный и красочный, сказочный мир для ребят.

Для хороших результатов при коррекционных занятиях обеспечивают равномерное чередование психических и физических нагрузок: 

  • разминка и проведение упражнений для поднятия мышечного тонуса;
  • походят занятия по развитию внимания, памяти, мышления;        
  • идёт развитие чувств темпа и ритма;         
  • упражнения на согласованное взаимодействие речи и движений;         
  • развивается голос, дыхание;         
  • развиваются мимика и грамотная речь;         
  • развиваются творческие способности крохи.

Коррекционные занятия с музыкальным сопровождением

Чаще всего для занятий с детьми, отстающими в развитии, применяются игры с музыкальным сопровождением. Музыка положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, позволяет ему выполнять определённые действия в такт музыке или её часто используют для понятия временного отрезка, за который надо выполнить какие-то действия. Игры и упражнения во время коррекционных занятий развивают у ребёнка:

  • развитие устной речи;         
  • богатый словарный запас;         
  • обеспечивают ровность спины;         
  • помогают ребёнку ориентироваться в пространстве и времени.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития.

Пояснительная записка

 Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между  детьми.

 

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с

ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

 

Задачи:

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

 

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Просмотр содержимого документа «Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. »

Цель: развитие психических процессов.

Задачи:

  • Развитие зрительной памяти.

  • Развитие словесно-логического мышления.

  • Развитие внимания.

  • Развитие мелкой моторики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Пальчиковая гимнастика

«Профессии» автор Крупенчик

Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей.

(Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)

Я — маляр, я стены крашу,

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

потолок

(«красим потолок»)

и кухню вашу.

(Движения рукой влево-вправо.)

Я — электрик. Свет включу,

(«Включаем свет, нажимая на выключатель».)

Только лампочку вкручу.

(«Вкручиваем лампочку» — вра­щательные движения кистью правой руки.)

Приходите в новый дом

(Ладони «домиком».)

И живите долго в нём!

(Развести руки в стороны.)

2. Загадки

Детям должны ответить на вопрос-действие и назвать представитель какой профессии выполняет это действие:

  • Кто варит обед?

  • Кто строит дом?

  • Кто поет песни?

  • Кто лечит детей?

  • Кто шьет одежду?

  • Кто рисует картины?

  • Кто летает в космос?

  • Кто водит машину?

3. «Найду букву»

Детям раздаются по листку бумаги, на котором нарисованы хаотично согласные и гласные буквы, и выполняют следующие действия:

  • Подчеркнуть, синим карандашом согласные буквы, кранным гласные, цифры простым

  • Отметить сначала первую букву своего имени, своей фамилии,

  • Найди не правильную букву.

Рисунок 1

4. «Разрезные картинки»

Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.

5. Физкультминутка

«Мы – шоферы» автор Е.А. Алябьева

Едем, едем на машине,

 Руки в виде руля

Нажимаем на педаль.

Нажимаем одной ногой

Газ включаем, выключаем,

Движения рукой

Смотрим пристально мы вдаль.

Руку ко лбу

Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота!

Ладони в вправо-влево

Волосы ерошит ветер.

Трогаем волосы

Мы шоферы — хоть куда!

Кулаки вперед, большой палец вверх.

6. «Путанка»

Отслеживая и «распутывая» линии  на предложенной психологом картине, дети переносят фигуры в новые места и заполняют пустые кружки.

Рисунок 3

7. «Посмотри и запомни»

В течении 5 секунд детям показываются фигуры из палочек с установкой запомнить, затем дети складывают такие же фигуры из палочек.

     

8. Работа в тетради

Дети должны в тетради нарисовать по клеточкам такую же фигуру, которую нарисовал психолог.

kopilkaurokov.ru

Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. "Занятие 1"

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Актуальность занятий.

Начало обучения детей в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика реализации занятий:

Требования:

  1. Занятия должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение,  разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

  2. Методическая особенность ведения занятия – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение и чувства.

  3. Важное условие реализации занятий – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 45 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет.

Занятие №1.

Цель:

  • развитие навыков самопознания, Я – концепции ребенка

  • развитие чувства единства и сплоченности;

  • развитие тактильного восприятия;

  • развитие внимания, памяти, мышления;

Материал:

  • плакаты с изображением правил поведения на занятиях;

  • открытки, разрезанные на две части;

  • альбомы и карандаши;

  • магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки.

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята!  Рада вас видеть! (Психолог представляется детям).

Упражнение 1.

Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто-кто в теремочке живет?».

Дети «забираются» в теремочки – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь?»

Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях.

Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения.

Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил  поведения на занятиях.

Правила наших занятий:

  • помогать друг другу;

  • когда говорит один – другой слушает и не перебивает;

  • хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку;

  • правило «СТОП», когда звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина.

Упражнение 2.

А сейчас мы поиграем в игру «Поезд».

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет поезд в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит (побывать «машинистом» должны все дети). В конце «крушение», все падают на пол.

Обсуждение игры:

Упражнение 3.

Следующая игра называется «Делай по заданию».            

    Психолог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Обсуждение:

Упражнение 4.

Наша следующая игра называется «Спаси птенца».

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх.  А теперь согните  руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Упражнение 5. 

Игра «Ладушки».

А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого ученика. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки».

Ладушки, Ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Пары меняются.

Обсуждение:

  • Ребята, у кого получилась игра? Кто ни разу не сбился?

  • С кем вам было легко играть? Почему?

  • С кем игра не получалась? Почему?

  • Были ли вы внимательны друг к другу?

Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».

Просмотр рисунков.

Обсуждение:

  • Понравилось вам рисовать?

  • Что было трудно?

  • Что общего вы увидели в наших рисунках?

Упражнение 6.

Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга.

До свидания!

infourok.ru

Пространственные представления (индивидуальное занятие с ребенком 5 лет с ЗПР)

Пространственные представления (индивидуальное занятие с ребенком 5 лет с ЗПР)
Submitted by Ольга Олеговна Китрар on вс, 22/01/2012 - 23:44
Данные об авторе

Автор(ы): 

Китрар Ольга Олеговна

Место работы, должность: 

Учитель-логопед, учитель-дефектолог МБДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида" д.Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области.

Регион: 

Ленинградская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

дошкольное образование

Уровень образования: 

специальное (коррекционное) образование

Уровень образования: 

школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: 

Воспитатель

Целевая аудитория: 

Методист

Целевая аудитория: 

Педагог-психолог

Целевая аудитория: 

Родитель

Предмет(ы): 

Логопедия

Предмет(ы): 

Психология

Цель урока: 

Цель: формирование пространственных представлений

Задачи:

·         формировать понятия «верхний»,«вверх», «нижний», «вниз»)

·         закреплять умение узнавать на ощупь геометрические тела (куб, шар)

·         развивать мелкую моторику на материале занятия

 

Тип урока: 

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

1

Используемые учебники и учебные пособия: 

Пособие «Чудесный мешочек» с набором геометрических тел (шары, кубы красного, желтого, зеленого цвета)

 

Используемая методическая литература: 

1.Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений с ДЦП. – «Специальная школа», №3, 1967.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1994.

Используемое оборудование: 

Игрушечный медвежонок, «Чудесный мешочек» с набором геометрических тел (шары, кубы красного, желтого, зеленого цвета), стеллаж кукольный из 2-х полос, картинка с изображением тучи, травы, карандаши.

 

Краткое описание: 

Индивидуальное занятие с ребенком 5 лет ( диагноз по протоколу ПМПК : F 84.8 + R 47.1)по формированию пространственных представлений. Длительность занятия-15 минут.

Ход занятия:

 

Этап

Деятельность дефектолога

Деятельность ребенка

I.Организация начала занятия

 

-Здравствуй, Сережа

-К нам в гости пришел Мишка-Топтыжка. Поздоровайся с ним.

-Здравствуйте, Ольга Олеговна

-Здравствуй, Мишка-Топтыжка

II. Основная часть

а) Игра «Сделай как Мишка»

Дефектолог поднимает лапы медвежонка вверх (опускает вниз)

- Что сделал Мишка?

- Подними руки вверх, как Мишка

- Что сделал Мишка?

-Опусти руки вниз ,как Мишка

 

- Поднял лапы вверх

- Поднимает

- Опустил лапы вниз

- Опускает

б) «Чудесный мешочек»

Покажи Мишке, как ты умеешь угадывать предметы на ощупь

-Что это?

- Достань.

- Какого цвета?

Ребенок достает кубики и шары разного цвета, называя их.

 

 

в)  Игра «Разложи

на полки»

 

Дефектолог показывает игрушечный стеллаж из 2х полок.

- Где верхняя полка?

- Где нижняя полка?

- Положи все кубики на верхнюю полку, шары – на нижнюю.

- Что ты сделал?

 

Показывает

Раскладывает

-Я положил шары на нижнюю полку.

-Я положил кубики на верхнюю полку

г) Игра «Что пропало?»

- Закрой глаза (дефектолог убирает шар (куб))

- Что пропало?

- Какого цвета кубик пропал?

- С какой полки пропал кубик?

Аналогично др. геометрич. тела

 

- Кубик

- Зеленого

- С верхней

 

 

д) Физкультминутка

-Я хочу достать орех –

Руки поднимаю вверх

Я в траве жука ищу –

Руки вниз я опущу.

Проговаривание и выполнение действий.

е) Ориентировка на листе, рисование

Демонстрация картинки

- Что нарисовано в верхней части листа?

 

- Что нарисовано в нижней части листа?

 

- Из тучки пошел дождь. Нарисуй дождинки. Вот так: сверху вниз, из тучки на траву.

 

-В верхней части нарисована тучка

-В нижней части листа нарисована трава

 

Рисует линии

 

III. Организация окончания занятия

- Мишке-Топтыжке очень понравилось, как ты занимался.

-Что ты делал сегодня, напомни Мишке

- Попрощайся с Мишкой.

 

 

-Я рисовал, играл в «Чудесный мешочек» и т.д.

-До свидания, Мишка

 

»  Размещено в сообществах:   

www.openclass.ru

Индивидуальное занятие для детей 4-5 лет с ЗПР, "Число и цифра 2"

Цели: Закрепить знания ребёнка о числе и цифре 2 (учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 2 с количеством и цифрой).

Задачи: -закрепить образ цифры 2, через выкладывание из различных материалов;

-учить соотносить число 2 с количеством предметов и цифрой;

-закреплять умение определять пространственное расположение и копировать его;

-развивать мышление, память, мелкую моторику, внимание.

№ п/п

Этап занятия

Деятельность дефектолога

Деятельность ребёнка

1

Организационный момент

Сегодня пока я шла в детский сад, на лестнице нашла вот эти снежные колобки.  Как ты думаешь, что это? 

Правильно, похож на снеговика. Он очень торопился к нам, запнулся и разлетелся в разные стороны. Давай поможем ему собраться.

Ответы ребёнка

2

Основная часть

Возьмем большой колобок – это туловище, потом поменьше – это голова.  Сколько всего понадобится нам колобков? Посчитаем.  Нам понадобится два снежных колобка.

Давай соберём снеговика.

Итак, сколько нам понадобилось снежных колобков?

Когда есть два предмета какой цифрой их обозначают?

Снеговик принес еще с собой и сундучок, что там?  Он хочет, чтобы ты показал ему, как пишется цифра два.

(выкладывание по контуру цифры 2 из гороха)

Посмотри снеговик спешил, сам разлетелся и все цифры разлетелись. Поможем снеговику найти правильную цифру 2 и 1?

Снеговик предлагает поиграть.  Он будет показывать тебе цифру, а ты должен выложить столько снежинок, сколько она показывает.

2 снежных колобка

Собирает снеговика

Ответы ребёнка

Выкладывает цифру 2

Ответы ребёнка

Обводит правильно написанные цифры в круг

Выкладывает снежинки

3

Физкультминутка

Мы налепим из снежка

Два чудесных колобка

Да да да да

Два чудесных колобка

Вот какой у нас снежок

Он похож на колобок

Да да да да

Он похож на колобок

Будем мы в снежки играть

Их на елочку бросать

Да да да да

Их на елочку бросать.

Имитирует движения

4

Практическая работа

Снеговик опять просит тебя о помощи. Он хочет отправить деду Морозу свою фотографию, но почему-то на ней исчезли некоторые части снеговика. Вернём их обратно?

А теперь, давай его одежду украсим пуговицами, у которых 2 дырочки. Сколько пуговиц нам понадобилось?

Покажи на пальчиках.

Снеговик говорит тебе спасибо и хочет с тобой поиграть. Ты любишь играть?

Игра «Что изменилось».

Игра «Волшебный мешочек».

Дорисовывает снеговика

Выполняет задания

Играет со снеговиком

5

Работа с песком

Игра «Покажи снеговику цифру 1 и 2»

6

Итог занятия

 Снеговик тебе благодарен, и решил сделать подарок: нарисуй что бы ты хотел получить в подарок на новый год. И снеговик отнесет это Деду Морозу.  Положи в сундучок.

Рисует подарок

infourok.ru

Развитие психических процессов у детей с зпр | Развитие ребенка

Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет

Ольга ГусеваРазвитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет

Цели: 1) Развитие мышления

2) Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти

3) Исследование внимания

Задачи: 1) Позновательные:

- Развитие представлений об окружающем мире

- Закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах.

- Воспитание интереса к учебной деятельности

- Развитие умения слушать взрослого.

- Развитие понятийного аппарата

- Формирование логического мышления

- Развитие зрительно-пространственной ориентировки

- Развитие мелкой моторики

- Развитие связной речи.

Цели: - Исследование степени сформированности логического мышления

- Выявить уровень сформированости понятийного аппарата.

2) Цветные геометрические фигуры

Цели: - Выявить умение различать цвета и формы

- Ориентировка в пространстве

Цель: - Выявить уровень сформированности зрительного восприятия и внимания.

Ветер дует нам в лицо, (дети машут ручками в сторону лица)

Закачалось деревцо; (Раскачивание с поднятыми руками вправо, влево)

Ветер тише, тише, тише (дети приседают)

А деревья выше, выше. (дети подпрыгивают с поднятыми руками и тянутся вверх)

4) Собираем цепочку по серии картинок и составляем рассказ

Цели: - Развитие связное речи

- Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;

5) Методика определения объема кратковременной памяти

Цель: - Определение объема кратковременной зрительной памяти.

Описание: Ребенок должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество предъявляемых ему картинок.

6) Пальчиковая гимнастика:

Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу,

Жучке - в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Описание: Указательным пальцем правой руки ребенок мешает в ладошке кашу . Загибает по одному пальчику на левой руке;

Разжимает кулачок, сдувает крошки с ладошки.

Заключение: Педагог спрашивает у ребенка понравилось ли ему занятие. Хвалит ребенка.

Публикации по теме:

Образец заполнения протокола обследования ребёнка психологом Протокол обследования Дата обследования: 4.03 – 8.03 Фамилия, имя ребёнка: И. В. Возраст на момент обследования: 6 лет 10 месяцев.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка.

Следовательно, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере — отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПР

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление с окружающим миром(живая природа)

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Государственное образовательное учреждение среднего профессионально образования Педагогический колледж №2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (ЖИВАЯ ПРИРОДА). Курсовая работа. Выполнила студентка 4/3группы Степанова Надежда Николаевна Руководитель Беляева Наталья Григорьевна Санкт – Петербург 2006г.

Содержание: 1. Введение…. 3стр.

2. Характеристика основных видов ЗПР…. 4стр.

1. Причины возникновения…5стр. 2.

Классификация видов…6стр. 3. Особенности психических процессов при ЗПР… 7стр.

3. 1 Память… 7стр. 3.

2 Внимание… 9стр. 3. 3 Восприятие… 10стр.

3. 4 Мыслительная деятельность… 11стр. 4.

Ознакомление с окружающим миром…. 19стр. 4.

1 Проведение опытов…. 20стр. 5.

Заключение… 24стр. 6. Список литературы… 25стр.

I. Введение. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), по мнению В. И. Лубовского, “важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания” (1984).

Изучение детей с задержкой психического развития началось, в 60-х годах в.

Продолжение на след. странице

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-korekcionogo-zanjatija-dlja-detei-s-zpr-4-5-let.html, http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-23.shtml, http://5ballov.qip.ru/referats/preview/76939/

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 5-ти лет.

Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 5-ти лет.

Тема: «Развивалка».

Цель: развитие психических процессов дошкольника, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков.

Время: 1 академический час.

Материал: бумага формата А 4, лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, пластилин, цветные карандаши, простой карандаш, бланки к тестовым заданиям, деревянные фигуры помидор, морковки, елочек, кинетический песок, логическая мозаика, смайлики, ножницы, клей.

1. Упражнение «Привет из пластилина».

Цель: установление доверительных отношений, настрой на совместную деятельность.

Материл: пластилин.

Техника проведения: обучающемуся предлагается вылепить из пластилина привет.

Инструкция: выбери любой пластилин (одного или разного цвета) и вылепи свой привет. Как бы тебе хотелось меня поприветствовать с помощью пластилина?

Анализ:

Понравилось ли?

Какое настроение?

Готов ли продолжать работу?

2. Упражнение « Бабочка настроения».

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки. Задача обучающегося, окрасить верхнее левое крылышко бабочки в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением бус. Раскрась верхнее левое крылышко бабочки в цвет своего настроения. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение? Раскрась!

3. Упражнение «Найди фрагмент и обведи».

Цель: развитие внимания.

Материал: бланк.

Техника проведения: обучающемуся предлагается найти на рисунке выделенные фрагменты и обвести их.

Инструкция: перед тобой рисунок с изображением разных предметов. Найди выделенный фрагмент (карандаш, кубик, пирамидка) на рисунке и обведи карандашом.

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Трудно ли было придумывать?

4. Упражнение «Заштрихуй».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материал: бланк.

Техника проведения: предлагается заштриховать фигуры по образцу.

Инструкция: какие предметы изображены на рисунке? Квадраты. Одинаково они заштрихованы? По-разному. Будь внимателен, заштрихуй фигуры по образцу.

5. Упражнение «Дорисуй».

Цель: развитие пространственного мышления, мелкой моторики рук.

Материал: бланк.

Техника проведения: обучающемуся предлагают дорисовать вторую половину картинки.

Инструкция: внимательно посмотри на картинку. Дорисуй вторую половину картинки по клеточкам.

Сеанс в игровой.

6. Упражнения «Фигуры».

Цель: развитие мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.

Материал: кинетический песок.

Техника проведения: обучающемуся предлагается вылепить из песка шар, квадрат, треугольник.

Инструкция: давай полепим. Сначала я буду лепить из песка разные геометрические фигуры, а затем ты. Возьми в руки немного песка и слепи из него шар. Посмотри, как это делаю я.

7. Упражнение «Закономерность».

Цель: развитие мышления. 

Материал: деревянные фигуры помидор, морковки, елочек.

Техника проведения: ребенку предлагается продолжить ряд фигур.

Инструкция: посмотри внимательно, как расположены фигуры в ряду. Как ты думаешь, какая следующая фигура будет?

8. Упражнение «Величина».

Цель: развитие мышления.

Материал: логическая мозаика.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает, используя мозаику, построить ряд по увеличению фигур.

Инструкция: возьми мозаику и выложи ряд фигур от самой маленькой до самой большой фигуры.

9. Упражнение «Недостающая фигура».

Цель: развитие мышления.

Материал: логическая мозаика.

Техника проведения: предлагается найти недостающую фигуру.

Инструкция: рассмотри последовательность фигур в трех рядах. В последнем ряду нет одной фигуры. Какой?

10. Разминка «Дом - ёжик - замок».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, активизация мыслительных процессов, подготовка руки к письму.

Техника проведения: ребенку предлагается повторить упражнения, предложенные педагогом-психологом. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом-психологом, а затем самостоятельно по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Вторую часть упражнения ребенок повторяет за педагогом-психологом.

Инструкция: большие пальцы соединить вместе, остальные под углом, образуя крышу, затем ладони под углом, а пальцы одной руки между пальцами другой, образуя открытый замок, затем ладони прижать, а руки сжать в замок.

11. Обратная связь.

Цель: узнать мнение участников о занятии.

Анализ:

Самое интересное упражнение?

Что понравилось больше всего?

С какими трудностями вы столкнулись?

12. Упражнение « Бабочка настроения».

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, на которой уже раскрашено верхнее левое крылышко. Задача обучающегося, окрасить нижнее правое крылышко бабочки в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением бус. Раскрась нижнее правое крылышко бабочки в цвет своего настроения. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение? Раскрась!

13. Упражнение «Доска достижений».

Цель: развитие групповой сплоченности, доверия, доброго внимательного отношения друг к другу.

Материал: бумага формата А4, цветные карандаши, смайлики, ножницы.

Техника проведения: обучающемуся предлагается оценить свою работу на занятии, приклеив оценку, выбрав ее среди смайликов, в таблицу в верхнем слева столбце.

Инструкция: посмотри много разных смайликов. Улыбчивые и грустные. Как ты сегодня поработал, как ты думаешь? Выбери соответствующий смайлик. Доволен ли ты своей работой? Оцени себя, и я тебя оценю. Наклеим оценки вместе.

infourok.ru