2. Загадки Детям должны ответить на вопрос-действие и назвать представитель какой профессии выполняет это действие:
3. «Найду букву» Детям раздаются по листку бумаги, на котором нарисованы хаотично согласные и гласные буквы, и выполняют следующие действия:
Рисунок 1 4. «Разрезные картинки» Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.
5. Физкультминутка «Мы – шоферы» автор Е.А. Алябьева
6. «Путанка» Отслеживая и «распутывая» линии на предложенной психологом картине, дети переносят фигуры в новые места и заполняют пустые кружки.
Рисунок 3 7. «Посмотри и запомни» В течении 5 секунд детям показываются фигуры из палочек с установкой запомнить, затем дети складывают такие же фигуры из палочек.
Дети должны в тетради нарисовать по клеточкам такую же фигуру, которую нарисовал психолог. kopilkaurokov.ru Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. "Занятие 1"Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития. Актуальность занятий. Начало обучения детей в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития. Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее. Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития. Специфика реализации занятий: Требования:
Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие. Длительность занятий: 45 минут. Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет. Занятие №1. Цель:
Материал:
Ход занятия: Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг. Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! (Психолог представляется детям). Упражнение 1. Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто-кто в теремочке живет?». Дети «забираются» в теремочки – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь?» Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях. Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения. Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях. Правила наших занятий:
Упражнение 2. А сейчас мы поиграем в игру «Поезд». Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет поезд в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит (побывать «машинистом» должны все дети). В конце «крушение», все падают на пол. Обсуждение игры: Упражнение 3. Следующая игра называется «Делай по заданию». Психолог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение. Обсуждение: Упражнение 4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца». Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам. Упражнение 5. Игра «Ладушки». А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого ученика. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки». Ладушки, Ладушки! Где были? – У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку. Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки. Пары меняются. Обсуждение:
Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас». Просмотр рисунков. Обсуждение:
Упражнение 6. Рефлексия. Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга. До свидания! infourok.ru
www.openclass.ru Индивидуальное занятие для детей 4-5 лет с ЗПР, "Число и цифра 2"Цели: Закрепить знания ребёнка о числе и цифре 2 (учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 2 с количеством и цифрой). Задачи: -закрепить образ цифры 2, через выкладывание из различных материалов; -учить соотносить число 2 с количеством предметов и цифрой; -закреплять умение определять пространственное расположение и копировать его; -развивать мышление, память, мелкую моторику, внимание. № п/п Этап занятия Деятельность дефектолога Деятельность ребёнка 1 Организационный момент Сегодня пока я шла в детский сад, на лестнице нашла вот эти снежные колобки. Как ты думаешь, что это? Правильно, похож на снеговика. Он очень торопился к нам, запнулся и разлетелся в разные стороны. Давай поможем ему собраться. Ответы ребёнка 2 Основная часть Возьмем большой колобок – это туловище, потом поменьше – это голова. Сколько всего понадобится нам колобков? Посчитаем. Нам понадобится два снежных колобка. Давай соберём снеговика. Итак, сколько нам понадобилось снежных колобков? Когда есть два предмета какой цифрой их обозначают? Снеговик принес еще с собой и сундучок, что там? Он хочет, чтобы ты показал ему, как пишется цифра два. (выкладывание по контуру цифры 2 из гороха) Посмотри снеговик спешил, сам разлетелся и все цифры разлетелись. Поможем снеговику найти правильную цифру 2 и 1? Снеговик предлагает поиграть. Он будет показывать тебе цифру, а ты должен выложить столько снежинок, сколько она показывает. 2 снежных колобка Собирает снеговика Ответы ребёнка Выкладывает цифру 2 Ответы ребёнка Обводит правильно написанные цифры в круг Выкладывает снежинки 3 Физкультминутка Мы налепим из снежка Два чудесных колобка Да да да да Два чудесных колобка Вот какой у нас снежок Он похож на колобок Да да да да Он похож на колобок Будем мы в снежки играть Их на елочку бросать Да да да да Их на елочку бросать. Имитирует движения 4 Практическая работа Снеговик опять просит тебя о помощи. Он хочет отправить деду Морозу свою фотографию, но почему-то на ней исчезли некоторые части снеговика. Вернём их обратно? А теперь, давай его одежду украсим пуговицами, у которых 2 дырочки. Сколько пуговиц нам понадобилось? Покажи на пальчиках. Снеговик говорит тебе спасибо и хочет с тобой поиграть. Ты любишь играть? Игра «Что изменилось». Игра «Волшебный мешочек». Дорисовывает снеговика Выполняет задания Играет со снеговиком 5 Работа с песком Игра «Покажи снеговику цифру 1 и 2» 6 Итог занятия Снеговик тебе благодарен, и решил сделать подарок: нарисуй что бы ты хотел получить в подарок на новый год. И снеговик отнесет это Деду Морозу. Положи в сундучок. Рисует подарок infourok.ru Развитие психических процессов у детей с зпр | Развитие ребенкаРазвитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 летОльга ГусеваРазвитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1) Развитие мышления 2) Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти 3) Исследование внимания Задачи: 1) Позновательные: - Развитие представлений об окружающем мире - Закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах. - Воспитание интереса к учебной деятельности - Развитие умения слушать взрослого. - Развитие понятийного аппарата - Формирование логического мышления - Развитие зрительно-пространственной ориентировки - Развитие мелкой моторики - Развитие связной речи. Цели: - Исследование степени сформированности логического мышления - Выявить уровень сформированости понятийного аппарата. 2) Цветные геометрические фигуры Цели: - Выявить умение различать цвета и формы - Ориентировка в пространстве Цель: - Выявить уровень сформированности зрительного восприятия и внимания. Ветер дует нам в лицо, (дети машут ручками в сторону лица) Закачалось деревцо; (Раскачивание с поднятыми руками вправо, влево) Ветер тише, тише, тише (дети приседают) А деревья выше, выше. (дети подпрыгивают с поднятыми руками и тянутся вверх) 4) Собираем цепочку по серии картинок и составляем рассказ Цели: - Развитие связное речи - Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; 5) Методика определения объема кратковременной памяти Цель: - Определение объема кратковременной зрительной памяти. Описание: Ребенок должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество предъявляемых ему картинок. 6) Пальчиковая гимнастика: Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу, Жучке - в плошку, А коту в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. Описание: Указательным пальцем правой руки ребенок мешает в ладошке кашу . Загибает по одному пальчику на левой руке; Разжимает кулачок, сдувает крошки с ладошки. Заключение: Педагог спрашивает у ребенка понравилось ли ему занятие. Хвалит ребенка. Публикации по теме: Образец заполнения протокола обследования ребёнка психологом Протокол обследования Дата обследования: 4.03 – 8.03 Фамилия, имя ребёнка: И. В. Возраст на момент обследования: 6 лет 10 месяцев. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка. Следовательно, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере — отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим. 3. Особенности эмоционального развития детей с ЗПРЭмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии: 1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения. развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление с окружающим миром(живая природа)Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере Государственное образовательное учреждение среднего профессионально образования Педагогический колледж №2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (ЖИВАЯ ПРИРОДА). Курсовая работа. Выполнила студентка 4/3группы Степанова Надежда Николаевна Руководитель Беляева Наталья Григорьевна Санкт – Петербург 2006г. Содержание: 1. Введение…. 3стр. 2. Характеристика основных видов ЗПР…. 4стр. 1. Причины возникновения…5стр. 2. Классификация видов…6стр. 3. Особенности психических процессов при ЗПР… 7стр. 3. 1 Память… 7стр. 3. 2 Внимание… 9стр. 3. 3 Восприятие… 10стр. 3. 4 Мыслительная деятельность… 11стр. 4. Ознакомление с окружающим миром…. 19стр. 4. 1 Проведение опытов…. 20стр. 5. Заключение… 24стр. 6. Список литературы… 25стр. I. Введение. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), по мнению В. И. Лубовского, “важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания” (1984). Изучение детей с задержкой психического развития началось, в 60-х годах в. Продолжение на след. странице Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-korekcionogo-zanjatija-dlja-detei-s-zpr-4-5-let.html, http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-23.shtml, http://5ballov.qip.ru/referats/preview/76939/ Комментариев пока нет! orebenkah.ru Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 5-ти лет.Занятие по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР 5-ти лет. Тема: «Развивалка». Цель: развитие психических процессов дошкольника, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков. Время: 1 академический час. Материал: бумага формата А 4, лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, пластилин, цветные карандаши, простой карандаш, бланки к тестовым заданиям, деревянные фигуры помидор, морковки, елочек, кинетический песок, логическая мозаика, смайлики, ножницы, клей. 1. Упражнение «Привет из пластилина». Цель: установление доверительных отношений, настрой на совместную деятельность. Материл: пластилин. Техника проведения: обучающемуся предлагается вылепить из пластилина привет. Инструкция: выбери любой пластилин (одного или разного цвета) и вылепи свой привет. Как бы тебе хотелось меня поприветствовать с помощью пластилина? Анализ: Понравилось ли? Какое настроение? Готов ли продолжать работу? 2. Упражнение « Бабочка настроения». Цель: определение настроения в начале занятия. Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, цветные карандаши. Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки. Задача обучающегося, окрасить верхнее левое крылышко бабочки в цвет своего настроения, присущее на данный момент. Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением бус. Раскрась верхнее левое крылышко бабочки в цвет своего настроения. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение? Раскрась! 3. Упражнение «Найди фрагмент и обведи». Цель: развитие внимания. Материал: бланк. Техника проведения: обучающемуся предлагается найти на рисунке выделенные фрагменты и обвести их. Инструкция: перед тобой рисунок с изображением разных предметов. Найди выделенный фрагмент (карандаш, кубик, пирамидка) на рисунке и обведи карандашом. Анализ: Понравилось ли упражнение? Трудно ли было придумывать? 4. Упражнение «Заштрихуй». Цель: развитие мелкой моторики рук. Материал: бланк. Техника проведения: предлагается заштриховать фигуры по образцу. Инструкция: какие предметы изображены на рисунке? Квадраты. Одинаково они заштрихованы? По-разному. Будь внимателен, заштрихуй фигуры по образцу. 5. Упражнение «Дорисуй». Цель: развитие пространственного мышления, мелкой моторики рук. Материал: бланк. Техника проведения: обучающемуся предлагают дорисовать вторую половину картинки. Инструкция: внимательно посмотри на картинку. Дорисуй вторую половину картинки по клеточкам. Сеанс в игровой. 6. Упражнения «Фигуры». Цель: развитие мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения. Материал: кинетический песок. Техника проведения: обучающемуся предлагается вылепить из песка шар, квадрат, треугольник. Инструкция: давай полепим. Сначала я буду лепить из песка разные геометрические фигуры, а затем ты. Возьми в руки немного песка и слепи из него шар. Посмотри, как это делаю я. 7. Упражнение «Закономерность». Цель: развитие мышления. Материал: деревянные фигуры помидор, морковки, елочек. Техника проведения: ребенку предлагается продолжить ряд фигур. Инструкция: посмотри внимательно, как расположены фигуры в ряду. Как ты думаешь, какая следующая фигура будет? 8. Упражнение «Величина». Цель: развитие мышления. Материал: логическая мозаика. Техника проведения: педагог-психолог предлагает, используя мозаику, построить ряд по увеличению фигур. Инструкция: возьми мозаику и выложи ряд фигур от самой маленькой до самой большой фигуры. 9. Упражнение «Недостающая фигура». Цель: развитие мышления. Материал: логическая мозаика. Техника проведения: предлагается найти недостающую фигуру. Инструкция: рассмотри последовательность фигур в трех рядах. В последнем ряду нет одной фигуры. Какой? 10. Разминка «Дом - ёжик - замок». Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, активизация мыслительных процессов, подготовка руки к письму. Техника проведения: ребенку предлагается повторить упражнения, предложенные педагогом-психологом. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом-психологом, а затем самостоятельно по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Вторую часть упражнения ребенок повторяет за педагогом-психологом. Инструкция: большие пальцы соединить вместе, остальные под углом, образуя крышу, затем ладони под углом, а пальцы одной руки между пальцами другой, образуя открытый замок, затем ладони прижать, а руки сжать в замок. 11. Обратная связь. Цель: узнать мнение участников о занятии. Анализ: Самое интересное упражнение? Что понравилось больше всего? С какими трудностями вы столкнулись? 12. Упражнение « Бабочка настроения». Цель: определение настроения в конце занятия. Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, цветные карандаши. Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой бабочки, на которой уже раскрашено верхнее левое крылышко. Задача обучающегося, окрасить нижнее правое крылышко бабочки в цвет своего настроения, присущее на данный момент. Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением бус. Раскрась нижнее правое крылышко бабочки в цвет своего настроения. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение? Раскрась! 13. Упражнение «Доска достижений». Цель: развитие групповой сплоченности, доверия, доброго внимательного отношения друг к другу. Материал: бумага формата А4, цветные карандаши, смайлики, ножницы. Техника проведения: обучающемуся предлагается оценить свою работу на занятии, приклеив оценку, выбрав ее среди смайликов, в таблицу в верхнем слева столбце. Инструкция: посмотри много разных смайликов. Улыбчивые и грустные. Как ты сегодня поработал, как ты думаешь? Выбери соответствующий смайлик. Доволен ли ты своей работой? Оцени себя, и я тебя оценю. Наклеим оценки вместе. infourok.ru |