Развивающие занятия с ребенком в 5 месяцев. Развивающие занятия с ребенком в 5 месяцев
тренировки для тела и интеллекта
Сегодня грудничок перешагнул очередной месячный рубеж, и вся семья рада этому событию. К празднику готовили не только подарки и угощение для родных – папа с мамой заранее начали искать информацию о том, как развивать ребенка в 5 месяцев, и уже приобрели все необходимое для занятий. Малыш сам перевернулся на животик, поднял голову и радостно смотрит на бабушку и дедушку. Он уже узнает тех, кто часто общается с ним, улыбается и весело бормочет, когда знакомые люди подходят к кроватке.
Чему уже научился пятимесячный малыш
Мышцы и связки младенца развились и окрепли, и ему хочется активно двигаться. Даже если вы всегда считали, что традиционные пеленки – лучшая одежда для грудничка, сейчас нужно признать, что он уже вырос и хочет свободы. Ему нравится шевелить ножками и ручками, переворачиваться, хватать и бросать игрушки, грызть собственную ступню. Лежа на животике, грудничок пытается опереться на ручки и приподнять грудку, двигает ножками, пытаясь ползти. Любой предмет он сначала исследует пальцами, а затем обязательно тянет в рот.
Вы, конечно, не забываете регулярно посещать педиатра. Взвесить малыша и измерить его рост мама может и в домашних условиях, но если показатели отклоняются от нормы, разобраться в причинах она не сумеет. Пятимесячный малыш приятельницы весит около 10 кг, ваш набрал такую же массу, чему вся семья очень рада. Медики могут и не разделять ваших восторгов. Врач оценит рост, генетические факторы, другую информацию о состоянии младенца и может обнаружить, что пухлое тельце не признак богатырского здоровья, а следствие неправильного обмена веществ. Поход в детскую поликлинику отнимет немного времени, зато вы точно будете знать, на что нужно обратить внимание.
Совет
Ресурс TheRebenok.ru советует мамам, у которых растут пятимесячные мальчики, обязательно проследить, опустились ли у сына яички. Если педиатр при осмотре ничего не скажет по этому поводу, сами задайте ему такой вопрос.
Двигательная активность стимулирует умственное развитие. Ребенок узнает членов семьи и гостей, которые часто общаются с ним. У малыша уже возникает свое отношение к каждому человеку. Одних он опасается, других не любит, а с третьими рад играть хоть круглые сутки. Многие груднички боятся незнакомцев, но если ваш младенец с удовольствием идет на руки к кому угодно, не считайте это отклонением от нормы. У него уже проявляются признаки характера, возможно, в вашей семье растет прирожденный дипломат, способный договориться с любым человеком.
Существуют разные таблицы навыков, доступных 5- месячным малышам. Обычно в этом возрасте дети приобретают такой багаж умений:
знают свое имя и названия некоторых предметов;
могут долго держать в руках понравившуюся вещь и играть с ней;
реагируют на звуки: поворачивают голову, улыбаются или плачут;
понимают слова «мама» и «папа», поворачивают голову к тому, кого назвали.
Малыш пытается, но пока не может сказать, что его волнует, поэтому использует единственный возможный сигнал дискомфорта – плач. Это уже не монотонные звуки, которые издавал новорожденный, – внимательная мама сразу поймет, чем недоволен малыш. Когда надоедает одному лежать в кроватке, он хнычет от скуки, не может взять в руки игрушку – кричит от злости, увидел незнакомый движущийся предмет – ревет от страха. Не ругайте грудничка за капризы, его эмоциональная сфера сейчас тоже проходит период бурного развития. Лучше поговорите с ним, успокойте, помогите сделать то, что не получается.
Физическое развитие ребенка
Мышцы малыша уже готовы к накоплению силы, которая понадобится ему, чтобы ползать, сидеть и вставать на ножки. Физические упражнения нужно включить в режим дня и не пропускать ни одного занятия. Помните, что гимнастика принесет пользу, только когда малыш занимается с удовольствием, не капризничает. Дайте ему ухватиться ручками за ваши пальцы или сами возьмите его за кулачки. Осторожно тяните вверх, чтобы грудка и плечи оторвались от матраса и приподнялись, тело приняло полусидящее положение. Повторите так несколько раз, чтобы позвоночник окреп и приготовился к новым нагрузкам.
Начните заниматься на фитболе – большом гимнастическом мяче с мягкими выпуклостями. Положите ребенка животиком на круглую поверхность и слегка покачайте во все стороны. Упражнение укрепляет мышцы живота, развивает чувство равновесия и координацию движений. Начинайте знакомство со снарядом очень осторожно: если малыш сильно испугается, страх останется надолго. Упругие шипы работают как массажер, мышцы живота и внутренние органы активно снабжаются кровью, лучше работает система пищеварения.
Тело ребенка в 5 месяцев уже само требует активных движений. Используйте это желание при купании, на прогулках, на даче. Поднимите ребенка на вытянутых вверх руках, и вскоре он научится держать тело в горизонтальном положении «самолетиком». Покачайте его, держа за кисти, это упражнение развивает координацию движений. В ванне научите младенца бить ногами по воде, имитируя плавание. Вы и сами можете придумать множество подвижных игр, которые доставят малышу огромное удовольствие.
Интеллектуальное развитие пятимесячного малыша
Мозг ребенка жадно впитывает всю информацию, которая к нему поступает, а ваша задача – снабжать малыша новыми впечатлениями, придумывать игры, которые научат его чему-то новому. Не нужно постоянно держать грудничка в привычной обстановке и гулять по одному и тому же маршруту. Пусть каждый день подарит ему новые открытия, покажет, как интересен мир вокруг. Летом расстелите одеяло на теплой траве в парке или на даче, разрешите малышу полежать на нем, потрогать листики, понюхать цветочки.
Ребенок уже пытается что-то сказать вам. Вступите с ним в беседу, покажите, как вы заинтересовались «рассказом» грудничка. Четко назовите несколько раз каждый предмет, который привлек его внимание, малыш тоже станет издавать какие-то звуки, пробовать говорить на своем языке. Рассказывайте ему коротенькие сказки, читайте ритмичные стихи, потешки, пойте песенки. Побуждайте малыша к разговору, именно сейчас начинается развитие его речи. Очень помогут в этом игры с ребенком, где нужно издавать разные звуки, – рычите, мяукайте, ахайте и охайте вместе.
Ребенка пора научить узнавать предметы по их изображению. Купите ему развивающий коврик с изображениями фруктов, игрушек, животных. Покажите ему настоящее яблоко, и его изображение в книге и на коврике. Несколько раз четко произнесите «яблоко». То же самое можно проделать с мячиком, кубиком, игрушечным мишкой. Через некоторое время малыш будет находить и показывать предмет, который вы назовете. Приобретайте игрушки, которые могут двигаться, издавать звуки или зажигать лампочки от нажатия рукой. Сначала малыш будет беспорядочно хлопать кулачком, потом его движения станут осознанными.
Вы можете приобрести разные развивающие игрушки для детей:
развивающий центр;
бусы;
звуковые подушки и коврики;
мобили;
погремушки.
Домашние дела за вас никто не сделает, но не оставляйте малыша скучать в кроватке, когда моете посуду или готовите обед, – придумайте, чем занять его на это время. В продаже есть специальные короба, в которых можно принести ребенка на кухню и поставить на табуретки или скамеечку. Вы можете прикрепить его за спиной в слинге, тогда грудничок будет «помогать» вам. Дайте ему поиграть ложкой, разрешите потрогать струю из крана и постоянно разговаривайте с ребенком. Расскажите, какой вкусный суп вы готовите для папы, покажите, как грязная тарелка превращается в чистую.
Тренируем кисти рук
Развитию мозговой деятельности и координации работы всей нервной системы очень хорошо помогают движения пальчиков. В этом возрасте малыш хватает все предметы, которые попадаются ему под руку. Не препятствуйте, это прекрасное упражнение и для укрепления мышцы кисти, и для интеллектуального развития. Дайте ему игрушки разной формы и фактуры, пусть малыш учится удерживать твердые и мягкие предметы, шарики, кубики, рукоятки разной толщины.
Каждый пальчик по отдельности сгибаться пока не может, сейчас малыш умеет только сжимать и разжимать кулачки. Время сложных конструкторов еще не пришло, у 5- месячного ребенка нет нужной координации движений, но построить башенку из кубиков или надеть кольцо на большую пирамидку он уже может. Поставьте перед ребенком игрушечное ведерко, покажите, как бросать туда, а потом высыпать назад шарики, колечки, погремушки. Такая игра грудничку очень понравится.
Кисть руки нужно тренировать, готовить к более четким движениям. Ежедневно делайте ребенку массаж, растирайте каждый пальчик. Делайте контрастные обливания, растирайте ладошки махровым полотенцем. Играйте с малышом в «ладушки», научите помахать ручкой, когда кто-то уходит. Очень скоро пальчики станут ловкими, а вместе с мелкой моторикой разовьются речь и мышление.
В 5 месяцев малыш активно развивается и физически, и интеллектуально. В чем-то он обгоняет своих сверстников, в чем-то отстает. Ничего страшного, все дети разные, и не надо подгонять их под один стандарт. Насторожить маму должна апатия, отсутствие интереса ко всему, что происходит рядом, нежелание играть и двигаться. Такие случаи очень редки, и они требуют медицинской помощи. Если вы проявите любовь и терпение, даже самый флегматичный грудничок начнет весело трясти погремушкой, колотить ножками по воде и встречать любимых людей радостными возгласами.
therebenok.ru
Занятия с ребенком - 5 месяцев
Практические советыОпустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.
Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.
Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).
Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.
Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом "Оп!" Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.
Время игр
Новые открытия
Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся "игрушки" взрослых.
Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.
Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: "До свидания", а когда вернутся обратно: "Здравствуй". Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.
Развитие координации
"Вот какой ты большой" Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Ты большой?" Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой ты большой!" Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.
Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с "сюрпризом". Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.
Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.
Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.
Принятие решений
По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.
Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.
Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.
Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы - с одной стороны веселую, а с другой - печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?
Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.
Повседневные дела
Время кормления
Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.
Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.
Время отдыха
Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.
Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком. что нужно знать, отправляясь на отдых с маленьким ребенком
Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.
Наверх...
Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"
< Предыдущая
Следующая >
doshkolnik.ru
Развивающие занятия с ребенком в 5 месяцев
Что умеет ребенок в 5 месяцев:
Узнает лица мамы и папы и других родных которые часто проводят с ним время.
Сознательно рассматривает предметы, изучая их.
Может тянуться к игрушкам ручками, захватывать их.
К 5-ти месяцам малыш уже уверенно переворачивается и может долго лежать на животике, приподнимаясь на ручках пробовать совершать первые движения, напоминающие ползание.
При поддержке под руки ребенок отталкивается от пола ножками.
Малыш в 5 месяцев с удовольствием слушает сам себя, подражает звукам взрослых поэтому с ним больше нужно разговаривать.
Какие развивающие игры подойдут ребенку в 5 месяцев?
- В этом возрасте ребенку нравятся яркие игрушки, покажите ему несколько, он выберет наиболее понравившуюся, начнет тянуться к ней, чуть отодвигайте игрушку от него.
- Малыш в 5 месяцев – юный исследователь – очень подойдут игрушки издающие разные звуки – пищалки, трещалки, звенящие игрушки. Можно прикрепить к носочку или рукаву ребенка звонкий бубенчик – сначала он с интересом будет слушать его звучание, а затем начнет его ловить.
- Все предметы с которыми играет малыш нужно называть своим именем, чтобы он уже начинал запоминать их.
- Уже можно начинать развитие мелкой моторики – давать (под присмотром!) сыпучие материалы – рис, фасоль и т.п. чтобы он перебирал их пальчиками.
- Игра «горячо-холодно». Нужно взять два разных по температуре предмета и дать подержать малышу или прикоснуться к его ручкам.
- Игра «мокро-сухо». Точно такой же принцип только берем мокрую или сухую тряпочку.