«Особенности речевого  развития  детей 3-4 лет». Речевое развитие ребенка 4 лет


Развитие речи у ребенка 4 лет: развивающие игры и упражнения

Доброго дня всем нашим читателям и читательницам! Перед тем как мы начнем наш сегодняшний разговор, посмотрите на себя в зеркало. Покажите язык своему отражению. А теперь скосите глаза и вытяните губы в трубочку. Получилось? Вот и хорошо. Вам пригодится ваше умение гримасничать перед зеркалом.

Сегодня мы поговорим о том, как развитие речи у ребенка 4 лет воплотить в несложные занятия, и что нужно для достижения максимального эффекта.

Важность речевого развития

N.B. Запомните один из важных моментов при проведении упражнений с малышом. не делайте занятие слишком долгим – малыш устанет. Хвалите его за малейшее достижение. Не повышайте голос, этим вы можете нанести травму: ребенок откажется заниматься или его страх ошибки приведет к логоневрозу (заиканию). Развивайтесь с радостью!

Речь – это один из основных способов коммуникации. Детская речь, в отличие от речи взрослых, еще не настолько совершенна и правильна. Если не уделять этому аспекту должного внимания, у ребенка может нарушиться процесс адаптации в среде ровесников, а впоследствии ему трудно будет общаться со школьным коллективом и учителями.

Вы ведь еще не успели забыть, как развивать речь ребенка в 3 года, этот период для вас не так давно закончился. Можете освежить в памяти эти упражнения и добавить к ним новые. А чтобы избежать возможных вопросов, давайте рассмотрим, какие особенности развития имеет речь детей в 4 года:

  1. Малыш 4 лет уже не только может полностью выслушать высказывание взрослого, но старается полноценно сам участвовать в разговоре.
  2. Речь 4 летнего карапуза становится гораздо разнообразнее по составу слов и сложности предложений.
  3. Активный словарный запас составляет до 2500 слов, включая сложные предлоги (из-под, перед, между), наречия, местоимения.
  4. Малыш может выделять существенное в признаках предметов, например, одной из первых характеристик поезда он назовет материал, из которого он изготовлен (железо).
  5. Ребенок узнает на слух звуки в словах и способен сам придумать слова с этими звуками.

N.B. Старайтесь всегда придерживаться одного темпа речи, занимаясь с малышом и в повседневной жизни. Четко произносите все звуки, применяйте эмоциональную окраску речи. Не заставляйте кроху заниматься, если у него нет настроения.

речьЭто основные навыки, которыми должно отличаться развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то занятия по развитию речи, включающие и тренировку фонематического слуха, проводятся регулярно.

Сложнее, если обучением малыша занимаются дома. Как правило, дети воспринимают занятия с мамой как способ побаловаться. Поэтому в отличие от педагога детского сада, маме или другому взрослому, проводящему занятия, придется приложить немало усилий, чтобы сделать упражнения по развитию речи увлекательными и полезными для малыша.

Ориентация на стандарт

Конечно, развитие каждого ребенка идет по своему особенному сценарию. Нельзя подвести под одни нормы малышей одного возраста, но разного темперамента. Так же влияет фактор наследственности и среда воспитания и развития. Но все же существуют некоторые стандарты, на которые можно ориентироваться родителям, чтобы оценить уровень развития речи у их 4 летнего чада. Итак,

N.B. Не думайте, что ваш малыш обязан следовать вышеперечисленным нормам. У него эти навыки могут сформироваться чуть позже. Наверняка вы обратитесь к специалисту, если вас будет что-то сильно беспокоить. Если же малыш хорошо ориентируется в словах и его словарный запас с каждым днем увеличивается, значит, нет повода для волнения.

Дети в этом возрасте склонны иногда к разговорам сами с собой. Не стоит беспокоиться, если потребность ребенка в семейном тепле, любви и защите удовлетворена. Когда же родители проводят с малышом мало времени, у детей возникает дефицит родительского внимания и любви, и они могут придумать себе друга, с которым будут разговаривать.

Вот тогда стоит обратить внимание, и быстрее исправить ситуацию, стать для малыша настоящим, а не вымышленным другом.

Речь развиваем, весело играем

Упражнений для развития речи великое множество. Родителям, не имеющим специального образования, нелегко сориентироваться в этом море заданий. Да и не нужно этого делать. Ведь роль родителей в развитии речи малыша столь велика, что нет смысла углубляться в специализированные структурные элементы занятий. Пусть этим занимаются специалисты.

А вы, со своей стороны, можете сделать гораздо больше для своего малыша, чем целые группы специалистов. Начните с разговоров с ребенком, ежедневных и приятных. Всегда спрашивайте, как прошел его день, что интересного или странного случилось.

Старайтесь строить диалог так, чтобы малыш был вынужден применять в речи как можно больше слов, подбирал эпитеты или сравнения. Помогайте ему своими рассказами.

Если вы любите читать книги, то ваш малыш наверняка уже поражает гостей грамотными высказываниями или стихами.

Книга – лучший помощник в развитии правильной речи.

книга

Особенно, если кроме сказок и рассказов, в ней можно найти скороговорки и чистоговорки. Эти инструменты никогда не потеряют своей актуальности и успешности в занятиях для детей.

Можно придумывать короткие смешные стишки вместе с ребенком. Наряду с развитием речи вы подтолкнете его воображение и образное мышление.

N.B. Вспомните героиню знаменитого фильма «Карнавал». Помните ее упражнения с орехами во рту? Почему бы и вам не попробовать отшлифовать дикцию таким способом? Для ребенка можно взять орешки помельче, например, фундук. Думаю, малыш с удовольствием включится в игру. А вы потом нам расскажете, как вы играли.

Играя с малышом, не забывайте поощрять его желание говорить красиво и правильно. Используйте любые средства для разнообразия упражнений. Это может быть мяч, который передается друг другу с вопросами, требующими однозначного ответа «Да» и «Нет». Вопросы могут звучать в незаконченной форме, тогда ребенок должен добавить одно слово, последнее.

Тренировка артикуляционного аппарата нуждается в постоянном повторении упражнений на привыкание органов к произношению звуков правильно. Для этой цели существуют упражнения перед зеркалом, различные кривляния и подражания друг другу.

Помните, о чем мы говорили в начале нашей беседы? Вот в этом и заключается самый правильный подход к развивающим играм для развития речи малыша. Не в гримасах, конечно, а в совместных играх с ребенком. Ведь ребенку вдвойне интереснее будет выполнять задания вместе с мамой, которая не стесняется повторять смешные звуки или дуть в пустую бутылку, изображая пароход.

Одной из целей речевого развития является подготовка к обучению в школе. Малышу нужно постепенно овладеть пониманием устной речи и научиться выражать свои мысли по поводу увиденного и услышанного. Для детей 5 года жизни характерно делать в речи грамматические ошибки, путать окончания слов и падежи.

Этот навык в совершенстве будет отработан во время развития речи детей 5-6 лет. Не стоит торопить события, пусть речь вашего малыша развивается с помощью игр на ежедневных прогулках («Чей голос?», «Подскажи, какая птица?»), коротких пересказов сказок или песен.

Подборка книг по развитию речи детей 4 лет в «Лабиринте»:

Овладение правильной речью — процесс длительный и трудный. Не сразу все будет получаться у ребенка. Ничего с этим не поделаешь, нужно набраться терпения и все необходимые навыки будут сформированы к нужному возрасту. Желаю вам и вашим деткам вдохновения и радости от совместных игр.

Не пропустите новинки нашего блога, оставайтесь с нами на связи и делитесь вашим собственным опытом развития и воспитания.

Будьте здоровы, всего вам доброго.

pozitiv-child.ru

«Особенности речевого  развития  детей 3-4 лет».

«Особенности речевого  развития  детей 3-4 лет».

      Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечетственные педагоги как К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И Тихеева, О.С Ушакова, Е.Н Водовозова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых  Д.Б Эльконина,  А.В Запорожца, Ю.К. Бабанского,Н.С Рождественского, Л.П Федореенко и других. У истоков саморазвития , педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские ученые и педагоги: А.В Запорожец, Ф.А Сохин, Н.А Ветлугина, М.М Конина. Игры и упражнения разработаны О.С Ушаковой, Е.М Струниной и другими педагогами.

Проблемы речевого развития.

       Своевременное развитие речи  зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его.  Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое  косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. 

     Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития:      Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков.

Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л».  До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно.  Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома  - предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего,  можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи.

Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. 

     Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.

Логоневро или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога.  Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться.      При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя.

При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии. 

Особенности речи детей  младшего возраста.

        В младшем дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте , в основном, короткими фразами , состоящими из нескольких слов. Однако ребенок не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

       Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это шутки -чистоговорки , потешки , поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сами сани»), упражнения на договаривание слогов, называние слогов, сходных по звучанию.

       Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных с их состоянием, возможные действия человека.

       Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

       Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

       Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо уделять внимание:

       В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

       В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное.  Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

       В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают по сильное участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности становится игра.

       Сюжеты игр просты — с одной, двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры детей с мозаикой, пазлами, кубиками, конструктором, а также подвижные, музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

      В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть.

    По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

     Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

      Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

kapelka-solnishko.educrimea.ru

Особенности развития речи детей 3 4 лет | Ребенку 4 года

Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями.

Особенности развития речи ребенка с 3 лет

В среднем речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким.

В этом возрасте дети не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений, делают много грамматических речевых ошибок, а также могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги.

Также в речевом развитии ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, сонорными («р», «л») свистящими или шипящими («с», «ш»). Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах.

Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи (неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными, однако для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи ребенка.

Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года?

С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи.

Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно.

Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать.

Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти.

Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.

Развитие речи у детей 3-4 лет

Некоторые детки начинают разговаривать уже после годика и в два они уже могут похвастаться тем, как вполне внятно рассказывают стишки. Но другие еще не очень хорошо говорят даже к трем годам. Развитие речи происходит у всех по-разному и у детей 3-4 лет может существенно отличаться.

Нормы развития речи ребенка 3-4 лет

Итак, как уже упоминалось, темпы развития речи в 3-4 года для всех индивидуальны, но они не должны выходить далеко за рамки общепринятых. В этом возрасте дети уже разговаривают предложениями, состоящими не из двух, а из пяти-шести слов. Это самое важное и основное, на что следует обратить внимание – фразовое высказывание.

Если же предложения односложны, а то и вовсе отсутствуют - время бить тревогу, так как у трех- четырехлетнего малыша явная задержка речевого развития (ЗРР), которую не следует путать с задержкой общего развития. Если вовремя принять меры, обратиться к неврологу, логопеду-дефектологу, то очень скоро появится положительная динамика в развитии речи ребенка 3-4 лет.

Из того, что должен уметь ребенок этого возраста, следует выделить следующее:

  1. Малыш должен полностью понимать речь взрослого человека (папы, мамы).
  2. Запас слов к достижению трех-четырех лет становится довольно большим и в нем присутствуют уже не только существительные, но и прилагательные, глаголы и даже предлоги и наречия. Ребенок 3-4 лет постоянно говорит, задает самые необычные и каверзные вопросы – вот почему это называется «возраст Почемучек».
  3. Помимо разговорной речи, малыш уже знает все основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, отличает большой предмет от маленького и знает различия между кругом и квадратом. А вот цифры и буквы в этом возрасте знать совсем не обязательно, их время придет в 5-6 лет.
Особенности развития речи у детей 3-4 лет

Не следует ожидать от трехлетки идеального произношения, даже если очень хочется. И пускай соседская Машенька уже разговаривает как взрослая, ваше чадо развивается так, как заложено природой, но это не означает, что на процесс никак нельзя повлиять. Существуют различные методики, позволяющие речи развиваться активней.

Кроме того что должен уметь произносить ребенок, есть и то, что он может себе позволить не уметь, по крайней мере пока:

  1. До идеально построенного грамматически слова еще далеко и дети часто путают, заменяют или вообще теряют приставку, корень или суффикс, делают неверное ударение. Это позволительно для возраста 3-4 лет, постепенно слова приобретут правильный вид. К примеру, малыш может говорить: «мы рисоваем сову», «у меня болит нОга», «этот собачка хорошая».
  2. У трехлеток довольно часто имеются проблемы с произношением шипящих Ш, Щ, Ч, а также других звуков С, З, Ц, Р. Кроме этого, слога могут заменяться или некоторые вообще быть выброшенными из слова. Например: весипед (велосипед), масына (машина), абака (собака). Так что искажение, пропуски или неверное употребление этих букв – норма для маленьких детей.
  3. Ребенок может говорить не особенно внятно, но понятным в общем контексте языком не только для родных, но и для посторонних людей.
Занятия на развитие речи в 3-4 года

Помимо всем известных пальчиковых занятий и развития мелкой моторики, которые позитивно сказываются на развитии речи, требуются еще и специальные занятия, призванные сделать язычок более ловким.

Ребенок кончиком языка изображает маятник, попеременно доставая то один, то другой уголок рта.

Малыш должен представить, что его язычок, это маляр, который красит потолок, то есть совершает движения вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу.

Не очень любимая взрослыми, но весьма полезная игра. Ребенок с удовольствием будет вылизывать тарелку после еды, как это делают кошки. Таким образом, тренируются мелкие мышцы, участвующие в произношении звуков.

Кроме этого, следует написать список слов с проблемными звуками. Пускай они будут в начале и в середине слова. По 10-15 минут в день следует произносить с ребенком эти слова, постепенно совершенствуя произношение. Такие логопедические занятия должны проводиться ежедневно, ведь только регулярные тренировки дадут положительный результат.

Особенности речевого развития детей 3 – 4 лет

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Однако он не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах, допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили много игрушков.» Ребенок в возрасте 4-5 лет пользуется более усложненными и распространенными фразами, высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов. В речи ребенка появляются местоимения. числительные, наречия притяжательные прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Ребенку не всегда удается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов. К пяти годам речь становится наиболее связной и последовательной, ребенок в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»), может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много го­ворит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, за­поминает и рассказывает их. К 5 годам активный словарь ребенка дости­гает 1слов. В речи детей уменьшается количество со­кращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

Ребенок в возрасте 3 – 4лет очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Однако в этот период многие согласные звуки произносятся смягченно («лезецька» – ло­жечка), а некоторые ( свистящие «с», « з», « ц» шипящие звуки «ш», « ж», « ч», « щ», сонорные звуки « л» и « р») произносятся недостаточно четко, пропускаются, либо заменяются, например: «абака» – собака, «фобака» – собака, «фыпленок» – цыпленок, «тветок» – цветок, «апка» – шапка, «ук» – жук, «сапка», «фапка» – шапка, «оцки». «отьки» – очки, «сетка», «тетка» – щетка, «ампа» – лампа, «ука» – рука, «лямпа» – лампа, «люка» – рука и др. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться). Сложности и ошибки звукопроизношения возникают у малышей из-за несформированного фонема тического слуха и недостаточно развитого речевого аппарата. Однако не пугайтесь. Все «шероховатости» речи этого возраста не патология, постепенно они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых.

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?

· Прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно, дайте речевой образец.

· Говорите вслух о том, что делаете, чувствуете. Говорите ясно, четко, не «сюсюкая». Спрашивайте о том, что делает, думает сам ребенок, выясняйте его отношение к увиденному или услышанному (сказке, рассказу).

· Следите за своей речью. В ней не должно быть « слов-паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдать» он может их где угодно: в магазине, в гостях, в транспорте.

· Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше употреблять слово так, как оно есть на самом деле. Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

· Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, чаще вспоминайте о фольклоре: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки и т. д.

· Развитие речи детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т. е. стимулирование кончиков пальцев). Детский ум будет развиваться быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству:

1. лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины,

3. плетите бусы из бисера или камешков,

4. играйте с маленькими игрушками и т. д.

· Поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Увидите, сколько будет восторга!

· Еще один немаловажный момент в развитии речи ребенка 3 года – это грамотное и заинтересованное общение с ним родителей. Нельзя просто слушать малыша, поддакивая ему, при этом думая о своем. Задавайте малышу вопросы, стимулирующие логическое и образное мышление. Например, «какого цвета этот листик?», « на что он похож?», «какого цвета бывают листья на деревьях?», «какой листик на ощупь?». Если вы читали ребенку сказку или стихотворение, попросите его пересказать содержание. При этом следите, чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание. Можно поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите малышу представить себя в роли продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа (мишки, зайчика). Такие упражнение стимулируют управление силой и высотой голоса. Самое главное в занятиях – стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то не получается.

Рекомендации и выводы

Помните: ваше дитя только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять. Важно не только научить ребенка правильно говорить, но и «слушать» язык. Чем больше вы будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата.

Источники: http://mezhdunami.net/dety/osobennosti-razvitiya-rechi-rebenka-s-3-do-4-let.html, http://womanadvice.ru/razvitie-rechi-u-detey-3-4-let, http://pandia.ru/text/79/221/22428.php

Комментариев пока нет!

vyrastitrebenka.ru


Смотрите также