Я ребенок я гражданин классный час 8 класс. Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Классный час в 8 классе по теме: "Я гражданин России". Я ребенок я гражданин классный час 8 класс


Классный час в 8 классе по теме: "Я гражданин России"

Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

«быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать

выводы, отстаивать свою точку зрения;

учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

деятельности;

воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

составить вопросы для обсуждения;

подобрать цитаты по теме;

выступление по вопросам;

написать сочинение “С чего начинается Родина”;

подготовить презентацию по теме.

ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н.А. Некрасов.

«Поэтом можешь ты не быть,…

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Н.А. Некрасов.

“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Ход урока

Социальный ролик «Россия – это мы!»

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. По словам президента Российской Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Видео «Путин. Национальная идея России»

  Учитель:  Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.     Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.     Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.     Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные праздники и проходили политические события.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)

“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по определению определить качества гражданина, которыми он должен обладать.

Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм) 

Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет. И тебя очень многие знают Значит, завоевал ты… (Авторитет) 

Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 

Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 

Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 

Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 

Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 

Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 

Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году: А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время. В) Перепоручили бы другому однокласснику. (при ответе А, учитель задает вопрос)  Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность) 

Учитель:  - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Вывод- Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы. 

Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшиеся буквы соберите слово:

ЯНСТИЦУТИО (конституция)

  

 Учитель:  Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Дополните до фразы, пользуясь словами для справок

знать (права)

выполнять (обязанности)

любить (свою Родину)

охранять (территорию)

беречь (природу)

гордиться (культурой, языком)

приумножать (богатства)

Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах)- дано начало пословицы, надо найти вторую часть. Прочитать.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Чужбина — калина, родина — малина.

Родной край – сердцу рай.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

3.Послушайте одну историю.

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

-Давайте подумаем: когда так говорят?

(дети отвечают)

-Почему же человек заскучал?

(выслушиваются ответы детей)

-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

(дети отвечают)

4.Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина”.

Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.

Вы родились в России.

Какие ассоциации у вас с этим словом?

На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию (структура «РАУНД ТЭЙБЛ»)

Ученики:

Р – родина О – особенная,одна,огромнаяС – славная,сильнаяС – смелая,свободнаяИ – искусная, историческая ,идеальнаяЯ – ясная,яркая,я.

- Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

-А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.

Видео «Мульти Россия»

Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края - он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины.

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Вопросы для обсуждения:

1.      С чего начинается Родина?

-Как вы понимаете слова ‘’Родина’’ ‘’Патриотизм’’?

-Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

-Какие поступки надо совершить, что бы их считали патриотическими?

-Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

2. Гордитесь ли вы своей страной?

-В какие моменты испытываете национальную гордость?

-Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?

-Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

-Что такое национализм?

3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

-Нужны ли стране профессиональные военные?

- Кто из вас хочет поступить в военные училище?

-Престижна ли профессия офицера?

-Вы за или против службы в армии?

4. С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

-Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

-Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

-Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

- Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

Заполнение листков.

соблюдение Конституции и законов

уважение прав и свобод других лиц.

обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании

обязан платить законно установленные налоги и сборы

обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.

Игра «Нас с тобой объединяют обязанности» (Если останется время)

Кидают друг другу мяч со словами: «Нас с тобой объединяют обязанности…(хорошо учиться, бережно относиться к природе, проявлять уважение к старшим, изучать историю и культуру страны). Если принимающий мяч согласен с обязанностью, он говорит: «Спасибо, я согласен». Если не согласен : «Спасибо, я подумаю».

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского:

У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. И ей, одной - единой, В любые времена Не спрячешься за спины Хоть широка страна.

9.Взгляд в будущее. Цветик-семицветик.

Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?

Давайте заглянем в будущее.

Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.

Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.

– Кто доволен увиденным образом будущего?– Что там больше всего понравилось?

Все ваши планы обязательно сбудутся

Берегите Россию – нет России другой.

Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Подведение итогов

Вернемся к началу классного часа. Что же ставить в предложении «Я - гражданин России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восклицательный знак?

Видео «Флаг моего государства»

“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ”

(Конфуций)

“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?”

(Пифагор)

“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ”

(пословица)

“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ”

(Монтескье)

“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ”

(Сенека).

“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”

(Ш. Руставели)

“ГОСУДАРСТВО - ЭТО Я”

(Людовик XIV)

infourok.ru

Классный час на тему "Я

Классный час 1

Я – гражданин России

Ход занятия

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын»

Н.А.Некрасов.

  1. Знакомство. Игра «Снежный ком» (каждый называет своё имя и к нему придумывает прилагательное).

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

  1. Отсутствие знаков препинания в конце высказывания.

Тема нашего классного часа «Я- гражданин России».

Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.

3. Работа в группах

Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.

  1. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями

  2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.

  3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

Почему вы не выбрали третий вариант ответа?

Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.

( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).

Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.

Что для вас Родина, с чем она ассоциируется?

4. История

-Послушайте одну историю:

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

Давайте подумаем: когда так говорят? (дети отвечают)

Почему же человек заскучал? (выслушиваются ответы детей)

Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

Кто-нибудь из вас испытывал это чувство? (дети отвечают)

5. Конституция

Каждый гражданин знает законы своей страны и свои права и обязанности. Как называется книга, в которой написаны все права и обязанности граждан РФ? Конституция.

А на что мы имеем право? Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории? Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Конечно же нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.

6. Подведение итогов

Итак, подходит к концу классный час, какой же знак вы поставите в названии нашей темы? (Ответы учащихся, каждый из них ставит или утвердительную точку, либо восклицательный знак).

Учащиеся высказывают свое мнение о классном часе

Хотелось бы закончить классный час и сделать акцент в словах поэта Некрасова «Поэтом можешь ты не быть,… НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Растите достойными людьми!

infourok.ru

Классный час для 8 класса «Я-гражданин России»

Классный час «Я-гражданин России» (8класс)

Цели: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников

Задачи: Образовательные:

-Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

-Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан

Коррекционные:

- Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

- Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

- развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества: патриотизм, гордость за свою Родину, любовь и уважение к родине.

- создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Ход занятия

Вступительное слово

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное

-Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия: « Я - гражданин…»

-Что интересного заметили? (Пропущенное слово)

- Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (России)

-Тема нашего классного часа « Я - гражданин России»

Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.

Игра «Камушки». Раздаю учащимся камушки и предлагает рассмотреть их.

-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках? (Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства)

-Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

Кого же называют гражданином? (составлении из пазлов)

В словаре слово гражданин определяется так:

Гражданин

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

  2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по определению определить качества гражданина, которыми он должен обладать.

  1. Любовь ко всем людям, человечность.(Гуманизм) 

  2. Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет. И тебя очень многие знают Значит, завоевал ты… (Авторитет) 

  3. Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 

  4. Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 

  5. Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 

  6. Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 

  7. Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 

  8. Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 

  9. Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году: А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время. В) Перепоручили бы другому однокласснику. (при ответе А, учитель задает вопрос)  Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность) 

Вывод- Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы. 

- Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

Ученицы читают стих-е:

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя!

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя!

Школа, где твои друзья.

Это – Родина твоя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина!

- Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.

Назовите основные символы государства.(Герб, флаг, гимн)

Сообщения учащихся.

- Слава К.: герб России

-Лена С. : флаг России

- Эдик П.: флаг Комсомольска – на – Амуре

- Нина М.: Герб Комсомольска – на – Амуре

Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах)- дано начало пословицы, надо найти вторую часть. Прочитать.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Чужбина — калина, родина — малина.

Родной край – сердцу рай.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

Вывод: в какой вы стране живете? (Россия)

Краткая информация : Влад

Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Это

  • 21 республика

  • 6 краёв

  • 49 областей

  • 1 автономная область

  • 10 автономных округов

  • 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

-читают стих-е С. Васильева

“Россия”

… люблю тебя моя Россия,

за ясный свет твоих очей,

за ум за подвиги святые,

за голос звонкий как ручей …

люблю твои луга и нивы,

прозрачный звон твоих равнин,

к воде склонившиеся ивы,

верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

с воспетым трижды камышом,

с великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом “Русь”!

- У каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшися букв соберите слово:

ЯНСТИКЦУТИО (конституция)

(Работа с конституцией?)

- В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

(Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.)

- Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

-А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.

Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм

Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского "Родина”.

Нина, Алина

"Родина” - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверен, что вы станете настоящими гражданами России

Подведение итогов

Вернемся к началу классного часа. Что же ставить в предложении «Я- гражданин России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак?

Рефлексия.

(Детям предлагается 3 карточки(красная, синяя, зеленая)

Когда я вырасту, уеду жить в другой город.(красная)

Пока ещё не решил, где буду жить, когда вырасту: уеду вдругой город или останусь в родном городе. (синяя)

Когда я вырасту, останусь жить и работать в родном городе, чтобы он стал ещё краше. (зеленая)

Ребята, но где бы вы не жили- в селе, городе, поселке вы всегда должны любить и беречь свою Родину и помнить о своей малой родине.

Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

Берегите Россию – нет России другой.

doc4web.ru

Классный час "Мы - граждане России", 7-8 класс

классный час

Тема: «Мы - граждане России»

Цели:

-воспитание правовой культуры школьников

-воспитание гражданско-патриотических качеств личности подростка

-воспитание юного гражданина

Ход классного часа

Что такое гражданство?

Гражданство — установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Гражданин России обладает всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Гражданин исполняет обязанности перед государством. Они не возлагаются

на иностранных граждан или лиц без гражданства (их 4называют апатриды). Только граждане России могут выбирать и быть избранными в органы власти, несут воинскую службу.

Как стать гражданином России?

Для этого надо родиться в России от родителей — граждан России. В этом случае гражданство приобретается автоматически. Это называют еще приобретением по праву «крови» и праву «почвы» (месту рождения). Есть и другие основания приобретения гражданства. Одно из них — признание.

Признание гражданства РФ означает, что все граждане бывшего СССР, которые постоянно проживали на территории России на день вступления закона «О гражданстве в Российской Федерации», признавались гражданами России. Если человек проживал на территории РФ, но по каким-то причинам не желал вступать в российское гражданство, у него было право в течение года заявить о своем отказе от этого вступления.

Гражданами РФ признаются лица, родившиеся на территории России, затем выехавшие в другую страну и вернувшиеся в Россию на постоянное место жительства после того, как закон «О гражданстве в Российской Федерации» начал действовать.

Задание:

1.Так что такое, по вашему мнению, гражданство?

2.Как называли нашу страну с древних времён и до наших дней? (Киевская Русь,

Российская империя, Российская республика СССР, СНГ, Российская Федерация,

Россия)

Наши соотечественники всегда любили нашу страну, гордились тем, что являются гражданами России, в творчестве многих русских поэтов присутствует гражданская лирика и просто стихи, выражающие их трепетное отношение к нашей великой родине.

Я попросила ребят напомнить нам некоторые строки.(звучат отрывки из стихотворений)

1. «Гой, ты Русь моя родная…»

(Сергей Есенин)

Гой, ты Русь моя родная,

Хата – в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу: не надо рая,

Дайте родину мою!»

Отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Поэт и гражданин»

2. Поэт

Спеша известности добиться Боимся мы с дороги сбиться И тропкой торною идем А если в сторону свернем - Пропали, хоть беги со света! Куда жалка ты, роль поэта! Блажен безмолвный гражданин: Он Музам чуждый с колыбели Своих поступков господин Ведет их к благодарной цели И труд его успешен, спор...

Гражданин

Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? Ты мог бы правильней судить: Поэтом можешь ты не быть Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.

Есть ли гражданство у ребенка? Если «да», то вы граждане какой страны?

Если оба родителя ребенка являются гражданами России, то ребенок будет гражданином России, и в этом случае не имеет значения, где родился ребенок — на территории РФ или за пределами страны. Это же правило применяется при определении гражданства ребенка, один из родителей которого — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства. Согласно принципу «крови», ребенок считается гражданином России независимо от

места своего рождения, так как один из его родителей или оба имеют гражданство нашей страны.

До 14 лет гражданство детей автоматически следует гражданству их родителей. Это значит, что если родители изменяют гражданство, то гражданство их детей тоже изменяется. Когда ребенку исполнится 14 лет, его гражданство может изменяться только с его согласия.

Если на территории России находится ребенок, родители которого неизвестны или являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В случае если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются гражданами других государств и эти государства не предоставляют ему своего гражданства, ребенок признается гражданином России.

Существует еще порядок приема в российское гражданство. Заинтересованное лицо подает ходатайство на имя Президента России. Это может быть иностранец или лицо без гражданства. Правда, для удовлетворения его просьбы необходимо, чтобы человек был совершеннолетним и постоянно проживал на территории РФ не менее 5 лет с перерывами или 3 года непрерывно. Таким же правом могут воспользоваться и беженцы, но необходимый срок их проживания на территории РФ сокращен в два раза.

Ни одного гражданина России нельзя лишить гражданства ни при каких условиях. Однако любой россиянин может сам добровольно выйти из гражданства или поменять его, подав соответствующее заявление. Только в нескольких случаях ему может быть отказано в этом. Например, если человек привлечен к уголовной ответственности, осужден за уголовное преступление или получил повестку о призыве на срочную службу в армию.

Может ли человек иметь двойное гражданство?

Конституция РФ допускает, что человек может иметь двойное гражданство. Но это возможно только с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве. Наличие другого, помимо российского, гражданства никак не влияет на права гражданина.

Где может проживать гражданин России?

Гражданин России может проживать в любой стране с разрешения этой страны. При этом он находится под защитой российских дипломатических и консульских представительств.

Гражданин пользуется политическими правами: правом на объединение в политические партии, различные общества, союзы и т. д.; правом мирно собираться для проведения митингов и демонстраций; правом обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти и др. Граждане России имеют определенные права и обязанности, которых нет у лиц, не являющихся гражданами нашего государства. Например, только гражданин России наделен правом избираться и быть избранным в государственные органы; находиться на государственной службе, осуществлять правосудие, участвовать в управлении государством, в референдуме. Обязанности граждан нашей страны изложены в Конституции РФ

Задание:

1.Какие документы получает человек в течение жизни?( св-во о рождении, о браке,

военный билет, аттестат, диплом, пенсионное удостоверение, паспорт)

2.Какой документ удостоверяет гражданство Российской Федерации? (Паспорт)

Закончить наш классный час хочу такими словами:

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны всё чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждёт от вас страна.

И подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И может, от одной твоей руки

Зависит всё, что будущим зовётся.

В скором будущем вы получите паспорта, берегите их и будьте достойными

гражданами нашей страны!

infourok.ru

Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»

Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

«быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать

выводы, отстаивать свою точку зрения;

учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

деятельности;

воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

составить вопросы для обсуждения;

подобрать цитаты по теме;

выступление по вопросам;

написать сочинение “С чего начинается Родина”;

подготовить презентацию по теме.

ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н.А. Некрасов.

«Поэтом можешь ты не быть,…

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Н.А. Некрасов.

“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Ход урока

Социальный ролик «Россия – это мы!»

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. По словам президента Российской Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Видео «Путин. Национальная идея России»

  Учитель:  Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.     Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.     Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.     Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные праздники и проходили политические события.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)

“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Гражданин:

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по определению определить качества гражданина, которыми он должен обладать.

Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм) 

Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет. И тебя очень многие знают Значит, завоевал ты… (Авторитет) 

Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 

Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 

Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 

Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 

Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 

Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 

Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году: А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время. В) Перепоручили бы другому однокласснику. (при ответе А, учитель задает вопрос)  Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность) 

Учитель:  - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Вывод- Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы. 

Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшиеся буквы соберите слово:

ЯНСТИЦУТИО (конституция)

  

 Учитель:  Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Дополните до фразы, пользуясь словами для справок

знать (права)

выполнять (обязанности)

любить (свою Родину)

охранять (территорию)

беречь (природу)

гордиться (культурой, языком)

приумножать (богатства)

Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах)- дано начало пословицы, надо найти вторую часть. Прочитать.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Чужбина — калина, родина — малина.

Родной край – сердцу рай.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

3.Послушайте одну историю.

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

-Давайте подумаем: когда так говорят?

(дети отвечают)

-Почему же человек заскучал?

(выслушиваются ответы детей)

-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

(дети отвечают)

4.Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина”.

Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.

Вы родились в России.

Какие ассоциации у вас с этим словом?

На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию (структура «РАУНД ТЭЙБЛ»)

Ученики:

Р – родина О – особенная,одна,огромнаяС – славная,сильнаяС – смелая,свободнаяИ – искусная, историческая ,идеальнаяЯ – ясная,яркая,я.

- Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

-А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.

Видео «Мульти Россия»

Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края - он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины.

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Вопросы для обсуждения:

1.      С чего начинается Родина?

-Как вы понимаете слова ‘’Родина’’ ‘’Патриотизм’’?

-Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

-Какие поступки надо совершить, что бы их считали патриотическими?

-Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

2. Гордитесь ли вы своей страной?

-В какие моменты испытываете национальную гордость?

-Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?

-Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

-Что такое национализм?

3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

-Нужны ли стране профессиональные военные?

- Кто из вас хочет поступить в военные училище?

-Престижна ли профессия офицера?

-Вы за или против службы в армии?

4. С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

-Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

-Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

-Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

- Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

Заполнение листков.

соблюдение Конституции и законов

уважение прав и свобод других лиц.

обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании

обязан платить законно установленные налоги и сборы

обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.

Игра «Нас с тобой объединяют обязанности» (Если останется время)

Кидают друг другу мяч со словами: «Нас с тобой объединяют обязанности…(хорошо учиться, бережно относиться к природе, проявлять уважение к старшим, изучать историю и культуру страны). Если принимающий мяч согласен с обязанностью, он говорит: «Спасибо, я согласен». Если не согласен : «Спасибо, я подумаю».

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского:

У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. И ей, одной - единой, В любые времена Не спрячешься за спины Хоть широка страна.

9.Взгляд в будущее. Цветик-семицветик.

Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?

Давайте заглянем в будущее.

Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.

Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.

– Кто доволен увиденным образом будущего?– Что там больше всего понравилось?

Все ваши планы обязательно сбудутся

Берегите Россию – нет России другой.

Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Подведение итогов

Вернемся к началу классного часа. Что же ставить в предложении «Я - гражданин России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восклицательный знак?

Видео «Флаг моего государства»

“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ”

(Конфуций)

“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?”

(Пифагор)

“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ”

(пословица)

“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ”

(Монтескье)

“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ”

(Сенека).

“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”

(Ш. Руставели)

“ГОСУДАРСТВО - ЭТО Я”

(Людовик XIV)

multiurok.ru

Классный час -викторина "Я -ребенок, я- гражданин"

Викторина «Я – ребенок, я – гражданин»

Цели:

  • формировать положительное отношение к правам других;

  • способствовать осознанию ответственности за свои права;

  • содействовать воспитанию, образованию и просвещению обучающихся в духе уважения к государству;

  • продолжить работу над формированием умения высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение,

  • научить выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Оформление:

1 «Девиз гражданина: быть, а не казаться» латинская пословица

2 «Право – это все то, что истинно и справедливо» В.Гюго

3 «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу» А.С.Грибоедов

4 «Есть две морали: одна – пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро» П. Буаст

5 «У человека можно отнять все, кроме одного: выбирать собственный путь» В.Э. Франкл

Оборудование:

  • тексты: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ,

  • ромашка, на лепестках которой написаны № заданий командам для 4 конкурса;

  • листы для выполнения заданий;

  • карандаши.

Ход урока

(Исполняют песню «Чему учат в школе» (Ника и Алиса исполняют)

Все права свои узнать,

Их на деле применять

Учат в школе (Зраза).

Применять и изучать, все законы соблюдать

Учат в школе (3 раза).

Чтоб друг друга уважать,

Никогда не обижать

Учат в школе (Зраза).

И воспитанными быть,

Права помнить все и чтить (2 раза)

Учат в школе (Зраза).

А.Ф.

Вы к будущему готовитесь.И сердце стучит: пора!И взрослыми вы становитесьСегодня, завтра, вчера!Вы видите себя входящимиВ грядущие времена.Как клятву произносящими«Я твой гражданин, страна!»

В.В. Сегодня мы поведем разговор: кто такой гражданин, какие у него права и обязанности.

А.Ф. Объявляется 1-й конкурс «Разминка».(Представители команд поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).Вопросы:1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)5. Кто является главой нашего государства? (Президент)6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)9. Как называется главный закон государства? (Конституция)10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)11. Какое дерево является символом России? (Берёза)12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

В.В. Объявляется 2-й конкурс «Гимн»(Командам предлагается написать наизусть текст одного из куплетов гимна и припев. После написания куплета его текст появляется на экране.)

А.Ф. Объявляется 3-й конкурс «Пословицы».(Вытаскиваются карточки из 2-х слов, по которым надо восстановить пословицу)Слова:Мал-дорог (Мал золотник, да дорог)Слово-дело (Судят не по словам, а по делам)Время-час (Делу время – потехе час)Труд-рыбка (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)Лес-щепки (Лес рубят – щепки летят)Одежда-ум (По одёжке встречают, по уму провожают)

Секрет-свет (По секрету – всему свету)Родился-пригодился (Где родился, там и пригодился)В.В. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали «Конвенцию о правах ребенка» и наша Россия с 1990 года.

Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей

А.Ф. А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

-Согласно определению, данному в Конвенции(ст.1), "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше".

-Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)

-С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)

- Ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

-Ребёнок имеет право жить со своими родителями.

-Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)

-Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)

-Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

-Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)

Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.(ст.37)

-Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг(ст.31)

В.В. А теперь проведем конкурс «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.

Для первой команды

1. Куда пойдем мы в воскресенье: На каток или в кино. Вот семья вопрос решает Выбрать мнение одно. Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается)

Для второй команды

3. С мамой дети должны жить, Не грустить и не тужить - Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают, Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).

Для третьей команды

5. Рисовать и петь учиться, Если заболел - лечиться, Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Конечно (запрещается).

Для четвертой команды

7. Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить - Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).

А.Ф. Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.

1. «Песня бременских музыкантов «Ничего на свете лучше нету» (Право на свободу передвижения.)

2. «Чему учат в школе» (Право на образование.)

3. «Песенка мамонтенка» (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)

4. «Чунга-Чанга» (Право пользоваться благами, право на отдых)

Конкурс 5 "Смотри, слушай, оценивай!". (В.В.)

Вашему вниманию сейчас будут представлены небольшие сценки. Необходимо посмотрев их, ответить позже на задания.

Ситуация 1.

Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Несколько часов подряд они исполняли любимые песни.

Саша: Все! Заканчиваем. У меня завтра - контрольная по математике, нужно подготовиться.

Оля: А у меня: нет! Могу попеть. (делает музыку погромче и поет)

Саша: Оля, выключи, пожалуйста! Ты мне мешаешь сосредоточиться или хотя бы сделай перерыв, пока я решу несколько задач.

Оля: Еще чего: (делает музыку еще сильнее и продолжает петь)

Саша: Ах, так!.. (включает телевизор на полную мощность).

Предположите: как далее будут развиваться события.

Назовите: чьи права были нарушены в данной ситуации. Какие именно права?

Ситуация 2

Мать: Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама, ты же все равно в 11 часов еще не спишь. Кроме того, я имею права на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Кто здесь прав?

Ситуация 3

Вечер. Вся семья собралась в комнате. Бабушка вяжет, мама читает книгу, папа смотрит телевизор, вбегает сын.

Петя: Мам, очень хочется кушать, покорми меня (садится за стол, берет хлеб).

Мать: Помой руки, грязными руками есть нельзя.

Петя: Это насилие над личностью. Мы сегодня в школе на уроках с Конвенцией о правах ребенка знакомились.

Бабушка: Петенька, как поужинаешь, померь мне, пожалуйста, давление.

Петя: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка. Спасибо, я наелся.

Мать: Разбери и помой за собой посуду

Петя: Не имеешь право эксплуатировать детский труд, мамочка (включает DVD - плеер).

Отец: Выключай, садись за уроки, иначе отлуплю.

Петя: Это проявление жестокости, папа.

Найдите ошибки в поведении членов семьи, ответьте на вопрос, имеет ли право ребенок от чего-либо отказаться.

6. Интересно, что еще в 18 веке английский политик Э. Берк писал: "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях".

В.В. Объявляется заключительный конкурс «Обязанности».

Перечислите, какие конституционные обязанности есть у гражданина Российской Федерации. При подготовке ответа, можно использовать материалы Конституции РФ (платить налоги, соблюдать законы, не загрязнять окружающую среду, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранять памятники культуры, воинская).

А.Ф. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, дают простор любым его законным действиям.

Хотелось бы верить, что вы, дорогие друзья, об этом будете помнить.

Подведение итогов.

Жюри объявляет баллы, набранные командами, а также отмечает тех, кто отличился в какой-либо номинации: «Эрудиты», «Самая сплоченная команда», «Знатоки права», «Творческие личности».

infourok.ru

Классный час "Я - ребёнок, я

Классный час по теме:

"Я – ребенок, я - гражданин"

Цель:

Помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью.

Помочь разобраться, как и где могут быть реализованы права ребенка в обществе.

Ход классного часа:

- Сегодня наша с вами задача вспомнить основные права детей, записанные в различных правовых документах.

Заранее развешаны плакаты “я согласен” с одной стороны класса, “я не согласен” с другой стороны, “затрудняюсь ответить” посередине. Зачитываются утверждения по порядку. Предлагается тем, кто согласен с данным утверждением, перейти к плакату “я согласен”, тем, кто не согласен – к плакату “я не согласен”, кто не имеет определенного мнения или сомневается к плакату – “затрудняюсь ответить”.

Цель игры заключается в развертывании обсуждения.

Утверждения:

  • Все имеют одинаковые возможности для получения профессии.

  • Те, кто сегодня беден, плохо учились в школе.

  • Насилие всегда неправильно.

  • Должно быть, полное равенство между мальчишками и девчонками.

  • Если кто-то действует мне на нервы, я имею полное право устроить ему взбучку.

На доске вывешены плакаты:

Что вам необходимо, чтобы выжить. (Права на выживание).

Что вам необходимо, чтобы расти и развиваться. (Права на развитие).

От чего нам нужна защита. (Права на защиту).

Что нам необходимо для участия в жизни общества. (Права на участие).

Каждой группе дается Конвенция о правах ребенка. И предлагается выполнить задание.

(при помощи мимики, жестов (без слов) изобразить указанное в картинке право. Остальные должны решить, что разыгрывается и какой это тип права)

На доске тексты из Конвенции о правах ребенка:

«ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

Принятие Конвенции о правах ребенка означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.

Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все Организация Объединенных Наций?

Работа в группах (по четыре человека). Каждая группа получает образцы суждений.

«Ребенок нуждается в особой заботе, потому что он маленький и беспомощный».

«Потому что он еще мало знает о жизни».

«Он мало что умеет делать»

. «Потому что он не может делать многое, что делают взрослые».

«Если не заботиться о детях, их могут обидеть».

«Ребенок еще не умеет себя защитить».

«Потому что его могут обидеть»

«Он маленький и не может сам себя защитить».

«Он нуждается в заботе, потому что он может попасть в неосторожное поло­жение».

«Потому что его могут обидеть или украсть» и т.п.

Задача учащихся, работающих в группе:

1. Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее им близкие.

2. Дополнить ответы учащихся своими обоснованиями.

Выступления учащихся от каждой группы и обобщение.

Так как ребенок постепенно развивается, физически растет, он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, особая медицинская помощь.

Растущий организм ребенка нуждается в хорошем питании. Но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Ребенок не может еще зарабатывать себе деньги для жизни, а одежда, игрушки, книги и многое другое

Взрослые должны помочь ему получить знания, развить способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Заключительная часть. Раздаются карточки с указанными правами ребёнка. Необходимо раскрасить их и обменяться друг с другом.

infourok.ru