Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Когда и как начинать учить ребенка пересказывать любые тексты. Ребенок плохо пересказывает текст в 8 лет


Почему современные дети с трудом ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ прочитанное?

– Бывало ли так, что вы просите ребенка пересказать параграф, заданный на дом, а у него не получается? «А ты читал?» – спрашиваете вы. Ребенок послушно кивает головой и продолжает молчать… И тут вам становится понятно, откуда берутся двойки и тройки в его дневнике.

Так почему же современные дети с трудом воспроизводят прочитанное? Об этом нам расскажет автор книги «Скорочтение для детей», постоянный ведущий нашей рубрики «Секреты скорочтения» Шамиль Ахмадуллин.

– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?

– Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы. А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99% информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально.

– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?

– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка.

Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его. Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию. Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями. Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми). Шаг 5. Выдает пересказ.

Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка.
Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

• умение слушать и слышать; • умение структурировать информацию в голове; • умение правильно выражать свои мысли.

– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?

– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет). В чем их большой минус для формирования мышления ребенка? В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.

– Как научить ребенка хорошо пересказывать?

– Ему нужно больше читать, а главное понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?

В ИЮНЕ мы запускаем три основных курса в ускоренном формате тренингов (10 занятий в течение двух недель): • Чтение и понимание для детей от 6 до 8 лет. • Скорочтение для детей и подростков от 9 до 16 лет. • Улучшение памяти и внимания для всех возрастов (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать).

– Почему вы организуете такой формат именно летом, когда дети хотят отдохнуть от учебы?

– Наоборот, лето лучшее время для прохождения наших тренингов. Во-первых, у ребенка много свободного времени. Во-вторых, наши тренинги проходят в игровом формате, они не имеют ничего общего со скучной школой, и это заряжает ребят положительными эмоциями. В-третьих, такой плотный тренинг невероятно эффективен, он позволяет погрузиться в его атмосферу, насладиться процессом и получить максимум удовольствия и результатов.

Мы прививаем ребенку навык, который будет работать на него всю жизнь.
Для того что бы попасть в новый поток тренинга скорочтения для детей, необходимо записаться на собеседование по телефону +7(347)266-87-83 Или сделать заявку на нашем сайте

www.ufamama.ru

Как научить ребенка пересказывать

Как научить ребенка пересказывать тексты? Дочка учится в пятом классе, ей уже 11 лет, но она не умеет пересказывать параграфы учебника. По истории, географии, литературе часто нужно отвечать устно. И каждый раз это провал! Она могла бы выучить наизусть параграф, но тогда в этот день ничего больше не сделает. Как ей помочь?

Ответ:

Проблема с пересказом – достаточно распространённая проблема, связанная со школьным обучением. Заучивать текст наизусть – самый проигрышный вариант, про который нужно сразу забыть. Для того, чтобы помочь дочке научиться пересказывать тексты, нужно понять, что именно вызывает у нее такие сложности. Если проблема связана с пониманием текста, то вы можете читать параграфы вместе с ней, обсуждать прочитанное, задавать дочке вопросы на понимание, объяснять что-то, что она не поняла. Если основную сложность вызывает аленький словарный запас и девочка просто не может подобрать нужных слов для того, чтобы выразить свою мысль, нужно с девочкой больше читать для того, чтобы пополнить лексикон.

Также есть вероятность, что сложности с пересказом связаны с несфомированными высшими психическими функциями, например, при проблемах с памятью ребенок, конечно, не сможет пересказать текст, так как просто не сможет запомнить всю информацию, содержащуюся в нем. Для того, чтобы выяснить, развивается ли психика ребенка согласно возрастным нормам, обратитесь на очную консультацию к детскому психологу.

Еще одной причиной, по которой дочка не справляется с пересказом, может быть стеснение, страх выступления перед публикой. Если девочка дома пересказать текст для мамы и папы может, а в школе все знания как будто пропадают, стоит обратить внимание на индивидуально-личностные особенности девочки и на общую ситуацию в классе. Возможно, что у девочки не складываются отношения с одноклассниками или педагогами, и именно поэтому она не может пересказать текст.

Задайте свой вопрос психологу

Likes(0)Dislikes(1)

prouchebu.com

Как научить ребенка пересказывать текст: советы любящим родителям.

Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик. Родителям нужно знать, что умение пересказывать  является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя. Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден словарный запас, отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя. Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются мнемотаблицы, развивающие и связную речь у детей, и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения. 
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций. 
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг. 
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Придерживаясь представленных рекомендаций, родители могут быстро достичь хороших результатов при обучении детей.

Рекомендованные произведения для детей

Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения: 

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского  («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша. 
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение. 
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

myintelligentkids.com

Как научить ребенка пересказывать текст. Как запомнить текст

Проблема с пересказыванием прочитанного встречается довольно часто у детей младшего школьного возраста. При этом скорость и техника чтения на процесс понимания и запоминания не влияет. Бывает так, что первоклассник, который бегло читает текст, не может потом пересказать его. Как с этим справиться?

Конечно, тренироваться. И начинать нужно уже лет с 3-4, когда малыш способен понять сказку и запомнить её. Конечно, сначала можно "отрабатывать" на более простых сказках: "Колобок", "Теремок", "Три поросёнка" и т.д. Когда не в первый раз читаете ребёнку знакомую сказку, задавайте простые вопросы: "А теперь что сделает Колобок?", "Что скажет лиса?", "С какой птицей подружится Дюймовочка?". Такие вопросы заставляют малыша следить за сказкой и запоминать её действие. К тому же, ответы на простые вопросы - это своего рода логопедические упражнения для ребенка. Если в книге имеются картинки - очень хорошо. Картинки запоминаются детьми значительно лучше услышанной информации. Постепенно ребёнок научится запоминать сюжет сказки и пересказывать его своими словами.

Но что делать, если проблема с пересказыванием прочитанного или услышанного возникла уже в школе? Придётся пройти ускоренный курс. А вместе с умением пересказывать вы разовьёте в ребёнке и наблюдательность.

Самый простой способ, это игра "Я вижу". Идя по улице, называйте с ребёнком предметы, которые видите и обязательно их свойства. Например: "Я вижу дворника, у него зелёная куртка", "Я вижу собаку, это такса", "Я вижу дом, у него красная крыша и четыре окна". Называть можно всё, что угодно (правда, если речь идёт о людях, говорите потише). В такую игру лучше играть как можно чаще - так малыш научится наблюдать и фиксировать информацию.

Техника запоминания текста

Известно, что информация лучше запоминается, если её проговорить вслух. Это правило действует и в отношении младших школьников. Самый простой способ воспроизвести информацию, которую услышал или прочитал - это записать её. Ученики старших классов и студенты пишут конспекты, но как быть с первоклассником?

Очень просто - рисовать (или делать аппликации). Зарисовывать можно любой простой текст. Для обозначения используются простые картинки, с которыми ассоциируется то или иное действие. Например, зарисуем такое предложение "Папа с Вовой вышли из дома и взяли с собой собаку Кляксу, но вскоре пошёл дождь и им пришлось вернуться домой". Ряд наших рисунков будет таким: две фигурки, дорога, собака (можно нарисовать кляксу, чтобы запомнить имя), зонтик с каплями, домик. После прочтения этого предложения пусть ребёнок, глядя на рисунки, расскажет, о чём шла речь. Со временем предложения пусть превращаются в короткие рассказы.

Важно, чтобы ребёнок не просто запоминал прочитанное, а вникал в смысл и понимал, о чём речь. В этом помогут комментарии при пересказывании. Например, можно давать оценку героям сказки и их действиям: какие они - глупые, наивные, хорошие, плохие... Правильно ли они поступают? Что можно было бы ещё сделать? Комментарии к рассказу или сказке покажут, понимает ли ребёнок суть прочитанного и учит его формулировать своё мнение.

vkusnyasha.ru

Как научить ребенка пересказывать текст

Очень многие дети в школе начинают испытывать большие проблемы с пересказом усвоенной информации. Почему так происходит?

Все дело в том, что родители редко уделяют внимание этому виду деятельности. Они читают, рисуют, даже сочиняют, но не обучают детей пересказывать услышанное. А теперь представьте, что испытывает маленький человек, когда его впервые просят об этом в школе. Он зачастую просто не понимает, чего же от него хотят, пугается и замыкается в себе. Так как научить ребенка пересказывать текст?

Не стоит ждать, пока малыш пойдет в первый класс. По большому счету, учиться пересказывать в школе уже поздно. Конечно, это не значит, что надо предаться отчаянью и опустить руки – все поправимо. Просто для этого понадобиться приложить больше усилий. Дело в том, что у первоклашки и так есть много нового, чем ему необходимо заниматься.

Кроме того, у учителя уже не будет возможности каждого ребенка в классе учить правильно пересказывать информацию. Поэтому родителям следует воспользоваться тем временем, которое они проводят с малышом в первые годы жизни.

Из этой статьи вы узнаете

Почему это так важно

И правда, что такого сложного в пересказе? Прочитал и рассказал – с этим каждый ребенок справиться. На самом деле это не так.

Вся сложность в том, что пересказ подразумевает совсем не дословное изложение того, что было написано в тексте. Он должен быть сделан своими словами, при этом следует выделить наиболее важные моменты, а не повторять все подряд.

Многие не понимают важности навыка пересказа, потому что не видят того, как он применяется на практике. А ведь на самом деле он нужен и в истории, и в физике, и в математике – абсолютно во всех предметах школьной программы.

Очень многие дети не могут пересказать параграф по той же истории не потому, что они его не учили, а из-за того, что именно учили. Они запоминают текст наизусть, не задумываясь о его содержании. В результате, пропустив при ответе всего лишь одно слово, дети сбиваются и уже не могут повторить прочитанное. Об ответах на вопросы речи уже вообще не идет.

Когда учиться

Итак, важность приобретения навыка очевидна. Осталось разобраться, как научить ребенка пересказывать. Если вы решили, будто это что-то сложное, то можете быть спокойны – все просто, надо только захотеть.

Все родители читают детям книги. Кто-то начинает делать это совсем рано, когда малыш еще не умеет разговаривать и мало что понимает, кто-то предпочитает дождаться возраста постарше. Если ребенок уже улавливает суть прочитанного и может отвечать на ваши вопросы – самое время начинать учиться пересказывать.

Первый шаг

Для начала следует выбирать небольшие тексты. Еще один очень важный момент – отсутствие в них непонятных слов.

Первый раз текст читается целиком, чтобы ребенок смог уловить общую суть происходящего в нем. Кстати, имейте в виду, что у малышей очень хорошая память, поэтому не удивляйтесь, если они сходу смогут повторить все прочитанное слово в слово. Однако у нас другая цель.

После первого прочтения текст делится на небольшие фрагменты. Каждый зачитывается отдельно. Затем следует вместе с ребенком разобраться, о чем шла речь, что и почему делали герои. Задавайте ребенку вопросы по отрывку. Предложите и ему спрашивать обо всем, что показалось непонятным.

Второй шаг

Когда все произведение прочитано и разобрано, можно приступать к составлению плана его пересказа. Для этого потребуется выделить несколько ключевых моментов. Поскольку маленькие дети еще не умеют писать, для того чтобы зафиксировать пункты плана на бумаге, следует воспользоваться цветными карандашами и нарисовать соответствующие картинки.

Например, к сказке про Колобка можно изобразить сначала главного героя на подоконнике, потом его побег по дорожке и по очереди всех зверей, которых ему пришлось встретить на своем пути.

Чтобы сделать процесс еще более увлекательным, возьмите, например, кусок обоев, оставшихся после ремонта, или соедините несколько листов бумаги. Должна получиться дорожка, по которой ребенок сможет делать шаги. Каждый шаг – пункт плана. Нарисуйте их прямо на бумаге.

Третий шаг

Этот этап можно считать одним из важнейших, поскольку именно он учит малыша говорить о прочитанном своими словами. Собственно, в этом его суть и заключается.

Из текста берутся по очереди все предложения. Задача ребенка состоит в том, чтобы пересказать их, но по-своему. Поначалу это может показаться сложной задачей. Но когда у малыша начнет получаться, он будет учиться с удовольствием. Главное, относитесь к этому как к увлекательной игре, не требуйте сразу многого и не ругайте за неудачи.

Четвертый шаг

Настало время собрать все части текста воедино. Вооружитесь созданным планом, и пусть малыш рассказывает все своими словами. Не старайтесь ему подсказывать, пусть сам старается вспоминать.

Закрепляем результат

Через несколько часов попросите ребенка еще раз рассказать вам разобранную сказку. Вы удивитесь, насколько легко и виртуозно у него это получится после совместно проделанной работы.

Чтобы малышу было интереснее, предложите ему поделиться прочитанным с пришедшим с работы папой. Папе при этом следует приходить в восторг и бурно хвалить.

Можно также попробовать немного запутать рассказчика. Подсказывайте ему неправильное продолжение, пусть он исправляет ваши ошибки.

Универсальная схема

Эта схема подходит не только для совсем маленьких детей. По подобному алгоритму можно заниматься и с ребенком, который недавно пошел в первый класс, и с учеником постарше.

Если у детей возникли проблемы с усвоением материала по различным предметам, имеет смысл таким образом подойти к изучению каждого нового параграфа. Первое время родителям придется контролировать процесс, потом они смогут заниматься самостоятельно.

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными, тогда они принесут результат и существенно облегчат процесс учебы в школе. Во взрослой жизни приобретенные навыки также не будут лишними.

razvitie-vospitanie.ru

Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Содержание статьи

Любой родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, красноречивым и интересным человеком. Каждый осознает, что красота речи, логика и убедительность мыслей оказывают влияние на профессионализм в деятельности и комфорт в общении с окружающими. Но мало кому известно, что связную речь лучше всего тренировать простыми пересказами, правилам которых обучают еще в школьные годы. А ведь учить малыша пересказывать следует с того момента, когда он начинает говорить фразы и предложения. Все методики, направленные на раннее развитие ребенка, умением пересказывать информацию формируют его интеллект, помогают контактировать с разными людьми. И все же, как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Основные правила и методики обучения пересказа прочитанного текста

Лучше всего для тренировок пересказов текста выбирать сказку или рассказ. От правильно подобранного произведения зависит окончательный успех обучающего процесса. Оно должно соответствовать возрасту малыша, иметь небольшой объем, излагаться доступным языком. Сюжет должен увлекать хронологической последовательностью событий, персонажи – выделяться яркостью своих характеров. Приветствуется наличие иллюстрированных страниц.

Для начала малыш должен не пересказать, а просто рассказать о чем-либо. Примером может послужить любимая игрушка. Он должен описать ее внешний вид, наиболее важные особенности. В этот момент разрешается оказывать малышу помощь, задавая простые вопросы о размере, цвете и прочее. Такой тренинг станет прекрасным началом для пересказывания чужих текстов.

Вторым этапом пересказа должен быть небольшой текст, знакомый вашему малышу. И только потом разрешается переходить в малознакомым сюжетам, предварительно анализируя прочитанное.

Известные методики, используемые родителями при воспитании дошкольников, предоставляют перечень полезных советов и приемов, помогающих в обучении пересказыванию. Большинство из них применяется в методиках раннего развития:

  • текст должен читаться внимательно;
  •  если имеются картинки, их следует рассматривать и комментировать;
  •  после чтения проводится анализирование информации, при котором взрослый задает вопросы;
  •  ребенок выполняет пересказ прочитанного. При возникающих затруднениях взрослым разрешается задавать вопросы наводящего характера.

Ошибки родителей в обучении пересказа текста

В процессе обучения ребенка пересказу родители иной раз встречают сопротивление со стороны детей. Как правило, оно вызывается сильной назойливостью родителей, стремящихся услышать пересказанный практически дословно текст. Чтобы обучение проходило правильно, рекомендуем соблюдать определенные условия:

  •  в прочитанном произведении следует определять наиболее интересные и важные моменты;
  •  если у ребенка возникают трудности, можно вернуться к началу текста, прочитав несколько предложений;
  •  прочитав очередную часть. Необходимо задать ребенку вопрос о том, что прочитано. Малыш должен своими словами назвать наиболее главные и интересные моменты;
  •  дайте ребенку возможность ответить на вопрос одной фразой. Порой это довольно сложно, можно выдавать наводящие подсказки;
  • не стоит допускать, чтобы при ответе малыш старался воспроизвести прочитанное дословно;
  • обязательно составляйте примерный план пересказа полного текста;
  • предложите ребенку в игровой форме пересказать своими словами прочитанный текст;
  •  примерный план пересказа можно записать на бумаге. В процессе ответа не забывайте хвалить своего ребенка.

Обучение пересказу в 5, 7 лет: подходящая литература и объем информации

Вполне естественно, что сложности в пересказе возникают у наиболее маленьких читателей. По этой причине рекомендуется на первом этапе пользоваться специальным курсом «Книжная разминка.

Часть 1». Он состоит из восьми книжек-вертушек и девяти книжек-игрушек. Первая группа книг окажет малышу помощь в составлении сочетаний слов и целых предложений, замене одних слов другими с возможностью наблюдения, как поменяется смысл всего предложения.

С помощью таких тренировок ребенок начнет понимать значение роли слова в целом тексте. Книжки в виде игрушек представляют собой более усложненный лингвистический тренажер. Ваш ребенок начинает ознакомление с образованием новых слов, изменяя форму прилагательных, создавая новые слова при помощи суффиксов или приставок.

Такие упражнения и задания в игровых формах приводят к тому, что ребенок способен прочитать маленький текст, рассмотреть иллюстрации к нему, осознать полученную информацию и выполнить пересказ. Таким образом, формируется умение бегло читать и свободно пересказывать. Переходите к комплекту «Книжная разминка. Часть 2».

Взрослым необходимо помнить, что умение ребенком пересказать текст является важным инструментом создания личности, отличающейся творчеством и интеллектом.

detskoerazvitie.info

Как научить ребенка связно рассказывать?

 

Дочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Обратимся к себе

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

moi-detki.blogspot.com