Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Непослушный ребёнок: в чем причина и как с этим бороться? Как справиться с непослушным ребенком 8 лет


Как маме справиться с детским непослушанием?

Как маме справиться с детским непослушанием? На эту тему совсем недавно у меня вышла новая статья, которая была написана специально для сайта Флаймама – приводи жизнь в порядок

Мне очень приятно не просто заниматься своим любимым делом и развивать свой проект, но еще и сотрудничать с другими интересными ресурсами, знакомиться с новыми людьми.

Но и своих читателей я не могу оставить без возможности ознакомиться с моей новой статьей. Поэтому привожу ее здесь полностью. 

 

Современная мама уже не та домохозяйка, которая сидит дома с детьми и занимается домашними делами. «Мамы наших времен» совсем другие. Им нужно не просто поддерживать порядок в доме и воспитывать детей, они хотят хорошо выглядеть, быть интересными, реализовывать себя как профессионально, так и творчески. Им важно все успевать. И это замечательно!

Но часто случается так, что много времени и сил уходит на то, чтобы справиться с непослушанием своих детей, и как-то уже не до самореализации. Ребенок не слушается и зачастую становится просто неуправляемым. Родители малыша часто находятся в растерянности и не знают, что делать в этих случаях. Ощущение бессилия захлестывает, когда малыш выходит из-под контроля. Раздражение и злость становятся самыми распространенными чувствами родителей, сопровождающими детское непослушание.

Когда я спрашиваю родителей о том, что Вы делаете в случаях, когда малыш Вас не слушается, то чаще я слышу «…заставляем …уговариваем …кричим… требуем… наказываем». Все эти действия совершаются от отчаяния и бессилия, как говорится, «на эмоциях» и чаще всего совершенно «не работают».

Давайте вместе разберемся в том, почему возникает детское непослушание, что толкает ребенка на то, чтобы сопротивляться, бунтовать и устраивать истерики.

Малыш растет

Одной из причин детского непослушания является возрастной кризис. Это тот период, когда ребенок перестраивается внутренне и начинает иначе выстраивать отношения с людьми. Старые способы взаимодействия ребенку уже совсем не интересны, а новые еще не освоены настолько, чтобы их применение было естественным. Это период, когда ребенку очень трудно – он меняется, растет и делается в это время неуправляемым. Кризис можно узнать, когда негативизм становится частым проявлением, а частица «не» одним из самых любимых слов у ребенка.

Кризисный период не вечный, и вспышки непослушания обычно сглаживаются спустя 2-3 месяца. В это время надо набраться терпения и, если это возможно, иногда позволять ребенку вести себя по-своему. Противостояние малышу и постоянные требования определенного поведения только усилят его негативизм и осложнят протекание кризиса.

Мама, поиграй со мной…

Бывает так, что малыш не слушается потому, что ему не хватает родительской любви, заботы и внимания. Ребенок не терпит безразличия к себе, ему проще перенести наказание и неодобрение родителей, нежели чувствовать равнодушие с их стороны. Другими словами, если ребенку не хватает родительской любви, он будет компенсировать это непослушанием!

Постоянно отвлекая вас, он как бы «выклянчивает» у вас внимание к себе. Происходит это от того, что ребенок чувствует недостаток родительской заботы, внимания, ласки.

А «негативное» внимание получить гораздо проще, чем похвалу. К примеру, ребенок помогает маме вытирать пыль. Мама, воспринимая это как детскую игру, может и не заметить этот момент или воспринять его как должное, а, главное, не похвалить. Но если ребенок проливает компот на новый ковер, это не останется без внимания. И тут малыш понимает, как заполучить внимание к себе со стороны родителей. Конечно, это не очень приятно, но все же, внимание получено и цель достигнута!

Способ, который поможет найти выход из этой ситуации довольно простой, – нужно проводить больше времени с детьми, компенсировать недостаток внимания и заботы похвалой, интересом к жизни ребенка, совместной игрой, занимательными беседами.

Я тут главный!

В тех семьях, где стиль воспитания чрезмерно мягкий и родители не предъявляют жестких требований к ребенку, можно видеть так называемое соперничество с родителями на власть. Малыш стремится сам решать, как ему действовать и подчинить себе поведение взрослых. Внешне это может выглядеть забавно, но включаясь в «игру потакания», родители зачастую и провоцируют непослушание.

Возможен и другой вариант: родители тревожатся за своего малыша и начинают слишком усердно его опекать. Ребенок старается самоутвердиться, вырваться из-под чрезмерной опеки родителей, проявить себя, показать, что он личность.

Это повод обратиться к себе и пересмотреть способ взаимодействия с ребенком. Задать себе вопросы: «Не слишком ли много требований к ребенку? Замечаний? Критики?», «Не слишком ли часто я вмешиваюсь в самостоятельные дела малыша?».

В этом случае вы можете подумать о том, чтобы отвести для малыша сферу деятельности, в которой он будет проявлять самостоятельность. Важно не вмешиваться и предоставить возможность принимать самостоятельные решения. Придумайте для ребенка такие дела, в которых он может проявить себя и чувствовать себя взрослым.

Выше описаны только основные причины непослушания. Можно также встретить и частные случаи желания отомстить родителю за нанесенные обиды, и непослушание, вызванное глубоким нарушением отношения к себе, и др.

О нас, о родителях

Чтобы понимать, как правильно действовать и снизить протестные реакции ребенка, необходимо уметь быстро и четко определять причины непослушания. В этом нам на помощь приходят наши эмоции. Да-да, не удивляйтесь, именно то, что мы чувствуем в той или иной ситуации поможет нам точно понять причину непослушания ребенка. Действительно, когда мама или папа видят, что вытворяет их ребенок, оставаться спокойными им вряд ли удастся. Эмоции кипят и бурлят. Причем эмоции разные!

Давайте разберемся вместе, какие наши эмоции и о каких причинах непослушания нам говорят.

 

Экспресс-диагностика детского непослушания

Итак, начнем с одной из самых частых эмоций на детские проделки – раздражения. Чаще всего это бывает в ситуациях, когда вы чем-то заняты и не хотели бы отвлекаться. Например, вы готовите, убираетесь в доме или выполняете важную и ответственную работу. И тут вы слышите «мам…помоги мне….мам…у меня не получается…мам…посмотри…мам…давай поиграем вместе…мам…мам…мам…». Правда, неприятно это слышать? Некоторые мои знакомые мамы говорят, что так может продолжаться весь день, ребенок совершенно не может занять себя самостоятельно.

Теперь заглянем глубже и посмотрим, что же происходит с ребенком. Итак, если вы раздражены, то с большой долей вероятности, ребенку не хватает внимания родителей, их заботы. Ему хочется большего участия родителей, совместной игры или просто приятных слов одобрения. Не получая этого, малыш начинает просто «выклянчивать» внимание.

Еще одна распространенная эмоция родителей на непослушание – это гнев, когда внутри как будто что-то закипает. Вы возмущены и вас просто «бесит» происходящее. В этом случае наиболее вероятной причиной непослушания является соперничество с родителем. Малыш стремится установить свои правила. А это значит, что он ставит под сомнение власть родителей. Это тот самый случай, когда укрепление власти и статуса взрослых в семье оправдано. Важно и нужно устанавливать правила и следить за тем, чтобы они исполнялись.

Бывает так, что мы обижены на малыша, когда он что-то натворил. Внутри возникает ощущение, что ребенок сделал это как будто специально. В этом случае причиной непослушания вполне может быть желание отомстить. Оно возникает не на «пустом месте», а от переживания собственной обиды.

Было бы неплохо поискать детскую обиду и поговорить с ребенком о той ситуации, когда он обиделся на вас. Вероятнее всего, это недавняя ситуация, т.к. дети редко помнят давние обиды (такое тоже бывает и отражает его личностные особенности).

И последнее, о чем я хотела упомянуть, это тяжелые родительские чувства – безнадежности и отчаяния. В этом случае ребенок становится неуправляемым и непослушание принимает крайние формы. У родителей часто просто «опускаются руки» от невозможности как-то повлиять на ребенка.

Что же происходит с ребенком? Такое бывает с теми детьми, которые накопили большой опыт неудач, критики, замечаний и оскорблений в свой адрес. В воспитании присутствовали давление и стремление жестко подчинить себе поведение ребенка. Как результат, ребенок становится неуверенным в себе (неуверенность часто прячется за агрессивностью), с низкой самооценкой и потерей веры в свой успех. Он принимает как факт слова родителей о том, что он «неряха», «неаккуратный», «ничего не умеет» и «ничего из него не выйдет», и что таким его нельзя любить.

Что делать?

Во-первых, немедленно прекратить поток критики, замечаний и высказываний, унижающих достоинство личности ребенка.Во-вторых, найти то, за что ребенка можно похвалить и, конечно, не скупиться на похвалу.В-третьих, присмотреться повнимательней к ребенку и найти ту деятельность, которая у него получается лучше всего. И конечно, поощрять малыша, когда он занят своим любимым делом. Возможно, любимое занятие откроет или разовьет в ребенке способности и это поможет ему поверить в себя.

 

Как справиться с непослушанием?

Итак, давайте подведем итог и рассмотрим, какие приемы помогут нам справиться с непослушанием.

  • Давая ребенку больше заботы, внимания, похвалы, вы серьезно снизите остроту проблемы.
  • Устанавливайте четко сформулированные и понятные малышу правила в отношении того, что можно, а что нельзя.
  • Давайте ребенку возможность проявить самостоятельность и в некоторых вопросах принимать собственные решения.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что с ним происходит, о чем он думает и что чувствует. Это сделает ваши отношения более теплыми, и вы будете лучше его понимать.
  • Наказания не достигают своей цели, если они совершаются на эмоциях. Ребенок слышит только «голос эмоций» и остается глух к смыслу наказания или требованиям. Предъявлять требования нужно твердым, ровным и твердым спокойным голосом. Только так ребенок способен вас услышать.
  • Важно говорить малышу о своих чувствах. Лучше сказать «Я расстраиваюсь, когда вижу такой беспорядок, и мне хочется, чтобы у каждой игрушки был свой домик», чем «Опять ты все разбросал, собери сейчас же!». Ребенок любит своих родителей и расстраивать совсем не хочет, поэтому у первой фразы больше шансов достичь своей цели.

Если вы хотите научиться эффективно действовать в ситуациях непослушания, прослушайте аудио-курс «Маленькие «непослушайки» или 5 простых шагов к хорошему поведению Вашего ребенка». Перейдите по ссылке и получите его бесплатно

 

Стать опубликована на сайте http://flymama.info/kids/neposlushnye-vrediny-i-malenkie-kaprizulki/ 

Похожие записи

fishki-vospitaniya.ru

Как справляться с непослушным ребенком | Дошколенок

Растить малыша, чувствовать его привязанность и любовь, играть с ним! Но бывают ситуации, когда ребенок совсем не слушается, агрессивно себя ведет, закатывает скандалы. Что предпринять и как вести себя, чтобы с его непослушанием справиться?

Задумайтесь, не сильно ли авторитарно вы ребенка воспитываете, сколько предоставляете возможности ему для самостоятельных решений? Если вы лишь команды раздаете: «Не ходи!», «Не трогай!», «Нельзя!», скорее всего, столкнетесь с упрямством ребенка. Малышу необходимо равновесие между запретами и свободой для гармоничного развития.

Малыш должен понимать, что ему нередко дают право выбора, а не только указывают. Если отказываете ребенку в чем-то, делайте это с любовью и уважением, предлагайте альтернативу и объясняйте ваше решение.

Чаще привлекайте малыша к совместной деятельности, давая ему задание по силам. К примеру, если мама устроила пошив одежды на дому, то не отгоняйте ребенка от швейной машинки.  Объясняйте свои действия,  попросите что-то подержать, дайте построчить на машинке.  Готовя обед, попросите ребенка помыть овощи или потереть на терке. Не забывайте хвалить ребенка за каждое успешное действие.

Если заставляя съесть ложку супа, вы готовы слушать любые капризы малыша, он быстро полюбит манипулировать вами. Не привлекайте телевизор в качестве помощника, таким образом, вы себе сами сделаете ловушку. Требования ребенка будут только расти.

Сегодня вы ребенку не разрешаете играть с телефоном, а завтра его сами отдали плачущему ребенку, чтобы успокоить. Подрастая, он догадается, что таким образом может заставить папу и маму выполнить любой свой каприз. В таком случае будьте готовы его крик слушать по любому поводу. Будьте последовательны, иначе ребенок быстро сориентируется, какой применять подход к каждому из родителей, чтобы своего добиться.

Похожие записи:

www.kindereducation.com

Непослушный ребёнок - причина и что делать

 

Многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании детей. Ребенок не слушается, ведет себя агрессивно, капризничает, манипулирует.

Все это создает массу проблем, но самое неприятное – родители испытывают чувство вины за «неправильное» воспитание и делают еще больше ошибок. Здесь нужен детский психолог, консультации должны проводиться и с детьми, и с их родителями.

В центре «Радость жизни» работает опытный детский психолог. Он помогает родителям выяснить причины нарушений в поведении детей и наладить с ними полноценный контакт. Обратитесь к нам, если необходимо оказание психологической помощи детям в возрасте до 9-ти лет.

Для детей старшего возраста: от 9 до 18 лет, в Центре работает подростковый психолог.

Непослушный ребенок – норма или патология?

На самом деле, в непослушании нет ничего удивительного. Гораздо большую тревогу вызывают дети, безропотно выполняющие любые требования взрослых и не выражающие собственных желаний. Со стороны можно сколько угодно восторгаться таким очаровательным послушным ангелочком, но есть повод для беспокойства.

Другая крайность, когда ребенок испытывает родителей на прочность и выигрывает эту борьбу. Тогда добиться послушания можно только с помощью наказания. В этом случае действительно необходимы услуги детского психолога, ведь воспитательный процесс превращается в бесконечную череду актов насилия – психологического и даже физического.

У родителей, занятых бесконечной войной за послушание, развивается комплекс вины, поскольку у них просто не остается сил на проявление своей огромной любви. Они тратят много времени на выяснение и устранение причин нарушений в поведении ребенка, но обычно безрезультатно. Поэтому и возникает потребность в психологической помощи родителям детей.

4 причины, почему ребенок слышит, но не слушает

  1. «Пожалуйста, немножко больше любви». Зачастую ребенок не верит, что его любят. Общение на повышенных тонах смущает его. Неужели его перестали любить только потому, что он не торопится завязать ботиночки? Со временем он привыкает к крику, наказаниям и действительно не обращает внимания на «нормальное» отношение.
  2. «Не смей со мной так разговаривать». Детей обижает, когда от них настоятельно требуют делать неприятные или неинтересные вещи. Они пока еще не могут сформулировать это в виде фраз, доступных для понимания взрослых, но уже вырабатывают собственные способы борьбы с неправильным обращением.
  3. «Ты делаешь мне больно». Зачастую нужна психологическая помощь детям, которые уже привыкли к постоянной душевной боли и реагируют только на еще большую боль. Родители могут даже не заметить, как привили такую модель поведения, ставя в пример соседских «послушных мальчиков», «аккуратных девочек» на улице.
  4. «Я не глупый». Непослушание может быть связано еще и с тем, что ребенок протестует против оскорбления его интеллекта. Это случается, если родители всей своей манерой поведения внушают, что он глупее, потому что младше и неопытнее. Тогда непослушание становится единственной доступной формой борьбы за чувство собственного достоинства.

5 простых советов детского психолога для родителей

Вы любите своего ребенка самоотверженной преданной любовью, никогда его не бросите и всегда поможете в самых сложных ситуациях. Дело за малым – научиться правильному языку любви, чтобы ваш ребенок понимал это, уважал вас и сам был готов к сотрудничеству.

Вам не придется прилагать титанических усилий для достижения взаимопонимания, если будете следовать простым правилам:

  1. Станьте другом. Перестаньте воевать, создайте атмосферу доверия, не отмахивайтесь от «несерьезных» детских проблем. Тогда ребенок станет задавать вопросы, которые его волнуют, и стараться поступать согласно вашим рекомендациям.
  2. Больше обнимайте. Вам нужно о чем-то попросить ребенка? Не разговаривайте с ним издали, а подойдите, обнимите и скажите, чего бы вы хотели. Не приказывайте, а предложите.
  3. Смотрите в глаза. Это очень важно – контакт глаз. Любящие люди могут подолгу так «тонуть» друг в друге. Когда обращаетесь к своему самому любимому человечку – смотрите ему в глаза.
  4. Благодарите. Очень просто поблагодарить за выполненное поручение. Вспомните, ведь вам тоже приятно слышать слова благодарности. Подарите ребенку возможность почувствовать себя нужным и полезным.
  5. Создайте кодекс правил. Вы должны быть лидером – тем, кто принимает решения в сложных ситуациях, и ребенок должен безоговорочно им следовать. Объясните ребенку на примерах из сказок и фильмов, как важно соблюдать правила. Но пусть их будет немного.

Двери центра «Радость Жизни» настежь распахнуты для вас и вашего ребенка. Если возникли трудности, мы окажем любую психологическую помощь детям и подросткам, родителям и опекунам. Давайте вместе учиться взаимодействовать с детьми, понимать друг друга и правильно проявлять свои чувства.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону или через специальную форму на сайте!

Вам понравилось?! Поделитесь записью с друзьями

rad-gizni.ru

Как справиться с непослушанием ребенка – Развитие ребенка

Рейтинг92

10 простых советов родителям о том, как взаимодействовать с непослушным ребенком

По мере того, как растет ваш ребенок, вполне нормально, если время от времени он будет проявлять какое-то непослушание: начиная от протеста от еще одной ложечки с детским питанием и до отказа слезть с качели на детской площадке.

«В возрасте около двух или трех лет дети узнают слово «нет» и начинают использовать его, как волшебный меч, - говорит Ханс Штайнер, доктор медицинских наук, почетный профессор психиатрии Стэнфордского университета. - Они понимают, что есть определенные вещи, которые им необходимо выполнить по вашей просьбе, но при этом взять под контроль весь процесс выполнения вы не сможете».

В целом, непослушание малыша «показывает, что ребенок становится более способным», - говорит Том Макинтайр, доктор философии, координатор программы по изучению поведенческих расстройств в Хантер-колледже, в Нью-Йорке. Однако, независимо от того, насколько нормальным является неповиновение вашего ребенка, оно, тем не менее, способно приводить «в бешенство».

Что же должен делать озадаченный и расстроенный родитель? Вот 10 основных шагов, которые приблизят вас к эффективному взаимодействию с непослушным ребенком:

1. Проведите анализ. Ребенок не слушается всегда по какой-то причине. Он либо желает что-то получить (привилегию, предмет) или стремится чего-то избежать (выполнять повседневные обязанности, принимать участие в деятельности). Подумайте над поведением вашего ребенка и запишите все, что предшествовало (что происходило как раз непосредственно перед данной ситуацией), его поведение (его действия и поступки), и последствия (то, что ваш ребенок получил или чего избежал). Как только вы поймете его схему, вы сможете работать над тем, чтобы изменить ее.

2. Рассмотрим физиологию. Дети, которые так ярко проявляют непослушание, на самом деле могут просто быть эмоционально перегруженными. Особенно, когда им приходится часто разлучаться с матерью или оказываться в совершенно непонятных ситуациях, никем не объясненных, дети задаются множеством вопросов (а мама вернется? как долго ее не будет?) и в итоге отказываются сотрудничать просто лишь потому, что перегружены и не знают, что им делать дальше.

3. Идите до конца. Если ваш ребенок скажет «нет» в ответ на вашу просьбу или распоряжение, и вы при этом либо сдадитесь, либо выполните задание вместо него, вы тем самым приучите ребенка к мысли о том, что ваши поручения можно и не выполнять вовсе. А значит, со временем степень его непослушания будет только увеличиваться.

4. Предлагайте выбор. Вы просили, задабривали, торговались, требовали, но ваш ребенок все равно не последовал указаниям... Лучше предоставьте ему на выбор два приемлемых для вас варианта: «ты можешь надеть либо синюю рубашку, либо красную», «мы можем зайти с тобой сначала в продуктовый магазин или вначале пойти в химчистку». «Выбор придает детям сил и уверенности, - говорит Макинтайр, - они чувствуют, что в событиях, которые с ними происходят, они тоже имеют право голоса». Вы можете также предложить ребенку сотрудничество. «Когда вы предлагаете ребенку помочь вам, - говорит Штейнер, - он учится выполнять ваши просьбы, а также учится тому, что и он, если понадобится, тоже сможет обратиться к другим людям за помощью».

5. Используйте вопросы, а не команды. Вместо команды «Убери в комнате!», попробуйте задать вопрос: «Что тебе нужно сделать для того, чтобы убрать у себя в комнате?». Таким образом, вместо игнорирования вашего «приказа», ребенок сможет проявить себя и подумать. Для успешного выполнения задания можно также использовать различные поощрения. Например, «Я пока пойду на кухню и достану мороженое, а ты как раз успеешь разложить одежду в шкаф».

6. Объясняйте зачем. Когда вы просите своего ребенка что-то сделать, объяснить ему зачем это нужно, чтобы он смог понять всю картину в целом и не чувствовал, что вы просите его о чем-то только лишь потому, что главнее. Например, «Пожалуйста, когда мы переходим через дорогу, держи меня за руку, чтобы мы с тобой оба были в безопасности».

7. Признайте этапность процесса. Когда вы пытаетесь добиться от ребенка выполнения многоступенчатой задачи, например, уборки своей комнаты, ему это задание может показаться слишком сложным. Давайте распоряжения последовательно, одно за другим, и при этом хвалите за выполнение каждого, тогда ребенок будет чувствовать себя мотивированным, и охотно продолжит работать вплоть до полного завершения поставленной задачи.

8. Сделайте перерыв. Если ваш ребенок начинает впадать в истерику, подождите пока он успокоится и затем поговорите с ним. Нужен перерыв, после которого следует обсудить то, что произошло, используя следующие открытые вопросы: «о чем ты думал, когда это произошло?», «в какой момент ты начал сердиться?», «после чего?». Избегайте вопросов «почему», так как они могут показаться обвиняющими. После того, как вы поговорите, если ребенок еще не выполнил вашу просьбу, придумайте с ним план решения поставленной вами задачи.

9. Измените свой стиль. «Ваш стиль воспитания тоже может влиять на возникновение протеста у вашего ребенка, - говорит Макинтайр. - Авторитарные родители или же, наоборот, разрешающие абсолютно все могут столкнуться с тем, что их дети будут проявлять непослушание даже при выполнении самых простых указаний. Но, изменив свой подход, вы увидите, что, скорей всего, и ответ вашего ребенка тоже изменится.

10. Знайте, когда обратиться за помощью. Если вы тратите все больше и больше времени на ежедневную борьбу с непослушанием, пришло время обратиться за помощью. Специалист поможет вам понять поведение вашего ребенка и выяснить, является ли оно частью более серьезной медицинской проблемы или нет.

Для большинства детей, непослушание - это нормальная часть взросления, и преодолеть ее можно с помощью уважительного общения с ребенком. Так что в следующий раз, когда вы услышите слово «нет», воспользуйтесь этой отличной возможностью и научите сына или дочь правильно взаимодействовать с вами, это сделает жизнь комфортней для всех.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.8 из 5 на основе 19 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка04.02.2015

childdevelop.ru

Непослушные дети: психологические причины непослушания малышей

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет — уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь — здесь можно допустить ошибку.

0 1025 13 Февраля 2018 в 02:48

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит — что делать?

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка — не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь — мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек — а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Возрастные кризисы: ждать или действовать?

Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:

Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в 7 лет ребенок не слушается и «психует» — как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?

Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада. Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми. Начать можно с простых шагов.

Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет — уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь — здесь можно допустить ошибку.

Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:

  • Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый гиперактивный ребенок, важно знать к нему правильный подход.

    Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.

    Действенное наказание при непослушании для такого малыша — это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок становится зависим. И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».

  • Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать — куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант — системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.

    Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится — они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление — послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.

    Но и такой малыш может стать непослушным ребенком. В его случае — это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым — быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением — ступором, упрямством, обидой.

    Чтобы изменить эту ситуацию — дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти — лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены — стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.

  • Малыш — обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам — и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.

    Если такой ребенок не слушается — у него это выражается в бурных истериках и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств — через чтение литературы на сострадание.

    А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим — у него уходят истерики и страхи.

  • Малыш — носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» — не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?

    На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот — самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.

    Прежде всего — это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка — тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.

Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.

Постичь эту науку вовсе не сложно — ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:

Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.

Шаг 2. Сделать родительское слово значимым

Если ребенок не слушается — родители часто говорят: «Он меня вообще не слышит». Как сделать родительское слово значимым для малыша?

  • Говорить с ребенком на его языке. В каждом векторе есть свои слова-ключи, которые соответствуют нашей природе. Например, обладатели кожного вектора рациональны и прагматичны, ценят время и свои ресурсы. От них можно услышать: «вот, зря время потерял», «это логично», «а какая от этого польза?» и т. д. Ваш кожный малыш гарантированно услышит вас, если ему задать временные рамки — «у тебя 5 минут на сборы». Объяснить, что он получит, если выполнит задачу вовремя — «успеешь быстро все убрать — будет время поиграть в компьютер».

    С каждом векторе — свои ключевые слова. Зная их, вы гарантированно получите внимание малыша.

  • Правильно использовать запреты и ограничения. Природа человеческой психики это — «я хочу». Все развитие ребенка построено на эволюции его желаний. Поэтому для психики любого человека самые травмирующие слова — это «нет» и «нельзя». Психика не знает слова «нет». Если постоянно использовать в речи эти слова — ребенок перестает слышать родителей. Это все равно что сказать ему: «Нет. Ты не можешь ничего хотеть. И ты не будешь развиваться». Тогда малыш отгораживается.

    Поэтому с ребенком стоит говорить так, чтобы он понимал: его цели и желания достижимы. Например, вместо «нет, ты не пойдешь гулять, ты не здоров» — можно сказать: «да, ты обязательно пойдешь гулять, как только выздоровеешь». В редких случаях, когда невозможно обойтись без запрета, нужно обязательно объяснить причину и предложить ребенку альтернативу. То есть смягчить запрет: «Мороженное на морозе есть нельзя. Но мы можем зайти в кафе и выпить твое любимое какао».

  • Быть услышанным — это иметь с ребенком глубокую эмоциональную связь. Техника «эмоционального игнорирования», которую применяют некоторые родители, когда ребенок бунтует, еще сильнее отдаляет вас друг от друга. И со временем слышать вас малыш будет все меньше. Что делать? Каждый раз жалеть «ах ты, бедненький, тебе грустно, ты сердишься» — тоже нельзя. Это наносит ущерб: малыш растет эгоцентричным, зацикленным на себе.

Выход — в хорошем чувственном развитии ребенка через чтение литературы на сострадание. С одной стороны, она развивает чувственную составляющую психики ребенка. Он будет способен проникнуться и вашими чувствами в будущем, а не только страдать о себе. С другой стороны, когда вы вдвоем сопереживаете кому-то третьему (герою книги), это создает между вами чувственное сближение, эмоциональную общность. Когда в семье есть второй или третий ребенок, совместное чтение срабатывает и для эмоционального объединения братьев и сестер. Они растут не «конкурентами», а по-настоящему близкими друг другу людьми.

С чего начать новое воспитание?

Причины проблем непослушания у ребенка и безотказный способ свести их к нулю раскрыты на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Жить душа в душу с собственным ребенком можно вне зависимости от того, с какими свойствами он родился. Понимая его до глубины души, находить «золотой ключик» к каждой проблемной ситуации. Иметь с ним теплый, душевный контакт. Это может показаться фантастикой, если вы уже истрепали последние нервы. Но результаты сотен счастливых родителей подтверждают — непослушные дети меняются, как по волшебству.

«Всегда интересовалась психологией, но при этом видела свое полное бессилие перед трехлетним монстриком, которая доводила меня за 5 минут до белого каления и смеялась, когда я ее порола... Ни я, ни муж не могли с ней справиться, она никого не слушала, никакие слова и доводы не воспринимала, и, как мне "казалось", специально провоцировала нас на скандалы и физическое наказание…

Результат получила после первого раза. Ушла тяжелая и долгая обида на мать, прекратились истерики, с мужем наладились отношения. Ну про ребенка и писать нечего, я прекрасно понимаю свою чудную кожно-зрительную девочку! И конечно же, и пальцем ее никто не трогает. И даже в перерыве между тренингами родила еще одну))»

Анастасия Баринова, Пенза

Записаться на ближайшие бесплатные онлайн-тренинги «Системно-векторная психология» можно здесь.

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

www.yburlan.ru