Ребенок 8 лет нервный что делать. Капризный ребенок — что делать, если малыш нервный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок стал очень нервным: что делать? Ребенок 8 лет нервный что делать


Почему ребенок стал нервным

Автор раздела — детский врач-психиатр С. Г. Файнберг. Его многолетний врачебный опыт показывает, как часто, казалось бы, незначительные ошибки родителей в воспитании детей приводят к серьезным последствиям, вызывая тяжелые расстройства нервной системы ребенка. В разделе анализируются причины возникновения различных неврозов у дошкольников, рассматриваются методы предупреждения и лечения детской нервности, приемы искоренения вредных привычек.

Адресуется родителям и воспитателям.

1.       Ошибки в воспитании маленького ребенка — одна из основных причин развития невроза 2.       Основные принципы воспитания психически здорового ребенка 3.       Дети бывают разные 4.       Механизм возникновения неврозов и реактивных состояний у дошкольников 5.       От каприза до истерии один шаг 6.       Почему ребенок становится неврастеником 7.       Навязчивые состояния у детей 8.       Трудные дети и подход к ним 9.       Бойтесь закрепления дурных привычек у детей 10.     Еще о некоторых нарушениях, связанных с нервной системой 11.     Органические заболевания нервной системы у детей 12.     Основные принципы психотерапии в дошкольном возрасте 13.     Контакт между семьей и детским садом 14.     Влияние обучения в школе на нервную систему ребенка

Уже почти 15 лет при психоневрологическом диспансере Ленинско-Кировского района Ленинграда автором этого раздела проводится открытый психопрофилактический прием детей. На этот прием родители и воспитатели (независимо от места их жительства, без всяких направлений) приводят для консультации детей с различного вида неврозами, капризами, страхами, упрямством, дурными привычками, недержанием мочи и иными нарушениями в нервно-психической сфере.

Под систематическим наблюдением автора находилось свыше 3500 детей с различными нервными дефектами.

Опыт показал, что в подавляющем большинстве случаев правильно подобранными воспитательными мероприятиями (иногда с добавлением медикаментов) удается прочно ликвидировать все нервные явления, причем чем раньше начато исправление, тем оно легче и результаты лучше.

Наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактические и психотерапевтические мероприятия проводятся еще в дошкольном возрасте. Именно в этом разрезе автором и был написан цикл статей под названием «Из кабинета психоневролога», опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в декабре 1964 года, в 1965 и 1966 годах.

Этот материал, переработанный и дополненный, и составил содержание настоящего раздела. Автор старался осветить в ней те вопросы, которые задавали ему в своих многочисленных (свыше 800) письмах читатели.

Хотя раздел рассчитан в первую очередь на широкие массы родителей и воспитателей, в нем описывается ряд новых и оригинальных приемов предупреждения и исправления различного рода нервных срывов у детей, которые оправдали себя на практике и будут интересны психоневрологам.

www.medical-enc.ru

Капризный ребенок - что делать, если малыш нервный

Нервишки у детишек — наша тема сегодня. Нервные расстройства у детей в наше время не такой уж и редкий случай. И своими корнями этот недуг уходит в младенчество. Обычно частый плач ребенка объясняют капризным характером, но так ли это? Почему капризный ребенок — избалованный или это болезнь? Что делать, если ребенок нервный?   

Капризный ребенок — что делать, если малыш нервный

На самом деле ребенок никогда не плачет просто так, этому всегда есть объективное объяснение. Есть три причины для этого: плачет от того, что за ним не правильно ухаживают, он физически нездоров или он нездоров психически.

Значит, каприз на самом деле не существует, а то, что списывают на капризный характер, на самом деле называется неврозом. К сожалению, в настоящее время нервными заболеваниями страдают больше половины всех школьников. Только к врачам по таким вопросам начинают обращаться уже в запущенном случае.

Родители, которые говорят что у них нервный ребенок, и понятия не имеют, что он серьезно болен. Но дать точный диагноз сразу практически невозможно, поскольку отклонения в психике могут быть как врожденными, так и приобретенными.

А в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания может пострадать не только нервная система ребенка, но и его психика в целом. Признаки у таких заболеваний практически одни и те же, поэтому выявить истинный диагноз сможет только врач.

Нужно из всех сил стараться не раздражать малыша! Помните, что это все временно — капризный ребенок скоро вырастет. А пока — больше играть с ним, ходить на мероприятия детские, в цирк, кино, зоопарк. Устраивать маленькие праздники семейные и каждый день рождения проводить с полной ответственностью!

Может помочь и аниматор на детский праздник — это не только клоуны и сказочные герои, которые развлекают детей. Аниматоры — специалисты по детской психиологии, они могут приехать в любой день, даже в воспитательных целях. Будешь послушный — приедет Бэтмен с подарками, или дочке своей — не будешь капризничать — приедет к нам Красная Шапочка или Фея. Здорово?

Больше всего на психическое состояние ребенка влияют семейные проблемы, сложные жизненные ситуации и стрессы, связанные с этим. Далеко не каждый детский организм выдержит это, и, оказавшись в трудном положении, он может устроить истерику или наоборот замкнуться в себе, одним словом выдать невротическую реакцию.

Если подобные ситуации возникают довольно часто, то у вашего ребенка невроз, и за лечением стоит обратиться к невропатологу. Психологи утверждают, что неврозы возникают из-за внутреннего конфликта, который делает ребенка эмоционально нестабильным. Часто невроз может выражаться каким-то одним ярким симптомом, например, заиканием. Обычно родители сами являются виновниками невроза у ребенка, провоцируют его своими неправильными действиями по отношению к нему.

Чтобы избежать этого, следует не совершать некоторых распространенных ошибок. Не давать ребенку повышенных нагрузок в виде множества кружков, посещения нескольких школ и т.д.

Обычно родители видят в ребенке свои же собственные недостатки и пытаются с ними бороться. Что вызывает в ребенке чувство неполноценности.

Материнская любовь – это лучшая защита от всех нервных расстройств. А когда мать не показывает ребенку свою любовь, указывая на то, что ее надо заслужить, ребенок начинает страдать, считая себя ненужным. Или же наоборот, если мать чересчур опекает своего ребенка и окружает его излишней заботой, ребенок перестает быть самостоятельным, впадает в зависимость.

Особенно страдает детская психика, когда ребенок становится свидетелем семейных скандалов.

Поэтому, прежде всего, следует контролировать свое поведение, а не запасаться таблетками от нервных расстройств. Пересмотреть и по возможности изменить свой образ жизни. С помощью специалистов выявить причины невроза у ребенка, почему ребенок капризный.

В группе риска неврозов находятся мнительные и неуверенные в себе дети, а также дети тревожные, ведомые и чрезмерно осторожные.

Будьте внимательны к своему ребенку, и большинство проблем в его развитии можно будет избежать. Капризный ребенок — вполне нормальный малыш!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

Нервный ребёнок - что делать и как реагировать ?

Некоторые малыши уже рождаются на свет тревожными, в таком случае речь идет о врожденной невропатии. Это случается, если подобными характеристиками нервной системы в таком же возрасте обладал один из родителей. У новорожденных нервная система еще не обрела должной зрелости, ее базовое формирование заканчивается к 12-13 месяцам. Нередко это «дозревание» проходит самостоятельно, без вмешательства. Однако иногда, в частности в случаях сложной беременности, отягощенной гестозами, инфекциями и злоупотреблениями, формирование мозговых структур и проводимости нервной системы затрудняется на фоне нанесенного вреда ребенку в процессе вынашивания. В таком случае имеется вероятность появления нервных патологий, поэтому ребенка необходимо наблюдать у невролога или психиатра.

Если речь идет о здоровом спокойном ребенке, который внезапно стал нервным, как правило, проблема кроется в развитии невроза на фоне психологических проблем (конфликтов, стрессов, детских страхов) или приобретенных инфекций.

Нервный срыв у детей

Нервные срывы в детском возрасте появляются по двум причинам. Во-первых, если нервное напряжение ребенок копил в течение долго времени, боясь по какой-то причине выразить свои эмоции. А, во-вторых, нервный срыв может быть ответом на внезапную психотравмирующую ситуацию, например: смерть близкого человека, несоответствие ожиданий и реальности, отлучение от груди и пр.

Внешние проявления нервного срыва типичны: это истерические рыдания, возбудимость ребенка, его требования сделать сиюминутно все так, как ему хочется.Как успокоить ребенка при нервном срыве?

Эффективен метод, направленный на переключение внимания – предложите ребенку срочно полистать очень увлекательную книгу, посмотреть в окне подъехавшую машину и пр. В эти моменты родителям нужно быть максимально доброжелательными и спокойными по отношению к ребенку.

Как помочь ребенку при повышенной нервозности?

Для лечения и укрепления нервной системы детям прописываются витамины группы В, нормализующие нервную деятельность и способствующие восстановлению и улучшению нервной проводимости.

Кроме этого обращают внимание на создание благополучной психологической обстановки в семье, так как это тоже необходимо для восстановления психического равновесия ребенка. В лечении невроза многое зависит от сложившейся ситуации в семье, взаимоотношений между ее членами. Нервного ребенка нельзя ругать и перегружать учебными занятиями, для него важен отдых и дружественный контакт с родителями.

Что делать, если ребенок чересчур нервный, и срывы преследуют его слишком часто? Как правило, в такой ситуации врачи советуют поддержать его нервную систему такими психотропными средствами, как фенибут. Они способствуют снятию возникшего нервного напряжения в данном периоде.

ВАЖНО! НЕ ПРОПУСТИТЕ! Эффективным дополнением к вашему рациону питания может стать замечательная натуральная биодобавка для похудения, обладающая невероятными жиросжигающими свойствами. Ольга Бузова рекомендует новый метод быстрого похудения без диет на основе экстракта Жидкий Каштан Night+. Этот экстракт разрабатывался специально для лечения ожирения в частных клиниках Москвы и не содержит никакой химии и гормонов!

Ольга Бузова о невероятных свойствах экстракта... »

 

А ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО НЕ ЗАРАЖЕНЫ ПАРАЗИТАМИ?

По статистике, в той или иной степени паразитами заражены 7 из 10 Россиян и даже не подозревают об этом.

Такие обыденные симптомы, как головные боли, боли в суставах и мышцах, нервозность, нарушение сна и аппетита, иммунные нарушения, дисбактериоз кишечника - всё это возможные признаки наличия паразитов в вашем организме. Паразиты опасны - они долго живут и активно размножаются в теле человека, поэтому заболевания, вызванные ими, принимают хроническое, постоянно рецидивирующее течение.

Но возможно правильнее лечить не следствие, а причину? Рекомендуем прочитать о новой методике в очищении организма от Елены Малышевой. Читать статью >>

 

Понравилась статья? Поделитесь ей:

Вам будет интересно:

happyvisit.ru

Что делать, если ребенок очень нервный

Особенно нервными малыши становятся в год, от 2 до 3 лет (кризис «самостоятельности»), в 7 и дальше. О подростковом состоянии родители наслышаны, да и помнят по себе. Причины, почему ребенок стал очень нервным, связаны с социальными, физиологическими и психологическими факторами.

  1. Желание самостоятельности, отделиться от родителей, хотя сам малыш еще не представляет себя без них.
  2. Темперамент. Холерики всегда добиваются, чего хотят (криками, истериками).
  3. Усталость. Малышам нежелательно перевозбуждаться. У них «кнопка» остановки не работает, поэтому грудничков и детей до 3 лет ограждают от продолжительных шумных мероприятий, просмотров мультфильмов и разгульных праздников со всеми родственниками и друзьями.
  4. Нарушение графика дня.
  5. Избалованность. Родители иногда готовы детям дать все игрушки, лишь бы те не претендовали на внимание, заботу, время.
  6. Отсутствие четкой направленности и единства родителей. Папа дает поиграть дрелью, мама забирает. Или мама говорит сегодня и завтра «нет», а послезавтра – «да».
  7. Проблемы физиологического характера. Неврозами сегодня никого не удивить. Бывает, что ребенок очень нервный из-за болезни (заложен нос, режутся зубы), гормональной перестройки (подростки), проблем с развитием.

Не нужно кричать на сына или дочь (хотя родители – не железные, понять реакцию можно). Нужно накапать себе успокоительного и адекватно оценить ситуацию.

Если срывы происходят регулярно, нужно наведаться в детскую консультацию. Педиатр может обнаружить проблемы, которые мамы и папы не заметят. Иногда помогает невропатолог.

Если родители стесняются, стоит подумать о ребенке – нервными отпрыски бывают при эпилепсии, аутизме. Нужно помнить о своей ответственности перед детьми.

Но причины кроются и в другом, от чего и зависит разрешение проблемы.

  • Говорят по душам, показывают, что сына и дочь любят. О половом созревании, первой любви говорят детям заранее.
  • Нужно помочь им познать и развить себя. Секции по интересам и умеренная физическая нагрузка снимут лишнюю раздражительность.
  • Наблюдать за малышом. Нервные «спектакли» начинаются посреди площади или у витрины магазина? Обнимают кроху и говорят, что покупка будет совершена позднее. Не то? Ребенка оставляют в покое, но не отходят далеко. Он все равно сейчас не слышит – ни ругательств, ни успокоений.
  • Необходимо быть рядом с детьми и всегда разговаривать по душам.

А иногда, когда постоянно ребенок очень нервный, что делать не знают заботливые и сердобольные родители и бабушки, нужно взглянуть на себя. Слова и дела мам и пап расходятся, в семье не хватает уважения взрослых друг к другу или своему «Я»? Распутывать клубок тогда придется с себя…

www.wday.ru

Ребенок очень нервный что делать

Ребенок очень нервный что делать

Рекомендации доктора Биттерлиха.

Надо ли лечить нервного ребенка?

Пpичины невpопатии и нервности вообще pазличны: это может быть и вpожденной особенностью хаpактеpа, и следствием наpушений в течении беpеменности, pеже — следствием наpушений мозга пpи pодах. Все эти пpичины ведут к изменению течения неpвных пpоцессов — своего pода слабости неpвной системы.

Согласно академику Павлову в нервной системе существует два основных физиологических процесса: процесс возбуждения и торможения. Чем правильнее баланс между этими процессами, тем легче жить ребенку и его окружающим.

Академик Павлов научно подтвердил общий принцип двоичности человеческого организма, описанный в более красочной и художественной форме во многих древних философских учениях и философско-медицинских системах. Например, китайские Янь (мужское начало) и Инь (женское начало). Янь – это возбуждение. Инь – это торможение.

Как же мы можем установить их баланс в организме нервного ребенка, так сказать «достигнуть полного Фэн-шуя». Двумя способами: усилить процесс торможения; подавить процесс возбуждения.

При сильном повреждении мозга новорожденного страдают оба процесса. При этом заметнее всего нарушение процесса возбуждения: ребенок впадает в кому, затем ему ставится диагноз «синдром угнетения». При поражении мозга средней степени заметнее поражение процесса торможения: наряду с другими болезненными признаками заметно возбуждение ребенка.

Поскольку в человеческом организме процесс торможения наиболее раним и чувствителен к повреждающим воздействиям, то при слабом поражении мозга у ребенка первого года жизни может отмечаться только синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости, переходящий затем в невропатию (повышенную нервность). С возpастом (обычно к 7-8 годам) неpвная система становится «сильнее» и неpвность пpоявляется слабе, хотя pедко исчезает полностью. У взрослых остающаяся с детства слабость нервной системы может проявляться в виде различных неврозов, «вредности характера», головной боли, психосоматических заболеваний и так называемой «вегето-сосудистой дистонии».

Как же мы можем помочь нервному ребенку и его родителям и предотвратить превращение нервного и капризного ребенка в «вечно больного» взрослого?

Чем меньше ребенок, тем выше нейропластичность мозга, тем больше возможность помочь созреть поврежденному процессу торможения путем приема лекарств, «подпитывающих» процесс торможения. Чтобы «пострадавшая» неpвная система быстpее окpепла и была более устойчивой в стаpшем возpасте — ей надо помогать — давать лекаpства для «подкоpмки» неpвных клеток как можно раньше. Такие лекаpство — это основное лечение, так как оно напpавлено на пpичины неpвности. Какие лекаpства давать, как много и как долго — у каждого pебенка вопpос pешается индивидуально! Пpежде всего надо опpеделить — есть ли у pебенка повpеждения мозговых стpуктуp. Для этого необходимо провести специальные исследования с помощью безвредных ультразвуковых приборов, диафаноскопии и др., начиная с первого года жизни (набор методик исследований определяется мною в зависимости от возраста ребенка).

К сожалению, ко мне за консультацией часто обращаются родители с нервными детьми, которым вовремя не оказали необходимую помощь. Интересно, что больше всего таких детей попадает к нам летом, когда в мой город в гости съезжаются наши земляки, выехавшие на постоянное жительство в Москву и другие города России, Италию, Португалию, Ирландию и т.д.

Если с дальним зарубежьем все понятно — консультация детского невролога стоит там от 400 долларов и больше, то в чем же заключаются наиболее частые ошибки в лечении нервных детей первых лет жизни в странах бывшего СССР?

Во-первых, для подпитки «возбужденного» мозга назначаются неправильные лекарства — пирацетам, энцефабол, инстенон и др. При приеме таких лекарств «подпитка» мозга сопровождается стимуляцией нервных клеток, что может усилить возбуждение ребенка. Поэтому нервному ребенку необходимо назначать только такие «питательные» лекарства, которые избирательно «подпитывают» тормозной процесс, но при этом не усиливают противоположный процесс — возбуждение нервных клеток.

Во-вторых, лечение назначается без проведения исследований, указанных выше. В других случаях исследования проводятся, но на их основе назначается неправильное лечение. Так, например, в наших странах при выявлении гидроцефального синдрома неpвность маленького pебенка неправильно pасценивают как пpизнак повышенного внутpичеpепного давления и назначают ему диакаpб ­­­или другие не нужные или вредные пpепаpаты для снижения внутpичеpепного давления. Однако, мною, при измерении внутричерепного давления у нервных детей с помощью специального ультразвукового прибора (авторское свидетельство на изобретение N1734695) было диагностировано его повышение буквально в нескольких случаях (не чаще одного случая на 100 нервных детей).

В третьих, сейчас модно назначать массаж и лечебную физкультуpу гpудным детям пpи любом отклонении со стоpоны неpвной системы. Однако, у pебенка с неpвностью (у ребенка первого года жизни ее называют синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) эти процедуры могут уси­­­ливать возбудимость неpвной системы, котоpая и так повышена.

И последнее, чаще всего вместо настоящего лечения нервным детям назначают только успокаивающие лекарства, микстуры и травы. Ребенок на время может стать более спокойным, но время для настоящего лечения упущено.

Итак, существует большое количество лекарств, питающих нервную систему. Но большая часть этих лекарств оказывает стимулирующее действие, сопровождающееся возбуждением ребенка. Только меньшую часть питательных лекарств можно использовать при лечении повреждения мозга, сопровождающего нервностью. При этом, мы не ждем от них непосредственного эффекта в виде успокоения ребенка. Эти питательные лекарства «работают» на перспективу, на будущее ребенка.

С другой стороны, эффект от приема лекарств, подавляющих возбуждение ребенка, виден сразу. Но будет неправильно пользоваться только ими у маленького ребенка. Добившись внешнего эффекта в виде торможения ребенка, мы «замаскируем» будущие проблемы, но не избавимся от них.

После первых лет жизни возможности нейропластичности исчерпываются и регулярное лечение причин нервности лекарствами, подпитывающих процесс торможения, не эффективно. Однако, остается еще большее количество лекарств, угнетающих процесс возбуждения. Но, по сути, они уже не лечат первопричину нервности. Поэтому, они используются не в виде регулярных курсов, а по мере необходимости, для достижения конкретного эффекта и облегчения жизни ребенка их родителей.

По данным используемой мною для подбора лекарств компьютерной программы «Нейрофарм» существует около 200 лекарств, способных корригировать симптомы, связанные с нервностью. Эти лекарства уже не излечивают по-настоящему саму нервную клетку, но помогать ей функционировать. Лучше всего это делают лекарства, называемые транквилизаторами. «Транквилити» — в переводе означает «спокойствие, умиротворение». Старшему поколению хорошо известны эти лекарства — седуксен, элениум, тазепам и т.д.

Правильное воспитание ребенка иногда может быть более эффективным для предупреждения и исправления последствий нервности, чем прием успокаивающих лекарств. Причем, нервного ребенка надо правильно воспитывать с первых месяцев жизни. Зачастую неправильное воспитание — хуже самой нервности, прежде всего для последующей семейной жизни.

Обычно, в конце такого рода статьи доктор приводит какие-либо общие рекомендации, в данном случае — для нервных детей. Но я не считаю себя вправе заочно рекомендовать какое-либо успокаивающее средство, подходящее для всех. Даже успокаивающие травы и седативные сборы должны назначаться индивидуально, так как каждые из них имеют свои особенности. А каждый нервный ребенок — это абсолютно индивидуальный и специфический случай. То есть каждый нервный ребенок, да и взрослый — «нервный по своему». Чтобы подобрать правильное лечение нервному ребенку у меня уходит до 1 часа времени (с учетом проведенных диагностических исследований).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ И К СПОКОЙНОМУ РЕБЕНКУ.

Правильным воспитанием можно исправить поведение нервного ребенка, неправильным — превратить здорового ребенка в нервного.

Поощpение и наказание:

Психика ребенка устроена так, что ребенок старается повторять те действия или поступки, которые приносят ему ощущение удовольствия, и не делать то, что ему неприятно. К сожалению, то что для ребенка по­­­лезно ( работа по дому, учеба в школе) — не всегда сопровождается чувством удовольствия, а то, что приятно — например, бесконечный просмотр телевизора — является вредным для его здоровья и развития. Если изложить в двух словах суть процесса воспитания, то оно заключается в том, чтобы сделать то, что мы считаем полезным для ребенка приятным для него путем различных поощрений, а то, что мы счи­­­таем вредным для ребенка — неприятным, используя различные наказания.

Всех детей, в том числе и здоровых, нельзя физически наказывать и кричать на них, а также бурно выяснять семейные отношения в их при­­­сутствии. На протяжении многовековой истории человечества родители ограничи­­­вались использованием наиболее простого метода воспитания ребенка ­­­физическим наказанием — для того, чтобы вредные поступки оказывались для него неприятными. Однако, воспитание ребенка сейчас нельзя сравнивать с древностью: современный уровень жизни требует, чтобы он овладевал многочисленными сложными бытовыми навыками и школьными знаниями.

Элементарные эксперименты на лабораторных животных показали, что физическое наказание неэффективно для обучения сложным навыкам: собаку учили просовывать лапу в круг и не просовывать в квадрат. Для этого давали ей кусочек мяса, когда она просовывала лапу в круг, и наказывали разрядом электрического тока, если она совала лапу в квадрат. В резуль­­­тате эксперимента собака вообще перестала протягивать лапу к кругу, боясь получить удар за «квадрат». А просовывать лапу только в круг нау­­­чилась другая собака, которую только поощряли, но не наказывали.

Аналогичные эксперименты устраивают некоторые родители над своим ребенком, когда грозят ему: «Посмей только принести мне еще раз двойку». В этом случае вы можете быть уверены, что, запуганный этой возможностью, ребенок не сможет решить задачи на контрольной по математике и принесет домой двойку. С другой стороны обещание большой награды может тоже вызвать сильное волнение ребенка с нарушением тонкой дифференцировки в мозгу и вследствие этого затруднение в выполнении сложного учебного задания.

Необходимо установить общие правила общения с ребенком для всех членов семьи и строго их придерживаться. Правильное воспитание со стороны одного или нескольких членов семьи не принесет своего эффекта, если родители, бабушки и дедушки в вопросах воспитания противоречат друг -другу и ведут себя по разному с ребенком. Недопустимы такие разногласия, ко­­­гда один из родителей разрешает ребенку что-либо делать, а другой запре­­­щает. Чтобы предотвратить это — ознакомьте с этими рекомендациями других членов семьи и при очередной консультации ребенка захватите их с собой ко мне на прием.

Нервный ребенок быстро устает, поэтому его не следует водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений, перевозбудится и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько дней выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно смотреть только детские мультипликационные фильмы и не более того.

Ребенок, страдающий невропатией, склонен к тому, чтобы быстро развиваться психически, но не следует стремиться сделать из него вундеркинда. Больше внимания необходимо уделять нравственному воспитанию ребенка. Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют его психику и физическое развитие.

Нервный ребенок часто предрасположен к истерическому типу реагирования. В таком случае Вам необходимо дополнительно познакомиться с рекомендациями «Истерики и «вредность» маленьких детей» или «ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Дифференцированное положительное действие на психику ребенка оказы­­­вает цвет, в который окрашено помещение: голубой цвет успокаивает воз­­­бужденных детей, желтый — показан при депрессии и пониженном настроении, зеленый — повышает работоспособность. Не рекомендуются синий, красный, фиолетовый цвета, вызывающие быстрое утомление.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

Нервные дети чаще всего любят общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им «тетеньками и дяденьками», а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками.

Поэтому, следует поощрять игры и общение ребенка со сверстниками, посещение детского сада. Общая рекомендация — начать посещать детский коллектив лучше как можно раньше — чем позднее вы это сделаете, тем труднее ребенку будет приспособиться. Однако, если у ребенка выражен «слабый» тип невропатии, при которой ребенок боязлив, не способен дать отпор, склонен к страхам, переживаниям, постоянно плачет, то можно прогнозировать усиление его нервности при посещении детского сада (ознакомьтесь с рекомендациями « Если ребенка дразнят», « Проблемы в детском саду»). Такому ребенку в детский сад лучше пойти уже только в 5 или 6 лет — в подготовительную к школе группу. Но одного-двух товарищей-сверстников, спокойных и покладистых в играх с ним, для него следует найти задолго до того, как он пойдет в детский сад.

Если ребенок не посещает детсад, то он должен чаще играть с другими детьми, чтобы приобрести навыки общения, которые понадобятся ему в школе. Ребенок быстрее привыкнет к школе, если пойдет в первый класс, имея уже какие-то знания по чтению и письму. Требования к успеваемости должны соответствовать возможностям ребенка и особенностям его характера.

Если воспитателю или учителю придется уделять особое внимание вашему ребенку, особенно в случае тяжелого характера ребенка, постарайтесь установить с ним индивидуальный контакт, чтобы он лично был заинтересован в этом. Но не нужно, чтобы воспитатель или учитель потакал ребенку. Познакомьте его с этими рекомендациями, чтобы он знал об особенностях своей работы с вашим ребенком. Родители ребенка должны своевременно сообщать учителю о колебаниях поведения и настроения у ребенка.

Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен.

Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых — это использование траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает — покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте «Как выжить при столкновении с медициной» — «Психопатология законотворческой деятельности». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Нервность ребенка в зависимости от его возраста и особенностей может проявляться в более конкретных нервных расстройствах. Могут иметь место: истерики и вредность, аффективно-респираторные приступы, двигательная расторможенность, гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания или ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания), агрессивность, негативизм, застенчивость, неаккуратность, жадность, эгоизм, склонность к кусанию ногтей, проблемы в школе и семье и многое другое. Обо всем этом вы можете прочитать на моем сайте в других главах этого раздела.

Естественно, и лечение нервности различно для ее конкретных форм.

Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха

(запись по тел. в г. Сумы 62-77-21 с 9.00 до 21.00 ежедневно)

Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?

Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить — непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще — воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это — главное!

Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание.

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо. "

Наконец, четвертая причина — потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это — в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка — это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным — нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека — противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у нас — обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой — постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача — перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" — вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка — это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь — задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация — у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае — перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это — единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Что делать, если ребенок нервный и непослушный?

Всем привет! С вами Андрей Добродеев и сегодня поговорим, что делать если ребенок нервный и непослушный?

Довольно часто родители на приеме у психолога жалуются на своих детей,

говорят, что у них очень плохое поведение, я бы сказал:

«Неправильное поведение», что они через чур грубы со своими родителями, легко раздражительны, плаксивы, часто впадают в истерики.

Вот именно об этом давайте сегодня и поговорим ??

Сразу хочу отметить, что не все «Трудные дети» больны и нуждаются в каком-то специальном лечении, просто есть родители, которые неправильно относятся к воспитанию и доводят их до нервного состояния. Читая статью дальше, вы поймете, о чем я сейчас говорю.

1. Нервные дети много двигаются, их привлекает абсолютно все, НО ненадолго!

Пример: Ребенок взял игрушку в руки и тут же ее выкинул; сел смотреть мультики и через мгновение занялся другим делом; попросил, чтоб ему рассказали сказку, но не стал слушать ее до конца.

2. Много говорят. Задают вопросы, но не дожидаются ответа.

3. При усталости, а также при появлении нового человека становятся особенно возбужденными (могут начать кричать во все горло).

4. Дети могут страдать нервным тиком, заиканием, энурезом, бессонницей (разговоры во сне, плач и частые просыпания). Иногда даже возможна анорексия (потеря аппетита).

Почему ребенок становится нервным и непослушным? Основные причины.

Причина №1. Ребенок перенес ряд заболеваний или ушибы головы (если родители отнесутся к этому неправильно, то такое поведение может закрепиться). С такими детьми нужно реже ходить в гости, не нужно долго находиться на праздниках, им нужна спокойная домашняя обстановка.

Причина № 2. Когда родители сами становятся причиной того, что ребенок стал нервным и непослушным. Сейчас я об этом более подробно расскажу.

Пока я готовил материал к этой статье я насчитал целых 5 пунктов, о которых и пойдет речь дальше:

— Излишнее беспокойство за своего ребенка;

— Противоречие между родителями в воспитании;

— Ссоры (частые несогласия между родителями), а также разводы;

— Детские страхи и не понимания родителей.

Итак, сейчас я быстро пробегусь по каждому из этих пунктов и в конце отвечу на главный вопрос данной статьи.

Излишнее беспокойство. Чтоб было более менее понятно, давайте приведу пример: Мальчик Вася (4 года) стремится к самостоятельности, сам хочет одеваться, кушать и другое. Родители бояться за него (обольешь себя, разобьешь кружку, неправильно оденешь штаны и т. д.). Через чур ограничивают ребенка. А что происходит с ним? Ребенок естественно начинает протестовать, нервничать и если это происходит долгое время, то не к чему хорошему это не приведет.

Авторитарность родителей. Родители постоянно все запрещают ребенку без особых объяснений (почему, зачем). Что происходит с ребенком? Он обижается, боится родителей, становится забитым, несамостоятельным. А некоторые дети становятся лживыми и неискренними.

Противоречие между родителями в воспитании. Когда один родитель (мама) говорит так, а другой (папа) совсем по-другому. Папа постоянно держит ребенка в «Ежовых рукавицах» (шаг вправо, шаг влево – расстрел), сказал так нужно сделать, значит нужно так сделать и точка!

Мама нежит ребенка и во всем ему потакает, НО когда ребенок не слушается ее она шантажирует отцом: «Я все отцу расскажу, давай делай как я сказала!»

В этом случае дети растут не такими как хотелось бы, они безвольны и раздражительны. В присутствие отца они «ходят по струнке», а когда его нет, грубы с матерью и совсем перестают ее слушаться (или все наоборот).

Ссоры (частые несогласия между родителями), а также разводы. Дети очень сильно переживают за родителей, развод сильно влияет на психику ребенка. Со временем ребенок становится нервным, агрессивным, непослушным и т. д.

Детские страхи и не понимания родителей. Здесь я повторяться не буду, так как уже есть большая статья на эту тему, прочитать ее вы сможете здесь .

Я думаю, прочитав мою статью до этих слов, которые сейчас читаете, вы получили ответ на свой вопрос, что нужно делать если ребенок нервный и непослушный! В основном ребенок становится нервным и непослушным из-за неправильного воспитания родителей, если вы узнали себя, то задумайтесь и попробуйте немного поработать над своим отношением к воспитанию ребенка и все у вас будет хорошо!

Ну, а если это не поможет, то обратитесь к специалисту.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

Источники: Ребенок очень нервный что делатьМЕДИЦИНСКИЙ САЙТ. Много статей о болезнях нервной системы и психики у детей и взрослых. Конкретные рекомендации и советы.http://bitterlikh.com/vse-o-nervnykh-boleznyakh-detej/tridtsat-problem-s-kharakterom-rebenka-sovety-psikhologov/125-nervnyj-rebenok-printsipy-lecheniya-i-vospitaniya.htmlЧто делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?Нервный и трудный ребенок. Как родителям помочь трудному ребенку? Общаться с ребенком. Как?http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_11f.shtmlЧто делать, если ребенок нервный и непослушный?Всем привет! С вами Андрей Добродее и сегодня поговорим, что делать если ребенок нервный и непослушный? Так, как же справиться с этой проблемой?http://rebenok.msk.ru/chto-delat-esli-rebenok-nervny-j-i-neposlushny-j

jealousy-relationships.ru

Как помочь нервному 7-летнему ребенку?

Статья расскажет, что может явиться причиной того, что нервный ребенок 7 лет. Многих интересует вопрос, как лечить нервного ребенка, если непонятно, что стало причиной такого состояния. Родители узнают, с чем связана нервная возбудимость у детей.

Очень часто родители не замечают, что ребенок страдает от нервозности или неуправляемости, считая это простыми детскими капризами или плохим настроением. 

На самом деле на психику ребенка может влиять все что угодно: неблагоприятная ситуация в семье, постоянные попытки родителей прокормить своего малыша, конфликты, свидетелями которых частенько являются дети, насмешки сверстников и др. 

Не каждый ребенок может нормально справляться с обуревающими его эмоциями. Особенно опасен в этом плане переходный период, причем не в подростковом возрасте, а более раннем. Особенное внимание необходимо уделять, если нервный ребенок в 7 лет. Этот период характеризуется становлением психики, поэтому следует внимательнее наблюдать за детьми именно в этот период. Врачей особенно настораживает резкий рост числа заболеваний деток именно этого возраста. 

Болезни и симптомы, связанные с заболеваниями нервов, от которых чаще всего страдают дети.

  • Энурез
  • Головная боль

  • Заикание

  • Заторможенное психическое и физическое развитие

  • Задержка речи

  • Невроз

Особенно на нервную систему 7-летнего ребенка влияют нагрузки, которым он подвержен в школе, так как требования, предъявляемые к детям в современных школах, возрастают с каждым годом все больше. Не каждый ребенок может справиться с такими нагрузками. Многих интересует вопрос, как лечить нервного ребенка, если непонятно, что стало причиной такого состояния? Часто детки жалуются на головные боли, мигрень у современного школьника 7 лет становится обычным явлением. 

Не редко у деток такого возраста могут случаться нервные срывы, так как они могут ощущать ненужными, либо в чем – то виноватыми, либо просто испытывать страх перед чем- то.

В этот период нужно старательно разобраться, что же стало причиной срыва. Для этого стоит обратиться за консультацией к квалифицированному психологу. Разобравшись в состоянии ребенка, психолог подскажет, как правильно общаться с маленьким пациентом, чтобы вывести его из нервного состояния. Довольно часто нервная возбудимость у детей связана со страхами.

Если замечено, что ребенок боится темноты, следует выяснить, что стало причиной этой боязни, возможно, это плохие сны, разобравшись в которых можно точно определить причину невроза. 

В любом случае, следует внимательнее относиться к деткам, замечая все перемены, которые происходят с ними, тогда ребенок будет избавлен от многих неприятных ситуаций.

www.webkarapuz.ru

ОЧЕНЬ НЕРВНЫЙ РЕБЕНОК - Здоровье

Нервный ребенок... Перерастет, пройдет - порой внушают себе родители. Увы, ложное самоутешение. А между тем постоянные срывы у сына или дочери превращают семейную жизнь в сплошной ад. Повышенная нервозность у детей: что это - отражение нашей действительности или за ней кроются и другие причины? Как вести себя родителям в этой ситуации? С такими вопросами я обратилась к главному детскому психиатру Министерства здравоохранения Украины, президенту Ассоциации психиатров страны В.Кузнецову.

- Валерий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о структуре контингента психически больных детей.

- На диспансерно-динамическом учете состоит 176 человек на 10.000 детей до 15 лет. Среди подростков (от 15 до 18 лет) этот показатель уже выше - 277 человек. И если треть всей группы составляют психические заболевания, имеющие хроническое течение - шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия и другие, - то две трети - это дети с психическими расстройствами, не достигшими степени психоза с так называемыми пограничными непсихотическими нарушениями типа неврозоподобного состояния, заикания, энуреза, расстройства развития школьных навыков. Мы ее называем группой риска. Замечу, что число детей с неврозами в этой группе - 25 процентов.

Что такое невроз? Болезненная эмоциональная реакция ребенка на психотравму, ситуацию, очень значимую для него, такую, как обида, развод родителей, разочарование в близком друге, смерть или потеря родных, несправедливые замечания педагогов. Эта реакция условно рефлекторно закрепляется и дезадаптирует ребенка в обычно привычной для него среде. Ребенок переживает психотравму, а она предопределяет его поведение. Для выяснения причинной связи необычного состояния ребенка необходимо обязательно обратиться к участковому детскому психиатру.

- Будем смотреть правде в глаза: многие побаиваются даже слова «психиатрия». Считают, что обратиться за советом - как бы засвидетельствовать свою неполноценность.

- Давно пора отбросить этот мещанский тормоз по отношению к детским психиатрам, психиатрии в целом. Ведь в Америке психиатр - первый семейный врач, первый советчик, первый, если хотите, друг. Боязнь, мнительность здесь ни к чему хорошему не приведут. Быть может, у ребенка временное психическое расстройство и достаточно воспитательных мер для его выравнивания. Однако, возможно, что это и начало серьезного заболевания, которое требует немедленного лечения.

И еще запомните очень важный момент. Родители должны знать, если они обращаются с сыном или дочкой к психиатру, совсем не означает, что об их визите сообщат куда-то в школу, детский сад и т.д. В проекте закона «О психиатрической помощи», который в марте должен рассматриваться на Верховном Совете Украины, определяется полная конфиденциальность сведений о психическом здоровье. Определить психическое расстройство у ребенка имеет право только врач-психиатр, и обязательно с согласия родителей. Без их согласия (допустим, в школе) медицинское обследование - незаконно. Мы уже сейчас соблюдаем этот параграф закона. И вовсе не обязательно ехать для определения состояния психического здоровья в Киев, хотя при Республиканском консультативном центре матери и ребенка работает психиатр. В каждой области существует детско-подростковое отделение при городском психоневрологическом диспансере.

- И тем не менее, как вы считаете, Валерий Николаевич, нервные расстройства у детей - не отражение ли нашей действительности?

- Безусловно. Перемена статуса государства, появление азартных игр, насыщенность видеофильмами - все сказывается на психическом здоровье. Ведь одна из реакций ребенка - имитация, подражание. Однако нервные срывы - еще и результат неправильного воспитания. Если мать с порога начинает кричать, в доме постоянные пьянки, оскорбления, вряд ли можно ожидать положительных результатов. Назову главные две крайности неправильного воспитания. Первая - когда воспитывают в полном запрете. У ребенка формируется рабский характер, он будет боязливым, пассивным, но исподтишка возможны агрессивные действия. И вторая - когда разрешают все. Чаще всего это наблюдается в семьях с полным достатком. Ребенок подчиняет своим эгоистическим требованиям все действия родителей. И если не исполняют его малейшее желание, проявляет истерические формы протеста.

К большому сожалению, у нас отсутствует своевременная психогигиеническая подготовка у родителей. С раннего дошкольного возраста они должны определить нервно-психическое развитие ребенка. А у многих преобладает ветеринарный подход: прибавляет ребеночек в весе, аппетит у него хороший, да и ладно! А как развитие интеллекта? Сегодня мы фиксируем: 49 на 10.000 детей отстают в умственном развитии. А два ребенка на 1000 абсолютно социально неадаптированы, вовсе не способны учиться. Кто, как не родители, должны быть в курсе особенностей развития психики детей, коррекции их поведения. Помнить, что особенность любого ребенка - повышенная эмоциональная возбудимость, на все происходящее он живо реагирует. Не забывать, что все дети проходят через три кризисных этапа.

- Напомните, пожалуйста, об этих этапах.

- Первый криз - в возрасте от двух с половиной до четырех лет. Малыши становятся упрямы, делают все наоборот. К слову, немцы так его и называют - период упрямства. Здесь главная форма коррекции - не фиксироваться, переключить внимание ребенка на что-то другое. Только потом, когда он переборет неуправляемое состояние, объяснить, что он был не прав. Причем спокойно, без назидания. Второй криз наступает обычно в восемь лет. Коррекция поведения - та же. И третий, самый трудный - в двенадцать-тринадцать лет. Начало перехода к физической зрелости не остается нейтральным к психическому развитию. Подросток уже не хочет казаться «маленьким», требует расширения своих прав, самостоятельности. Детям из группы риска, о которой я упоминал, в этот период свойствены патологические реакции: протеста, яркого подражания. Нередки попытки к самоубийству. И если родители чувствуют, что оно назревает, нужно попытаться всем вместе - маме, папе, бабушке - самокритично разобраться, кто прав, а кто виноват, найти лучик света в жизни своего сына, объяснить, что не все так безнадежно. Дело в том, что у подростков отсутствует психологическая защита, жизненный опыт, когда не с чем сравнивать. Вот почему важно акцентировать его внимание на чем-то хорошем, что он когда-либо совершил, скажем, на его маленьких успехах, добрых поступках. И, конечно же, обратитесь за советом к психиатру.

- Возможно, Валерий Николаевич, вы дадите несколько советов родителям, как «подружиться с ребенком»?

- Их можно давать сугубо индивидуально. Хотя есть универсальные, о которых родители часто забывают. Не следует преувеличивать требования к детям, насильно навязывать такие формы деятельности, к которым у них нет ни интереса, ни способностей. Нельзя запугивать ребенка (к примеру, говорить, что если он совершит тот или иной поступок, с ним произойдет что-то страшное), наказывать физически. И в то же время не следует уступать необоснованным требованиям и капризам, создавать вокруг детей «тепличную» обстановку: восхищаться и хвалить по поводу и без, а также излишне ограждать их от житейских трудностей и конфликтов.

Совершенный проступок может быть разумно наказан в виде ограничения или временной отмены развлечений и удовольствий. Для детей младшего возраста возможны и такие формы принуждения: отказ родителей в течение определенного времени разговаривать с ребенком, временный переход в общении с ним на сухой, неласковый тон. Наказание должно следовать вскоре после проступка, а вслед за исправлением поведения нецелесообразно постоянно напоминать о прежних нарушениях и упрекать в них. Грубое замечание отца или матери в присутствии друзей подростка скорее всего вызовет у него отрицательную реакцию, что только ухудшит отношения «отцов и детей».

С ранних лет нужно учить малышей на собственном опыте познавать цену вещей, денег, ценить добрые отношения между людьми, способствовать формированию у них умения сочувствовать, сопереживать огорчениям окружающих, стремиться помочь. Вы скажете: банальные истины! Но именно они препятствуют возникновению психического перенапряжения и эмоциональных конфликтов.

- Какие медицинские препараты вы бы посоветовали давать детям с повышенной возбудимостью?

- Многие родители прибегают к успокаивающим препаратам типа транквилизаторов. Я не сторонник этого. Транквилизаторы способствуют повышенному привыканию, со временем их требуют в больших дозах. Лучше давать детям микстуры из трав: корень валерианы, пустырник, мелиссу, мяту, добавлять в них мед.

- Валерий Николаевич, как вы полагаете, отражается ли на психике ребенка повальное увлечение компьютерными играми?

- Влияние их несомненно. Особенно тех, цель которых - агрессивные действия: убить, поранить, разбить. Они создают отрицательную доминанту в интересах ребенка. Сравните: раньше дети любили читать сказки, классику. А вспомните отечественные мультфильмы! Они учили порядочности, честности, добросовестности, доброте. Сегодняшние игры вырабатывают противоположные черты. И если в эти игры начинают играть входящие в группу риска, они просто культивируют жестокость. Более того, дети и в жизни ведут себя в соответствии с жестокими правилами. К слову сказать, в Германии и Голландии уже выделили специальную группу таких подростков - группу игровой зависимости.

- Простите, но в этом случае можно бросить упрек в адрес разработчиков подобных развлечений. Почему не создать другие по характеру игры? Пусть будет выбор.

- Я с вами согласен. Но для подобных разработок должен быть государственный заказ системы народного образования. А что у нас? Достаточной суммы на полноценное питание школьников - и то не найдется. Между прочим, недоедание тоже сказывается на психическом здоровье детей. Что уже говорить о финансировании компьютерных игр?! Но нельзя забывать, что психическое здоровье детей - здоровье нации.

zn.ua