Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие - в четвертом-пятом, третьи - в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе. Кому не терпится? Школа не стремится набирать в первый класс "неготовых" детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению. Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Подход родителей часто формален. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок - готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие, престижные школы побуждает и родителей, и подготовительные группы "натаскивать" детей к "приемным экзаменам". А цепкая детская память позволяет им выучить все что требуется. При этом родители уверены: главное - пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания. Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца. Пора Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Детям с задержкой развития нужны специальные программы, особый подход. Учеба на общих основаниях им ничего не даст, кроме комплекса неполноценности. Совсем иной случай, когда развитие в норме, но не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в "игровом" периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места. И предупредить родителей загодя, какие именно трудности могут ждать их ребенка в школе. А трудности у разных детей могут быть совершенно разные. "Способный, но ленивый" Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации - и получают от этого удовольствие. Похоже, это врожденное свойство, хотя, как правило, окружающие достаточно много делают для его развития. Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новой информации. И часто бывает разочарован. Выясняется, что школа довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Учиться красиво писать. Повторять и закреплять пройденный материал. Терпеливо слушать ответы других детей. А он не любит и не хочет все это делать, поскольку здесь нет новизны, нет удовольствия. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки... Социально ориентированный Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания взрослых. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает. Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам. В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону. В общем, лодыря гоняет. При этом он может проявлять большое усердие в тех сферах, которые ценятся в его кругу. Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение "ленивые" подходит в наибольшей степени. Это дети, которым ничего не нужно. Их сейчас стало больше. Дети, которым ничего не нужно Это маленькие Обломовы, их все устраивает, лишь бы их не трогали. Врожденное это свойство или приобретенное, сказать трудно. Скорее всего то и другое, то есть врожденные предпосылки закрепляются воспитанием. Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей. Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта. Он выбирает занятия, не требующие напряжения, не связанные с риском. Это очень удобный ребенок, который может вполне устраивать взрослых. Особенно если сами взрослые того же склада. Либо если ребенок единственный, долгожданный, трудно доставшийся. Тогда тепличное воспитание может казаться матери единственно возможным. Если вдобавок такой ребенок всем обеспечен, все получает раньше, чем успевает захотеть, то он не способен не только добиваться чего-то, но даже испытывать сильные желания. И все бы ничего, но приходит время учиться - и выясняется, что у ребенка не только нет никакой мотивации, но и непонятно, как ее сформировать. Только и остается, что делать с ним уроки с первого класса и до окончания школы. Либо нанимать людей, которые будут это делать. Но пользы от этого немного. С Обломовым-то в итоге так ничего и не вышло. Необходимость напрягаться вызывала у него стойкое отвращение. Ни жизнь, ни друг, ни женщина не смогли это преодолеть. Знаете ли вы своего ребенка? Совершенно ясно, что вопрос, как бороться с ленью или что делать с ленивым ребенком, не имеет смысла. Все зависит от того, какой ребенок. Как правило, родители в состоянии сами определить, к какому типу относятся их дети. Охотно делает то, что ему велят, но сам не проявляет инициативы, не ставит себе целей - это один случай. Тут родителям следует приложить все усилия, чтобы развить у ребенка другие формы мотивации, пока есть время, пока их слово, их мнение, оценка еще важны для него. Едва ли он станет когда-нибудь таким тотально-любознательным, как Пожиратель Информации, но может вполне проявлять устойчивый интерес в какой-то определенной области, если его вовремя сориентировать. Это могут быть спорт, компьютер, пение, танцы, ремесла... В любом случае к тому времени, как вы перестанете быть для него авторитетом, он будет окружен детьми и вообще людьми, ценящими умения и достижения в избранной области - и будет ориентироваться на их мнение. А значит, у него будет стимул действовать, расти. Активен, любознателен, но не прилежен, равнодушен к оценкам, не доводит дел до конца. Этому ребенку явно не хватает мотивации достижения... У него не так уж много шансов стать прилежным. Во-первых, он получает удовольствие от процесса, а не от результата. Во-вторых, он слабо реагирует на похвалу или порицание. Однако с ним можно работать, используя как раз особенности его натуры. Простой пример: учитель объявляет, что на экскурсию в каникулы поедут только те, кто хорошо закончит четверть. Поскольку экскурсия интересная, то ребенок, пожалуй, может ради этого потрудиться. Дети, ориентированные на результат. Они получают удовольствие от выполнения задуманного. И потому стараются во чтобы то ни стало доводить дела до конца. Казалось бы, прекрасное свойство. Вот они где - отличники, лидеры, великие ученые. Однако сама по себе мотивация достижения еще ничего не определяет. Все зависит от того, какие цели ставятся, какие результаты достигаются. Один запускает ракету в космос, другой грабит банк. И дети этого склада могут быть как с позитивными установками, так и с негативными. Общее у них лишь настойчивое стремление к результату. Такой ребенок может совершенно пренебрегать учебой, если она не входит в сферу его интересов, не вдохновляет на какие-то достижения. С другой стороны, даже не обладая выдающимися способностями, он может многого достичь, если его правильно нацелить. Как не надо бороться с ленью Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Тоже вариант. Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела. Стоит сказать о самом распространенном методе работы с ленивыми учениками, а именно о совместном приготовлении домашних заданий. Иные родители сидят с детьми за уроками чуть ли не до десятого класса. Мало того, сложилось мнение, что хорошие родители именно так и должны поступать. А те, кто с детьми не сидит, - люди беспечные и безответственные. Это крайне вредная идея. Готовить с детьми уроки можно лишь в самое первое время, чтобы научить их приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник еще не созрел, неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно. Автор: Н. Гуткина Обучение.Ру14.05.2008 osvita.ua Немного о способностях, лени и учебе, или Почему дети учиться могут, но не хотят«Способный, но уж очень ленивый,» — так говорила моя первая учительница про одного одноклассника. А он и в правду был очень способный: схватывал все на лету, с ходу решал новые задачки по любому предмету, читал быстрее всех, лучше многих рассказывал и объяснял, учеба давалась ему легко. Для учителей он был любимцем, для одноклассников – предметом зависти. Перечислять его школьные достижения можно довольно долго. Только вот учиться ему совсем не хотелось. Нет, он ходил на все уроки и выполнял все домашние работы, только вот учеба его никак «не волновала». Другие одноклассники переживали из-за оценок или из-за невыученных уроков, сдавали предметы, чтоб улучшить оценки. Хорошо помню, что каждый хотя бы раз пытался стать невидимым в тот момент, когда учитель по журналу смотрела, кто пойдет к доске. Для каждого из нас учеба была очень волнительным делом, кто-то получал от нее положительные эмоции, кто-то отрицательные. Но, так или иначе, никто не был равнодушным. А вот ему было как бы «все равно», он знал, что с его талантами и способностями не пропадет, сможет изменить любую ситуацию в свою пользу. Многие учителя переживали по поводу того, что такой «талантливый и умный мальчик, а учиться его никак не заставишь». Каждый раз, когда выставляли оценки за контрольные или за четверть, учителя вздыхали: «Ну ведь ты можешь лучше, что тебе мешает?» А наша классная повторяла слова первой учительницы: «способный, но уж очень ленивый». Все мы выросли, каждый из нас идет своей дорогой. Но эта фраза «способный, но уж очень ленивый» так и идет за моим одноклассником. Работает он простым рабочим на стройке, по выходным – обязательно выпить, семьи у него нет, и как-то жизнь, вроде, есть, но нет обустроенности, нет радости и удовлетворения от прожитого. А ведь он подавал ТАКИЕ надежды, он был ТАКОЙ талантливый, ТАКОЙ способный. Но как говорит наша классная: «лень родилась впереди него». Почему я так подробно описываю эту ситуацию многолетней давности? Причина проста: за последние несколько лет я все чаще и чаще слышу эту фразу, что учиться он или она не хочет, потому что лень родилась впереди. Чаще слышу выражения типа «Она очень способная, но очень ленивая девочка», и многие другие вариации — попытки объяснить то, что дети могут, но не хотят учиться. Поколение тех, кто не хочет учитьсяВсе чаще мне, как специалисту, родители задают вопрос: что делать с тем, что ребенок не хочет учиться, как быть, когда ребенку не интересно в школе? Вопросы очень серьезные, т.к. однозначного и простого ответа на них нет. Сегодняшние дети совершенно отличаются от поколения детей, которое было пять-десять лет назад. И здесь нельзя говорить о традиционном конфликте отцов и детей, потому что никакого конфликта, никакого столкновения интересов тут совершенно нет. Наши сегодняшние дети просто другие, они кардинально отличаются от всех предыдущих поколений в отношении к учебе. Для нас, для родителей сегодняшних ребятишек, было нормально учиться, учиться просто хотя бы потому, что мама сказала или «у нас в семье принято учиться». Для современных детей такие слова – пустой звук. Понимание того, что учиться нужно, потому что он должен, для ребенка совсем не имеет смысла. А увещевание или указание на то, что им это пригодится во взрослой жизни, что они будут успешны, что в жизни образованный человек живет лучше малограмотного — все это для них далекие, а значит нереалистичные картинки. А, значит, и стремиться к этому незачем. Решение, простое и сложноеЧто делать в этом случае? А выход здесь очень прост, и в то же время, достаточно сложен: каждый день собственным примером показывать детям, что знания делают жизнь интереснее и насыщеннее. Показывать примером, что человек образованный имеет больше возможностей, что его мир имеет более широкие границы, а значит жить в нем можно с бОльшим удовольствием, видя не только ужины и ТВ, но и интересные вылазки и походы, и музеи, и кино, и новое общение с людьми с разными интересами. Да много чего! Перечислять можно долго, да и у каждого из нас свои вкусы и ценности. Только пример личной заинтересованности в знаниях дает ребенку возможность ценить эти знания, радоваться новым открытиям и инсайтам. В подтверждении этого приведу пример из собственного опыта. Мне самой всегда нравилось учиться, получать знания. Как то у нас в семье это поощрялось. Мой папа родом из глубинки, но для работы он выучил несколько языков, второе высшее получал в Швеции, мама – инженер-конструктор высшего класса, конструировала и буровые вышки, и шагающие экскаваторы. У нас всегда были интересные разговоры, было много веселых встреч и общения, множество самых разных познавательных вылазок и дел. Когда росла моя дочь, мы много ходили на выставки, в музеи, кино, участвовали в разных конкурсах. Да и сейчас, даже когда она уже стала взрослой, наша жизнь наполнена новыми делами, интересным общением, познавательными путешествиями и разными делами. И вот недавно дочь приходит из колледжа, где она пообщалась с преподавателем математики вне уроков. Приходит с огромным удивлением и рассказывает их диалог: Дочь: М.И., а вам интересна ваша работа? Учитель: Мне нет, я ее не люблю… Дочь: А как же вы на нее ходите каждый день? Учитель: А я больше ничего делать не умею… Дочь: А если чему то новому научиться? Учитель: А зачем? Снова учить что то, снова менять все… Дочь была под огромным впечатлением: ей даже в голову не приходила мысль КАК целый день можно заниматься делом, которое не любишь? Как можно жить от телевизора до будильника, а потом весь день ждать, когда прозвенит заветный звонок с последней пары. «Это не жизнь, это амебное существование», — подвела итоги моя дочь. Поэтому нам, взрослым, очень важно понимать, что только наш личный пример может либо «заразить» ребенка интересом к знаниям и учебе как важному моменту в жизни, либо отбить всякое желание к этому процессу. Еще несколько причинЕще одна причина, по которой дети не хотят учиться, особенно одаренные и талантливые, это программа, которая для них является очень простой. Они быстро и легко справляются с заданиями, которые в принципе для них не составляют никакой сложности, а значит, и интереса. В этом случае не помогут ни убеждения, ни угрозы, ни разные методы воздействия на ребенка. Здесь важно найти такую программу обучения для ребенка или школу, где он будет реализовывать свой умственный потенциал и возможности. Интерес и здоровый азарт в учебе – лучшие мотиваторы в обучении. Иногда причиной того, что ребенок не хочет учиться, становятся его конфликты в школе с одноклассниками. Например, ребенок хочет быть лидером в классе, но не может организовать сверстников. Или никак не может найти себе друзей и большую часть времени в школе проводит один. Или не знает, как ответить на нападки одноклассников в его сторону. Во всех подобных случаях ребенок просто не умеет общаться с одноклассниками, ему сложно наладить контакт со сверстниками. И это вызывает у ребенка напряжение. И учеба здесь уже отходит на второй план, и появляется желание в школу не ходить. В таком случае родителям важно понимать, что ребенок нуждается в их поддержке, оказать ему ее и, конечно, помочь ребенку научиться общаться со сверстниками. Возможно, это будет общение в детских клубах или группах. Можно рассмотреть вариант сюжетно-ролевых игр для детей и подростков, сейчас они организуются во многих городах. Можно самим родителям устраивать общение детей в неформальной обстановке: походы, вылазки, скалолазание, спортивные игры и прочее. Еще одна причина нежелания ребенка учиться — это несформированность у него познавательных процессов. Такое часто происходит, если ребенок растет в семье, где его развитием и воспитанием занимаются крайне мало. Да, у таких детей, конечно, есть способности, но вероятно, их выражения и реализации крайне ограничены. Очень часто эти дети имеют очень узкий круг интересов. И в этом случае ребенку может помочь любой взрослый, который может его «заразить» своей любовью к знаниям, своим интересом к какому то предмету. Это основные причины того, что часто одаренные и талантливые дети учиться не хотят. И родителям важно понять эту причину и помочь ребенку ее преодолеть. И напоследок, как специалисту и как маме, хочется сказать Вам: интерес к знаниям у детей – это очень хрупкая субстанция, и нам, взрослым, нужно беречь его в детях, воспитывать его собственным примером. Успехов Вам в решении непростых вопросов.С уважением, Ольга Беляшова.nashydety.com Ленивый ребенок - что делать и как ему помочь?Зато лежать перед телевизором, бездумно играть в компьютерные игры — это всегда пожалуйста. «Лентяй!» — восклицают мамы. В ход идут нотации, слёзы, угрозы. А дети всё равно продолжают лениться. Так что же такое лень и можно ли с ней справиться? Не спешите ругать ребёнка, постарайтесь найти причину его лени. Может, у него отсутствует мотивация? Дети не всегда понимают, зачем им такое трудное и не всегда интересное дело — учёба. Не у всех есть чувство ответственности и долга. Да, соседская девочка Люба сразу после школы делает уроки, а потом отправляется в кружок, на английский язык, в изостудию, а вечером читает книги. И всё ей даётся легко. Это не значит, что все дети должны быть такими. Не слишком ли высоки ваши требования к ребёнку? Да, вы хотите, чтобы он изучал иностранный язык, катался на коньках, рисовал и т.д. Но нужно ли это ему самому? Счастлив ли он, удовлетворяя ваши ожидания? Отделяете ли вы его желания от своих? Иногда дети используют лень как прикрытие. Ребёнок может сказать, что ему лень идти на математику, чем признаться, что поссорился с учительницей. Не отвергайте помощь детей по хозяйству, доверяйте им несложные поручения. Ленью редко страдают самостоятельные, полностью обслуживающие себя дети. Такие и в магазин сбегают, и с младшим братом погуляют, и картошки начистят. А всё потому, что мама приучала к самостоятельности, включала в круг семейных обязанностей. А ещё надо ребёнка почаще хвалить за проявленную инициативу — так вы повышаете самооценку, стимулируете активность. Коварная астенияПочему бесполезно ругать за лень? Дело в том, что под маской лени могут скрываться состояния, обусловленные биологическими факторами.В медицине нет понятия «лень», но есть понятие «астения». Что это такое? У любого человека после напряжённого длительного труда появляется чувство усталости. Кто-то может проработать 12—15 часов почти без перерыва, прежде чем сказать: «Я выдохся». А кому-то хватает и 2—3 часов труда, чтобы наступила усталость. У детей этот предел индивидуален, как и у взрослых. Состояние, при котором ребёнок быстро устаёт, не может вынести нагрузок, и называется астенией. Именно астения и объясняет неудачи школьников. Таких ребят ругают за лень, а на самом деле они избегают напряжения всеми путями именно потому, что не могут выдержать школьных нагрузок. Ведь «рабочий день» школьника нешуточный: вместе с домашними заданиями и кружками получается 12—15 часов. У детей-астеников низкая степень психической выносливости, быстро наступает утомляемость, им нужен регулярный отдых. Астения в свою очередь может развиться вследствие проблем во время внутриутробного развития и родов. Это токсикозы, родовые травмы, оперативные вмешательства во время родов, поражение центральной нервной системы. Такие дети вялы, безынициативны, болезненны. ОРЗ, насморк, аллергия выбивают их из колеи. Но помочь ребятам можно и нужно! Спорт, закаливание, борьба с авитаминозом, полноценный отдых и сон позволяют ребёнку не только укрепить здоровье, но и повысить работоспособность, поверить в свои силы. Болезнь и депрессияДругая ситуация: ученика ругают за лень, а на самом деле он страдает неврозом или депрессией. Такой вариант тоже нельзя исключать. При неврозе дети быстро утомляются, чувствуют боль в разных частях тела, реагируют на погоду, при депрессии — проявляют апатию и усталость.Депрессию распознать трудно. Сам ребёнок также не может осознать и объяснить, что с ним происходит. Да и не склонны некоторые ребята «изливать душу» взрослым. Порой только вмешательство психолога помогает ребёнку вырваться из угнетённого состояния. Будьте внимательны к ученику, перенёсшему черепно-мозговую травму, — он может жаловаться на усталость, быструю утомляемость, головные боли, недомогание. К сожалению, результат таких травм — повышенная усталость в течение 1—2 месяцев. Причиной лени может быть синдром хронической усталости — болезнь не только взрослых, но и учеников старших классов, у которых уроки сочетаются с подготовкой к поступлению в вуз. Может быть, ребёнок действительно нуждается в отдыхе? От уставшего человека нельзя ожидать каких-то особых достижений. В сущности, лень — это не порок, а сигнал. Лень показывает, что мы не хотим делать, это надо учесть. Лень может выступать в роли защитного механизма. Например, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, подросток лежит на диване, бездумно глядя в потолок, или болтает по телефону — его организм объявил передышку. Если ребёнок неожиданно стал лениться, не выполняет свои прежние поручения, это может быть сигналом болезни. Возможно, потребуется психологическая или медицинская помощь.В особо тяжёлых случаях, когда школьник ленится учиться, у него снижена мотивация, надо вместе с врачом и психологом оценить его способности: может ли он учиться и трудиться, как остальные дети? И ещё раз призываем вас удерживаться от порицаний вашему «лентяю». Только похвала, положительная оценка, посильные поручения могут победить лень. detkambest.ru Как бороться с ленью у ребенкаВ чем же причина такого раздражающего поведения и как бороться с ленью у ребенка? Причина лени и как с ней боротьсяПсихологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребенка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью. ТемпераментОсобенности характера — это то, с чем ребенок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребенок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребенок-«мечтатель» будет чаще «витать в облаках». Недостаток мотивацииИнтерес — вот с чего начинается мотивация. Как бороться с ленью и апатией? Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребенка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной. Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силахЛень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс — серьезная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии. Почему ребенок не хочет учиться. ПереутомлениеУсталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребенок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы — в общем, развивается как личность. Конфликт с учителемЕсли вам кажется, что ребенок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером. Ваша задача — показать ребенку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения. советы родителям: как победить лень
Завышенные ожидания родителейЕсли вы всерьез намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребенку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий. Физиологическая незрелостьИсследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка — это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»! Отсутствие чувства времениВозможно, ребенок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто еще не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Как победить лень? Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий. Как бороться с ленью подросткаКак побороть лень? Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми — более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребенка — вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» — возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать? как увлечь: Дошкольника. Предоставить разные варианты захватывающих занятий, большой выбор творческих материалов, возможности для самовыражения без правил и границ. Школьника. Найти источник энергии — занятия, которые нравятся и вызывают интерес, развивают фантазию и воображение. Присоединиться к деятельности ребенка, разделяя его интересы.Подростка. Пригласить во «взрослую» жизнь: сводить в химическую лабораторию или на тематическую конференцию. Поддерживать выбор деятельности и предоставлять возможности для развития в этом направлении. www.goodhouse.ru Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока?Александрова Т. В., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского районаВалайнис Н. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района Жалобы на детскую лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам. Как часто мы говорим своему ребенку: «Лень раньше тебя родилась». Кому из нас не знакома ситуация, когда наш ребенок все делает из-под палки? «Пойди, помой посуду!», «Убери кровать», «Вытри пыль с мебели», «Сколько можно тебе повторять: мыть полы нужно каждый день» и т. д. Эти фразы наш ребенок слышит с утра до вечера, каждый день и… ничего не происходит. Он изо дня в день слушает, соглашается и ленится. Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из «Лего» или играя в компьютерные игры. Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу. Ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе. Таким образом, лень - это отсутствие мотивации (отсутствие желания работать, делать что-то), т.е. цели изначально не лежали в плоскости интересов ребенка. Таким образом, ребенок не принял для себя те цели, которые ему, навязали взрослые или даже если он избрал их сам. Разумеется, все дети разные. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах, с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальным методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностями психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месту. Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь. Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов: Первый этап – установление причин лени конкретного ребенка.
Второй этап – создание взрослым условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься. Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в необходимости ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь надо, чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела её пить. В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой. Третий этап – этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ребенка необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать. Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д. Правила изменений для взрослых:
Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми. Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства. Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа. pms-centr.spb.ru Ребенок не хочет учиться. Как правильно отреагировать?Для нас, родителей, то, как наши дети учатся в школе – важный показатель нашего общего успеха. Каждый из нас желает, чтобы его ребенок хорошо учился, получил высшее образование и достойную работу. Мы искренне желаем своим детям хорошей судьбы. Кого на шахматы, а кого на баскетбол? И если ребенок не хочет учиться, мы очень разочаровываемся. «Не хочешь учиться, пойдешь на стройку», — любят пугать родители ленивых к обучению детей. А между тем, опытными педагогами давно подмечена интересная тенденция: троечники добиваются в жизни большего успеха, чем отличники. Мы сейчас не говорим о тех талантливых детях, которые хорошо учатся в школе, потом становятся учеными, программистами или врачами. Да и троечники далеко не всегда хорошо устраиваются в жизни. Мы говорим о тенденции, которая имеет место быть. Эта тенденция всегда меня удивляла. Как так? Как эти ленивые, безответственные и неорганизованные троечники становятся владельцами бизнеса, деловыми людьми, управленцами? Почему старательные отличники с красными дипломами и огромным багажом знаний за плечами становятся всего лишь их подчиненными? Ответ на этот вопрос я нашла полгода назад. Каждый из вас, дорогие читатели, может понять это так же, как и я, послушав две бесплатные лекции по системно-векторной психологии. Так вот, дети учатся в школе по-разному по той причине, что у них различные психические свойства. Когда ребенок идет в школу, уже тогда можно определить, как он будет учиться. Врожденные отличникиХорошо учатся в школе те дети, у которых есть анальный вектор. Их психические свойства направлены на сбор и систематизацию информации – они лучшие ученики, на которых учителя обычно пытаются равнять всех остальных детей. Сбор и систематизация информации У ребёнка с анальным вектором хорошая память, он усидчив и старателен. Если у него из нижних векторов только один – анальный вектор, то наш малыш медлителен, и, при правильном воспитании, он перфекционист – старается все сделать идеально. Он вообще очень правильный – не любит и не умеет врать, поэтому и сам доверчив. Вопрос расстерянных родителей: «мой ребенок не хочет учиться!!!» — это не про них! Даже если ребенок с анальным вектором не блещет способностями, он вполне может стать отличником за счет своей усидчивости и старательности. Если у ребёнка с анальным вектором есть еще и верхние вектора (зрительный, звуковой, обонятельный или оральный), то такому малышу будет учиться легче – он будет сверкать интеллектом, удивлять учителей феноменальной памятью, талантами и способностями. Из таких детей и получаются ученые, лучшие врачи, программисты и другие специалисты высокого класса. Но судьба и счастье такого ребёнка зависит не столько от учебы, как от того, как его будут воспитывать родители, как они сумеют развить его психические свойства, и не помешают ли их развитию. Очень хорошо и подробно об детях с анальным вектором написано здесь. Если ребёнок не хочет учитьсяА что же делать, если ребёнок не хочет учиться? Часто смышленый и способный ребенок просто ленится и не прилагает должных стараний для того, чтобы получать хорошие оценки в школе. В его психическом нет анального вектора, то есть, нет свойств и желаний к накоплению и систематизации знаний. Ребёнок с кожным вектором – неусидчивый, гиперактивный, динамичный, никогда не станет прилежным учеником, и тем более – отличником. Если родители такого ребенка питают такие иллюзии, их неизбежно ждет разочарование. Я много раз видела, как анальная мама первоклашки с кожным вектором доводит до психического срыва и себя, и ребенка, пытаясь заставить его идеально выполнять домашние задание, аккуратно выводить буквы и слова. Не дано природойЭто – трагедия непонимания и травма для ребенка, в котором пытаются развить перфекционизм – свойство, которого у него нет и быть не может. В результате мы загоняем его в такой стресс, что ребенок просто не хочет учиться. Кожники без верхних векторов в школе обычно становятся троечниками, — вместо того, чтобы домашние задания, они списывают их на переменах и выкручиваются на уроках. А во взрослой жизни люди с развитым кожным вектором успешно реализуют свои психические свойства – свойства добытчика, врожденного предпринимателя или инженера, организатора и рационализатора. Кожник поступает так, как ему выгодно, и действует там, где может получить пользу. Вот он и не горит желанием учиться, потому что по его ощущениям, пользы и выгоды это не приносит. Как заставить ребёнка учитьсяВсе же учебу ребенка с кожным вектором нельзя спускать на самотек, иначе он может перестать учиться вообще. Правильное воспитание и психическое развитие кожника должно включать в себя дисциплину. Ребенка с кожным вектором нужно контролировать. Он должен соблюдать режим дня, знать меру в каких-то своих желаниях (играть в онлайн-игры, смотреть телевизор), заниматься спортом. Бить таких детей нельзя ни в коем случае – это препятствует их психическому развитию. Битый кожный ребенок может вырасти вором, мошенником, мазохистом или неудачником. Обратите внимание, если кожный ребенок вдруг не хочет учиться – это может быть первым сигналом! Воспитывать кожника и мотивировать его к учебе можно с помощью кнута и пряника, где кнут – это отсутствие пряника. «Хорошо закончишь учебный год – купим тебе велосипед», «Не сделаешь уроки – не пойдешь гулять», например. Но обещания, данные ребенку с кожным вектором, нужно обязательно выполнять, иначе доверие будет разрушено навсегда и этот воспитательный метод перестанет работать. Ни в коем случае не нужно требовать, чтобы ваш кожный ребенок учился отлично и выполнял все задания идеально. Если ребенок не хочет учиться нужно найти золотую середину – чтобы ваши требования были посильны ребенку. Больше про воспитание детей с кожным вектором можно прочитать здесь. Тот, кого невозможно заставить учитьсяЕсть дети, которых невозможно заставить учиться, и вообще невозможно заставить что-то делать. Это – дети с уретральным вектором. Таких детей – всего 5%. Если таких детей пытаются покорить, воспитывая «нахрапом», они вырастают бунтарями. Выше всех ограниченийС уретральным ребенком не будет никаких проблем, если воспитывать его правильно. Если родителям удастся объяснить ребенку (но так, чтобы он это осознал), что от него в будущем будет зависеть много людей, и что его обучение – очень важный и ответственный этап, он будет учиться вполне приемлемо. «Кто, если не ты?» — с таким девизом родители должны воспитывать будущего вождя. Не всем быть учеными. Остальные – тоже нужны Из ребёнка, у которого из всех восьми векторов – только один мышечный, тоже не получится отличника. Такие дети обычно рождаются в деревнях. Они физически крепкие и абсолютно ведомые «Не всем быть учеными», — говорят о таких учениках учителя. И они совершенно правы. Дополнительно о дифференцированном воспитании детей по векторам можно прочитать здесь и здесь. ИтогВопреки всеобщему стереотипу, успешность в обучении – вовсе не показатель удачной судьбы, возможности реализоваться во взрослой жизни, счастья. То, что ребенок не хочет учиться зависит не от оценок, а от того, насколько правильное воспитание и психическое развитие смогли дать родители своему ребенку. Если они не требовали от него того, чего в его врожденных психических свойствах и желаниях нет, если они не препятствовали, а способствовали развитию его векторов, тогда у него есть все шансы реализоваться и прожить наполненную радостью жизнь. Зарегистрироваться на бесплатные лекции тренинга можно, кликнув по баннеру ниже
polyova.com |