Нескучное занятие: мотивируем ребёнка к чтению. Как мотивировать ребенка к чтению 8 лет
10 советов, как мотивировать ребенка читать
Мотивировать ребенка читать, в первую очередь, это ответственность взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей. Очень редко в наше время встречаются дети, которые сами по себе любят читать и предпочитают книги гаджетам. Наше поколение читало: у нас не было такого разнообразия и выбора, чем себя занять. В наше время - очень большая конкуренция: чтение книг проигрывает красивым картинкам из гаджетов и телевизора. Поэтому с самого детства очень важно прикладывать все усилия к тому, чтобы мотивировать ребенка читать. Надеемся, что наши советы помогут вам.
Мотивировать своим примером: если ребенок видит родителя перед телевизором, а не с книгой, то он вряд ли полюбит чтение.
Читать вместе (независимо от возраста). Совместное чтение – очень хорошая традиция, даже если ребенок уже старший и читает сам. Это укрепляет связь между родителем и ребенком. Читайте, пока ребенок в этом заинтересован. Можно читать по очереди: одну главу – взрослый, другую – ребенок. Чтение вслух и чтение про себя/восприятие книги на слух – развивают разные отделы мозга.
Знать своего ребенка: понимать, какие книги (для мальчиков/для девочек) и в каком возрасте могут быть ему интересны:
Дошкольный – сказки, стишки, рассказы о животном мире;
Младший школьный – фэнтези, приключения, проза для детей, сказки, познавательная литература;
Тинэйджеры – взаимоотношения среди сверстников, проблемы подросткового возраста, фантастика, исторические произведения, можно постепенно и дозированно вводить классику;
Старший школьный возраст – классика, исторические произведения, взрослая литература.
Читать и предлагать ребенку только то, что интересно ему, а не вам. Для этого нужно знать своего ребенка и его интересы.
Не ругать ребенка за его выбор книги, наоборот, поощрять, когда ребенок выбирает книгу для чтения сам. Не заставлять читать! Чтение должно вызывать положительные эмоции.
Предлагать ребенку лучшее, что есть в детской литературе. То, что эмоционально „зацепит“ ребенка. Если у ребенка какая-то проблема, предложите ту книгу, которая поможет её решить. Таким образом ребенок получит (переживет) нужный опыт посредством книги.
Обсуждать то, что прочитали: понравилось/не понравилось; что понравилось и т.д. Находить ребенку друзей, которые любят читать, чтобы он мог обсудить прочитанное не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Объяснять, почему важно читать, а не смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Чтение – основной инструмент для развития воображения.
Читать книгу, потом смотреть фильм, снятый по книге, и обсуждать, что в фильме было не так, как в книге.
Придумать свою систему поощрения, например, с помощью интернет-ресурса libroman.ru. С помощью этого сайта можно проверить, как ребенок понял и усвоил содержание книги. На странице ребенок может пройти тесты по прочитанным книгам, набрать баллы за пройденные тесты. Набранные баллы можно перевести в награды. Система поощрения зависит от креативности родителей, например, за ХХ количество набранных баллов – поход в кино, в боулинг и т.д. Ребенок (особенно в младшем возрасте) любит эффект соревнования. Каждый месяц на странице публикуются Лучшие Либроманы месяца, раз в полгода Лучшие Либроманы награждаются призами.
Дарить книги в подарок. Сделать так, чтобы книга была желанным подарком.
libroman.com
17 способов мотивации детей к чтению
Эти приемы помогут вашим детям полюбить процесс чтения в кратчайшие сроки.
Многие родители даже самых смышленых детей нередко заходят в тупик, когда дело доходит до самостоятельного чтения. Напряжение возрастает, когда ребенок вот-вот должен пополнить ряды первоклашек. Часто бывает так, что чрезмерные старания родителей, сопровождающиеся давлением на ребенка, не дают результатов, а наоборот – напрочь отбивают желание у малыша познавать науку чтения.
Американские эксперты, работающие в области педагогики, составили список простых, но действующих советов, как помочь ребенку полюбить чтение книг. К слову, эти же советы были опробованы на детях педагогов:
1. Используйте аудиокниги.
Нельзя недооценивать аудиокниги, так как с их помощью дети учатся не только читать, но и разговаривать с уверенностью и правильной интонацией.
2. Станьте примером для своего ребенка.
Дети перенимают поведение взрослых – когда ребенок растет в окружении нездоровой пищи, то он будет любить нездоровую пищу, а когда ребенок вырастает в окружении книг, он будет любить книги. Больше времени проводите с книгой, а после не лишним будет рассказать ребенку, какие впечатления у вас остались от прочтения книги.
3. Создайте атмосферу для чтения.
Важно обустроить тихий, уютный уголок, в котором будут расположены книги. Для этого не требуется особых затрат – два стула и натянутая простынь станут прекрасной имитацией домика, который так любят дети.
4. Переносите книги в реальную жизнь.
Если вашему ребенку нравится сказка «Три поросенка», организуйте ему поездку на ферму. Любит изучать звезды – отправляйтесь в планетарий.
5. Отмечайте дни рождения любимых писателей.
Большинству знаменитых авторов в настоящее время более ста лет. Детям однозначно понравится, что в семье появится еще хоть один праздник.
6. Прочитайте книгу, затем посмотрите фильм.
Выберите произведение, которое было экранизировано. Сегодня это сделать не составляет труда. Прочитайте несколько глав вместе со своим ребенком, затем устройте семейный вечер кино. Педагоги отмечают, что это отличный способ заинтересовать неохотного читателя.
7. Разложите книги в разных местах
Не держите детские книги на полках, а разложите их повсюду. Пусть дети всегда имеют доступ к книгам.
8. Читайте книги вслух.
9. Посетите библиотеку вместе с ребенком.
Ребенку всегда интересно находится в новом, необычном месте и в нашем случае библиотека станет прекрасным вариантом. Вы даже можете зарегистрировать своего ребенка в списке читателей, что станет еще одним поводом для ребенка начать читать книги.
10. Перечитывайте одни и те же детские книги.
Со временем ребенок станет замечать, что история повторяется и если книги с рифмами, то он будет распознавать повторения и будет озвучивать текст прежде чем его прочтете Вы.
11. Готовьте с ребенком по книге рецептов.
Пусть ребенок выберет блюдо из книги и прочитает составляющие, пока Вы будете измельчать продукты.
12. Создайте клуб читателей.
Для этого потребуется пригласить друга или подругу ребенка на встречу, где они вместе будут обсуждать прочитанную ранее книгу.
13. Задавайте вопросы.
Спросите, какие персонажи нравятся ребенку, что, по его мнению, произойдет дальше и как бы он поступил в аналогичной ситуации. Важно научить ребенка понимать смысл текста.
14. Регулярно пополняйте библиотеку.
Любое событие сопровождайте новой книгой. В доме появился щенок – подарите ребенку книгу о собаках. Ребенок перешел в другую школу – подарите книгу. Таким образом, у ребенка останутся воспоминания, к которым он всегда сможет вернуться перед сном.
15. Купите ребенку налобный фонарик.
Таким образом, ребенок получит дополнительный повод сделать процесс чтения перед сном более увлекательным.
16. Покупайте журналы.
Новые выпуски журналов дают возможность заинтересовать ребенка в том или ином направлении. Возможно, изучение любимого журнала станет прекрасным ритуалом для ребенка.
17. Дарите книги и приучайте к этому ребенка.
Если ребенок не знает что подарить другу на день рождения, помогите ему с выбором книги. Кроме того, попросите его подписать книгу, объяснив, почему эта книга предназначается именно ему.
mama.ua
Нечитающий ребёнок. Как мотивировать к чтению и надо ли? | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология
Современный ребенок, находясь в беспрерывном и плотном потоке информации, совершенно естественно для себя выбирает более легкий путь — визуальный контент. Книга же переходит в другую категорию занятий, более сложных и энергозатратных, требующих соответствующих условий, умений и желаний. Как заинтересовать детей чтением и стоит ли? Какую службу может сослужить книга и любовь к чтению?
1 1971 7 Апреля 2018 в 10:37
Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Ребенок не хочет читать. Нет у него такого желания. Говорит, не интересно и скучно, предпочитает другие занятия.
Одних родителей беспокоит такое положение вещей, других не очень. Как заинтересовать детей чтением и стоит ли? Какую службу может сослужить книга и любовь к чтению? Чтобы ответить на эти вопросы, разберемся со всеми составляющими ситуации с помощью знаний с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Почему сегодня дети не читают
Век информации, технологий, прогресса, скоростей и цейтнота. Сегодня детей окружает в десять раз большее количество информации, нежели их родителей в детстве. Источников масса: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, радио, бегущие строки рекламы, мониторы в транспорте и тому подобное. Потребление информации идет массивное, переработка — трудозатратная, нагрузка — колоссальная.
На самом деле сегодня дети читают намного больше, нежели читали их родители. Однако каково качество такого чтения?.. Меню в телевизоре, задания в компьютерных играх, сообщения в телефоне, переписка в мессенджерах и соцсетях. Всего этого не было в детстве их родителей, у которых основным источником знаний была книга.
Современный ребенок, находясь в беспрерывном и плотном потоке информации, совершенно естественно для себя выбирает более легкий путь — визуальный контент. Книга же переходит в другую категорию занятий, более сложных и энергозатратных, требующих соответствующих условий, умений и желаний.
Литература сегодня — это совсем другая история. Какая? Читаем дальше.
Зачем нужны книги, если есть гугл?
А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?
Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.
Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.
Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Когда ребенок читает текст без картинок, он непроизвольно создает в своем воображении образы героев, рисует картину происходящего, представляет сюжетную линию. Это самый действенный стимул для развития фантазии и образного мышления.
Формируя у себя в голове образ персонажа произведения на основании словесного описания, ребенок прорисовывает каждую деталь, создает сам своего героя, активно включается в творческий процесс, ощущает себя соучастником сюжета.
Впоследствии навык развитого воображения поможет ему стать успешным изобретателем, дизайнером или режиссером. Какое бы направление он ни выбрал, развитое воображение задаст ему высокую планку и даст прекрасную базу для созидательной деятельности.
Чтение классической литературы — это не только смена воображаемых картинок. Огромное значение имеют эмоции, которые ощущает ребенок при прочтении литературного произведения.
Именно через книги маленький читатель учится отличать оттенки переживаний и чувств, учится выражать их, называть словом, испытывает сострадание и участие к другим людям. Дело в том, что такие эмоции, как сострадание, не являются врожденными, но могут быть развиты в ребенке. Развитие чувств — это процесс, который проходит исключительно посредством чтения классической, то есть выверенной по смыслу, содержанию и нравственному посылу, литературы.
Погружаясь в сюжетную линию, сливаясь со своим героем, проживая его жизнь и приключения, радости и трагедии, ощущая его страдания как свои собственные, ребенок получает умение разделить с другим его несчастье, посочувствовать чужому горю, взять себе часть чужой боли и тем самым помочь, облегчить ее.
Это особенно важно для детей со зрительным вектором, так как их жизненное предназначение состоит в том, чтобы сочувствовать, сострадать, любить. Через проявление чувств они ощущают смысл жизни.
Однако развитие чувственной сферы не менее важно и для представителей других векторов. Осознание ценности жизни, внимание к чужим чувствам, навыки сострадания и неравнодушного отношения к другим людям — все это становится основой культурно-нравственного воспитания ребенка. Самый счастливый и успешный человек в жизни — это человек, который умеет считаться и ладить с другими людьми.
Именно через чтение наиболее эффективно происходит расширение словарного запаса. В контексте любое новое слово запоминается легче, ведь сразу возникают ассоциации с текстом, сюжетом, речью героя и тому подобным. Прочитывая слово, ребенок сразу понимает и запоминает, как оно пишется. Развивается зрительная память. Это же касается и знаков препинания, которые встречаются в литературе.
Большой словарный запас дает базу для формирования мыслей, позволяет более точно облекать свои мысли в слова. Мы думаем словами, а значит: чем больше у человека слов, тем больше возможностей. Возможностей объяснить свои желания, донести до другого что-либо, договориться, описать происходящее, быть интересным собеседником.
Чем шире спектр слов ребенка, тем легче ему понять обращенную к нему речь, легче учиться, общаться, узнавать новое.
Особенно это важно для людей со звуковым вектором, одно из главных занятий в жизни которых — думать и точно выражать свои мысли словом. Без набранного в детстве словарного запаса они испытывают трудности в жизни, общении и профессиональной реализации.
Выбор окружения
Очень часто мы, родители, жалуемся на плохое окружение, в котором растет наш ребенок. На улице хулиганы, в школе бездельники и двоечники и так далее. Какое влияние подобное окружение может оказать на растущую личность? Самое пагубное.
Когда же мы приучаем ребенка к чтению классики, мы окружаем его благородными рыцарями, отважными капитанами, веселыми выдумщиками и храбрыми воинами. Великие классические писатели и мыслители становятся тем окружением, которого так не хватает ребенку.
Зачастую только из книг ребенок может узнать, что такое честь, совесть, отвага, самопожертвование, ответственность за других, преданность своей идее, целеустремленность, умение мечтать, верить и любить всем сердцем.
Подрастая среди мушкетеров, Маленьких принцев, детей капитана Гранта и рыцарей Круглого стола, ребенок подсознательно будет тянуться к соответствующему окружению. Ему будет элементарно не интересно рядом с интеллектуально бедными людьми — они будут говорить с ним на разных языках. Это не значит, что он будет выскочкой или зазнайкой, нет, он сумеет поладить с каждым, но тянуться будет всегда к бОльшему, более совершенному, созидательному, человечному.
Окружение значительно влияет на развитие психики ребенка, поэтому его можно и нужно формировать посредством литературы.
Как зажечь интерес к чтению
Интерес к чтению не может возникнуть из-под палки. Только через вовлечение. Ребенок идет только за удовольствием.
Не хочет читать сам? Читайте ему. Заведите семейную традицию, хорошую привычку. Организуйте чтение перед сном, в ролях, читайте с выражением, передавайте эмоции, интригуйте. Это рождает интерес, толкает читать дальше, ведь на следующих страницах маячит удовольствие от захватывающих событий. Ребенок постепенно вовлечется и захочет читать сам.
Чтобы научить маленьких детей читать, Юрий Бурлан советует создавать у ребенка нехватку, когда он уже вовлечен в чтение. Начав читать какую-то интересную книгу, остановитесь на самом интересном месте с обещанием дочитать в другое время. Если время чтения слегка откладывать, поддерживая интерес к сюжету, то ребенок захочет прочитать книгу сам и будет просить научить его чтению.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что вы не расстаетесь с книгами. Покажите своим примером, как это увлекательно. Дайте понять, что вам это нравится, делитесь впечатлениями. Зачитайте любимые моменты, перескажите сюжет, опишите колоритного персонажа, используйте ставшие крылатыми фразы из книг.
Принцип получения наслаждения через продуктивную деятельность — это самое верное направление для развития ребенка. Пассивное потребление информации не имеет подобного эффекта.
Выбор книг
Важно, чтобы ребенок не просто читал что-то, а именно выверенную классическую литературу, и разумная цензура здесь необходима. Создавайте домашнюю библиотеку грамотно. Полное отсутствие пугающих сказок, кровожадных чудовищ и поедания колобков и козлят, если мы говорим о маленьких детях! Это особенно важно для впечатлительных и пугливых детишек со зрительным вектором, для которых чтение подобной литературы может обернуться реальным ударом по психике и, например, ночными кошмарами.
В досягаемости ребенка не должно быть книг или видео с порнографическим или насильственным сюжетом. Книги на сострадание, сопереживание героям с примерами самопожертвования, трудолюбия, смелости и подвигов подойдут всем. Если для вовлечения малыша идеально подходят красиво иллюстрированные книги, то после, когда он уже охотно читает сам, выбирайте произведения с минимальными иллюстрациями или вообще без картинок. Чем меньше ребенок, тем крупнее буквы. Хорошая бумага, плотный переплет, богатый выбор книг — залог того, что ребенок заинтересуется.
Семейное чтение
Совместное чтение родителей и детей формирует крайне важную связь между членами семьи — эмоциональную. Она возникает в тот момент, когда сестры и братья или родители и дети проживают вместе одинаковые эмоции, вызванные книгой. Жалея Гадкого утенка или Девочку со спичками, рыдая над утратой Детей подземелья или гибелью Белого Бима Черное ухо, разделяем друг с другом одни и те же чувства, учимся сочувствию, позволяем себе раскрыться, показать слезы, обнажаем сердце, и это нас объединяет.
Эмоциональный всплеск такого уровня развивает чувственную сферу ребенка, укрепляет доверие к родителям, создает связь с сестрами и братьями и, однозначно, зарождает желание к чтению.
Точечное вовлечение
Это высший родительский пилотаж — вовлечение в чтение через индивидуальные интересы каждого конкретного ребенка. Эффективность приближается к ста процентам.
Понимание особенностей психики ребенка, которое дают знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, позволяют предложить книги, соответствующие желаниям и склонностям ребенка.
Малыш со зрительным вектором с удовольствием почитает что-то о добре и зле («Золушка»), красоте внешней и внутренней («Красавица и чудовище»), силе истинной любви («Снежная королева»).
Ребенку со звуковым вектором интереснее будет читать об удивительных мирах и возможностях человеческого разума («Алиса в стране чудес»), открытиях в космосе и приключениях космонавтов («Тайна третьей планеты»), о сверхспособностях («Человек-амфибия»).
Все нюансы воспитания, обучения и развития в каждом из восьми векторов подробно разбираются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Заинтересовавшись один раз чтением, получив наслаждение от прочитанной книги, ребенок обязательно потянется за подобным удовольствием снова. Вам только останется вовремя пополнять библиотеку.
Читать взахлеб — это лучшее, что может случиться с вашим ребенком в детстве. Теперь вы знаете, как подарить ему эту радость.
Корректор: Наталья Коновалова
Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
www.yburlan.ru
мотивируем ребёнка к чтению — Parent-portal.ru
Чтение — важный процесс в развитии каждого человека. С помощью книг мы узнаём об окружающем мире, развиваем мышление, пополняем словарный запас и знакомимся с жизнью и культурой народов, населяющих нашу планету. Поэтому очень важно приучать к книгам с раннего детства.
Предлагаем вам несколько эффективных советов, как заинтересовать ребёнка чтением, чтобы он усвоил: книга — лучший подарок.
Читатель в памперсах
Приучать и мотивировать ребенка к чтению необходимо с младенчества — в этом уверены детские психологи. И пусть родителей не смущает, что малыш еще ничего не понимает: читать ему сказки и стишки необходимо. И лучше всего это делать перед сном. Так ребёнок научится не только узнавать голос родителей, постепенно начнёт понимать, что пора укладываться спать, но и с самых первых дней жизни у него выработается мотивация к чтению. Тем более, что купить книгу даже для трёхмесячного младенца – не проблема, выбор есть на любой вкус и кошелёк. Яркие, с шелестящими страницами и крупными рисунками – не оставят ни одного малыша равнодушным. Приучая детей с пелёнок правильно обращаться с книгами, родители могут быть уверены – спустя некоторое время им уже не придётся искать ответ на вопрос — как заинтересовать ребёнка чтением? Малыш будет сам тянуться к книгам, ведь, как известно привычка — вторая натура.
От «Колобка» до Достоевского
Никакая мотивация не поможет, если малышу не интересно. Как заинтересовать ребёнка чтением, если ему необходимо всё время двигаться, бегать и гулять и сидеть спокойно нет никакой возможности? Очень важно, при выборе литературы учитывать возраст юного читателя. Конечно, четырёхлетнему ребёнку не подойдёт роман о приключениях Робинзона Крузо, и наоборот, восьмилетке будут уже не интересны «Курочка Ряба» и «Репка». Поэтому выбирая книгу для чтения необходимо не только учитывать возраст, интересы, но и пол читателя. Так, например, мальчикам, скорее всего, будут интересны рассказы о рыцарях, храбрых воинах, драконах и роботах. Девочек, наверняка, больше заинтересуют книги о принцессах, животных и сказочных феях и волшебницах.
Мама, папа, я — читающая семья
«Чтение — вот лучшее учение!» — говорил великий русский поэт А.С. Пушкин. Спустя десятилетия эта фраза не теряет актуальности. Лучшая мотивация к чтению для ребёнка — собственный пример. Если в доме есть библиотека или родители регулярно покупают книги, читают их и обсуждают между собой, то наверняка в такой семье вопрос как заинтересовать ребёнка чтением, не актуален. Но, что же делать, если взрослые давно не брали книги в руки, но хотят приобщить своё чадо к миру Джоан Роулинг, Агнии Барто, Николая Носова, Льва Толстого и других писателей? Ответ прост: читать вместе с ребёнком. Вот несколько рекомендаций, которые помогут превратить знакомство с книгой в увлекательное приключение:
Играйте — читая, читайте — играя
Превратите чтение в увлекательную игру. Например, можно нарисовать карту сокровищ, по следам рассказа о пиратах или сделать лабиринт для храброго рыцаря, и помочь ему избежать встречи с коварным злодеем.
Театр нескольких актёров. Чтобы знакомиться с новым произведением было весело и интересно, можно распределить роли героев повествования между всеми членами семьи. Роман, рассказ или сказка станут настоящей театральной постановкой, а герои заговорят смешными и знакомыми с детства голосами.
Из читателя – в писатели. Лучшая мотивация к чтению — предложить ребёнку написать свою книгу с продолжением истории. Для этого не нужно бежать в издательство или типографию. Достаточно будет одной обычной тетради, нескольких наклеек и вырезанных из старых журналов картинок. Конечно, чтобы создать своё продолжение, юному писателю придётся прочесть «первую» часть книги. Вот и ответ на вопрос: как заинтересовать ребёнка чтением.
Умеешь читать — помоги другому. Чтобы увлечь ребёнка книгой, родителям можно прибегнуть к маленькой хитрости: например, если мама занята домашними делами или папа ремонтирует машину, можно сославшись на скучность и однообразием работы попросить малыша почитать вслух. В этом случае, получается «убить сразу двух зайцев» — развивается мотивация к чтению, и ребёнок учится сочувствовать и помогать родным и близким.
Книги любят тишину. Читая ребёнку или слушая его, нужно проследить за тем чтобы были выключены все гаджеты — компьютер, планшет, радио или телевизор. Чтобы маленького читателя ничто не отвлекало от книги, ведь переключиться на рекламу или весёлую песенку так легко, а вот восстановить нить повествования будет уже не просто.
Сказочный час. Старайтесь читать в одно и то же время. Можно придумать для него название, например, «Литературная минутка». Это поможет не только распланировать свой день, приучить к графику ребёнка, но и создаст новую семейную традицию.
Почитали – рассказали. После прочтения сказки, рассказа или романа обсудите характеры главных героев, их поступки и возможные варианты развития событий, не описанные в книге. Это поможет ребёнку понять, что хотел сказать автор произведения и как отличить добро от зла.
Телепорт в сказочный мир или почему важны иллюстрации?
Выбирая книгу необходимо обратить особое внимание на картинки. Хорошо проиллюстрированные рассказы или сказки разовьют образное мышление, перенесут ребёнка в волшебный мир рыцарей и драконов, помогут увидеть, как выглядит Луна, на которую летал Незнайка и его друзья, познакомят с летающими обезьянами из «Изумрудного города» и откроют много нового и интересного. Ведь работы некоторых художников очаровывают, завораживают и не оставляют равнодушными. Часами можно разглядывать шикарные платья принцесс, лабиринты средневековых замков или доспехи воинов, сражающихся за своё королевство. А если книга интересная, но в ней совсем нет картинок, тогда как заинтересовать ребенка чтением? Попросить его нарисовать героев или место, в котором происходят события в специальном альбоме или тетради. Пусть она станет своеобразной настольной картой, в которой будут копиться рисунки после прочитанных книг. Это и мотивация к чтению и развитие навыков изобразительного мышления юного читателя.
«Вот так всегда — на самом интересном месте!»
Ответ на вопрос как заинтересовать ребенка чтением детские психологи вместе с родителями и педагогами ищут давно. Существует множество рекомендаций и советов как приобщить малышей к литературе. Один из них — остановиться на самом интересном месте. Если в сказке морские разбойники вот-вот доберутся до долгожданного клада, принц за два шага до встречи с принцессой встречает очередного злодея или главный герой готовится к сражению с восьмиглавым змеем, дышащим ярко-зелёным огнём — у читающего сказку родителя должны появиться срочные дела. Это, по мнению, специалистов, лучшая мотивация к чтению. Ребёнок наверняка захочет узнать, чем закончится история и пока мама или папа заняты своими делами, вынужден будет продолжить читать самостоятельно.
Никакого насилия!
Как заинтересовать ребенка чтением, если он упрямится и ни в какую не хочет брать в руки книгу? Приобщать ребёнка к литературе необходимо терпеливо и спокойно. Если сегодня малыш не хочет начинать читать, то нужно переждать пару дней, но во время вынужденной паузы ненавязчиво подталкивать и объяснять, почему уметь читать так важно. Как пример, можно сожалеть о том, что когда ребёнок ещё чуть-чуть подрастёт, не сможет сам ходить в магазин, потому что не будет знать какой товар взять с полки. Или останется не у дел, когда вся семья начнёт сражение в настольную игру, потому что не сможет прочесть задание с карточек. Мотивация к чтению должна проходить в лёгкой, игровой форме — тогда процесс приобщения к многогранному миру литературы пройдёт безболезненно для всей семьи и оставит самые тёплые воспоминания о первой самостоятельно прочитанной книге.
В этой статье каждый, кто ищет ответ на вопрос как заинтересовать ребенка чтением? Найдёт подходящий для своего малыша вариант мотивации. Следуя этим простым советам и рекомендациям, знакомство с книгой и чтение пройдут легко и непринуждённо. Ребёнок и сам не заметит, как захочет вновь и вновь возвращаться к историям сказочных героев и волшебных миров. А задача взрослых поддержать юного читателя в этом и не забывать обеспечивать интересными красочными книгами!
parent-portal.ru
Как мотивировать ребёнка к чтению?
Многие родители сталкиваются с проблемой: ребёнок не хочет читать. Как её решить? Как сделать так, чтобы ребёнок сам просил дать ему книгу? Ведь книги – это источник знаний. Чтение развивает, и чем раньше приучить к нему ребёнка, тем лучше. Эта статья поможет вам в выработке мотивации к чтению у ребёнка. Применяя описанные советы, вы поможете ему увидеть в книге хорошего друга.
Используйте внешнюю мотивацию
Внешняя мотивация – это мотивация путём системы поощрений и наказаний. Не буду советовать вам наказывать ребёнка за то, что он не читает. А вот придумать какую-либо награду стоит.
Но важно не делать внешнюю мотивацию основной. Другие советы из этой статьи будут относиться к внутренней мотивации. Обязательно их используйте, не ограничивайтесь только поощрениями. Система наград за чтение нужна в случае, если ребёнок наотрез отказывается читать и пока это единственный способ убедить его взять книгу. Используйте внешнюю мотивацию, пока ребёнок не войдёт во вкус и сам не захочет читать.
Изучайте вкус ребёнка и подбирайте книги, которые будут ему интересны
Первые книги – одни из самых важных. Книга, которая не соответствует интересам маленького читателя, может надолго отбить у него желание читать. Книга, которая будет интересна, наоборот, завяжет между ним и чтением крепкую дружбу.
Чем ваш ребёнок любит заниматься? О чём он чаще всего спрашивает? Каких друзей выбирает? Ответьте на эти вопросы – это поможет вам в выборе подходящей книги.
Дайте своему ребёнку аннотацию, мотивирующую к прочтению книги
Расскажите о книге так, чтобы её захотелось прочитать. Дайте такую аннотацию, после которой ребёнок не сможет пройти мимо книги.
Подойдите к этому творчески. Ваша оригинальность и любопытство ребёнка с лёгкостью сделают книгу желанной. Посейте интригу, укажите на сходство героя книги с ребёнком, проведите аналогию с какой-то жизненной ситуацией, которая актуальна для ребёнка и которая успешно решается в книге. Всё в ваших руках.
Расскажите о чувствах, вызываемых хорошей книгой
Зачем вообще читать книги? Ребёнок ещё не знает ответа на этот вопрос. Расскажите ему об эмоциях, которые у вас вызывает чтение сейчас или вызывало в детстве. Расскажите о своих переживаниях, своей радости и своём напряжении во время развязки.
Опишите тот мир, в который человек окунается, читая книгу. Опишите так, чтобы ребёнок тоже захотел это испытать. Можете рассказать о своих любимых детских книгах. О том, как вы их в первый раз читали, какие мысли и эмоции это прочтение вызвало. Эти же книги можете дать вашему ребёнку!
Люди читают сотни и тысячи книг не просто так. Они любят чтение, любят проживать истории вместе с их героями, любят ощущать неповторимую атмосферу, создаваемую автором. Объясните это своему ребёнку и уговорите прочувствовать на себе.
Обсуждайте прочитанное
Вы рассказали о тех эмоциях, которые вызывают книги у вас. Хорошо. Теперь спросите о тех эмоциях, которые вызывают книги у ребёнка. Пусть он расскажет, что ему понравилось, что нет, где он расчувствовался, а где остался равнодушным. Дайте ему возможность для обратной связи.
Возможно, он что-то не понял, поэтому не смог оценить книжку. Объясните ему. Задайте вопросы, которые помогут ему поразмышлять над книгой, глубже её понять. Ведь мы читаем не для того, чтобы складировать информацию, но для того чтобы анализировать её и размышлять, делать выводы. С раннего детства учите ребёнка активному чтению, а не пассивному усвоению написанного.
Также по комментариям ребёнка вы будете лучше понимать его читательский вкус и сможете лучше угадывать книги, которые будут ему интересны.
Покажите пример
Это лучший способ. Дети повторяют за родителями. Усваивают их привычки, начинают любить то же, что и они. Если вы постоянно с книгой, часто говорите о том, как любите чтение, ваши книжные полки не пустуют, то ваш ребёнок в скором времени сам заинтересуется.
Читайте и развивайтесь. И мотивируйте к этому своих детей. Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
развитие и воспитание, Дети от 7 до 13
Ребенок не хочет читать? Не интересуется книгами и требует планшет и компьютер? Мы знаем способы привить ребенку любовь к чтению.
Проблема «как заставить ребенка читать» существует с того дня, когда появились первые детские книги. Неоспоримо: чтобы человек стал успешным, умел учиться не только по окончании вуза, был в состоянии перерабатывать большой объем непростой информации, он должен много читать. И любить книги необходимо с детства.
Исследования взаимосвязи чтения и учебной успеваемости показало: если ребенок читает для удовольствия (а не только из страха получить плохую отметку), он в четыре раза лучше успевает по языковым предметам и даже по математике, чем дети, которые не любят читать.
Мы решили помочь родителям, которые понимают, как важно научить ребенка читать не только обязательные учебники. Предлагаем десять способов, которыми вы приведете ребенка к чтению.
Пока ребенок маленький
1. Развивайте устную речь ребенка
Когда вы дочитали ребенку сказку или рассказ, попросите его кратко пересказать услышанное. Те части, которые ребенка впечатлили, просите пересказать подробно, с максимальным числом деталей. Предложите додумать дальнейшее развитие событий. Спросите: «Как ты думаешь, пока Иванушка три дня и три ночи шел по лесу, о чем он думал? Что видел? Как и где он устраивался на ночевку?». Таким нехитрым способом вы одновременно и подстегнете развитие речи ребенка, и заставите работать его воображение.
2. Читайте вслух как можно больше
Чем больше ребенок любит литературу, тем больше времени он будет посвящать чтению. Правда и обратное: чем больше вы будете читать маленькому ребенку, тем сильнее он будет сам тянуться к книгам. Для ребенка естественно хотеть и просить новой информации, особенно от родителей. Книги — идеальный источник. Любые миры, самые разные жизненные и фантастические истории, примеры возможного и неисполнимого. Наполняйте жизнь ребенка книгами так же, как вы настаиваете на полезной еде, не соглашаясь на компромиссы в виде булочек и пиццы. И ребенку ничего не останется, кроме как полюбить чтение.
3. Дайте ребенку доступ к книгам
Ничто так не отвращает от чтения, как ограниченный выбор книг. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, ему должно быть интересно. А для этого нужны книги. Много книг. Удовольствие недешевое, и районная библиотека не всегда может выручить, выдавая книги тольк
Читайте вслух как можно больше
Чем больше ребенок любит литературу, тем больше времени он будет посвящать чтению. Правда и обратное: чем больше вы будете читать маленькому ребенку, тем сильнее он будет сам тянуться к книгам. Для ребенка естественно хотеть и просить новой информации, особенно от родителей. Книги — идеальный источник. Любые миры, самые разные жизненные и фантастические истории, примеры возможного и неисполнимого. Наполняйте жизнь ребенка книгами так же, как вы настаиваете на полезной еде, не соглашаясь на компромиссы в виде булочек и пиццы. И ребенку ничего не останется, кроме как полюбить чтение.
3. Дайте ребенку доступ к книгам
Ничто так не отвращает от чтения, как ограниченный выбор книг. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, ему должно быть интересно. А для этого нужны книги. Много книг. Удовольствие недешевое, и районная библиотека не всегда может выручить, выдавая книги только на две недели. Поэтому всегда закладывайте в статью расходов на детей как можно больше книг. Поначалу картинки так же важны, как и хороший понятный текст, поэтому в первые пять лет жизни ребенка красочные издания с яркими иллюстрациями должны составлять почти всю детско-книжную коллекцию.
Когда ребенок подрос
4. Чтение — не только книг
Побудите ребенка читать не только книги. Меню в кафе, вывески, объявления, афиши, указатели в метро и аэропорту, газетные заголовки, названия книг в книжном магазине, ценники — немалая часть повседневной жизни облачена в текст. Привыкая везде видеть буквы, учась находить ошибки в словах и строении фраз, смеяться над нелепостями, ребенок учится хорошо относиться к печатной речи.
5. Привлекайте современные технологии
Если ребенок требует планшет и вы готовы его купить или уже купили, начините его книгами. Конечно, электронная книга с электронными чернилами гораздо безопаснее для глаз. Но и планшет можно вручать детям на особых условиях. Допустим, двадцать минут в день игр и неограниченно, но не меньше получаса, — чтения. Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в планшете была большая и интересная ребенку библиотека.
Знаете ли вы, что появляется все больше приложений для чтения, которые вы можете настроить индивидуально. Тогда в руки ребенка не попадет текст некачественного или преждевременного содержания.
6. Отдельно об электронных книгах
Электронные книги помогли многим родителям заинтересовать детей чтением. Некоторым детям сложно читать книги из-за слишком мелкого текста, и их интерес к чтению пропадает. Другим хочется читать побольше, но не всегда и не всюду можно взять с собой тяжелый сборник сказок. Противникам «электронного» чтения: электронная книга не обязана заменять обычные книги. Сочетайте оба варианта в зависимости от условий.
7. Позвольте детям выбирать
Любовь к чтению редко рождается вместе с ребенком. Она зависит от родителей, которые предлагают наследникам книги. Но мало просто выдать ребенку книжку. Если у маленького читателя будет возможность выбирать, он станет читать с большей охотой. Даже если вам не нравится, что дитя отвергает полезные и поучительные сказки Бианки, предпочитая фантастику, — это гораздо лучше, чем категорический отказ от чтения в пользу компьютерных игр и телевизора. Неважно, что именно читает ребенок. Если он любит определенный вид литературы, но читает его добровольно по два часа в день, поощряйте. Со временем из маленького капризули вырастет отличный читатель.
8. Помогите ребенку в выборе книг
Пока ребенок не перешел в категорию подростков, пускать выбор книг на самотек, конечно, не надо. Но вмешиваться можно не в выбор литературного жанра, а в подбор книг по возрасту. Предлагать шестилетнему малышу детские сказки поздновато, так же как рано подсовывать ему Жюля Верна. Никто, кроме вас, не знает, до чего дозрел ваш ребенок, а что ему будет чересчур. Открывайте и изучайте каждую книжку, которую собираетесь дать ребенку. Кое-какие книги начинайте читать вместе, чтобы ребенок не откладывал текст как скучный, потому что в нем много непонятных слов. Так же вредны для воспитания любви к чтению книжки, из которых малыш давно «вырос».
9. Интересуйтесь чтением ребенка
Помочь ребенку выбрать книгу по возрасту и не вмешиваться в выбор жанра — мало. Если ребенок углубился в книгу на три дня, и вы молча радуетесь, что дитя, наконец, читает, скажите это вслух. Детям важен ваш интерес к любым их занятиям, в том числе к чтению. Проявить интерес просто: спрашивайте. О чем книга? Кто из героев нравится, кто нет? Почему? Как бы ты поступил в подобной ситуации? Из таких вопросов может вырасти глубокая и теплая беседа. Чтение, подкрепленное вашим интересом, никогда не станет атавизмом.
10. Подавайте пример
Все перечисленные способы могут не сработать, если вы сами не любите читать. Считать чтение полезным, говорить о важности книг невозможно с позиции исключительно теоретика. Если ребенок видит вас с книгой, если вы рассказываете (хотя бы вскользь) о том, что читаете, вы — пример для подражания.
Радуетесь ли вы возможности купить новую книгу или закачать давно желанный текст в электронную книгу или на планшет? Любите ли вы получать книги в подарок? Дарите ли вы книги, видит ли это ребенок? Надеемся, на все вопросы вы отвечаете «да, разумеется». В этом случае, даже если ваш ребенок пока не читает, наберитесь терпения. Вокруг современных детей много соблазнов, но правильный родительский пример со временем станет главным. Ваш ребенок полюбит читать.
www.medkrug.ru
Как привить ребёнку любовь к чтению: 4 метода
Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...
О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.
В чтении существует два этапа:
1) этап технического чтения, так называемый “голый” навык,
2) этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста.
Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.
Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое — то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.
Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать — ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.
Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
Берите для первого чтения только подходящие книжки — яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.
А теперь о маневрах — их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.
Метод Кассиля
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.
Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.
Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.
Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.
На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.
С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.
Чтение — радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).
Метод неграмотной татарской женщины
Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.
Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.
У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.
Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка — баба Катя. И мальчик — Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, — ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.
Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка — бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. — Я ее выгнала — рассказывала она — и сказала этой бабе Кате — не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.
Дальше — больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей — когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда — объясняла она сыну — ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, — ты чего мама, плачешь?
— Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.
— Да, мама. Я буду ученым.
И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.
Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)
Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.
И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это — не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.
“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, — говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст — самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.
Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.
Для начала — ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.
Когда читать?
— как только ребенок родится;
— выделять несколько минут, но каждый день;
— выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
— приучать ребенка “ждать” время для чтения;
— читать в любом месте;
— утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.
Как читать?
— выбирать удобное и уютное место;
— читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
— находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
— рассматривать книжки и картинки;
— читать с “выражением”;
— давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;
— перечитывать любимые книги.
А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.
1. Разговаривайте, пойте и играйте с ребенком
Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.
Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.
Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите — так вы готовите внимательного слушателя.
2. Выделяйте время для чтения каждый день
Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.
Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.
Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
3. Выбирайте книги вместе с ребенком
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.
Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома — это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.
Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.
4. Окружите ребенка материалами для чтения
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.
Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.
5. Медленно и с удовольствием
Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.
Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!
Помните, чтение книг — это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
6. Читайте снова и снова
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.
Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.
Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.
Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.
Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.
7. Читайте везде и всегда
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.
Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.
8. Не заставляйте ребенка читать
Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет — оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки — путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания — воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
Также интересно: Джеймс Паттерсон: дар читателя детям может передать только тот, кто сам владеет им
20 лучших книг для чтения детям перед сном
9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его.опубликовано econet.ru