Содержание:
Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.
На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.
Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.
О диагностике и лечении задержки речевого развития у ребёнка, можно прочесть в одной из наших статей.
С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.
Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.
Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.
Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.
Новые статьи
Мы в социальных сетях
наверх
источник: www.vse-pro-detey.ru
Развитие Детей от 4 лет до 5 лет.Вы находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет».
В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.
Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.
Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Пособия для занятий: 1. Карточки Учим ребенка счету
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Пособия для занятий: 1. Карточки из серии найди лишний предмет 2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 2 3. Карточки из серии найди пару
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Пособия для занятий: 1. Буквы Алфавита-Пазлы 2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Пособия для занятий: 1. Карточки Части тела человека 2. Карточки с изображением Транспорта
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Весенний месяц — Март
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.7. Ребенок должен различать правую и левую руку.
Пособия для занятий: 1. Трафареты для рисования
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Английский язык
Ребенка в возрасте от 4 до 5 можно знакомить с английским языком.Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 4 до 5 лет.
Пособия для занятий: 1. Английские Буквы-Пазлы
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Пазлы Большие и Маленькие буквы английского алфавита
Читайте также статью
для Родителей
Что нужно знать о Развитии Ребенка.
Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.
Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 лет до2 летРебенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 3 лет до 4 летРебенок от 5 лет до 7 лет
Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!
источник: www.razvitierebenka.com
В возрасте 4-5 лет у ребенка формируется созидательное отношение к миру. Он начинает создавать своими руками различные поделки. Очень важно, чтобы взрослые в этот момент говорили малышу, что он многое умеет сам, хвалили его за проявленную фантазию. Это возбудит в маленьком человеке желание узнать больше об окружающем мире. Воспитатели и родители обязаны учитывать все особенности развития ребенка 4-5 лет. В этот период следует давать новые знания, но в той форме, которая будет увлекательной для чада.
Сейчас малыш способен размышлять, хотя опыт его невелик, поэтому в его объяснениях могут наблюдаться ошибки. Нельзя смеяться над промахами ребёнка, чтобы не уничтожить его интерес к познанию мира. Взрослый человек должен стать источником знаний для малыша, которые аккуратно подведут карапуза к самостоятельному принятию решения и обоснованию происходящего явления.
Особенности развития ребенка 4-5 лет проявляются в увеличении участия восприятия, воли, памяти и внимания.
Происходит активное познание многих свойств предметов. Ребенок накладывает их друг на друга и сравнивает, с интересом осознает такие новые для него категории, как цвет, форма, величина, время, пространство, вкус, запах, звук.
Малыш становится более внимательным, за счет чего формируется произвольное запоминание. Ему легко удаётся выучить небольшие стихотворения, считалки. В этом возрасте у малыша развивается образное мышление, воображение и речь, улучшается дикция. Этому нужно уделять как можно больше внимания и поддерживать в малыше стремление к самостоятельности, воспитывать чувство красоты. Взрослому человеку легко добиться желаемого результата, так как все реалии жизни можно объяснить ребёнку в процессе игры увлекательно и ненавязчиво. Дети живут в мире своих фантазий и сказок, обладают богатым воображением. Все вышеописанные особенности развития ребенка 4-5 лет нужно грамотно использовать, дабы избежать проблем.
С чего лучше всего начинать развитие детей 4-5 лет? Занятия какого плана подойдут для малыша? Эти вопросы волнуют всех родителей, которые решили сами обучать своего сына или дочь. Учитывая все тонкости развития ребёнка среднего дошкольного возраста, следует содействовать, а не мешать проявлению его новых положительных качеств, которым предстоит сформироваться и закрепиться в характере малыша.
Итак, ребенок хочет быть самостоятельным, поэтому нужно предоставить ему такую возможность. Мечтает рисовать, создавать шедевры из пластилина и глины – не стоит ему мешать. Он хочет общаться со своими ровесниками. Пусть дружит, ссорится и учится мириться, извиняться и прощать. Это накопление жизненного опыта, развитие творческих способностей, познание окружающего мира.
Взрослым нужно научить ребенка более сложным вещам. Математика для детей 4-5 лет может стать увлекательнейшим познанием мира вещей, поможет открыть новые горизонты. Взрослые будут строить свои занятия, опираясь на основные навыки, которые уже были приобретены ребёнком ранее. Он легко распознаёт, где право и лево, низ и верх, знает круг, квадрат, треугольник, умеет писать и правильно расставлять цифры в порядке возрастания и убывания, сравнивать количество предметов. Зная, какими навыками владеет малыш, легко наметить ряд заданий, которые помогут закрепить полученные ранее сведения и добавить новые.
Дети очень любят раскраски. Можно предложить малышу не просто изучить цифры, а попросить его, не отрывая от бумаги карандаш, соединить по написанным цифрам все точки в один рисунок. Такая игра очень радует ребёнка, когда он увидит, что при помощи чисел ему удалось нарисовать попугайчика, крокодила или лисичку.
Если нужно закрепить порядок при счете, можно предложить малышу выполнить не менее увлекательное задание. На рисунке-раскраске нарисованы яблоки. Их нужно обвести, раскрасить и посчитать. Все задания должны предлагаться с постепенным их усложнением.
Таким образом, математика для детей 4-5 лет может стать любимым и увлекательным времяпрепровождением. Впоследствии этот интерес сыграет свою положительную роль при изучении предметов в школе.
Такие же игры для развития детей 4-5 лет можно применять, формируя правильную речь и развивая логическое мышление. Например, игра «Угадай, чья тень?» поможет ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире. На листах распложены очертания различных предметов, животных. Ребёнку предлагается сказать, кому принадлежит каждая тень.
Для развития речи хорошо научить малыша произносить чистоговорки и скороговорки. Ребенку будет приятнее это делать с каким-нибудь сказочным персонажем из кукольного театра. А если потом попросить скороговорку так же быстро сказать голосом медведя или зайца из сказки, то получится обоюдное увлекательное занятие. Такие упражнения и игры чрезвычайно важны для правильной речи. Чтобы ребёнка понимали не только родители, но и все окружающие, он должен иметь в своём словарном запасе тысячу слов.
По мнению многих специалистов, дети в возрасте 4-5 лет легко могут освоить любой иностранный язык. Если есть такая возможность, обязательно надо устраивать подобные занятия в виде работы с карточками. На них должны быть изображены буквы, картинки и слова. Можно предложить разнообразные задания по этим карточкам. Ребёнок запомнит слова, произношение и изображение букв.
Увлекаясь всеми видами разнообразной деятельности, не следует забывать, что гимнастика для детей 4-5 лет по-прежнему важна и полезна. И её ещё никто не отменял. Зарядка может быть с гимнастическими и общими физическими упражнениями. Это может быть разминка во время каждого занятия. Есть много вариантов пальчиковых гимнастик. Вот один из них.
Читается небольшое стихотворение:
«Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут дружно рисовать».
Одновременно с чтением можно размять пальчики рук, встряхнуть кистями, соединить их в «замок». Такие маленькие паузы помогут малышу расслабиться.
Когда родители начнут внимательнее относиться к своему малышу, будут знать все особенности развития ребенка 4-5 лет, они добьются максимальных положительных результатов в его воспитании и развитии. Поэтому здесь самое главное – это внимание.
Возрастные особенности детей 5 лет: увеличиваются рост и масса тела, вес достигает почти 20 килограмм. В этот период важно следить за посильностью нагрузок, которые даются детям во время трудовых поручений. Это объясняется тем, что позвоночник ребенка пяти-шести лет и скелетная мускулатура ещё только формируются. В этот возрастной период наблюдается развитие интеллектуальных способностей малыша, его нравственности и воли, эмоциональных сфер его личности. Поэтому особенно важно поддерживать его во всех благих начинаниях, а также корректно удерживать от негативных проявлений лжи и хвастовства.
В возрасте 5-6 лет особенно важно заложить правильное нравственное отношение к себе и окружающим, закрепить доброту, честность и порядочность. Как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь!» Воспитывайте своих детей правильно – это залог вашей счастливой старости!
источник: fb.ru
first-mama.ru
В этой статье:
В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит настолько стремительно, что родители не всегда успевают подготовиться к переменам.
Еще вчера скромный и стеснительный малыш в 4-5 лет становится сильным, умным, хитрым, способным на все! Ну или почти на все. По крайней мере дети 4-5 лет думают о себе именно в этом ключе, приписывая себе достижения и качества, которыми чаще всего не обладают. Родителям важно не высмеивать малыша, «выводя его на чистую воду», а проявить терпение и понимание, направляя энергию дошкольника в нужное русло.
Может показаться, что в 4-5 лет ребенок не отдыхает совсем. Что каждый час в сутках, не считая ночного сна, он двигается. Да, действительно, дети в этом возрасте очень подвижны. С 4 до 5 лет они становятся более гибкими, ловкими, координированными, поэтому с удовольствием пользуются новыми качествами.
Малыши с легкостью осваивают гимнастические упражнения, могут выполнять задания разной сложности, проявляя терпение и первые задатки выносливости. Особенно любят дети в этом возрасте играть с мячом, с которым они достаточно легко справляются, подкидывая его, пиная, ловя на лету.
Родители могут найти для ребенка в 4-5 лет подходящий кружок или спортивную секцию, где он сможет проявить двигательную активность, получить удовольствие от процесса, а со временем и добиться определенных результатов. Также дошкольникам в этот период можно подарить двухколесный велосипед – они смогут освоить азы катания без особых проблем.
В 4-5 лет у детей может случиться первая «влюбленность» в представителя противоположного пола, причем это совсем не обязательно должен быть ровесник. Мальчики и девочки могут влюбиться в соседа или соседку, в продавца в магазине, в учителя или тренера. В этом возрасте дети открыто проявляют все эмоции, поэтому родителям важно проявить такт и не высмеивать первые чувства ребенка.
К пяти годам ребенок по-прежнему активно проявляет эмоции, но уже умеет более или менее ими управлять, особенно на людях. Малыш способен сдерживать слезы, прятать обиду, подавлять гнев. Что касается положительных эмоций, то их, как правило, дошкольник скрывать не видит смысла.
В возрасте 4-5 лет дети испытывают страх перед темнотой, отрицательными сказочными персонажами и всем тем, что кажется им неизвестным. Малыши проявляют повышенную осторожность и тревожность как дома, так и на прогулке. Важно не акцентировать на этом внимание, а просто поддержать кроху. Со временем от этих страхов не останется и следа.
В 4-5 лет ребенок, как правило, уже знаком с нравственными нормами поведения, и его главное желание — привлечь внимание родителей. Ради этого малыш готов пойти на все, начиная от выдуманных историй и заканчивая ложными истериками. В первой половине пятого года окружающий мир и собственная жизнь представляются ребенку в розовых тонах. Ему кажется, что он сможет горы свернуть, настолько он самоуверен.
Во второй половине пятого года мнение ребенка резко меняется. Ему кажется, что все вокруг не такое, как он привык думать, что за каждым углом его ждет опасность, что родители могут его разлюбить…
Очень важно, чтобы родные понимали, что происходит с малышом, и оказывали ему посильную помощь и моральную поддержку. Да, в этом возрасте малыш начинает заново постигать себя как личность. Возможно, что ему будет стыдно за некоторые свои слабости. Родители должны это увидеть и понять, а также научить кроху верить в себя и не бояться окружающей действительности.
В 5 лет дети уже относительно сформированы как личности, поэтому достаточно будет понаблюдать за тем, как они себя ведут в обществе других детей, чтобы понять, какие черты характера у них являются доминантными.
С четырех лет дети с огромным нетерпением ждут каждой прогулки, чтобы пообщаться с другими детьми. В этом возрасте особый интерес у них вызывают ролевые игры. Малыши отлично играют без взрослых, придумывают сценарии развития событий, распределяют роли, разрабатывают правила игры — очевидным становится социальное развитие ребенка.
Дети в 4-5 лет хорошо играют вместе, стараются обходить острые углы, учатся решать конфликты, сотрудничать, искать компромиссы. Участие в ролевых играх дарит малышам новые, до того неведомые эмоции, поэтому они все с большим удовольствием ищут возможность сыграть ту или иную роль. В этом возрасте девочки чаще играют в семью, подражая взрослым, а мальчики выбирают игры на военную или техническую тематику.
Развитие речи ребенка в 4-5 лет отмечается значительным прогрессом. Словарный запас малыша — это уже несколько тысяч слов. Он проявляет интерес к словам, смысл которых раньше был ему непонятен. Это такие слова, как «верность», «честь», «счастье» и прочие. Малыш пытается не только понять их значение,но и объяснить собственными словами.
Многие дети в возрасте 4-5 лет начинают проявлять поэтические способности, забавляясь с рифмами, изобретают собственный язык для игр, получая удовольствие от того, что родители не понимают значения придуманных ими слов.
В речи детей все больше предлогов и союзов, богаче становится запас прилагательных и глаголов. Именно в этот период в речи появляются слова с учетом будущего или прошедшего времени. Конечно же, 4-5 лет — это возраст, когда дети особенно любознательны, поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется много объяснять и показывать.
К 4-5 годам отмечается серьезный скачок в интеллектуальном развития ребенка. В 5 лет уже можно сделать некоторые выводы в отношении интеллекта малыша, спрогнозировать его успехи в школе, подобрать наиболее отвечающее его способностям и интересам направление для учебы.
Малыш в этом возрасте уже отлично владеет информацией о своей семье, может продиктовать адрес, причем не только дома, но и мест работы родителей. Он способен на необходимое время сконцентрироваться на одном занятии или игре, часто знает счет, умеет с помощью картинок производить простые арифметические расчеты.
Со многими детьми в этом возрасте можно начинать работать над изучением букв и чтением, используя проверенные методики для раннего развития. Также можно объяснять малышам, что такое дни недели и месяцы, времена года, работать с ними над изучением геометрических форм.
В 4-5 лет у детей развиты многие навыки. Они уже способны самостоятельно:
В свою очередь, родителям важно с пониманием отнестись к любой инициативе ребенка, поощряя его желание помогать. Будет здорово, если у малыша в этом возрасте будут свои небольшие обязанности, за выполнение которых его будут хвалить.
В возрасте 4-5 лет дети с удовольствием занимаются творчеством. Многие из них рисуют, лепят, конструируют, делают поделки из природных материалов и цветной бумаги. Рисунки малышей лишний раз подтверждают, что развитие мышления вышло на новый уровень. Если раньше это были простые фигуры, то к 4 годам на них появляются сложные сюжеты. Если малыш рисует человека, то у него уже есть уши, нос и даже зубы, хотя всего год назад фигура человека у большинства детей состояла в лучшем случае из головы и ног.
Не нужно недооценивать важность рисования в этом возрасте, когда особенно активно протекает развитие мышления, внимания, памяти и концентрации. В процессе рисования ребенок развивает мелкую моторику рук, совершенствует зрительный контроль. Но самое главное – он учится получать удовольствие от процесса и результатов собственной деятельности.
Детские психологи утверждают, что рисование:
Рисунок — это не что иное, как изображенная детская речь, а также некий трамплин для дальнейшего освоения письменности. В нем ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру. Анализируя творчество малышей, можно понять, насколько правильным является их развитие, и выявить возможные проблемы.
В возрасте 4-5 лет дети уже умеют запоминать что-то по необходимости, то есть налицо развитие произвольного запоминания. Родителям нужно развивать в малышах этот навык, работая с картинками, игрушками, подручными предметами.
В этот период дошкольник способен запомнить до 4-5 предметов, изображенных на картинке, если посмотрит на нее в течение минуты. На основании этой способности малыша можно придумать интересные игры, например, предлагая ему запомнить порядок игрушек и затем его воспроизвести.
Отличный способ научить ребенка запоминать — привить ему ассоциативные навыки. Кроха должен понимать, какие ассоциации могут быть с деревом, цветком, корзинкой.
В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет — это сугубо индивидуальный процесс в каждом отдельном случае. И чтобы понять, насколько правильным и своевременным является развитие крохи, сравнивать его нужно не с другими детьми, а с ним самим месяц, полгода, год назад. Прогресс очевиден? Значит, все идет по плану и своим чередом.
rebenkoved.ru
Психологическое развитие Интеллектуальные особенности Физическое развитие Советы родителям
Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.
На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.
Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.
Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5). Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти. Повышается устойчивость внимания. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4). Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары. Подбирает противоположные слова. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть). Употребляет множественное число. Находит предмет по описанию. Понимает значение предлогов. Знает профессии. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
О диагностике и лечении задержки речевого развития у ребёнка, можно прочесть в одной из наших статей.
Различает овощи, фрукты и ягоды. Знает насекомых. Называет домашних животных. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края. Различает правую и левую руку.
С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.
Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее. Движение им по-прежнему необходимо. Моторика активно развивается. Ребёнок становится ловким и быстрым. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности. Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей. Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения. Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы. Быстрое образование условно-рефлекторных связей. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.
Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.
Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей. Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность. Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях. Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте. Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками. Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации. Играйте с ним дома. Читайте книги. Закрепляйте любые полученные знания.
Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.
Новые статьи
Мы в социальных сетях
mama-super.ru