Дети растут очень быстро. Ребёнок, которому исполнилось 4 года, с каждым днём всё больше проявляет свои индивидуальные особенности, самостоятельность и независимость. Он уже долго может играть сам со своими игрушками, стремится попробовать совершить новые действия. Важной частью общего развития ребёнка является развитие его эмоций. Малыш не может самостоятельно осваивать такую часть эмоций, как жесты и мимика. В этом процессе в обязательном порядке должны быть задействованы его родители.
Особенности эмоционального развития ребёнка 4 лет проявляются в том, что импульсивные желания управляют его поведением. Он хочет немедленно получить игрушку, увиденную в руках у другого малыша или на витрине магазина, съесть печенье именно сейчас, а не после обеда. Не получив желаемое, он может закатить истерику.
Ребёнок понемногу учится улавливать настроение других людей. Его необходимо научить не только понимать эти эмоции, но и разделять их: сопереживать и утешать в случаях, когда кто-то грустит или расстроен.
Малыш в 4 года способен:
Кроха в 4 года начинает понимать, что не все его проделки приносят радость. Некоторые из его действий вызывают обиду, раздражение, боль. Иногда он осознанно проверяет это, наблюдая за эмоциями, которые вызовут подобные действия.
Особенности эмоционального развития ребёнка в 5 лет заключаются в способности контролировать свои импульсные желания и выражать словами свои чувства. Дети в 5 лет более терпеливы, чем в 4 года. Если им что-то не нравится, то они рассказывают о своих расстроенных чувствах, а не закатывают истерики. В этом возрасте дети могут начать говорить обидные, плохие слова.
Особенности эмоциональной составляющей развития малыша в 4 года зависит от атмосферы, которая сложилась в семье. Если дома царит мир и любовь, а родители и другие родственники проявляют доброжелательность, сопереживание, заботу, уважение друг к другу, то кроха на подсознательном уровне будет поступать так же.
С малышом необходимо постоянно разговаривать о своих чувствах и эмоциях, чтобы он понимал, когда, в какие моменты жизни его родителям грустно или радостно. Нужно спрашивать ребёнка о его ощущениях, чтобы он мог выражать их словами.
РЕКОМЕНДУЕМ! Уникальная авторская методика «Буквограмма» для интеллектуального и эмоционального развития детей от 4 до 15 лет! Основной задачей программы является прогрессивное развитие, формирование и коррекция устной и письменной речи >>> Узнать больше >>>Для эмоционального развития малыша 4-5 лет нужно формировать у него чувство прекрасного, знакомить его с красивыми музыкальными произведениями, картинами великих художников, книгами знаменитых писателей. Ребёнок должен развиваться творчески, чему способствуют занятия рисованием, музыкой, пением и танцами. Часто малыши изображают на рисунках свои эмоции, отношение к чему-либо. Так, например, яркими красками они нарисуют то, что их радует, вызывает позитивные эмоции. То, что вызывает грусть, печаль или страх будет изображено в тёмных тонах резкими линиями. При выборе направления развития крохи, необходимо учитывать его особенности, творческие наклонности, желания.Многие родители в процессе воспитания детей 4-5 лет, сталкиваются с проблемой жадности. К щедрости и отзывчивости необходимо приучать и делается это постепенно. Часто ребёнок категорически отказывается поделиться своей игрушкой с другим малышом. Он проявляет чувство собственности, заставлять его отдать игрушку силой — неправильно. Так он будет чувствовать сильную обиду. Лучше отвлечь чем-нибудь другим конфликтующих детей. Зато к следующей их встрече надо предложить малышу подарить какую-нибудь игрушку своему другу. Выбрать игрушку нужно вместе с ребёнком, чтобы она не вызывала у него чувство утраты. Когда ребёнок подарит игрушку другу, ему должно быть это приятно. Он должен понять, что дарение может приносить радость.
Программа эмоционального развития строится на игровых упражнениях, которые способны помочь детям разобраться в своих и чужих эмоциях. Программа должна учитывать психологические особенности возраста детей, не должна быть слишком сложной, обязана заинтересовывать. Главным в ней должны быть упражнения на мимику и жесты. Например, детям можно показывать карточки с человеческими эмоциями и просить их воспроизвести у себя на лицах. При индивидуальных занятиях во время тренировки эмоций ребёнка 5-го года жизни нужно попросить улыбнуться (как хитрая лисичка, как ласковое солнышко), нахмуриться (как злой волшебник, как сердитая тучка), испугаться (как зайчик, встретивший волка), устать (как папа после работы) и т.п.
Дети живут эмоциями. Всё, что они чувствуют, отражается в их поступках. Малышу важно научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоции окружающих. В этом ему должны помочь родители, чтобы из ребёнка не получился чёрствый, эгоистичный и бездушный человек, сконцентрированный лишь на себе и своих чувствах. Главное — терпение и настойчивость.
rebenokrazvit.ru
Здравствуйте, Камила! давайте по порядку:
Раньше я не могла переносить плач ребенка, поэтому старалась делать так, чтобы она не плакала
дело в том, что у детей зачастую склад ИХ реагирования на ситуации закрепляется из реакций на ситуации их родителей - мамы или отца - т.е. дети - это зеркало родителей! они будут говорить Вашими словами и также обращаться к Вам, как и Вы и между собой и к ним! они будут вести себя и поступать так, как можете действовать ВЫ! или ведя сознательно свои действия к тому, чтобы получить нужную им реакцию со стороны родителей! т.е. именно мы-родители закрепляем условные рефлексы на поведение детей именно своими чувствами!
видите - переносить плач НЕ могли ВЫ! и спроецировали это НА неё - т.е. сделали ЕЁ ответственной ЗА свои чувства! и в итоге - взаимодействовали с ней на той волне, чтобы было комфортно Вам, а НЕ исходя из того, чего бы хотел сам ребёнок - а ведь ему важно себя узнать - а НЕ закрепить Ваши реакции, Ваше поведение!
Если у нее что-то не получается сразу истерика.
истерика такая, что полчаса могла сидеть на полу и орать (это еще если я ее успокаиваю), а если я ее пыталась игнорировать
этот период для детей нормален - они начинают чувствовать себя, что она - это НЕ ВЫ! что она самостоятельно (т.е. сама) может что-то делать! и важно НЕ сделать это ЗА НЕЁ - если НЕ получается - а помочь ей Научится делать ТАК, чтобы получалось! предоставляли ли Вы ей такой вариант? НЕ ВЫ ЗА НЕЁ, и НЕ ОНА САМА, если НЕ получается - а показать ей, можно даже её ручками - а как это сделать?
и ещё - по поводу реагирования на истерики - есть просто слезы - слезы отчаяния, расстройства, обиды, переживания - а есть истерики - полная отдача своим эмоциям (валяние по полу, истерические дуги, привлечение зретелей и работа именно НА зрителя) - а подходы к ним тоже разные! ВЫ видели слезы и воспринимали их как истерики - а ведь это просто слезы ребёнка - и ОНИ естественны и нормальны! дети подвластны аффектам, проявлением своих переживаний и им важно также сами узнать - что же с ними происходит? как это называется? ведь слезы показывают как отчаяно они переживают, что у НИХ не получается, как они расстроены! и в этих ситуациях важно помочь ребёнку научиться чувствовать себя, понимать себя - что они чувствуют, как это называется - а помочь в этом можете только ВЫ! взять её к себе, посадить на коленки, объяснить, что все что она чувствует - это нормально, помочь понять ей как называются её чувства - злость, обида, раздражение - проговорить вместе с ней - тем самым принимая и её чувства и её - и помочь ей - НО НЕ сделав ЗА неё, а научив! (ведь она об этом Вас и просит!)
а также можно с этими чувствами работать и дальше! (рисовать, лепить и т.д.)
а вместо этого Вы отворачивались, или пытались успокоить - а ведь должна быть последовательность в Ваших действиях - т.е. Вы прибегаете только к одному паттерну поведения сами! (это истерики НЕ поддерживаются и уходят), а если слезы, то помогают объяснить, принять их, сказать - что и это тоже хорошо! значит ОНА может понимать, что НЕ получается и сможет это сделать!
часто помогало просто наорать на нее.
а вот это закрепление негативной формы внимания! если дети НЕ получают позитивного - а ведь внимание им тоже нужно - то могут и специально прибегать к некоторым формам поведения, при которых родители на них кричат - чтобы привлечь уже негативное внимание!
Еще она всегда хотела, чтобы все было одинаково, например, сказку если я рассказывала, то только так и нельзя менять слова.
а откуда она знает - что там другие слова? читает ЗА ВАМИ? а это говорит о том, что у неё НЕТ чувства безопасности и создание этих рамок, той Правильной последовательности приносит ей чувство спокойствия! т.е. ей НЕ хватает прямых паттернов поведения с Вашей стороны - чтобы она знала, на что именно и как Вы реагируете и чтобы эта реакция всегда была одинаковой - а не разная - за одно действие - одна реакция! а если Вы за её плач - сначала объясняете, потом, уходите, потом кричите - она НЕ знает чего ОТ ВАС ждать! какой реакции! и НЕ чувствует себя в безопасности.
ее отношение к "сделать все лучше всех и сразу" осталось таким же.
а зачем ей делать лучше? что тогда она получает? ведь стремится ОНА НЕ к действию, а к ТОМУ, что ОНО ей дает - какое чувство? и в Ваших силах закрепить в ней реакцию и проигрыша - как Вы сами реагируете на то, когда она проигрывает, или делает не так, как другие дети.или же что говорите О тех, детях, которые или проиграли, или что-то не сделали - ведь дети боятся испытать на себе ТО, что говорят родители О других!
Еще у нее такая реакция на: не любит проигрывать, если кого-то похвалили больше, чем ее, если кому-то подарок дали, а ей нет. Короче, если она не самая-самая. а что ОНА тогда чувствует? и что хотела бы? НЕТ - НЕ потому что НЕ самая-самая - это мы так трактуем поведение детей - а ведь истина всегда лишь в том - что дети чувствуют! верьте своему ребёнку - ТО, что чувствует ОНА правда! и тогда она будет верить и ВАМ!
Даже не попробовав еще что-либо делать, она может расплакаться, что это сложно и у нее не получится.
да, сложно, не получится, и ей самостоятельно сложно чему-то научится - она просит Вашей помощи - НО НЕ так, чтобы сделали ЗА неё, а научили! покажите ей на своем примере - что не получается у ВАС и как Вы к этому относитесь? что НЕ получается у сынишки и как ОН к этому относится, что не получается у папы и как он к этому относится?
дают учить стихи, мы целый час плачем и учим. Хотя я говорю ей, что если сложно,давай не будем учить, а она плачет еще больше и говорит: "нет я хочу учить, учи меня, мама".
видите Вы даете ей выбор без выбора - или учить или НЕТ! а она просит - НАУЧИ меня, мама! ведь и стихи тоже можно учить разными способами - услышьте её - ОНА Хочет! помогите ей - как именно ОНА может учить стихи! например, Вы сначала прочитываете ей стих, дальше говорите о незнакомых словах, и проигрываете вместе - например - Вы читаете начало (первые строки), а она рифму! или ещё - Вы читаете стих - а она закрывает глаза и представляет ТО, что Вы читаете! - можно вместе с ней нарисовать стих - ведь у детей развито воображение и нужно это использовать - и она увидит, что Вы учите ей, что слышите, верите, помогаете и она справляется!
Я внутри себя хотела встать побежать, чтобы успокоить его и помочь донести, так как дочь в этой ситуации закатила бы истерику
может Вы и закрепили в ней эти реакции - может и она бы по иному реагировала! а это так! мы сами закрепляем их реакции!
1. Что делать с ее перфекционизмом?
самой быть последовательной - чтобы она знала за какие поступки и слова, что идет ОТ ВАС!
2. Как повысить ее уверенность в себе?
помочь ей узнать себя, свои переживания, чувства и помочь ей искать пути решения и выходы (вместо выбора - или учить или не учить!) - сами генерируйте идеи, а потом уже и она научится у Вас этому же! (также занимайтесь с ней с помощью рисунков)
3. Да, и еще она до сих пор очень плохо спит по ночам, ей часто снятся кошмары, иногда даже 2 за ночь. Обычно снятся жуки, пауки. Что ей может помочь?а рисунки очень хорошо с кошмарами работают - рисуют страхи (ведь это тоже привлечение внимания, потребность в защите, безопасности - и в первую очередь ей важно показать - что именно ВЫ сами можете с этими задачами справиться!)
(есть ещё книга "что делать, если....") - там есть наглядные примеры того как рисовать этих страшных персонажей и что с ними делать - у детей идет очень хорошо!
а также помгайте ей и в общении со сверстниками - тоже НЕ делите их на плохих и хороших - все такие какие они есть - это помогает детям самим снимать напряжение с себя!
www.all-psy.com
В этой статье:
Развитие ребенка в 4 года отмечается изменением его физических и психологических показателей. Визуально дошкольник
Если в возрасте 4 лет малыш ходит в детский сад, то родителям будет проще. Во-первых, в детском саду медики самостоятельно контролируют физические показатели ребенка, сообщая о возможных отклонениях. Во-вторых, персонал детского сада занимается психическим развитием дошкольника. Специалисты развивают:
Помимо этого, в детском саду ребенок получает возможность социально адаптироваться среди сверстников, что положительным образом сказывается на его общем развитии.
Если малыш не ходит в детский сад, то ответственность за его физическое и психическое развитие на себя должны взять родители. Они обязательно водить ребенка на осмотр у детских врачей, включая хирурга, окулиста, ЛОРа и кардиолога. Малыш должен уметь делать зарядку, как дома, так и на свежем воздухе, заниматься творчеством, читать вместе с родителями и, конечно, просто гулять и общаться с другими дошкольниками.
Чтобы родители понимали, что собой должен представлять воспитательный процесс в этом возрасте, необходимо периодически изучать тематическую литературу. Ниже полезная информация о том, как развивать малыша физически и психически, в какие игры играть и на что обращать внимание.
В возрасте 4 лет для ребенка существуют определенные нормы, в соответствии с которыми он должен развиваться. Речь идет о стандартных показателях роста, массы, окружностей головы и грудной клетки. Во многом показатели зависят от наследственности, но в большей мере на них сказываются особенности ухода за малышом, климат и питание.
Низким четырехлетний малыш может считаться, если его рост не превышает 101,2 см. Заниженной считается масса тела до 14,9 кг. Средний рост – это не более 102,6 см, весят такие дети, как правило, не более 18,6 кг. Высоким ребенка можно считать, если рост его более 114,1 см, при этом масса тела его будет составлять около 20 кг.
Обратите внимание, если рост дошкольника сильно отличается от приведенных выше норм. Возможно, у него проблемы с работой эндокринной системы – может потребоваться диагностика с последующим лечением.Одна из причин сильного несоответствия показателей роста и веса нормам — это нарушение обмена веществ или гормонального фона, сниженная физическая активность. Родителям важно понимать, что в период роста малыш должен получать в достаточном количестве необходимые для его нормального развития питательные вещества: белки, жиры и углеводы.
Первые лучше давать ребенку до обеда, тогда как после обеда оптимальным вариантом станут блюда с высоким содержанием углеводов. Общее число суточной нормы пищи нужно разделить примерно на 4-6 приемов небольшими порциями.
Помните о том, что малыш в возрасте 4 лет активен и подвижен. Все свободное время он будет бегать, прыгать и т.д., поэтому нужно не забывать давать дошкольнику качественную воду, необходимую его организму. Ребенок (как мальчик, так и девочка) должен уметь проводить время с другими детьми, поэтому нужно будет гулять с ним в парках, скверах, налаживая контакты со сверстниками. Ребенок этого возраста также может пить компоты, соки и морсы, но без сахара и не в таких количествах, как воду.
Если вы практикуете проведение утренней зарядки, то постарайтесь составить подходящую для ребенка этого возраста программу: на основе простых упражнений с наклонами, приседаниями, круговыми движениями туловища, головы и шеи. Зарядка должна продолжаться не больше 15 минут. Если малыш ходит в детский сад, то зарядку по утрам он будет проводить вместе с детьми из группы под контролем воспитателя.
Отличный вариант физических нагрузок для мальчика или девочки этого возраста — упражнения, нацеленные на развитие опорно-двигательного аппарата. Ребенок должен уметь выполнять:
В этом же возрасте уже можно начинать готовить ребенка к школе, укрепляя его руку для письма с помощью творческих занятий с пластилином, тестом или глиной. Лепка будет способствовать развитию мелкой моторики, концентрации и воображения малыша.
В возрасте 4 лет у ребенка значительно расширяется словарный запас. Дошкольник должен уметь использовать полторы тысячи слов, ведь его головной мозг по размерам практически идентичен головному мозгу взрослого человека. При этом полушария пока еще развиты неодинаково: правое, отвечающее за эмоции, значительно более развито, чем левое. На практике это выражается в повышенной эмоциональности дошкольников. В 4 года они доверчивы и открыты, не умеют врать, быстро обижаются и не менее быстро прощают.
В этом возрасте у малышей начинают формироваться понятия о хорошем и плохом. Поэтому родителям очень важно разговаривать с ребенком, обсуждая поступки известных и неизвестных взрослых и детей, героев сказок и мультфильмов. Малыш 4 лет должен уметь отличать добро от зла и понимать, на какой стороне ему необходимо быть.
Дети 4 лет с большим удовольствием помогают взрослым, чтобы показать, что они тоже многое умеют, и, конечно, чтобы заслужить похвалу. Малыши в этом возрасте способны убрать у себя в комнате, помочь маме на кухне или в супермаркете, когда нужно выбрать и донести покупки. Малыши ждут одобрения поступков старшими. Добрые и искренние слова помогают повысить самооценку маленького ребенка, сделать его более уверенным в себе и целеустремленным.
В возрасте 4 лет дети могут приступать к изучению иностранных языков. Естественно, что процесс должен быть построен таким образом, чтобы приносить ребенку удовольствие. Память у детей в этом возрасте избирательная, поэтому они запомнят только то, что действительно вызовет интерес. В погоне за ранними результатами очень важно не перегрузить малыша информацией. Подбадривайте и поощряйте его за каждое достижение.
Полезным будет развивать память дошкольника 4 лет простыми и запоминающимися стишками, способствующими также развитию речи. Игровая форма обучения в этом возрасте — лучший вариант для усвоения информации ребенком. Также для закрепления результата и повышения мотивации можно практиковать вручение наград и призов.
Что касается системы наказания, то в этом возрасте она также должна быть разработана с учетом особенностей ребенка. Главное — наказание не должно унижать малыша и включать в себя силовые методы.
Даже если кроха провинился, он должен понимать, что родители разочарованы, но не стали от этого любить его меньше. Нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо, рассказать о последствиях поступка и о том, как это расстроило родителей. Только такие методы воздействия будут иметь результат и не повлияют на психику малыша негативным образом.
В возрасте 4 лет ребенок должен уметь вести диалог, используя слова из постоянно пополняющегося словарного запаса. Дошкольник учится логично мыслить, уже способен логично отвечать на вопросы, выражать и сдерживать в случае необходимости эмоции. У многих в этом возрасте проявляются творческие способности к пению, танцам, актерской игре. Детки часто бывают чрезмерно энергичными и активными, что совершенно нормально.
К основным когнитивным навыкам, которыми обладает ребенок в этом возрасте, можно отнести:
Четырехлетний ребенок должен уметь ориентироваться во времени, соблюдать установленный порядок дня. Дошкольники умеют выполнять несколько дел в установленном взрослыми порядке. Например, малышу можно поручить одеться, после чего выпить чай и почистить зубы. Ребенок в возрасте 4 лет должен знать самые необходимые дорожные знаки и номера телефонов, помнить информацию о родителях и свой адрес.
Дети 4 лет должны обучаться основным навыкам, включая двигательные, в игровой форме. Малыш уже должен уметь прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку без каких-либо сложностей. Помните, что дети в этом возрасте крайне энергичны и не всегда осторожны, поэтому требуют повышенного к себе внимания.
К концу четвертого года жизни ребенок овладеет многими двигательными навыками и сможет:
В возрасте 4 лет дети уже готовы к социальной адаптации. Они осознают, что не являются центром вселенной и что родители могут заниматься не только ими. Малыши с удовольствием помогают маме или папе по дому, а если есть младшие брат и сестра, то стараются заботиться и о них.
Дошкольник 4 лет должен уметь сопереживать, контролировать собственные эмоции, входить в положение окружающих. Например, четырехлетнему ребенку уже несложно объяснить, что игрушку ему именно сегодня не купят, потому что цель похода в магазин — это продукты. Главное не конфликтовать с ребенком, а учить его искать компромиссы и прислушиваться к мнению окружающих.
Социальные навыки детей 4 лет:
Дошкольники в этом возрасте пока еще не способны на физическое выражение гнева, и если им что-то не по душе, высказывают это в словесной форме. Кроме того, детки все еще не осознают грани между сказкой и реальностью, наивны и мечтательны.
Важно помнить о том, что развитие ребенка 4 лет может происходить по индивидуальному графику. Тем не менее нужно уметь своевременно выявить задержки в развитии малыша.Возможные признаки отклонения от нормы:
Если вы заметили проявление этих признаков при наблюдении за ребенком, то в обязательном порядке проконсультируйтесь с врачом, чтобы скорректировать развитие и помочь малышу вырасти полноценным, физически здоровым человеком без психологических проблем.
rebenkoved.ru
Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.
Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту. Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.
Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.
Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.
Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки»… Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!
И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным. На языке медиков это звучит примерно так: «Детская инфантильность может сменяться личностной дисгармонией и завершаться психопатией истероидного типа».
Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.
Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.
Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.
Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.
У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию. Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.
У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.
Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!
К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)
Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.
Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.
Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!
Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.
Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.
Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок. И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.
Советы для родителей инфантильных детей. (Автор — психолог А. Томилова).
1.Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение. Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.
2.Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.
3.Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.
4.Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.
5.Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.
6.Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.
7.Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает. Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.
8.Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее! Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия.Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать!
По материалам книги Т.Б. Анисимовой » Ваш ребенок идет в школу».
doshkolyata.ru
Эмоционально-личностные особенности детей 2-4 лет
Ребёнок 2-4 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-4 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3 ЛЕТ
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие .«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях
4. Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»
6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
* Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:
Нарушения режима дня.
Обилие новых впечатлений.
Плохое самочувствие во время болезни.
Переутомление (физическое и психическое).
* Преодолеть капризы можно, если:
Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.
* Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности
* Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
* Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
nsportal.ru
С рождения мальчик был очень требовательный, легковозбудимый, тревожный, метеозависимый и пр-пр-пр... Мои "комплексы" начались тоже с рождения - освоили слинги и запаслась одеждой для кормления, т.к. после нескольких неудачных попыток погулять с коляской с якобы спящим-якобы сытым ребенком, мне приходилось возвращаться с "голой грудью наперевес" толкая впереди свободной рукой пустую коляску. С началом прикорма немного выдохнула, т.к. при себе всегда должны были быть сухарики-бараночка-яблочко, которым можно было заткнуть младенца... Мальчик подрос и капризы стали громче и чаще - т.к. желания не совпадали с возможностями, а высказать словами не мог (заговорил почти к 3 годам, но и до сих пор проблемы, ставят слабую степень стертой формы дизартрии). А к трем годам стали замечать ярко-выраженные "сносы крыши" - причем сначала я на погоду грешила, потом на излишние эмоции в виде мультфильмов, которыми злоупотребляла свекровь, или "бешеные" игры с крестной. Вычислили, что частенько истерить на ровном месте может т.к. нужно перекусить - стала при себе всегда носить что-то для перекуса, дома тоже стараюсь подсовывать что-то. Но время идёт, мальчик растет, а подобные "закидоны" не проходят.. Родители обвиняют, что это мы со своей дисциплиной ребенка "замучали" (в основном папа - у них да, действительно "нашла коса на камень", у мужа не хватает терпения выдерживать закидоны, да еще добавилась прямо "месть" чтоли за то, что я вся вымотанная и издерганная стала из-за детей, у меня почти 5 лет непролазного декрета в чужом городе - иногда после очередного сумасшедшего дня мне кроме как наесться шоколада и зарыться под одеяло с головой ничего не хочется). А сейчас вот на лето приехали к родителям, мама наблюдает - приехали с диагнозом астено-невротический синдром, потом вроде наладилось,...а сейчас вот три дня как опять дурдом - с утра встает уже со слезами, криками, всё ему не так и это не эдак, ничего не хочет и всё вызывает слёзы, если что-то нужно - прям вынь и положь, да еще считает раз-два-три сквозь сопли-слезы. В прошлом году как раз в подобный период "обострения" мы пошли к логопеду - ребенок там валялся по полу, пытался уйти и вообще даже не слышал о чем его спрашивали, а на картинку с собачкой, спросили "Это кто?", ответил "Я!" - ну получил в карте сполна ,что пришлось выдрать этот листок из карты - и СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, ЗПРР и что "нас ни в один сад не возьмут, и вообще вам к психиатру надо". Были у разных врачей - ничего "особо аномального" не находят, т.к. если не "в ударе", то адекватный умный рассудительный мальчик, но для профилактики выписывают кто Пантогам, кто Фенибут, кто валерианочки или еще какой сиропчик успокоительный. Таблетками не кормила, от успокоительных крышу рвет еще больше - полчаса затишья, а потом с рычащими криками наматывает круги по квартире (к слову, дома всю зиму самокат). А я себя загнала, что сама уже почти 3 года на валерианке, пустырнике и иногда уже корвалоле. От своей беспомощности - я РЕАЛЬНО не знаю, что делать, а эпизоды "крышесноса" стали ввергать меня в состояние страуса, хочется ткнуть голову в песок, чтобы не видеть. Мы несколько лет никуда кроме моих родителей не выезжали - я боюсь, а вдруг опять сорвет башню? Дома хоть быт налажен, мне не приходится расстрачивать лишние силы, которых и так нет после беременностей подряд и 4 лет ГВ нон-стопом. Одна уехать не могу - моя мама сидит в декретном отпуске с дочкой сестры, да и у меня младшая на ГВ (2 года). Сейчас вот хотела попробовать поводить в детский сад, чтобы опять же может и ребенок увидит другие условия пребывания и как-то его "построит" окружение в саду, да и мне будет свободное время, хотела заняться собой, т.к. толи от стресса наела много лишнего, уже самой тяжело - но запнулись о прививки - два месяца идут разборки с участием прокуратуры. Собст-но раньше в сад не отдавала как раз из-за такой эмоциональной нестабильности и чрезмерной мамошности. Теперь думаю - может, ну его, этот сад - раз не складывается никак..Хотела отдать в кружки-секции - но вчера было собрание на танцах, вернулись буквально ползком в слезах и ревом на ровном месте. Сегодня первое занятие, а я боюсь его туда - как он там будет вести себя и в каком состоянии выйдет. С утра бабушка напоила его пустырником и увела выгуливать в огород (он забывается чтоли во всей огородно-гаражной тематике, вчера еле уговорили поехать с дедушкой в гараж, там вел идеально, вернулся опять в сопли). Или попробовать отвести - а там как пойдет? А мне вчера аж стыдно стало - все дети как дети, пришли-ушли, а мой носился по этажам, на наши с бабушкой оклики вообще не реагировал. Мама мне говорит, что я должна ребенку помочь в такие моменты, а я не могу - я не понимаю, КАК и ЧЕМ помочь, если ему всё не в радость. Я всё это время хожу как по канату - думаю на 200 шагов вперед, как ребенок среагирует - может сорваться даже если огурец надо было порезать вдоль, а я, его не спросив, разрезала колечками. Сейчас от его истерик я сама зажимаюсь-напрягаюсь и ухожу в забытьё какое-то. Здесь мне посоветовали форум родителей СДВГ-шек - так вот там темка, что в таких случаях надо лечить маму. А как? Чем? Я чуствую себя загнанной в угол - живу сейчас у родителей, домой возвращаться не хочу, т.к. с каждым годом убеждюсь все больше, что я не выдержу там одна с таким ребенком и еще младшей девицей. Ни физически, ни морально. Муж не помощник, он либо на работе, а когда дома так еще хуже - гоняет старшего, т.к. "не слушается" и меня накрывает еще больше ,тк. чувствую свою беспомощность, что 4 года не могу внушить мужу, что ребенок не виноват, что он не назло так делает и ты пы. Опять же там нет личного времени - оставлять детей с мужем я реально боюсь, было несколько неудачных попыток ,когда возвращаясь к ревущим детям я опять винила себя, что оставила их. У родителей тоже тяжело - нас тут пятеро+приходящая племяшка на рабочий день сестры. Просто нереально заняться ничем, кроме детей - одно развлечение, интернет по ночам, когда всех спать уложила. Ситуация осложняется ещ и тем, что старший - очень неожиданно плановый кесаренок, сейчас сравниваю свое отношение с доморожденной дочкой - ну никак не могу я принять его таким как он есть.
Поговорите, а? Как мне себя в чувсьва привести и уже свою голову вылечить? Как принять ребенка и научиться жить с его "крышесносами"? Или уже кому-то из нас к психиатру реально надо? Периодически бываем у остеопата, но с капризами все также... Пугает меня еще и тот момент, что младшая сестра перенимает у него его реакции и поведение...
deti-v-semje.livejournal.com