Очень активный ребенок: что делать? Ребенок очень активный 4 года


Очень активный ребенок: что делать?

Очень активный ребенок: что делать?

Очень активный ребенок: что делать?Приближается новый учебный год. И если в одних семьях его ждут с радостным ожиданием, то в других – с тревогой и беспокойством. К числу последних относятся семьи, в которых растет гиперактивный ребенок. Почему так происходит?

Навигация по статье»Очень активный ребенок: что делать?»:

Очень активный ребенок

…Полагаю, многие из вас наблюдали детей, которых называют «живчиками», «егозами», «шустриками». Первое их качество, которое бросается в глаза – ни секунды без движения, просто «вечные двигатели». Они все время куда-то бегут и что-то делают, буквально не могут усидеть на месте.

Но даже если взрослому вдруг удастся усадить такого ребенка, двигательная активность не прекратится: он будет болтать ногами, вертеть головой из стороны в сторону, елозить, как на иголках, почесываться и раскачиваться, неожиданно подскакивать с громкими возгласами удивления, азарта или возмущения.

Один мой такой юный приятель, очень активный ребенок, может за полдня успеть сходить на рыбалку на залив (это около трех километров от дома), вернуться, повозиться с сестрой, покататься на велосипеде, собрать вокруг себя компанию и организовать маленькую войнушку – конечно, победоносную.

А еще поссориться со всеми, собрать новую компанию, устать и от неё, покачаться на качелях и забежать к кому-нибудь в гости. Благо знакомых у него много. Причем, у хозяина в какой-то момент может сложиться впечатление, что мальчик находится одновременно везде – в комнате, на кухне, на балконе, в ванной…

Говорю на личном опыте. Пока я один раз схожу на кухню за чайными чашками и обратно, этот очень активный ребенок успеет обернуться туда-сюда минимум три раза. Сел пить чай и вдруг подскочил и побежал на балкон, потому что услышал лай дворовой собаки.

Лечить ли гиперактивных детей

Или с куском пирога во рту понесся к моему стеллажу, где хранятся всякие сувениры из путешествий: «Ой, какая интересная штука!!! Это новое?? Её в прошлый раз тут не было!» — говорит он и показывает на вещь, десять лет стоящую на одном месте. Помните «Вождя краснокожих» О’Генри? Вот-вот…

Но при более пристальном наблюдении можно заметить, что вся эта бурная деятельность таких детей приносит маловато практического результата. Начав одно дело, даже интересное им, они могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.

Это происходит как с играми, так и со школьными уроками. Очень активный ребенок может начать играть в футбол с компанией, но увидеть вдруг у какого-то ребенка новую игрушку, и через секунду исчезнуть с поля. Или например, начал делать математику, но вдруг вспомнил про рисование. В результате, как можно догадаться, не сделано будет ни то, ни другое.

Да и движения таких детей часто неловки, неуклюжи – они всё время натыкаются на какие-то углы, проходя, могут что-то зацепить, уронить предметы, задеть других детей. Маленькие слоники в посудной лавке.

«Вижу цель, чихать я хотел на препятствия», как говорил герой фильма, проходивший через стены. Жаль только, что в жизни стены, а также столы, стулья и прочая мебель на пути этих детей не становятся проходимыми, поэтому их ноги почти всегда в синяках и ссадинах.

Читайте также статью о том как достигать цели из мечты и желания

Мелкая моторика тоже страдает. В группе или классе очень активный ребенок всегда узнаваем по внешнему виду. Развязанные шнурки, невпопад застегнутые пуговицы рубашек у мальчиков; колготки гармошкой у щиколотки, лихо съехавшие набекрень бантики или растрепанные косички у девочек. Именно такие дети могут лет до восьми-девяти перепутывать ботинки, надевать левый на правую ногу и наоборот, пробегать так полдня и даже не обратить внимания. Какие пустяки!

Похожие дела обстоят и с их речевой активностью. Говорливы и словоохотливы, они кидаются отвечать на вопросы учителя или воспитателя, даже толком не дослушав вопрос. Если же знают правильный ответ, то не могут дождаться, пока учитель их спросит – со стоном тянут руку, ложась животом на парту, подпрыгивают, выкрикивают с места. В разговоре часто перебивают, вмешиваются в посторонние беседы и отвлекают на себя внимание.

Эта бесцеремонная непосредственность вызывает нарекания и даже раздражение, и у детей, и особенно у взрослых. Возникают конфликты, и гиперактивные дети сталкиваются с непринятием, отвержением.

В коллективах такие дети часто дружат «по остаточному принципу» — то есть, выбирают для общения таких же отверженных, или по контрасту – незаметных детей, тихих, управляемых, младших по возрасту. Сами они при этом легко поддаются чужому влиянию, и в подростковом возрасте высок риск, что они окажутся в плохой компании.

Но больше всего у этих детей страдает внимание – важная психическая функция, и именно проблемы с вниманием лежат в основе всех вышеописанных проявлений. Именно внимание при нормальном развитии обеспечивает способность сосредотачиваться на одном задании, контроль за двигательной и речевой активностью. Внимание необходимо для развития мелких движений руки, а значит, для письма и чтения. Внимание нужно и для координации движений всего тела в пространстве.

Дефицит внимания

Гиперактивный ребенокСобственно, то, что мы называем «гиперактивность», имеет точное медицинское название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Хочется сразу подчеркнуть очень важный момент: гиперактивность – это медицинский диагноз, а не недостаток воспитания или «распущенность» ребенка. И, как и любой другой диагноз, его может поставить только врач. Предварительно он должен тщательно исследовать анамнез, начиная с вопросов матери о том, как протекала беременность и роды.

Поэтому, если у вас очень активный ребенок, или если кто-то утверждает, что ваш ребенок – гиперактивный, не спешите делать выводы. Для уверенной постановки диагноза «дефицит внимания» нужно, чтобы были признаки, указанные в начале статьи:

Поясним по пунктам. Первые признаки СДВГ у ребенка выявляются, как правило, еще в раннем детстве. Наибольшего развития сидром дефицита внимания достигает к 8-10 годам.

Но если ребенок до школы рос и развивался нормально, а в школе вдруг стал возбудимым и невнимательным, то источники проблемы надо искать в чем-то другом.

Далее, по второму пункту. Время от времени любой ребенок бывает очень активным, может перевозбудиться и утомиться. Даже взрослый человек, не только ребенок, иногда может вести себя так, как будто у него синдром дефицита внимания – например, в состоянии стресса.

Поэтому, если ребенок ведет себя как гиперактивный в одной ситуации, но в другой совершенно спокоен, то, может статься, дело именно в ситуации и реакции на нее ребенка, а не в особенностях ребенка.

Наконец, признаки должны проявляться не только в разных ситуациях, но и на протяжении длительного времени. Только при продолжительном наблюдении этих признаков можно убедиться, что речь идет именно о гиперактивности, а не о реакциях на какие-то конкретные обстоятельства.

Надо сказать, что не всегда синдром дефицита внимания сопровождается гиперактивностью. В этом случае поставить правильный диагноз будет труднее. В отличие от детей, у которых дефицит внимания без гиперактивности, они не создают проблем учителям. Поэтому на них, как правило, обращают внимание только в связи с хроническими неуспехами в учебе.

Почему возникает синдром дефицита внимания?

Возникновение дефицита внимания

Основной причиной СДВГ считаются патологии беременности и родов. Они встречались в 85% изученных случаев. Токсикозы, обострения хронических заболеваний матери во время беременности, преждевременные или затяжные роды – всё это может иметь отрицательные последствия для развития ребенка. Также негативно могут сказаться любые заболевания в младенчестве, инфекции и травмы, особенно травмы головы.

Нельзя сбрасывать со счетов и наследственный фактор. Нередко родители гиперактивных детей отмечают, что они сами в детстве сталкивались с теми же трудностями, что и их дети.

Довольно обычная картина: на приеме мама гиперактивного мальчика. Во время приема успевает ответить на телефонный звонок, выскочить в коридор, чтобы сказать что-то срочное сыну; перебивает, не дождавшись даже середины вопроса, то хватается за сумочку, то вешает ее обратно, долго в ней роется, пытаясь найти ручку…

К числу возможных причин СДВГ относят и неблагоприятное окружение, прежде всего, воспитание в неблагополучной семье. Но здесь возникает вопрос, не являются ли поведенческие и неврологические проблемы признаком так называемого постстрессового расстройства. Зачастую, если в семье такого ребенка происходят позитивные перемены, то симптомы, похожие на гиперактивность, по меньшей мере сглаживаются, а то и полностью исчезают.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Синдром гиперактивностиПрежде всего, надо понимать, что никакой диагноз, в том числе синдром дефицита внимания, это не приговор. Гиперактивные дети, конечно, требуют особого, индивидуального подхода и в обучении, и в воспитании. Но они обладают рядом качеств, позволяющих им находить свое место в мире. Причем, как это часто бывает, их достоинства являются продолжением их же недостатков.

Самым главным испытанием для родителей и педагогов будет то, что такие детки могут длительно сосредотачиваться только на тех занятиях, которые им интересны. В принципе, это касается всех детей, но гиперактивных – особенно, в силу их проблем с вниманием.

Ребенку, у которого синдром дефицита внимания, может быть трудно сосредоточиться и на том занятии, которое им интересно. А уж на каких-нибудь противных математике или письме – тем более…

Сильной стороной их интеллекта является предметное и образное мышление. Вообще, они нередко обладают художественными способностями. Они с удовольствием что-то мастерят, собирают конструкторы, причем проявляя недюжинную изобретательность.

Дети помладше любят собирать пазлы. Когда я работала в школе, я видела поделки одного гиперактивного ребенка из спичек. Домики, колодцы, церкви, и отдельно, и целые композиции. И это при том, что писал он, как кура лапой.

Некоторые педагоги его считали безнадежным в плане обучения. Мать мальчика усталым тоном говорила, что он может этим заниматься часами. Правда, это единственное, чем ему действительно нравилось заниматься. В школьных же предметах больших успехов не было.

Не ждите от них непременно хороших отметок. Система выставления баллов в школе, к сожалению, не учитывает индивидуального прогресса ребенка. Например, логопед в течение года занимается с гиперактивным мальчиком. Помимо диагноза дефицит внимания, у него были дисграфия и дислексия.

В начале года ребенок делает 22 ошибки в диктанте. В конце года – 5 ошибок. По правилам выставления отметок, на уроке русского языка его результат будет «2» в обоих случаях. Тогда как по факту ребенок улучшил свои результаты больше, чем в четыре раза! Надо ли задавать вопрос, какие занятия ребенок посещал охотнее – основные по русскому или дополнительные с логопедом?..

В связи с этим родителям и педагогам гиперактивных детей можно порекомендовать прежде всего фокусироваться на их успехах, а не провалах и промахах. Дети, у которых синдром дефицита внимания, очень чутко реагируют на похвалу и одобрение. Зато удивительно «толстокожи» к нравоучениям, выговорам и наказаниям.

Частые запреты и морализаторство очень быстро перестают быть для них значимыми стимулами. Психика защищается от потока негатива, поэтому многочисленные замечания в свой адрес эти дети попросту игнорируют.

Читайте также статью «Как защититься от негатива вокруг вас»

Как об стенку горох – это про них.

Гиперактивные детиПоэтому не тратьте время и силы на наказания. Бесполезно. Лучше регулярно отмечайте даже малейшее продвижение вперед, помогайте сформировать ему стратегию победителя. И уверяю вас, успехи будут. Хотя, может быть, и не такие, как вы представляли себе.

Гиперактивным детям надо давать возможность сбрасывать свою кипучую энергию. Поэтому физическая активность для них чрезвычайно полезна. Особенно хороши аэробные нагрузки – длительные прогулки, бег, плавание, велосипед, а также йога. Они развивают выносливость и концентрацию.

А вот в командных видах спорта они вряд ли будут успешны. Очень активный ребенок не всегда может правильно использовать эту активность и координировать свои действия с другими членами команды. И не забывайте о физкультминутках – для детей с дефицитом внимания это лучший способ заполнить паузу в занятиях!

Дети, у которых дефицит внимания и гиперактивность, больше других нуждаются в четком распорядке дня. Перед важными занятиями лучше исключить ситуации, где ребенок может переутомиться или возбудиться.

Также подумайте об организации для него пространства. Следует избегать кричащих цветов в интерьере и большого количества предметов, отвлекающих внимание. Особенно это касается его рабочего уголка.

Обратитесь к психологу! Во-первых, психолог поможет вам разработать рекомендации под ваш конкретный случай, с учетом всех условий, помочь грамотно восполнить дефицит внимания у ребенка.

Во-вторых, психолог может организовать дополнительные занятия для детей. На них обучают контролю за эмоциями и поведением, навыкам релаксации, сброса напряжения, развивают память и речь. На групповых занятиях дети к тому же учатся взаимодействию друг с другом и навыкам разрешения конфликтов. Практика показывает, что регулярные занятия могут значительно снизить симптомы дефицита внимания у детей.

И в-третьих, родители гиперактивных детей сами часто нуждаются в поддержке и помощи. Нередко их стыдят за поведение ребенка, они могут испытывать вину, как будто что-то упустили, не предусмотрели. Хотя дефицит внимания у ребенка – проблема, складывающаяся не только из-за отсутствия реального внимания в детстве со стороны родителей.

Родители могут чувствовать гнев на себя, ребенка или окружающих, постоянно напоминающих им о том, что с их ребенком «что-то не так».

Узнайте как избавиться от гнева

Могут чувствовать свою родительскую несостоятельность и беспомощность. Поддержка психолога поможет вернуть ощущение контроля над ситуацией и веру в свои силы.

Но самое главное – берегите свои отношения с ребенком. Никакие школьные успехи и «приличное» поведение не стоит того, чтобы подвергать риску вашу с ним взаимосвязь. Помните – он ведет себя так не потому, что не хочет по-другому, а потому, что не может. Пока не может. Примите его таким, какой он есть, и помогите ему научиться жить со своими особенностями. И ваш ребенок не раз даст вам повод для радости и гордости.

 Очень активный ребенок

Если у Вас возникли вопросы по статье:

«Очень активный ребенок: что делать?»

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Консультация психолога онлайн

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

«Очень активный ребенок: что делать?» https://psyhelp24.org/ochen-aktivnyj-rebenok/

psyhelp24.org

Активный ребенок, что делать? - Советы, помощь и консультации психологов

Вопрос психологу

Спрашивает: Оксана, лет

Категория вопроса: Дети

25.01.2013

Здравствуйте. У меня прекрасный, здоровый мальчик 2,5 года, Данилка. Ренок второй, роды прошли хорошо, но так как ставили схему, стремительно, за 2,5 часа. В 2 недели лежали в больнице с гипертонусом, но больше не наблюдались у невролога и вообще, слава богу, ребенок редко болеет ОРВИ и всё. Рано пошел, не было и 9 месяцев, не пошел а побежал! Так и носится как угорелый теперь постоянно. Очень громкий, шумный. Мы его любим, у мужа он первый ребенок, (доче 10 лет)но мы его вроде не сильно балуем, он умеет слышать нас, нормально разговаривает, мы его понимаем, он нас...вроде бы тоже. Когда у на св городе был сильный невролог, я всегда обращалась за консультацией, то массажики мне назначали, но медикоментозно не лечили. Обратилась недавно и в диагностический центр к неврологу, он прописал нам лекарства, (но это скорее успокоительные,если честно,я не сторонник лекарств просто так - не пили) посоветовал обратиться к психологу. Суть проблемы: дома мы с ним воюем конечно, демонстрации - это как пить дать. Встал не с той ноги - крик сумасшедший, не так посмотрели когда у него нет настроения - в слезы, на кошку, на меня, на сестру - просто так подойдет и шлепнет и еще говорит: мама обидела!,Маня обидела!, киса обидела! Не дали что-нибудь - рухает со всей дури на пол чуть ли не плошмя или головой об пол. В подъезд заходим, не так что-то, дверь не дали закрыть, не поняли вовремя, что он сам хотел - такой крик, вы себе не представляете, до 4 этажа орет, словно режут! Что положительного: все везде изресовано, пластилин, краски, пазлы, домино...любимое. Мультики может смотреть - это наверное единственная страсть, где можно услышать тишину в доме. Вроде не дурачок, так и в книжках показывает, что просишь, может послушать сказку, может иногда просто спокойно поиграть с игрушками, но так как-то недолго. В саду: для воспитательницы он, конечно, не очень удобен. Говорят, не усидчивый, может подбежать и что-нибудь бросить (дома так же), что другие дети уже не дерутся, а наш может стукнуть,) хотя наш тоже бывает приходит с синяком. Посоветуйте, как воспитывать, что делать. Хочу в центр развития записать, не хочу, чтобы в школе отстающим был из-за поведения, я сама учитель в школе, знаю, как трудно детям учиться, когда у них не произвольного внимания. Я не знаю, может я не права и ему надо пропивать периодически курсами успокоительные микстурки и т.п.

Ответы психологов

Здравствуйте, Оксана!

Вы пишите, что обращались к неврологу, знаете ли вы диагноз, который поставил врач? Знаете ли как расшифровывается диагноз и что он означает? Какая система (орган) организма затронута? Как и на что действуют назначаемые лекарства? Есть ли симптомы, которые сейчас отсутствуют у ребенка, но могут появиться позже? Желательно почитать на эту тему, каких авторов врач рекомендует?

 После того, как вам будет известно, что думает невролог по поводу вашего ребенка, необходимо знать мнение психолога, который имеет опыт работы с гиперактивными детьми.

Т.к. в своем письме вы описываете некоторые симптомы, которые, возможно, относятся к гипердинамическому синдрому (синдрому дефицита внимания): "рано пошел, не было и 9 месяцев, не пошел а побежал", повышенная возбудимость, "не дали что-нибудь - рухает со всей дури на пол чуть ли не плошмя или головой об пол", "может подбежать и что-нибудь бросить", "другие дети уже не дерутся,  а наш может стукнуть", "поиграть с игрушками, но так как-то недолго".

Психолог может проверить все ли у ребенка в возрастной норме, наблюдаются ли недостатки воспитательного процесса или на ребенка влияют отношения в семье (конфликты между супругами).

С уважением, Наталья.

Здравствуйте, Оксана! Насколько я поняла из Вашего рассказа о сыне, он в семье главный и прекрасно понимает, что всё вращается вокруг него. Для такого маленького ребёнка такая власть над остальными членами семьи - непосильная ноша, есть отчего капризничать и кричать. Увы, из Вашего рассказа неясно, как Вы и Ваши близкие реагируете на крики и поступки мальчика. Препятствуете ли как-то такому поведению? Запрещаете ли что-то или ему разрешено абсолютно всё? Позволяете ли обижать других, ведь Вы упомянули, что он может даже ударить просто так Вас, Вашу старшую дочку, кошку . Есть ли у Вас какие-то способы, которыми Вы пресекаете нежелательное поведение сына?  

В определённом возрасте (после года) ребёнок начинает активно познавать этот мир, пробовать границы дозволенного. И тут, хочешь или нет, нужно ему чётко эти границы расставить. В семье должны существовать единые правила поведения для всех. И все без исключения должны их соблюдать. Так же ребёнок должен чётко понимать, что за любой его нехороший поступок должно следовать приемлемое наказание. Допустим, его стоит лишать каких-то удовольствий в ответ на нехороший поступок или плохое поведение, хотя придётся запастись терпением, чтобы первое время выдерживать бурные протесты.

Каждый раз, когда Вы или кто-то из членов Вашей семьи идёт на поводу у требований и капризов Данилки, он утверждается в собственной правоте. Каждый раз Вы как будто даёте ему разрешение вести себя плохо, кричать, обижать других, капризничать. И это может в дальнейшем нести определённые трудности в адаптации Вашего сына в коллективе, будь то центр развития или школа. Подумайте, что будет, если он наотрез откажется выполнять задание педагога, только потому, что он этого не хочет, не в настроении, или ему вдруг показалось, что кто-то не так на него посмотрел? Ведь усвоенные в семье модели поведения ребёнок переносит в свою дальнейшую жизнь. Он так привык. И пройдёт немало времени, прежде чем он поймёт, что не везде и не со всеми его модели работают. Если его поведение вовремя не скорректировать, его в будущем могут ждать определённые проблемы в общении со сверстниками и с учителями в школе. 

Что же касается рекомендаций невролога, то Вы зря не выполняете их и не даёте сыну назначенные лекарственные средства. Успокоительные микстурки и нужны как раз для поддержания нервной системы мальчика, её уравновешивания. Вы даже представить себе не можете, как изматывают собственные капризы такого малыша. 

Благополучия Вам и Вашей семье! 

Здравствуйте,Оксана.У Вашего ребенка-возраст познания мира.Тем более,он активный.Поэтому.его любопытство-это его психологическое здоровье.Пусть продолжает в том же духе.нельзя ребенку в таком возрасте многое запрещать.А Вы,видимо,запрещаете,ограничиваете,не позволяете.И он катается в истериках.Так как его сила воли Вами еще не подавлена,и он требует новизны.Давайте ему столько свободы,сколько он может взять.Не подстраивайте его под свои удобства.Сейчас он еще уникален.Если Вы сломите его волю-он станет серой ,покорной мышью.Вялым и подавленным.Давайте много любви,нежности и свободы.И только очень осторожно прививайте дисциплину.Лучше,лет с трех.Очень сбалансированно.Когда ребенок получил много любви и внимания,он будет с удовольствием слушаться родителей.Но,это будет позже.А сейчас учитесь сами быть позволяющими.

Овсяник Людмила Михайловна

Психолог Минск

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам

... мальчик 2,5 года..

ребенок подошел к кризису 3-х лет

Загляните сЮДА

...носится как угорелый теперь постоянно..

Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что Вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку.  2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока Вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик.  3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.4. Договоритесь с малышом, что как только Вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и Ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.13. Лучше приучить ребенка, что когда Вы расставите руки, он побежит к Вам в объятия. Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к Вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (временной промежуток 1-5 минут).16. Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. 17. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения.18. Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.19. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять Ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.20. Предложите ребенку повторять за Вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с Вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние.

 И еще пару рекомендаций в  общении с г/а ребенком:

 Детский психолог - в помощь.

25.01.2013 | 2883

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com

Очень активный ребёнок: норма или нет

Здравствуйте, дорогие читатели. Возможно, вам часто попадался на глаза малыш, который сильно выделялся среди других деток из-за своей повышенной активности. В этой статье мы рассмотрим, является ли нормальным подобное поведение.

Активная девочка

Очень активный малыш

  1. Некоторые детки, находясь ещё в утробе матери, ведут активную деятельность, постоянно ворочаются, упираются ручками, ножками (особенно это ощутимо на поздних сроках). Неудивительно, что появившись на свет, они всё так же продолжают активно двигать конечностями. Такой ребёнок не даст, чтоб его туго пеленали. Ему не понравится скованность движений, нужен простор для действий.
  2. Грудничок в один месяц ещё даже не удерживает головку, но при этом уже может наблюдаться достаточная активность, даже в момент сосания груди. Он не будет спокойно лежать, начнёт отвлекаться, вертеть головой, осматривать, что вокруг.
  3. Карапузы в 4 месяца уже совершают первые попытки повернуться на животик или на спинку (смотря в каком положении их оставили). Для активных детей это ещё большее удовольствие, ведь теперь не нужно постоянно находиться в одном положении.
  4. Грудничок в пять месяцев может потихоньку пытаться садиться, хоть ещё и не очень получается; может ползти в положении лёжа, если мама создаёт упор для стоп своей ладошкой. Вот это радость для слишком активных деток. Как правило, такие малыши могут самостоятельно садиться раньше своих сверстников.
  5. Карапузы в год совершают свои первые шаги. Теперь нужно постоянное наблюдение за таким малышом. Очень активные детки будут лезть во все шкафы, брать всё, что не так лежит, раскидывать игрушки, следовать за мамой по пятам, и совершаться это будет с такой скоростью, что мама даже не будет успевать наводить порядки за крохой, а уже снова всё по-старому. Несмотря на свою повышенную активность, из-за того, что такие детки торопятся всё успеть и, как правило, не завершают начатые дела, они нередко начинают позже говорить, позднее развиваются и определённые навыки.
  6. Когда ребёночку исполняется два года – нужно быть очень наблюдательным и следить за каждым действием малютки, особенно если вы выходите на улицу или в квартире есть опасные места. Такой малыш будет носиться по помещению, как ураган, и неважно дома вы, в гостях или в поликлинике. Нередки и случаи травмирования из-за такой повышенной активности, ребёнок так спешит всё сделать, что буквально не замечает, что вокруг него происходит. Если вы выходите на детскую площадку, ни на минуту не оставляйте своего карапуза без присмотра. Особенно, если рядом ездят машины.
  7. В садике ваш карапуз старается везде участвовать, быть на виду, отвечать на занятиях. Но из-за его поспешностей не всегда всё удаётся сделать, как нужно.
  8. Когда малыш отправляется в школу, мама замечает, что он за многое берётся, но редко, когда доводит начатое до конца. И вроде малыш достаточно активный, у него полно энергии (желательно записать ребёнка в танцевальный кружок или на футбол, например), он первый тянет руку на уроках и не может дождаться, когда его вызовут, но взглянув на такого малыша, вы заметите, что у него растрёпанные волосы, возможно, развязанные шнурки. Ребёнок старается и учится, и заниматься в кружках, успевает делать уроки и гулять на улице с друзьями. Но его легко отвлечь от определённого занятия. Если малыш увидит, что дети во дворе играют в футбол, он бросит все уроки, начатый обед, и побежит к друзьям.

Повышенная активность не считается аномальным процессом в развитии ребёнка, а больше связана с физиологическими особенностями малыша. А родителям важно правильно воспитывать такого карапузу, чтоб облегчить ему жизнь и направить всю его энергию в нужное русло.

Активный тип темперамента

Мама должна понимать, что повышенная активность её чада – это особенность характера ребёнка, а вовсе не отклонение от нормы. Одни дети могут быть слишком активные, другие слишком пассивными, и в первом, и во втором случаи не идёт речь о наличии патологии.

В зависимости от того, что существует четыре основных типа темперамента к малышам нужно находить разных подход в воспитании. Следует понимать, что не может быть, чтоб у одного карапуза был один единственный тип темперамента, как правило, он просто преобладает, но время от времени вы можете наблюдать и другие типы. А существуют такие карапузы, у которых в равной степени развиты все типы. Давайте же рассмотрим, какие виды темпераментов различают у детей:

  1. Сенситивный.
  2. Восприимчивый.
  3. Реактивный.
  4. Активный.

В данной статье мы не будем расписывать, что собой представляют другие типы темперамента, сейчас у нас стоит задача разобраться с тем, что собой представляет активный тип.

  1. Такому малышу свойственно оказывать воздействие на окружающие его предметы, людей.
  2. Ребёнок не сидит на месте, ему необходимо постоянно находится в движении, действовать, получать какие-то результаты.
  3. Ему важно быть лучше всех, находится на первом месте.
  4. Такие карапузы любят делать всё по-своему. Вам будет очень сложно стать авторитетом для малыша и заставить его слушаться.
  5. Для них нужно устанавливать правила и распорядки.
  6. Для такого малыша важно всегда быть правым, вам будет очень сложно доказать, что он ошибается.
  7. У деток с активным темпераментом энергия буквально бурлит через край. Очень важно направить её в правильное русло. Именно поэтому таких деток рекомендуется записывать на кружки, причём не на один, а на два, иногда и на три сразу.
  8. Перед активными детками нужно чётко ставить задачу и напрямую говорить, чего вы хотите.
  9. Такие малыши очень расстраиваются, если всё внимание взрослых приковано к другому ребёнку или, например, им не дают главную роль в спектакле.

Если ваш ребёнок отвечает этим характеристикам, поздравляю, у вас карапуз с активным типом темпераментом. Теперь вы точно можете убедиться, что его поведение не является анормальным.

Мой сын растёт достаточно спокойным малышом. Хотя у него есть особенность. Когда он был в садике или находится в школе, все преподаватели в один голос поражаются тому, какой он у меня тихий и спокойный, ни то, что другие детки. Зато дома он может быть, как спокойным, сидеть играть игрушками, длительное время складывать пазл, так и носится по всей квартире, играя в супергероев. Это нормальное поведение ребёнка, тем более мальчишки. Когда я была маленькой по соседству жил мальчик. Казалось, он находится везде. Вот он играет с мальчишками футбол, тут уже помогает старенькой бабушки перейти через дорогу, бежит в магазин, возвращается с дедушкой с рыбалки. А вот в школе учителя его не любили и одноклассники тоже. Он всегда стремился быть самым умным, сильным, хотел играть главные роли в спектаклях, дети завидовали, а учителей бесило, что на всех уроках только он тянет руку, да ещё и так, что чуть с парты не выскакивает, так ещё и мог перебивать преподавателя, вставляя свои «пять копеек». Хорошо хоть родители у него оказались образованными и правильно воспитали парня, хоть старушки во дворе и посмеивались над мальчиком, называли его непоседой и егозой. Сейчас он вырос, получил образование, в университете участвовал в спортивных соревнованиях (без ухудшения по учёбе, как это обычно бывает). Сейчас работает в престижной фирме архитектором, ездит на своей машине и дальше продолжает активно заниматься спортом, благодаря чему имеет крепкое здоровье и отличную фигуру.

Повышенная активность перед сном

Несмотря на то, какой тип темперамента у вашего малыша, он может проявлять повышенную активность перед сном, а это напрямую будет связано с ошибками родителей.

  1. Для карапуза важно устанавливать дневной распорядок, особенно для очень активных малышей.
  2. Позаботьтесь о том, чтоб за два часа до сна у ребёнка были только спокойные занятия. Я понимаю, что очень активного ребёнка сложно заставить усидеть на месте, но вы можете дать ему задание быстро работать ручками, но при этом не бегать или прыгать, например, предложите малышу собрать пазл. Ребёнок, начиная с годика, сможет справиться с этой задачей, вот только понадобится достаточно большой размер деталей и их малое количество.
  3. Возьмите за правило проводить определённые процедуры перед сном, соблюдайте целый ритуал укладывания ребёнка. Пусть перед сном малыш покупается, проведите ему лёгкий и расслабляющий массаж. Во время принятия водных процедур можно также использовать успокаивающие отвары трав. Уложите кроху под одеяло, почитайте ему сказку.
  4. На протяжении дня в окружении малыша работа телевизора и компьютера должна быть сведена к минимуму, а особенно в то время, когда ребёнок засыпает. К тому же не стоит позволять ребёнку смотреть страшные фильмы со сценами насилия.
  5. Позаботьтесь о том, чтоб последний приём пищи был лёгким, но в то же время и достаточно сытным.
  6. Также малыш может проявлять повышенную активность перед сном, если в течении дня ему уделяют мало внимания, вот он и хочет пообщаться с мамой, хочет, чтоб с ним поиграли.
  7. Детки, которых недавно перестали пеленать или с тугого пеленания перешли на свободное, также будут активно махать ручками и ножками, по большей части от непривычки.

Как вы видите, если ваш малыш очень активен перед сном — это не значит, что у него отклонения в развитии, и даже может не означать наличие активного темперамента.

Как воспитывать очень активного карапуза

Родителям очень активного малыша необходимо понимать, что их ребёнок не болен и это просто особенности его характера. Исключением стают те случаи, когда сверхактивность сказывается на состоянии здоровья ребёнка или сопровождается истериками или другими плохими симптомами, в таких случаях речь идёт о синдроме гиперактивности, и тут не обойтись без помощи специалиста.

К сожаленью, довольно часто очень активных детей недолюбливают учителя и сверстники, им кажется, что ребёнок нарушает дисциплину, делает много лишних движений. На самом деле, при воспитании слишком активного малыша необходимо просто придерживаться определённых правил воспитания и направлять его энергию в нужное русло, так ваш малыш не только перестанет «пакостничать», но и сможет значительно больше успевать и добьётся хороших успехов.

  1. С самого раннего детства такому ребёнку необходим распорядок дня.
  2. Поручите малышу работу по дому. Пусть он тратит свою энергию на помощь маме.
  3. Необходимо, чтоб ребёнок занялся спортом. Для мальчиков хорошо подойдёт футбол, для девочек – занятия танцами.
  4. В садике и школе очень активному ребёнку нужно также давать поручения, назначать его ответственным за какие-то дела (например, поливать цветы), давать возможность участвовать в спектаклях, других мероприятиях. В садике можно назначить главным по убору игрушек. Пусть ваш малыш следит за тем, чтоб все детки складывали их на место. Родителям важно вовремя выявить повышенную активность у их карапуза и сказать об этом воспитателю или учителю. Иногда преподаватели могут не знать, как вести себя с таким ребёнком, могут даже начать наказывать, поэтому родителям важно рассказать, как нужно «нагрузить» их малыша, чтоб он был при деле и приносил только пользу.
  5. Пусть малыш, кроме спорта, начнёт заниматься ещё и творчеством или, например, углублённым изучением английского языка. Старайтесь не только расписать всё время карапуза, но и сделать это с максимальной пользой.
  6. Конечно, не забудьте оставить время в расписании ребёнка для прогулок на улице с друзьями.
  7. Также было бы неплохо завести домашнего питомца, особенно собачку, чтоб ваш ребёнок мог не только тратить время на уход за животным, но и выгуливать его.
  8. Важно понимать, что таких деток нельзя наказывать и ругать их за сверхактивность. Если в процессе беготни малыш нечаянно зацепил и разбил вашу вазу, не кричите на него и тем более не бейте ребёнка. Но показать, как сильно вы расстроились необходимо.

Теперь вы знаете, что повышенная активность ребёнка в большинстве случаев говорит либо о типе его темперамента, либо о неправильно составленном распорядке дня (повышенная активность перед сном). Никогда не считайте своего малыша неадекватным и не говорите, что другие детки нормальные, спокойные, а ваш какой-то «не от мира сего». Травмировать детскую психику очень легко. Родители должны правильно распоряжаться временем ребёнка и тогда малыш сможет не только правильно взрослеть, но и вырастит достаточно образованным и здоровым человеком.

zdorovyemalisha.ru

Ребенку 4 года | Развитие ребенка в 4 года | Поведение ребенка в 4 года

Ребенку 4 года

Вашему малышу исполнилось 4 года? Что он должен уметь? Как развивается ребенок в четыре года? Что ждать родителям четырехлетнего ребенка?

Четырехлетний малыш всегда полон энергии. Он очень любопытен и разговорчив. Он уже очень многое умеет и при любом удобном (и не всегда удобном для Вас) случае стремится показать свои достижения. Ребенок в 4 года очень активно взаимодействует со всем окружающим. Он познает мир, экспериментируя. К сожалению, у малыша еще не сформировалась способность отличать опасные эксперименты от безопасных. Поэтому как никогда ему необходима Ваша помощь, участие и СОРАДОВАНИЕ его успехам. Однако все дети уникальны, нельзя описать «стандартного» четырехлетку – его просто не существует! Все же есть некоторые общие закономерности, о которых должны знать все родители.

Развитие ребенка в 4 года

Социальное развитие четырехлетнего ребенка

·        малыш проявляет все больше независимости и самостоятельности – он умеет сам чистить зубы, умываться и одеваться.

·        требует внимания и стремится делать дела вместе.

·        может нагрубить и надерзить – следит внимательно за Вашей реакцией. Если реакция будет эмоциональной и бурной, малыш будет продолжать такую линию поведения.

·        он хочет нравиться другим – детям и взрослым. Остро переживает, если его «не берут в игру» старшие.

·        знает многое о повседневных вещах: о еде, деньгах, времени.

·        пока не разделяет вещи свои от чужих, подразумевая, что всеми может воспользоваться при желании и необходимости.

·        умеет сопереживать тому, кто печален или страдает от боли. Того же ждет и от близких, если грустит или болеет сам.

·        знает о том, что люди бывают двух полов, проявляет здоровое любопытство.

·        обожает петь, танцевать, разыгрывать сценки, рисовать, лепить, мастерить.

·        фонтанирует идеями, готов проявить воображение.

·        пытается уяснить границу между сказкой и реальностью. Фантазия «дорисовывает» реальность, склонен одушевлять предметы и растения.

·        рассказывает с удовольствием любимые сказки. Рассказы могут быть очень разными: малыш либо перечисляет события, либо подражает «сказочному» языку, либо переделывает сказку.

Моторное развитие ребенка в 4 года

·        координация движений, умение держать равновесие – как у взрослого!

·        обожает движение – карабкается, подпрыгивает, качается на руках. У Вас может появиться ощущение, что в доме завелась маленькая обезьянка. Не одергивайте кроху! Для него жизненно важно и естественно двигаться как можно больше.

·        с удовольствием выполняет любые задания, развивающие мелкую моторику рук: рисует, лепит, конструирует, вырезает, даже «пишет».

·        рисунок человека теперь будет содержать нос, глаза и рот.

Развитие речи ребенка в 4 года

·        словарный запас ребенка в 4 года составляет примерно 1500-2000 слов. Малыш свободно общается на любые темы, использует предлоги и союзы.

·        звучание речи стало чище: ребенок не смягчает согласные, верно произносит шипящие и свистящие звуки.

·        может считать до десяти.

·        называет правильно как минимум 4 цвета. 

< Предыдущая Следующая >
 

www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai


Смотрите также