59209s043.edusite.ru
Муниципальная специальная (коррекционная) образовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
Рабочая программа
по чтению
3б класс, 3год обучения
подготовила Брюхова А.П
Пояснительная записка.
3йгод обучения,3бкласс
2часа в неделю*33недели=66часов
По базисному учебному плану на чтение в 3 классе отведено в неделю 2 часа.
В 3-йчетверти вводятся дополнительные каникулы - 1неделя.
1четверть-9недель -18часов
2четверть -7недель -14часов
3четверть -9недель -18часов
4четверть - 8недель - 16часов
За год - 66 часов.
Программа «Чтение» 3 б класса «Особый ребенок» составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ) Программа («Особый ребёнок) Пермь 2010 г.
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками чтением, а часть - это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.
Из-за неоднородности детей, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Обучение чтению ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
В третьем классе продолжается букварный период (III этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к необходимо, чтобы он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
IIIэтап букварного периода:
В1йчетверти закрепить все буквы алфавита.
Подбор слов с заданным звуком и определение места его нахождения в словах (в начале и в конце слова).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк).
Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (гор-ка, мо-ло-ко).
Послоговое чтение слов, предложений и коротких текстов из букваря.
Заучивание отрывков из стихотворений по выбору учителя.
Для Алёши Мухина программа по чтению составлена по программе 4класса, т.к мальчик усвоил все буквы и может работать с небольшими текстами.
К концу года предусматривается усвоение программного материала по чтению следующих компонентов:
- слоговое чтение простых текстов;
-работа с разрезной азбукой : составлении предложений из 2,3слов
Календарно-тематическое планирование.
Чтение
3бкласс , 3год обучения
1четверть
18часов
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во
часов
Коррекционная работа
1
Повторение ранее изученных букв
3
Коррекция речи
2
Согласные звуки [Д] [Д' ] Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Буква Д, д. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Д, д.
Работа с разрезной азбукой.
1
Коррекция всех видов памяти
3
Согласный звук [Й] Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Буква Й, й. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой Й, й
2
Коррекция зрительного восприятия на основе игры «Что изменилось»
4
Обозначение мягкости согласного. Буква Ь. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слогов с буквой.
Работа с разрезной азбукой. Составление и чтение слов с буквой Ь.
2
Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Найди и исправь ошибку»
5
Буква Е. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Е в начале слова , после гласного и после согласного.
1
Развитие пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций
6
Буква Ё. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Ё после в начале слова, после гласного и согласного.
1
Формирование диалогической и монологической речи
7
Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами. Работа с учебником
1
Вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения
8
Буква Я. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Я в начале слова , после гласной и согласной
1
Мотивация речевой деятельности
9
Буква Ю. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Ю в начале слова , после гласной и согласной
1
Развитие речевых возможностей
10
Буква Ц. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Ц
Слоги и слова со звуком и буквой Ц.
Различение слов со буквами Ц и Ч
1
Расширение способов речевого общения
11
Буква Щ. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Щ
Слоги и слова со звуком и буквой Щ.
Различение в произношении и чтении слогов ча - ща, чу-щу
1
Снятие эмоционального напряжения
12
Буква Ф. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Ф
Слоги и слова со звуком и буквой Ф.
Различение в произношении и чтении звуков и букв в-ф
1
Тренировка зрительной памяти
13
Буква Э. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Э
Слоги и слова со звуком и буквой Э.
1
Формирование умения работать с книгой
14
Буква Ъ. Нахождение буквы среди других букв. Чтение слов с буквой Ъ
Слоги и слова со звуком и буквой Ъ
1
Формировать умение слушать учителя и отвечать на отдельные вопросы
2четверть-2часа в неделю*7недель=14часов
Тема
Кол -во часов
Коррекционная
работа
1
Работа с текстом «Находка»
(э -с; с-ш)
1
Коррекция речи. Выработка сознательного чтения
2
Работа с текстом «Кот и петушок»
1
Формирование умения пересказа текста по вопросам
3
Работа с текстом»Пожар»(з-ж)
1
Формирование умения давать полные ответы на вопросы
4
Работа с текстом «Урок»(р-л)
1
Коррекция арт.аппарата
5
Работа с текстом»Миша - футболист»
1
Формирование двигательной активности
6
Работа с текстом «Бобры, шутка »(п-б)
1
Пополнение словарного запаса
7
Работа с текстом «В зоопарке»(с-з)
1
Прививать бережное отношение к природе
8
Работа с текстом «В лесу»
(ш-ж)
1
Формирование навыков общения
9
Работа с текстом «На пруду; на заводе» (т-д)
1
Формирование интереса к чтению книг
10
Работа с текстом «На прогулке»(к-г)
1
Формирование интереса к чтению книг
11
Работа с текстом «Новые туфли»(в-ф)
1
Формирование самостоятельности
12
Работа с текстом «Зима; Рассказ капитана»
1
Коррекция слуховой памяти
13
Работа с текстом «Где живут лоси; Декабрь»?
1
Коррекция зрительной памяти
14
Сказка про носки. Итоговый урок за 1е полугодие
1
Коррекция общего недоразвития
3четверть-2часа в неделю*9недель=18часов
№
Тема
Кол -во
часов
Коррекционная работа
1
Работа с текстом «Умная галка», «Два петушка»
1
Развивать устную связную речь через работу над пересказом, полными ответами на вопросы по содержанию текста.
Развивать артикуляционный аппарат
Развивать связную речь
Расширять словарный запас
Развивать внимание, память. Зрительное восприятие, наглядно-образное мышление
Развивать познавательную деятельность
2
Работа с текстом «В зимнем лагере»
1
3
Работа с текстом «Мурзилка»,
1
4
Работа с текстом «Ежик»
1
5
Работа с текстом «Права ли Наташа?»
1
6
Работа с текстом «Котёнок»
1
7
Работа с текстом «Часы. Отличник»
1
Совершенствовать технику чтения путем отработки выразительности.
Продолжать работу над слоговым чтением с последующим переходом целыми словами структурно простых двусложных слов
8
Работа с текстом «Дубок. Задача»
1
9
Работа с текстом «Старушка»
1
10
Работа с текстом «Лучше всех»
1
11
Работа с текстом «Чей конь. Мяч»
1
12
Работа с текстом «Муравей построил дом»
1
Коррекция произношения через артикуляционные гимнастики, чистоговорки.
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
13
Работа с текстом «Мы ехали»
1
14
Работа с текстом «Откуда хлеб берется»
1
15
Работа с текстом «Мамины руки»
1
Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Предупреждать социальные отклонения.
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
Активизировать познавательную деятельность, интерес к предмету через коррекционные упражнения игрового характера.
16
Работа с текстом «Кузнецы. В цирке»
1
17
Работа с текстом «Москва. Наши друзья»
Итоговый урок за 3четверть
2
4четверть -2часа в неделю*8недель=16часов
№
Тема
Кол-во часов
Коррекционная работа
1
Работа с текстом «Теплицы», «День космонавтики»(ц-т)
1
Формирование навыков беглого чтения.
Коррекция речи.
Формирование умения давать полные ответы на вопросы
2
Работа с текстом «Театр зверей» (ц-ч)
1
3
Работа с текстом «Первая охота», «Товарищи» (щ-ш)
1
4-5
Работа с текстом «Повезло», «Роща» (щ-с, щ-ч)
2
Формирование навыков выразительного чтения
6
Л. Толстой «Спор животных»
1
Коррекция всех видов памяти
7
По Е. Пермяку. Торопливый ножик.
1
Формирование навыков пересказа.
Формирование осознанного чтения
8
В. Осеева. Добрая хозяюшка.
1
9
С. Михалков. Котята. Дядя Степа.
1
10
М. Пришвин. Сенокос. Золотой луг.
1
Коррекция речи
11
К. Ушинский. Лиса Патрикеевна.
1
Прививать интерес к чтению книг.
Коррекция произношения через скороговорки, арт.гимнастики.
12
В. Даль. Старик - годовик.
1
13
В. Осеева. Петушок и бобовое зернышко.
1
14
По А. Лельевру. Почему сурку валенки не нужны?
1
Расширение словарного запаса.
15
Работа с текстом. «Неделя. Календарь.»
1
Формирование адекватной самооценки.
Предупреждение социальных отклонений.
16
Итоговый урок за год.
1
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование умения работать с книгой.
botana.cc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная /коррекционная/ школа-интернат VIII вида»
РассмотреноСогласовано Утверждено
на заседании ПМПК родители директор школы
председатель _____ Сафутдинова Л.М____ Гизатуллин С.А
_____ Ахметова М.В. от «___» _____2016г Приказ № _____
Протокол № ___от «____» __2016 г
от «____» __2016г
Рабочая программа
По учебному курсу «Счёт» 4-ый год обучения
Класс «Особый ребёнок».
(индивидуальное обучение на дому)
4 класс
Составила: Микова С.В.
Учитель
г.Чернушка 2016г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1, утверждённой на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО, (на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г.)
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У глубоко отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети – имбицилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен.
В процессе обучения детей – имбецилов счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение счету детей – олигофренов в степени имбецильности организуется на практической наглядной основе. Уроки счета необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счету глубоко отсталых учащихся начинается с продевтического периода. Его содержание и основные задачи – развитие у глубоко отсталых учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети – имбецилы должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактически игры.
На уроках элементарного счета дети – имбецилы считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, предметно – практической деятельностью, рисованием и особенно с занятиями по ручному и производительному труду.
Цель: формирование определённых математических умений и навыков.
Задачи:
-развивать умения различать предметы по одному, двум, трём признакам;
-формировать временные понятия: утро, день, вечер, ночь;
-вырабатывать навыки прямого и обратного счёта до 7-ми, образования чисел в пределах 5-ти.
Содержание учебного материала.
Всего 34 урока (1 час в неделю)
С учетом индивидуальных возможностей ребенка программа за 3 класс не усвоена, так как данный ребенок безречевойи с нарушением слуха. В связи с этим содержание программы планируется за третий и частично за 4 класс.
Повторение материала 3 класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 7.
Образование и запись чисел первого десятка.
Счет прямой и обратный.
Порядковый счет от заданного числа до заданного.
Сравнение чисел по величине в пределах 7.
Решение примеров в пределах 5.
Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача».
Меры стоимости.
Размен монет в 5копеек по 1копейке.
Временные понятия: неделя. Число дней, их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник.
Обведение по шаблону прямоугольника.
Знакомство с линейкой. Отсчет от нуля. Проведение прямой линии через одну точку.
Учащийся должен уметь:
- считать, выполнять действия сложения и вычитания в пределах 5.
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
Календарно - тематическое планирование
Всего 34 часа (1 час в неделю).
1 четверть -8 часов
Колчас
Наглядное
пособие
Дата
Приме
чание
1
Понятие о величине: большой- маленький, длинный- короткий, высокий- низкий, широкий- узкий.
1
Картинки предметов, счётные палочки.
05.09
2
Понятие о величине: одинаковые. Равные по величине.
1
Пирамидка, счётные палочки.
12.09
3
Пространственные представления: слева- справа, в середине, между.
1
Картинки предметов, счётные палочки.
19.09
4
Пространственные представления: вверху – внизу, выше- ниже, верхний – нижний.
1
Картинки предметов, счётные палочки.
26.09
5
Понятия: первый – последний, крайний, после, следующий за.
1
Картинки предметов, кольца, пирамидка.
03.10
6
Временные представления: утро, день, вечер, ночь.
1
Картинки предметов, счётные палочки.
10.10
7
Понятия: много – мало, несколько, один – много, ни одного.
1
Картинки предметов, счётные палочки, пирамидка.
17.10
8
Повторение изученного
1
Круг, предметы формой круга.
24.10
2 четверть – 8 часов
КолЧас
Наглядное
пособие
Дата
Приме
чание
1
Число и цифра 2.
1
Счётные палочки, пуговицы.
07.11
2-3
Коррекция вычислительных навыков в пределах 2.
2
Цветные карандаши, счёты.
14.11
21.11
4
Число и цифра 3.
1
Цветные карандаши, счёты.
28.11
5-6
Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале.
2
Цветные карандаши, счёты.
05.12
12.12
7
Работа со счетами, сравнение чисел в пределах 3.
1
Цветные карандаши, счёты.
19.12
8
Счетные операции в пределах 3.
1
Шаблон фигуры круг.
26.12
3 четверть – 10 часов
№
Тема урока.
Кол
Час
Наглядное
пособие
Дата
Приме
чание
1
Число и цифра 4. Геометрический материал: прямоугольник.
1
Цветок ромашка, счётные палочки.
16.01
2
Коррекция вычислительных навыков в пределах 4.
1
Предметные картинки, счётные палочки.
23.01
3-4
Сложение и вычитание чисел в пределах 4 на конкретном материале.
2
Предметные картинки, счётные палочки.
30.01
06.02
5-6
Работа со счетами, сравнение чисел в пределах 4.
2
Предметные картинки.
13.02
20.02
7
Число и цифра 5.
Меры стоимости.
1
Предметные картинки, счётные палочки, круги.
27.02
8-9
Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на конкретном материале.
2
Предметные картинки.
06.03
13.03
10
Повторение в сравнение чисел в пределах 5.
1
Предметные картинки.
20.03
КолЧас
Наглядное
пособие
Дата
Приме
чание
1
Число и цифра 6. Образование, запись.
1
Предметные картинки, счётные палочки, круги.
03.04
2
Соответствие числа, количества и цифры 6.
1
Цветные карандаши, счёты.
10.04
3
Счет в пределах 6.
1
Предметные картинки.
17.04
4
Сравнение чисел в пределах 6.
1
Предметные картинки, счётные палочки.
24.04
5
Число и цифра 7.
Временные понятия: неделя.
1
Предметные картинки.
15.05
6
Соответствие числа, количества и цифры 7.
1
Предметные картинки.
22.05
7
Счет в пределах 7.
1
Предметные картинки.
29.05
8
Повторение изученных цифр
1
29.05
4 четверть – 8 часов
Учебно – методическое обеспечение.
Литература для учителя:
Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1
Литература для обучающегося:
Учебник: математика 1 класс.
Автор: Т.В. Алышева
Издательство: Москва «Просвещение» 2013 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература для обучающегося:
Учебник: математика 1 класс.
Автор: А.А.Хилько.
Издательство: Москва «Просвещение» 2000 г.
Рекомендовано Министерством образования РФ.
infourok.ru
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании существующей Программы «Особый ребёнок» Пермского областного института повышения квалификации работников образования, Программы для детей с нарушением интеллекта под редакцией В.В. Воронковой и программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» направлена на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Как известно, чтение, счёт, письмо имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, сукцессивные и симультанные процессы, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
В процессе онтогенеза формируются функциональные системы мозга, обеспечивающие протекание сложных психологических процессов. Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Новые функциональные системы формируются у каждого человека вновь и вновь при овладении новыми видами деятельности. Поэтому коррекционно-развивающую работу с учащимися начальных классов начинают с развития процессов восприятия в предметно-практической деятельности. В основе любого познания лежат сенсорные процессы, а любое восприятие сопровождается движением, любой замысел также заканчивается движением. Психомоторика играет интегративную роль в организации психических процессов, поэтому в коррекционной работе широко используются двигательные упражнения, сочетающиеся с речью, кроме того, предусматриваются упражнения, формирующие различные виды праксиса. Многие виды деятельности, которые у взрослых людей протекают автоматизировано, дети усваивают с помощью мыслительной деятельности. Любая ситуация, задающая ребёнку проблему, побуждает его к поиску решения и требует мыслительных действий. Для коррекционно-развивающей работы важно подбирать такие задания, ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. ребёнок функционально готов к решению встающей проблемы с небольшой помощью взрослого.
К началу школьного обучения у большинства учащихся с лёгкой умственной отсталостью отмечаются следующие недостатки познавательной деятельности, выраженные в большей или меньшей степени:
- бедный запас знаний и представлений об окружающем;
- недостаточное развитие произвольных форм поведения;
- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;
- недоразвитие регуляторных процессов;
- недостатки внимания;
- неустойчивая работоспособность;
- нейродинамические нарушения;
- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации;
- нарушения зрительно-пространственного восприятия;
- несформированность перцептивных умений;
- недостатки исследовательско-ориентировочной деятельности, снижение познавательной активности;
- несформированность основных интеллектуальных операций;
- трудности в овладении понятиями;
- недостаточность регулятивной функции речи;
- недоразвитие речевой деятельности: трудности номинации, построения фраз, связного высказывания и др.;
- недостаточность межанализаторных взаимодействий;
- несформированность графо-моторных навыков;
- слабое владение символической деятельностью;
- недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).
Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие внимания, саморегуляции и контрольных действий.
Формирование словесной регуляции действий.
Снижение общего психического напряжения.
Развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия.
Формирование сенсорных эталонов и пространственных представлений.
Развитие пространственного восприятия.
Развитие слухового внимания и памяти.
Расширение объема зрительной и слухоречевой памяти
Развитие зрительной и моторной памяти.
Формирование зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.
Формирование сукцессивных и симультанных процессов.
Формирование временных представлений.
Закрепление пространственных, временных представлений, знаний о цвете и форме.
Активизация речи, формирование речевого опосредования предметно-практической деятельности
Уточнение и расширение словарного запаса.
Развитие мыслительных процессов.
Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 4класс, 68 часов
Название раздела, тематика занятий | Количествочасов |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 10 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | 1 |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении | 2 |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) | 1 |
Графический диктант с усложненными заданиями | 2 |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | 1 |
Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 5 |
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) | 2 |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | 1 |
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) | 1 |
Игры с мелкой мозаикой | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий | 1 |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 |
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 2 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 12 |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | 1 |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | 2 |
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов | 1 |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 2 |
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | 1 |
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | 1 |
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) | 1 |
Узнавание предмета по одному элементу | 1 |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 2 |
Развитие зрительного восприятия | 7 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) | 2 |
Нахождение нелепиц на картинках | 2 |
Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 10 |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | 1 |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 2 |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение | 1 |
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | 1 |
Упражнения в измерении веса предметов на весах | 1 |
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | 2 |
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | 2 |
Развитие слухового восприятия | 6 |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | 1 |
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» | 1 |
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» | 1 |
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения | 1 |
Дидактическая игра «Угадай по голосу» | 1 |
Восприятие пространства | 6 |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции | 2 |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | 1 |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) | 1 |
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 1 |
Восприятие времени | 7 |
Определение времени по часам | 1 |
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | 2 |
Работа с календарем и моделью календарного года | 1 |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
Последовательность основных жизненных событий | 1 |
Возраст людей | 1 |
Литература
1. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.
2. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
3. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003
5. Метиева Л. А. Э. Я Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида., М., 2005.
10
kopilkaurokov.ru
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1, утверждённой на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО, (на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г.) Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.) так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов. При обучении письму следует осуществлять дифференцированный подход к обучающему. Ограничиться печатным написанием букв и слов состоящих из двух букв. Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил. Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, на память слова, короткие из 2-4 букв. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв. Усвоение печаптного начертания, изучаемых строчных и прописных Дд, Йй, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ. Письмо по обводке по образцу, данному учителем. Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов. На каждом уроке проводить пальчиковую гимнастику. Цель: Коррекция и развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков. Задачи: - формировать внимание, мышление, память -развивать слуховое восприятие и фонематический слух - развивать движение кисти и пальцев рук. Содержание учебного материала. Всего 34 часа в год (1 час в неделю) - Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й,ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ. - Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. - Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками. - Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных и двусложных словах с опорой на наглядность. - Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Написание слуховых диктантов не производится, т.к. обучающий с нарушением слуха. Должен уметь: Печатать усвоенные буквы, слога, двухсложные слова. Списывать с букваря буквы и слога. Списывать с карточек буквы и слога. Календарно - тематическое планирование. Всего 34 часа (1 час в неделю). I четверть (8 часов) № п.п Тема, содержание. Колчас. Наглядное пособие дата Примечание. 1 В мире звуков. Повторение. 1 Карандаш, тетрадь. 06.09 2 Звук и буква а. Печатная буква. 1 Геометрические фигуры. 13.09 3 Звук и буква о. Печатная буква. 1 Пластилин, краски. 20.09 4 Звук и буква у. Печатная буква. 1 Пластилин, счётные палочки. 27.09 5 Звук и буква и. Печатная буква. 1 Пластилин, краски, рисунки с играми детей. 04.10 6 Звук и буква ы. Печатная буква. 1 Пластилин, рисунки с овощами. 11.10 7 Написание слогов с буквами а, о, у. 1 Краски, предметы кукольные. 18.10 8 Повторение изученных букв 1 Счётные палочки, разрезная азбука. 25.10 II четверть (8 часов) № п.п Тема, содержание. Кол час Наглядное пособие дата Примечание. 1 В мире звуков 1 Пластилин, сумка с принадлежностями. 08.11 2 Звук и буква Дд . Печатная Буква. 1 Краски, светофор с написанием букв. 15.11 3 Написание слогов с буквой Дд. 1 Счётные палочки, разрезная азбука. 22.11 4 Звук и буква й. Печатная буква 1 Счётные палочки, резиновые животные, рисунки домиков. 29.11 5 Написание слогов с буквой Йй. 1 Счётные палочки, краски, игрушки животных. 06.12 6 Буква ь. Печатная буква 1 Краски, цветок ромашка. 13.06 7 Повторение пройденных букв. 1 Разрезная азбука. 20.06 8 Повторение изученных букв. 1 Счётные палочки, разрезная азбука. 27.12 III четверть (10 часов) № п.п Тема, содержание. Кол час Наглядное пособие дата Примечание. 1 Звук и буква Яя. Печатная буква. 1 Счётные палочки, краски. 17.01 2 Написание слогов с буквой Яя. 1 Счётные палочки, разрезная азбука. 24.01 3 Звук и буква Юю. Печатная буква. 1 Счётные палочки, разрезная азбука. 31.01 4 Написание слогов с буквой Юю. 1 Счётные палочки, дорога с обозначенными пунктами. 07.02 5 Звук и буква Ее. Печатная буква. 1 Счётные палочки, животные из теремка. 14.02 6 Написание слогов с буквой Ее. 1 Пластилин, краски. 21.02 7 Звук и буква Цц. Печатная буква. 1 Пластилин, краски. 28.02 8 Написание слогов с буквой Цц. 1 Пластилин, краски, разрезная азбука. 07.03 9 Звук и буква Чч. Печатная буква. 1 Счётные палочки, клавиатура. 14.03 10 Повторение изученных букв 1 Пластилин, краски. 21.03 IV четверть (8 часов) № п.п Тема, содержание. Кол час Наглядное пособие дата Примечание. 1 Буква ъ. Печатная буква. 1 Разрезная азбука. 04.04 2 Звук и буква Шш. Печатная буква. 1 Разрезная азбука. 11.04 3 Написание слогов с буквой Шш. 1 Разрезная азбука. 18.04 4 Звук и буква Фф. Печатная буква. 1 Разрезная азбука. 25.04 5 Написание слогов с буквой Фф. 1 Разрезная азбука. 02.05 6 Звук и буква Ээ. Печатная буква. 1 Разрезная азбука. 16.05 7 Написание слогов с буквой Ээ. 1 Разрезная азбука. 23.05 8 Повторение пройденных букв. 1 Разрезная азбука. 30.05 Учебно – методическое обеспечение. Литература для учителя. Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1 Литература для обучающегося. Пропись. Составители: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько.
weburok.com
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная /коррекционная/ школа-интернат VIII вида»
РассмотреноСогласовано Утверждено
на заседании ПМПК родители директор школы
председатель _____ Сафутдинова Л.М ____ Гизатуллин С.А
_____ Ахметова М.В. от «___» _____2016г Приказ № _____
Протокол № ___ от «____» __2016 г
от «____» __2016г
Рабочая программа
По учебному курсу «Письмо» 4-ый год обучения
Класс «Особый ребёнок».
(индивидуальное обучение на дому)
4 класс
Составила: Микова С.В.
учитель.
г. Чернушка
2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1, утверждённой на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО, (на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г.)
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.) так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов.
При обучении письму следует осуществлять дифференцированный подход к обучающему. Ограничиться печатным написанием букв и слов состоящих из двух букв. Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, на память слова, короткие из 2-4 букв.
Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Усвоение печаптного начертания, изучаемых строчных и прописных Дд, Йй, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ . Письмо по обводке по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов. На каждом уроке проводить пальчиковую гимнастику.
Цель:
Коррекция и развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков.
Задачи:
- формировать внимание, мышление, память
-развивать слуховое восприятие и фонематический слух
- развивать движение кисти и пальцев рук.
Содержание учебного материала.
Всего 34 часа в год (1 час в неделю)
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й,ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ.
- Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
- Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.
- Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных и двусложных словах с опорой на наглядность.
- Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Написание слуховых диктантов не производится, т.к. обучающий с нарушением слуха.
Должен уметь:
Печатать усвоенные буквы, слога, двухсложные слова.
Списывать с букваря буквы и слога.
Списывать с карточек буквы и слога.
Календарно - тематическое планирование.
Всего 34 часа (1 час в неделю).
I четверть (8 часов)
п.п
Тема, содержание.
Колчас.
Наглядное пособие
дата
Примечание.
1
В мире звуков. Повторение.
1
Карандаш, тетрадь.
06.09
2
Звук и буква а. Печатная
буква.
1
Геометрические фигуры.
13.09
3
Звук и буква о. Печатная
буква.
1
Пластилин, краски.
20.09
4
Звук и буква у. Печатная
буква.
1
Пластилин, счётные палочки.
27.09
5
Звук и буква и. Печатная
буква.
1
Пластилин, краски, рисунки с играми детей.
04.10
6
Звук и буква ы. Печатная
буква.
1
Пластилин, рисунки с овощами.
11.10
7
Написание слогов с буквами а,
о, у.
1
Краски, предметы кукольные.
18.10
8
Повторение изученных букв
1
Счётные палочки, разрезная азбука.
25.10
II четверть (8 часов)
п.п
Тема, содержание.
Кол час
Наглядное пособие
дата
Примечание.
1
В мире звуков
1
Пластилин, сумка с принадлежностями.
08.11
2
Звук и буква Дд . Печатная
Буква.
1
Краски, светофор с написанием букв.
15.11
3
Написание слогов с буквой
Дд.
1
Счётные палочки, разрезная азбука.
22.11
4
Звук и буква й. Печатная буква
1
Счётные палочки, резиновые животные, рисунки домиков.
29.11
5
Написание слогов с буквой
Йй.
1
Счётные палочки, краски, игрушки животных.
06.12
6
Буква ь. Печатная буква
1
Краски, цветок ромашка.
13.12
7
Повторение пройденных букв.
1
Разрезная азбука.
20.12
8
Повторение изученных букв.
1
Счётные палочки, разрезная азбука.
27.12
III четверть (10 часов)
п.п
Тема, содержание.
Кол час
Наглядное пособие
дата
Примечание.
1
Звук и буква Яя.
Печатная буква.
1
Счётные палочки, краски.
17.01
2
Написание слогов с буквой
Яя.
1
Счётные палочки, разрезная азбука.
24.01
3
Звук и буква Юю.
Печатная буква.
1
Счётные палочки, разрезная азбука.
31.01
4
Написание слогов с буквой
Юю.
1
Счётные палочки, дорога с обозначенными пунктами.
07.02
5
Звук и буква Ее. Печатная
буква.
1
Счётные палочки, животные из теремка.
14.02
6
Написание слогов с буквой
Ее.
1
Пластилин, краски.
21.02
7
Звук и буква Цц.
Печатная буква.
1
Пластилин, краски.
28.02
8
Написание слогов с буквой
Цц.
1
Пластилин, краски, разрезная азбука.
07.03
9
Звук и буква Чч.
Печатная буква.
1
Счётные палочки, клавиатура.
14.03
10
Повторение изученных букв
1
Пластилин, краски.
21.03
IV четверть (8 часов)
п.п
Тема, содержание.
Кол час
Наглядное пособие
дата
Примечание.
1
Буква ъ.
Печатная буква.
1
Разрезная азбука.
04.04
2
Звук и буква Шш.
Печатная буква.
1
Разрезная азбука.
11.04
3
Написание слогов с буквой
Шш.
1
Разрезная азбука.
18.04
4
Звук и буква Фф.
Печатная буква.
1
Разрезная азбука.
25.04
5
Написание слогов с буквой
Фф.
1
Разрезная азбука.
02.05
6
Звук и буква Ээ.
Печатная буква.
1
Разрезная азбука.
16.05
7
Написание слогов с буквой
Ээ.
1
Разрезная азбука.
23.05
8
Повторение пройденных букв.
1
Разрезная азбука.
30.05
Учебно – методическое обеспечение.
Литература для учителя.
Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (программа «Особый ребенок»), Пермь 2010 год, ч.1
Литература для обучающегося.
Пропись.
Составители: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько.
Издательство: «Просвещение» 2005 г.
infourok.ru