Интересные математические игры направлены на обучение вашего малыша основам математике. Данные игры развивают у детей наглядно-образное мышление, учат сравнивать, знакомят с количественным составом числа, предложенные игры знакомят детей с цифрами и их цифровыми обозначениями, учат решать простейшие математические задачи.
Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»
Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.
◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)
◈ Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).
◈ Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.
➣ Внимание: А что такое мало, как его определить? Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» — понятие относительное.
◈ Поиграйте в игру «Один — много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.
Игра учит пользоваться опосредованным множеством; развивает наглядно-образное мышление.
Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки.
◈ Как играем: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать? Очень просто! Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.
◈ Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур — одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.
◈ Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре — это знак равенства (сам знак можно не называть).
Игра закрепляет ужение сравнивать две группы предметов
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.
◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.
◈ Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.
Игра помогает ребенку понять, что Величина — понятие относительное
Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.
◈ Как играем: покажите ребенку картинки медведя, волка и зайца, выясните, кто из животных самый большой, кто маленький, какой поменьше и т. п. Их нужно посадить в клетки соответствующего размера.
◈ В зоопарк привезли слона. Ему нужно отвести самую большую клетку. Отметьте, что самым большим был медведь, а теперь стал слон. Затем в зоопарк привезли самого маленького животного — ежа. Обратите внимание на то, как изменилось соотношение величин: самым маленьким был заяц, теперь еж. Еще раз сравните, кто самый большой, кто поменьше и т. д.
Игра учит сравнивать две группы предметов
Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.
◈ Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».
◈ Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.
◈ Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз — реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).
Игра знакомит ребенка с количественным составом числа из единиц
Необходимый инвентарь: цветные карандаши разного цвета.
◈ Как играем: положите карандаш на стол, обратите внимание на то, что он один — красный. Справа от него положите еще один, но другого цвета. Теперь их два: один красного цвета, другой зеленого. Значит, число два состоит из двух единиц. Положите еще один карандаш, например, желтого цвета. Проговорите, что число три состоит из трех единиц. Аналогично доведите счет до 5-10. Вспомните сказку про Козленка, который умел считать до 10. Как он спас животных. Подчеркните: «Как хорошо уметь считать!». А как думает ваш ребенок? А если всех, кого спас Козленок, изобразить в виде кружочков? Наклеить их и посчитать, то получится, что ваш ребенок спасает героев сказки. Похвалите его.
◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Угадай-ка». Из скольких единиц состоит число 3, 4? Показывайте цифры, если ребенок знает их. Возьмите в следующий раз разные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четырех единиц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчитайте слева направо и наоборот, подчеркните, что количество от этого не изменится. А если игрушки поставить в круг, как же запомнить, от какой начали считать?
◈ Меняйтесь ролями. Постоянно поощряйте ребенка.
Игра знакомит детей с цифрами
Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.
◈ Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.
◈ Закрепляем: так можно познакомить и с другими цифрами (до 10).
◈ Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.
Игра учит соотносить количество предметов с их цифровым обозначением
Необходимый инвентарь: карточки с цифрами, предметные картинки или игрушки, Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).
◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет приходить Мудрая Сова. Сегодня она принесла картинки и к ним карточки с цифрами от 1 до 5. Покажите картинку, на которой нарисовано, например, четыре машинки. Пусть ребенок найдет карточку с цифрой «4». Аналогично обыграйте и остальные картинки. Справится ли ребенок сам, без помощи Совы? Похвалите его за старание.
◈ Закрепляем: играем наоборот — вы показываете карточку с цифрой «3», а ребенок должен подать картинку, на которой нарисовано три яблока, и т. п. Меняйтесь ролями: ребенок показывает карточки с цифрами, а вы ищете нужную картинку. А может, ему поможет Мудрая Сова?
◈ Играем на кухне в игру «Вкусные цифры». Берем три мандарина и находим карточку с цифрой «3» и т. п. Не забывайте приглашать Мудрую Сову — пусть полакомится.
◈ А если прикрепить цифру «1» на холодильник, а цифру «2» на шторы? А остальные? Подумайте. Разрешите ребенку это сделать. Если у него возник интерес к цифрам, он будет рад наклеить их на все, что найдет, а вы?
Игра знакомит с порядковым счетом Необходимый инвентарь: игрушки.
◈ Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Скажите, что к вам опять пришла в гости Мудрая Сова. Она поиграет с вами в игру. Нужно правильно ответить, кто стоит на первом (втором и т. д.) месте. Считаем слева направо. «Кто стоит между зайцем и медведем?» — «Тут стоит белка. Она вторая» и т. д. Обратите внимание на то, что если игрушки считать справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут последними.
◈ Закрепляем: игрушки можно ставить друг за другом — паровозиком. Вы все дома? Поиграйте в паровозик. Кто будет первым: мама, папа? Решать ребенку. Обязательно обращайте внимание на то, откуда ведется счет.
◈ Выясните, кто стоит на втором месте — мама или бабушка, а кто на третьем? А если паровозом станет последний вагон? Изменится ли порядковый счет?
◈ Вы заняты на кухне? Поиграйте в эту игру на новый лад: поставьте на стол разную посуду — тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спрашивайте, что стоит на первом, втором, третьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.
➣ Внимание: количественный состав — это состав из единиц, он не меняется. А порядковый состав может меняться, если считать в другом направлении. Не перепутайте!
Игра знакомит с порядковым счетом
Необходимый инвентарь: стулья.
◈ Как играем: поставьте стулья друг за другом – это паровозик из Ромашкова. Пригласите детей или взрослых поиграть вместе с вами. Можно спеть песенку Паровозика из этого мультипликационного фильма:
Проехал мост мой веселый паровоз;
Он сейчас притормозит,
На посадку пригласит.
«Эй, друзья, сюда скорей!
Не толкайтесь у дверей
Не мяукайте, не лайте,
Быстро место занимайте».
◈ Куда едем? А хоть куда: в зоопарк, на дачу и т. д. Но обязательно обыграйте.
◈ Закрепляем: ехать могут и игрушки, машинист — ребенок.
◈ Усложняем: если ребенок умеет считать, наклейте на стульчики их порядковые номера.
Игра учит решать простейшие задачи
Необходимый инвентарь: ваза с фруктами.
◈ Как играем: скажите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок останется? Почему их станет меньше?». Обязательно все покажите на наглядном примере. «А как сделать, чтобы их стало больше?» — Ребенок должен положить в вазу одно яблоко. Придумывайте аналогичные задачи про все, что у вас есть под рукой. Используйте любую ситуацию для этого: вы купили ребенку новые шорты, третьи по счету? Спросите, например: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отнимаем, то говорим «осталось», если прибавляем, говорим «стало».
◈ Закрепляем: на улице вы увидели сидящих детей, один ушел. Предложите придумать про них задачу и решить ее. Если ребенок знает цифры, то можно ее записать.
◈ Усложняем: ребенок должен сам придумать устную задачу, а вы решите ее и обязательно ошибитесь. Доставьте ребенку удовольствие вас поправить.
Игра учит решать простейшие задачи на сложение, вычитание: прибавить, отнять 2; формирует наглядно — образное мышление
Необходимый инвентарь: тетрадь, карандаш, мелкие предметы.
◈ Как играем: сегодня Мудрая Сова будет учить решать задачи. Положите перед ребенком слева два красных кружочка и два синих, а справа два синих. Скажите, что это заколдованные лесные жители. Предложите придумать про них задачу. Пусть ребенок фантазирует: красными кружочками могут быть и белочки, и листочки. Если ребенок не справляется, то Мудрая Сова придет на помощь. Расскажите ей стихотворение:
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидела, головой вертела…
◈ Закрепляем: играем наоборот. Ребенок раскладывает кружочки, квадратики, а вы решаете задачи. А если вы долго ждете электричку и у вас есть мел? Или вы стираете в ванной, а ребенок помогает мыть игрушки? Придумайте вместе с ребенком задачу про них. Так вы подготовите своего математика к школе.
Игра закрепляет умение считать (количественный, порядковый счет)
Необходимый инвентарь: книжки сказок с картинками.
◈ Как играем: вспомните сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Предложите посчитать, сколько героев сказки тянули репку, встретили Колобка, жили в теремке. А если персонажей «Теремка» сравнить по росту, по величине? Кто самый большой, маленький? Кто меньше медведя, но больше зайки? И т. д. А если их «превратить» в кружочки, наклеить в тетрадь и подписать под ними цифры? Например: мышка — серый кружочек, лягушка — зеленый, зайка — белый, волчок — большой серый кружок.
◈ Закрепляем: вспомните сказки В. Сутеева «Разные колеса» и «Под грибом». Как могли звери спрятаться под грибом, что с ним произошло? Почему не катилась телега в сказке «Разные колеса»? (Колеса были разного размера.) А если все сказки зарисовать? Получится целая Страна сказочной математики.
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
Сколько на снегу ребят?
* * *
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу — ох!**
(Сколько овощей принесла хозяйка?)
* * *
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку*
(Сколько предметов дама сдавала в багаж?)
* * *
По утрам у Айболита,
До обеденной поры,
Лечат зубы:
Зебры, зубры,
Тигры, выдры и бобры.
(Сколько разных зверей вылечил Айболит?)
azbyka.ru
Здравствуйте, мои дорогие и любимые читатели. С вами Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю обсудить тему точных наук для малышей. А именно математику. Вы часто спрашиваете, что должен знать ребенок 4 лет по математике и не рано ли ему познавать столь серьезное учение? На самом деле математические азы в таком возрасте – это не что иное, как помощь в освоении окружающего мира, ориентировании в пространстве. То есть величины и их количество необходимы ребятам для того, чтобы иметь представление об устоявшемся укладе жизни взрослых, а вовсе не потому, что педагоги готовят своих воспитанников к научной карьере.
Сколько дней в неделе? Чем отличается круглое печенье от квадратного? Какая ложечка больше: чайная или столовая? Какой стул выше: детский или взрослый? И как разделить ягоды или конфеты между друзьями поровну? Для взрослой сформировавшейся личности – это простые вопросы, о которых мы даже не задумываемся, просто знаем и понимаем их суть. Но для ребенка они представляют целую науку с математическими корнями. Поэтому изучение математики в возрасте 4-х лет необходимо, тем более освоение ее детьми младшей дошкольной группы соответствует программе ФГОС. Посему мне остается только объяснить, как правильно должны проводиться занятия с малышами, чтобы их результаты приятно удивили.
Содержание статьи:
Для начала давайте обратимся к готовым пособиям, которые могут быть полезными, как воспитателям, так и заботливым родителям. И если вы не знаете с чего начать, то лучше познакомиться со сценариями занятий по математике для детей в возрасте 3-х – 4-х лет автора В.П.Новиковой. Пособие понятно и интересно рассказывает о сложении и вычитании для детей, а также учит решать элементарные задачи в соответствии с ФГОС.
Этот же автор предлагает раздаточный материал для занятий по математике в детском саду. В комплект входит 10 картонных листов с иллюстрациями и материалами для математических игр.
Новикова В.П. также создала рабочие тетради для малышей 4-5 лет, в которых будет легко разобраться и профессиональным педагогам, и мамам, папам, бабушкам и дедушкам. При помощи данного учебно-методического комплекта, дети не просто будут осваивать математические азы. Они научаться рассуждать, анализировать, развивать логическое мышление.
В противовес указанному автору, хочу предложить вам весьма занимательный материал для упражнений по математике в детском саду. Мне, например, очень понравился. Много интересных идей и увлекательных игр предлагает Михайлова-Свирская Л.В. Материал преподносится в игровой форме, а ведь только так можно приобщить малыша к новому нелегкому учению.
data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"data-ad-slot="5932752765"data-ad-format="auto">
Конечно же, восприятие детьми различной информации, связанной со счетом и прочими величинами начинается за долго до 4-х летнего возраста. Когда малышу исполняется 1, 2 или 3 годика вы вставляете ему соответствующее количество свечек во вкусный торт. Считать можно елочные игрушки, которыми вы украшаете новогоднее дерево, подарки, столовые приборы. Самая простая сервировка стола – это вообще кладезь знаний для дошкольника младшей группы детского сада. Кто бы мог подумать, да? Во-первых, кроха запоминает порядок действий (сперва расставить тарелки, затем ложки и вилки и т.д.), во-вторых, он может сосчитать, сколько членов семьи будут обедать за столом (мама – это раз, папа – это два, сын или дочь – это три). В соответствии с числом обедающих малышу нужно поставить на стол тарелки, ложки, вилки, кружки или разделить тот же праздничный торт на необходимое количество гостей.
Родителям и воспитателям ДОУ при этом следует запастись терпением, ведь дошкольник не всегда понимает, почему счетпроисходит так или иначе, путает временные понятия, да и количественные тоже. Именно поэтому занятия по математике должны происходить, что называется в теплой и непринужденной обстановке. Говоря детским языком – лучше всего знания усваиваются малышами во время игры.
Для нее нам понадобятся игрушки-зверушки, вырезанные из цветной бумаги зеленые, красные и желтые кружочки (в разном количестве) и тарелочки (можно пластиковые – одноразовые). Игра нацелена на освоении понятий «много», «мало», «поровну».
Вы объявляете малышу, что к нему пришли гости. Пусть это будет зайчик, мишка и лисичка. Предлагаете ребенку угостить зверей яблоками (кружочками). Спрашиваете, каких яблок у вас много, каких яблок мало? Вы ведь помните, что мы вырезали разное количество кружочков-яблок? Предложите дошкольнику разделить поровну между игрушками угощения зеленого цвета, потом красного и желтого. Спросите, сколько досталось яблок каждому из гостей. Опять же, это игра из разряда сервировки стола – просто замечательное упражнение для ребенка, которое должны взять на заметку родители!
Дети ведь так любят чувствовать себя взрослыми, поэтому им очень хочется купить или продать что-либо в магазине. Игра вам в помощь и вашим воспитанникам тоже. Покупать и продавать в магазине можно все, что угодно. Но возьмем для примера пальто, у которого не хватает нескольких пуговиц. Вы можете воспользоваться настоящим плащом, предварительно срезав с него 2-3 пуговки, или нарисованным, где из десяти пуговиц не хватает, к примеру, 4-е. Подберите пуговицы не только похожего размера. Пусть они будут разные: большие и маленькие. Так вы сможете развивать математические азы по нескольким направлениям:
Для этой развивающей игры ребенку нужно будет подобрать латки нужно формы, которые вы предварительно вырезали из бумаги. Латки тоже могут быть разных размеров. Так малышу понадобится выбрать не только правильную форму, но и нужный размер бумажного лоскута.
Разложите перед юным учеником 5 карандашей разного цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Таким образом, у вас получится общее число карандашей – пять. Но так как каждый из них отличается по цвету, то это самое число «5» состоит из разных единиц. Какие цвета они имеют: 1-синий, 1-красный, 1-желтый, 1-коричневый и 1-зеленый.
На самом деле играть и учиться считать при этом можно совершенно разными способами. На помощь приходят старые добрые сказки. Например, «Три медведя», где у самого большого мишки-папы была самая большая тарелка, ложка, кроватка и самый высокий стульчик. Помните, как Машенька пробовала по очереди каждый из предметов. Это просто замечательная сказка, помогающая детям разобраться в величинах!
К этому материалу я приложила еще несколько занимательных упражнений в картинках, которые, я уверена, должны понравиться вам и вашим детям!
На этом я, Татьяна Сухих, говорю вам: «До новых встреч»! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приводить сюда друзей. Всем пока и удачи в математических занятиях!
Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?
Оцените записьmetodbv.ru
Многие родители хотят, чтобы дети научились считать и как можно раньше. Но главное не рано научить, а правильно научить. А еще очень важно, чтобы «скучная, по мнению детей, математика», стала для них интересной. В этом, конечно же, поможет игра. Если учесть, что в дошкольном возрасте игра (особенно сюжетно-ролевая) является ведущим видом деятельности, и необходима дошкольнику как свежий воздух, то нужно просто совместить эти два направления развития ребенка.
В моем личном случае, это просто необходимо. Мой сынок, которому почти четыре года, все время пребывания дома (а это не так и много, потому что ходит в садик) хочет играть. Конечно, играть с взрослым это интересно. И мне приходится те темы, которые пытаюсь планировать, подгонять под игру. Выходит за малое время, и позаниматься, и поиграть. Сейчас я приведу пример, как мы, проходя тему «СОБАКИ» обучались счету в пределах пяти, и остановлюсь на важных методических этапах: как правильно обучать.
В определенный момент наши собаки проголодались: — Собачки хотят кушать. — Давай их кормить. — А сколько у нас собак?И мы начинаем считать. Сколько у нас собак. Считаем правильно.
Выстраиваем всех собак в линию. Ни в коем случае они не должны быть, как во многих карточках, тетрадях в разнобой, потому что это особый счет, который подходит для более старшего возраста, да и сравнить количество одних предметов с другими будет очень сложно.
И вот мы начинаем считать. Считаем тоже соблюдая правила:
1 правило: маленького ребенка, примерно до 4-5 лет, нужно дотронуться рукой до предмета, т.к. в этом возрасте еще порой очень сложно переносить с одного предмета на другой свой взгляд и соответственно он может потерять какое-то количество предметов или наоборот посчитать их несколько раз. Поэтому первоначально мы обучаем детей переставлением предметов с одного места на другое, потом путем дотрагивания до предметов, потом, указывая на предмет пальцем, потом указкой и только потом мы учим считать только при помощи взгляда.
2 правило: учим называть числительные правильно и согласовывать числительные и существительные.У нас нет числа РАЗ. У нас есть число .ОДИН. А дети в большинстве своем считают именно РАЗ, два, три… Мы должны сразу правильно приучать детей считать правильно: ОДИН (одна, одно…), два, три….Мы считаем собак, поэтому в нашем случае это: Одна, две, три, четыре, пять собак. Или еще лучше, если это будет: Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Таким образом, происходит еще и развитие речи.
3 правило для этого возраста: После того как мы посчитали, мы делаем круговой жест вокруг всех собак и говорим: Всего пять собак. Для чего это делается, чтобы ребенок понял, что не последняя собачка – это пять собак. Ведь для ребенка понятие ПЯТЬ СОБАК – абстрактное, и ему надо понять, что пять собак, это совокупность всех собак, которые мы сейчас посчитали.
Итак, мы выяснили количество собак.— Ну, давай кормить их. Что нам потребуется?— Мисочки.— Хорошо. А сколько мисочек нам потребуется?— пять.В качестве тарелочек у нас обычно крышки от контейнеров для бахил. Можно использовать обычные картонные круги.
Я преднамеренно даю четыре миски. - Посчитай, хватит ли тебе мисочек?
Сынок раскладывает их перед каждой собакой и считает таким же образом, как и считал собак. Обратите внимание, что, раскладывая второй ряд предметов, каждая миска ставится именно напротив каждой собаки. Только таким образом ребенок может наглядно увидеть чего больше, чего меньше и на сколько. Я однажды столкнулась с таким объяснением моему сыну. Мы пришли в гости и мы, совершенно к месту, с сыночком стали считать какие-то предметы, посчитали, а потом стали сравнивать. Но мы только начали учиться сравнивать предметы с разницей в две единицы (4 предмета и 6 предметов) и не соблюдая правила линейности, т.е. не выкладывали предметы в линию, поэтому задача стала ну совсем абстрактной. И сынок ошибся, назвав, что 6 больше 4 на 1. И я прекрасно понимаю, почему он ошибся. Он еще в своем уме не может выстроить линейную задачу, чтобы сравнить две совокупности предметов. Хотя беседа была у нас с ним приватная, но моему ребенку стали объяснять со стороны: «Ну, как же на 1 больше? Конечно, больше на 2, там же две единицы. Смотри: пять, шесть, на две единицы больше…» Естественно такого объяснения трехлетний (пусть даже почти четырехлетний) ребенок понять не сможет.
Таким образом, линейное построение предметов нам показывает, каких предметов больше, каких меньше и на сколько.
Ребенок уже сам подсказывает, что одной миски не хватает.— Чего больше: мисок или собак?— Собак больше?— На сколько больше собак, чем мисок?— На одну.— Сколько еще мисок нам потребуется, чтобы всем собачкам хватило мисок?— Нужна еще одна мисочка.Я предполагала, что наши домашние питомцы будут есть воображаемую пищу, но не тут то было. Сережу удивило новое знание о собаках: оказывается, собаки едят не только мясо и косточки. Они еще любят рыбу.— Мам, давай их покормим рыбой – сделал сынок мне предложение.— Ну, хорошо.— Срежь (т.е. вырежь) мне рыбок.— А сколько рыбок нужно вырезать?— Пять.— А почему ты так решил, что нам нужно пять рыбок, а не четыре, например?— Потому что собак пять.— Т.е. столько же, сколько собак – поясняю я.
Пока я вырезаю рыб, сынок достает «прудик» вырезанный из картона, быстро находит палочку – которая становится удочкой, берет человечка – хозяина собак, который ловит в пруду рыбу. А собаки нас ждут.Вообще, вырезать по ходу игры какие-либо предметы из цветного картона это очень хороший навык в игре. Сейчас я ему совершено схематично, силуэтно вырезаю предметы из обрезков картона. А чуть он подрастет, сам будет вырезать недостающие ему предметы в игре. И получается, что игра зависит не от имеющихся атрибутов, а от замысла.
Вот я вырезала шесть рыб. И даю сыну. Он опускает их в пруд, потом всех вылавливает его человечек и несет собачкам. Раскладывает рыбки в миски по одной и при этом считает по всем правилам. Так оказалось, что рыб шесть.
— Одна не нужна – говорит Сережа. — Почему не нужна? — Она лишняя. — А сколько рыб поймал твой человечек? — Шесть. — А сколько надо было? — Пять. — Т.е. столько же, сколько и собак. — Что нужно сделать, чтобы рыб было столько же, сколько собак? — Отдать одну рыбку кошке. Что он и сделал.Еще раз подчеркиваю. Ребенок наглядно и не в уме сделал сложнейшие для его возраста математические операции. Играя, они его не напрягли совсем. Он, и я вместе с ним, играл. Данное «занятие» если его можно так назвать, продлилось минут 7-8. И этого вполне достаточно.
Многим может показаться, что уж очень много повторений одних и тех же вопросов. Но это для нас, взрослых, они одни и те же. А для ребенка они всегда разные. То мы считаем собак, потом сравниваем их с количеством мисок. То мы сравниваем количество рыб с количеством собак. А это уже совершенно другая задача. И именно благодаря таким вопросам дошкольник, в данном случае 3-5 лет усваивает основные математические понятия.Это лишь пример того, как можно играть и заниматься математикой. Вы можете взять другие количественные представления, другие предметы, например, накормить трех зайцев, или посадить четырех человечков в машины и т.д. Помните, что нужно научить и соблюдать основные правила счета.
Главное, вы играете, удовлетворяя основную потребность вашего чада, и занимаетесь с ним.
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
deti-burg.ru