ГлавнаяРебенку 4Консультация для родителей если ребенок дерется для детей 3 4 лет
Консультация для родителей «Что делать если ребенок дерется?». Консультация для родителей если ребенок дерется для детей 3 4 лет
«Если ваш ребенок дерется…» в группе раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Росинка»
Консультация для родителей:
«Если ваш ребенок дерется…»
в группе раннего возраста
«Колобок»
Подготовила воспитатель:
Белогурова В.В. 2014-2015 уч.г. 1
Цель: Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей раннего возраста.
Детская агрессивность - явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).
В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.
Причины агрессии – психологическое ограничение, как физиологическое лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является « нельзя», которое говорят ему родители при попытках освоить большой и незнакомый мир. Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источниками гнева. Препятствия в достижении цели также могут являться причиной гнева. Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребенка. Умение замечать состояние своего ребенка может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребенка выражать гнев в социально приемлемых, а не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив ее приближение, направить в подготовленное русло. Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т. е. агрессивный ребенок вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая имея под собой благоприятную почву, становится устойчивой личностной чертой.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:
1.) Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
2.) Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).
3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности
социального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.
Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.
Памятка для родителей Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.
Что делать если ребенок дерется?
1. Во- первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)
2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).
3. В третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: « А как должен вести себя мой ребенок в подобных ситуациях», « Что я сама умею и чему могу научить ребенка, чтобы он вел себя соответственно желаемому?».
4. В четвертых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:
- Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.
- Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок
использует деструктивный способ. При первых признаках агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь,
предложить другую игрушку, изменить место игры,
поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с
ним, настоять на возвращении отнятого.
- Если ваш ребенок сделал все правильно, как вы его учили,
Необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.
Консультация для родителей
«Почему ребенок кусается, обзывается и дерется?»
Родителей очень волнует вопрос: "Каковы же причины детской агрессии? Врожденное это или приобретенное? "
Конечно, проще всего это списать на наследственность. Но детская агрессия может произрастать и из-за неблагоприятных внутрисемейных отношений.
Как же узнать агрессивного ребенка среди других?
-часто грубит взрослым;
-ломает игрушки, бросает вещи;
-бьет других детей;
-часто раздражается;
-обзывает других;
-мстительный;
-кричит на других детей при общении
Причины детской агрессии:
1 Конфликты в семье
2 Авторитарный стиль воспитания
3 Нежеланный ребенок
4 Недостаток внимания со стороны родителей
5 Запреты
6 Компьютерные игры, телевизор
Что делать? Формировать способность к эмпатии (если агрессор сможет посочувствовать другому, его агрессия в следующий раз будет слабее) .
Поможет в этом сюжетная игра, в которой ребенок сможет поставить себя на место других, оценить свое поведение; театр (разыграть определенную ситуацию) .
А взрослым нужно будет избавиться от привычки во всем обвинять ребенка: "Ты мешаешь, от тебя одни проблемы". Полезнее использовать местоимение не "ты", а "я". "Я расстроилась, потому что игрушки разбросаны".
Уважаемые родители! Если вы не будете обвинять ребенка, угрожать ему, давать оценку его поведению, то у вас появится уникальная возможность конструктивного диалога.
Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!
Поделитесь с Вашими друзьями:
dogmon.org
Консультация для родителей «Почему ребенок дерется»
Почему ребенок дерется, все виды причин
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с детской агрессией, направленной на других людей, будь то дети-сверстники или взрослые. И сразу же возникает вопрос, почему он себя так ведет, ведь его любят и стараются привить доброту и отзывчивость? Отдельный вопрос — почему ребенок из недавно милого крохи превратился в отъявленного драчуна, бьет сверстников или пытается драться с взрослыми. Ответ нужно искать, как всегда, в поведении самих родителей и в особенностях характера ребенка. Все знают о том, что человек уникален, это утверждение в одинаковой степени относиться как к взрослым, так и к детям, но, в отличие от сформировавшейся личности взрослого человека, поведение ребенка еще можно скорректировать вовремя, выяснить основные причины его агрессии.
С основными проблемами детской агрессии родители сталкиваются немного позже. Наиболее остро негативные эмоции проявляются у детей 2-3 лет. Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен несколькими причинами:
Недостаточное развитие речи, самоконтроля и отсутствие навыков общения со сверстниками. Например, всем Вам знакома сцена в песочнице: один ребенок выхватывает понравившуюся игрушку из рук владельца. Обиженный карапуз не знает, как потребовать, чтобы ему вернули его имущество, его переполняют эмоции, и он бьет своего обидчика. Нужно понимать, что ребенок 2 года дерется потому, как не знает других способов выражения чувств. Малышам не хватает слов, поэтому они отстаивают свою точку зрения простыми действиями: толкаются, кусаются и бьются.
Ребенок нуждается в Вашей помощи. Случается иногда, что у ребенка не получается то, чем он занимается. Досада и разочарование, испытываемые в данный момент, могут привести к драке с родителями. В такие моменты Вам нужно просто успокоить и поддержать малыша.
Кризис 3-х лет. Дети в этом возрасте стремятся подражать взрослым и делать все самостоятельно. Бывает и так, что ребенок 3 года дерется из-за ерунды: например, родители сделали что-то сами, не спросив малыша (закрыли дверь, выключили свет).
Недостаток внимания со стороны взрослых. Обижая кого-нибудь на детской площадке, ребенок уверен, в том, что эта ситуация не останется без внимания родителей, даже если это будет угроза, наказание или другая бурная реакция.
Негативное влияние агрессивных мультиков, компьютерных игр и фильмов. Научите малыша различать добро и зло, объясните, что быть с окружающими злым нельзя.
Агрессия родителей или других членов семьи. Заставляя ребенка силой и криками что-то сделать, Вы уже подаете ему негативный пример. Дети копируют поведение своих родителей. Если в семье крики, угрозы являются нормой, то воспитание необходимо всей семье.
Как правило, это основные причины того, что дети дерутся. Но есть и другие. Например, темперамент играет не последнюю роль в этом вопросе. Всем известно, что дети-холерики более импульсивны, им гораздо сложнее сдерживать свои эмоции. А вот меланхоличные дети очень редко проявляют физическую агрессию.
Если ребенок дерется в садике, возможно, он не находит поддержки воспитателя или друзей. Он не умеет договариваться, поэтому в любой конфликтной ситуации начинает все крушить. Обязательно разберитесь в ситуации, поговорите с ребенком, уточните детали. Причиной может быть и то, что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее, и что можно ударить кого-то, если рассердишься. И чаще всего ребенок выбирает тех детей, которые не могут дать сдачу. В таком случае пересмотрите взгляды на воспитание своего малыша. Для возможности выхода отрицательных эмоций можно записать ребенка в спортивную секцию. Отдайте предпочтение командным видам спорта (футбол, хоккей). Детская психика достаточно гибкая, поэтому поддается любой коррекции. Наберитесь терпения, спокойствия и проводите как можно больше времени со своим любимым чадом. Тогда его драки прекратятся, а на их место придет твердое понимание того, как и куда можно применить свою силу. Любите своих детей, живите ими и дарите им не только любовь, но и жизненный опыт, который пригодится им всегда.
infourok.ru
Консультация для родителей. Если ребенок дерется?
Если ребенок дерется?
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
Многие дети еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.
Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.
Как предотвратить проблему
• Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
• Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.
• Сделайте дома подобие боксерской груши.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
• Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
• Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы – не ставить подножку, не бить ногами…
• Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»
• Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
infourok.ru
Консультация для родителей " Если Ваш ребёнок дерётся"
Консультация для родителей
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЧАСТО ДЕРЕТСЯ С ДЕТЬМИ
Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают».
К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются достаточно часто. В каждой группе детского сада наверняка есть несколько таких детей.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки — разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Как правильно вести себя в этой ситуации? Давайте попробуем перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания, и вы сами убедитесь, что избежать такого конфликта не только можно, но и необходимо.
Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка что-то делать, вызывая у него реакцию протеста. Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т. п. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Безусловно, если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых — обязательное условие успеха. Таким образом, мы с вами рассмотрели возможные причины возникновения агрессивности. Теперь, перед тем как перейти к описанию игр и упражнений, направленных на ее коррекцию, давайте попробуем сформулировать некоторые принципы общения с агрессивными детьми:
· помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
· дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
· показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планах «мести»; пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
infourok.ru
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ
Консультация для родителей
Если ребенок дерется
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
Многие дети еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.
Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.
Как предотвратить проблемы
-
Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
-
Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
-
Сделайте дома подобие боксерской груши.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
-
Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть /собираться на прогулку, готовиться к обеду/, а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
-
Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы — не ставить подножку, не бить ногами.
-
Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»
-
Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Злость и жестокость
Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимание на боль и страдание других людей.
Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.
Как предотвратить проблемы
-
Проявлять к ребенку эмпатию, дать понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
-
Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает..., ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».
Как справиться с проблемой, если она уже есть
infourok.ru
Консультация для родителей «Что делать если ребенок дерется?» страница 2
1.) Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
2.) Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).
3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности
социального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.
Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырас тают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.
Памятка для родителей
Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.
Что делать если ребенок дерется?
1. Во- первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)
2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).
3. В третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: « А как должен вести себя мой ребенок в подобных ситуациях», « Что я сама умею и чему могу научить ребенка, чтобы он вел себя соответственно желаемому?». 4. В четвертых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:
-
-
-
Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.
-
Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок
использует деструктивный способ. При первых признаках
агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь,
предложить другую игрушку, изменить место игры,
поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с
ним, настоять на возвращении отнятого.
infourok.ru
Консультация для родителей "Если ребенок дерется".
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
муниципального образования город Ноябрьск
Если ребенок дерется
Подготовила педагог – психолог:
Никифоренко Елена Геннадьевна
Ноябрьск,
2017 г.
Еще вчера Вы были счастливыми родителями чудесного крохи, а сегодня с досадой обнаружили, что малыш со всеми дерется и еще и грубит Вам. Не стоит огорчаться, ведь большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Если ребенок дерется, очень важно не упустить момент и вовремя отреагировать на поступок малыша. Научите ребенка направлять свои негативные чувства в другое русло, побуждайте его к позитивному социальному поведению. Действуя, таким образом, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)».
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.
Проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного и школьного возраста.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
Введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений.
Наследственно-характерологические факторы.
Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга.
Влияние социального окружения: семья, окружающие дети, средства массовой информации.
Стремление привлечь к себе внимание сверстников.
Стремление получить желанный результат.
Стремление быть главным.
Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
О.Хухлаева выделяет следующие виды агрессии:
Часто на поведение детей влияют модели поведения, которые воспроизводят их родители:
1. Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку, что приводит к появлению у ребенка защиты или подражания такого типа поведения. Такой ребенок часто конфликтует, дерется на занятиях.
2. Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. В этом случае уровень агрессивности у ребенка повышается, что допускает вероятность ответной агрессивности в старшем возрасте.
3. Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость. В результате акцентуация поведения, нежелательное поведение закрепляется.
Как вести себя родителям.
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.
Профилактика агрессивного поведения:
Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).
Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.
Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.
Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.
Список литературы:
Баулина М. Почему он такой агрессивный? // Возрастная психология. – 2001. - № 2.
Востpокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития. // Российский психиатрический журнал. – 2000. - № 2. С.12.
Детская психология: Учеб. Пособие / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. и др. / Под. ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Мн.: Университетское, 1988.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб: Союз, 2001.
Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Венгера Л.А. – М.: Просвещение, 1998.
Селиверстов В.И. Агрессия у детей: Психокоррекционные основы воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
infourok.ru