Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно. В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.
Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше. Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период? Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему. Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход. Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда. В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна. Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться. Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко. Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка). Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика. Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания. Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла? Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь! Уважаемые родители! Вы должны понять, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не сможет сделать для Ваших детей ВСЕ. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя. * Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям. * Если у вас есть хоть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего дня, нашим желанным гостем * Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста * Почитайте, поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы обретете новых маленьких друзей, а Ваш ребенок будет испытывать огромную радость, что у него есть Вы. * Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребенка Терпения вам и оптимизма! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы! Консультация для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков (КГН) у детей 2-3 лет. Ранний возраст – самый эффективный период для начального формирования культурно - гигиенических навыков (КГН). С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, взрослые должны стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей. Для комфортного самочувствия ребёнка в этот период большое значение имеет, то в какой мере у него сформированы КГН и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.) Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию этих навыков и привычек (ещё маленький, в детском саду научат и т.д.) Многие дети приходят в детский сад не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок – привыкли к памперсам, не умеют раздеваться, пользоваться носовым платком, мылом, полотенцем и т.д. Вырабатывать у детей КГН необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть посильны и выполнимы. У детей дошкольного возраста преобладает конкретное наглядно – образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Детям становится понятна целесообразность требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т.д.) Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Необходимо создать установку у ребёнка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Анечка будет кушать», «Миша будет спать» и т.д. Слова ребёнка настраивают на предстоящий процесс (в то время, как молчаливое действие обычно пугает ребёнка). Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования КГН: дети могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду. Желаем успехов вам родители по формированию КГН у ваших детей!
«Как правильно воспитывать у детей КГН» 1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребёнка. 2. Поощряйте, хвалите, своего ребёнка даже за небольшие достижения. 3. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует, как, что и в каком порядке делать. 4. Нельзя торопить ребёнка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять всё спокойно, самостоятельно. 5. Если у малыша, что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не просит. 6. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребёнка. 7. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример. 8. Старайтесь использовать игровую ситуацию. 9. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. Поиграй со мною мама Давно замечено, что чем лучше малыш управляет своими пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. Нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, который отвечает за речь малыша. Вот почему так полезно разрешать ребёнку играть с мелкими предметами. Пуговицы, спички, крупы есть в каждом доме. Игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятия, внимание, память, связную речь и словарный запас. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Пальчиковые игры «Дождик» Дождик, дождик, поливай – Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки. Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг. «Белочка» Белочка на ёлочке скачет вверх и вниз. Белочка, за ёлочку лапками держись, Прыг-скок на сучок, лапками держись! Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить, резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки. «Жук» На лужайке по ромашкам Жук летел в цветной рубашке; Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь. Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.
Пластилин тоже даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать фигурки.
«Всё из пластилина» Из пластилина овощи, Из пластилина буквы. Смогу слепить без помощи Я даже торт для куклы. «Червячок» Раскричался Петушок: - Чей ты, чудо-червячок? Клюнуть я тебя боюсь, Я сначала разберусь. Может, ты резиновый? -Нет, я пластилиновый,- Отвечает червячок. Удивился Петушок: - Как же в лужу, ты попал? - Серый зайка потерял. Он вчера меня слепил, Да случайно обронил. «Чашка» Пластилиновая чашка, Пластилиновое блюдце. Хорошо играть мне с ними, Ведь они не разобьются. Обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает её цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры. Попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив их между собой можно получить причудливые объёмные игрушки. Бумага может стать основой многих интересных игр. «Кораблик» Ручейки звенят, бегут, В путь кораблики зовут. Ты плыви, кораблик мой, Из бумаги не простой, Из серебряной фольги. Капитан, в бинокль гляди, Чтоб корабль по курсу плыл И на мель не наскочил.
«Коврик» Коврик плету Из полосок бумажных. Видела коврик такой я однажды. Яркими красками коврик горит, Можно подружке его подарить. «Театр» Кукол рисую, Потом вырезаю. С ними в театр Интересно играю. Нравится маме Театр бумажный. Ловкие руки - Как это важно!
Предложите ребёнку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами. «Помощник» Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу. «Дорожка» Я взяла горошка Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка. «Игра с горошком» Дома я одна скучала. Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. «Бусинки-горошки» Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики. Ладошки. «Почему дети разные?»Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши! Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным. Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается. Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу. Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным. Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо. «Уравновешенный ребенок» Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым. «Шустрики» У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его. У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым». Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша. «Мямлики» Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность. Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов. Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников. Впечатлительные дети Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество. Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Как разучивать стихи с ребенком. Безопасность детей в летний период Закаливание ребенка в летний период. ardatov-2ds.ucoz.ru Развитие малыша от 3 до 4-х летВ 3 года малыш уже становится самостоятельным. И даже готов отстаивать свою независимость, протестуя, если в процесс кто-то вмешивается, своим отчаянным «я сам». Родителям следует временами позволять ему проявлять настойчивость, даже если придется задержаться и подождать, пока он сам наденет шапку, покушает или закончит еще какое-то действие, которое так хочется сделать без посторонней помощи.Относительно интеллектуального развития в период с трех до 4-х лет следует отметить, что ребенок уже должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. В частности, для тренировки этой способности хороши занятия с картинками, желательно с изображениями разной тематики, чтобы можно было не только назвать, что нарисовано, но и выделить характерные особенности. Например, если это иллюстрация с зимним пейзажем, то по каким признакам видно, что это зима. Соответственно для распознавания времени года ребенок должен знать эти самые времена года. Но для начала (если до времен года еще дело не дошло) хотя бы свое имя и фамилию, это, как говорится, святое. В возрасте 3,5 лет ребенок уже может сопоставлять разные признаки предметов. Например, сравнивать их по цвету, размеру, тактильным свойствам: мягкости-твердости. Задание с поиском отличий на картинках — тоже полезно, к четырем годам ребенок свободно должен находить 2-3 различия. Игры, которые помогут в развитии для детей этого возраста, смотрите здесь. Речь. Очень размытое произношение оттачивается, слова приобретают вполне приличное по четкости звучание, ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). Слова становятся членораздельными, разве что некоторые звуки еще не даются, особенно шипящие согласные и звук «р». Навыки обихода. Не всегда родителям это кажется реальным, но ближе к 4-м годам ребенок уже должен уметь самостоятельно одевать вещи, хотя бы без застежек (или не застегивая самостоятельно). Эти навыки требуются в детском саду, а в некоторые сады без них просто не берут. Хотя при нынешнем дефиците мест в детских садах велика вероятность того, что ребенок будет находиться дома с родителями, либо с бабушками. Но приучать все равно надо. Ведь иной раз случается, что ребенку в школу идти, а он сам так и не научился одеваться, потому что сидел дома. Так что, уважаемые родители, не затягивайте процесс. Да, это не всегда дается легко, точнее, всегда нелегко, но это в первую очередь для блага самого ребенка, да и вам будет гораздо проще. К тому же в процесее развития этих навыков тренируется также и мелкая моторика. planeta-baby.ru |