ГлавнаяРебенку 4Развитие ребенка в 4 5 месяца что должен уметь какие навыки
Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь и какие навыки должны быть. Развитие ребенка в 4 5 месяца что должен уметь какие навыки
что должен уметь и как заниматься с малышом
Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.
Весо-ростовые показатели в 4 месяца
К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров. Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.
Изменения рефлексов
У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:
Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.
Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.
Появление новых навыков в 4 месяца
Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:
Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
При помощи взрослого удерживать сидячее положение. Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.
Эмоциональные и психические изменения
Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:
В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.
Изменения работы глаз
Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы. Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка. Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.
Уши и слух в 4 месяца
В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери. В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком. Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев. Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.
Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.
Грудное вскармливание ребенка
При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.
Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей
Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.
Необходимость в прикорме
Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.
Помощь малышу в развитии
В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.
Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.
Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.
Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.
Игры с малышом в 4 месяца
В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.
12mama.ru
Особенности развития ребенка в 4, 5 и 6 месяцев
В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.
Развитие ребенка в 4–5 месяцев
Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.
В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».
Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.
Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.
В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.
К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.
Развитие ребенка в 5–6 месяцев
К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца. Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их. Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.
В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.
Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.
Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям. В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям. Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.
Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение. Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты. Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.
Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.
Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку. Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие. Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.
Оцените статью:
mezhdunami.net
Развитие ребенка в 4 месяца: что надо знать родителям?
Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка в 4 месяца происходило максимально естественно.
Младенцы такие крошечные и беззащитные и пока не в состоянии сказать, что именно их тревожит или в чем они нуждаются. Родителям приходиться догадываться самим, опираясь на опыт поколений.
И все равно их продолжают преследовать страхи, нормально ли происходит развитие ребенка.
4 месяца он живет с вами, но сомнения не дают в полной мере наслаждаться своим отцовством и материнством.
Сегодня мы поговорим о том, какие физические и психологические параметры отличают четырехмесячного малыша, чему он уже научился в своем возрасте и как обеспечить ему максимально гармоничное развитие.
Особенности развития ребенка в 4 месяца
Четырехмесячные малыши отличаются от трехмесячных.
Естественно, они изменились физически, но наибольшие изменения происходят с их психологией.
Именно в этом возрасте многие начинают понимать: из несмышленого пупсика с неосознанными реакциями младенец превращается в маленького человечка, который прекрасно знает, чего хочет и всеми возможными силами пытается это получить.
К 4-ем месяцам у большинства детей появляются следующие знания, умения и навыки, которые они охотно демонстрируют окружающим:
С легкостью переворачиваются со спины на живот и наоборот.
Пытаются ползать, усиленно помогая себе коленями и локотками.
Сидят, правда, пока опираясь на подушки.
Если вы положите его на живот, то он самостоятельно поднимет туловище и будет держать его, опираясь на ладони.
Цвет, форма, размеры, звуки – все это малыш уже вполне различает.
Легко ориентируется, кто свой, а кто – чужой.
Причем людей, которые проводят с ним много времени, он различает не только по внешнему виду, но и по голосу, запаху и даже – тактильным ощущениям.
Периоды бодрствования стали намного длиннее – 2 часа и больше.
Часть этого времени ребенок способен развлечь себя сам, если вы обеспечите его интересными игрушками.
Малыш понимает, что хочет получить именно этот предмет и знает, что с ним делать.
Например, понимает, что нужно потрясти погремушку, чтобы извлечь звук.
Все, что оказывается в пределах его досягаемости, он пытается затащить в рот, поэтому следите, чтобы все игрушки были чистыми и не имели мелких деталей.
Отталкивается от твердой поверхности, если вы будете поддерживать его подмышки.
Физиологическое развитие ребенка в 4 месяца
За месяц малыш набрал вес (700–1 000 грамм) и подрос на 2–4 см.
На вид четырехмесячный малыш просто прелестен – такой себе сказочный упитанный карапуз с беззубой улыбкой.
Психологическое развитие ребенка 4 месяца
Период, когда первоочередными потребностями ребенка были еда и сон, остался позади.
Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.
Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.
Физическое и эмоциональное развитие ребенка в 3 месяца
Не отказывайте ребенку во внимании.
Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.
Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.
Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.
Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.
Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.
Спектр эмоций, которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.
Каким должен быть уход родителей, чтобы развитие ребенка 4-ех месяцев происходило нормально?
Сон.
Суточная норма сна – 17–18 часов, то есть периоды бодрствования сокращаются.
Малыш реже просыпается ночью и у мамы наконец-то появляется возможность выспаться.
Многие дети в возрасте 4-ех месяцев переходят на трехразовый сон.
Питание.
Педиатры рекомендуют до 6-ти месяцев ограничиться лишь грудным молоком, если у вас его достаточно для насыщения ребенка.
Суточная норма материнского молока или сухой смеси – до 1 кг.
Периоды между приемами пищи стали более длительными, четырехмесячный малыш ест не более 8 раз в день.
Младенец уже вполне осмысленно пытается облегчить себе процесс питания, поддерживая ладошкой материнскую груди или – бутылочку.
Прогулки.
В летний период на улице рекомендуется проводить не менее 3-ех часов, да и зимний период – не помеха для того, чтобы ребенок дышал свежим воздухом, хотя в холодную пору года прогулки можно сократить до 1,5–2 часов.
Четырехмесячный карапуз уже так усиленно интересуется окружающим миром, что коляску иногда (если планируется недлительная прогулка, во время которой малыш будет бодрствовать) можно заменять на кенгурушку или слинг.
Так он рассмотрит все, что ему интересно.
Отправляясь на улицу, не стоит слишком укутывать малыша, чтобы он не вспотел, особенно, если вы собираетесь носить его на своей груди, а не возить в коляске.
Гигиена.
До полугода рекомендуется ежедневно купать ребенка.
Температура воды должны быть не горячая: не более 37 градусов.
Своевременно меняйте ему разовый подгузник, следите за чистотой ягодиц и интимной зоны, чтобы не спровоцировать появление раздражений и воспалительный процессов.
Еще пара слов о физическом развитии четырехмесячного малыша
и уходе за ним в видеоролике:
Развитие ребенка в 4 месяца: игры и учеба
Малыш уже вовсю лопочет на своем языке, играя с интонациями и силой звука.
Именно в 4 месяца многие дети произносят свои первые двухсложные слова: «ма», «па», «ба», «да». Поддерживайте разговор с ним, пытаясь научить его новым словам и звукам.
В 4 месяца у ребенка уже могут появиться любимые игрушки, с которыми он будет засыпать или которыми будет играть охотнее всего.
Как улучшить память ребенку?
Четырехмесячные младенцы поддаются обучению. Им можно:
показывать различные предметы и цвета, называя их;
читать стишки и короткие сказки;
демонстрировать, какие звуки издает то или иное животное: как рычит лев, как лает собака, как мяукает кошка;
называть во время прогулки предметы и людей, на которых ребенок фокусирует свое внимание.
Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка 4 месяца происходило максимально естественно, чтобы малыш не переутомлялся, не раздражался по пустякам, не испытывал других негативных эмоций, например, страха или тревоги.
Он должен постоянно чувствовать себя в безопасности и купаться в любви.
Полезная статья? Не пропустите новые!Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
dnevnik.life
Что должен уметь пятимесячный ребенок: календарь развития
Как научить ползать
Упражнение № 1
Разложите перед малышом яркие игрушки на расстоянии чуть дальше, чем он сможет сам дотянуться. Также обеспечьте опору для ножек. Он будет пытаться подвинуться ближе к игрушке, отталкиваясь ножками. Это упражнение укрепляет опорно-двигательную систему.
Как вариант предыдущего упражнения, любимую игрушку малыша повесьте так, чтобы он, лежа на животике, пробовал тянуться к ней. При этом будет напрягаться верхняя часть туловища и ручки.
Сделайте валик из одеяла и положите под грудь ребенку. Нужно, чтобы его голова и ручки свисали, а ножки и живот были на полу. Так тренируется вестибулярный аппарат, когда он пытается что-либо достать.
Скатанный валик положите под животик и грудь ребенка, это поможет ему встать на четвереньки. Ручки и ножки будут свисать по обе стороны валика, а животик и грудь будут иметь поддержку.
Почитать в тему:
evrikak.ru
что должен уметь, развивающие игры и навыки
Трёхмесячный малыш уже обладает некоторым количеством навыков. Чтобы помочь крохе узнать этот мир, и научить новому, родителям следует заниматься его развитием.
Первое, что нужно помнить: все дети развиваются с разной скоростью. Одни — способны рано переворачиваться на животик и осваивать новые звуки. Другие дети начинают делать это позднее.
На способности ребёнка влияет много внешних и внутренних факторов:
Особенности протекания беременности.
Недоношенность.
Наличие послеродовых заболеваний: желтушка, проблемы с нервной системой, гематомы и другие.
Незрелость.
Психологическая обстановка.
Наличие матери рядом с малышом.
Патологии и болезни.
Вес и рост.
Внимание к ребёнку, сознательное развитие его навыков.
Особенности кормления.
Уход.
Любой из этих факторов влияет на то, насколько рано ребёнок начинает совершать новые движения, произносить звуки. Развитием малыша следует заниматься отдельно.
Для этого следует выполнять простые упражнения:
Водите пальцами по ладошке, ощупывайте каждый пальчик.
Помогайте малышу переворачиваться на бок. Согните его колени и осторожно потяните их в сторону, чтобы карапуз лёг на бок.
Давайте в ручки разные предметы: ткань, металлическую ложку, бутылочку, губку. Соприкосновение с разными поверхностями даёт сигнал мозгу, он начинает запоминать их. Так развивается мышление, восприятие окружающего мира. Моторика для детей — первый путь развития навыков.
Сгибайте и разгибайте ножки, разводите их в стороны, как у лягушки. Гладьте ступни, пальчики.
Прикосновения мамы — первые ощущения, которые необходимы ребёнку для полноценного развития. Поглаживайте живот и спинку малыша. Предварительно не забудьте вымыть руки с мылом, даже если они «чистые».
Существуют развивающие игры для детей 3 месяцев, но прежде чем приступать к ним, нужно узнать, что какими навыками обладают дети этого возраста.
Что должен уметь ребенок: навыки
В 3 месяца дети обладают схожими навыками. Это не обязательное условие, в таблице описаны стандартные умения малышей этого возраста. Если ваш кроха ещё не научился чему-то, не переживайте, всё придёт со временем.
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца:
№
Область
Навыки
1
Двигательная
Поднимает верхнюю часть тела, лёжа на животе
2
Активно шевелит руками
3
Поддерживает бутылочку, мамину грудь
4
Переворачивается на бок
5
Зрительная
Концентрирует зрение на месте, откуда слышен звук, задерживает взгляд на лице матери
6
Эмоциональная
Улыбается, видя знакомое лицо
7
Смеётся
8
Речевая
Гулит, издаёт протяжные звуки
Многие малыши начинают гулить позже. Это не является отклонением от нормы, как и возраст, когда малыш делает первые шаги. Развитие происходит индивидуально.
Некоторые малыши со второго месяца делают переворот, а другие начинают отчётливо произносить «агу» только к четвёртому месяцу.
Развивающие игры
В три месяца ваше чадо находится в состоянии бодрствования по 3-4 часа. Если малыш сыт, здоров и активен, изучите с ним несколько игр, направленных на развитие.
Важно! Помните, крохе необходимо ваше внимание. В первый год жизни он постоянно нуждается в присутствии рядом родного человека. Если этого не происходит, у него формируется отчуждение. Детдомовские дети, не получавшие достаточно внимания с рождения, вырастают людьми чёрствыми, не умеющими проявлять эмоции, любить. Это изученный психологический факт.
Музыкальное открытие:
Включите классическую мелодию, или детскую песенку в соседней комнате.
Призовите малыша к поискам.
Возьмите его на руки и идите на звук. По мере приближения, звук будет усиливаться.
Когда удастся найти источник звука, покажите его малышу. Сделайте открытие радостным, развеселите его. Игру можно повторять до 3 раз. Большее количество переутомит кроху.
Тактильная книга:
На обычную детскую книгу из картона наклейте кусочки различных материалов: кожа, шерсть, бархат, хлопок.
Давайте малышу исследовать книгу руками.
Проследите, чтобы он прикоснулся к каждому кусочку ткани.
Описывайте цвета и названия тканей.
Мешочек счастья:
Принцип воздействия похож на предыдущую игру. В мешочек складываем различные предметы: тканевые кусочки, мелкие игрушки, скрепки.
Позволяем малышу ощупывать содержимое.
Процесс занимает кроху, но не оставляйте его с мешочком без присмотра. Всё, что вы даёте ему в руки, скоро будет во рту. Будьте бдительны!
Неуловимая бутылочка:
Подойдёт пластиковая прозрачная бутылка из-под воды размером от 5,0 до 1,5 литров. Насыпаем в нёё немного крупы, чтобы создавался звук при перемещении.
Укладываем ребёнка на твёрдую поверхность на живот.
Позволяем дотянуться ручкой до бутылки и толкнуть её.
Откатываясь, бутылка создаст шум, привлечёт внимание малыша.
Помогите ему передвинуться, подставьте руку под согнутые ножки.
Ребёнок оттолкнётся и подползёт ближе к заветной бутылочке.
Шуршим газетой:
Положите малыша на спину, под голову подсуньте подушку.
Дайте ему в руки старую газету или бумагу.
Позвольте её порвать, помять.
Поддерживайте, помогайте не выронить её.
Звук шуршания и возможность разорвать бумагу крайне интересны ребёнку.
Важно! Используя газету, следите за тем, чтобы он не потащил её в рот. После игры вымойте ручки малыша. Свинец, используемый для печати, крайне вреден, он не должен попасть ребёнку в рот. Для страховки можете заменить газету фольгой, которая шуршит ещё занятнее. Используют простую офисную бумагу, салфетки, тетрадные листы. Позволяйте малышу свободу действий, но не давайте есть бумагу.
Советы маме:
Играйте с малышом чаще.
Чередуйте игры, меняйте обстановку вокруг.
Танцуйте с ним под музыку, давайте слушать классические произведения по 30 минут в день.
Ваше внимание — главный фактор, способствующий развитию его навыков.
Давайте малышу отдохнуть между играми, не утомляйте. В качестве отдыха можно просто полежать рядом с ребёнком, погладить его животик, рассказывая стишок.
Помните! Для крохи нет дороже звука, чем мамин голос.
Полезное видео
Поделитесь записью
trand-store.ru
Развитие двигательных умений у детей 4-5 месяцев|Ребенок до года
Время, когда малыш почти все время спал в своей кроватке, подходит к концу. Ребенок 4 месяца уже начинает делать робкие попытки ползать, с интересом тянется за игрушками и учится переворачиваться. Он способен дотянуться до погремушки, висящей над кроваткой, и ударить по ней маленькой ручкой. Его действие абсолютно осознано, он может повторять его несколько раз, радуясь произведенному эффекту.
Ребенок совершает первые «ползки», которые помогают ему перемещаться на небольшие расстояния. Лежа на животе, он приподнимается при помощи локтей, стараясь при этом оттолкнуться ножками. Таким образом, маленький непоседа уже может самостоятельно добраться до интересующего его предмета. Иногда малыши ползают не вперед, а назад. Это не означает, что у них что-то не в порядке, просто в результате практических экспериментов карапуз выяснил, что ему так проще передвигаться.
Навык ползанья можно развивать благодаря интересным предметам или игрушкам. В этом возрасте ребенка интересуют даже обычные бытовые приспособления: ложки, кружки, кусочки ткани, крупные медальоны и т.д. Для того чтобы малыш предпринял попытки передвигаться ползком, достаточно положить в нескольких сантиметрах от его ручек занятную вещицу. Любопытный ребенок 5 месяцев будет тянуться к ней, совершая «ползающие» движения.
Не стоит отодвигать игрушку при приближении малыша, это может отбить у него желание ползать. Наоборот, ребенка нужно поощрить за его труды, во-первых, игрушкой с таким трудом им добытой, а, во-вторых, ласковым словом.
Хорошим тренажером для занятий будет развивающий коврик для детей, погремушки, повешенные в кроватке на расстоянии вытянутой руки ребенка. Малыши могут долгое время с удовольствием заниматься ими. Каждый самостоятельно извлеченный звук приводит ребенка в восторг. Если малыш еще не понял, что он может дотянуться до погремушки и ножками, маме следует показать ему, как это делается.
Хватательные движения карапуз уже освоил, однако они пока еще слабо скоординированы. Иногда пальцы не слушаются, и ребенку не удается правильно схватить и удержать игрушку.
Для развития ловкости и сноровки маленьких ручек существуют специальные упражнения и игрушки, тренирующие деятельность пальчиков ребенка. К таким игрушкам относятся резиновые пищалки, при сдавливании которых раздается звук. Поскольку малышу важно, чтобы его усилия каждый раз увенчивались успехом, игрушка должна издавать звук даже при легком сжатии.
Хорошо развивают мелкую моторику ручек и различные виды погремушек. Одни снабжены тонкими ручками, другие толстыми, третьи нужно держать за весь корпус. Давая ребенку попеременно погремушки разных видов, мама развивает у него и мелкую моторику, и координацию, и мышление.
Если малыш в прекрасном настроении, значит, самое время приступить к занятиям по развитию у него двигательных навыков. Для начала, слегка раскачивая ладонями тело ребенка, помогите ему перевернуться со спинки на живот. Затем заинтересуйте красивой игрушкой, которую положите недалеко от него. Пусть он дотянется до нее и схватит ручками.
Не стоит ругать ваше чадо за то, что игрушка оказалась во рту. Малыш сейчас все пробует на вкус, это отличительная черта периода. Пусть грызет на здоровье, главное, чтобы игрушки всегда были чистыми и безопасными.
Хорошо развивает двигательные умения и координацию упражнение «подтягивание». Для того чтобы ребенок как можно чаще обращался к этому занятию, можно повесить на кроватку перекладину или кольца. Подтягиваясь, малыш получает больший обзор и возможность чаще видеть маму.
Очаровательный ребенок 5 месяцев способен уже на многое, однако его развитие еще в самом начале пути. Занимаясь с малышом, развивая его координацию и ловкость, мама помогает ему совершенствовать двигательные умения и навыки.