Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок в 9 месяцев (календарь развития). Ребенок с 8 до 9 месяцев


Развитие ребенка от 7 до 9 месяцев ─ новые возможности

Во втором полугодии первого года жизни развитие ребенка идет еще интенсивнее. Зная особенности детей в этом возрасте, родители могут заранее подготовиться к грядущим переменам.

Первые 6 месяцев жизни своего малыша позади, теперь его ждут новые открытия и возможности. Развитие ребенка после 6 месяцев может идти разными темпами. Кто-то из детей быстро учится всему новому и к 9 месяцам уже ходит самостоятельно, а кто-то только к 8 месяцам начинает хорошо сидеть. Не стоит переживать и сравнивать своего ребенка с другими детьми. При всех сомнениях, правильно ли едет развитие ребенка, лучше обращаться к педиатру или к неврологу.

Развитие ребенка от 7 до 9 месяцев

Ребенок учится сидеть, ползать, вставать у опоры и перешагивать около нее. Важно не то, насколько быстро ребенок научится это делать, важно то, как он это делает. Неправильное сидение может вызывать деформации грудной клетки, а неправильная ходьба ─ ног. Поэтому торопить ребенка, насильственно садить или ставить нельзя. Нужно стимулировать его, чтобы он захотел научиться всему сам.

К возрасту 6-7 месяцев многие малыши уже умеют ползать на животе, отталкиваясь руками и подтягивая вслед за ними ноги. В один прекрасный день ребенок замечает, что встав на четвереньки, можно передвигаться. Так получается быстрее и удобнее. Некоторые дети сначала ставят вперед руки, после этого подтягивают ноги. Другие малыши выставляют правую руку и правую ногу вперед, затем подтягивают левую руку и левую ногу. А остальные дети передвигаются «правильным» способом. Для этого они сначала «шагают» правой рукой и левой ногой, переносят на них центр тяжести тела и потом делают «шаг» левой рукой и правой ногой.

Ползание на четвереньках является очень важной деятельностью, способствующей укреплению всех мышц тела детей. Впоследствии это обеспечивает здоровую осанку. Желательно, чтобы ребенок сначала научился именно ползать, а потом садиться и вставать. Большинство детей в возрасте от 7 до 8 месяцев могут самостоятельно сесть из положения лежа. Спинка ребенка в положении сидя должна быть прямой. Бывают дети, которые не ползают вообще. Связано ли это с какой-то неврологической проблемой или просто является индивидуальной особенностью ребенка, можно обсудить со своим педиатром или неврологом.

Малыши становятся еще более любознательными, подолгу рассматривают игрушки, перекладывают их из одной ручки в другую. Они изучают новые свойства предметов и свои возможности. Дети трясут игрушкой; прислушиваются, издает ли игрушка какой-либо звук; стучат игрушкой по полу и бросают ее.

Постепенно ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, а не только интонацию. На вопросы: «Где папа? Где мячик?» ─ малыш начинает искать глазами знакомое лицо или любимую игрушку.

Прежде чем вступить в игру, ребенок рассматривает взрослого. Он может испугаться и заплакать, если с ним вступил в контакт кто-то не очень знакомый. Может выбирать между взрослыми. К примеру, уползти к папе, вернувшемуся с работы, и требовать от него внимания.

После 6 месяцев жизни детям активно вводятся прикормы. Они уже могут снимать пищу губами с ложки, учатся пить из поильника или из чашки. Вполне возможно, что ребенок будет убирать руки родителей, пытаясь сделать все самостоятельно. Он может ухватиться за ложку с кашей или отодвинуть ее, если уже наелся.

У ребенка постепенно формируется объемное зрение, он учится различать формы предметов, их размер, расположение предметов в пространстве относительно друг друга. Он может оценить расстояние до предмета, насколько далеко он от него находится.

Развитие речи характеризуется тем, что появляется выразительный лепет. Ребенок повторяет различные простые слоги с разной интонацией. Постепенно он соотносит определенные слоги с разными людьми и предметами, например, «ма-ма-ма» ─ это мама, «ням-ням-ням» ─ просит кушать.

На что стоит обратить внимание родителям?

Для полноценного развития ребенка требуется свобода движений и свободное пространство. Задача родителей ─ обеспечить эту свободу. Использование манежа стоит свести к минимуму, а ребенка отпускать ползать по полу. Родители должны опуститься на уровень ребенка, встав на пол на четвереньки, и осмотреть свое жилище именно отсюда. Это необходимо для обеспечения безопасности ребенка. Нужно убрать все лишнее, опасное и ценное, до чего сможет дотянуться ребенок. Развитие ребенка идет полным ходом с каждым новым днем. Через пару дней он доберется туда, куда сегодня еще не мог забраться.

Стоит оставлять в разных уголках комнаты игрушки и предметы, интересные для ребенка. Это будет побуждать его ползти, вставать, искать новые пути к заветной цели.

Когда ребенок начнет вставать, то сложно избежать падений, ударов и синяков. Конечно, стоит быть рядом с ребенком, чтобы избежать серьезных травм. Нельзя оставлять детей без присмотра. Но постоянно держать ребенка не следует. Беспрестанная поддержка родителей не способствует развитию у них координации движений.

Важной задачей родителей является развитие у ребенка понимания речи. Для этого нужно использовать простые слова и фразы, подкреплять свои слова нужной интонацией и действием.  Например: «Сейчас Сережа будет кушать кашу. Вот ложка, вот тарелка. Ах, какая каша вкусная!» Дети очень быстро впитывают в себя новую информацию и в скором времени смогут удивить родителей. Через некоторое время при упоминании о каше, Сережа будет искать глазами ложку с тарелкой и чмокать ротиком. 

Игрушки, игры и занятия для детей 7-9 месяцев

Многие родители отмечают, что ребенок перестал интересоваться погремушками, «сам не знает, чего хочет» и постоянно просится на ручки. Не стоит переживать по этому поводу. Развитие ребенка находится на том этапе, когда он еще не разделяет себя от мамы. По его мнению, мама всегда должна быть рядом и в поле его зрения. Ребенок все чаще начинает реагировать негативно на других людей. Возможно, он не захочет остаться с бабушкой, с которой раньше любил проводить время. Это нормально. Нужно спокойно пережить этот период. Лучше придумать для него новые развлечения, стараться играть вместе с ним, раскрывать новые свойства старых игрушек.

  • Игра «Мама, подними!» ─ приносит много радости детям. Ребенок кидает игрушки и ждет, когда мама их поднимет. Многие дети визжат и смеются в это время. Можно предложить предметы, которые издают самые разные звуки при падении.
  • «Ладушки», «Сорока-ворона», «Полетели-полетели», «Ехали-ехали» и другие игры, которые сопровождаются веселыми стихами и прибаутками. Ребенок обычно сидит у мамы на коленях, мама обнимает его сзади, держит его за ручки, поет веселые песенки и играет. Эти игры помогают развивать речь, изучать части тела и действия человека.
  • «Прятки» ─ любимая игра всех поколений. Можно прятать какой-либо предмет, а можно прятаться самим. Малыши в возрасте 7-9 месяцев будут искать любимую игрушку под платком, куда ее положил папа, или открывать коробочку, куда мама спрятала кубик. Игра в «Ку-ку» ─ один из вариантов игры в прятки. Папа, выглядывающий из-за двери и прячущийся снова, вызовет бурю восторга у малыша. Можно ребенка накрывать пеленкой и «искать» его под ней самим родителям.
  • «Дай-на» ─ игра, которая помогает в развитии речи и изучении действий. Это одни из первых слов детей первого года жизни. «Оля, дай мне мячик! Спасибо. На, Оля мячик!» ─ примерно такими фразами стоит сопровождать свои действия.
  • Пирамидка ─ помогает изучать цвета, размеры, формы, часть и целое. Пирамидки бывают из разных материалов, с разной формой колец. Родители должны показать, как разбирать и собирать пирамидку, как играть колечками, чтобы заинтересовать малыша.
  • Сортер ─ это коробка или емкость другой формы с отверстиями по бокам или на крышке. Отверстия бывают различных форм (звездочка, круг, цветок). В эти отверстия необходимо спускать предметы соответствующей формы. Конечно, семимесячный малыш не сообразит, как это делать. Но повертеть в руках игрушку, ознакомится с ее составляющими будет очень интересно.
  • Кубики ─ незаменимая игра для детей всех возрастов. Ребенок будет с радостью рушить башни, а затем и строить их сам. Папа может построить гараж для машинки и спрятать ее там.
  • Башенки из стаканчиков ─ популярная игрушка для детей первого года жизни. Она представляет из себя набор разноцветных стаканчиков одинаковой формы, но разной величины. Можно сложить стаканчики один в другой, а можно построить из них высокую башню. С помощью этой игрушки можно изучать цвета, понятия «большой-средний-маленький» и др.
  • Игрушки для купания ─ можно играть резиновыми игрушками, куклами-пупсами или посудкой. Стоит показать, как переливать водичку из одной емкости в другую, как игрушки тонут и всплывают, как сделать веселые брызги. Ребенок уже может сидеть в ванной самостоятельно или с помощью удерживающих устройств, поэтому купание становится не только гигиенической процедурой, но и интересным и познавательным времяпрепровождением.

medaboutme.ru

Развитие ребенка в 9 месяцев жизни

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше.  Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

Психическое развитие

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

Питание ребенка в 9 месяцев

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков.  А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Педиатры рекомендуют составлять меню для малыша таким образом, чтобы объем одного кормления составлял 200 мл. без учета питья.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

Как помочь развиваться ребенку в 9 месяцев

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

Новорожденный Развитие до года

babymir.net

Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

• Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать сидячее положение, и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

• Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

• Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

• В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

• Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

• Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия начала роста первых зубов, или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

• В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

• Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

• На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

• Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

• Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

• Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

• Ориентируясь на голос или шорохи, малыш может найти того, кто от него прячется. Если раньше для этого ему надо было видеть хотя бы часть объекта поиска, то сейчас это не необходимо;

• Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

• Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;• Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;• Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;• Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;• Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;• Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;• Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;• Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

• Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;• Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;• Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;• Пятьдесят грамм мяса;• Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;• Сливочного и растительного масла по пять грамм;• До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. Календарь развития указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

• Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

• Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

• Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

• В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

• Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и развивая мелкую моторику;

• Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

• Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

• Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

• Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

• Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

• Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.

ritty.ru

Развитие ребенка на 9 месяце жизни. Ребенку 9 месяцев. rozhdenie-rebenochka.ru

» Ребенку 9 месяцев

Девятый месяц жизни ребенка Вначале, когда малыш был крохотным и беспомощным, нам казалось, что время идёт очень долго. Но месяц за месяцем, и мы не успели оглянуться, как из крохотного и беспомощного младенца маленький карапуз превратился в активного деятеля. Девятый месяц жизни ребёнка богат всё новыми и новыми важными событиями и достижениями. О них и поговорим подробнее.

Большие и маленькие достижения крохи

На девятом месяце жизни ребёнка его вес в среднем увеличивается на 500 грамм, а рост – на 1,5-2 см. Следует помнить, что чрезмерная масса тела, как и недостаточная масса, крайне нежелательна. То есть, если вес малыша при рождении составлял 3200-3500 г, а ребёнок в девять месяцев весит более 9,5 кг, то следует пересмотреть рацион питания ребёнка. Нужно ограничить чрезмерное употребление малышом углеводов (мучных изделий, картофельного пюре, киселей, сладких соков, «белых» каш), а также ввести в рацион достаточное количество сыра, мяса и куриных желтков. Детки с избыточным весом чаще и длительней болеют на пневмонии, кишечные инфекции, вирусные и острые респираторные инфекции, страдают от стойких запоров, анемии, опрелостей и рахита.

Малыш в этом возрасте может запоминать последние прошедшие события. Он говорит: «мама», «папа», «баба», «тата», «дай», «ам», «на». Ребёнок запоминает игры, в которые играл прошедшего дня. Кроме того, он не любит простых и нудных игр, в которые повторяется одно и то же простое действие. Карапуз выполняет несложные задания, он может бояться высоты и объёмного пространства.

Развитие сенсорно-моторных навыков

  • Малыш умеет брать предмет обеими ручками и подносить его к телу.
  • Он разворачивается назад, когда ползает.
  • Хлопает в ладошки, играет в «ладушки».
  • Рёбёнок на девятом месяце жизни стоит при поддержке взрослого.
  • Кроха манипулирует двумя предметами, находящимися в обеих ручках.
  • Он может ползать, держа в одной ручке какой-то предмет.
  • Малыш может быть инициатором собственной игры.
  • Маленький «выдумщик» имитирует смех, кашель, чихание взрослого члена семьи.
  • Он любит играть рядышком со своими родителями, любит, когда те включаются в его игру.
  • Малыш очень придирчиво, в зависимости от настроения, выбирает игрушки для игры.
  • Ребёнок может поддерживать детскую «компанию», особенно, когда те плачут, и плакать громче всех. Некоторые же, наоборот, затихают и внимательно изучают «нарушителей покоя».

Малыш с огромным удовольствием «бороздит» покои квартиры, зачастую по нескольку раз обползая один и тот же предмет интерьера (кресло, шкаф, стол или стул). Таким образом, он изучает предмет и пытается понять, почему же он оказывается снова на одном и том же месте.

Ребёнок любит играть в игру «Большой-большой!», поднимая ручки вверх и показывая, какой же он большой. Малыш играет в прятки, а на вопрос: «Где делся Максимка?», показывается со смехом из своего тайного местечка.

Малыш на девятом месяце жизни отлично сидит, ползает, встаёт на ножки, ходит возле опоры. Вот только ещё не умеет из положения «стоя» удачно «приземлиться» и частенько падает на попку.

Малыш спит 1-2 раза в день. При разовом дневном сне сон имеет большую продолжительность. Ночной сон длится 10-12 часов. Девятимесячный ребёнок спит приблизительно 2/3 суток. Чтобы обеспечить спокойное засыпание вечером, начните день малыша с доброго и ласкового пробуждения. Встретьте его улыбкой и скажите добрые и нежные слова. Благодаря таким положительным эмоциям, ребёнок будет легче засыпать вечером.

Рацион питания девятимесячного малыша следующий:

  • сок (фруктовый, ягодный, овощной) – 80 мл,
  • фруктовое пюре – 80 мл,
  • овощное пюре – 180 г,
  • молочно-крупяная или молочно-злаковая кашка – 180 г,
  • кисломолочные продукты – 100-150 мл,
  • творог в виде молочно-сырной пасты или сырно-фруктового пюре – 30 г,
  • яичный желток – штуки,
  • мясное пюре – 50 г,
  • блюда из нежирных сортов рыбы (1 раз в неделю) – 30-50 г,
  • растительное (подсолнечное) масло – 1 чайная ложка,
  • сливочное масло – 1 чайная ложка,
  • пшеничный хлеб – 5 г,
  • сухарики или печенье – 5 г.

Чем заниматься с ребёнком на девятом месяце развития?

Малыш любит ваше внимание, подражает вашим действиям. Он пытается повторять звуки, произносимые вами. Вы – мама, а значит – идеал для подражания. Поэтому, регулярно занимаясь с малышом, вы делаете важный вклад в его развитие. Придумывайте различные занятия, чтобы ребёнку было интересно играть с вами. Например, можно выполнять с малышом следующие игры и упражнения:

  • Возьмите две пластмассовые банки: светлую и тёмную. Положите игрушку в светлую банку, потрясите её и дайте малышу, чтобы он достал игрушки из банки. То же самое проделайте с тёмной банкой.
  • Учите малыша повторять за вами ваши действия. Например, покажите ему, как играть различными игрушками: как бить в барабан, строить башенки из кубиков и разрушать их, как открывать и закрывать кастрюлю. Предложите ребёнку проделать то же самостоятельно.
  • Помогите малышу ориентироваться в пространстве и чувствовать его. Положите игрушку под большой стул, а затем под маленький. Малыш должен достать игрушку, находящуюся под стулом. На собственном опыте ребёнок поймёт, что под большой стул можно залезть, а под маленький просунуть только ручку.
  • Во время купания помойте малыша мочалкой и предложите ему покупать себя самостоятельно.
  • Дайте малышу возможность «поговорить» по телефону.
  • Рассказывайте малышу о различных звуках в доме и на улице. Например, когда лает собака, мяукает кошка, сигналит автомобиль, повторите сами эти звуки и расскажите малышу, кто и что издаёт их.
  • Для улучшения координации движений можно качать малыша из стороны в сторону, напевая песенки и проговаривая интересные весёлые стишки.
  • Все предметы, все действия озвучивайте ребёнку, называйте их своими именами, не придумывайте им коротких названий и не сюсюкайте. Правильная речь с вашей стороны сформирует правильное восприятие речи у вашего ребёнка, благодаря чему он будет лучше и чётче разговаривать в будущем.

Ребенок 8 месяцев. Девятый месяц ребенку

16 марта 2015 года

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки психика-моторика .

#1042;ес ребенка в восемь месяцев – 8,5-10 кг, а рост – 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

#1042; остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

#1042; восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.

Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя мешающий ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы. такие как дай мне , нельзя , дай ручку , помаши рукой
  • Умеет играть в ладушки и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно. как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми ма-ма , па-па , ба-ба .
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.

Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги. Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? #1042;о сколько вы приучали кроху к горшку?

Форум родителей:

Девятый месяц жизни ребенка

Календарь развития ребенка по месяцам

Этот возрастной этап - важный рубеж в жизни ребенка: заканчивается третий триместр первого года жизни. Деление года на триместры или четверти не случайно. Каждые три месяца - от рождения до трех, от трех до шести, от шести до девяти и от девяти до двенадцати - организм как бы одолевает очередную ступень развития. К концу третьей четверти года главная особенность этой ступени - так называемая вертикализация, т.е. умение стоять у опоры (барьер манежа, перильца кроватки), многие малыши пробуют и передвигаться - переступать вдоль опоры.

Если ваш ребенок еще не встает на ножки, но активно передвигается на четвереньках - ничего страшного, он может встать и на следующем месяце. Если же малыш предпочитает сидеть, ползать не любит, посоветуйтесь с врачом. Возможно, врач, не найдя у ребенка никаких признаков заболевании, объяснит вам, что ваш малыш - из разряда флегматиков, которых надо активизировать, учить вставать и активно тянуться за игрушкой, выполнять соответствующие гимнастические упражнения.

На девятом месяце интенсивно развивается активная речь. Появляется первый осмысленный лепет. Ма-ма , ба-ба , - лепечет малыш, увидав маму или бабушку. Но, конечно, такие успехи делают дети, с которыми занимаются. Ласково, терпеливо называйте малышу хорошо знакомые предметы, людей, учите по вашей просьбе подать игрушку, платочек, протянуть ручку, дети этого возраста охотно откликаются на предложение поиграть в ладушки , прятки (поищи куклу), знают свое имя и поворачивают голову, если к ним обращаются по имени.

Очень важный момент - совершенствование тонких движений кистей рук (если с малышом занимаются!). У ребенка должны быть пирамидки из 4-6 колечек, мисочки или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные пластмассовые кубики, органчик-вертушка, из которого можно извлекать звуки. Все эти игрушки побуждают ребенка к действию.

К концу месяца во время кормления ребенку можно дать в руки чайную ложку. Вложите ее в правую ручку, а в левую можно дать кусочек подсушенного хлеба или печенья. Суп ребенок пока еще не сможет есть сам - начинайте с каши или пюре. Малыш первым делом попробует стучать ложкой по столу, по тарелке. Спокойно остановите его, покажите, что ложка предназначена для более интересного дела - ею можно брать из тарелки еду и отправлять в рот. Вначале малыш будет пачкаться, ронять кашу на стол - это не страшно. Замечено, что дети, рано приученные пользоваться ложкой, раньше начинают говорить и лучше произносят трудные звуки ( р , ш ) - умение пользоваться ложкой, так же как и действия пальчиков, стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга. Надо вырабатывать у малыша и первые навыки поведения за столом, формировать привычку к порядку. Не советуем кормить его за общим столом, когда едят взрослые. Это возбуждает и отвлекает ребенка.

Рацион питания ребенка остается в основном прежним. Если у малыша нет диатеза, можно раз-два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Если ваш ребенок до этого возраста питался преимущественно консервированными овощными и фруктовыми пюре, готовыми (инстантными) кашами быстрого приготовления, начинайте постепенно вводить блюда, которые вы готовите сами, - позднее будет сложно отучить его от слишком нежной пищи.

Обычно к третьей четверти года у мамы уменьшается количество грудного молока. В теплое время года, когда высока вероятность кишечных инфекций, желательно сохранить хотя бы два кормления грудью - утреннее и вечернее. Если же это не удается, замените адаптированной смесью или кефиром сначала утреннее кормление, а через 7-10 дней - и вечернее. Если же молока у мамы достаточно, желательно давать ребенку грудь 2-3 раза в сутки до достижения им 1 года - 1 года 2-3 месяцев, разумеется, сочетая грудное молоко с необходимыми ребенку по возрасту продуктами.

До конца девятого месяца режим дня ребенка остается прежним, т.е. рекомендуется, чтобы днем он спал три раза. Но все дети - разные; ослабленным, утомляемым детям три дневных сна необходимы иногда и за пределами девятого месяца, а вот уравновешенных, спокойных детей к концу этого месяца уже можно перевести и на 2 дневных сна, т.е. увеличивается бодрствование, последовательность основных событий жизни ребенка становится такой: сон - бодрствование - кормление - бодрствование. Который из снов отменить, вам подскажет сам ребенок, но это должно быть в первой половине дня, а не во второй. На девятом месяце несколько более затруднительной становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет (и не должен) долго сидеть, допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. В такой коляске удобно довезти малыша до сквера или парка, а там уже можно то брать его на руки, то дать постоять, держась за коляску, то повозить его в ней.

В этом возрасте все более заметными становятся индивидуальные различия детей (например, у малышей из двоен или троен). Вес тела у вполне здоровых детей может колебаться от 8 до 10 кг, рост - от 70 до 75 см. Большой родничок уже может быть почти закрыт, а может еще иметь размеры до 1,5х1,5 см. И то и другое - норма.

Полезное:

Источники: http://princefka.ru/our-children/newborn/1589-devyatyy-mesyac-zhizni-rebenka.html, http://rebenok.by/articles/0-1/development/21358-devyaty-mesyats-zhizni-rebenka-8-mesyatsev.html, http://www.kid.ru/rebenok/59.php3

Комментариев пока нет!

rozhdenie-rebenka.ru