Физическое и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 7 до 8 месяцевВес телаРебенок набирает в весе 400-500 г в месяц. Общая подвижностьЛежа на спинеЛежа на спине, ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается на один или на другой бок, а затем с боку на живот. Лежа на животеЛежа на животе, ребенок хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и нижние конечности. С положения «на животе» ребенок переходит на «ползание на карачках» вначале еще неуверенно, продвигаясь только «на четвереньках». Некоторые еще вращаются вокруг собственной оси, а другие пятятся назад Следует подчеркнуть, что некоторые дети перескакивают через этапы ходьбы «на четвереньках» и «ползания на карачках» и учатся сразу ходить в возрасте около 1 года! Положение сидяГрудной ребенок твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего в сидячее положение; ему удается это делать только между 8 и 10 месяцами. Можно приобрести для ребенка высокий стул, на который его усаживают, прикрепив полотенцем, которое затягивают вокруг тела в виде хомутика для опоры. Его можно также усаживать в большое кресло: это ему доставляет большое удовольствие, так как таким образом он присутствует при деятельности остальных членов семьи. Когда его усаживают на горизонтальную плоскость (стол для пеленания, пол, манеж), ребенок держит спинку прямо и хорошо контролирует движения туловища и головы. Ребенок двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы. Вставание на ногиЛишь небольшая часть детей хватается за решетку кроватки и самостоятельно встает на ноги. Зато в этом возрасте нормальный грудной ребенок хватается за руки матери и поднимается на ноги, затем стоит в этом положении, слегка покачиваясь, согнув пальцы ног, как бы пытаясь захватить ими простыню. Так как в этом положении у ребенка нет твердого равновесия, мать подхватывает его подмышки, и он начинает шагать, неуверенно, широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется. Тонкая подвижность и схватываниеРебенок все легче схватывает предметы. Он «набрасывается» рукой, с большой точностью, на желаемый предмет и хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем). Новый значительный прогресс: он переводит предмет из одной руки в другую и «охватывает» его взглядом. Когда хватает кубик, он держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватить и другой (хватает два кубика одной рукой!). Ребенок тянется, пытаясь хватать все окружающие его игрушки; смотрит на упавшие игрушки. Намеренно упускает предметы. Играет во время еды с предметами разных размеров и пытается узнать, что получается, когда он двигает ими или бросает на пол. Если он бросает на пол какой-нибудь предмет и мать его поднимает, ребенок повторяет это действие до тех пор, пока мать не отказывается от игры. Из любого стабильного положения (лежа на спине, на животе или сидя) ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне его радиуса действия. Руки «открыты» и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Руки встречаются по средней линии тела; ребенок играет с руками и ногами. Он щупает и трогает предметы; учится узнавать различные материалы, различать приятные и неприятные поверхности и реагирует на них соответствующим образом. Речь и социальный контактРечьРебенок произносит первые двуслоговые звуки: «тата, «дада», «мама», «папа». Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием «рассказывает». Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения или даже ярости. Таким образом, уже недалеко и первое слово. Ребенок хлопает в ладони и, по команде, делает «па-па» или играет «в прятки». Социальный контактУвеличивается контакт с окружающей средой при помощи: взгляда, улыбки, издавания звуков с аффективным оттенком. Некоторые дети относятся сдержанно к посторонним. Эмоциональное поведениеРебенок выбирает себе лицо, с которым он хочет общаться. Мать уже не является единственным партнером. Ребенок реагирует на запреты или поощрения. Он пытается вызывать желаемые им ситуации посредством ловких тактических маневров; он обнаруживает слабости родителей, обладает любопытством и любит делать открытия; он счастлив, когда ему помогают осуществлять свои желания. Боязнь перед посторонними лицамиВ этом возрастном месяце сохраняются отрицательные реакции в отношении посторонних лиц. Среди врачей-педиатров и психологов не существует единодушия относительно того, является ли эта реакция одним ив этапов процесса психического развития или только характерной особенностью некоторых детей. Родители замечают, что грудной ребенок проявляет застенчивость к чужим; он смотрит на их лицо, затем поворачивает взгляд к своим близким как бы желая убедиться, что знакомые ему лица находятся возле него. Если чужой человек хочет подойти поближе к ребенку, последний пугается, отворачивается и прижимается к матери или к отцу. Родители замечают, что в этом возрасте грудной ребенок с трудом допускает строгие, грустные лица и в особенности слишком шумных людей. Его не следует брать на многолюдные встречи; вид новых лиц вызывает беспокойство. Боязнь перед посторонними лицами выражается более шумно, когда она сочетается с отсутствием матери (ребенка оставляют в комнате наедине с совершенно чужим лицом или же мать исчезает в магазине, а кто- нибудь чужой подходит к коляске и обращается к ребенку). По-видимому, ребенка пугает не чужое лицо само по себе, а то, что оно делает. Так, например, ребенок улыбается и «отвечает» чужому пока он сохраняет должное расстояние; если чужой его трогает, ребенок протестует. Такая реакция вполне оправдана. И взрослый был бы шокирован, если чужой человек вдруг бросился бы ему на шею. Перед тем как соглашаться на доказательства симпатии физического порядка мы хотим сколько-нибудь узнать того, с кем имеем дело. Если позволять ребенку смотреть - через материнское плечо - на чужие лица в автобусе или на улице; если давать ему возможность прятаться и выглядывать из-за юбки матери; если разрешать ему подходить самому к привлекающим его чужим лицам (так как любопытство сильнее страха), ребенок будет легче сближаться с посторонними. Таким образом, он привыкает к социальному контакту, полезному для ребенка, который становится доверчивее и начинает проявлять интерес к «новым лицам». Слух и локализация звуковРебенок прислушивается к шуму и поворачивается к источнику звуков. Он отрицательно реагирует на неприятный шум. Зрение и движение глазных яблокСуществует хорошая координация движений глазных яблок. Ребенок следит за предметами во всех планах. Косоглазие отсутствует. Как воспринимает ребенок времяВзрослым не легко понять, каким образом постигает ребенок понятие времени, но вполне вероятно, что он его воспринимает по течению 24 часов:
Создаются модели ритмов, которые воспринимаются как посредством внутренних ощущений, так и посредством внешних раздражений. Так например, как только ребенок миновал 6-7 месяцев, он «чувствует», что утро или вечер это «время» кормления, или прогулки, или прихода домой отца. Время ребенка организуется тем лучше, чем точнее удается матери адаптировать его внутренний ритм (например, потребность в пище) к его внешнему расписанию (час кормления) и что такое совпадение имеет благоприятный эффект. Как строится пространствоДля ребенка понятие пространства вырабатывается, по-видимому исходя от ощущения и восприятия собственного тела, что позволяет различать себя от того, что является посторонним; сперва мать, затем остальные близкие существа, предметы, кроватка, комната. И в этом отношении мать является тем лицом, которое своим присутствием дает ребенку не только чувство собственных предметов, но учит его также познавать мир. Пространство ребенка строится по отношению к матери, которую он видит и слышит, как она двигается, видит ее лицо вблизи и издалека, слышит ее далекий или близкий голос, теряет и снова находит ее всякий раз. Во время прогулки в коляске ребенок обнаруживает улицы, автомобили, дома. Ему следует давать игрушки, маленькие предметы, которые он хватает, теряет, снова находит с помощью взрослых и таким образом постепенно начинает постигать их очертания, консистенцию (твердый - мягкий), вес (тяжелый - легкий), затем их цвет, и за несколько месяцев сможет давать им имя. Мать не должна думать, что ей следует брать на себя роль «учительницы». Познание самого себя, живого и неживого мира разрабатывается у ребенка благодаря тому, что мать его кормила, ласкала, меняла ему пеленки, разговаривала и играла с ним. Это познание проходит очень глубокие пути, более близкие к инстинкту, чем к разуму. sevia.ru Физическое и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 8 до 9 месяцевПрибавление веса телаПрибавление веса тела становится все медленнее. Между 8-м и 12-м месяцем ребенок набирает еженедельно 60-85 г, или в среднем 200-250 г в месяц. Его достаточно взвешивать 2 раза или даже 1 раз в месяц. Наши весы для грудных детей рассчитаны на максимально 9 кг веса тела. Кривая веса грудного ребенка лишь редко совпадает с кривой, представленной на диаграммах среднего роста «нормального ребенка». Цифра в несколько сот граммов меньше «нормальной цифры» у ребенка старшего грудного возраста не означает, что ребенка надо включать в категорию «дистрофиков» или «недоедающих» детей. Вес грудного ребенка является таким показателем, который следует рассматривать в связц с другими критериями оценки состояния здоровья: заболевания, нейромоторное развитие, социальный контакт (общение), эмоциональное поведение. Рост в длину между 6 и 12 месяцами составляет 8-10 см. Измерение роста производится через каждые 2-3 месяца, с помощью врача или патронажной сестры, так как иммобилизация и укладывание ребенка в вытянутом положении на столе, а также и использование сантиметра сопровождается часто ошибками техники и оценки. Дети с избыточным весом телаУ некоторых грудных детей отмечается тенденция к чрезмерной полноте, намного больше «средней» цифры, обозначенной в литературе. Нельзя говорить об ожирении, если ребенок упитан, с хорошим мышечным «тонусом», с гармоничным строением. Большинство детей выглядит, таким образом, в первом году жизни; затем они «худеют» и «вытягиваются» когда начинают больше двигаться. Вес ребенка не зависит только от возраста, но и от конституционного типа, от роста и питания (количество, качество). Как и взрослые, и дети любого возраста, так и грудной ребенок не должен быть слишком полным. Жирность не придает лучшего состояния здоровья; наоборот, полные, тестоватые дети заболевают чаще, обладают меньшей устойчивостью к инфекциям и болеют в более тяжелой форме. У большинства людей (взрослых и детей) отмечается излишний вес, потому что они едят больше, чем этого требует организм. Если все члены семьи оказываются жирными, это объясняется чаще всего ошибочными кулинарными привычками, слишком богатым калорийным питанием. Если у грудного ребенка существует избыточный вес тела, только врач может решить, следует ли ребенку немного похудеть и давать подробные указания относительно режима питания. Мать не должна ставить ребенка на «режим похудения» по собственной инициативе! ПодвижностьВ этом возрастном месяце грудной ребенок может «ползать на карачках», хорошо сидеть, сам лечь и подняться без затруднений. Иногда ему удается подняться на ноги, если он может уцепиться за что-нибудь, например, за перекладины манежа. Однако он не может стоять, без поддержки; если отпускает ручки, он падает. Обычно ребенок должен хорошо держаться обеими ручками, чтобы удержать равновесие. Некоторые дети, после того как постоят немного на ножках, начинают плакать. Они научились подниматься на ноги,- но не научились садиться самостоятельно. Если им помогают сесть, они удовлетворены и вскоре начинают игру сначала. Тонкая подвижностьРебенок усваивает движение противостояния большого пальца. Таким образом, ему удается захватывать предметы между большим пальцем и остальными. Это достижение лежит в основе многих действий. В течение этого периода все члены семьи должны соблюдать особую осторожность, устраняя все мелкие предметы (пуговицы, шарики, конфеты), которые ребенок может вкладывать в рот рискуя подавиться. Для того чтобы трогать некоторые предметы, ребенок может пользоваться указательным пальцем; вскоре он сможет указывать им на что-нибудь. Способность пользоваться пальцами в отдельности и согласовывать их движения является значительным прогрессом по сравнению с тем периодом, когда ребенок двигал бесцельно сжатыми кулачками. Из любого положения ребенок поддерживает равновесие, протягивает ручку, чтобы схватывать предметы, в том числе и те, которые находятся вне его радиуса действия. Он разглядывает предметы, которые держит в руке. Играет ручками, ножками и всем своим телом и таким образом учится познавать его. РечьКак и в предыдущем возрастном месяце, ребенок произносит парные слоги и имитирует звуки, которые он слышит или произносит сам. Начинает говорить шепотом и модулировать свой голос. Социальный контакт и эмоциональное поведениеГрудной ребенок улыбается и проявляет дружелюбие, если он не боится; понимает простые вопросы «где мама? » и смотрит в соответствующее направление. К посторонним лицам он относится сдержанно. Любое вмешательство, противоречащее его желаниям, вызывает протесты. Ребенок не любит, когда его трогают чужие лица; он выражает свои желания ясно и категорично, реагирует на запреты («нет!») и на разрешения («да!»), определяет свою собственную тактику и умеет распознавать слабые стороны взрослых. sevia.ru Развитие ребенка в 8 месяцевРебенок в 8 месяцев должен сам легко садится и ложится, уверенно сидеть, цепляясь руками за прутья решетки или сетку детской кроватки. Подниматься, если его держат под мышки, хорошо шагать.
На 8-м месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кроватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка. Не позволяйте ему ползать в кроватке. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Отгородите угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Удалите из этого угла все предметы с острымитравмоопаснымикраями. Постелите на пол мягкое покрывало. Но если, несмотря на все предосторожности, вы все равно время от времени будете обнаруживать царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу, слишком сильно по этому поводу не переживайте. Маленькие травмы малышу просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт. Развитие ребенка в 8 месяцев действительно производит впечатление. Подросший малыш, «хватающий и исследующий», по несколько часов в день занят играми и, сидя в кроватке или на маленьком стульчике, с интересом следит за движениями окружающих, внимательный ко всему, что происходит вокруг. Он хорошо узнает своих, улыбается им, тянет руки. Увидев свое отражение в зеркале, проявляет интерес, рассматривает себя и старается достать руками. Движения рук ребенка хорошо координированы, он достаточно умело ими пользуется и берет разные предметы. Во время кормления сам придерживает кусочек хлеба или бутылочку, а если соска выпадает изо рта, отыскивает ее и тянет назад в рот. Крепко держит игрушки, стучит одной о другую, о края кроватки. Ясно и громко повторяет слоги: «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба» и др. Основные показатели психомоторного развития ребенка в 8 месяцев: 1. Громко и повторно произносит различные слоги. 2. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например: «ладушки», «до свидания» и т. д. 3. Долго занимается игрушками: рассматривает их, стучит игрушкой об игрушку и т. д. 4. Сам садится и ложится. 5. Придерживаясь руками за барьер, сам встает и стоит. 6. Переступает вдоль барьера. 7. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. 8. Пьет из чашки, которую держит взрослый. gcgdp.by Психомоторное развитие детей возрастом от 9 месяцев до 2-х лет. Американская академия педиатрииВЕХИ/ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ) Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока. Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе. (от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» - Л.Полински) Примечание: для недоношенных (преждевременнорожденных) детей необходимо корректировать возраст, чтобы получить истинное понимание, на каком этапе развития должен быть ваш ребенок Вот что нужно сделать: Если возраст вашего ребенка составляет 14 недель, но он родился на 6 недель раньше, то необходимо вычесть 6 из 14. Возраст будет 8 недель. Используйте откорректированный возраст, когда вы смотрите на этапы развития (от ред. – Если возраст вашего ребенка 8 месяцев, но он родился раньше на 2 месяца, то откорректированный возраст ребенка составит 6 месяцев). К возрасту 2 лет, большинство детей достигнут нормального уровня развития, и вам не придется осуществлять корректировку. Если ваш ребенок еще не догнал в развитии сверстников, то он может нуждаться в дополнительной поддержке в течение более длительного периода времени. Общее представление о моторном развитие Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ДЕВЯТИ (9-ти) месяцев? Двигательное развитие: * Поднимает маленькие предметы кончиками большого и указательного пальцев (использует "пинцетный" захват)* Начинает ползать и передвигаться (передвигается вдоль мебели; делает шаги, когда удерживают за руку)* Подтягивается, чтобы встать* Стоит с поддержкой* Может попасть в положение сидя (из положения лежа/стоя)* Сидит без поддержки Слуховое развитие и развитие языковых навыков: * Узнает знакомые слова (свое имя и такие фразы, как «время для ванны» и «пора спать»)* Лепечет, сочетая гласные и согласные звуки (например, «папа», «мамамама», «баба»)* Имитирует звуки и движения (от ред. - жесты) других людей* Понимает слово "нет/нельзя"* Использует пальцы, чтобы указать на вещи Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Внимательно исследует предметы (переворачивает их с ног на голову (вверх тормашками), кладет руки в отверстия) * Принимает более активное участие в кормлении (пытается удержать бутылку или брать еду пальцами) * Возражает если забирают игрушки * Смотрит на путь/дорогу, где он упал * Ищет вещи, которые он видел что вы спрятали * Играет в «ку-ку» * Перекладывает вещи плавно из одной руки в другуюСоциальное и эмоциональное развитие: * Хлопает руками от возбуждения * Может показать беспокойство (испугаться) в присутствии незнакомцев * Может вцепиться в знакомых взрослых * Есть любимые игрушкиКонтроль за развитием ребенка Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 9-ти месяцев: * К возрасту восьми месяцев не лепечет* К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в "ку-ку!"* Не переносит вес стоя на ногах с поддержкой* Не сидит с поддержкой* Не гулит («мамама», «бабаба», «папапа»)* Не играет в любые игры где необходимы движения назад и вперед либо вправо-влево* Не реагирует на собственное имя* Не похоже, чтобы узнавал знакомых людей* Не смотрит, на то что вы указываете* Не перекладывает игрушки из одной руки в другую* Не лепечет согласные звуки Каких достижений в развитии стоит ожидать от ДВЕНАДЦАТИМЕСЯЧНОГО ребенка? В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля - впервые ребенок ощущает себя физически независимым. Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 12-ти месяцев. Двигательное развитие * Садится без посторонней помощи* Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами* Встает на четвереньки* Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание: Это либо четвереньки - ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи - опора на стопы и ладони)* Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз* Подтягивается, чтобы встать* Ходит, держась за мебель* Недолго стоит без поддержки* Может сделать пару шагов без поддержки Развитие мелкой моторики и движений рук* Использует «пинцетный» захват* Держа в руках кубики (предметы), ударяет ими друг о друга* Кладет предметы в разные емкости* Вынимает предметы из различных емкостей* Осознанно выпускает предметы из рук* Толкает/трогает предметы указательным пальцем* Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые* Переворачивает несколько страниц в книге Развитие языковых навыков * Все больше интересуется речью окружающих* Реагирует на несложные устные просьбы* Реагирует на слово «нет», замирает или останавливается, когда говорят не делать этого* Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет» или машет ручкой «до свидания»* Лепет становится более выразительным, издает звуки с изменениями в тоне (больше похоже на речь)* Говорит «мама» и «папа», ассоциирует слова «мама» или «папа» с родителями* Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»* Пытается повторять слоги и простые односложные слова за вами или которые вы говорите/говорили* Использует (повторяет) одно слово снова и снова* Объединяет движения со звуками (тянется к объекту и использует голос одновременно)* Отдает предмет когда его попросили* Говорит «мама» и «папа» и восклицаниями, вроде «Ой-ой!» Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):* Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)* Легко находит спрятанные предметы* Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке* Копирует жесты* Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)* Помогает одеваться (от ред. - вытягивает руки или ноги)* Следует простым указаниям, например «принеси/дай игрушку» Социальное и эмоциональное развитие * Ведет себя беспокойно (нервничает) или скованно (застенчив) в присутствии незнакомцев* Плачет, когда мама или папа уходит* В своих играх любит копировать других* Играет с другими детьми* Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам* Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)* Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)* В определенных ситуациях может пугаться* Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным* Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание* Сосет свой пальчик* Дает вам книгу, когда он хочет послушать сказку/историю* Играет в игры, такие как «ку-ку» и «ладушки» Контроль за развитием ребенкаХотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 8-ми - 12-ти месяцев. * Не ползает* Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)* Не может стоять с поддержкой* Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах* Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)* Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой* Не указывает на предметы или картинки* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ПЯТНАДЦАТИ (15) месяцев?Двигательное развитие:* Самостоятельная ходьба* Заползает и сползает с мебели без помощи других людей Развитие языковых навыков:* Использует два других слова, кроме «мама» и «папа»* Просит пищу и/или напитки звуками или словами* Показывает, что он хочет, протягивая руку, указывая или бормоча (ворча) Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):* Пользуется ложкой, часто настаивая на кормлении себя самостоятельно Социальное и эмоциональное развитие:* Целует* Приветствует людей (от ред. – жестами, мимикой, простым лепетом, словом)* Слушает сказки (истории) Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ВОСЕМНАДЦАТИ (18) месяцев (полтора года)? Двигательное развитие:* Рисует каракули* Ходит без поддержки и иногда пытается бежать* Бьет ножкой по мячу в направлении вперед* Тянет (волочит) игрушку по земле (полу)* Может подниматься по лестнице с поддержкой* Может помочь раздеть себя* Пьет из чашки* Ест ложкой Развитие языковых навыков: * Выполняет простые указания, такие, как «дай это папе» * Говорит все большее число простых слов (по крайней мере, 5-10 шт.) * Указывает на нос, рот, глаза, уши, руки и ноги (от ред. – знает названия 6 частей тела) * Говорит и качает головой "нет" * Указывает кому-то на то, что он хочет * Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам) * Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):* Любит есть самостоятельно, но весь испачкается* Имитирует (копирует) работу предметов, поведение взрослых (кормит куклу, наливает чай в чашки, расчесывает волосы, отвечает на телефон)* Привлекает внимание к себе других людей Социальное и эмоциональное развитие:* Отрицательно реагирует на вмешательство посторонних* Более легко может проводить время без родителей, но счастлив, когда видит родителей снова. Показывает привязанность к знакомым людям* Любит давать вещи в руки другим (как игра)* Может иметь истерики* Может бояться незнакомцев* Может цепляться в родителей в новых ситуациях* Указывает пальцем, чтобы показать другим что-то интересное* Исследует что-то самостоятельно (один), но необходимо чтобы родители были близко/рядом Контроль за развитием ребенкаХотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 18-ти месяцев: * Не показывает вещи другим* Не начал ходить* Не знает, для чего (как применять) обычные/распространенные вещи в быту* Не копирует других* Не пополняется словарный запас новыми словами* Не произносит по крайней мере 6 слов* Не замечает или не обращает внимания, когда родитель уходит или возвращается* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ДВУХ лет?На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка: Двигательное развитие * Самостоятельная ходьба * Ходит, волоча за собой игрушки * Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек * Начинает бегать * Встает на цыпочки * Бьет ножкой по мячу * Заползает и сползает с мебели без помощи других людей * Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой * Сам рисует каракули * Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое * Строит башню из четырех или даже больше кубиков * Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой * Бросает мяч движением сверху-вниз * Рисует сам или копирует прямые линий и окружности Развитие языковых навыков * Показывает на предмет, который называют ему другие люди * Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела * Говорит предложениями из двух-четырех слов * Исполняет простые просьбы * Повторяет слова, которые слышит в речи других людей * Показывает предметы/животных/людей в книге Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем): * Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими * Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета * Начинает играть в символические игры * Завершает предложения и рифмы в знакомой книге * Игры по-нарошку (войнушки, куклы, переодевание) * Может пользоваться одной рукой чаще, чем другой * Следует двухшаговым инструкциям, таким как "Подними ботинки и положи их в шкаф". * Называет элементы иллюстрированной книги, такие как кошки, птицы или собаки Социальное и эмоциональное развитие * Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его * Все лучше осознает свою отдельность от других людей * Все с большим удовольствием общается с другими детьми (например, в «догонялки»), играет в основном рядом с другими детьми * Проявляет все большую независимость * Начинает проявлять непослушание (ведет себя вызывающе – делает то что запретили) * Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает * Взволнован, когда общается с другими детьми
Контроль за развитием ребенка Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 2-х лет:* Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках* Не произносит как минимум 15 слов* Не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)* Не начинает копировать действия или повторять слова* Не исполняет простые просьбы* Не научился катить игрушки на колесиках* Не использует фразы из 2-х слов (например, «дай молоко»)* Неуверенная походка* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал Первоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Полезные ссылки:1. Рефлексы новорожденных и младенцев. (проверка, причины аномалий, видео). ААР2. Рефлексы, звуки (издаваемые ими) и поведение новорожденных и младенцев. ААР3. Развитие здорового ребенка. РМС4. Нервно-психическое развитие ребёнка раннего детского возраста.5. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни6. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни Американская академия педиатрииsensint.ru Психомоторное развитие ребенкаТак педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей. Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарьДо 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи. В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении. В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму. Третий месяц — это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного. В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе. В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих — плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках. Период полугода — это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его — присутствие чужих людей. В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет. В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом. В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются. В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова. В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия. В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых — целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело. Показатели психомоторного развития детей первого года жизниПомесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:
Психомоторное развитие недоношенных детейТакие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами. В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе, развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов. Психомоторное развитие детей разных возрастных группВ разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны. Психомоторное развитие детей дошкольного возрастаЭто период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком. Если говорить о сенсорном развитии, то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой. Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях. Психомоторное развитие детей младшего школьного возрастаВ период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков. Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость — умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер. К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим. На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время. Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников. Психомоторное развитие детей с нарушением зренияНормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать. Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев. У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму. При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей. Психомоторное развитие детей с ОНРДетки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания. У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности, тревожности, неумение общаться. Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук. Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга. Психомоторное развитие детей с умственной отсталостьюУ таких малышей основы психического развития возникают к концу первого — началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста — внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики. Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества. Психомоторное развитие детей с ДЦПОсобенность этих деток — сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты — аномалии рефракции, нарушения слуха, суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации. С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП. Специально для nashidetki.net- Диана Руденко nashidetki.net Психомоторное развитие ребенка по месяцамЗдравствуй, милая мамочка! Мы, наконец, встретились с тобой! Ты такая красивая и нежная, и мне с тобой ничего не страшно! У меня грандиозные планы на грядущий год, я собираюсь вырасти из маленького дрожащего комочка в сильного, активного, веселого карапуза. Я буду ползать, бегать, прыгать, громко смеяться и называть тебя по имени. Но не сразу. Давай я расскажу тебе все по порядку. Ведь психомоторное развитие ребенка – это целая жизнь длиною в 12 месяцев! Из этой статьи вы узнаете: Мне 1 месяцЯ весь маленький и красненький, но это не означает, что я не понимаю, что делаю. Например, услышав резкий звук, я вздрагиваю. Природа наградила меня очень интересными способностями. Лежа на кроватке, я бегаю, мне все время хочется бежать, я размахиваю ручками, как настоящий спортсмен и преодолеваю метр за метром воображаемой беговой дорожки. Если ты меня приподнимешь и поставишь на ножки, я побегу еще быстрее, ведь я самый быстрый в мире бегун первого месяца жизни! Положи меня на животик, и увидишь, как я могу держать голову прямо и браво аж целых несколько секунд! Мама, смотри быстрее, потому что сейчас моя головка клюнет носом! Если ты заметишь в моих руках и ногах гипертонус, не волнуйся, это норма для психомоторного развития грудничка первого месяца жизни, со временем всё это пройдет! Если ты будешь громко смеяться мне в лицо, покажешь яркую игрушку, будешь двигать ею не резко, то я удостою эти действия своим вниманием и прослежу за интересными предметами взглядом. Только недолго. Я слишком занят бегом, чтобы отвлекаться на всякие яркие глупости. Если мне что-то не понравится, будь готова услышать мой возмущенный эмоциональный крик, ведь я очень хорошо умею громко плакать по любому поводу. Мне 2 месяцаМамочка, теперь я уже держу голову прямо намного дольше, чем когда был маленький. Чтобы казаться выше и взрослее, я даже пытаюсь приподнять грудь, когда ты выкладываешь меня на животик. А когда ты держишь меня на руках «солдатиком», я даже могу продержать свою голову 1-2 минуты. Засекай, мама! Мне так надоело в первом месяце бегать, что теперь, если ты меня схватишь подмышками и поставишь на ножки, я буду крепко держаться вертикально и не подогну коленки! Ближе к концу второго месяца у меня начнет проходить гипертонус конечностей, я же тебе обещал! Когда ты меня держишь, следи внимательно за окружающими предметами, ведь все, что попадет ко мне в руки, тебе уже не отнять! Я крепко схвачу твои волосы, шарфик, а однажды, когда ты захочешь помыть меня над тазиком, я схвачу даже его и приподниму над полом. Ведь я не только смелый, но и очень сильный! У меня сила хватания почти как у взрослого годовалого человека! У меня уже прогрессирует психомоторное развитие младенца, и я могу подолгу рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии 50-70 см. от моего лица. Я уже узнаю тебя, мамочка, провожаю взглядом, ловлю твою улыбку и отвечаю на нее первыми звуками. Мне очень нравятся гортанные звуки А, О, У. Мне очень хочется широко улыбаться и показывать всем свои беззубые десна. А когда я слышу громкие звуки или вижу яркие предметы, я даже готов перестать сосать и прислушиваться к источнику любопытного явления. Мне 3 месяцаЯ уже легко держу голову прямо, лежа на животе и облокотившись на локти. Если мне надоело лежать на боку, я смогу перевернуться на спину. Я очень любознательный: поворачиваюсь на любой звук и точно знаю направление его источника, замираю при виде любопытных предметов, а если мне кто-то улыбается и говорит со мной, я проявляю такую активную радость, что все мое округляющееся тело начинает плясать и радоваться, а рот расплывается в беззубой улыбке. Когда я вижу источник удовольствия – мамину грудь или соску, я моментально открываю рот. Испытывая радость от происходящего, я могу подолгу напевать любимые мелодии и петь песенки со словом «АГУ». А с благодарностью воспринимаю пальчиковые игры, у меня от них развивается мелкая моторика, я активнее расту и умнею на глазах. Мне 4 месяцаЯ теперь свободно кувыркаюсь в кроватке с одного бока на другой. Берегись, мама, я могу упасть с кровати! Могу уверенно стоять на ножках со слегка согнутыми коленками, гипертонус ног у меня уже полностью отсутствует. Лежа на животе, я даже пытаюсь подтягиваться, упираться на ручки, дергаться так, словно сейчас стремительно поползу. Психомоторное развитие ребенка в 4 месяца уже больше напоминает осознанные действия, нежели набор рефлексов. Я даже могу по полминуты держать одновременно два предмета в обеих руках! Теперь игрушки меня интересуют более осознанно. Ведь я научился протягивать к ним ручки! Если мне что-то не понравится, я захнычу, почти как взрослый, но если я буду доволен, вы услышите по-настоящему счастливый заливистый смех! Меня очень интересуют незнакомые лица, животные, изображение в телевизоре. А когда я кушаю, я держу одной рукой грудь мамы или бутылочку. Мне 5 месяцевЯ уже почти взрослый! Меня можно усадить на подушки, и я буду спокойно играть с игрушками». Я буду тянуть их в рот, изучать на вкус, рассматривать и крутить в руках. Чужие люди меня уже смущают и иногда пугают. Я стал различать ласковый и строгий тон и обиженно скручивать губки, если меня что-то напугало. Я отличаю голос своей мамочки от других голосов, красиво пою, нежно лепечу со своими игрушками. Мне 6 месяцевЯ уже сижу самостоятельно и начинаю учиться ползать! Стою на прямых ногах при поддержке и даже пытаюсь шагать, а если меня лежачего подтянуть за ручки, я попытаюсь присесть! Я уже знаю собственное имя и откликаюсь на него! Могу есть с ложечки и пить из блюдца. Ведь психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев – это целая революция! Мне 7 месяцевЯ теперь все делаю осознанно! Тянусь за любыми предметами и направляю их, куда следует: бутылочку в рот, игрушку в рот, носок с ноги – тоже в рот! Я умею стучать, прыгать на месте, шагать при поддержке, ползать во всех направлениях, даже сидя! Из положения лежа я встаю на коленки, и при опоре даже поднимаюсь на ножки! А еще я научился проговаривать губные звуки: «Ма-ма-ма!», «Па-па-па!», чему вы, мои родители, почему-то особенно радуетесь. Мне 8 месяцевЯ уже активно перемещаюсь по манежу, держась за бортики, часто падая при этом. Люблю лепетать, повторяя одни и те же звуки. Очень радуюсь своему отражению в зеркале. Умею пить из кружки. Я научился подражать взрослым в игре: катаю машинки, стучу молоточком, хлопаю по шарику. Умею играть в ладушки, машу ручкой на прощанье и самостоятельно держу печенье во рту. Мне 9 месяцевТеперь я уже много знаю! Свое имя, название игрушек, умею находить их, разбирать пирамидку, кубики, складывать игрушки в стопку. Я могу свободно управлять своим телом: садиться, вставать из любого исходного положения. Когда я слышу музыку, я сразу начинаю танцевать, а если со мной разговаривать, то я буду подражать взрослым и повторять за ними слоги, щелкать языком, хлопать в ладоши и стесняться. А еще я уже знаком с горшком и даже иногда позволяю усаживать меня на него! Мне 10 месяцевЯ уже поднимаюсь по ступенькам и даже пытаюсь ходить без поддержки! В этом возрасте психомоторное развитие малыша особенно дает резкий скачок. Я могу повторять за взрослыми несложные слова, называть разные предметы короткими условными слогами, показывать на предмет, если меня спросят о нем, и даже выполнять различные команды с огромным энтузиазмом и радостью. Мне 11 месяцевЯ теперь могу даже пойти самостоятельно! Берегись, мама, я часто падаю! Я лезу во все щели, открываю двери, могу залезть на мебель. Теперь мне под силу собрать пирамидку, отвечать на сложные вопросы, наподобие, «Где у мамы глазки, носик, ротик?». Мне знакомо много предметов и явлений, и некоторым из них мы с мамой уже дали свои короткие имена. Мне 12 месяцевТеперь я сам ем и пью, помогаю маме одевать меня, иногда скандалю с ней, желая делать все самостоятельно. Я умею играть с куклами, кормить их, купать и убаюкивать. Теперь мне интересно всё: стиральная машинка, вода в унитазе, мясорубка, ножи и спички. Особенно мне нравится все пробовать на вкус, разбирать, разбивать, вымазывать и рассыпать. Теперь я знаю имена своих близких, названия частей своего тела, могу их показывать. И хоть мне и не нравится слово «Нельзя», но я отлично понимаю его смысл. Милая мамочка! Теперь ты знаешь о психомоторном развитии младенцев первого года жизни абсолютно всё. Я буду четко следовать этому плану, но, если ты заметишь какие-то различия в реальности, то не пугайся, ведь нельзя всю свою жизнь построить по плану и вписать в жесткие рамки! Главное, чтобы я был здоров, активен, с чистой гладкой кожей, широкой улыбкой и спокойным безмятежным сном в положенное время! Оцените статью: Поделитесь с друзьями!moy-kroha.info |