Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Малыш не хочет, чтоб ему читали! Почему? Ребенок не хочет читать 6 лет


Почему ребенок не читает книги. Что делать, если ребенок не хочет читать

Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.

Почему ребенок не читает книги

Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.

  • У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
  • Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
  • Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
  • Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
  • Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
  • Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.

По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.

Как ребенку привить любовь к чтению

Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.

  • Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
  • Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
  • Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
  • Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
  • Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
  • Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
  • Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
  • Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
  • Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.

По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.

Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.

Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.

Фото:pixabay.com

onwomen.ru

Ребенок не хочет читать

Книга друг?

Встретить ребенка, который взахлеб читает книги, большая редкость. Чаще дети не хотят читать ни школьную литерату­ру, ни интересные для их возраста книги. Если вы вспомни­те свое детство, то в памяти всплывают десятки интересных рассказов, которые вы не только читали, но и в дальнейшем обсуждали со сверстниками. С современным подрастающим поколением все иначе. И причина этого — масштабный техни­ческий прогресс и появление огромного числа гаджетов.

Сейчас вместо книги ребенок с большим удовольствием по­смотрит телевизор, поиграет в приставку, посидит в социаль­ных сетях. Книгам конкурировать с медиаресурсами за внимание ребенка практически невозможно. Прогресс прогрессом, но, к сожалению, такой досуг приводит к неуспеваемости в школе, плохо развитому словарному запасу, неумению четко и грамотно излагать свои мысли. Уходит аспект нравственного и духовного воспитания, ведь ребенку не о чем мыслить, рассу­ждать и спорить. В голове остаются только ток-шоу, агрессив­ные фильмы и игры.

Наверняка вы неоднократно пытались убедить или даже заставить своего ребенка читать. Правда, эти убеждения ока­зались малоэффективны и работали лишь некоторое время. Большинство родителей задаются вопросами: «Почему совре­менное поколение не интересуют книги?», «Как заставить ре­бенка читать?»

Причины проблемы

Почему же так происходит? Почему ребенок не хочет чи­тать и, следовательно, развиваться? Существует ряд причин, многие из которых уже подробно описывались в книге Шами­ля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребен­ка правильно читать и понимать прочитанное». Еще раз рас­смотрим основные из них.

1. Интернет и ТВ

В чем опасность двух «пожирателей» времени?

Во-первых, ребенок хочет оставаться в виртуальном мире, потому что там ему интересно и очень комфортно, нет необхо­димости напрягаться и о чем-то думать. В Интернете и по ТВ все делают за тебя: думают, говорят, веселят. У ребенка отклю­чено воображение, логическое мышление, так как интересная история уже снята или показана в картинках.

Во-вторых, ребенку нет необходимости концентрировать свое внимание на одной теме, ведь, когда что-то надоело, можно просто кликнуть мышкой или переключить канал. Все это приводит к тому, что ребенку чтение кажется слож

ным познавательным процессом, на который надо тратить много времени.

2. Переизбыток информации

Эта причина — следствие вышеописанного пункта. Наш мозг перегружен ненужной информацией. Реклама на ТВ, всплывающие рекламные баннеры в Интернете становятся пи­щей для нашего мозга. Можете представить, сколько ненуж­ного откладывается в нашем сознании и подсознании, а что уж говорить о детской, только еще формирующейся психике.

3. Уроки, которые убивают интерес к чтению

Да-да, именно уроки литературы иногда служат причиной развития нелюбви, а зачастую и ненависти к чтению. Просмо­трите школьную программу и найдите в ней рассказы, инте­ресные и объективно соответствующие возрасту детей. Где там Том Сойер или рассказы Майна Рида? И пусть бросит в меня камень тот, кто ощутил восторг и удовольствие, читая и разби­рая в школе «Слово о полку Игореве».

4. Пример родителей

Если родители заставляют ребенка читать и говорят: «Чте­ние — это интересно», «Книги необходимы для развития», «Начитанный человек добьется большего, чем неначитан­ный», — но при этом уже два года в руки не брали книгу, эф­фекта такие фразы точно не дадут. Ребенок всегда отдает пред­почтение копированию моделей поведения родителя, чем ус­лышанным от них советам и словам. Так же глупо и напрасно говорить о вреде курения своему ребенку, если вы курите.

5. Престижность чтения

Здесь все зависит от среды, в которой растет ребенок: если его друзья и сверстники обсуждают только новые компьютер­ные игры, то ребенок будет стремиться поиграть в новую игру и потом делиться своими впечатлениями со сверстниками. Если же в обществе, в котором растет ребенок, обсуждаются книги, герои, интересные сюжеты, то, приходя домой, подрастающий интеллектуал будет взахлеб читать книгу за книгой.

1. Интернет и ТВ и переизбыток информации

Составьте расписание, со скольки до скольки ребенок смо­трит телевизор и сидит в Интернете. У ребенка должно быть время, когда он может просто посмотреть телевизор, полистать страницы в Интернете и его никто не будет за это отчитывать. Для ребенка в возрасте от 7 до 12 лет это время не должно пре­вышать одного часа в день.

Есть еще одно дополнение к этому пункту: здесь также име­ет значение, сколько времени сами родители проводят перед телевизором или компьютером. Для того чтобы ребенок при­нял новые правила, покажите ему положительный пример.

2. Уроки, которые убивают интерес к чтению

Необходимо объяснить ребенку, что урок — это только ма­ленькая часть огромного мира литературы. И если не нравится формат урока, это еще не повод считать литературу скучной. Ваша задача — объяснить ребенку, что, несмотря на неинте­ресный подход учителя к предмету, читать все равно здорово. Также можете записать ребенка на курсы скорочтения, где ребенок научится читать гораздо быстрее, и процесс обучения будет доставлять удовольствие.

3. Пример родителей

Вам необходимо создать «читающую среду» дома. Для на­чала у вас должна быть домашняя библиотека, к которой вы часто подходите и откуда берете интересующую вас книгу. По­сле прочтения нескольких глав необходимо высказывать свои впечатления и задавать вопросы членам семьи, как бы втяги­вая их в историю своей книги.

Необходимо создавать «книжные» традиции / обсуждайте прочитанные книги, рассказы, стихи

У устраивайте походы по книжным магазинам. Если вы предоставите ребенку возможность самостоятельно в книжном магазине выбрать себе любую понравившу­юся книгу, он это обязательно сделает и дома начнет ее читать. Также можно применять маленькие хитрости. Например, сравните героя книги с реальным знакомым: «Слушай, сынок, главный герой в рассказе так похож на твоего друга Колю». Вы самостоятельно можете придумать множество хитростей, главное, чтобы от вас исходила инициатива и вы тоже читали.

4. Престижность чтения

Здесь тоже необходимо создать среду, но уже вне дома. Это может быть литературный или поэтический кружок, где дети смогут делиться мыслями о прочитанном. Хотя бы раз в неде­лю ребенок должен посещать такое место, где говорят о лите­ратуре. Можете проявить инициативу и на родительском со­брании предложить классному руководителю устраивать для детей «читающие» классные часы или вечера. Для большинства детей чтение может стать любимым и увлекательным занятием: стоит лишь изменить отношение к чтению и научить ребенка дружить с книгами.

 

Поделиться ссылкой:

Похожее

mentalar.ru

Малыш не хочет, чтоб ему читали! Почему?

Продолжаем серию публикаций, которые не только помогут родителям выбрать самые лучшие книги для детей разного возраста, но и подскажут, как приучить детей к чтению и на что ориентироваться при выборе книг в магазине. На этот раз речь пойдет о книгах для детей с 4 до 6 лет.

КАКИЕ КНИГИ ВЫБИРАТЬ?

  • С картинками! В этом возрасте иллюстрации в книге значат для ребенка никак не меньше, а для многих и больше текста.
  • Выбирайте книги по сюжетам, близким к любимым темам ребенка. Например, про автомобили или принцесс, пришельцев или животных.

Даже если книга сделана по сюжету любимого мультфильма или фильма – смело берите ее!

  • Для возраста с 4 до 6 лет есть множество прекрасных книжек. Например: все детские книжки с иллюстрациями Владимира Сутеева – в них прекрасное соотношение картинок и текста. Хороши и книжки, по которым сняты мультфильмы, потому что можно то читать, то смотреть – детям интересны такие сравнения.
  •  Категорически не подходят страшные истории, рассчитанные на более старших детей и подростков.
  • Если малышу что-то не нравится, не спешите, выбирайте книги по его возрасту, не торопитесь забегать вперёд, сначала перечитайте всё, что написано именно для маленьких деток, без страшных героев и негативных концовок.

Как действовать родителям?

  • Обучение чтению и воспитание любви к книгам – две большие разницы. Первое – навязываемое насильственным образом, может вызвать стойкое отвращение ко второму. Предлагать ребенку короткие интересные рассказы по его любимым темам можно только тогда, когда он научился читать, достигнув уровня 50 слов в минуту.
  • Во время занятий с книгой невероятно важно участие родителя. Ему тоже должно быть интересно, чтобы ребенок заразился общей страстью. Если в семье взрослые не читают (хотя бы газеты, журналы), не ждите увлеченности книгами от ребенка.
  • Не удивляйтесь и не возражайте, когда малыш многократно просит перечитывать одну и ту же сказку – для него это своего рода успокаивающая психотерапия.
  • Бывает, что дети предпочитают слушать, как взрослый рассказывает сказки, а не читает книжки (чтение вслух часто звучит более монотонно, чем рассказывание сказок). Попробуйте прочитать книжку сами, а потом рассказать её ребёнку, показывая картинки. Возможно, ему понравится. И тогда через некоторое время можно постепенно (что-то рассказывая, что-то прочитывая) переходить к чтению.
  • Если ребенок не хочет, чтобы ему читали, спросите, что именно ему не нравится. Конкретная книжка? То, что ему читают вместо мультика? Он хочет, чтобы читала мама, а не дедушка, или наоборот? Пойдите ему навстречу. Если малыш вообще не хочет, чтобы ему читали – попробуйте вместе с ним рассматривать картинки и поясняйте их, опираясь на текст.
Совет от parents.ru

Идеальный вариант приучения к чтению – купить диапроектор и диафильмы. Сочетание картинки с чтением – оптимально для того, чтобы ребёнок привыкал воспринимать текст на слух. 

Список книг для детей от 4 до 6 лет

Как и для малышей до 3 лет, для дошкольников мы также подготовили уникальный список детской литературы. Рекомендуем сохранить его или распечатать. В него вошли незаслуженно забытые и классические произведения.

  1. Александрова Татьяна «Домовенок Кузька»
  2. Андерсен Ханс Кристиан «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок» (иллюстрации А. Ломаева)
  3. Береснявичюс Гинтарас «Семейство Кауков»
  4. Вестли Анне-Катарина «Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Маленький подарок Антона»
  5. Висландер Джуджа и Томас «Мама Му и ворон»
  6. Волков Александр (иллюстрации Л. Владимирского) «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка»
  7. Гаки Марина «Бабка Ёжка и другие»
  8. Гауф Вильгельм «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Карлик Нос», «Холодное сердце»
  9. Георгиев Сергей «Фыфрики и бубрики» (иллюстрации Д. Герасимовой), «Главный секрет», «Грустное дерево»
  10.   Гофман Эрнст Теодор Амадей «Щелкунчик» (иллюстрации И. Роберто)
  11.  Братья Гримм «Сказки» (только адаптированные)
  12.   Гудрун Мебс «Бабушка!» – кричит Фридер»
  13.  Дружков Юрий «Приключения Карандаша и Самоделкина» (иллюстрации И. Семёнова)
  14.  Есеновский Михаил «Главный шпионский вопрос»
  15.  Ершов Петр «Конек-горбунок» (иллюстрации Л. Якшис)
  16.  Житков Борис «Все о больших и маленьких приключениях»
  17.  Зощенко Михаил «Рассказы», «Леля и Минька» (иллюстрации Н. Бугославской)
  18.  Керн Людвиг Ежи «Фердинанд великолепный», «Проснись, Фердинанд», «Послушай-ка, слон»
  19.  Кестнер Эрих «Мальчик из спичечной коробки»
  20.  Кинг-Смит Дик «Найти белую лошадь», серия «Все о…», «Поросенок Бейб», «Шпунтик», «Собачья Лапа», «Гарри и попугай», «Мыши Мартина»
  21.  Койн Ирмгард «Девочка, с которой детям не разрешали водиться»
  22.  Кэрролл Льюис «Алиса в Стране чудес» (иллюстрации Р.Ингпена)
  23.  Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  24.  Ларри Ян «Необыкновенные Приключения Карика и Вали»
  25.  Линдгрен Астрид «Пеппи Длинныйчулок», «Калле Блюмквист», «Расмус-бродяга», «Мио, мой Мио», «Карлсон, который живет на крыше», «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел», «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» (иллюстрации Савченко), «Эмиль из Лённеберги», «Мы на острове Сальткрока», «Рони-дочь разбойника»
  26.  Лопес Сусанна «Лучшая семья в мире»
  27.  Лунин Виктор «Приключения Сдобной Лизы»
  28.  Куннас Маури «В гостях у Санта-Клауса»
  29.  Метерлинк Морис «Синяя птица» (иллюстрации И. Бодровой)
  30.  Мешенмозер Себастьян «Мистер Белка знает путь к счастью»
  31.  Милн Александр «Винни-Пух и все-все-все» (иллюстрации Э.Х. Шепарда)
  32.  Михалков Сергей «Праздник непослушания» (иллюстрации Г. Огородникова), «Сон с продолжением»
  33.  Некрасов Андрей «Приключения капитана Врунгеля» (иллюстрации В. Челак)
  34.  Носов Николай «Незнайка», рассказы
  35.  Нурдквист Свен «Про Петсона и Финдуса»  
  36.  Остер Григорий «38 попугаев», «Петька-микроб»
  37.  Пантелеев Леонид «Белочка и Тамарочка», «Честное слово», «Большая стирка»
  38.  Петрановская Людмила «Что делать, если...»
  39.  Пройслер Отфрид «Маленькая ведьма», «Маленький водяной», «Маленькое привидение»
  40.  Прокофьева Софья «Приключения Веснушки», «Пока бьют часы», «Лоскутик и Облако» (иллюстрации А. Власовой)
  41.  Рауд Эно «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
  42.  Рюбель Дорис «Изучаем свое тело», «Откуда берутся дети?»
  43.  Сабитова Дина «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни» (для девочек)
  44.  Самойлов Давид «Конь о шести ногах»
  45.  Сегюр де Софи «Сонины проказы»
  46.  Секора Ондржей «Муравей Ферда», «Муравьи не сдаются»
  47.  Сильверстайн Шел «Щедрое дерево»
  48.  Соломко Наталья «О чем расскажут старые картины»
  49.  Альманах сказок «Среди эльфов и троллей» (иллюстрации Й. Бауэр)
  50.  Таск Сергей «Тайна рыжего кота»
  51.  Токмакова Ирина Повести
  52.  Толстой Алексей «Золотой ключик или приключения Буратино» (иллюстрации В. Канивец)
  53.  Толстой Лев «Филипок» (иллюстрации А. Пахомова)
  54.  Тофилд Саймон «Кот Саймона сам по себе»
  55.  Тюхтяевы Ирина и Леонид «Зоки и Бада»
  56.  Усачев Андрей «Умная собачка Соня», «Иван-дурак» (иллюстрации И. Олейникова), «Жили-были ежики», «Дед Мороз из Дедморозовки: книга первая – «Школа снеговиков», книга вторая – «Чудеса в Дедморозовке», «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым»
  57.  Успенский Эдуард «Истории про мальчика Яшу», «Вниз по волшебной реке»
  58.  Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса»
  59.  Чаплина Вера «Фомка – белый медвежонок»
  60.  Чарская Лидия «Тасино горе»
  61.  Чуковский Корней «Путешествие в Страну Обезьян», «Пента и морские пираты»
  62.  Шаров Александр «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков»
  63.  Шибаев Александр «Язык родной, дружи со мной»
  64.  Шмидт Анни «Саша и Маша», «Мурли» (для девочек)
  65.  Экзюпери Антуан де Сент «Маленький принц»
  66.  Экхольм Ян «Тутта Карлссон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
  67.  Янссон Туве «Все о Муми-троллях»

Какой книги не хватает в этом списке? Напишите в комментариях!

10 февраль 2016 08:00

Parents.ru

Фото: GettyImages

Дарья Вейцлер

www.parents.ru