Что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Ребенок 6 лет не хочет читать
Что делать, если ребенок не хочет учиться читать? »
Подготовила Олейник А.Н
Немало специалистов отмечают, что порой в подобном случае родители (или другие люди, взявшиеся за обучение крохи), когда ребенок не хочет учится читать, допускают ряд непростительных ошибок. Нередко взрослые полагают, будто нежелание крохи осваивать столь нужный навык связано с банальным упрямством и желанием «проявить характер», и бороться с этим якобы помогут различные методы принуждения. Ребенку угрожают, заставляют читать, прибегают к различным видам шантажа, и в результат таких действий обычно оказывается противоположным ожидаемому: чадо все еще не умеет читать, но еще и утрачивает значительную часть доверия к старшим. Впрочем, если у малыша не слишком сильный характер, он может и поддаться манипуляциям взрослых и действительно заняться чтением, но содержание книг его не готовый к подобным нагрузкам ум должным образом не воспринимает. В дальнейшем принуждение при обучении читать может вылиться у уже взрослеющего человека в нелюбовь к книгам, и последствия этого будут для интеллектуального развития такой личности весьма негативными.
Чтобы обучение чтению проходило успешно, первостепенными будут не установки в голове взрослых на то, что уже якобы «пора», а именно стремления самого ребенка к освоению такого навыка. Иными словами, малыш должен сам, а не по принуждению или исходя из каких-либо убеждений занимающихся его воспитанием взрослых, захотеть заниматься чтением книжек. Возраст, в котором кроха приходит к подобному пониманию, сугубо индивидуален: кто-то «созревает» уже годам к 4-5, других же не следует трогать с чтением лет до 6, а то и 7, и любая спешка в данной ситуации точно нежелательна.
Не следует поддаваться новомодному стремлению множества родителей к обучению чад чтению едва ли не с пеленок: мозговые структуры, отвечающие за сознательное восприятие текста, дозревают не ранее, чем чадо достигнет пяти-шести лет, и только с этого возраста тренировки будут иметь смысл.
Самым верным тактически ходом со стороны взрослого, если доселе любые попытки обучения чтению конкретного малыша приводили к фиаско, будет «отпустить» ситуацию и несколько подкорректировать поведение. В результате ранее допущенных родителем или воспитателем ошибок у ребенка уже успел сформироваться негативный настрой в отношении чтения, и именно устранением этого дискомфорта следует прежде всего заняться.
В первую очередь, необходимо отложить подальше всевозможные буквари и прочие книжные «орудия пыток» и переключиться на игровую деятельность с использованием букв. Упражнений, помогающих в дальнейшем обучении чтению, существует масса: ту и поиски определенных букв в словах, и вставка тех, что оказались «потерянными» в тексте, и т.п., главное — чтобы такие игры заинтересовали и увлекли конкретного ребенка. От взрослого же требуется не только активное участие в таких «буквенных» развлечениях, но и тактичное, осторожное поведение, отсутствие каких-либо негативных высказываний в адрес своего юного ученика. Даже если при выполнении некоторых игровых заданий малыш допускает ошибки, не следует его за это упрекать и заострять внимание на его неудачах; аналогичной тактики надо придерживаться и в дальнейшем — когда обучение перейдет уже непосредственно к книгам.
На этапе проявления чадом интереса к чтению и первых его попытках прочесть какой-нибудь несложный текст нельзя его исправлять, делать замечания и т.п. — это лишь способствует угасанию энтузиазма ребенка. Поскольку на первых порах важно устранить связанный с чтением дискомфорт, то, сколько именно ошибок допускает при выполнении подобного задания малыш, не существенно.
Поправлять неправильно прочтенные слова и устранять прочие неточности надо будет уже при достаточно развитом навыке чтения у ребенка, но и при этом взрослому следует отказаться от менторских интонаций и проявлять побольше доброжелательности, хваля чадо за любые успехи.
Таким образом, при обучении отпрыска чтению первостепенной задачей будет исключение у ребенка негативных ассоциаций с освоением подобного навыка, да и начинать учебу стоит не с букварей или других пособий, а с игровой деятельности, связанной с буквами и слогами.
4.kropds.ru
Ребенок не хочет читать: 12 способов это исправить
В дополнение к тому, чтобы дети были безукоризненно воспитаны, родители также предполагают, что они будут “проглатывать” книги с таким же удовольствием, как едят фаст-фуд. К сожалению, большинство желаний мам и пап сбываются редко.
Взрослые, так хотят приучить к чтению, что невольно оказывают давление, а это недопустимо, ведь именно поэтому ребенок не хочет читать. Как утверждает доктор философии Нэнси Пейдж из университета Лесли в Кембридже, все что нужно сделать – читать вместе с детьми. Книги должны переносить на далекие земли, превращать в драконов и вызывать разные эмоции. Если читать для родителя, это способ окунуться в мир волшебства и вдохновения, то и ребенок будет этому следовать. Как заставить читать? Применять такие строгие меры вовсе не нужно, мы собрали наиболее действенные способы, которые помогут полюбить чтение.
1. Аудиокниги
Если ребенок не хочет читать потому что у него это плохо получается, воспользуйтесь этим методом. Уверенный голос диктора и его эмоции заставят “нехочуху” проявить интерес и последовать хорошему примеру, кроме того, аудиокнига отличный вариант, когда родитель по какой-либо причине не может читать на ночь.
2. Моделирование любви
Дети с легкостью перенимают привычки, например, когда в семье питаются неправильно, ребенок считает это нормой. Окружение книгами заставляет заметить их и взять в руки хотя бы одну. Читающий взрослый и много печатной продукции дома – залог успеха.
3. Укромное место
Тихий уютный уголок обставленный книгами – обязательное условие. Сделайте это место таким, чтобы юный читатель хотел возвращаться туда снова и снова. Сооружая “библиотеку – гнездышко” выбирайте тематику близкую к увлечениям малыша, это может быть пиратская бухта, палатка, космический корабль.
4. Соедините жизнь с печатными изданиями
Малыш любит астрономию? Прочитайте о звездах и отправляйтесь в планетарий, где вспомните выдержки из текста. Планируете путешествие? Ознакомьтесь с особенностями природы и достопримечательностей новой местности с помощью энциклопедии или журнала. Скоро день рождения? К набору лего подарите творческую книжку, где много идей для сборки конструктора.
5. Прочитайте, а затем, посмотрите фильм
Выберите зарубежную и российскую классику, например, “Гарри Потер” или “Золушка”. Сравнивание текста с постановкой фильма, отличная тренировка памяти и способ формирования интереса.
6. Связывайте с праздниками
Международный день красоты, день танкиста… Выбирайте наиболее подходящий для возраста праздник и книги по этой теме. В день матери, можно читать стихи и рассказы о бесконечной материнской любви, а в честь танкистов, познакомиться с энциклопедией военных машин.
7. Читайте вслух
Чтение вслух детям любого возраста является социальным методом, который воспитывает уважение к оратору и оказывает положительное влияние на эмоциональную привязанность. Если ребенок не хочет читать, это хороший способ вызвать интерес.
8. Отмечайте дни рождения писателей
Празднуйте дни рождения известных детских писателей. Познакомьтесь с биографией автора, его известными произведениями и составьте веселую викторину. Даже если ребенок не любит читать, эти события непременно вызовут любопытство.
9. Поддерживайте увлечение журналами
В наше время журналов настолько много, что можно без труда подобрать тот, что придется по душе. Даже двадцати минутное изучение журнала о насекомых или животных – уже хороший результат! Увлечение чтением в детстве, в большинстве случаев именно с них и начинается.
10. Клуб читателей
Все что потребуется, это наличие двух человек читающих одну и ту же книгу. Ребенок после окончания чтения передает книгу другу, после чего, они обмениваются мнением. Таким образом, дети учатся смотреть на мир “с другой стороны”, передают друг другу опыт и конечно “просыпается” интерес к книгам, как к источнику полезной информации.
11. Задавайте вопросы
Интересуйтесь о прочитанном. Спрашивайте о событиях в рассказе, персонажах, почему не нравятся некоторые герои и что может произойти дальше. Обсуждение заинтриговывает и ребенок хочет читать, чтобы рассказать продолжение или убедиться, что оказался прав.
12. Обращайтесь к книгам в трудные минуты
Ребенок не хочет читать? Покажите, что книга спасает в любой ситуации, например, когда предстоит ремонт, выбор породы домашнего животного или прически к празднику. Если в вашей семье ожидается прибавление, выполните роль “книжной феи”, которая оставит книгу под подушкой с запиской – ” ты скоро станешь старшей сестрой, эта вещь расскажет много интересного о твоей новой роли”.
Смотрите также:
maminmayak.ru
Если ребенок не хочет читать
Мой ребенок не любит книжки. С самого раннего детства ему неинтересно было их рассматривать, а теперь он терпеть не может читать. Как привить ему любовь к чтению?В самом деле, очень интересно, отчего это одни малыши обожают рассматривать книжки с картинками с самого раннего возраста, а другие к ним полностью равнодушны и предпочитают игрушки, компьютер или телевизор.
Безусловно, чтение постепенно утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь из источника получения информации в средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Но о проблеме стоит задуматься хотя бы потому, что все малыши рано или поздно отправляются в школу, и нежелание читать книги может стать серьезной помехой в учебе. Сначала, во время обучения в начальной школе, ребенку будет сложно сдавать так называемую технику чтения, потом, в средней школе из-за низкой скорости чтения он не сможет быстро читать задачи и правила, а в старшей школе, когда будет необходимо прочитывать огромное количество программной литературы, многостраничные параграфы по гуманитарным предметам, ребенку и вовсе будет тяжело.
Некоторых родителей отсутствие интереса к чтению у ребенка не то чтобы не беспокоит – они попросту не обращают на это внимания. Если же и мама, и папа сами много читают и делают это с удовольствием, а чадо демонстрирует откровенное неуважение и равнодушие к книге, то родители очень огорчаются. Что же делать в этой ситуации и как пробудить у ребенка интерес к чтению, а потом еще и сохранить его? Воспитать самого активного в мире книголюба нам, конечно же, вряд ли удастся (да и не ставим мы перед собой такую цель), а вот привить любовь к хорошим книгам точно сумеем.
История из жизни
– Таня – наша единственная дочь. Столько, сколько мы занимаемся ребенком, наверное, никто не занимается. Мы с мужем стараемся, чтобы у нее все было. Знаете, раньше было принято собирать библиотеку. Так вот, у нас она огромная. Но Танюша не хочет даже рассматривать картинки в книге, ей проще посидеть перед компьютером. Мы каждый вечер стараемся читать дочке вслух, водим ее в кукольный театр, но к книгам она по-прежнему равнодушна. Может, в шесть лет ребенку еще рано любить книги?
Отсутствие интереса к книгам и чтению.Пожалуй, до тех пор, пока не придет время отдавать малыша в школу и у него не проверят умение читать, многие родители не считают отсутствие у ребенка интереса к книгам проблемой. И вот будущий первоклассник прошел тест на готовность к школе… Некоторые родители только тогда и узнают, что ребенка, оказывается, нужно специально приучать к чтению. Даже если семья читающая, это вовсе не залог того, что ребенок тоже полюбит книгу с раннего детства. А может быть, мама и папа заметят проблему тогда, когда в школе зададут первое внеклассное чтение на лето. Ребенок ни за что не захочет садиться за книги – кому-то из родителей придется читать вслух.
Иногда проблема «хронического нечитания» возникает совсем поздно – в средних или даже старших классах.
Почему ребенок не хочет читать?
Если дома постоянно работает телевизор, компьютер доступен ребенку с утра до вечера, то вполне вероятно, что малыш предпочтет более простые способы получения информации, когда не нужно вчитываться в текст и осмысливать его – одна картинка быстро сменяет другую, все просто и наглядно.
Известно также, что у одних детей есть предрасположенность к чтению, а у других ее нет. Возможно, у кого-то дома не принято много читать, нет традиции создания семейной библиотеки. Но иногда встречаются и такие случаи, когда ребенок с удовольствием рисует, конструирует, занимается музыкой, танцует и т. д., причем делает это лучше других детей, но вот читать книгу его не заставишь.
Многие родители, попытавшись учить чему-то ребенка, сталкиваются с серьезной проблемой: малыш вовсе не воспринимает маму или папу как учителей и отказывается что-либо делать. Зато учителю или воспитателю он не «показывает характер» и выполняет задания с видимым удовольствием. Некоторым родителям правильно вести себя в подобной ситуации помогает воспоминание о том, как в детстве их самих насильно заставляли читать, угрожая наказанием. Они не используют никаких принудительных способов приучения к чтению, понимая, что этим можно только навредить делу.
Чего не стоит делать, если ребенок не любит читать?
— Хуже всего, если родители кричат на ребенка и при помощи жестких мер пытаются научить его любить книгу. «Вот прочитаешь пять страничек – получишь игрушку»,– сулят мама или папа малышу.
— Не помогает и принудительное дочитывание книги, над которой ребенок явно скучает.
— Нельзя махнуть рукой на эту проблему, потому что от чтения во многом зависит успешность ребенка по многим учебным предметам, то есть качество его знаний.
— Нельзя заменять книгу телевизором. Даже самая талантливая экранизация литературного произведения не передает всей его глубины и оригинальности, а также того исключительно важного, что ребенок должен постичь сам.
— Те дети, которым навязывают книги, которых заставляют читать и ругают за то, что у них нет никакого интереса к чтению, выдают родителям совершенно противоположный результат. Они упрямятся еще больше, делают на зло, рвут книги и рисуют в них. Дети могут выбросить злосчастную книжку, чтобы не заниматься тем, что им не нравится; могут делать вид, что читают, или читать «через слово». Срабатывает обычный принцип: то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».
Как приучить ребенка читать?
— Чем раньше вы начнете читать малышу, тем скорее у него пробудится интерес к книге и к чтению.
— Покупайте ребенку детские книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Поначалу кроха будет только рассматривать красивые картинки, не воспринимая книгу как источник интересной и полезной информации. Зато малыш станет постепенно привыкать к тому, что книга постоянно присутствует в его жизни.
— В детской комнате книги должны находиться в таком месте, которое доступно ребенку без особых усилий. Пусть это будет небольшая открытая книжная полочка, до которой карапуз дотянется без помощи взрослых. Свободный доступ к книгам позволит малышу воспользоваться ими тогда, когда ему хочется. Не старайтесь из соображений бережливости прятать книги подальше и повыше: если ребенок не видит книг постоянно, то наверняка не почувствует к ним интерес.
— Если вы переживаете, что малыш испортит книги – порвет или раскрасит, то оставьте в доступном месте только те из них, которые изготовлены с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, картонные, пластиковые или тканевые. Сегодня в магазине можно найти даже деревянные книги! Эти чудесные книжки карапуз может листать, рассматривать и даже грызть, при этом мама не будет переживать, что он их испортит.
— Если же кроха все-таки умудрился что-то испортить, то посетуйте на это, а затем вместе с ним или в его присутствии «полечите» любимую книгу. Обязательно скажите малышу, что книжки нужно читать или рассматривать, а вот рвать, бросать, пачкать нельзя ни в коем случае.
— Выбирая книги для детской библиотеки, учитывайте основные требования к их оформлению. Книга для маленького ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. При этом следите, чтобы картинки были не слишком яркими, без использования «кислотных» цветов. Для детских книг обязателен крупный понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда и предохранит страницы от мелких разрывов. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге.
— Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями. Соберите отзывы о книге других родителей, почитайте сообщения на форумах в Интернете.
— Не забывайте о том, что лучший подарок для ребенка – это книга. Если малыш будет получать на день рождения прекрасный сборник сказок или стихов, а потом, когда подрастет, отличную иллюстрированную энциклопедию, то он станет ценить книгу уже потому, что мама и папа считают ее достойным подарком.
— Часто мамы и папы интересуются: нужно ли предлагать ребенку сокращенные варианты книг – лишь краткий пересказ с крупными иллюстрациями во всю страницу? По сути такое «чтение» больше напоминает рассматривание комиксов. Ребенок не может читать такую книгу даже непродолжительное время – он сосредоточен именно на рассматривании картинок и не очень обращает внимание на содержание книги.
— Что делать, если все-таки ничего не получается, и ребенок не хочет интересоваться книгами?
Способ 1
Покажите ребенку новый для него мультфильм, снятый по какой-нибудь интересной сказке. Прервите показ если не на самом интересном месте, то на таком, где ребенку будет любопытно продолжение сюжета. Предложите малышу узнать о том, что было дальше, из самой сказки – а вы ему с удовольствием ее почитаете.
Способ 2
Купите аудиокниги. Во-первых, это польза для ребенка, а во-вторых – большая помощь вам: аудиокниги выручают не только в ситуации, когда у родителей нет времени, но и тогда, когда мама и папа не обладают ярко выраженными актерскими способностями. Все сказки и стихи, записанные на аудиодиски, читают профессиональные актеры, причем такое важное дело, как чтение детских книг, доверяют только лучшим из них. Вы можете «включать» аудиокниги в машине или давать их послушать во время тихого часа, если малыш не любит дневной сон (такие дети встречаются все чаще, и мамы не знают, как уговорить ребенка хотя бы просто полежать среди дня, чтобы отдохнули спинка, глазки и ножки).
Способ 3
Читайте ребенку сами. Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями, и, возвратившись, вы увидите, что он рассматривает или читает «забытую» книгу.
Способ 4
Пригласите учительницу. Иногда посторонний, нейтральный человек может научить ребенка большему, чем близкие люди, которые совсем не воспринимаются детьми как учителя.
5psy.ru
Почему ребенок 7 лет не любит читать?
Сегодня у нас «на повестке дня» еще один интересный вопрос из апрельского опроса.
Да отвечаю медленно, но стараюсь. Сейчас мы с дочкой отдыхаем в деревне. Горячее солнышко, зеленая травка, пруд и бассейн, плюс овощи-фрукты из своего огорода — это просто Божий подарок для нас! :)) Надеюсь, вы тоже классно проводите время с ребенком в последние дни уходящего лета! :))
Итак, вопрос:
Ребенку 7 лет, и ему мало что интересно, мало читает, да и не особо хочет. А я испытываю внутренний страх — способна ли я подготовить ребенка к жизни, и какой? Спасибо! Мария Трофимова.
Здравствуйте, Мария!
К сожалению, в ваших двух предложениях мало информации, чтобы рекомендовать что-то конкретное. Поэтому я расскажу в общем плане, какие могут быть причины, исходя из моих наблюдений.
«Мало читает» — в этом факте могут быть сокрыты самые разные условия, которые могли привести к такому результату. Например:
- Определенные традиции в семье.
- Тип характера и мышления ребенка.
- Нейропсихологические нарушения чтения.
- Жизнь в бешеном темпе техногенного века.
1) Традиции в семье
Как формируется культура чтения?
Прежде всего, из наблюдений за родителями и их действиями.
Когда родители сами обожают читать, в их доме богатая библиотека (имеется в виду бумажная, т.к. электронную на руки не возьмешь, не пощупаешь, не поставишь на полку) и в семье приветствуется обсуждение прочитанных книг, есть добрые традиции, связанные с семейным чтением — с большей вероятностью ребенок смоделирует любовь к книгам.
Вырастая, такой ребенок частенько будет с любовью вспоминать о самых задушевных минутах и часах, проведенных в кругу семьи с увлекательной книжкой. Он будет с улыбкой помнить, как смеялся вместе со всеми над комичными ситуациями и рыдал над грустной историей. Это — сильный фактор сближения с родными, который может помочь ему в жизни.
Но разве это 100% фактор?
Конечно нет. Есть читающие запоем семьи, в которых ребенок, как ни парадоксально, все же отказывается читать, хотя и видит, как родители любят чтение и даже может с удовольствием слушать книги.
И в этом случае роль играют другие причины. О них ниже.
2) Тип характера и мышления ребенка
В этом случае здесь исходной предпосылкой становится сам характер ребенка и его склонность к гуманитарному или техническому мышлению, т.е. какой тип полушария у него является ведущим.
Если брать характер. На мой взгляд, легче всего дается чтение детям (по убывающей) флегматического, меланхолического, сангвинического и холерического типа характера. Тонким, чувствительным, эмоционально живым натурам.
Чем это обусловлено?
Чтение предполагает определенный набор действий и умение выдерживать их продолжительность в заданный промежуток времени (дочитать до конца главы, до конца первой части, до конца всей книги).
В детских книгах содержится много сюжетных действий и проживаемых эмоций главными героями, которые нужно уметь отслеживать и понимать причинно-следственные связи. Это требует определенной усидчивости и терпения, в отличие от мультиков, в которых информация сильно упрощена и подается в «разжеванном» виде.
Труднее всего это дается детям, которые по своей натуре не могут долго усидеть на одном месте. Поэтому, начиная читать с ребенком, заранее учитывайте его особенности и подбирайте соответствующую его интересам книжки.
Если брать тип мышления. Как известно, мы все имеем склонность к техническому или к гуманитарному складу ума. Но встречаются и смешанные типы, т.е. это люди как бы являющиеся амбидекстрами (термин взят из нейропсихологической диагностики).
«Гуманитарии» часто обожают рисовать, заниматься созданием прекрасного (вышивать, вязать, плести что-либо), т.е. создавать вещи, радующие глаз, являющиеся воплощением их образов. И чтение для них — как способ перенестись в удивительные образы, увидеть внутренними глазами происходящее, проживать его вместе с главными героями, испытать их чувства, переживания и стремления. Т.е. их легко захватывает сюжет, разворачивающийся на страницах книг, плюс острое любопытство и желание «закончить созданный образ» как раз и побуждает дочитать до конца книги.
Поэтому так популярны серии книг с продолжением сюжета. Для гуманитариев это как наркотик. :)) Вырастая, такие люди часто переключаются с приключенских детских книг с главными героями-сверстниками на книги, описывающие жизненные перипетии взрослых, различные драмы, детективы, ужасы, экшн и фантастику.
Кстати, таким деткам, начинающим осваивать самостоятельное чтение, вполне можно начать читать книгу вслух, затем на самом интересном месте прерваться с обещанием почитать потом. Ребенок, побуждаемый здоровым любопытством, скорее всего, попытается продолжить чтение, не дожидаясь свободного времени у мамы или бабушки :).
«Технари» обычно любят конкретность и точность. Они тяготятся длиннейшими описаниями в книгах, откровенно скучают на уроках литературы, зато с удовольствием любят возиться с какими-то деталями. В детстве они обожают игрушки, построенные на основе «разбери и собери».
Любят модели машин, самолетов, военной техники. С интересом присматриваются, как папа что-то делает, начиная с починки утюга, замены перегоревшей лампочки и заканчивая серьезным крупным строительством. Их тянет к папиным инструментам: гвоздям, молотку, паяльнику, пиле, кусачкам и т.д. Они обожают собирать различный «хлам». И мамы, преимущественно мальчиков, часто бывают недовольны такому мусору, подобранному в самых неожиданных местах.
Что такое для них чтение? Это необходимость, но не развлечение. Их конкретное логическое мышление любит брать ситуацию и выстраивать алгоритм решения возникшей проблемы. Поговорка «краткость — сестра таланта» — это их жизненное кредо.
Приведу пример из жизни взрослых. Не случайно на этой почве, когда муж — «технарь», а жена «гуманитарий», у них могут возникнуть разногласия.
Допустим, у жены неприятности на работе, она расстроена и ей хочется, чтобы с ней посидели за чашкой ароматного чая, обсудили сложности «от и до», причем чем дольше, тем ей все легче и легче становится.А муж что предлагает? «Дорогая, ты должна сделать вот это — раз, вот это — два, и вот это — три!» И никакого рассусоливания проблемы. Жене обидно, ей кажется, что муж издевается, нарочно не хочет ее понять, отмахивается от ее проблем. А муж искренне не понимает, почему жена надулась: он же предложил ей ясный и кратчайший алгоритм выхода из неприятностей!
Но я отвлеклась 🙂 Таким деткам «технарям» можно подбирать книги на основе их увлечений. Вам в помощь станут красочно иллюстрированные тематические энциклопедии, где содержатся краткие описания и полезная познавательная информация по каждой детали. Поверьте, ваш ребенок будет рад такой классной книжке и она может стать его любимой на многие года.
3) Нейропсихологические нарушения чтения
Следующей причиной «нелюбви к чтению» может быть трудность, с которой ребенок столкнулся, начиная осваивать буквы.Нейропсихологические нарушения обширны и это отдельная целая наука.
Если у ребенка есть проблемы со слухом и/или зрением — чтение является серьезной преградой. Ребенку приходится прикладывать больше усилий, чтобы понять текст, а за ним — и его смысл.
Родители таких деток должны начать коррекционные занятия как можно раньше, т.к. время в этом случае является для них как хорошим союзником при вовремя начатых занятиях, так и неумолимым противником, когда упускается благоприятный сенситивный период развития высших психических функций. И обучение в более позднем возрасте может быть мало эффективным. В каждом конкретном случае нужна индивидуальная консультация родителей с психологом и дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом).
Приведу пример из своей личной жизни. Я потеряла слух еще до года после осложненного отита. Понятно, что благоприятное время для формирования речи, мышления и др. психических процессов ни в коем случае нельзя было упускать. Со мной активно занимались родители и бабушка в паре с логопедом. Я достаточно рано научилась читать, в 3 года складывала слоги, в 4 года уже читала сама. Мне привили любовь к книжкам и я перечитала практически всё в родительском доме, была записана в несколько библиотек города и таскала книжки у знакомых.
Благодаря такому объему чтения мне очень легко давался русский и украинский в школе (т.к. развивалась зрительная память на слова), а литература на этих же языках была обожаемой На втором месте был английский. Потом математика и все остальное. Хотя речь осталась «с особенностями» произношения, это не помешало мне закончить массовую школу на 4 и 5, и университет с красным дипломом. Чтобы стать педагогом-психологом :)))
И это не единичный пример. Вы, скорее всего, тоже сможете вспомнить, как кто из ваших знакомых имел какие-то физические проблемы, но успешно их преодолел. Ребенок может практически все! Главное — его поддержать и направить вовремя!
Продолжу дальше начатую тему.
У ребенка может быть дислексия, т.е. специфические нарушения чтения, которая раньше никак не замечалась, а с началом школьного обучения явилась неприятным сюрпризом. Это состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития при нормальном слухе и зрении и наличие оптимальных условий обучения. Он не может плавно перейти от чтения слогов к автоматизированному чтению целых слов. А это приводит к недостаточному пониманию прочитанного.
При дислексии любить книжки и правда очень сложно, т.к. ребенок постоянно убеждается, что он «неумеха». Что в свою очередь, снижает познавательный интерес при чтении. Часто дислекция сопровождается и дисграфией — проблемой неграмотного и корявого письма.Эту проблему нужно серьезно решать на уровне регулярных занятий с логопедом.
4) Жизнь в бешеном темпе техногенного века
В наш век компьютеризации, обилия технических игрушек, смартфонов, планшетов и иже с ними гаджетов, старая добрая бумажная книга постепенно вытесняется электронной. В один только смартфон или планшет можно, например, загрузить целую библиотеку Максима Мошкова 🙂 И это действительно удобно.
Можно иметь мгновенный доступ к любой книге, прочитать ее, «листая» на экране и «поставить» на виртуальную полку. Это экономично, практично и высвобождает время на поиски. Не надо уже скапливать книжки в своей домашней библиотеке, часами ища завалявшийся томик. Электронные книги не пылятся...
К сожалению, несмотря на такое обилие, дети не горят желанием читать книжки запоем.
Почему?
На первый план выходит элементарный перегруз информацией.
Наши ребята получают очень много входящей информации. Гораздо больше, чем сто лет тому назад их ровесники! Они меньше проводят времени на улице в подвижных играх, меньше общаются со сверстниками и взрослыми. Изменился менталитет жизни. Сейчас отпустить семилетнего ребенка в собственный двор многоквартирного дома без сопровождения решается далеко не каждая мама, в то время как раньше во дворе гуляли и четырех-пятилетки без присмотра родителей (помню свое детство).
Входящая информация стала больше «электронной» (плазменный телевизор, смартфоны, компьютер, планшет в каждом доме), чем реальной «бумажной». В очередях, в поликлинике, на вокзалах в комнатах ожидания, в школах на переменках уже не редкость увидеть ребенка, склонившегося над планшетом.
Электронная информация усваивается быстрее, чем бумажная, при этом ребенок затрачивает меньше усилий. Особенно это показательно при многочасовом просмотре мультиков. Он застывает у экрана, картинки быстро мелькают. Сюжет прошел, хочется еще, а мозг уже «зациклился» и вывести из этого телевизионного транса бывает не так легко.
Именно та легкость, с которой дети получают электронную информацию и снижает желание прикладывать усилия, когда ребенок видит бумажную книгу, которую нужно прочитать, «потому что мама хочет» или «это задано школьной программой».Об этом можно рассуждать много. Но я остановлюсь на этом, так как статья получилась и так длинной :)).
Какой из этого можно сделать вывод?
Все хорошо — но в меру и соответственно возрасту вашего ребенка, его склонностям, типу характера, мышления и его физическим и психическим возможностям.
Основное направление задают мама и папа.
Формируют вектор развития психики тоже родители, а социальное окружение лишь усиливает то, что в ребенке уже заложено. Поэтому я обращаюсь к тем родителям, которые еще растят дошкольников и школьников начальных классов.
Всегда обращайте внимание на то, чем именно занят ваш сынок или дочка! Если они маются, не зная, чем заняться или как в случае с детьми старшего школьного возраста, которые «убивают время» однотипной игрой на гаджете (а это один из признаков, когда ребенок утрачивает реальные цели в жизни и теряет способность выбирать и эффективно планировать свое время) — помогите ему выбрать конкретные и интересные занятия по его способностям и душе!
Не получится просто дать игрушку и уйти готовить, оставить один на один с каким-то развивающим материалом — важно показать, как можно играть с этой игрушкой, какие сюжеты выстроить, как организовать увлекательную игру. Ну а если вы даете сыну или дочке книжку — позаботьтесь о том, чтобы у них были подходящие условия и сформирована внутренняя готовность ее принять и полюбить.
Умение ставить правильные цели, выбирать занятия, планировать и выполнять их — это те базовые навыки, необходимые ребенку, чтобы он был действительно подготовлен к взрослой жизни.
Ведь бесцельный человек — это катастрофа, причем во всех сферах.
--------
Дорогие родители, поделитесь, пожалуйста, как вы прививаете любовь к чтению? Что делали для этого? С какого возраста начали своим детям читать книжки? Когда они сами начали читать по своему желанию? Буду очень рада вашим комментариям! :))
Еще можно почитать:
detpsycholog.ru
Если ребенок не хочет читать? Советы детского психолога онлайн
Советы детского психолога онлайнМногие родители сталкиваются с тем, что дети в начальных классах не хотят читать. Это, скорее, психологические особенности детей этого возраста, нежели проблема. Зная эти особенности, можно легко разрешить сложившуюся ситуацию. Просто позвоните мне и запишитесь на консультацию с детским психологом и все будет ОК!
Детство наших детей существенно отличается от нашего с вами. С этим фактом трудно спорить. Находясь с рождения в насыщенном информационном потоке, дети, подрастая, имеют гораздо больше развлечений и источников самой разной информации, чем мы в свое время. В результате, большинство современных детей не хотят и не любят читать. А ведь в мире существует столь много безумно интересных, невероятных и совершенно потрясающих книг! И если ребенок не хочет читать - это звучит очень грустно. Но ребенок пока еще мал и время научить его читать еще есть.
Что делать если ребенок не читает?
Психологический форумИсходя из своего многолетнего опыта, хотел бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, любовь к чтению, пожалуй, одна из самых деликатных областей.
Иногда родители требуют от ребенка самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами заранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания. Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, а больше времени проводят у телевизора, подавая пример ребенку, не возможно научить его делать, то, что сам не делаешь! Видят небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению, как подставка под кастрюли. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках и являются частью интерьера. Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить» домашние книги, как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться, но лучше не трогать. Конечно, есть и другие семьи, в которых разговоры о значении книги просто не нужны. Ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги, что есть положительная тенденция к книголюбию.
Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто представлялось до этого ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. Но какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается. А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно.
В чтении важно всё: кто учит, как учит, если это делают родители – обладают ли они точной информаций, владеют ли приемами обучения и т.д. К кому-то умение читать приходит сразу, достаточно просто показать, как это делается и через 5-8 занятий ребенок читает, а значит, у него уже была внутренняя готовность, всё в нем созрело для чтения. Но так бывает далеко не всегда, большинство детей все же надо именно учить читать и тут важно запастись знаниями и терпением. Кого-то может это удивляет – "Какие еще знания? Берешь букварь и учишь!" Вот это и есть одна из главных ошибок.
Но, к сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать попытки первого самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться. А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. И в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? И появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова... Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет.» Но отодвигая проблему, вы её не решаете, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникает, да еще усугубится. Желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка. Так, что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?
Советы детского психолога онлайн:
Психологический тренинг для подросткаПрежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя. Как показывает мой профессиональный опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям - то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой—либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить. Если при этом вы испытываете психологический дискомфорт или у вас, что то не получается, то нужно обратиться к детскому психологу позвонив мне по телефону и записаться на психологическую консультацию.
Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Начинайте пораньше, чтобы успеть обсудить прочитанное. Даже если ваш ребенок научился читать сам, это не повод отменить ваши совместные литературные вечера. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.
Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: "Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!" или "Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!", это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Школа и так, можно сказать, удружила, обязав читать то, что входит в программу. Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению – введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать. А лучше позвоните мне и я вас научу, как найти общий язык с детьми.
Дайте юному читателю время и возможность найти свою книгу. Обеспечьте, насколько возможно, ребенка книгами на интересующую его тему дома, запишите его в детскую библиотеку, пойдите вместе в книжный магазин и купите ту книжку, которую выберет сам ребенок. Пусть книга будет далека от духовной пищи, но начинать тоже с чего-то нужно. Ваш ребенок не любит читать и заставлять его неблагодарное дело, но те книги о самолетах, танках или мире насекомых, которые он сам принес из библиотеки, он читать соглашается.
Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? Незнайка на Луне, Три мушкетера, Пеппи Длинный Чулок, а может, Дети капитана Гранта? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются». Вот именно такую книгу нужно помочь найти своему ребенку. Ищите, спрашивайте у друзей, углубляйтесь в новинки детской литературы. Можете поделиться с ребенком своими впечатлениями о любимой книге. Но не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.
Уважайте выбор своего ребенка. Чтобы он не предпочел – короткие статьи из энциклопедии или детские тематические журналы – поддерживайте его помогите в приобретении. Когда-нибудь придет черед Чехова и Толстого. Просите рассказать ребенка о том, что он прочитал интересного, что ему понравилось больше всего в прочитанном, а что не понравилось, но не заставляйте. Ваша беседа не должна напоминать проверку домашнего задания. Если ребенок заметит ваш неподдельный интерес, он вычитает еще что-нибудь, лишь бы поделиться этим с вами. Не забывайте хвалить ребенка и обязательно делитесь в ответ впечатлениями от прочитанных вами книг.
Заставить что-то делать с удовольствием – невозможно! Особенно если это касается чтения и любви к литературе. Поэтому вам нужно еже сейчас позвонить мне и записаться на консультацию к детскому психологу в Москве.
unsait.ru
Ребенок не хочет читать? Почему дети не читают. Как приучить ребенка к чтению и привить любовь к книгам
Ваш ребенок освоил алфавит и научился читать? Поздравляем! Но далее перед вами стоит гораздо более сложная задача. Нет, выучить буквы вашему ребенку, безусловно, было не так-то просто, но важнее и тяжелее заставить его пользоваться новыми приобретенными им навыками – начать читать. Ребенок плохо читает, ребенок не любит читать, ребенок не хочет читать - с этими проблемами сталкиваются многие родители. Как же исправить сложившуюся ситуацию?
Перво-наперво, формулировку «как заставить ребенка читать» поменяем на «как сделать так, чтобы ребенок захотел читать». Все, что делается из-под палки, ничего хорошего не приносит. Ваши дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, а не делать это потому, что «так мама велела».
Таким образом, чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Последнее поясним: ни в коем случае не должно быть такого: «если прочитаешь столько-то страниц, то сможешь идти и делать то-то, или тогда я куплю тебе это, или я подарю тебе что-то». Книги сами по себе должны быть наградой.
Основой обучения всегда был собственный пример. Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот. Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них это игры, разговоры, рисование, телевизор и тому подобные занятия. Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным. Если чтение не привлекательно для вас, то почему оно должно быть привлекательным для ваших детей?
- Ваш пример. Если ребенок видит вас с книгой, пусть не долго, но более менее регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.
- Книги, которые вы предлагаете ребенку, должны быть ему интересны. Здесь есть два важных момента.
Первый – это ориентация на вкусы и предпочтения ребенка. От простого – если он любит сказки про волшебство или про животных, то это должны быть волшебные сказки или сказки, где главными героями являются звери. До менее очевидного – если вы купили в подарок ребенку плюшевого медведя, то предложите сказку Милна про Винни Пуха, как историю о приключениях нового друга вашего ребенка. Захотел ребенок, чтобы у вас дома жила кошка – откройте вместе книгу Эрнст Сетон Томпсон «Королевская Аналастанка». Младшему школьнику – «Баранкин, будь человеком». Желающему стать ветеринаром – рассказы Хэрриота. Увлеченным сыщиками и детективами – «Кале Блюмквиста». Ну и т.д. под события в жизни. Второй момент – ребенок должен осознавать, что книга является источником знаний и информации самого разного рода. В течение дня вы наверняка получаете от своего чада миллионы вопросов «что это?», «зачем это?», «почему так?», «как называется?», «что означает?». Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов - ищите их вместе в книгах. Вам в помощь будут как художественные произведения, так и детские энциклопедии.
- Читайте ребенку вслух. Маленькая и вполне очевидная хитрость – остановить чтение на самом интересном месте. Причины: вы устали, нужно приготовить обед, постирать, сходить в магазин, позвонить подруге – все, что угодно. Книга остается в распоряжении ребенка. Любопытство и нетерпение непременно возьмут верх, и ребенок будет читать сам.
Вы можете читать по очереди с дочерью или сыном, можете превратить чтение в игру, читая по ролям, можете брать книги с игровыми элементами-заданиями, которые вовлекают ребенка в процесс чтения, делая его непосредственным участником событий, как, например, в замечательной книге Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»».
Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте его мнение о событиях и персонажах. Задавайте вопросы, интересуйтесь, как бы он поступил на месте того или иного героя.
Обратить внимание на все эти довольно простые советы стоит как можно раньше, еще в ту пору, когда ваш малыш только знакомится с буквами. Уже тогда вы должны сделать книгу для ребенка привлекательной тайной. Ваши дети должны понимать, что учатся читать для себя, а не для мамы с папой, именно тогда они полюбят книги и увидят в них целый мир открытий и возможностей.
Мария Кошенкова
Устные игры. Устные игры со словами
Какими должны быть книги для детей дошкольного возраста
www.namewoman.ru
Ребенок не хочет читать. Что делать?
Ребенок не хочет читать. Что делать? Этот вопрос всё чаще задают родители. Думаю, вы и сами часто слышали подобные вопросы от друзей и соседей. А, может, и сами задавали его.
Давайте сначала попробуем разобраться, почему ребенок не хочет читать и тогда ответ придёт сам по себе.
Мы говорим о детях разного возраста, значит, причины могут быть разные.
Если это ребенок - дошкольник. Сейчас родители задумываются об обучении чтению очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение - очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически.
У детей навык чтения только формируется и требует больших усилий со стороны ребенка. Во время чтения ребенку надо вспомнить, что это за буква, как она читается, прочитать слог и запомнить его, чтобы потом соединить с другим слогом. Естественно, что ребенку в таких условиях очень трудно понять смысл слова. А ведь кроме этого в слове еще есть и ударение! И неправильно поставленное ударение меняет смысл всего слова.
Позвольте задать вам вопрос. Захотите ли вы делать то, что вам трудно и неприятно? Сомневаюсь. Тогда почему ребенок должен хотеть читать, если это ему трудно и часто вообще непонятно?
Если ребенок уже учится в школе. Нам кажется, вот именно кажется, что ребенок уже взрослый и потому должен понимать, что читать полезно. Будешь много читать, будешь много знать. Так часто говорим мы детям, и не обращаем внимания на то, что читать мы требуем сейчас, а знать он будет когда-то потом, неизвестно когда.
А ребенку, пусть это и школьник, важно только сейчас. И сейчас ему хочется поиграть, побегать, поваляться и погулять, но никак не читать. К тому же, часто мы даем ребенку для чтения книги, которые очень трудны для восприятия. Ребенок читает, а о чем речь не понимает. В тексте очень длинные и сложные предложения, много непонятных слов и смысл текста ускользает.
Не стоит забывать, что современный школьник очень часто читает медленно, значит, прочитать много не может. Почему? Потому что внимание ребенок может удержать на одном деле до 15 минут, а обычно это около 10 минут. И после 10 минут чтения внимание рассеивается и переключается на что-то другое. Вот и получается, что ребенок "смотрит в книгу, а видит..." Вспомните, сколько времени без перерыва читает ваш ребенок? Вот и получается, что первые 10-15 минут он читает, а потом начинаются мучения.
Если подвести итог, то основная причина того, что ребенок не хочет читать в том, что читать ему трудно. Трудно потому, что навык чтения еще не сформировался. И потому ребенок плохо понимает смысл прочитанного.
Что же делать? Ответ прост - сделать так, чтобы чтение стало почти автоматическим процессом, чтобы ребенок читал легко, не задумываясь о буквах и не застревал на слогах, понимал смысл прочитанного и запоминал информацию.
И сделать это нетрудно, если использовать разные игровые приемы, специальные упражнения. Вы можете их найти на сайте в разделе "Секреты техники чтения" и "Учим читать". Или сразу получить множество игровых приемов и материалов для занятий в курсе "Все секреты быстрого чтения".
Можно сколько угодно объяснять ребенку, что читать полезно и модно, что читать необходимо, но пока ребенок сам не поймет, что читать можно легко и даже весело, о любви к книге говорить не приходится.
Хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого, помогите ребенку быстрее овладеть навыком чтения. И постарайтесь заинтересовать ребенка чтением.
Какие приемы вы используете, чтобы помочь ребенку овладеть навыком чтения? Пишите в комментариях.
chitalochka-ru.ru