Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Open Library - открытая библиотека учебной информации. 6 коридор развития ребенка что значит


Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего». Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

www.baby.ru

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

К показателям физического развития, которые обычно определяют врачи, антропологи и другие специалисты с целью контроля динамики процесса роста и развития относят массу и длину тела, окружность голо­вы и грудной клетки. Наряду с этими можно изучать и другие показате­ли (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).

Для оценки показателей физического развития используют норма­тивные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей физического развития, а затем ана­лизируют их соотношение. Центильная шкала — 6 (или 7) колонок цифр, обозначающих значение признака. Пространство между цифрами (коридоры) отражает диапазон величин признака; коридоров всего 7 или 8.

Каждый показатель (длина, масса, окружность головы и грудной клетки) может быть помещен в свою область или коридор центильной шкалы.

• Если результаты измерения находятся в области до 3 центиля, топоказатель считают очень низким, если от 3 до 10 — низким, от 10 до25 центиля — сниженным.

• Значение показателей в диапазоне от 25 до 75 центиля принимаютза средние или условно нормальные величины.

• В случаях, когда результаты измерения находятся в диапазоне от75 до 90 центиля, показатель считают повышенным, от 90 до 97 — высо­ким и от 97 центиля — очень высоким.

Оценку физического развития начинают с определения его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4-5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уров­ню ниже и выше среднего, соответственно, 2 и 7 коридоры — низкому и высокому, соответственно, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень вы­сокому, соответственно.

Определение гармоничности развития проводят на основании тех же результатов дентальных оценок. В случае если разность номеров об­ластей (коридоров) между любыми двумя из трех показателей не пре­вышает 1, развитие гармоничное, если 2 — дисгармоничное, а если 3 и более — резко дисгармоничное.

Здоровых детей с гармоничным развитием можно отнести к одному из 4 соматотипов. Соматотип определяют на основании суммы номеров областей или коридоров центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки.

• Сумма от 3 до 10 — микросоматический соматотип (физическоеразвитие ниже среднего).

• Сумма от 11 до 14 — мезомикросоматический соматотип.

• Сумма от 14 до 17 — мезомакросоматический соматотип (физичес­кое развитие среднее).

• Сумма от 18 до 24 баллов — макросоматический соматип (физи­ческое развитие выше среднего).

Наибольшими отклонениями в физическом развитие следует считать следующие варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой те­ла (область до 3 центиля) и высокую массу тела (область выше 97 центи-ля) при любой длине тела. Вероятность патологического генеза этих откло­нений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями долж­ны быть обязательно обследованы и проконсультированы специалистами.

В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Подобное сос­тояние у детей первого года жизни называют гипостатурой, а для детей старше 1 года в этих случаях применяют термин «субнанизм». В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, а во 2-м полугодии — при наличии врожденных пороков, энцефалопа­тии. Это отставание следует отличать от конституциональной низко-рослости, когда нет нарушений трофики, отставания в нервно-психи­ческом развитии, нарушения толерантности к пище.

Если показатели окружности головы находятся в первом, 2-м, 7-м, 8-м коридорах, следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.

У всех детей после 10 лет наряду с антропометрической оценкой проводят оценку развития половых признаков. Последовательность развития признаков полового созревания более или менее постоянна и мало связана со сроком его начала.

Похожие статьи:

poznayka.org

Физическое развитие детей | dddeti.ru

 Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое — зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на  начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по  морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где  мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии — измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать  по формулам. Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела — очень важное соотношение. Оно покажет  недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений, когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее.  Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм — о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

Возраст

3

10

25

75

90

97

12 месяцев

71,4

73,9

75,4

78

80

82,1

Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика  в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) — это значит, что у него средний рост. У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см — это показатель ниже среднего, от 71,4 до 73,9 см — низкий. Если в интервале от 78 до 80 см — показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см — высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см — это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача — эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.

Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.

Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша — средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) — НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) — НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля — он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля — он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля — это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.

Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично. Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один — физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.

На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:

1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи — среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача — эндокринолога и наблюдения в динамике.

2. Несоответствие роста и массы тела ребенка: дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при  избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.

3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике — важная причина для обязательной консультации невролога.

 

dddeti.ru

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Механика ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

просмотров - 861

Масса

Рост

Оценка состояния физического развития ребенка

Центильный метод оценки физического развития

При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из центильных коридоров. Шесть колонок (коридоров) центильных таблиц указывают на величину параметров физического развития у определœенного процента детей из общего количества детей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в каждом возрасте равно 100%. Все дети разделœены на 6 групп, что соответствует 6 колонкам.

по центильным таблицам

· нормальный от 10 центиля до 97го центиля (3-6 коридоры)

· высокий – 97 центиль и выше (7й коридор)

· Снижение длины тела – 3-10й центиль (2й коридор)

· низкий рост – ниже 3 центиля (1й коридор)

· Нормальная – от 10 до 90 центиля (3-5 коридоры)

· Повышенная – 90-97 центиль (6 коридор)

· Высокая – выше 97 центиля (7й коридор)

· Сниженная – 3-10 центиль (2й коридор)

· Низкая – ниже 3 центиля (1й коридор)

Варианты заключений при оценке центильным методом:

Варианты заключений Длина тела Масса тела
Нормальное физическое развитие 10-97 центиль 10-90 центиль
Отклонения в физическом развитии: Повышенная масса при нормальном значении длины тела Высокая масса при нормальном значении длины тела Сниженная масса при нормальном значении длины тела Низкая масса при нормальном значении длины тела Снижение длины тела при нормальном значении массы Снижение длины тела при повышенной или высокой массе Снижение длины тела при пониженной или низкой массе Высокая длина тела Низкая длина тела   10-97 центиль   10-97 центиль   10-97 центиль   10-97 центиль   3-10 центиль   3-10 центиль   3-10 центиль   выше 97 центиля до 3 центиля   90-97 центиль   от 97 центиля   3-10 центиль   до 3 центиля   10-90 центиль   от 90 центиля   до 10 центиля   любые значения массы тела

Примеры оценки физического развития по центильным таблицам

Мальчик, 5 лет. Рост 100 см – от 3 до 10 центиля, масса 24 кг – выше 97 центиля, окр.гр.кл.61 см – от 90 до 97 центиля Заключение: Отклонение в физическом развитии: сниженная длина тела при высокой массе тела. Девочка, 3 года. Рост 103 см – выше 97 центиля, масса тела 17 кг – от 90 до 97 центиля, окр.гр.кл. 57 см – от 90 до 97 центиля. Заключение: Отклонение в физическом развитии: высокая длина тела. Мальчик, 7 лет. Рост 114 см – от 10 до 25 центиля, масса тела 18 кг – ниже 3 центиля, окр.гр.кл. 56 см – от 3 до 10 центиля. Заключение: Отклонение в физическом развитии: низкая масса тела при нор-мальных значениях длины.

Основой начального решения при медицинском заключении о состоянии физического развития ребенка является показатель длины тела.Определяется колонка таблицы, в которой находится данный параметр (коридор).

Одновременно с помощью центильных таблиц выясняется гармонич­ность (пропорциональность) физического развитияребенка:

· если номера коридоров всœех антропометрических данных одинаковы или разница между любыми двумя из них не более одной колонки (к примеру: 1,1,1,2; 3,4,3,4; 4,5,5,5 и т.п.), то физическое развитие ре­бенка пропорциональное или гармоничное;

· если разница между номерами коридоров больше двух (к примеру, 2,4,3,4; 1,1,3,3; 4,4,4,6 и т.п.) — развитие диспропорциональное или дисгармоничное;

· признаком резкого дисгармоничного (резкого диспропорционального)развития является отклонение номеров антропометрических данных на 3 и более колонок (1,3,4,5; 2,3,5,за пределы 6 и т.п.).

При попадании параметров в крайние коридоры или в случае дисгармоничного физ.развития требуется провести углубленную оценку физ.развития при помощи сигмальных таблиц.

Более точную оценку гармоничности развития дают двумерные центильные шкалы «длина тела – масса тела». В случае если при данном росте масса попадает в зону от 25 до 75 центиля, то развитие ребенка гармоничное. Зоны от 3 до 10 центиля позволяют говорить о дефиците массы, а зоны от 75 до 90 центиля – об избытке массы. Крайние зоны (ниже 3 центиля и выше 95 центиля) говорят о патологических состояниях, требующих специального обследования.

Оцените физическое развитие детей:

1. Мальчик 13 лет, рост 161см, масса тела 48 кг

2. Девочка 6 лет, рост 94см, масса тела 11 кг

3. Мальчик 11 лет, рост 171см, масса 88 кг

4. Девочка 3 лет, рост 104см, масса тела 13 кг

ЦЕНТИЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Читайте также

  • - ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Масса Рост Оценка состояния физического развития ребенка Центильный метод оценки физического развития При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из центильных коридоров. Шесть колонок... [читать подробенее]

  • - ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Масса Рост Оценка состояния физического развития ребенка Центильный метод оценки физического развития При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из центильных коридоров. Шесть колонок... [читать подробенее]

  • - Гигиеническая оценка физического развития де-тей и подростков

    Лабораторная работа № 1 Цель:изучить принципы оценки физического развитияи здоровья детей и подростков. Знать:возрастную периодизацию,взаимосвязь физи-ческого развития и здоровья. Уметьопределить группу здоровья,оценить физиче-ское развитие комплексным... [читать подробенее]

  • - ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

    ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Заболеваемость тонзиллитом Заболеваемость ОРВИ Заболеваемость корью Заболеваемость коклюшем Всего 4,2 1,1 3,6 Заболеваемость скарлатиной Общая... [читать подробенее]

  • - ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

    ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Заболеваемость тонзиллитом Заболеваемость ОРВИ Заболеваемость корью Заболеваемость коклюшем Всего 4,2 1,1 3,6 Заболеваемость скарлатиной Общая... [читать подробенее]

  • - Определение и оценка физического развития человека.

    Физическое развитие -совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие во многом обусловлено наследственными факторами.. Методы обследования: ... [читать подробенее]

  • - Определение и оценка физического развития человека.

    Основные понятия:спортивная медицина, врачебно-педагогический контроль, функциональный контроль в спорте, диспансеризация,врачебный контроль,физическое развитие,соматоскопия, антропометрия. 1. Методика комплексного врачебного обследования спортсмена. В... [читать подробенее]

  • - Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков

    Программа исследования физического развития детей и подростков (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003): 1) морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и окружность грудной... [читать подробенее]

  • - Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков

    Программа исследования физического развития детей и подростков (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003): 1) морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и окружность грудной... [читать подробенее]

  • - Оценка физического развития

    Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. При оценке физического развития обычно рассматривают: · осанку; · форму грудной клетки, принимают во внимание · форму ног и... [читать подробенее]

  • oplib.ru