Нарушения речевого развития у детей. Ребенок 6 лет плохо склоняет слова
Ребенок 4 5 плохо говорит - Логопедия
анонимно, Женщина, 4 года
Доброго времени суток! Моей дочке 4,5 года. Беременность и роды - норма. Апгар 8/9. Развитие как по книжке - в срок начала держать голову, в пол года села, первое слово "папа" в 8 месяцев, в год пошла. Кормила грудью до года. Травм не было, на учете у специалистов не состоит. Заговорила поздно. В 2,6 ребенок употреблял не более 10 слов (ставили подозрение на зрр). В 2,8 начала строить простые предложения и ускоренно пополнять словарный запас (сняли подозрение на зрр). В 3,6 наизусть могла рассказать "муху цокотуху" и "мойдодыр", но все еще имела скудный словарный запас по сравнению со сверстниками. Проблема в том, что у ней вылетают многие буквы. Например, вместо бабушка она говорит бабукха, настя - натя, иногда неправильно склоняет слова, вместо "папа пошел..." Может сказать "папа пошла", может неправильно поставить окончания. Речь размеренная, с правильным эмоциональным тоном, не заикается, когда нужно шепчется, когда нужно кричит. Иногда выговаривает букву "р", но зависимо от ее расположения. Диалог хорошо поддерживает, но если задать неугодный для нее вопрос перепрыгивает с темы на тему, получается что каждый говорит о своем. В целом окружающие ее понимают, но иногда просят переводить. Слоги местами не меняет, структура предложения, как правило, правильная. Использует все части речи, союзы в меньшинстве. Сложносочиненные предложения использует редко, может запутаться, рассказывает рассказы только если задавать наводящие вопросы. Стихи, песни и сказки учит довольно быстро. Контактная, детей любит и очень к ним тянется, любит когда к нам приходят гости. Для своего возраста развита неплохо, любит рисовать (с легкостью нарисует человека со всеми частями тела, на траве, с солнцем, тучами и цветами), знает основные фигуры, размеры, многие цвета, с легкостью считает до 10 (до 20, но уже немного путается), знает цифры, алфавит знает плохо (думаю потому, что у ней не получается выговорить многие буквы). Любит играть в слова (поочередно с кем-то называть овощи, фрукты, предметы в комнате и т.Д.) Хорошо лепит (мелкие предметы), любит собирать лего. Сама одевается (шнурки завязывать не умеет, но я и не учила. Молнию застегивает) на мой взгляд мелкая моторика развита нормально. На площадке от сверстников не отличается - пока не начинает говорить.... Я ее поправляю, выстраивая правильно предложения, делая его более красочным, добавляя нужные слова и союзы - с интересом повторяет и запоминает (не с первого раза). Эмоциональная, обидчивая, мстительная. Но у нас в семье как папа, так и я - люди эмоциональные. Ребенок растет в любви и заботе. Недавно мы пошли в детский сад (общего типа). Невропатолог и психолог сказали, что ребенок для своего возраста плохо говорит. Стоматолог посмотрела уздечку - норма. Логопед после получасового общения поставила диагноз дизартрия. На занятии логопед просил делать языком определенные движения - ребенок с легкостью цокоет, тянет язык к носу и к подбородку, делает часики, сворачивает язык трубочкой поперек рта (не произвольно, выполняя задания). Дизатрия - довольно серьезный диагноз. Хотелось бы узнать есть ли у нас весомые основания для такого диагноза? И как часто ребенку нужно посещать логопеда для того чтобы к школе (у нас есть еще 3 года) речь приблизилась в возрастной норме? И вообще возможно ли это?
health.mail.ru
Нарушение речи у детей – характеристика и диагностика проблем
Детям с нарушениями речи поможет логопед Если вы замечаете недостатки в речи своего малыша, стоит подумать, а не обратиться ли к логопеду. Конечно, легкие дефекты и сами проходят со временем. А вот тяжелые, вовремя не исправленные могут остаться навсегда.
Дефекты речи
Нарушения речи проявляются по-разному. Ребенок может неправильно произносить и склонять слова, неверно строить предложения, говорить запинаясь, к тому же демонстрировать скудный словарный запас. В тяжелых случаях вообще может не разговаривать, но при этом у него прекрасный слух и высокий интеллект.
Так что если вы наблюдаете какие-то отклонения в развитии речи, важно все-таки как можно скорее обратиться к специалистам. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем, попав в детский коллектив, ребенок не чувствовал свою инаковость.
Причины нарушения речи
Их довольно много. Дефекты развития речи могут быть связаны с болезнями матери в период беременности, родовыми травмами, а также некоторыми заболеваниями и травмами в возрасте до 3-х лет, ну и, разумеется, стрессами, губительно действующими на психику ребенка. Но даже если в младенчестве с малышом ничего плохого не случалось, он здоров, нормально развивается, но родители слишком заняты и мало с ним разговаривают, вполне возможны отклонения в развитии речи.
Этапы развития речи
Голос ребенок подает уже в момент рождения. А затем долгое время развивает и совершенствует свои голосовые навыки. Обучение происходит вплоть до 5 лет. Пока же, в 2-3 месяца, младенец гулит и только начинает лепетать. Распевает гласные звуки, затем присоединяет к ним согласные. Родителей должно насторожить, если в этом возрасте малыш молчит.
В 8-9 месяцев ребенок вовсю лепечет, повторяя одинаковые слоги. Словарный запас годовалого малыша содержит несколько "своих" слов. До полутора лет количество употребляемых слов растет. Плохо, если ребенок все еще не лепечет. От полутора до двух лет он учится строить первые фразы. В 2-3 года благодаря активному общению с взрослыми учится правильно строить речь с точки зрения грамматики. Если строить фразы не получается, нужно посетить логопеда.
От 3-х до 5-ти лет речь ребенка все еще специфическая, многие звуки и слова он может произносить неправильно. Связано ли это с особенностями психоэмоционального развития, или же так проявляется речевая патология, сможет установить только специалист.
А не обойтись ли без логопеда?
Не стоит откладывать визит к логопеду, если вы заметили явные аномалии в развитии речи. Устранить их нужно как можно скорее.
- Во-первых, дефекты речи, не исправленные в раннем возрасте, сохранятся навсегда.
- Во-вторых, попав в детский коллектив, ребенок с неправильной речью не сможет полноценно общаться, что помешает его успешной социализации.
- В-третьих, из-за дефекта речи ребенку ему сложно овладеть грамотой, а значит, учиться в школе. Все это может наложить отпечаток и на выбор профессии, и на личную жизнь.
Что может логопед
Возможности логопеда обширны. Например, мне перед школой он исправил произношение шипящих, свистящих и Р. Между прочим, болтать я начала едва ли не в год, а то, что долгое время употребляла слова собственного сочинения и неправильно произносила половину алфавита, родителей не тревожило. Наверное, и по сей день картавила бы, если бы педагоги будущей школы с углубленным изучением немецкого не потребовали исправить мое произношение.
Но логопед корректирует не только легкие недостатки, но и такие серьезные, как задержка развития речи, общее недоразвитие речи, а также многие тяжелые виды патологии, включая гнусавость и заикание, дислексию и дисграфию.
Несколько слов в защиту ничегонеделания
Все же иногда стоит прислушиваться к своей интуиции. И не торопиться на прием к врачам. К примеру, моя дочь начала произносить первые слова в два года и два месяца. До этого оперировала 4-5 словами. Но я видела, что она смышленая, и не нервничала по данному поводу. Дочь быстро догнала сверстников, а букву Р научилась правильно произносить сама перед школой.
Сын вообще обходился парой слов до 2 лет и 11 месяцев. Но мне какое-то шестое чувство подсказывало, что все будет в порядке. Муж даже в тайне от меня водил малыша к логопеду – тот успокоил: ребенок развивается нормально. Сейчас он умный начитанный мальчик. Так что все очень индивидуально. Один ребенок начинает говорить рано на чистейшем языке, и это нормально, другой помалкивает до поры до времени – и это тоже норма. А к логопеду стоит идти, если интуиция настаивает.
© Фадеева Мария, Dealinda.ru
dealinda.ru
Отвечаем на вопросы родителей. - Советы логопеда - Статьи
ВОПРОС № 1 «Как правильно развивать речь ребенка до трех лет?
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера.
Речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой:
От 1.5 до 3 месяцев – «гуление»,когда малыш издает звуки: а-а-а-, гу-у-у, э-э-э, пФф, буу
От 3 до 6 месяцев – так называемая»свирель»,тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их «е-лл-и, агу, алль-ле»
От 6 до 9 месяцев – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, м-ма-ма…
От 9 месяцев до года- первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу
От 1года 6месяцев до 1 года 9 месяцев - первые предложения: «Ляля бух!», «Мама,дай»
С 1года 9месяцев до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. Идет познание мира через вопросы, обращенные к маме и папе.
От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй речи. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи. Малыши начинают осознанно употреблять обобщающие слова, соотносить целое и части, правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения, знать простые способы словообразования
В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка? Если:
· У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба
· К 1,5 -2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова
· Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ
· Ребенок не использует в общении мимику и жесты
· Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на свое имя
· В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, повторы слов,
нарушения дыхания во время речи, всхлипывания
· Ребенок говорит гнусаво (в 2 года)
ВОПРОС № 2 Что нужно делать, чтобы правильно развивать речь?
Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. Разговаривайте с ним, все ваши действия сопровождайте речью: используйте приемы- объяснения ( планирование, начало, окончание действия) и прием взрослый начинает – ребенок продолжает.
Нужно говорить не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Больше учите с ребенком наизусть. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них:, пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы. Ставьте вопросы с предлогами: за, под, над. и др.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой и должна быть в первую очередь и ваша речь!
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно одновременно развивать все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие
Плохо когда ребенок опаздывает с развитием речи, но и стремительность речевого развития таит в себе опасность возникновения невроза.
Сколько гордости вызывает у родителей ребенок, который в год начинает говорить развернутыми предложениями, с хорошей дикцией. Он все понимает, внимательно слушает, ему много читают, рассказывают. И казалось бы все прекрасно. Но такой малыш почему -то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным. Это происходит потому, что еще слабая , неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствует о том, что нервная система ребенка утомлена. Значит малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для предупреждения невроза нужно больше гулять с ребенком, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Теперь поговорим о совершенствовании движений. Движения и речь очень связаны, особенно мелкая моторика и речь.
Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами, насколько вообще координированы их движения. Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку будет трудно научится красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.
Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску и т.д Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
ВОПРОС № 3 В каком возрасте ребенок должен четко разговаривать?
Традиционно считается, что овладение ребенком нормативной фонетикой языка в норме завершается к 5-летнему возрасту. По другим данным этот возраст составляет – 4 года. Однако следует знать о некоторых обстоятельствах развития речи ребенка: сохранности и готовности определенных структур головного мозга к нормальному восприятию и последующему воспроизведению слышимой речи, речевом окружении ребенка, его интеллекте и эмоционально-волевой сферы.
Критерии , по которым можно оценить речь ребенка таковы:
3-4 года- правильно должны произноситься звуки с, з, ц.
4-5 лет - ш, ж. ч, щ
5-6 лет – л, й
До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука р более простым звуком или отсутствие его в речи
К возрастным или «физиологическим» нарушениям произношения относятся отсутствие звуков, замена их более легкими, смешение близких звуков.
Искаженное произношение, проявляясь даже в более раннем возрасте, обычно настораживает специалистов. Причиной таких искажений может быть, с одной стороны, недостаточность в инервации речевого аппарата, с другой стороны – изменения в строении артикуляционного аппарата. Без специальной коррекции такие дефекты не исчезают.
ВОПРОС № 4 Что делать если ребенок проглатывает первые слоги у слов?
Это называется нарушение взаиморасположения и связи слогов в слове, по -другому – нарушение слоговой структуры слов.
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка
Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.
Система работы рассчитана на длительный срок, поскольку усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.
Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени. Необходимо тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. Более трудные слова (многосложные) могут быть разбиты на 2-3 более простых и изученных видов слоговой структуры.
Но, не спутайте нарушение структуры слова с тем , когда ребенок просто пропускает в слове 1 или 2 звука, которые он вообще не выговаривает.
Поэтому нужна консультация с ребенком у специалиста.
ВОПРОС № 5 В каком возрасте необходимо исправлять ребенку нарушенное произношение?
Если вашему ребенку – 3, 5- 4, 5 лет и речь у него появилась вовремя, но он не выговаривает отдельные звуки ( при этом его речь понятна), то в этом возрасте отсутствие правильного произношения не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает в речи.
Если ваш ребенок не выговаривает большое количество звуков, его речь может быть неразборчивой, то ее нужно тщательно обследовать, так как за неправильным произношением многих звуков может скрываться какой-нибудь серьезный речевой дефект.
Если вашему ребенку -4,5 года и более и его речь в целом неразборчива. то в этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема..
За неразборчивостью могут скрываться тяжелые речевые расстройства.
Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может.
Рекомендации по развитию речи ребенка 5 лет.
Главным направлением в обучении малыша этого возраста является – освоение способов словообразования.
Активный словарь пятилетнего ребенка обогащается словами, которые обозначают качества предметов(какой) и проводимые с ними действия. (что делает?) Детей учат соотносить названия животных с названиями их детенышей , употреблять эти названия в единственном и множественном числе (у лисицы- лисенок = лисята), а также в Родительном падеже множественного числа ( много лисят).
Пятилетний ребенок способен понять способы отыменного образования глаголов (мыло-мылит).Также он способен ориентироваться в подборе антонимов и синонимов, правильно образовывать формы глаголов в Повелительном наклонении (беги, а не бежи), согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, знать особенности Родительного падежа (много деревьев; нет куклы).
А также употреблять предлоги разной сложности (в, на под, над, между, из-под…), пользоваться сложными предложениями и развивать связную речь (пересказ, составление описательных рассказов. рассказов по картине, по серии картин и т. д)
mdou-6-kovrov.ucoz.org
Трудности чтения: дислексия у ребенка
Страхи родителей, что у плохо читающего ребенка может быть дислексия, чаще бывают напрасными. Этот диагноз встречается реже, чем о нем принято говорить. Но гораздо серьезнее, когда взрослые не осознают проблему ребенка, страдающего дислексией, записывая его в «тупицы», «бестолочи», и упорно пытаясь стандартными методами научить его делать то, что он не в состоянии делать по объективным причинам: читать и понимать прочитанное. Так, что знать, что такое дислексия, как ее распознать, как компенсировать и когда надо обращаться за помощью к специалистам никому не помешает.
КОГДА И КОМУ СТАВИТСЯ ДИАГНОЗ «ДИСЛЕКСИЯ»?
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов - в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал.
Но не спешите с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.
В 5-6 лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до 6 лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того, чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к 7 годам. Потому у детей, которых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же результаты, что и у малышей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если 4-хлетний карапуз, у которого в соответствии с возрастом развита речь и все в порядке с фонематическим слухом (то есть со способностью распознавать на слух звуки речи), не может соединить слоги в слова, наберитесь терпения. Пройдет года полтора-два, ребенок немного повзрослеет, и все у него получится.
Когда же специалисты выявляют у малыша несформированность фонематического слуха или общее недоразвитие речи, срочно начинайте работать над устранением этих проблем. Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. Родителям также следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма и в том случае, если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз «задержка речевого развития».
И еще одно немаловажное замечание. Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и письмом. А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые трудности при чтении, специалисту необходимо. Занятия с профессионалами помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ДИСЛЕКСИЯ?
Нейропсихологи говорят о нарушении связей между теми отделами головного мозга, которые воспринимают зрительную информацию, и теми, которые ее обрабатывают, распознают и наполняют осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не ассоциируется со словом.
Специалисты подчеркивают, что это не болезнь, а особенности развития, формирования мозговых структур и работы головного мозга, которые возникают с момента рождения. Их причиной могут стать острая нехватка кислорода в момент родов у младенца, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения, любые заболевания, которые ребенок тяжело переносит. Все эти обстоятельства повышают риск развития дислексии (так же, как и многих других речевых и неречевых трудностей), но совсем не обязательно приводят к ней.
Травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника приводят к хроническому кислородному голоданию нервных структур, которые из-за этого неправильно формируются. Что до генетических нарушений, то здесь информации меньше. Есть риск передачи дислексии по наследству, но сам механизм передачи еще недостаточно изучен. В некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении нескольких поколений. С другой стороны, довольно часто дети с таким нарушением не имеют родственников-дислексиков. В группу риска по развитию этого нарушения попадают также малыши, которые тяжело перенесли грипп, коклюш, любую простуду.
НЕ ТОРОПИТЕ СОБЫТИЯ
Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-хлетнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего карапуза.
До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь, но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать. И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.
Если же у карапуза есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.
Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием. Например, он не может запомнить и выполнить простейшие инструкции. Довольно часто такие дети потом путают буквы и не в состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать прочитанное с тем образом, которые стоит за словом, и по этой причине не воспринимают письменную речь.
В таком случае надо обязательно проконсультироваться у логопеда. Каждый случай индивидуален, и только специалист сможет сказать, действительно ли это дислексия или все в порядке и надо чуть-чуть подождать, пока созреют соответствующие структуры головного мозга.
К КОМУ ИДТИ, ЗАПОДОЗРИВ ДИСЛЕКСИЮ?
Конечно, первое, что порекомендует учитель, если ребенок никак не может освоить чтение, это проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать. Трудно ли ему ориентироваться в пространстве, легко ли он запоминает стихи, как общается со сверстниками, может ли контролировать свои эмоции? Поинтересуется, у каких докторов ребенок наблюдался и как его лечили. Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов. Окончательный же диагноз можно поставить только в том случае, если у ребенка уже есть навык чтения и письма.
При подозрении на дислексию логопед порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком будут работать и заниматься логопед и нейропсихолог. Последний, конечно, очень редкий специалист. Его можно найти в крупных коммерческих медицинских центрах и в государственных специализированных центрах, занимающихся серьезными нарушениями в развитии речи.
Логопед, чтобы проверить, соответствует ли навык чтения и письма возрасту, предложит тестовые задания и начнет разбираться в причинах. Возможно, ребенку трудно сконцентрировать внимание, у него плохая память, а может быть, это последствия задержки речевого развития.
Так же подробно о проблемах, которые испытывает ребенок, расспросит и нейропсихолог. Этого специалиста будет интересовать, как и в какой последовательности малыш овладевал простыми навыками – в соответствии с возрастом, с опережением или с некоторым опозданием. Нейропсихолог также проверит, владеет ли ребенок всеми необходимыми по возрасту навыками. Например, попросит запомнить небольшую последовательность слов, что-то нарисовать, выполнить определенный набор движений в заданной последовательности. После таких тестов логопед и нейропсихолог наметят пути решения проблемы.
ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ:
1. Фонематическая. При этой форме дислексии ребенок обычно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипщие согласные, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.). Кроме того, ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает при чтении буквы, переставляет звуки и слоги.
2. Семантическая (так называемое механическое чтение). Ребенок читает все правильно, но понять смысл прочитанного не может. В процессе чтения каждое слово он воспринимает отдельно и не связывает его с другими словами. Соединить их в связное предложение он не может.
3. Аграмматическая. Ребенок не может согласовать род, число и падежные окончания существительных и прилагательных, а также род глаголов прошедшего времени единственного числа: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому»
4. Оптическая. Путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и т.д.
5. Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их.
КАК КОМПЕНСИРОВАТЬ ДИСЛЕКСИЮ
С ребенком, у которого обнаружена дислексия, в идеале параллельно должны заниматься два специалиста – нейропсихолог и логопед. Курс коррекционных занятий длится полгода, занимаются с ребенком 2 раза в неделю. Даются и домашние задания.
Нейропсихолог порекомендует упражнения на формирование произвольных движений, развитие двигательных навыков. На занятиях с ним будут отрабатываться точность и координация движений, способность переключаться. Упражнения будут постепенно усложняться. Все это поможет сформировать у ребенка необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.
Очень полезны для дислексиков любые игры с мячом. Они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения и постепенно ребенок приучается самостоятельно действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и контролирует свои движения. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные инструкции. Скажем, для 6-летнего ребенка сложными будут инструкция, в которую включены 3 последовательных действия, или выполнение действия, которое предполагает 2 или 3 ограничения, без подсказок со стороны взрослого.
Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Он будет лепить, вырезать, раскрашивать, всячески обыгрывать зрительный образ буквы. Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. На такую работу у учителя обычно не хватает времени, так что логопед в какой-то мере выступает как помощник учителя.
Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С ДИСЛЕКСИЕЙ
Дислексикам полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения. Вы вышли из подъезда – куда затем идти? Направо? Налево? Прямо? Какие ориентиры можно выбрать, чтобы не сбиться с пути?
Попросите ребенка найти спрятанную в квартире вещь по нарисованной схеме. Можно сделать и по-другому: руководствуясь схемой, ребенок доходит до определенного пункта и находит там записку-указание, куда идти дальше: повернуть налево и сделать 3 шага, потом – направо и сделать 2 шага и т.д.
Сформировать у ребенка представления о последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что – потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, что – нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день.
Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.
ДОМАШНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ДИСЛЕКСИИ
С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.
Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами – «ар-ра», «ул – лу», «кро – орк» и т.д.
Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».
Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ – Ц, из П – Г?»
Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.
Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.
Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».
Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).
Источник: www.parents.ru
Метки: ребенок; чтение; дислексия
odessa-daily.com.ua