Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенку 1 год 6 месяцев не разговаривает. Ребенок 6 лет не разговаривает


Ребёнку 6 лет не разговаривает и вечно совершает маскообразные движения - Логопедия

анонимно (Женщина, 38 лет)

Ребенок не воспроизводит некоторые звуки

ЗДравствуйте. Сыну 4,5 года. До 3 лет он почти не разговаривал. Невролог поставил диагноз ЗРР и назначил кортексин. Вскоре сын как то сразу разговорился, уколы кортексина повторили. Теперь он разговаривает...

анонимно (Женщина, 36 лет)

Логопед нпчал ставить букву ш

Сыну 4,9 начали заниматься с логопедом. Первую букву поставили ш и сейчас с ней работаем. Но я слышу что ребёнок говорит её не верно, не так как надо. Он сильно...

анонимно (Женщина, 2 года)

Дочке 2 3 года плохо строит предложения

Дочери 2 года и 3 месяца словарный запас у нас большой! Ребенок постоянно разговаривает ни минуты не молчит ! Есть слова которые она выговаривает полностью,а некоторые либо начало слова либо...

андрей воропай (Мужчина, 16 лет)

Неправильное произношение звука р

Добрый день,мне 16 лет. Пол года назад мне удалось достигнуть раскатистого р,постепенно я тренировался,потихоньку вводил звук в речь,всё получалось,но 3 дня назад я начал картавить хуже прежнего,идёт вибрация языка(я это...

анонимно (Женщина, 8 лет)

Проблемы с чтением и письмом

Здравствуйте! Ребенку недавно исполнилось 8 лет, ходим в 1 класс. Часто при чтении может поменять местами буквы, либо начать читать слово например с третьей буквы. При письме пропуски гласных. Или...

юлия пичкунова китаева (Женщина, 21 год)

Здравствуйте помогите пожалуйста советом

Моему сыну 2года 3месяца он вобще не разговоривает произносит только *ба ба)ма ма па па и амнямням)не понимает просьбы мы были у невролога у логопела делали ээг нам назначили лечение...

анонимно (Женщина, 34 года)

Ребёнок год и десять

Добрый день. Дочке год и десять месяцев. Говорит много, короткие слова, такие как мама, папа, баба, вода, да, нет, надо и т.п. говорит правильно. А вот более сложные, говорит как...

health.mail.ru

Ребенок не разговаривает | Диалоги мам

Все больше родителей детей до 3-х лет обращаются к специалистам со словами: “Ребенок не разговаривает. Что делать?”. Большой процент родителей вообще не воспринимают отсутствие речевых навыков у малыша до 2-х лет как проблему. Многие считают, что все произойдет само собой, и причин для беспокойства нет. Однако не многие знают, что определить, если ли причины для беспокойства или нет, может только врач.

Ребенок не разговаривает. Причины.

Есть несколько причин, по которым у ребенка может быть задержка речевого развития:

1. Проблемы во время беременности. К ним относится:

  • гипоксия плода;
  • внутриутробная инфекция.

2. Родовая травма. Механическое воздействие на плод во время родов может стать причиной возникновения недостаточности мозгового кровообращение, следствием чего является не только задержка речи, но и расстройство внимания или поведения.

3. Проблемы в постродовом периоде:

  • асфиксия;
  • хирургические операции в младенческом возрасте;
  • перенесенные инфекционные заболевания в первый месяц жизни;
  • переливание крови;
  • проблемы со слухом;
  • слишком затянувшаяся желтуха новорожденного;
  • нарушение темпов роста и развития в первый год жизни;
  • черепно-мозговые травмы в первый год жизни.

4. Психологическая травма ребенка. Например, из-за проблем в семье или длительно отсутствия родителей.

5. Слишком много или наоборот, мало внимания со стороны родителей. В случаи, когда ребенок является главным в семье и все потакают его желаниям, малышу просто незачем учится разговаривать, ведь его и так понимают. Такой же результат будет, если родители, наоборот, уделяют развитию ребенка слишком мало времени, а основным его времяпрепровождением становится просмотр телевизора.

6. Плохая наследственность. В семье есть родственники, имеющие психологически заболевания или проблемы с речью.

Ребенок не разговаривает. Что делать?

Для начала, определите уровень малыша. Родители должны обратиться к специалисту если:

  • ребенок в 2 года использует менее 10 слов, при этом не умеет строить простые предложения (из 2-3 слов) и не может показать, что изображено на рисунке;
  • ребенок в 3 года не может ответить на простые вопросы, выполнить простые просьбы, состоящие из 2-х действий, при этом не умеет строить предложения из 3-4 слов.

Не откладывайте визит к специалисту, чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее удастся наверстать упущенное. Однако надеяться исключительно на помощь со стороны не стоит. Родители сами должны заняться развитием малыша.

В первую очередь, выключите телевизор, радио и все остальные приборы, которые мешают ребенку воспринимать информацию из ваших уст. Постоянно разговаривайте с малышом, описывайте все, что вы делаете. Читайте книги, рассказывайте сказки и стихотворения, пойте песни, имитируйте звуки животных. Вызывайте малыша на разговор, задавайте, просты вопросы и просите дать на них ответ. Постоянно расширяйте пассивный словарь малыша новыми словами. Такие активные занятия, совместно с помощью специалиста, наверняка дадут хорошие результаты уже в скором будущем.

dialogimam.com

Ребенок в 6 лет не разговаривает

Ребёнок в 6 лет не разговаривает, но всё понимает.

вам, наверно, сюда, первые посты хотя бы посмотреть http://www.u-mama.ru/forum/kids/child-health/524647/index.html

а так — обращаться в спец. центры, которые занимаются проблемами речи у детей

логопедов и дефектологов искать

так-то затянули уже очень

И еще, в 6 лет как не крути, идет вторичная задержка психического развития на фоне задержки развития речи. Так ЗПР у мальчика есть, его не может не быть

Может быть советовали съездить на консультацию и к другим специалистам тоже (сурдолог, психиатр и т.д.)?

Если случай непростой, то возьмут на занятия. Это всё бесплатно.

мобильный интернет) и проводить никуда не надо, в телефонах-планшетах тарифы от 200 р в месяц

Обследовать со всех сторон. Тут все явки-пароли уже все написали. Начинать с невролога, сурдолога и психиатра. Потом с их заключениями — к логопеду. Но, блин, времени реально много упущено. 🙁 Не совсем понятно, как родители планировали ребенка в школу отдавать при таких исходных.

Я одна не вижу связи между словами «хотят избавиться, выживают» и «направляют на комиссию повторно»?

Что плохого во втором варианте? На мой взгляд если действительно есть проблема её нужно обозначить и решать.

Смысл прятать голову в песок? На комиссии можно получить объективную оценку (насколько это возможно конечно) состояния ребенка, рекомендации дальнейшей работы с ним.

Сейчас в логогруппах свыше 20 детей находится (не во всех садиках конечно).

Ставки специалистов сокращают, зарплаты тоже не ахти.

Некоторые родители получив место в логогруппе не занимаются с ребенком дополнительно.

Мол пусть в садике нашего Петю/Катю всему научат.

Мол пусть в садике нашего Петю/Катю всему научат.

это как они выяснили?, я уже не знаю что и думать, мне кажется что то тоже с языком

тоже ее рекомендую. она именно речевыми нарушениями занимается. отправляла нас на рентген шеи, обследование головы, сосудов головного мозга, к вертебрологу (могу дать координаты).

нарушение речи надо с 3,5-4 лет лечить. а вы до 6 дотянули. бедный парень.

у нас речевой садик — очень хорошо с ними занимаются. но вам нужно индивидуально и постоянно и еще речевую гимнастику ежедневно по 5 мин в несколько подходов в день для разработки языка и его мышщ + массажи, электрофорез на язык и еще у УГМК мы ходили на «шапочку» — микрополяризация головного мозга. тоже Шаронова направляла. 2 раза были. сюда их других регионов даже приезжают, т.к. это эффективный метод, но мало где он есть (еще Новостиб и Питер)

Ставки специалистов сокращают, зарплаты тоже не ахти.

у нас максимум 12 детей в группе. на группе всегда есть няня, логопед-дефектолог (он только в этой группе работает, только с этими детьми, ведет все занятия даже лепку и ИЗО), 2 воспитателя. есть физкабинет и массаж кабинет, обязательные домашние задания на выходные по нескольким тетрадкам.

з/п у них приличные — не нужно тут. а вот сокращают, это да. собираются через 3-5 лет вообще убрать систему спецсадов таких. дефектологи будут только платно, только частно, а всех детей особых вместе с обычными в садики — вот это ахтунг будет. всё для детей как всегда!:(

Источник: http://www.u-mama.ru/forum/calcm.php?mid=18063541

Ребенок не говорит. Совсем.

мир тесен)))) Садик 1820. Где находится 26 не знаю, мы живем на Южной, ребенка приходится возить. Сад этот хвалят (и родители выпускникох, и заведующие других садов, и логопеды), так что я надеюсь на лучшее.

по поводу 50-го сообщения — ну не знаю, мой старший сын в 3 года не мычал, дети знакомых вроде тоже. Надо объективно оценивать ситуацию и пускать на самотек не стоит.

я работаю в дет саду воспитателем в группе 20 детей 3 года детям всем уже есть -говорить никто не может тоже мычат ,тревогу бить не надо к 4 годам все будут хорошо говорить

глупость пишете я логопед, должны говорить

гость, 53, а вы не глупость пишите? что "должны"?

То, что все 20 (. ) детей старше 3-х лет не говорят, а мычат, очень странно.

Здравствуйте!У меня просто крик души!Сыну 3,6г.Не разговариваем.Только лепет,звуки.мама,папа,туту,биби,много(но не по теме,а сам в пустоту) но нет обращения,просьб,ничего не интересно,только бегает,развиваоки не любим.Уже с 2х лет сделали все обследования,все внорме.Делаем уколы,лечения,был логопед и не один(отказываются с неразговаривающим),диагноз аллалия.Я смыс жизни теряю,неужели не заговорит.Я все оббегала,ничего не могу сделать.Может кто сьалкивался?

Радуйтесь что не говорит, наш заговорил в 1,3 к двум годам от его разговоров устали не только родители, но и бабки и деды, сестра и братья, тети и дяди. друзья и соседи.Нет еще таких детей которые не научились ходить, говорить,читать,писать.

Автор, к врачу обратитесь, ето не помешает, Даунов, к несчастью, научившихся таки говорить, не слушайте.

Ребенок ничего не должен никому..

Есть и те кто после 4х аж заговорил, да так, что родители присели, а есть такие которые бы лучше всю жизнь молчали.

Я бы тебя зарезал , за такое сравнение и собакам на сьедение отдал. ***!

бить тревогу и бегать по врачам уже сейчас. Ребёнок двух лет должен обращаться к вам мама, а к папе папа, если она этого не делает, это плохо! Не хочу пугать, но у знакомой был пример, она ждала до 3х лет, и что, только время упустила. Лучше побегать по врачам, и посмеяться над собой если всё хорошо, чем наоборот.

логопед делает логопедичскую гимнастику, ставит речевой аппарат. чем раньше тем лучше. К детском, пусть даёт направление к нервопатологу, логопеду, полностью обследование, уже в этом возрасте они выявляют все гадости, а если, дай бог , гадостей нет, то будете спокойно читать и ждать!

У меня тожа доченька не разговаривала мы с мужем дочку не бьём ну семья нормальноя я говорю дочке скажи папа или мама нет молчит дочке 1 год и 9 месицав зовут Соня мы делали так с мужам мы говориле скажиш слова мама купим игрушку

У меня тожа доченька не разговаривала мы с мужем дочку не бьём ну семья нормальноя я говорю дочке скажи папа или мама нет молчит дочке 1 год и 9 месицав зовут Соня мы делали так с мужам мы говориле скажиш слова мама купим игрушку

У дочке есть своя комната я её отведу в её ную комнату иду на кухню слышу ктота болтает говорит( пиветь бялби )я захожу в комнату перестаёт говорить как с этим боротся

Автор и у меня проблема,но по серьезней вашей , у вас ребенок по видимому идет на контакт ,а моя нет,только тогда ,когда ей что-то надо..Ужас..Ей 2,7 ,говорит очень плохо папа,мама(и то может сказать непроизвольно),каша,печенье,сильно,все,пока-пока,картоки(кар​тошка),пить , упал,цветоки(цветочек),шаки(шари),кидай..Странно ,что во многих словах слог заканчивается на "ки"..Сейчас обследуемся ,спит очень беспокойно ,после ноотропила (пропили месяц) -вобще стала очень нервная,от малейшего обращения кричит ,я просто в панике,теряю ребенка и смысл жизни. Надежда на то,что все поправимо особо не греет,думаю ,что у нее аутизм(((

маему сыну 5 лет он досихпор неразговаривает что мне делать

Я читала ваш комментарий двхлетней давности про то, что дочка не говорит. Очень беспокоюсь за свою, она в том же возрасте, что ваша была тогда. расскажите, как у вас сейчас, что произошло. Буду очень благодарна

Добрый день всем! Хочу поделится своей проблемой тоже очееень переживаю даже плакала муж и старший сын смеются надомной. Называют меня паникершей. Сыну 2,4 не разговаривает совсем все, что болтает по своему даже подходит что-то спрашивает, но все как говорится не по русски. Водила к неврологу выписала Пантогам пили месяц все безрезультатно. Ходим в д.садик ребенок все отказывается делать сам себе на уме. Что делать вообще не знаю может уже пора бежать к врачам.

Автор и у меня проблема,но по серьезней вашей , у вас ребенок по видимому идет на контакт ,а моя нет,только тогда ,когда ей что-то надо..Ужас..Ей 2,7 ,говорит очень плохо папа,мама(и то может сказать непроизвольно),каша,печенье,сильно,все,пока-пока,картоки(кар​​тошка),пить , упал,цветоки(цветочек),шаки(шари),кидай..Странно ,что во многих словах слог заканчивается на "ки"..Сейчас обследуемся ,спит очень беспокойно ,после ноотропила (пропили месяц) -вобще стала очень нервная,от малейшего обращения кричит ,я просто в панике,теряю ребенка и смысл жизни. Надежда на то,что все поправимо особо не греет,думаю ,что у нее аутизм(((

Ведь аутисты — очень умные мне кажется это не про наших детей.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.

Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)

на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Источник: http://www.woman.ru/kids/medley5/thread/3999161/2/

Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии. Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.

Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении. Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени. Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.

Норма речевого развития в шесть лет

Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.

Параметры речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:

  • Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
  • Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
  • Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
  • Совершенствование грамматически правильной речи.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.

Возможные причины нарушений речи

Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.

Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики. Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Как помочь плохо говорящему 6-летнему

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам — мы поможем!

Источник: http://ourkids.ru/razvitie/4-7/6-let/

kakvospityvatdetei.ru

Ребенку 1 год 6 месяцев не разговаривает

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, — проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина — она красная, она большая, идет собака — она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Источник: http://www.o-krohe.ru/komarovskij/ne-govorit-3-goda/

Ребенку 1,6. Не разговаривает.

Когда ему был примерно год, первое, что он сказал «ты куда»)), кнопки называл «кни» и еще были слова, просил амам. Но это у него как-то временно. Вот скажет что-нибудь, дня три поговорит и все, больше вообще не употребляет. Кнопки у нас были месяца полтора назад, сказал два раза и все.

Может у кого было так. Смотрю, девочки уже в год пишут что их детки и мама, и папа, баба, деда, и еще кучу всего говорят.

Чат для мамочек

Тебя тут не хватает!

У него еще есть много времени что бы хорош заговорить ))

У меня дочка абслютно ничего не говорила. Идите к неврологу, ищите причину, у моей был повышен тонус левой части языка, пролечили- сразу заболтала

До трех лет в норме не говорить! Мало ли кто чего и где! У вас свой ребенок, он уникальный, он развивается и учится новому так как ему надо, а не как надо маме или как другие дети!

у нас также было. говорила-говорила некоторые слова, а потом «забывала» надолго. сейчас начала по- человечески говорить

Рано ещё так переживать. Нам 2.8 мой не все слова говорит в основном всё слогами.

ну если вам легче будет можете ведь врачей посетить. кстати посмотрите в интернете видео комаровского не помню как называется короче о том как разговаривают дети!

Точно не могу сказать, она у меня вообще долго на своем разговаривала, даже сейчас песни и стихи на своем говорит, повторять не хочет, ей проще сказать -не могу )))

сейчас проблемы с речью ещё пока есть, но с логопедом занимаемся, надеюсь, что скоро закончим.

мне все родственники говорили:«зачем ребёнка таблетками пичкать? заговорит потом сама!». я их не слушала, т.к. сама работала с проблемными детками и видела, что бывает с теми, кого лечат и с кем занимаются, а что бывает с теми. кто живёт по принципу «само пройдёт».

мой тоже не разговаривает. почитайте книгу «что делать если ваш ребенок не разговаривает» она не очень большая, там довольно интересная методика, правда не знаю результаты есть или нет, мы счас по ней занимаемся, ну пока так, но звуки уже повторять начал, уже прогресс. Есть еще альбом по развитию речи для самых маленьких, тоже хороший, мы пока продвинулись на 5-ую страницу. И еще делаю артикуляционную гимнастику, ну тоже так, сама дома.

Источник: http://www.baby.ru/blogs/post/353467730-111543221/

Что делать, если ребенок в 1 год не говорит

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки — особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей — все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) — скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.

Существуют разные способы проверить слух. Один из них — сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение — социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так. водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем. Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.

Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал — бух, пойдем кушать — ам-ам, кошка — кися, машинка — биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.

Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.

Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами — одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Источник: http://mladeni.ru/prochee/chto-delat-rebenok-1-god-ne-govorit

kakvospityvatdetei.ru