Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи ребенка 6 лет


Речевое развитие ребенка 6-7 лет:советы родителям

13.10.2015,  Нормы развития речи, Статьи  

Подготовка ребенка к школе вышла на финишную прямую. Еще чуть-чуть и ваш дошкольник станет первоклассником. А, значит, все навыки и умения, необходимые для успешного освоения школьной программы, должны быть отточены до совершенства.

Естественно, развивать ребенка и потихоньку готовить к школе лучше всего с самого раннего возраста. Но если по каким-то причинам вы не находили времени и сил на упражнения с ребенком, то сейчас особенно важно уделить внимание занятиям, чтобы избежать проблем при обучении.

В каждом классе есть несколько детей, которые явно отстают от сверстников по школьной программе, читают медленнее всех, решают примеры неверно и, в целом, как будто не понимают, как и что делать на уроках правильно. Над такими учениками часто подтрунивают учителя и одноклассники. И даже если «неуспевающие» не показывают своих эмоций по поводу школьных неудач, в глубине души они очень переживают, что не могут справиться с уроками. Неуверенность в себе зарождается у ребенка очень быстро, особенно, в начальных классах школы.  Поэтому  обязательно готовьте своего дошкольника к предстоящим учебным нагрузкам!

Особое внимание обратите на развитие речи ребенка. Ведь учителя в школе при оценке знаний по «устным» предметам (чтение, окружающий мир, английский язык и почти все предметы, которые появляются в более старших классах) ориентируются прежде всего на то, как ребенок пересказывает материал, выступает с докладом и насколько полно и без стеснения отвечает на уроке.

Есть дети, которые всё понимают и знают ответ на вопрос учителя, но не могут или боятся сказать ответ. На вопрос преподавателя молчат или начинают что-то невнятно говорить. Педагоги воспринимают это как незнание, а ребенок думает, что учитель его не любит и занижает оценки. Поэтому задача родителей детей, которые через год пойдут в школу: целенаправленно развивать речь, умение пересказывать и выступать перед публикой.

Так же обратите внимание! Поступление в школу – сильный стресс для детей. Если ваш ребенок склонен к заиканию, заикается или раньше заикался, постарайтесь максимально подготовить своего дошкольника к предстоящим нагрузкам, создайте спокойную доброжелательную атмосферу дома и постарайтесь избавиться от заикания еще до школы.

Показатели речевого развития детей 6-7 лет

  1. В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).
  2. Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу).  Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
  3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
  4.  Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
  5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.

6-7 лет – один из самых благодатных периодов, когда ребенок уже говорит хорошо и много, ему есть что сказать, а взрослым интересно его слушать. В семьях, где папам было сложно выстроить общение с маленьким ребенком, потому что «ну о чем мне с ним говорить?», именно в этот период большинство отцов начинают с удовольствием разговаривать и играть с детьми.

Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?

  1. Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми.Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.
  2. Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных (особенно манят динозавры), приключенческие повести (например, Николай Носов «Незнайка на луне») и детские детективы. Посетите вместе книжный магазин или интернет-магазин (ссылка на лабиринт?)-здесь возможно целесообразнее было бы обзор написать по нескольким книгам для старших дошкольников и выберете, что понравится дошкольнику.
  3. Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении. К тому же сейчас во многих детских библиотеках созданы все условия, чтобы увлечь детей книгами (удобные читальные залы, новые красочные книги и даже игрушки).
  4.  Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.
  5. Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике.Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни.Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу».Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение».  Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку:

  • Придумываем сказку.

Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.

  • Сказка по пословице.

Выберете с ребенком пословицу, обсудите ее смысл. Затем и вы, и ребенок по отдельности придумываете сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.

  • Откуда пошло выражение?

В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол).  Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля), объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.

Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.

  • Настольные игры.

Используйте готовые настольные игры, направленные на развитие речи. Например, Эрудит, Тик-Так Бум, Диксит, Имаджинариум и другие.

Будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие дошкольника, принесут результат в виде отличной учебы в школе и хорошего эмоционального состояния ребенка.

rechrebenka.ru

Развивающие упражнения и задания на развитие речи у детей 6 лет

Развитие речи у детей 6–7 лет приводит к тому, что шестилетний ребёнок свободно общается и со своими сверстниками и взрослыми. Если тема разговора детям знакома, они могут свободно его поддержать, щедро делясь своими знаниями по проблеме и пока ещё небольшим опытом. В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. Только в игре он усвоит и поймёт новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки. Для игр со сверстниками и с детьми постарше нужна развитая речь, иначе очень непросто наладить тесное взаимодействие, удовлетворить очень важную для маленького человека потребность в общении, в выражении эмоций. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.

1. Упражнения. Назови слова наоборот.

Река широкая, а ручеек…

Зимой холодно, а летом…

Жираф большой, а мышка..

Рыба плавает, а птица..

Кощей злой, а Василиса Прекрасная…

Хлеб мягкий, а камень…

2. Упражнения. Послушай слова. К какому предмету относятся следующие определения:

– большой, деревянный, с дверцей и полками, в него складывают вещи;

– полосатый, с хвостом и усами, пьет молоко;

– круглые, с цифрами, тикают;

– красивый, яркий, со стеблем и листьями, растет на клумбе;

– белый, холодный, бывает зимой, из него делают снеговиков.

3. Упражнения. Произнесите начало слова, а ребенок должен будет его закончить. При этом можно показывать картинки, иллюстрирующие названный вами предмет. Такое задание развивает речь, фонематический слух и помогает пополнить словарный запас.

4. Упражнения. Пусть ребенок расскажет, чем он сегодня занимался. Что за день произошло? Что запомнилось ему больше всего и почему?

5. Упражнения. Предложите ребенку послушать скороговорки. Повторите их сначала вместе, а потом пусть ребенок проговорит их самостоятельно, четко и внятно.

На иве галка, на берегу галька.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак.

Сеня в сени сено нес – щекотало щеки, нос.

На дворе с утра тарахтят трактора.

Над крышею груша, на груше Андрюша.

Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.

Журчали ручьи и урчали, жужжали шмели над ручьями.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

По утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.У Аграфены и Арины растут георгины.

Купила бабуся бусы Марусе.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

6. Упражнения. Для этого задания вам понадобится мяч. Ритмично ударяя мячом об пол, четко произнесите: Я знаю пять названий цветов:

Роза – раз,Ромашка – два,Лилия – три,Тюльпан – четыре,Одуванчик – пять.

После этого дайте мяч ребенку и предложите таким же образом назвать 5 слов на какую-либо другую тему. Это могут быть имена, птицы, животные, названия улиц и т. д.

7. Упражнения. Предложите ребенку такое задание: вы будете произносить небольшие предложения, в которых есть стилистические, лингвистические или смысловые ошибки, а он должен эти ошибки исправить. Важно, чтобы ребенок воспринимал предложения на слух. Вот примеры таких предложений.

Девочка подошла до реки. (Девочка подошла к реке.)

На улице пошел сильный ветер. (На улице поднялся сильный ветер.)

Мама приготовила для завтрака манную кашу. (Мама приготовила на завтрак манную кашу.)

Каждое утро нужно чиститься зубы. (Каждое утро нужно чистить зубы.)

На спине у Карлсона был вертолет. (На спине у Карлсона был пропеллер.)

Потому что цветы не завяли, надо их поливать. (Чтобы цветы не завяли, нужно их поливать.)

Поделиться новостью в соцсетях     Метки: воспринимать речь, диалоговая речь, комплекс упражнений, понимание речи, развитие речи, речь, связная речь, упражнения, Упражнения для развития детей, формирование речи, четкая речь « Предыдущая запись Следующая запись »

mei-sonnen.ru

Развитие речи детей  6 - 7 лет

Характеристика развития речи детей 6 – 7 лет

При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических недостатков к шести годам дети, как правило, овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Развитие словаря детей в возрасте с 6 до 7 лет:

  • Запас слов расширяется.
  • В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Развитие грамматического строя речи детей:

  • Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными.
  • В речи используют предложения разных видов.
  • Могут встречаться ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет рукавичков»).

Развитие связной речи детей 6-7 лет:

Как обучать математике в процессе игры читайте в статье  Математика для детей; как подобрать  стул и стол для ребенка с учетом ростовки. 

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Формируется культура речевого общения.

Советы родителям по развитию речи детей в период с 6 до 7 лет:

  • Учите детей четко выражать свои мысли.
  • Продолжайте учить детей согласовывать слова в предложении, правильно строить фразу при рассказе (пересказе).
  • Читайте детям сказки, рассказы, просите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы.
  • Просите ребенка составить рассказ по 1, 2, 3 или по 4 сюжетным картинкам. Предварительно ребенок должен разложить сюжетные картинки в логической последовательности. Рассказ ребенка должен делится на 3 составные части: начало, середина, конец. 

 

Для правильного понимания как составить рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок приводим конспект занятия по развитию речи детей по серии сюжетных картинок. 

Конспект занятия по развитию речи детей 6-7 лет.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Кормушка". 

Цель занятия:

- продолжать работу над формированием письменной и устной связной речи детей с опорой на сюжетные картинки;- продолжать воспитывать любовь к природе через знакомство с красотой природы;- продолжать развивать внимание и воображение через работу с серией сюжетных картинок.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Настрой на урок, с целью привлечения внимания, вызывания интереса у детей, формирования мотивации. 

Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите? (Звучат голоса птиц на фоне музыки.)

Как вы думаете, о чем будет наше занятие?

3. Проверка домашнего задания.

Я попросила вас к занятию подобрать вместе с родителями пословицы о птицах. Дошкольников можно попросить устно прочесть пословицы, а школьников попросить составить из  разрезанных на 2-3 части пословицы и прочесть их. 

Презентация. (Слайд 1)

Как вы их понимаете?

Какие вы еще пословицы о птицах знаете?

4. Словарная работа (Для школьников).

Выпишите из пословиц названия птиц. (Ворона, воробей, журавль, синица.)

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите слова на слоги.

Какое слово здесь лишнее? (Журавль – 2 слога, большой размер, перелетная птица.)

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

(Слайды 2, 3) (Зимующие птицы.)

Хорошо ли живется зимующим птицам? Может ли человек помочь им? Как? А вы помогали зимующим птицам? Как?

Ребята второго класса тоже помогали птицам. И об этом у вас на партах картинки. Внимательно их рассмотрите и разложите их в том порядке как происходили события.

Рис. 1

Рис. 2

 

Рис. 3

Давайте подберем подписи к этим картинкам. Я их уже записала, но правильно ли я их расставила?

Составление плана:

Кормушка занесена снегом.Ребята чистят кормушку.Вкусный обед.У нас получился план. По этому плану мы и будем с вами работать. Запишите его. Каждую часть рассказа мы будем начинать с красной строки.

5. Подбор подходящих по смыслу слов и вставление их в текст.

(Слайд 4)

Что изображено на первой картинке? (Заснеженный сквер. На дереве висит кормушка. Она занесена снегом. На ветках сидят птички.)

Каких птиц вы видите? (Синички, воробьи, снегири.)

Почему птицы не смогли пообедать?

Гимнастика для глаз.

Когда я составляла предложения, некоторые слова пропали. Попробуйте сами вставить подходящие слова. Прочитайте слова для справок. Здесь много слов, но вам надо выбрать только те, которые подойдут по смыслу. При списывании обратите внимание на орфограммы, особенно те, с которыми мы еще незнакомы.

Ученики записывают текст в тетрадь, проверка чтением.

6. Восстановление деформированного текста.

(Слайд 5)

Переходим ко второй части плана. Как она называется?

Что вы видите на 2 картинке?

Какой корм принесли ребята? Для каких птиц?

Я составляла для вас два предложения, но компьютер перепутал все слова.

Попробуйте самостоятельно восстановить эти предложения. Запишите их самостоятельно.

Проверка записанного: Какие предложения получились? (Слайд 5)

Физкультминутка.

7. Творческая работа: самостоятельное составление предложений.

(Слайд 6)

Давайте посмотрим на третью картинку. Как она называется?

Что сделали дети? Зачем? Как повели себя птички?

Ребята, третью часть вы будете придумывать и записывать сами, важно не только придумать, но и грамотно записать. Для этого я выписала вам слова, которые могут помочь в составлении предложений, и выделила все орфограммы.

Вы можете использовать эти слова, изменять их и добавлять свои слова.

Ученики самостоятельно составляют и записывают предложения.

Прочитайте получившиеся предложения. Молодцы.

8. Чтение рассказов, составленных детьми.

У нас с вами получился рассказ. Прочитайте свои рассказы.

Как вы относитесь к ребятам? Как их можно назвать? (Молодцы.)

Давайте запишем это предложение, как итог нашего рассказа.

Запись с комментированием.

9. Итог занятия.

Не только ребята в нашем рассказе молодцы, но и вы тоже молодцы. Вы сделали большую работу: вставляли слова в предложения, собирали рассыпанные предложения, сами сочиняли предложения.

Какой вид работы вам показался самым трудным? Самым легким? Самым интересным?

Интересные статьи:

Дети и компьютер - как ограничить время нахождения детей за компьютером, как наладить контакт с "компьютерным" подростком  читайте ЗДЕСЬ
Стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам? У вас не хватает терпения смотреть как ребенок возится с элементарными вещами, ребенок раздражает и не слушается? Как указать ребенку на его ошибки читайте ЗДЕСЬ. 
Стили семейного воспитания: как влияют стили семейного воспитания на характер и дальнейшую судьбу ребенка читайте ЗДЕСЬ.

 

 

sad-sosenka.ru

Развитие речи ребенка шестого года жизни

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 9Следующая ⇒

К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 — 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение словсложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т.д.).

Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов.

Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки (ш, ж), звук р заменяется звуком л, либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный «р»). Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки (с ш, з ж).

Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Высказывая свои суждения, дети прибегают к предложениям, где называют субъект (подлежащее), его действие или состояние (сказуемое), объект, на который направлено действие субъекта (дополнение). Указывают на конкретные обстоятельства, в которых протекало действие (обстоятельство) и на наиболее конкретные признаки субъекта или объекта (определение).

Происходит увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли однородных членов предложения.

Сложные предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах.

Увеличение объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений, происходит в речи ребенка почти одновременно.

Например:

«У меня есть на даче кукла, а недалеко живет собака Шарик».

«Он поехал домой, где живет баба-Клава».

К началу шестого года жизни ребенок все чаще употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из 3—4-х простых предложений.

Иногда в одном предложении может быть выражена при помощи придаточных предложений и временная зависимость и сделано указание на пространственные отношения.

Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка.

В среднем, пятилетний ребенок пользуется предложениями, состоящими из 12—15 слов. Большие затруднения возникают при согласовании большой группы слов, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное место, согласовать со всей группой слов.

Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.

Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.

Чтобы речь вашего ребенка стала грамотной, помогите ему в практическом усвоении падежных окончаний и предлогов. Для этого принимайте участие в его игре и обязательно комментируйте все действия куклы, мишки или зайчика: «Кукла Маша вошла в комнату. Она села на стул. Выглянула в окно. Заглянула за шкаф. Вышла из-за шкафа. Спряталась под стол. Выбралась из-под стола».

Беседуйте с ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра мультфильма, кинофильма. Задавайте такие вопросы, на которые ребенок должен давать подробные, развернутые ответы. Анализируйте вместе поступки героев литературных произведений или кинофильмов. Стимулируйте к активному комментированию действий, когда он собирается на улицу, играет, выполняет какое-то задание.

Когда родители читают малышу художественное произведение, они должны обратить внимание на выразительность собственной речи, что будет способствовать не только правильному пониманию содержания, но и воспитает у ребенка потребность в выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окраску, поможет замедлить темп речи. Ребенок научится изменять звуковую окраску голоса (грустный/веселый), понижать, повышать голос, делать паузы.

Если ваш малыш плохо запоминает прочитанное, не может пересказывать, предложите ему каждое прочитанное предложение проиллюстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге, а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению.

Возраст от пяти до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У родителей, наверняка, возникает масса вопросов, например: «Когда отдавать ребенка в школу?», «Что значит — готов к школе?».

Готовность к школе — это личностная, интеллектуальная готовность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков.

Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка определенного уровня психологического развития, которое обеспечивает сформированность речевых навыков, регулирует процессы внимания, памяти, мышления, что и дает возможность ребенку читать, писать, считать. Психолог Л.А. Венгер утверждает, что готовность ребенка к школе определяется степенью развития зрительно-моторной координации, то есть насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внимательно рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило, эти умения уже сформированы. Родители обязательно должны обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой.

В этом вам помогут рисунки с натуры, копирование геометрических фигур, схем, печатных букв или цифр, что обеспечит согласованные действия глаза и руки.

В последнее время родители очень спешат с обучением ребенка чтению и письму. Многие специалисты, например, неврологи, физиологи, офтальмологи, считают, что обучать ребенка чтению и письму нельзя раньше семи лет. Это связано с особенностями формирования центральной нервной системы, а также с несформированностью зрительных зон головного мозга ребенка.

Главная задача родителей — подготовить детей к усвоению навыков чтения, письма, счета. Необходимо порекомендовать родителям познакомить детей с буквами, научить соотносить букву; и звук, используя магнитную доску. Важно, чтобы ребенок до школы научился из букв складывать слоги и читать их. Для того чтобы подготовить ребенка к обучению письму, полезно познакомить его с тетрадью в большую клетку и начать с вертикальных и горизонтальных линий, флажков, орнаментов.

Затем предложите детям нарисовать в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в предложенном тексте.

Если к пяти годам у ребенка нарушено звукопроизношение, его необходимо проконсультировать у логопеда, который, в свою очередь, может решить вопрос о направлении ребенка в логопедическую группу детского сада.

На данном этапе необходимо продолжать развивать фонематический слух ребенка. Учить детей различать звонкие и глухие согласные (ж — ш, с — з и т.д.).

Можете предложить ребенку следующие упражнения:

1. Повторить за вами слоговые ряды:

та — да — да
да — та — да
па — ба — ба
ба — ба — па
са — за — за
за — са — за
ка — га — га
га — ка — ка и т. д

2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку, если слышит звонкий, и опускает — если слышит глухой: — са — за — зы; — сэ — зо — зэ; сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан.

3. Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых — мягких звуков (л — л', р — р', т — т').

Упражнения на дифференциацию звуков (из книги А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»)

Звуки С — З

Скороговорка:

Стоит воз овса, возле воза овца.

Поговорки:

У страха глаза велики. Лето собирает, а зима поедает. Трусливому зайке и пенек волк. Один за всех, все за одного.

Звуки С — Ц

Поговорки:

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто за все берется, тому ничего не удается. Молодец против овец, а против молодца — сам овца. Конец — делу венец. Цыплят по осени считают.

Звуки С — Ш

Чистоговорки:

Са — ша — ша — Соня моет малыша. Ас — аш — аш — под сосной стоит шалаш. Шесть мышат в шалаше шуршат. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Вымыли мышки миски для мишки.

Звуки Ц — Ч

Чистоговорки:

Ча — ца — ца — стоит мальчик у крыльца. Ца — ча — ча — растет птенчик у грача. У волчицы — волчата, а у курицы — цыплята. Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (очки).

Звуки С — Щ

Скороговорка:

Ща — са — са — под кустом сидит лиса. У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь. Ищи ветра в поле. Щи да каша — пища наша. Всякой вещи свое место.

Звуки Р — Л

Скороговорки:

Рыбу ловит рыболов — весь в реку уплыл улов. Вкусная халва — мастеру хвала. Рома играет на рояле, а Рита на флейте. Ландыш наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал, Лара ландыши брала, рада ландышам была, Лавр дарил ведь от души Ларе ландыши.

Развитие слухового внимания

1. Прочитайте ребенку стихотворение «Путаница» К. Чуковского, попросите определить неточности.

2. Прочитайте стихотворение З. Александровой: «Что взяла, клади на место»

Предложите помочь девочке расставить вещи по своим местам.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там...

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Читайте также:

lektsia.com

как сформировать правильную речь ребенка

В этой статье:

Речь является одним из самых важных направлений психического развития малыша. К возрасту 5-6 лет речь обычно уже довольно хорошо развита. С малышом можно разговаривать, его предложения эмоционально окрашены, используются все части речи. Конечно, необходима практика. Родители должны уделять достаточно внимания речевому развитию детей в этот период.

В этом возрасте развитие речи продолжается, и малышу еще многое предстоит выучить. Сейчас главное – стимулировать его на беседу с родителями и другими детьми. Так проходит обмен речевым опытом. Кстати, следует обратить внимание на ваш тон, манеру речи, выражения. Малыш все это запоминает очень быстро.

Лексика лечи

Усвоить достаточный набор слов и выражений несложно. Малыш долгое время слушал, выучил связь между объектами и его названиями. Уже к 5-6 годам он связно разговаривает. Теперь все чаще используются прилагательные, характеризующие:

  • цвет;
  • текстуру;
  • размер;
  • эмоции.

К этому возрасту лексикон становится богаче. Это уже не простые предложения из существительного и глагола. Дети активно расширяют свой лексикон посредством общения. В детском садике, на площадке они учат друг друга новым словам. Это положительный эффект от коммуникации.

Сейчас кроха активно использует собирательные существительные (например «родители», «листва», «детишки»). Уже проявляется способность к обобщению: малыш понимает, что автобус, трамвай, самолет, поезд можно коротко назвать одним словом «транспорт». У детей развито логическое мышление, которое дает возможность подбирать слова.

Сейчас в лексикон малыша входят понятия о:

  • семье, близких, их профессиях;
  • временах года, сторонах света, городах;
  • растениях, животных, грибах, ягодах;
  • сказочных персонажах;
  • транспорте, автомобилях;
  • предметах обихода.

Чем больше вы гуляете, посещаете детские центры, театры, интересные места, тем больше новых слов узнают дети.

Грамматика

Грамматически речь становится более правильной. Детям уже проще менять окончания, использовать окончания существительных разного рода и падежа. Они хорошо используют притяжательные прилагательные в устной речи.

Это говорит о том, что психическое развитие идет нормально – малыш адаптируется к обществу. В 5-6 лет дети способны связно выражать чувства, эмоции. Они могут пересказать сказку, составить небольшой рассказ из 40-50 простых предложений.

Звуки

С произношением звуков могут быть проблемы. В основном все звуки уже произносятся правильно, но со сложными рычащими и шипящими могут возникнуть затруднения. Хотя какие-то из них совершенно не вызывают опасений, например [щ].

Малышу нужно будет проходить проверку в 4 и 6 лет. Если есть реальные проблемы, то придется пройти лечение у дефектолога или логопеда. Большинство звуков родители могут просто четко проговаривать, и со временем звукопроизношение у детей нормализуется.

Как разговаривать с детьми?

Стоит запомнить всего несколько простых правил, которые ускорят нормальное развитие речи:

  1. Сейчас с детьми нужно говорить нормально, без выдуманных слов.
  2. Если что-то не понятно, объясняйте, а не упрощайте свою речь.
  3. Избегайте нецензурных слов: дети их запомнят и будут использовать.
  4. Больше читайте вслух.
  5. Просите малыша пересказывать сказки, фильмы, мультики.
  6. Обязательно исправляйте грубые грамматические ошибки, обращайте на них внимание малыша.

Очень скоро малышу придет время идти в первый класс, и к этому моменту речь должна быть хорошо сформирована. При грубых ошибках или отставании в речевом развитии у него могут возникнуть проблемы с поступлением в школу.

rebenkoved.ru