Шестой месяц развития ребенка. 6 й месяц развития ребенка
6-й месяц — Мы - родители
Вес малыша увеличивается приблизительно на 600-650 граммов, а рост на 2,5-3 сантиметра.На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.
К шестому месяцу постепенно нарастает двигательная активность малыша. Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает уверенные раскачивающиеся движения. Ребенок пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с минимальной поддержкой. Карапуз уже может легко поворачиваться и выгибаться во все стороны.
В этот период родители должны особенно внимательно относиться к безопасности малыша: не следует оставлять кроху одного на диване или кровати, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.
Если малыша поддерживать под мышки, он отталкивается от опоры кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону.
Движения рук ребенка становятся более уверенными и координированными, формируется, так называемое, ладонное хватание предмета (всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем).
На шестом месяце жизни ребенка совершенствуются и движения пальцев: теперь малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.
Шестимесячный карапуз получает немалое удовольствие от изменения положения тела, ведь это стимулирует его вестибулярный аппарат. Малышу нравится, когда взрослые держат его на руках, поднимают над головой, опускают вниз, качают, кружатся с ним по комнате. Такая игра очень полезна для развития вестибулярного аппарата крохи.
К концу шестого месяца малыш уже хорошо ест с ложки, захватывая пищу губами. Пьет из широкой чашки, которую держит взрослый, прикасаясь к ней губами.
В этом возрасте можно начинать приучать кроху к самостоятельному приему пищи, превратив обед в интересную игру: поставьте перед сидящим крохой тарелку с едой и слегка придерживайте посуду рукой, чтобы карапуз не мог перевернуть ее. Малыш будет пытаться достать содержимое тарелки сначала при помощи рук, а впоследствии и ложкой.
Что может ребенок 6 месяцев:
• Пытается ползти на животе
• Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
• Перекатываясь со спины на бок
• Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
• Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
• Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
• Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
• Любит играть едой
• Перекладывает предметы из одной емкости в другую
• Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
• Внимательно вслушивается в речь
• Откликается на свое имя
• Издает самые разнообразные звуки
• У него могут резко меняться настроение и эмоции
• Долго и тщательно изучает предметы
• Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
• Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
• Может сравнивать два предмета
miroditeli.com.ua
Портал медицинских знаний «Зелёная планета»
Благодаря освоению новых двигательных навыков, малыш становится более мобильным.
Нервная система, слизистые, зубы
Нервная система: ребенок чутко реагирует на эмоциональную обстановку в семье. С 6-го месяца в памяти и сознании малыша запечатлеваются все слова и выражения, сказанные в его присутствии. Если он становится свидетелем проявления отрицательных эмоций, то когда-нибудь сам может "выдать" вам все то, что "записал" теперь. Так что следите за собой.
Кроха быстро успокаивается при звуках музыки. Также ребенок стал чувствителен к изменениям в окружающей обстановке. Он может заплакать, если со стены сняли картину или передвинули кроватку на другое место.
С шестимесячного возраста малыш начинает отделять себя от мамы. Он понимает, что мама и он - разные люди.
Шестимесячный ребенок - далеко не молчун. Когда он доволен, он может подолгу распевать "песенки". В его "песни" начинают прокрадываться слоги: "ма-ма-ма", "ба-ба-ба", "па-па-па", "да-да-да". Это новый этап развития речи, который называется лепетом. Кроха пополняет свой словарный запас: он запоминает названия предметов, на которые вы ему показываете.
Дети 6-го месяца жизни умеют переворачиваться со спинки на животик, перекатываются с бока на бок, пробуют "ползать" на животе с помощью одних только рук, слегка отталкиваясь ступнями.
К концу шестого месяца ребенок умеет садиться без помощи взрослых. Кроме того, младенцы данного возраста пытаются вставать на ножки. Слизистые: повышенное слюнотечение говорит о прорезывании зубов. Зубы: в 6,5 месяцев обычно вырастают первые зубки - два резца на нижней челюсти. У иных детей зубки "пробиваются" с запозданием - это нормально.
Что может насторожить?
Стоит обратиться за советом к педиатру, если малыш:
- не умеет сидеть даже с поддержкой, плохо удерживает равновесие в сидячем положении;
- не может взять кубик, не перекладывает игрушку из одной руки в другую.
Источник
MedKnow.Ru medknow.ru
7 й месяц развития ребенка, развитие ребенка 7й месяц ребенку седьмой месяц развитие
Развитие ребенка от 6 до 7 месяцев Физическое развитие Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные 500-600 граммов веса тела и приблизительно 1,5-2 сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы. Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно — нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора. Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.
Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение – это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы. Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители – ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, – то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни – старт в данном направлении. И главный стимул в желании действовать самостоятельно – быстрое изменение двигательных навыков.
Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями – держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение – ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.
Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.
Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте? Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить. Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом. Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол – это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» – это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.
Психическое развитие
Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук – трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.
Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами – «мама», «баба», «деда» – вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.
Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.
www.baby.ru
Шестой месяц развития ребенка
За 6-й месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 500 г и вырастает на 2 см, объемы груди и головы увеличиваются на 2 см.
В этом возрасте у малыша сокращается время сна и увеличиваются периоды бодрствования. Он требует больше общения и внимания, становится чувствительнее, безошибочно определяет настроение взрослых.
В этот период развития малыш может сидеть с помощью подушек, правда недолго, использует руки для поддержания собственного равновесия. Уверенно переворачивается с живота на спину и, наоборот, ползает, тянется за игрушкой и передвигается к ней, берет ее точными движениями. Он может целенаправленно выбрать себе игрушку из нескольких и делает более точные движения пальцами. Четко различает звуки и внимательно слушает обращенную к нему речь, старается повторить мимику того, кто с ним беседует. В этот период особенно важно много разговаривать с малышом, комментировать выполняемую работу, следя за отношением ребенка к вашему действию.
Ротовая полость маленького человека готовится к прорезыванию зубов. Десны становятся набухшими и неровными, чешутся, болят, слизистая оболочка, покрывающая зубы, истончается. Дети становятся раздражительными и беспокойными. Наблюдается обильное слюнотечение, обострение диатеза, подъем температуры тела, заложенность носа, появление разжиженного стула, снижение аппетита. В это время ребенку надо делать массаж десен, можно с добавлением специально предназначенных детских гелей, снимающих чувство боли и зуда. Помогают облегчить состояние специальные игрушки. Врач может посоветовать также применение отваров трав с успокаивающим и противовоспалительным действием.
В шестимесячном возрасте ребенок уже знает свой распорядок дня. Он должен уметь засыпать
сам, но обязательно в тишине и комфортных для сна условиях.
Родительское внимание и общение способствует быстрому и всестороннему развитию малыша.
Похожие статьи
medn.ru
Все о развитии ребенка: месяц шестой
Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину.Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.
Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.
Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка. Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?
Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.
Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.
Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.
Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.
С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность — это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.
В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности&nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества.И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.
Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.
Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.
В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.
Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше — как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.
Развитие и воспитание ребенка. 6-й месяц жизни
ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым
Подготовительные этапы развития активной речи и мышления
Развитие общих движений и действий руки
Мини-программа 6-го месяца
1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.
2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.
3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.
1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.
2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка.
3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.
1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку, используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.
2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.
1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.
2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).
3. Продолжать развивать действия рук.
Задачи
1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.
2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).
3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.
1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.
2. Наряду с ласковым обращением к ребенку(например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.
3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.
4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка, реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.
5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.
1. Продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.
2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).
3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.
4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.
5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.
1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.
2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.
3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).
4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).
5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)
6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).
Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца
ЗАНЯТИЕ 1
Цель.Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.
Материал.Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).
Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).
Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.
Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.
2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.
Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).
Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.
3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.
Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.
1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.
Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.
В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.
Примечание:
«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.
2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.
Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка, называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка. Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.
Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.
1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка. Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка.
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на его действия.
2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.
Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.
3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».
Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).
Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».
Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.
Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.
Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка. Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.
Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.
В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку, лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка.
Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.
Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,
проводит гимнастику и массаж, используя рекомендуемый специалистом комплекс упражнений.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
www.baby.ru
6-й месяц. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет
Режим дня
?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.
?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.
?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.
?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.
?Помните о прогулках.
Приучаем ребенка к режиму сна
Днем ребенок отдыхает только 2 раза, потому что ночью он спит подольше – около 12 часов с перерывами. Ведь нужно же перекусить! Чтобы малыш хорошо спал ночью, промежуток бодрствования между последним дневным и ночным сном должен быть не менее 4 часов.
Начинайте приучать кроху засыпать в определенное время вечером.
?Выберите время. Пусть это будет между 18 и 20 часами.
?Купание – прекрасная прелюдия ко сну: оно расслабляет и доставляет удовольствие.
?Если перед сном малыша еще нужно кормить, делайте это в его комнате, чтобы он не воспринял переход из одной комнаты в другую как изгнание и отлучение от жизни всей остальной семьи.
?Расскажите малышу сказку, тогда заснуть ему будет легче.
?Укройте малыша, рядом с ним положите его любимую игрушку и поцелуйте его перед сном.
?Погасите свет, но оставьте ночник.
?Еще пару минут побудьте в комнате, чтобы ребенок вас слышал.
Заботы и дела для родителей
Не форсируйте события! Поделитесь на страничке Следующая глава >
med.wikireading.ru
развитие малыша 6 месяцев | Активный МАЛЫШ
Развитие малыша 6 месяцев.
6-й месяц жизни ребенка – полугодие. Малыш научился хорошо переворачиваться на бок, на живот, на шестом месяце он научится переворачиваться с живота на спину. Теперь ребенок без вашего участия поворачивается в разные стороны, почти на 360 градусов.
Развитие малыша 6 месяцев и этот месяц вносит еще одну новизну в развитие малыша 6 месяцев– он начинает подтягивать свое тело на руках. Это еще не ползание, а этап подготовки к нему, называется он – подползание. Чтобы ребенок начал подползать, нужно ему в этом помочь:
- подставить опору под ножки, например, валик;
- организовать пространство, где малышу будет удобно переворачиваться и двигаться;
- разложить игрушки вокруг него, за которыми он будет тянуться
Еще одним достижением малютки становится способность брать игрушки самостоятельно из любого положения.
Малыш начнет делать попытки садиться. Окончательно это умение сформируется к 8-9 месяцам.
На шестом месяце своей жизни малыш ярко и эмоционально реагирует на окружающий мир. Даже на руках у родителей он постоянно поворачивается в разные стороны, указывая рукой, куда бы ему хотелось попасть. Если его просьба не выполняется, дитя начинает сердиться.
Ребенок открывает для себя новые свойства предметов. В работу включаются все органы чувств. Как бы вы не старались, он все равно будет тянуть все в рот, поэтому малышу не следует давать мелкие и опасные предметы.
В речи появляется: «вау-вау-вау», «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития. Если на пятом месяце были одни гласные, то теперь добавляются и согласные, т.е. слоги.
Подведем итоги развитие малыша 6 месяцев:
- относительно долго следит за игрушкой
- уверенно берет игрушки из разных положений
- перекладывает игрушку из одной руки в другую
- может 1-3 минуты заниматься одной игрушкой
- различает свои игрушки по звуку и внешнему виду
- размахивает погремушкой, ожидая повторного звучания, повторяет снова
- чутко реагирует на настроение родителей
- испытывает напряжение в новой обстановке, с незнакомыми людьми
- радуется появлению родителей
- по-разному реагирует на имя свое и на чужое
- хорошо снимает губами еду с ложки, ест полужидкую пищу, пьет из чашки (мама держит чашку)
- произносит отдельные слоги
- повторяет за взрослыми некоторые звуки и слога
- переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину
- подползает вперед
Помогайте малышу освоить все эти навыки.С уважением, Активный малыш!
activkiddy.ru