Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ментальная арифметика: отзывы родителей и преподавателей. Нужна ли ментальная арифметика 6 летнему ребенку


Почему ментальная арифметика портит наших детей? – Time Go!

Подходит к концу первый месяц летних каникул, и многие родители до сих пор не знают, чем занять ребенка. И в эти моменты на память приходят многочисленные баннеры и объявления, которые висят на улице и рекламируют ментальную арифметику. Конечно же, каждый родитель хочет вырастить из ребенка великого Архимеда и поэтому отводит свое дитя на занятие. Но мы расскажем вам страшную тайну – ментальная арифметика фактически никак не влияет на развитие вашего чада и в лучшем случае может быть бесполезной.

Массовое действие на подсознание

«Научим считать вашего ребенка без калькулятора», «Ваш ребенок станет самым умным в классе», «Научите считать свое дитя быстрее калькулятора» – подобные объявления встречаются часто. Заманчиво? Даже очень. Маркетинг и реклама делают свое дело. Родители видят и слышат о ментальной арифметике всюду, и это действует на подсознание. Мамаши-домоседки тут же мчатся отдавать своих детей на чудо-курсы. Массовость этого тренда началась примерно год-два назад.

Для начала разберемся, что такое ментальная арифметика и в чем ее феномен в изложении адептов быстрого счета.

Несколько тысяч лет назад жители Китая изобрели необычные счеты – абакус. Это стало одним из серьезнейших достижений в области арифметики. В XVI веке эти же счеты дошли до Японии и там также обрели популярность. Но протяжении 400 лет абакус претерпевал изменения и усовершенствования, так появились еще одни счеты – соробан, которые также полюбились в народе. Эти самые счеты абакус помогают научиться быстро считать в уме, складывать, делить и производить другие действия с большими числами быстрее, чем это сделает калькулятор. На сегодняшний день особую распространенность получили именно счеты абакус, ими пользуются в Америке, Корее и в Южной Азии.

В один момент, как грибы после дождя, стали появляться школы ментальной арифметики. Учителя в этих школах утверждают, что после курса занятий ваш ребенок станет гением. Уроки по быстрому счету рассчитаны для детей от 4 до 16 лет. Считается, что именно в этот период мозг ребенка пластичен и им легко усваиваются новые навыки. Обу­чаясь с помощью абакуса, ученик может решить любые арифметические задачи, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.

Как утверждают маркетологи, ментальная арифметика может способствовать развитию обоих полушарий головного мозга. Занятия проходят один раз в неделю по два часа, курс длится 2-2,5 года. За это время ребенок учится быстро считать и может решать практически любые примеры из начальной школьной программы. Довольные родители утверждают, что их чадо подтянулось не только по математике, но и другим предметам. И как же раньше жили без ментальной арифметики?

А теперь – более трезвый взгляд на жизнь.

«Вы совершаете большую ошибку!»

Безусловно, первые результаты будут видны уже на начальной стадии. Родители удивляются умениям своих детей, радуются, гордятся ими и ждут, что из них вырастут самые лучшие математики. Но у любой медали есть обратная сторона и не стоит забывать, что громкие лозунги – это лишь реклама, способ вытащить побольше денег и привлечь народ. Эти школы обещают научить быстрому счету, и они это делают, но второго Пифагора на таких курсах вы не воспитаете.

Ильяс Шакенов

Ильяс Шакенов – преподаватель физики и математики, основатель компании Sky students. Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, механико-математический факультет, бакалавриат, магистратуру, докторантуру по специальности «Вычислительная математика». Ильяс уже не первый год занимается с детьми и сталкивается с явлением ментальной арифметики. Он согласился ответить на наши вопросы и расставил все по местам.

Есть ли польза от ментальной арифметики?

– Я считаю, что ментальная арифметика интересна как метод вычисления, но не стоит уделять два с половиной года, чтобы развить такие навыки, как сложение и умножение многозначных чисел друг на друга, такие задания не просто не встречаются в школьной программе, но и не развивают логику и остальные необходимые навыки.

Разработчики метода утверждают, что занятия ментальной арифметикой развивают память, воображение, творческое начало, однако упражнения, которые они выполняют, не столь разнообразны и не подходят каждому. Можете уделить этому 5-7 дней, покачать головой и идти дальше.

Насколько она эффективна в решении задач?

– В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.

Правильно ли, что родители массово начали отдавать своих детей обучаться этому методу?

– Родители совершают большую ошибку, отдавая детей на курсы ментальной арифметики, да еще и на длительный период.

Так ли необходима эта программа для развития математических способностей у детей? Какие есть альтернативные и более действенные методы?

– Требуется большой комплекс упражнений, вызывающих интерес к математическим методам, занятия с логическими заданиями, любовь и предрасположенность родителей в вопросе образования, хорошие языковые навыки, поощрение к вычислениям в уме, объяснение теорем и методов с доказательствами, а не просто механическое заучивание.

Важно поддерживать интерес к чтению, необходимо учить решать практические задачи, чтобы ребята осознавали, что математика действительно работает и помогает в жизни. И наконец, ребенок должен развиваться всесторонне, в чем родителям поможет два аспекта: ограничить использование компьютеров и телефонов, а также начать заниматься со своими детьми с раннего возраста самостоятельно, а не впихивать им деньги и игнорировать их человеческие потребности.

Лучше разгадайте кроссворд

Занимаясь лишь ментальной арифметикой, гения не вырастишь. Ребенок развивается только в одном направлении – в устном счете. Причем этот навык, конечно же, пригодится при походе в магазин, но не более. И складывается тенденция, когда молодые мамочки, следуя новому тренду, насильно отдают дитя в школу арифметики в раннем возрасте, когда малыш и сам не может понять, интересно ему это или нет. Ребенок становится подобен компьютеру, в который заложили одну программу и требуют ее выполнения. И вред от метода быстрого сложения будет ощущаться чуть позднее, когда в старших классах придется решать задачи, которые требуют не только счета, но и разносторонности.

Заниматься со своими детьми нужно самостоятельно и делать это не однобоко. Умение быстро считать в уме действительно интересно, но при этом у ребенка просто атрофируются другие способности. И психологи заявляют, что ментальная арифметика – это не какое-то ноу-хау, это не чудо-методика, которая даст запредельные возможности ученику, это лишь один из вариантов тренировки мозга, как изучение языка, заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов. Поэтому подумайте, так ли нужно перегружать ребенка трехзначными вычислениями, когда эффект будет такой же, как от разгадывания кроссворда.

www.time-go.ru

когда начинать обучение, плюсы и минусы системы

Все родители мечтают, чтобы их наследники преуспевали в танцах, спорте, играх, музыке. А что нет? Родители готовы все больше и больше вкладывать сил в умственное и физическое развитие собственных чад. Малыши идут на различные тренинги, раннее развитие, обучение скорочтению, а так же изучают счеты Абакус.

Тема сегодняшнего разговора, ментальная арифметика для детей: с какого возраста изучать, какие плюсы обучения, а так же отрицательные моменты, рассмотрим, как проходят уроки для 4-5 лет и 6-7, можно ли учить в 12.

Полезно прочитать: Что такое ментальная арифметика?

Нужно ли малышам учить ментальную арифметику?

Существует ряд преимуществ у деток, которые изучают ментальный счет. Первое и самое главное, они действительно очень хорошо считают в уме. Математика становится для них очень легкой наукой.

Но что более важно, есть тонкие преимущества, такие как улучшение концентрации внимания, фокуса, памяти, логического мышления. А это помогает им успевать и по другим предметам.

Когда ребенок работает на счетах Абакус, он использует обе руки для перемещения шариков инструмента. Движение пальцев активирует датчики мозга, правые координируются с левой стороной мозга и наоборот. Это, в свою очередь, обеспечивает неограниченные преимущества для мозга детей. Ниже перечислены некоторые из преимуществ использования для развития мозга.

Вот некоторые из них:

  • Помогает повысить навыки счета, что делает их лучше и быстрее, как никогда раньше;
  • Помогает в улучшении способности детей решать проблемы. Эта учебная программа очень эффективна для тех, кто не любит изучать математику;
  • Ментальный счет учит логическим рассуждениям;
  • Помогает в усилении концентрации внимания и наблюдательной способности;
  • Укрепляет навыки умственной визуализации;
  • Улучшает фотографическую память, а также помогает лучше читать и писать;
  • Одним из основных преимуществ обучения ментальной арифметики, является то, что она делает математику значимой, полезной и интересной для детей.

Идеальный возраст для изучения ментального счета ребенком

На мой взгляд, любой ребенок, который умеет читать и писать цифры с 1 по 99, является отличным кандидатом на знакомство с ментальной математикой. По моему опыту ближе к 5-6 годам — ​​хороший возраст, так как у них хорошо развиты моторные навыки, чтобы с уверенностью манипулировать счетами Абакус.

Более важный вопрос, в каком возрасте вашему чаду будет трудно начинать занятия? Если родители не помогают в освоении материала, я бы сказала, что это возраст 10 лет. У них так много других видов деятельности и интересов, что без посторонней помощи справиться будет сложно, особенно когда начнется умножение и деление.

Однако если родитель продолжает заниматься с крошкой и работает с ними, ученики демонстрируют впечатляющие результаты и развивают умственные способности ума примерно до 12-13 лет.

Есть ли конфликт между обучением счету в школе и ментальной математикой?

Напрашивается вопрос, если счет по Абакусу не такой как в школе и используются другие приемы запоминания, не будет ли проблемы в освоении школьного материала?

Существует два мнения и соответственно два ответа на этот вопрос. Так, учителя счета говорят, что проблем не будет, так как детский мозг на много более гибкий и способен обрабатывать и фильтровать много информации. К тому же, развитие двух полушарий мозга будет способствовать лучшему запоминанию школьного материала.

А так же есть мнение родителей, которые говорят, что на первых порах ребенок может запутаться с методами вычисления в школе и на уроках ментальной арифметики. Но дети быстро адаптируются и подстраиваются и впоследствии не имеют с этим проблем.

Но если родители волнуются, что кроха не справится с нагрузкой в школе и на курсах, рекомендуется попробовать заниматься на летних каникулах. Но лучший вариант, если кроха начал свои занятия еще до школы.

Как быстро ждать первых результатов?

Начну с того, что обучение ментальной арифметики детям это марафон, а не спринт. Это означает, что обучение счету и развитие умственных навыков это процесс, который лучше всего работает медленно с последовательной практикой.

Сверхагрессивные занятия не принесут долгосрочных результатов быстрее, чем занятия последовательные неделю за неделей.

Обучение визуализации развивается в течение 12-24 месяцев с последующими поддерживающими упражнениями раз в неделю. Эта перестройка мозга ребенка происходит постепенно и способности развиваются.

Занятия дают отличные результаты, но есть одно но. Самое главное это систематичность. То есть нельзя прозаниматься две недели и ждать чудодейственного счета от вашего дитя. Это труд, заниматься надо постоянно.

Как проходят уроки ментальной арифметики с крохами?

Как правило, в школах 12 уровней. Каждый из них длится 3-4 месяца. Занятия проводят два раза в неделю и еще дают домашнее задание.

Многие учителя говорят о том, что на много проще учить деток, которые еще не имеют знаний в счете. Их не нужно переучивать. А вот более старшие ученики, которые уже умеют считать, не сразу готовы принимать систему, так как там есть свои особенности. Таким ребятам приходится переучиваться.

Оптимальный возраст для начала 5-6 лет. Некоторые детки готовы уже в 4 года, все очень индивидуально. Но это не значит, что в 12-14 лет дети не смогут учить ментальный счет. Это тоже вполне реально.

Особенность занятий в том, что ученику приходится одновременно работать как правой, так и левой рукой. А это в свою очередь ведет к активации двух полушарий мозга, и все действия становятся более эффективными.

Особенности занятий ментальному счету с детками 4-5 лет?

Чтобы начать заниматься в 4 года ребенок должен:

  • Свободно произносить и записывать цифры от 1 до 99;
  • У крохи должны быть хорошие двигательные навыки, чтобы можно было производить действия со счетами;
  • Желательно, чтобы ребенок был активным, не стеснительным, разговорчивым. Чем увереннее малыш, тем легче с ним заниматься. Но это не значит, что застенчивые детки не освоят материал, просто учителю необходимо найти контакт с таким крохой.

Занятия с 4-х лет это, прежде всего игра. Не стоит давить на малютку, пусть он увлечется этими упражнениями.

При всем желании, но в 4 года кроха не будет умножать, и делить в уме четырехзначные цифры. Но, согласитесь, это не самое важное.

Главное научить ребенка пользоваться знаниями не только для счета (хоть это и первостепенно), но и для решения любых логических или житейских задач.

Занятия начнутся со знакомства с Абакусом.  Малыши будут учиться набирать цифры на счетах. Им объяснят первые шпаргалки, которыми стоит пользоваться при счете. Это, например, состав числа 5 и 10. Про шпаргалки вы можете прочесть, а так же посмотреть видео №2 в моей статье про обучение ментальной арифметике в домашних условиях.

Затем дети перейдет к простому счету: сначала сложению в пределах 10, а затем и вычитанию. Потом примеры будут усложняться. И к концу первого года обучения вы можете наблюдать вот такую картину с вашим малышом. На видео девочке 3 года и 8 месяцев, посмотрите как она считает:

Что изучает ребенок 6-7 лет?

Считаю, возраст 6-7 лет оптимальным для начала занятий ментальным счетом. Кроха уже точно считает в пределах 99. Может записать эти цифры. Он более усидчивый, чем младшие детки. А мозг готов к принятию нового материала.

Полученные знания помогут с легкостью учиться в школе. Вашему малышу на много легче будет запоминать полученную информацию, а с математикой вообще проблем не будет.

Примеры уроков: вы удивитесь, как могут быстро считать наши малютки

Теперь давайте посмотрим, что же могут делать маленькие ученики, которые занимаются ментальной арифметикой. Их результаты просто поражают.

Выводы: плюсы и минусы упражнений ментального счета крохе

Так получилось, что практически вся статья рассказывала, как же классно заниматься ментальным счетом. Неужели нет никаких отрицательных моментов?

Они конечно есть. Постараюсь их оформить в список:

  • Дорого. Да, обучение достаточно дорогое;
  • Долго. Если вы хотите достигнуть хороших результатов, то не получится прозаниматься пару месяцев, придется делать это несколько лет;
  • Многое зависит он учителя, насколько хорошо он может заинтересовать детей и найти к ним подход;
  • Хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в ментальной математике – занимайтесь вместе с ним. Без вашей поддержки результат будет на много хуже;
  • Бывают детки, которым эти уроки не подходит. И это не значит, что система плохая, просто это не для вас. Не все же танцуют или играют в шахматы. У каждого дитя свои предпочтения и к этому надо относиться с уважением;
  • Даже если вы прошли все уровни и стали специалистом, придется все время поддерживать свои знания и постоянно практиковаться. Это как в изучении языков, если не практикуетесь, знания теряются.

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Жду ваших комментариев и дополнений к статье. Возможно, я о чем- то забыла сказать, смелее, не стесняйтесь, пишите мне, я с удовольствием добавлю полезную информацию.

chesnachki.ru

Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику?

Многие родители спешат занять своих чад различными активностями – от спортивных секций до кулинарных мастер-классов. Сейчас в тренде – школы ментальной арифметики. Это новая бизнес-идея или реально полезная методика?

Наверняка, вам высылали видео по WhatsApp или вы видели в интернете, как маленькие гении очень быстро выполняют математические операции. Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим магическим словосочетанием. Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем калькулятор.

В Казахстане широкую популярность набирают школы ментальной арифметики. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Многие центры в Казахстане открыты по франшизным линиям и имеют уже филиальную сеть в крупных городах.

Но мнения казахстанцев расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?

Что такое ментальная арифметика?

Это методика развития умственных способностей детей от 4 до 16 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь этой методике, ребенок может решить арифметические задачи за несколько секунд (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа) в уме и на специальных счетах (абаке).

Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде образов. Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Еще великий Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

На начальной стадии обучения ребенок использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все четыре вида математических операций, а также вычисление квадратного и кубического корней.

Пройдя эту стадию, дети переходят к счету в уме. Каждая тренировка ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует воображение, благодаря чему впоследствии он сможет производить расчеты в уме, лишь представляя абак перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счетами). В итоге ребенок может сложить десятизначные числа за несколько секунд.

Сколько длится обучение?

3-4 года с частотой 2 часа раз в неделю: 10 уровней по 3-4 месяца или 12 уровней по 3-4 месяца, если занятия начинаются до 7 лет.

Цена вопроса?

От 16 до 22 тысяч тенге в месяц

Алмагуль Турдалиева, мама троих сыновей (Эльман – 10 лет, Искандер– 7 лет, Ерик –2 года):

Мои сыновья занимаются ментальной арифметикой, старший – уже третий год, средний – первый. Обоим нравится, мы как родители тоже довольны.

Старший сын стал заниматься, когда уже ходил во второй класс. То есть он уже знал основы арифметики, но интерес к новому был большой.

Видимые результаты мы увидели спустя год-полтора. Еще многому ему нужно научиться. В школе он опережает своих соклассников по математике. Учительница зачастую вызывает его к доске, чтобы он наглядно разобрал тот или иной пример. Он сочетает навыки ментальной арифметики и обычной школьной программы.

Усидчивость и внимание появились, но по другим предметам скачка не видно. В центре мы занимаемся один раз в неделю, а каждый день решаем по три страницы примеров. Каждый день. И старший, и средний тренируют свою память и воображение. Многие удивляются, как я с тремя детьми еще и каждый день примеры какие-то решаю. В этом ничего сверхъестественного нет. Уверяю вас, 40-60 минут в день вполне можно уделить занятиям с детьми. Правда, младший в силу своего возраста нам мешает, но мы стараемся его увлечь играми и другими занятиями.

Примеры старший сын щелкает как орешки, а вот с задачами уже сложнее. Зачастую он не может объяснить ход решения, но знает ответ. Мы планируем после курса арифметики дополнительно заниматься решением задач, то есть изучать углубленно традиционную математику. У сына портится почерк, это я признаю.  Это из-за счета на скорость, они пишут очень быстро.

Мы с мужем считаем, что, развивая сейчас математические навыки, мы даем им шанс на успех в будущем. Физика и математика – именно на эти знания мы делаем ставку для наших мальчиков. Если интерес не спадет, а результаты будут расти, то сына планируем отдать в специализированную физико-математическую школу. А почему бы и нет?

Если он будет участвовать и выигрывать олимпиады, совершенствоваться от турнира к турниру в Казахстане и за границей, то почему нет? Главное – сыновьям это интересно.

Наталья Мутева, учитель начальных классов школы:

Ментальная арифметика позволяет детям развивать чувство числа. Благодаря такому движению появилась некая мода на математику в целом.

Родители тратят время и деньги, дети стараются. С помощью счетов дети делают мелкие движения руками, их мозг развивается намного активнее.

Но это слишком рискованно утверждать, что методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на всестороннее развитие ребенка. Умение быстро считать в уме – вовсе не проявление математических способностей.

На практике многие дети, которые занимаются ментальной арифметикой, очень спешат и, это не удивительно, ошибаются. Они не считают по привычной форме для нас, не просчитывают промежуточные результаты в примерах. Они торопятся, хотят быстрее сказать ответ, а в итоге немного ошибаются. Не все, конечно. Но у меня есть такие дети.

Мне отчасти приятно, что сейчас растет спрос на математику, модно учиться быстро считать, но математика – это не только счет, это цепочка логических суждений.

Родители казахстанских школьников делятся своим мнением о новом арифметическом веянии в интернете, бесконечно советуясь и выбирая правильное решение. Звучат разные точки зрения:

 «... Задание по ментальной арифметике сын делал молниеносно, перебирал абакус, карандашом писал ответы в тетради. Началось все потом, наш первоклассник перестал понимать СУТЬ заданной, написанной, прочтенной в учебнике задачи по математике. Читает и не понимает, как в голове сложить ТЕКСТ и как произвести правильное решение – выбито напрочь, не знает, что надо делать – отнимать, прибавлять, умножать или делить. Не находит РЕШЕНИЯ поставленной задачи, не рассуждает, отсутствует логика,  отсутствует мышление, внимание и понимание.

Сейчас на лето наняли репетитора по математике, как она сказала – полный «отстой» в голове у малыша, это мы виноваты, взрослые.

Теперь я себя спрашиваю, а зачем моему малышу считать десяти-двадцатизначные цифры на скорость, перебирая абакус? А дальше, в школе, в институте – задачи с двумя неизвестными, тремя неизвестными, алгоритмы, тангенсы, котангенсы, линейные уравнения, задачи из пункта А в пункт Б, нахождение площади сечения призмы или шара, матрицы для решения дифференциальных уравнений, корни кубические, не только квадратные, одночлены, многочлены... Тут уже абакус не поможет».

«...Перерывы в ментальной арифметике вообще противопоказаны. Хотя говорят, что после окончания полного курса это уже должно дойти до автоматизма.

Мы были в отпуске сразу после окончания первого курса (примерно дней 20). Так на первом занятии второго курса преподаватель на сына так наехала, что он не занимался на отдыхе, и вместо того чтоб повторению уделить 30 минут, что считаю возможным при всего двух учениках на занятии в два часа, она на дом дала кипу заданий, да еще и новую тему он из-за этого не понял – разнервничался потому что. Вот после этого и взбрыкнул :(».

«Успехи реально есть, мне самой даже не верится. Дети складывают и вычитают двух-трехзначные цифры в уме, да еще и быстро. К примеру, 56-23+48+29+103-9= и сразу дают ответ (я бы без калькулятора не справилась). У старшего сына большие успехи в школе, думаю, по этой причине, он быстрее стал соображать, по математике сильно подтянулся, могу сказать в данный момент даже лучший в классе, недавно по математике была олимпиада, он занял 2-е место среди вторых классов, допустил одну ошибку, и то это даже не ошибка, а сделал каракулю, и ему снизили балл. Вот о младшем такого не скажу, списываю на возраст, усидчивости пока нет, и внимание рассеянное, но тоже результаты неплохие, такие же числа складывает, но иногда допускает ошибки.

Самое тяжелое в первое время – удержать их, чтобы не забросили, потому что вначале  проходят 3+2-1+8= для 2-го класса это «раз плюнуть». И из-за этого они не хотят заниматься. Начищающим надо набираться терпения! Результат не заставит себя долго ждать.

Сейчас мои дети сами рады, что ходят туда, что отличаются от своих сверстников по скорости счета! Домашнее задание – одна страница в день – ничего сложного».

comode.kz

Ментальная арифметика: отзывы родителей и преподавателей

В мире набирает популярности новый метод обучения детей – ментальная арифметика. «Что это?» – спросите вы. Спешим прояснить ситуацию. Фактически это система развития умственных способностей детей, основанная на умении считать в уме.

Принцип тренировок

Благодаря постоянным тренировкам ребенок учится во время решения арифметических задач задействовать оба полушария мозга. Таким образом, через некоторое время он может высчитывать сложные примеры без помощи калькулятора.

Изначально все начинается с учебы на счетах. На этом основана ментальная арифметика. Отзывы свидетельствуют о том, что ребенок активно использует обе руки, чтобы быстрее вычитать и суммировать. С помощью счетов можно совершать не только элементарные арифметические действия, но и более сложные, такие как умножение, деление и даже возведение в степень.

Следующая ступень – это тренировка решать примеры в уме. Ребенок должен мысленно представлять себе счеты, и то, как бы он на них работал, если бы они были перед ним. Так работает ментальная арифметика. Отзывы родителей и мнения специалистов сходятся в том, что девочки и мальчики, обучающиеся по данной методике, очень хорошо начинают творчески мыслить, благодаря чему им поддаются сложные задачи.

Математический пример для ребенка должен стать ассоциативной картинкой, которую он представляет в уме в виде косточек на счетах.

Основной инструмент

Первые несколько уровней занятий проводятся на древних счетах – абаках. Они представляют собой привычный нам предмет, но с некоторыми изменениями. Так, вместо одной площади с костяшками здесь присутствует две – для правой и левой руки. В этом и есть главный смысл. Работая двумя руками, ребенок стимулирует активность как правого, так и левого полушария.

История абака очень давняя. Впервые их начали использовать в Древнем Вавилоне и Египте. Позже умения передались ученым в Китай и Индию. В Европе счеты появились намного позже – на рубеже 8-9 веков.

В каком возрасте лучше всего начать обучение?

Несложная это наука - ментальная арифметика. Обучение нужно проводить с детьми в возрасте от 4 до 12 лет. Некоторые школы принимают и ребят до 16. Но, как показывают исследования, лучше всего поддаются обучению мозг ребятишек возрастом именно до двенадцати лет. Считается, что до этого периода как раз и идет полное формирования главного органа человека.

Цели и задачи

Многим родителям нравится ментальная арифметика. Обучение призвано развить в детях такие способности:

- Быть сконцентрированным на одном задании.

- Запоминать картинки, а значит, развивать фотографическую память.

- Мыслить творчески.

- Наблюдательность.

- Логическое мышление.

- Воображение.

Сроки обучения

Поскольку возраст детей очень разный, конечно же, их делят на отдельные группы. Всего продолжительность обучения может длиться от 2,5 до 3 лет. Отзывы родителей о ментальной арифметике говорят о том, что не стоит сразу же вести ребенка в 4 года на развитие интеллекта. Курс довольно-таки интенсивный, а в этот период можно просто-напросто отбить охоту учиться, заставляя постоянно ходить на сложные занятия.

Обучение ментальной арифметике проводится во многих странах мира. Первые пробы были в Японии, США и Германии. Теперь такая практика есть и у нас. Детям предлагается преодолеть 10 уровней, как в игре. Каждый из этапов займет примерно по прохождению 3-4 месяца. При этом не нужно водить ребенка ежедневно. Достаточно лишь двух-трех раз в неделю.

Ментальная арифметика – уникальная методика или очередная бизнес-идея?

Многие наверняка видели видео, где ребенок за несколько секунд проделывал сложные вычислительные действия с четырехзначными числами. А ведь далеко не все взрослые готовы дать ответ за несколько секунд. Причем на видео чаще всего изображены ребята из восточных стран – Китая, Турции и Японии, а ведь именно их считают родоначальниками такой методики, как ментальная арифметика. Отзывы об этом способе побуждают вспомнить, как учили детей тысячи лет назад. Древний способ считать на абаках передавался из поколения в поколение, пока не пришел и в нашу страну.

Хоть и стара наука ментальная арифметика, отзывы о ней весьма неоднозначны. Некоторые гласят о том, что такие занятия – это просто очередная бизнес-идея, целью которой является выкачивание денег из родителей, лишь бы дитя было чем-то занято. И это неудивительно, ведь цена за курс в небольшом городе может достигать 15-20 тысяч, а в крупных центрах еще больше. Готовы ли родители оплачивать такие занятия четырехлетнему ребенку по цене обучения в престижной гимназии?

Воспитываем гениев

Многие родители уверены, что их дети однозначно должны вырасти великими людьми. Каждая школа ментального обучения твердит: у нас ваш ребенок обретет такие способности, которые вам и не снились. Он будет участвовать в олимпиадах высшего уровня уже с первого класса, четвертый перепрыгнет, а в шестом займет первое место во всероссийском первенстве.

Но раньше как-то дети росли и без гениальных методик. И многие достигали успеха самостоятельно, благодаря упорству и желанию. Сколько гениев дает на Земля! И именно благодаря такому мнению собирает ментальная арифметика отрицательные отзывы.

А сейчас что получается? У тех родителей, которые имеют деньги, дети будут «сливками» общества, гениями своего поколения, а все остальные, кто победней, – учитесь, как хотите, быть вам отсталыми. Разве это догма современной жизни?

Как сделать правильный выбор?

Никто не спорит, что родители желают своему ребенку только самого лучшего. И они готовы платить уйму денег, лишь бы он развивался. Таких мамочек можно увидеть сразу. В детских магазинах они берут только «правильные» игрушки, их малыши записаны на все возможные кружки, а на вопрос ребенка: «Мама, можно я в мячик поиграю?" они отвечают: «Нельзя, можешь ножку поранить - тогда не сможешь ходить на шахматы».

Но хочет ли сам ребенок такого детства? Не лишаем ли мы его полезного футбола, веселых «казаков-разбойников» и пряток? Мы все хотим воспитать гения, но есть ли этот зародыш в нашем милом ангелочке? А может быть, наша невинность хлопнет глазками в 16 лет и умчится исполнять все свои заветные мечты наперекор родителям? И кровиночку уже будет невозможно остановить и оградить от ошибок. Ведь, как показывает практика, чем больше родители ограничивают ребенка в детстве, тем больше он рвется на свободу, будучи подростком, и тем больше глупостей совершает.

Что думают специалисты о раннем развитии детей

Некоторые опытные педиатры оставляют свои отзывы о ментальной арифметике. Они уверены, что стремление развить ребенка в раннем возрасте – это всего лишь метод соперничества между родителями. Очень часто в поликлинике только и слышно, как одна мамочка хвастает перед другой, что, мол, мой ребенок в полтора года уже умел чуть ли не читать и писать. Все это – лишь способ лишний раз доказать, что собственное чадо уникально, лучше всех остальных.

Если смотреть с точки зрения развития полушарий мозга, то в какой-то период времени происходит рост одной части, потом - другой. Участки, отвечающие за различные мыслительные процессы, находятся по всей поверхности коры, и нет надобности насильно стимулировать преждевременную активность того или иного участка. Всему свое время.

От чрезмерной активности одного из полушарий можно получить обратно пропорциональный результат. Чаще всего нагрузка от интеллектуальной работы идет на левое полушарие. Если оно накопит слишком много «багажа» знаний, то просто «заблокирует» работу правого, сделав таким образом из желаемого гения вполне обычного ребенка. Так что имеет ментальная арифметика отзывы специалистов весьма неутешительные с этой точки зрения.

Мнение педагогов

Работа в центре развития интеллекта требует много знаний. Отзывы про ментальную арифметику со стороны самих педагогов очень вдохновляющие. Учителя пишут, что каждое занятие – это отдельная игра. В школе не могут уделить столько внимания ребенку, сколько в центре развития. Здесь каждый учитель ведет ученика чуть ли не индивидуально.

Детям нравятся занятия. Они играют, общаются, и весь процесс происходит в веселой забавной форме. Конечно, с каждым уровнем становится сложнее, приходится становиться серьезнее, но дети взрослеют, а вместе с ними и мы улучшаемся и развиваемся.

Хороший педагог – это еще и психолог, и педиатр в одном лице. Нужно постоянно приспосабливаться к ребенку, к его мышлению и умениям. Только так, взглянув на задачу со стороны ученика, можно повлиять на его интеллектуальное развитие.

В своей практике педагоги используют множество различных техник. Так, часто приходится изображать таблицу Пифагора. Ментальная арифметика (отзывы свидетельствуют о том, что такой подход помогает разнообразить и улучшить каждое занятие), таким образом, становится понятнее и доступнее.

Мнение родителей

Мамы и папы зачастую очень довольны тем, как занимаются с их детьми в центрах развития.

Многим ученикам нравится ментальная арифметика. Отзывы родителей - этому подтверждение. Часто мамы пишут, какой интерес вызывают у малышей занятия. Бывали случаи, когда ребята, придя домой после прогулки, сами просили дать им посчитать. А после этого родители приходили и проверяли, причем любопытно было и детям, и взрослым.

Еще один интересный нюанс связан с началом обучения. На одном из первых занятий ребенка просят внимательно посмотреть на абак, запомнить его, а потом нарисовать на листке бумаги. Конечно, ошибки нередки. Но уже после нескольких курсов ребенка просят повторить процедуру. И на этот раз рисунок будет точной копией привычного инструмента. Таким образом, хорошо виден прогресс.

Также родители очень довольны успехами своих чад в школе после уроков ментальной арифметики. Многие отмечают, что существенно повысилась концентрация внимания, усидчивость и успеваемость. Дети стали ходить на олимпиады и занимать призовые места. Разве не радость для родителей? А дети начинают сами гордиться тем, что вызывают положительные эмоции у своих мам и пап.

Центры интеллектуального развития в Москве

Поскольку раннее развитие набирает огромную популярность, в столице открылось множество центров по подготовке. Первым таким образовательным учреждением стала школа «Пифагорка». Сейчас офисы центра открыты не только в Москве, но и во многих других городах России.

«Пифагорка» приглашает родителей и детей посетить первое бесплатное занятие по курсу «Ментальная арифметика». Отзывы родителей и преподавателей можно услышать и узнать прямо из первых уст. Кроме того, ребятишкам будет полезно попробовать свои силы и узнать, интересны ли такие занятия.

Еще один офис – «Абакус-центр». В Москве имеет два представительства. Один - в Аптекарском переулке, а другой – на улице Шарикоподшипниковской. Родители, чьи дети посещали центр, очень довольны работой педагогов. Они уверяют, что здесь ребенок будет в надежных руках. Мальчикам и девочкам в большинстве случаев очень нравится посещать занятия, а результат виден уже после месячного курса.

Впервые в Москве обучение ментальной арифметике проводится на английском языке. Этим занимается центр «Менар». Программа рассчитана на очень талантливых и умных ребят. Кроме того, в центре работают очень опытные педагоги, которые могут найти подход к любому из учеников. Для семей, в которых больше одно ребенка, действует акция на скидку.

Заключение

В целом нет ничего плохого в том, что ваш ребенок будет дополнительно заниматься с педагогами по какой-то новой и супермодной методике. Если вам позволяют средства, то почему бы и не записаться? Другой вопрос в том, каков будет результат. Возможно, ваш ребенок настолько талантлив, что и сам сможет самостоятельно развивать те же навыки. А вот если он отстает, да и в школе ему неинтересно, тогда, разумеется, нужно помочь.

Но, на наш взгляд, делать это надо не раньше 4-го класса. А в 4 года ребенку совершенно не нужны большие числа и сложные арифметическое действия. И какой толк от того, что в пять лет ваше чадо с легкостью выдаст, что 329 плюс 458 будет 787? Порадовать бабушек и соседок-завистниц? Пускай растет и радует вас, а вы помогите ему стать лучше.

fb.ru

Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику? | Развитие и воспитание ребенка 7-17 лет, Развитие ребенка 3-7 лет

Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим магическим словосочетанием. Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем калькулятор. Школы ментальной арифметики набирают широкую популярность. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Но мнения родителей расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?

Что такое ментальная арифметика?

Программа «Ментальная арифметика» работает в Казахстане третий год. Считается, что основоположниками данного направления являются сразу несколько математических гуру. Один из них – Мелик Дуяр, известный своими шоу-выступлениями по памяти на различных телевизионных каналах и как один из чемпионов мира по фотографической памяти. Он также занимает пост председателя международной организации «MEMORIAD™ – Всемирной Олимпиады по памяти, счету в уме и быстрому чтению». На сегодняшний день Мелик Дуяр входит в число десяти людей в мире с самой сильной памятью. И именно его сегодня культивируют, размещая фото Дуяра на рекламных щитах и брошюрах о ментальной арифметике.

Программа обучения направлена на развитие математического мышления у детей в возрасте от 5 до 12 лет. То есть именно в этом возрастном промежутке у ребенка есть все шансы стать Архимедами, Декартами, Ньютонами и Лобачевскими. Вот только если великие ученые-математики прошлых столетий с мастерством ювелира годами совершенствовали свой дар, тренировали мозг многоступенчатыми формулами, то в ментальной арифметике все намного проще. Согласно этой методике, все, что нужно – это специальные счеты и непосредственно сам ребенок.

Отличительная черта ментальной арифметики – то, что здесь заставляют работать сразу два полушария мозга обучающегося. К слову, поклонники и приверженцы ментального воздействия не раз приводили данный аргумент в защиту своего образовательного детища – изучая любую другую науку традиционным способом, удается задействовать всего 10% мозга, тогда как в ментальной арифметике эта доля выше в разы. Соответственно, талантов ребенка здесь уже не перечесть.

«Основная наша задача – не просто научить ребенка складывать большие цифры, умножать, делить, извлекать из-под корня, хотя все это делается в уме быстрее, чем на калькуляторе, наша главная цель – развить в ребенке фотографическую, зрительную, слуховую память, развить лидерские качества, логическое мышление. То есть клетки мозга человека, как губка, до 12 лет все впитывают, дальше, конечно, тоже идет развитие клеток мозга, но уже намного сложнее. Мы работаем с помощью трех методик – это счеты сарабан, когда мы учим считать ребятишек, вроде бы сначала обычным способом – один, два, три, четыре, пять, далее подключаем второй метод – это арифметика, счет на пальцах, здесь развивается моторика, за счет нее быстрее и равномернее начинают развиваться левое и правое полушария мозга. И третье. У нас также есть онлайн-система, когда каждому ребенку присваивается логин и пароль. Ежедневно по 15-20 минут они выполняют упражнения, домашнее задание. Это получается как тренировка мозга, точно так же если бы мы каждый день тренировали мышцы рук или ног, все очень просто», – объяснила Нурбеке Зарубекова, директор школы «Мега-арифметика».

Регулярная шлифовка мозга по методу ментальной арифметики впоследствии обязательно даст абсолютно невероятные результаты, обещают последователи обучения – у ребенка повышается успеваемость в школе, он становится более усидчивым, внимательным, хорошо усваивает материал, полученный от преподавателя, повышается концентрация внимания. Понятно, что от таких перспектив не откажется ни один амбициозный родитель. А как показывают практика и некоторая статистика, приведя однажды своего ребенка в школу по ментальной арифметике, мамы и папы, как правило, почти никогда его оттуда не забирают.

«Курс обучения у нас составляет 18 месяцев. Первые 9 месяцев мы учим сложение, вычитание, вторые 9 месяцев – умножение, деление. И чаще всего родители всегда настроены на то, чтобы пройти полный курс обучения. Это же понятно. Если раньше детишек старались отдавать на шахматы, на пианино, чтобы развивать моторику, умственный потенциал ребенка, то сейчас это новшество, новая технология, которая во всем мире актуальна и у нас в том числе – это ментальная арифметика. Дети с удовольствием идут сами, мы не даем, в общем-то, активную рекламу, люди друг от друга слышат, со школами мы сотрудничаем, с учителями, правда, конечно, не все преподаватели склонны к тому, что нужно развиваться за счет ментальной арифметики, некоторые преподаватели к этому ревностно относятся», – говорит Нурбеке Зарубекова.

Ментальная арифметика в Украине

В начале обучения основная часть работы заключается в интенсивном использовании ребенком счетов Абакус (Соробан). На всех стадиях обучения ребенок использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все 4 вида математических операций сложение, вычитание, умножение и деление. При равном участии обоих полушарий головного мозга процесс обучения и размышления становится гораздо более эффективным. На каждой тренировке постепенно ослабляется привязка ребенка к счетам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий, он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус (Соробан) перед собой и мысленно совершая движения косточками (так называемая работа с воображаемыми счетами). Ребенок, обучаемый по программе ментальная арифметика, начинает решать математическую задачу, воспринимая числа как картинки, так как каждое конкретное число будет вызывать у него ассоциацию соответствующего изображения на косточках счетов.

Из информации на сайте http://smartum.com.ua: курс ментальной арифметики предполагает длительное обучение для детей в возрасте от 4 до 16 лет. Группы формируются по возрастам. Для младшей группы длительность обучения составляет 2,5 года, а для старшей – 2 года. Каждый месяц формируется и начинает обучаться новый класс желающих. Но присоединиться к уже начавшей занятия группе – невозможно. Первая возрастная категория детей – это 4-6 лет, вторая – 7-10 лет, третья 11-16 лет. Класс младшей группы состоит из 4-6 человек, старшие допускает 6-10 человек. Дети обязательно проходят пробное занятие. Это нужно для того, чтобы сформировать равные группы. Основное требование для учеников – умение считать до 10.

Периодичность занятий — 2 урока в день 1 раз в неделю. Но ежедневная домашняя тренировка должна быть не менее 15 минут. Постепенно ребенок накапливает навыки. Каждый день тренируется одно правило.

Для домашних занятий ребенку нужен доступ к компьютеру. Он получает логин и пароль для входа в программу вместе с рабочими материалами и счетами Абакус (Соробан) еще вначале занятий.

Для младшей группы обязательно участие родителей в тренировках, контроль правильности выполнения домашнего задания. Для старшей группы участие родителей не обязательно, но в расписании ребенка желательно выделить определенное время для тренировок, привязанное к режимному моменту (например, перед ужином). Ощутимые результаты и одновременную работу двух полушарий мозга вы сможете увидеть через 2-3 месяца регулярных занятий.

В нашем городе детей набирают с 5-5,5 лет, утверждают, что раньше не стоит. Занятия проводятся 1 раз в неделю, для младшей группы (5,5-7,5 лет) — это 2 урока по 30 минут, для более старших детей продолжительность уроков дольше. Еще 4 дня нужно выполнять домашние задания по 20-35 минут, вначале вместе с родителями, затем самостоятельно, и 2 дня — отдых от занятий.

Сколько длится и стоит обучение?

В Казахстане обучение длится от 1,5 до 4 лет. Стоимость — от 16 до 22 тысяч тенге в месяц.

В Украине: Для младшей группы длительность обучения составляет 2,5 года, а для старшей – 2 года. Стоимость обучения в Украине – от 650 до 1400 гривен в месяц в зависимости от города.

Отзывы родителей

Родители казахстанских школьников делятся своим мнением о новом арифметическом веянии в интернете, бесконечно советуясь и выбирая правильное решение. Звучат разные точки зрения:

«… Задание по ментальной арифметике сын делал молниеносно, перебирал абакус, карандашом писал ответы в тетради. Началось все потом, наш первоклассник перестал понимать СУТЬ заданной, написанной, прочтенной в учебнике задачи по математике. Читает и не понимает, как в голове сложить ТЕКСТ и как произвести правильное решение – выбито напрочь, не знает, что надо делать – отнимать, прибавлять, умножать или делить. Не находит РЕШЕНИЯ поставленной задачи, не рассуждает, отсутствует логика,  отсутствует мышление, внимание и понимание.

Сейчас на лето наняли репетитора по математике, как она сказала – полный «отстой» в голове у малыша, это мы виноваты, взрослые.

Теперь я себя спрашиваю, а зачем моему малышу считать десяти-двадцатизначные цифры на скорость, перебирая абакус? А дальше, в школе, в институте – задачи с двумя неизвестными, тремя неизвестными, алгоритмы, тангенсы, котангенсы, линейные уравнения, задачи из пункта А в пункт Б, нахождение площади сечения призмы или шара, матрицы для решения дифференциальных уравнений, корни кубические, не только квадратные, одночлены, многочлены… Тут уже абакус не поможет».

«…Перерывы в ментальной арифметике вообще противопоказаны. Хотя говорят, что после окончания полного курса это уже должно дойти до автоматизма.

Мы были в отпуске сразу после окончания первого курса (примерно дней 20). Так на первом занятии второго курса преподаватель на сына так наехала, что он не занимался на отдыхе, и вместо того чтоб повторению уделить 30 минут, что считаю возможным при всего двух учениках на занятии в два часа, она на дом дала кипу заданий, да еще и новую тему он из-за этого не понял – разнервничался потому что. Вот после этого и взбрыкнул :(».

«Успехи реально есть, мне самой даже не верится. Дети складывают и вычитают двух-трехзначные цифры в уме, да еще и быстро. К примеру, 56-23+48+29+103-9= и сразу дают ответ (я бы без калькулятора не справилась). У старшего сына большие успехи в школе, думаю, по этой причине, он быстрее стал соображать, по математике сильно подтянулся, могу сказать в данный момент даже лучший в классе, недавно по математике была олимпиада, он занял 2-е место среди вторых классов, допустил одну ошибку, и то это даже не ошибка, а сделал каракулю, и ему снизили балл. Вот о младшем такого не скажу, списываю на возраст, усидчивости пока нет, и внимание рассеянное, но тоже результаты неплохие, такие же числа складывает, но иногда допускает ошибки.

Самое тяжелое в первое время – удержать их, чтобы не забросили, потому что вначале  проходят 3+2-1+8= для 2-го класса это «раз плюнуть». И из-за этого они не хотят заниматься. Начищающим надо набираться терпения! Результат не заставит себя долго ждать.

Сейчас мои дети сами рады, что ходят туда, что отличаются от своих сверстников по скорости счета! Домашнее задание – одна страница в день – ничего сложного».

Мнение учителей

Как правило, преподаватели по математике, практикующие традиционные способы обучения, ментальную новинку категорически не принимают и все как один называют ее главный недостаток – ментальная арифметика превращает ребенка в счетную машину, лишая его возможности совершенствоваться привычными для всего человечества путями.

«Ребенок развивается только в одном направлении. Конкретно мне не нравится, когда школьник загружает свой мозг слишком большими цифрами, большими вычислениями. Ребенок, когда маленький, он не может четко дать понять своему родителю – есть ли у него склонность к математике или к любому другому предмету, но его насильно отдают на ментальную арифметику и он вынужден там, образно говоря, насиловать свой мозг, при этом теряя связь с другими предметами, к которым у него, может быть, есть талант от Бога. Ребенок просто становится компьютером, в который заложили определенную программу. Нет внутреннего смысла, нет полноценной оценки происходящего. Я все-таки поддерживаю то образование, по которому обучались все мы. В ментальной арифметике ничего хорошего нет», – высказался Серик Сарсен, учитель математики, в настоящее время практикующий репетитор по математике.

«Что касается самой методики, может быть, какие-то элементы ментальной арифметики традиционные учителя и используют, просто не знают об этом. Обычно существует много разных методик. Я, например, пользуюсь несколькими. Любой преподаватель сам для себя выбирает элементы той или иной схемы работы. Где-то есть укрупненные дидактические единицы – по такой методике работать тяжело, можно взять некоторые приемы, например, когда мы знакомим деток с умножением чисел, попутно берем следующую большую тему, по двузначным, трехзначным цифрам, и объясняем. У каждого свое восприятие, кому-то нравится, кому-то нет. Но я больше за традиционное образование, за то, что уже есть, уже проверено и работает», – считает Светлана Чернорай, преподаватель математики.

“Ментальная арифметика позволяет детям развивать чувство числа. Благодаря такому движению появилась некая мода на математику в целом. Родители тратят время и деньги, дети стараются. С помощью счетов дети делают мелкие движения руками, их мозг развивается намного активнее. Но это слишком рискованно утверждать, что методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на всестороннее развитие ребенка. Умение быстро считать в уме – вовсе не проявление математических способностей. На практике многие дети, которые занимаются ментальной арифметикой, очень спешат и, это не удивительно, ошибаются. Они не считают по привычной форме для нас, не просчитывают промежуточные результаты в примерах. Они торопятся, хотят быстрее сказать ответ, а в итоге немного ошибаются. Не все, конечно. Но у меня есть такие дети. Мне отчасти приятно, что сейчас растет спрос на математику, модно учиться быстро считать, но математика – это не только счет, это цепочка логических суждений.”

Соломоново решение — мнение детского психолога

Соломоново решение, как это часто бывает в делах, где нет точного ответа – что нужно ребенку, а что нет, как правило, за детским психологом. Оксана Чулак, преподаватель психологии в центре коррекции и развития «Логос», научилась объективно оценивать любое ноу-хау, предлагаемое родителям и обещающее запредельные возможности их ребенку. Ментальная арифметика не имеет однозначной оценки, считает психолог. Изучив метод более тщательно, Оксана Даниловна пришла к выводу: несмотря на очень навязчивый маркетинг, это всего лишь один из многих вариантов тренировки мозга. Такой же, как изучение языка или разгадывание кроссвордов. Для психики ребенка ментальная арифметика имеет такое же воздействие, как заучивание стихотворений, формул или таблицы умножения. Психолог согласна, что числа и математические символы лучше всего распознаются левым полушарием мозга, поэтому данный метод воздействует именно на левое полушарие.

«Конечно же, мозг – это очень сложная и взаимосвязанная система. Его функции включают обработку всей поступающей информации. Следовательно, при обучении новым навыкам и поступлении новых эмоций и чувств он работает на несколько процентов больше, чем в покое. В общем, любое обучение формирует новые нейронные связи и питает кору головного мозга. Плюсы данного метода заключаются в том, что ребенок учится устному счету. Минусов тоже предостаточно: механический (устный) счет не формирует правильные математические представления у детей. Методики формирования математических представлений в классической педагогике складывались веками. «Порядковый, обратный счет», «состав числа», «сравнение чисел» формируют наглядно-образное мышление, а далее – словесно-логическое. А что нам предлагает ментальная арифметика? «Механический» пересчет», – говорит Оксана Чулак.

Наличие этих самых минусов – лишь полбеды, считает психолог. Самое печальное то, что родители зачастую отказываются их осознавать, уже нарисовав себе и своему ребенку его большое математическое будущее. Любые попытки внести коррективы в созданный образ гневно отметаются, и ребенок вынужден посещать школу, к которой у него на самом деле нет никакого интереса.

Источники: http://comode.kz, https://kapital.kz, http://smartum.com.ua, http://soroban.com.ua

Общая информация о статье

Название

Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику?

Описание

Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим магическим словосочетанием. Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем калькулятор. Школы ментальной арифметики набирают широкую популярность. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Но мнения родителей расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?

Похожие публикации

wellness.co.ua

Ментальная арифметика: отзывы родителей и учеников

Методика обучения Соробан сегодня известна в 4 странах мира. У её истоков стоит учение по ментальной арифметике, которое было усовершенствовано и собрано в единую прогрессивную методику. Самой ментальной арифметике чуть больше 25 лет. Как радостная весточка, она перелетела из Азии в Европу, хотя нельзя сказать, что в Европе это новое изобретение. Еще древние римляне использовали для счета тот-же инструмент счеты соробан, видимо, заимствовав ее у арабов.

О методике Соробан, которая взяла традиционную ментальную арифметику и усовершенствовала её, бытуют различные мнения и отзывы: как отрицательные, так и положительные. Так в чем же её суть?

Что это такое?

Счеты Соробан или Абак (Абакус), по которым в специализированных центрах сегодня учат детей, существуют почти 3 тысячи лет назад, хотя сейчас они и немного изменились. Счеты представляют собой рамку, разделенную горизонтальной перекладиной. Как и в русских счетах, в рамке располагаются палочки с нанизанными на них костяшками. В верхнем ряду располагается по одной косточке, отделенной от остальных четырех перекладиной. Косточки заточены специальным образом, чтобы развивать у детей мелкую моторику.

Таким образом, на одной линии счет Соробан можно представить цифры от 0 до 9. Каждая линия в зависимости от поставленной задачи может обозначать единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На них можно в короткое время производить различные математические действия: сложение, вычитание, умножение. Все виды вычислений производятся на счетах Соробан слева направо.

Отличие счет Соробан от других модификаций этого счетного аппарата заключается в том, что каждая цифра может быть представлена только одним способом. Следовательно, расположение косточек очень легко запомнить и соотнести их с определенным числом. Если русские счеты помогают легко производить в основном сложение и вычитание, то Соробан обеспечивает скорость, когда производится умножение и деление, поскольку его принцип организации заключается в схеме 4+1.

Что развивает?

Зачем нужна Методика Соробан, если есть калькулятор и компьютер?

Отвечая на этот вопрос, руководитель одного из самых крупных центров обучения детей счету Соробан Юрий Новоселов, сравнивает упражнения на счетах со спортом. Есть много приспособлений для передвижения человека или поднятия тяжестей, но люди продолжают поднимать гантели, бегать, чтобы тренировать мышцы.

Соробан, или усовершенствованная ментальная арифметика это тренировка мозга. Дети не просто быстро считают в уме, осваивают практически моментальное умножение, прибавление и вычитание: они развивают память, сообразительность, сосредоточенность, скорость мышления.

Делению в Соробан не учат, на счетах оно просто повторяет обычное школьное деление, а Методика Соробан учит только тому, что ребёнок может унести в голове.

Ментальная арифметика не ограничивается работой на материальных счетах, хотя на первом этапе это необходимо для развития навыка и мелкой моторики. После освоения принципа работы, дети начинают представлять счеты Соробан в уме и производить вычисления, тоже в уме, но уже на воображаемых счетах. В течение 2 лет этот навык отрабатывается и впоследствии, чтобы произвести математическое действие с тысячами и миллионами, требуется всего несколько секунд.

Чтобы считать в уме, приходится задействовать воображение, память, внимание. Занятия в центрах проходят в течение 2 часов всего 1 раз в неделю. Тренер выдает домашние задания, на которые ежедневно тратится до 15-20 минут. Многие задания выполняются на время, чтобы тренировать скорость счета.

Как утверждает создатель школы, дети становятся менее рассеянными, чувствуют дух соревнования, становятся смекалистыми, у них хорошо развиты память и воображение. Такие ребята не только прекрасно осваивают школьную программу, но и с легкостью учат несколько иностранных языков, благодаря отлично развитому мозгу.

Юрий Александрович Новоселов, создатель и директор школы Соробан, признает, что в основу метода положен древнеяпонский принцип счета, но он усовершенствовал его, внедрил свои собственные наработки и максимально адаптировал его для славянских детей.

При этом директор не называет свою школу привилегированной или предназначенной только для одаренных детей. Научиться считать в уме могут все желающие. Лучше всего ментальная арифметика дается детям в возрасте от 5 до 12 лет, хотя и в 16 лет начать не поздно. А вот взрослые хоть и осилят методику, но времени на это уйдет гораздо больше, поскольку скорость мышления уже медленнее, а мозг наполнен стереотипами.

Обучение проходит в течение 2 лет. За этот период дети учатся считать в уме и полностью осваивают курс, оттачивая за это время самые необходимые для развития ума и интеллекта навыки.

Отзывы: плюсы и минусы

Отзывы родителей в интернете о детях посещавших занятия по усовершенствованной ментальной арифметике в основном положительные. Дети быстро считают в уме, производят умножение и другие действия, подтянулись по математике в школе, стали более сосредоточенны.

Из минусов: обучение детей в школах довольно дорогое и не всем по карману. Однако плюсов у системы больше:

  • дети учатся концентрировать внимание;
  • улучшаются фотографические свойства памяти;
  • развивается творческое мышление;
  • обостряются наблюдательность и слух;
  • совершенствуются логика, воображение, аналитическое мышление.

Этих плюсов вполне достаточно, чтобы заняться устным счетом Соробан™.

Видео с результатами детей

Ренат, 6 лет (одновременно решает примеры и рассказывает стихотворение):

Марьяна, 13 лет:

Таня решает примеры из 50 дейcтвий:

Результаты Таcи или забывается ли Соробан?

Можно ли научиться самостоятельно?

Центры устного счета есть далеко не во всех городах. Конечно, лучше обучаться под присмотром специалистов, но что делать, если такой возможности нет? Можно ли обучать детей самостоятельно?

Методика традиционной ментальной арифметики не слишком сложная и  родителям придетсяне сложно досконально в неё вникнуть. Помогут в этом книги и видео. Обучающее видео по урокам демонстрирует в медленном темпе, как работать со счетами. Конечно, видео предпочтительнее, чем книги, так как на нем все наглядно показано.

Книги по традиционному устному счету вполне доступны. Они написаны на основе опыта специалистов. Так, можно взять «на вооружение» справочное пособие Давида Берназани, где методика описана с демонстрацией принципа всех математических действий: умножение, деление, сложение и вычитание.

Отзывы утверждают, что разобраться самостоятельно в методике можно. После родители могут объяснить ребенку принцип вычисления. Но самая большая трудность – отработка скорости вычислений в уме. Здесь нужна помощь специалистов.

Методике Соробан, которая усовершенствовала традиционную ментальную арифметику, самостоятельно обучиться и получить нужные результаты,  возможности нет. Методика располагает запатентованными счетами Соробан и специально разработанной программой для компьютера, в которой дети отрабатывают навыки счета. Доступ к этому онлайн тренажёру даётся только ученикам школы. Все методические материалы, разработки уроков, специально выстроенная система обучения, разработана и проверена для деток специалистами Центра Соробан.

Так что в качестве помощника для развития малыша методика Соробан™ вполне заслуживает внимания. 

Статьи по теме

stranadetstva.ru

Есть ли детям польза от ментальной арифметики

Ментальная арифметика — это метод счета в уме, навеянный старинными счетными досками-абаками. На сайтах учебных центров пишут, что абак появился в Древнем Китае, но упорно называют его на латинский манер абакусом. На самом деле этим приспособлением пользовались по всему свету, его точное происхождение неизвестно. Но стереотип гласит, что азиаты сильнее всех в математике, так что почему бы не отдать лавры изобретателей китайцам. А с латинским суффиксом, как известно, любое слово звучит весомее.

Программа обучения ментальной арифметике обычно занимает два-три года и делится на несколько этапов. Сначала дети учатся считать на настоящем абаке. Далее вместо доски им дают ее изображение: глядя на рисунок во время вычислений, нужно представлять, как передвигаются костяшки. В конце концов у ребят забирают и картинку — на этой стадии они видят абак в уме и могут производить с ним те же операции, что и с настоящим. Выглядит это поразительно и немного пугающе: двигая в воздухе невидимые костяшки, крохи, многие из которых даже еще не ходят в школу, перелопачивают длинные ряды трехзначных чисел и за какие-то секунды дают правильный ответ.

© China Photos/Getty Images

Что обещают родителям

Еще удивительнее, что, по заверениям учебных центров, быстрый счет в уме — всего лишь побочный эффект. Родителей убеждают, что ментальная арифметика развивает логическое мышление, аналитические навыки, увеличивает объем памяти, дети учатся визуализировать задачи, поэтому глубже их понимают, мыслят креативно, становятся более внимательными, лучше концентрируются, систематизируют знания, адаптируются к новым условиям и благодаря всему этому успешнее учатся в школе, причем пятерки они получают и по математике, и по всем остальным предметам.

В доказательство этих утверждений на сайте одной компании, которая продает по франшизе методику обучения ментальной арифметике, приведены результаты исследования некоей К. Васуки из Мадрасского университета в Индии. В нем участвовали две группы детей 8–12 лет по 160 человек в каждой. В первую отобрали ребят из классов ментальной арифметики первого уровня, во вторую — обычных мальчиков и девочек. За год дети пять раз прошли тесты на концентрацию, рабочую и ассоциативную память, креативность и еще несколько показателей. Вначале средние показатели в обеих группах были почти одинаковые, но под конец "ментальные счетоводы" заметно вырвались вперед.

Schoolchildren participate in the 5th Sociable Intellectual Progressive (SIP) Academy International Abacus, Brain Gym and Mental Arithmetic Competition in Bangalore, India, Saturday, Sept. 10, 2005. About 2,800 children from 9 Indian states and 70 children from 6 foreign countries participated in the competition held for the first time in India. The test involved solving arithmetic problems

© AP Photo/Gautam Singh

Исследование Васуки выглядит так, будто выполнено по научным стандартам. Но кое-что в нем настораживает. Во-первых, чем дальше, тем труднее давались задания детям в контрольной группе. Почему за год они сдали почти по всем показателям, неясно. Во-вторых, ребят c IQ ниже среднего и из бедных и малообразованных семей почему-то не допустили до участия. В-третьих, при анализе результатов, судя по всему, не учтены другие факторы, например мотивация. Вдруг на курсы ментальной арифметики ходят те, кто в целом сильнее заинтересован в учебе? В-четвертых, статью об исследовании Васуки не удалось найти в рецензируемых научных журналах, то есть другие ученые его не проверяли. Наконец, к исследованию причастна компания, которая владеет правами на методику обучения, а это всегда подозрительно.

Помогает ли менар с математикой

Другие исследования дали не столь однозначные результаты. В США эффективность ментальной арифметики в течение года проверяли на учениках первых и вторых классов школ. Первоклашки вообще толком не справились с обучением, у ребят постарше дела шли чуть лучше, но этого все равно было недостаточно, чтобы заметно улучшить когнитивные навыки.

Авторы также прокомментировали работы коллег. Одни ученые утверждают, что ментальная арифметика развивает рабочую память, другие этого не обнаружили. Но даже если положительный эффект вправду есть, не исключено, что он проявляется лишь в лабораторных условиях или только у взрослых. У американских детей рабочая память лучше не стала. Авторы прямо написали, что в условиях обычной школы ментальная арифметика ничем не лучше других методик и точно не делает ребят умнее.

Двумя годами ранее тот же психолог Дэвид Барнер провел вместе с коллегами более продолжительное исследование в Индии. Тогда дети обучались ментальной арифметике не один, а три года. Выводы ученых гласили, что благодаря этой методике некоторые школьники, скорее всего, лучше справляются с арифметическими операциями, но результат, по-видимому, зависит от имеющихся способностей ребенка, а не от того, как он научился представлять и обращаться с объектами в рабочей памяти.

Развивает ли менар мозг

С влиянием ментальной арифметики на мозг ситуация еще более запутанная. В 2016 году китайские ученые подготовили обзор существующей научной литературы и пришли к выводу, что у мастеров менара и обычных детей при решении задач вправду задействуются разные области, также нашлись отличия в самой структуре мозга.

Но, во-первых, иногда эксперименты давали противоречивые результаты. Во-вторых, большинство исследований были краткосрочными: мозг — пластичная штука, поэтому неясно, сохраняются ли изменения спустя годы после обучения ментальной арифметике. В-третьих, не исключено, что именно особенности строения мозга привели детей в классы менара и позволили им достичь высот в этом деле. В-четвертых, в экспериментах участвовало мало детей — выводы надо делать осторожно.

© EPA/FRANCK ROBICHON

На сайтах учебных центров говорится, что ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария мозга и налаживает между ними связь. Якобы поэтому у детей улучшается концентрация, увеличивается объем памяти, усиливаются творческие и аналитические способности. Но обо всем этом судить рано. В большинстве исследований проверяли только математические навыки — данных о том, как ментальная арифметика влияет на другие когнитивные навыки и успеваемость в школе, недостаточно. Также пока нельзя судить, меняется ли благодаря занятиям связность сетей мозга, отвечающих за разные функции.

Что о менаре думают учителя

Педагоги, как и ученые, не спешат превозносить ментальную арифметику. По словам заслуженного учителя России Леонида Звавича, устный счет — дело полезное, но есть масса приемов устного счета без абака и какой из них лучше, сказать сложно. Успехи ребенка в математике зависят прежде всего от того, какие у него были учителя, а любые развивающие занятия помогают подтянуть разные школьные предметы. "Если человек идет в школу, зная 100 стихотворений, он учится лучше, чем человек, который не знает ни одного", — считает Звавич.

Преподаватель математики, лауреат премии мэрии Москвы Александр Шевкин тоже думает, что всякое занятие, развивающее мышление, полезно и влияет на способности к обучению не по одному предмету. Но к ментальной арифметике он относится настороженно: "Это сильно распиаренный бизнес-проект. Под устную арифметику на русских счетах много денег не соберешь, а на загадочную ментальную арифметику получается. Ничего вредного в ней нет, а вот насколько нужна детям столь продвинутая техника устных вычислений, пусть решают родители. Я бы не стал переоценивать влияние этой методики, так как помню высказывание известного популяризатора правильных способов обучения математике Дьердя Пойи: "Можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?"

Сергей Рукшин, профессор РГПУ имени Герцена и учитель знаменитых математиков Григория Перельмана и Станислава Смирнова, оценивает ментальную арифметику еще более скептически: "Мне не известно ни одного исследования, доказательно обосновывающего преимущества этой методики, ее влияние на отдаленные результаты ребенка. В самом деле, нельзя же считать нынешние успехи китайской и японской экономики следствием того, что пять тысяч лет назад они начали применять счетные приспособления, аналогичные используемым в обучении "ментальной арифметике". А именно такие аргументы попадаются в рекламе. Гораздо важнее осознать следующее: многие современные родители не находят времени и душевных сил для личных занятий с собственным ребенком. Любое внимание, общение, обучение развивает личность ребенка и его способности. Ребенок развивается, чему бы его ни учили. А что касается "ментальной арифметики" — ничего личного, только бизнес".

Вероятно, кое-какая польза от ментальной арифметики все же есть, особенно если ребенку тяжело дается математика. Вдобавок на занятиях вырабатывается привычка трудиться — в жизни она пригодится, а целеустремленные сверстники — это хорошая компания и, возможно, новые друзья: ничто так не сближает, как общее дело. Но не стоит ждать от ментальной арифметики чудес: представляя в уме счетную доску, ребенок не приобретет цвет индиго.  

Марат Кузаев

tass.ru