Время идет, и малыш становится все взрослее. Он уже многое понимает и с удовольствием участвует в общении взрослых. Ребенок 6 месяцев внимательно следит за родителями, слушает, что они ему говорят, и связывает их речь с окружающей действительностью.
В период 6-8 месяцев ребенок делает очень большой скачек в речевом развитии. Это не означает, что он начинает говорить или произносит первое слово. Достижения в этом возрасте касаются в основном понимания речи.
Развитие детей происходит разными темпами, кто-то в 8 месяцев еще не будет искать глазками папу или бабушку, но это не означает, что с таким ребенком не стоит заниматься. Наоборот, с немного отстающими малышами нужно работать более настойчиво и более терпеливо. Неудачи в развитии речевых навыков — временное явление, ваше чадо обязательно наверстает упущенное, главное, чтобы вы не опустили руки и ежедневно вместе с ребенком тренировались.
Спокойствие матери во время занятий с малышом в большой степени обеспечивает хорошие результаты обучения. В состоянии раздражения учеба не даст желаемого результата, ребенок просто не будет воспринимать то, что вы ему говорите, ведь в этом возрасте карапуз все еще очень остро чувствует настроение мамы.
Упражнения на понимание речи окружающих строятся на трех китах: говорим, показываем, общаемся.
Говорим. Мама обязательно должна разговаривать с ребенком, причем это должно быть не сюсюканье, а нормальная человеческая речь. Например, утром с малышом нужно здороваться, желать ему доброго утра, спрашивать, как он спал, рассказывать, как провела ночь мама и т.д. Во время разговора малыша лучше называть по имени, себя – мамой, папу – папой. В семьях, где, например, папу зовут каждый раз по-другому: то папой, то Иваном Ивановичем, то Ваней, ребенок дольше разбирается в ситуации. Лучше, если человек или предмет будут ассоциироваться у малыша с одним названием.
Не всегда, разумеется, стоит называть предмет «правильно», ребенок 6 месяцев гораздо быстрее освоит, что мамина грудь – это «титя» или «сися», а кошка – «киса». Короткие названия предметов будут бытовать первые два-три года, пока словарный запас малыша не вытеснит их. Сейчас они необходимы вашему чаду, чтобы быстрее и легче войти в мир взрослых вещей.
Показываем. Ребенок 7 месяцев не скоро поймет, о чем говорит мама, если не увидит это своими глазками. Например, предлагая малышу поиграть с плюшевым зайцем, необходимо продемонстрировать игрушку, рассказать о ней, показать, как именно можно играть с «заей», указать на основные отличительные признаки этой игрушки (длинные уши). Такой рассказ должен предварять каждое обращение к зайцу или другой игрушке.
Точно такая же технология наглядности должна сопровождать и знакомство с людьми и с бытовыми предметами. Многие детки, сидя на руках у взрослых, обожают исследовать их лицо, волосы, одежду. Криками «нельзя» карапуза не остановить, однако из этой ситуации можно извлечь пользу. Расскажите непоседе, где глазки, где ушки, где носик и т.д. Очень скоро ребенок станет по вашей просьбе отыскивать на лицах близких знакомые ему детали.
Общаемся. Упражнения по развитию речи могут быть продиктованы не только вашими интересами и требованиями, малыш тоже может вносить темы на обсуждение. Например, если он заинтересовался каким-то бытовым предметом, не нужно сразу же его отбирать, объясните малышу его назначение, особенности, покажите как он применяется. Естественно, рассказ должен быть «по-детски» простым.
Общение с малышом лучше всего проходит во время игры или какого-то бытового действия, например, когда мама поливает цветы или стирает. Ребенка завораживают мамины действия, он очень внимательно за ними наблюдает и в конечном итоге быстрее усваивает полученные знания.
Понимание речи взрослых является важным этапом развития ребенка. Недостаток общения может сказаться на скорости речевого развития малыша. Проявите немного терпения, и первое слово ребенка будет достойной наградой.
Анастасия Ильченко
www.rebenokdogoda.ru
Жесты - наиболее значимые предшественники устной речи, потому что именно они впоследствии заменяются эквивалентными по смыслу словами. Если малыш хочет, чтобы вы его взяли к себе, он не плачет, как раньше, а протягивает к вам руки и выразительно смотрит, как бы говоря: "Пожалуйста, возьми меня". К тому же теперь он реже просится на руки, поскольку освоил много навыков и может поиграть самостоятельно. Скорее, он будет подавать вам сигналы, означающие: "Поставь меня на пол", при этом показывать вниз руками и ускользать из ваших объятий, чтобы достичь желаемой цели. Отвечайте на сигналы ребенка, подаваемые руками, точно так же, как вы реагировали на его плач. Это поможет ему быстрее заменить плач как средство общения на язык жестов. Теперь малыш использует для этого свои руки и одновременно стремится помочь себе с помощью ваших рук. Он берет вас за руку и заставляет ее двигаться туда, куда ему нужно. Наиболее заметно это проявляется во время кормления.
Из дневника Марты: "У Мэтью есть несколько знаков, чтобы показать, что он хочет ко мне на руки, причем одни он использует, когда огорчен, а другие - когда хочет поиграть. Если он хочет играть, он тянется ко мне широко расставленными в стороны руками, как бы раскрывая объятия. Когда же он расстроен, его руки, наоборот, плотно прижаты к туловищу и только приподняты локотки и предплечья, а пальчики сложены в каком-то странном жесте, словно он готов сам себя ущипнуть. Все это означает состояние дискомфорта и призыв: "Пожалуйста, помоги мне".
К 9 месяцам у большинства детей развивается нормальный язык (звуки плюс жесты). Родители хорошо понимают этот язык, посторонние - нет. Вот когда вам пригодился опыт, который вы копили из месяца в месяц, расшифровывая сигналы своего малыша. Определенные звуки, издаваемые ребенком, означают определенные просьбы. Наш Мэтью произносил "мам-мам-маммам", когда хотел, чтобы его подержали на руках. Рассмотрим некоторые из наиболее частых сочетаний жестов и звуков.
Указующий перст. Малыши начинают дотрагиваться до предмета с легкого касания его (примерно так же осторожно прикасаются к своим младенцам на первых порах и молодые мамы). Сначала дети дотрагиваются до предмета только подушечками пальцев, а затем касаются его раскрытой ладонью. В то время, как ребенок начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, он начинает понимать и ваши указующие жесты.
Из дневника Марты: "Около 6 месяцев Мэтью начал показывать пальчиком на нашу кошку. Сначала он подбирался к ничего не подозревающей кошке с раскрытой ладошкой и растопыренными пальчиками. Он осторожно дотрагивался до ее головы кончиком указательного пальца, какое-то время как бы изучал кошку кончиками других пальцев, потом клал всю ладонь на кошачью голову и в конце концов хватал ее за шерсть и сжимал в кулачок".
Приглашение к игре. Приглядитесь, какими жестами и звуками малыш приглашает вас поиграть. Когда вы входите в комнату, ребенок прямо-таки оживает. Его личико озаряется, расцветает улыбкой, малыш размахивает ручками и тянется к вам всем телом, как бы говоря: "Давай поиграем!"
Звуки, выражающие настроение. Посмотрите, каким образом малыш выражает удовольствие и разочарование. Когда он счастлив, это лучезарное настроение выражается целым набором мимических движений: глаза сияют, мускулы лица подтянуты, щеки раздвинуты улыбкой.
Он хохочет с повизгиванием и подпрыгивает, все его тело излучает восторг. При этом он издает радостные звуки - что-то наподобие "ба-ба-ба-ба".
Когда малыш грустит, он что-то уныло бормочет, хрюкает и издает рычаще-жалобные звуки. На этом этапе универсальный звук "н" означает разнообразные отрицательные эмоции. Так, ребенок может протестовать против приема лекарства, протяжно хныча "на-на-на-на". Личико малыша становится несчастным: рот кривится в плаксивой гримасе, лицевые мускулы опадают. И если вы быстро не сообразите, в чем дело, скоро раздается плач.
Языку, как и чувству юмора, не учат - его впитывают. Вы не можете прямо и непосредственно учить ребенка говорить. Вы можете только давать ему возможность слушать правильные звуки. Дела пойдут успешнее, если при этом ребенок ухватывает идею, что говорить - это забавно. Обучение речи таким образом наиболее естественно. Есть несколько способов для ускорения этого процесса.
Игры в слова. Словесные игры являются той формой обучения, которая быстрее и эффективнее приводит к цели. Вот одна из самых любимых игр наших детей: Садовник ходит и ходит вокруг плюшевого мишки (нарисуйте своим пальцем окружность на животике малыша), раз шагнул, два шагнул, (пройдитесь пальцами от пупка до шейки ребенка) и начал его здесь щекотать! (пощекочите подбородок ребенка).
Ключевые слова. Ключевые слова или фразы - это как бы пусковой мо- мент, вызывающий ответную реакцию ребенка. Происходит это потому, что в таких словах или фразах малыш узнает нечто знакомое. Одна из излюбленных игр такого рода - бодание лбами. Когда Мэтью был на этой стадии развития, я говорил ему: "Бум головкой!", после чего мы с сыном, к огромной его радости, слегка бодали друг друга. Вскоре Мэтью усвоил ключевое слово и стоило мне только произнести: "Бум", как Мэтью старался боднуть меня даже до того, как я наклонял к нему голову. Что при этом происходило в уме Мэтью? Я считаю, что в его памяти эта игра сохранялась в виде серии "записей". Когда он слышал ключевое слово "бум", он как бы устанавливал иголку своего проигрывателя в нужную бороздку памяти, и весь набор действий, записанных в этом ее разделе, воспроизводился в нужной последовательности Играя в словесные игры и наблюдая за тем, как малыш откликается на ключевые слова, вы можете представить себе, каким образом развивается его память.
Связь слов и предметов. На этом этапе развития ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды. Когда вы чтонибудь читаете малышу, связывайте персонажей и предметы, о которых говорится в книжке, с такими же предметами в окружающей ребенка обстановке, например, покажите на живущую у вас кошку и на нарисованную в книжке. "Посмотри, вот киса... и здесь тоже киса"
Беседа за столом. Придвиньте креслице к общему столу, за которым сидит вся семья, и понаблюдайте, как он присоединится к общему разговору. Обратите внимание на то, как малыш следит за ходом обсуждения, поворачивая головку от одного говорящего к другому. Таким образом он осваивает одну из самых важных составляющих искусства общения - умение слушать.
Дата публикации 08.12.2008 Автор статьи: У. и М. Серз
materinstvo.ru
Вашему ребенку исполнилось шесть месяцев. Он уже начинает сидеть, пытается встать, дрыгает ножками под музыку и таскает вас за волосы.
Рост и вес ребенка в 6 месяцев. Сколько весит ребенок в полгода?
За этот месяц ребенок наберет в среднем 650 граммов и вырастет на 2 см.
Показатели нормы*. Возраст ребенка – 6 месяцев |
Нижняя граница нормы |
Верхняя граница нормы |
Вес мальчиков, кг |
6,6 |
9,0 |
Вес девочек, кг |
6,3 |
8,3 |
Рост мальчиков, см |
63,0 |
69,0 |
Рост девочек, см |
62,5 |
68,8 |
Окружность головы мальчиков, см |
42,0 |
45,5 |
Окружность головы девочек, см |
41,5 |
44,2 |
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Что умеет ребенок в 6 месяцев:
- переворачиваться со спины на живот;
- легко брать игрушку из любого положения и перекладывать ее из одной руки в другую;
- хватать предмет всей ладошкой;
- пить из чашки и есть с ложечки;
- пытается сесть;
- пытается встать, подтягиваясь за спинку кровати;
- пытается встать на четвереньки.
Игры и игрушки для детей шести месяцев
В полгода ребенку необходимо давать больше свободы, чтобы он мог развивать новые навыки. Отныне все ваши игры могут проходить на полу. Играйте в мяч, в юлу, изучайте пирамидки и первый крупный конструктор. Конечно, ребенку 6 месяцев пока не под силу самостоятельно собрать пирамидку, но он уже может манипулировать предметами одной группы – это ему очень нравится, он чувствует, что еще чуть-чуть – и откроется тайна этих цветных колечек и столбика.
Манипуляции с предметами становятся основным занятием ребенка. Он познает мир наощупь.
Еще шестимесячный ребенок любит перекладывать игрушку из одной руки в другую, долго рассматривать ее. Интересно, что предметы он берет из любого положения. А всего месяц назад ему нужно было протягивать их на уровне груди.
Для шестимесячного крохи специалисты советуют придумать игры, во время которых он научится понимать связь между действиями предметов. Можно, например, обмотать лентой музыкальную неваляшку. К концу ленты привяжите пластмассовое кольцо. Его нужно положить на расстояние вытянутой руки ребенка. Если он потянет за кольцо, лента размотается и игрушка зазвенит. Кроха поймет: это не случайно.
Хотя с ребенком необходимо как можно больше играть и разговаривать, у него должно быть и «личное» время - на свои эксперименты и на отдых после активного времяпрепровождения.
Лепет и речь ребенка в 6 месяцев
Шесть месяцев - прекрасное время для развития навыков общения у детей: они улыбаются, смеются, визжат и общаются самыми различными способами, готовые разделить свое дружелюбие со всеми окружающими. Учите ребенка простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например, махать рукой на прощание, посылать воздушный поцелуй и выражать благодарность.
На шестом месяце дети обычно начинают лепетать. По сравнению с гулением это более сложный способ выразить себя. Теперь ребенок соединяет звуки в слоги и поет их. Самые лучшие монологи кроха произносит сразу после пробуждения. Он несколько раз повторяет: «Ба-ба-ба, ма-ма-ма». И внимательно прислушивается к звучанию своего голоса.
Ребенок уже может определять вещи по названиям. Спросите: «А где наш мишка», ребенок глазами найдет игрушку и обрадовано загулит.
Здоровье ребенка 6 месяцев: первый зуб
В полгода у ребенка, как правило, начинают резаться зубы. Первым, как правило, появляется нижний центральный резец. Но иногда вырастают сразу два.
Когда режутся зубы, ребенок начинает чесать десны. Делает это так старательно и сосредоточено, что хочется ему помочь и тоже потереть чем-нибудь у него во рту.
Иногда при прорезывании зубов дети начинают тереться лицом, тянуть себя за уши, у ребенка может появиться насморк.
Иногда период прорезывания зубов у ребенка поднимается температура, и он становится более восприимчивым к инфекции. Но не следует все списывать на зубы, в любом случае нужно консультироваться со специалистом.
Упражнения для детей 6 месяцев
1. Бокс
Уложите ребенка на спинку. Дайте ему захватить ваши большие пальцы. Легко придерживайте его ручки в области запястья. Попеременно сгибайте их к плечам и возвращайте в исходное вытянутое положение. Повторите это упражнение несколько раз.
2. Присаживание
Исходное положение - лежа на спине. Большой палец правой руки вложите в левую руку малыша. Отведите ее в сторону и выпрямите, а правую руку потяните вперед. Приподнимайте ребенка. А когда он примет вертикальное положение, проведите пальцем вдоль позвоночника снизу вверх.
3. Подъем
Ребенок держит вас за большие пальцы. Отведите его прямые руки в стороны, а затем поднимите их к голове на уровень ушей. Малыш поднимет голову назад-вверх. Следите, чтобы ребенок упирался ножками в ваш живот и приподнимайте его до положения стоя на коленях.
Что делать, если:
- ребенок отказывается от бутылочки
Не все дети добровольно меняют мамину грудь на бутылочку. Есть несколько способов приучить ребенка пить из соски:
- предлагайте бутылочку натощак
- выбирайте соски анатомической формы с медленным потоком. После того, как ребенок полгода трудился, высасывая молоко, ему не понравится, если молоко будет течь свободной струйкой.
- во время кормления из бутылочки, не показывайте ребенку свою грудь
- бутылка – не игрушка, дайте ребенку понять это. Если малыш будет воспринимать кормление через соску как игру, он никогда не променяет грудь на бутылочку.
- ребенок рано просыпается
Дети могут просыпаться в 4-5 утра выспавшимися и поднимать на ноги весь дом. Чтобы приучить ребенка дольше спать, закрывайте окна плотными шторами, чтобы первые лучи утреннего солнца не разбудили ребенка.
Вечером укладывайте ребенка позже обычного – на час-полтора
Закрывайте форточку. Часто дети пробуждаются с первыми звуками улицы: пение птиц, дворники, мусороуборочная машина.
Если вы рано кормите ребенка завтраком, то вероятно, он просыпается от чувства голода, а после завтрака вполне возможно снова захочет спать. Не поддерживайте такой режим. Кормите ребенка сытным ужином за два часа до сна, а перед тем как он ляжет в кроватку, дайте ему выпить стакан детского кефира или простокваши. Не используйте обезжиренные продукты.
Вы, наверное, уже знаете, в какое время примерно просыпается ваш ребенок. Ловите момент и подкачивайте малыша. Скоро он научится просыпаться и снова засыпать самостоятельно.
Когда начинать чистить зубы ребенку?
Заботиться о зубах ребенка надо с момента их появления. Иначе может развиться так называемый бутылочный кариес. Это характерный коричневатый налет на первых 4-6 зубках. Особенно ему подвержены дети, которых оставляют спать с бутылочкой во рту.
В аптеках есть различные средства для чистки первых зубов: пенка, салфетки. Зубная паста вам пока не понадобится. Также первые зубы ребенка можно протирать чистой марлей, смоченной в воде или отваре ромашки.
www.2mm.ru
Новорождённый младенец не просто не способен разговаривать – он вообще не имеет представления о том, что такое речь, и как можно использовать звуки для коммуникации. А годовалый малыш уже обычно умеет сообщить что-то близким, пусть и не очень правильно, и понимает, что они ему говорят в ответ. Научиться всему этому ребёнку помогают окружающие, в первую очередь мама, поскольку именно она проводит с ним много времени. Как же проходит развитие речи ребенка в первый год его жизни?
Очень важно, чтобы ребёнок рос в речевой среде. Он должен слышать, как близкие разговаривают друг с другом, и с ним тоже нужно разговаривать. Малышу нужен материал для обучения. Ещё лучше, если мама будет играть с маленьким в развивающие игры, соответствующие его возрасту.
Уже с момента рождения здоровый ребёнок способен кричать и плакать. Природа так сделала, что этот звук раздражает взрослых, требует бросить всё и немедленно устранить беспокойство. Когда родители так поступают – малыш начинает понимать связь между своим плачем и полученной помощью. Понимать, что криком можно сообщить старшим о том, что что-то не так.
Примерно к полутора месяцам младенец уже умеет улыбаться, может что-то лепетать, адресуясь к маме. А к трём месяцам он уже гулит – внятно произносит часть гласных звуков (чаще всего это а, у, ы) и некоторые слоги с ними.
Начинать общение нужно с выражения эмоциональных состояний. Мама склоняется над малышом и радуется ему, выражая эту радость как можно ярче (но, конечно же, так, чтобы не испугать ребёнка). Она улыбается, разговаривает – и младенец улавливает её интонацию, а со временем и копирует. В других ситуациях у мамы будет другая эмоция и другое состояние – и малыш выучит и их тоже. Заодно маленький человек запоминает, какие эмоциональные паттерны в каких ситуациях уместны. Если мама чего-то боится – он тоже будет этого бояться, если мама чему-то (или кому-то) радуется – он тоже будет радоваться в таких случаях.
Таким малышам уже можно рассказывать небольшие потешки и стишки, петь детские песенки. Важно, чтобы один и тот же короткий отрывок текста повторялся много раз – и сегодня, и завтра, и послезавтра, и через неделю. Их может быть несколько разных, но повторяться должны все. Конечно же, это должно быть живое общение, взаимодействие, с эмоциями, интонациями, контактом глазами. Лучше, чтобы ребёнок мог видеть, как шевелятся губы матери.
И стишки, и потешки, и песенки помогают малышу вычленить в общем потоке шума смысловые части – звуки и слоги. Именно поэтому они обычно ритмически организованы, и один и тот же слог в таких текстах может повторяться много раз. Со временем ребёнок и сам начнёт повторять ритм и те звуки, которые ему удалось распознать и воспроизвести.
С младенцем можно и нужно разговаривать. Он пытается отвечать на своём детском языке, гулит. Хорошо, когда взрослый повторяет то, что ему удалось разобрать, более внятно – это даёт понять малышу, что его слышат, с ним разговаривают. Затем можно ещё что-то сказать. Говорить лучше осмысленное и уместное, то, что было бы естественно сказать инопланетянину, который только знакомится с нашим миром. Называть предметы, события и явления, проговаривать свои действия, комментировать происходящее.
Желательно говорить с малышом с разной интонацией и с разных расстояний, с разной громкостью, чтобы он запоминал все варианты человеческой речи.
В это время малыш уже умеет различать звуки окружающего мира и человеческую речь. Если в семье принято обращаться к маленькому с особой интонацией – уверенно распознаёт, когда пытаются поговорить с ним, а когда просто разговаривают в его присутствии.
Теперь ребёнок более активно учится говорить сам. У взрослых может сложиться впечатление, что малыш их передразнивает, когда пытается повторять за ними – но это как раз хорошо, он учится произносить звуки так, как это делают старшие. Желательно поощрять такую активность.
Показывать язык и издавать при этом разные звуки считается неприличным. Всё же логопеды рекомендуют не просто не запрещать малышам так развлекаться, но даже самим взрослым играть в эту игру. Кривляться, высовывать язык, по разному сжимать губы, издавать звуки. Ребёнок будет повторять за старшим, и тем самым натренирует свои губы и язык. К тому же, это забавный и приятный способ общения.
Другая хорошая игра – эхо. Нужно разговаривать с малышом, а когда он начнёт отвечать – повторять за ним, как эхо. Ребёнок тоже будет повторять за мамой, получится что-то вроде разговора. Потом можно пробовать другой звук или сочетание. Желательно играть в эту игру так, чтобы малыш видел лицо мамы, движения её губ – так ему проще понять, как произнести тот или иной звук.
Ещё в этом возрасте многим детям нравится игра «идёт коза рогатая». Нужно сделать «козу», и легонько пощекотать малыша, рассказывая при этом стишок про козу рогатую, которая забодает. Можно также «ходить» пальцами, изображая, как идёт коза, сначала по посторонним предметам, а потом и по самому ребёнку. Обычно дети смеются, радуются, и это стимулирует речевые центры в их мозгу. Но маме нужно быть осторожной: некоторые малыши пугаются щекотки или козы, и в таких случаях от игры нет ни пользы, ни удовольствия.
Другая подходящая игра – сорока-ворона. Нужно взять ручку ребёнка, и помешивать в ладошке либо своим пальцем, либо его пальцем с другой руки, приговаривая, что сорока-ворона кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала и этому тоже дала. При раздаче каши слегка прижимают по одному пальчики ребёнка – это и есть «детки».
В это время ребенок начинает лепетать, многократно повторять цепочки слогов вроде «па-па-па», «ма-ма-ма». Малыш не просто говорит в пространство, а ещё и сам прислушивается к тому, что у него получается. Постепенно такие комбинации усложняются, обогащаясь новыми звуками и сочетаниями.
Сейчас уже пора развивать мелкую моторику малыша. Это не только само по себе важно, но и помогает активизировать речевые центры в его мозгу.
Хорошо подходят пальчиковые игры вроде уже упомянутой сороки-вороны. Ещё можно купить пальчиковые краски и детский пластилин. Естественно, рисовать и лепить нужно с малышом вместе, сам он ещё не может придумать, что с такими материалами делать. Есть в продаже и готовые игрушки для развития мелкой моторики – различные сортеры, пирамидки, наборы с разной поверхностью.
С полугода уже можно читать малышу детские книжки, рассматривая картинки вместе с ним и называя нарисованное. Это приятное занятие поможет расширить словарный запас ребёнка, показать ему те вещи, которых в доме нет. Желательно, чтобы иллюстрации были чёткими и понятными, простыми. Совсем хорошо, если часть нарисованных предметов можно показать и в реальности: «это тарелка, и вот здесь нарисована тарелка».
Малыш уже готов общаться с игрушкой-персонажем – мягкой игрушкой или перчаточной куклой. Мама берёт игрушку в руки и обращается к ребёнку от её лица, теперь плюшевый мишка может что-то показать или рассказать так, как он это понимает. И малыш может ответить не только маме, но и мишке, а позже уже и сам говорить от имени мишки, этого или другого. Конечно же, такие ролевые игры не должны полностью заменять общение с мамой напрямую.
К этому возрасту малыш уже умеет подражать жестам, мимике и звукам взрослых, имитировать некоторые из бытовых действий. Он понимает обращённую к нему речь, и сам пытается что-то осмысленное сказать в ответ, а иногда и по собственной инициативе. Лепет переходит в лепетное говорение: ребёнок высказывается целыми предложениями с разной интонацией. Может уже произносить отдельные осмысленные слова, вроде «мама», «папа», «дай».
Пришла пора читать ребенку сказки. Лучше всего начинать с народных, таких как Репка, Колобок, Теремок. Желательно озвучивать героев разными интонациями и тембром, разными голосами, и предлагать малышу самому говорить «как медведь», «как лиса», «как мышка»: это хорошее упражнение для развития речи.
Уже можно обсуждать с ребёнком картинки к сказкам, он может показать пальчиком, где нарисован Колобок, а где Волк, может пытаться сам сказать, что происходит на картинке. Может показывать на персонажа и сразу говорить его голосом.
Полезны также тренировки губ и языка. Нужно кривляться, строить рожицы, и поощрять ребёнка повторять за взрослым. Показывать язык, улыбаться, растягивать губы пальцами.
Другое хорошее средство – свистульки, свистки и дудочки. Детям очень нравится производить громкий шум, и они с удовольствием тренируют щёки, губы, язык и лёгкие. Но здесь нужна осторожность: игрушка должна быть достаточно большой, чтобы малыш не проглотил её, и нужно следить, чтобы ребёнок не бегал с ней во рту: в случае падения возможны серьёзные травмы. И конечно же, желательно выбирать такую дудочку, от звука которой мама не будет сходить с ума, даже если малыш станет дудеть весь день.
Уже можно заметить, что какие-то звуки ребёнок хорошо усвоил, они ему легко даются – а другие либо совсем не пытается произносить, либо произносит со сложностями. Здесь может помочь игра в повторюшки. Мама устраивается так, чтобы ребёнок видел движения её губ, и предлагает ему повторять за ней, сначала знакомые звуки и слоги, а потом уже и новые. Логопеды советую пользоваться фразами вроде «ла-ла-ла, наша девочка мала» или «жа-жа-жа, есть иголки у ежа». Можно пользоваться и короткими скороговорками, проговаривая их медленно и внятно. Ещё можно взять любые подходящие детские стишки, в том числе и из букваря – там они подобраны так, чтобы нужная буква (а значит, и звук) встречались много раз.
Годовалый ребенок уже многому научился. Он выучил своё имя, уверенно распознаёт это сочетание звуков в речи взрослых, и понимает, что речь идёт именно о нём. Реагирует, если его позвали. Возможно, и сам пытается его произнести, не обязательно правильно.
Сам малыш уже произносит от 10 до 20-25 осмысленных слов, часто упрощённых или звукоподражательных – но именно слов, произнесённых с конкретной целью, чтобы сообщить что-то или попросить о чём-то.
С пассивной речью ситуация лучше: малыш понимает и выполняет просьбы взрослых, уверенно распознаёт в их речи названия бытовых предметов и действий.
Повторяет за старшими слова и цепочки слов, звуки и слоги. Копирует интонации. Понимает, что разные люди говорят по разному, но смысл может быть один и тот же, его больше не сбивает с толку, что папа говорит «стол» папиным голосом, а мама – маминым.
Самое же главное достижение малыша – общение со взрослыми с помощью речи, постижение самой идеи такого общения. Что вместо того, чтобы тянуться к вещи и хватать её, можно сказать «дай», и старшие дадут вещь в ручки. Что если взрослые говорят что-то сделать – то малышу нужно сделать то или это. И что разговор может быть такой же формой контакта, как и прикосновения, когда мама берёт ребенка на руки.
Развитие речи у ребенка происходит постепенно, родители должны стимулировать общение, радоваться и поощрять малыша за произведенные фразы, даже если они произнесены неправильно.
Поправлять ребенка следует аккуратно, если машинка это у малыша биби, то родителям надо в речи называть машинку - машинкой, а не биби.
Постоянно пополняйте пассивный словарный запас малыша, показывая ему картинки и называя их.
Знакомьте малыша с разными звуками, напевайте ему разные песенки, пытайтесь петь вместе с ребенком.
Повторяйте трудные слова для произношения ребенка медленно по слогам, и попросите малыша повторить их вместе с вами.
Запишитесь на приём к врачу в вашем городе
Клиники вашего города
birth-info.ru