Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет. Занятия для ребенка в 1 5 года


Упражнения для развития ребенка от 1,5 лет. - запись пользователя Алена (alenka5211) в дневнике

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

(читаю,изучаю и анализирую)

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).

4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка)

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту  - как быстро вы заговорите на китайском?).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).                 Развитие музыкального слуха, чувства ритма.                                            1.Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).    2.Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).                                                                                  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).                                                                               4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка». 5.«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).    6.Знакомимся с понятиями «шум – тишина».                        7.Прослушивание классической музыки фоном.                            8.Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик").                                                                     Развитие сенсорики.
  10. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  11. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  12. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  13. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  14. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.                              Гимнастика и развитие координации.
  15. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  16. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  17. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  18. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  19. Катать мячики, машинки.
  20. Кидать мячики.
  21. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  22. Бить по мячу ногой.
  23. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.)
  24. Учиться переносить различные предметы на подносе.
  25. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
  26. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
  27. Толкать тележку, игрушечную коляску.
  28. Тянуть за собой предметы на веревочке.
  29. Играть с мамой в догонялки.
  30. Игры на фитболе по возрасту.
  31. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
  32. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
  33. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
  34. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
  35. Учиться катать машинку через “тоннель”.
  36. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
  37. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.        Ролевые игры.
  38. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  39. Покорми, умой куклу.
  40. Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  41. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  42. Стираем и развешиваем белье.
  43. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).                                                                        Развивающие упражнения в быту.(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
  44. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
  45. Пить из трубочки, из чашки.
  46. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
  47. Учиться вытирать со стола.
  48. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
  49. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
  50. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
  51. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
  52. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
  53. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).                                                                                Социальные навыки.
  54. Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
  55. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  56. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  57. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  58. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  59. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.         Творчество.
  60. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  61. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  62. Рисование пальчиками.
  63. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  64. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  65. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  66. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  67. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  68. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
  69. Аппликация крупой.
  70. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
  71. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).                                         Изучение свойств предметов:
  72. Большой-маленький.
  73. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  74. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  75. Один-много.
  76. Горячий-холодный.
  77. Высокий-низкий.
  78. Вверх-вниз.
  79. Предлоги.
  80. Грустный-веселый.
  81. Твердый-мягкий.
  82. Грязный-чистый.
  83. Спереди-сзади.
  84. Сухой–мокрый.
  85. Колючий.
  86. Гладкий.
  87. Шершавый.
  88. Легкий –тяжелый.                                                                                Лексические темы:
  89. Посуда.
  90. Рыбы.
  91. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  92. Машины.
  93. Кораблик.
  94. Домики.
  95. Цветы.
  96. Грибы.
  97. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
  98. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
  99. Овощи, фрукты.
  100. Продукты, еда.
  101. Животные домашние.
  102. Животные дикие.
  103. Одежда.
  104. Мебель.
  105.  Птицы.
  106. Части тела, части лица.
  107. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
  108. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
  109. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
самодельная сумка холодильник

www.babyblog.ru

От 10 месяцев до 1,5 лет: занятия для вашего малыша

Часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0-1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу от 10 месяцев до полутора лет. Чему уделить особое внимание?

  1. Развитие крупной моторики.

В возрасте около одного года развитие движения всё ещё занимает ведущее место. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

Что вам потребуется?

  • Обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или, в домашних условиях, мебель, которую ребёнок не сможет сдвинуть, опираясь на неё.
  • Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
  • Не мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений.
  • Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.
  • Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п.

  1. Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

В возрасте около одного года у ребёнка начинает формироваться понимание причинно-следственных связей. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

Что вам потребуется?

  • Любые игрушки, в которых нужно положить предмет в отверстие и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.
  • Различные рамки-вкладыши.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. д.
  • Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.

  1. Сенсорное развитие.

Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Однако в таком раннем возрасте всё ещё не нужно выделять их в отдельную зону материалов. Развитие происходит в основном в повседневной жизни.

Что вам потребуется?

  • Лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.
  • Развитие слуха. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Сенсорные дорожки. Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.
  • Сенсорные книжки.

Сейчас продается множество сенсорных книжек. Но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

  1. Развитие речи.

Обычно в возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо пополнять словарный запас.

Что вам потребуется?

  • Книжки серии «Мои первые слова».
  • Речевые коробочки для расширения словарного запаса (фигурки животных, фрукты-овощи, транспорт и т. п.).
  1. Упражнения практической жизни.

Около года ребёнок только начинает интересоваться занятиями окружающих его взрослых. Малыш может внимательно за ними наблюдать, но присоединиться к маме или повторить её действия пока бывает сложно. Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереть рот салфеткой, и за окружающими вещами: полить цветы, вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.

Читать по теме:

Какие занятия необходимы для развития ребёнка до 10 месяцев?

mchildren.ru

Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

Комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

1. Ходьба по наклонной доске (рис. 58). Укрепляют доску, приподняв один ее край на 20 - 25 см от пола. Слегка помогая ребенку, побуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить 4 - 6 раз.

Рис. 58. Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

2. Подползание под веревку. Вешают верев­ку на высоте 25 - 35 см. Показывая ребенку игрушку по другую сторону веревки, побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая игрушку. Повторить 4—5 раз.

3. Перелезание через бревно, скамейку (рис. 59). Побуждают ребенка перелезать через ящик, бревно или скамейку, установленные в саду, слегка помогая ему. Повторить 2—3 раза.

Рис. 59. Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

4. Поочередное поднимание н о г. Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально палку на уровне 40 - 50 см от пола. Ребенок поочередно пальцами то одной, то другой ноги пы­тается достать палку. Повторить 3 - 4 раза каждой ногой.

5. Ползание на четвереньках. На полу ле­жит широкая доска, покрытая ковриком. Ребенок, стоя на четвереньках, пытается продвигаться по доске. Проделать 3—4 раза.

6. Бросание мяча в цель. Ребенок держит в руке малый мяч. Побуждать его бросать мяч в горизонтальную цель — корзину, поставленную на расстоянии метра. Повто­рить 4—6 раз.

7. Лазание по лесенке. Ребенку помогают взби­раться на лесенку на высоту 1,5 м. Повторить 1- 2 раза.

8. «Спрячь флажок». Ребенок садится на стульчик и держит в руках два флажка. По команде взрослого он под­нимает руки с флажками вверх, вытягивает их вперед и затем, сильно наклоняясь вперед, прячет под стульчик. Повторить 3—5 раз.

9. Ходьба по доске. На полу лежит доска шири­ной 25 - 30 см. Ребенок проходит по ней с поднятыми в сто­роны руками. Затем ту же доску устанавливают горизонталь­но на высоте 15—20 см. Ребенок повторяет упражнение Выполнить по 2—4 раза.

10. Игра «в лошадки». Взрослый, закрепив «вожжи» на плечах ребенка, предлагает ему побегать, удерживая

«вожжами» от чрезмерно быстрого темпа. Проводить игру в течение 40 — 50 секунд.

Продолжительность всего занятия — 15—18 минут.

Комплекс для детей 2—2,5 года

1. Ходьба по кружкам. Мелом на полу чертят несколько кружков диаметром 50 — 70 см. Побуждают ребен­ка перешагивать из одного кружка в другой, стараясь не на­ступать на черту. Повторить 4—6 раз.

Рис.60. Комплекс для детей 2—2,5 года

2. Сесть и лечь (рис. 61). Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под креслом, шкафом или их удерживает взрослый. Побуждать его сесть, и лечь не сгибая ног. Повторить 1-3 раза.

Рис.61. Комплекс для детей 2—2,5 года

3. Лазание (рис. 62). Ребенка побуждают взобраться на 3 - 4 ступеньки установленной стремянки или лесенки и слезть с нее приставным шагом. Повторить 2—3 раза.

Рис.62. Комплекс для детей 2—2,5 года

4. Бросание мяча. Ребенок стоит и держит в руке малый мяч. Его побуждают бросать мяч в установленную вертикальную цель (обруч диаметром 50 - 60 см, прикреп­ленный к стенке на уровне глаз ребенка) на расстоянии 80—100) см. Повторить 3-4 раза.

5. Перешагивание через веревку. Закреп­ляют веревку на высоте 22— 28 см над полом. Ребенок пере­шагивает через нее в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить по 2 - 4 раза.

6. «Достань предмет». Ребенок садится на ков­рик; рядом с ним кладу различные мелкие предметы - кубики, кольца и пр. Ребенка побуждают доставать предмет и, поворачивая туловище, класть его по другую сторону от себя. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону.

7. Игра «Догони мяч». Взрослый подзывает к себе ребенка, бросает мяч подальше от него и предлагает ему побежать и принести мяч. Игра повторяется 4-6 paз

Продолжительность занятия 18- 20 минут

Исаева Е.И.

medbe.ru