Демонстрационный материал: Рабочие листырабочие листы с заданиями рабочие листыИгры:дид. игра дид. игра дид. игра с пояснениямиНаблюдения и экспериментыМатериалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.• Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.• Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)• Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.• Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.• Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ? Больше экспериментов:
"Восприятие глаз"(http://home.damotvet.ru/kids/818978.htm) Для этого простого эксперимента потребуется чистая чашка, несколько монет, ручка, бумага, стол, стулья и обязательно один помощник. Целью нашего очередного эксперимента является выявление следующего утверждения – действительно ли человек двумя глазами видит лучше, чем одним? Вы со своим помощником должны сесть за столом напротив друг друга. Между вами должна стоять чашка. Вам необходимо будет взять монету и держать ее над чашкой. Ваш партнер должен будет вам говорить сместить руку с монетой в ней вправо, влево, назад или вперед. Как только ваш партнер убедится в том, что монета находится точно над чашкой, ему необходимо будет попросить вас отпустить ее. Проведите эксперимент еще раз, но в этот раз один глаз должен быть закрыт. Запишите полученные результаты. Потом поменяйтесь ролями и сверьте ваши и его результаты.ОПЫТ № 1ЦЕЛЬ: определить реакцию зрачков на различную степень освящения.Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освященной комнате, а затем задернуть шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освященной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Они расширяются для того чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.Находясь в темной комнате, дети различать предметы могут, но не могут определить их цвет.РАССКАЗ ПЕДАГОГА: Прямо напротив зрачка на сетчатке находятся ещё одно образование, которое называется «желтое пятно». В нём очень много палочек и колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном», есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И, когда изображение попадает на это место, человек его просто не видит.ОПЫТ № 2ЦЕЛЬ: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу картинки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и 2 круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало в слепое пятно. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Чем отличается зрение животных и человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связанно с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. На поверхности тела червей есть «глазки», но они ничего не видят, а просто реагируют на свет.Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, они хорошо видят в темноте. А глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.Пчелы - пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и три маленьких глаза. Кроме того пчелы достаточно необычно воспринимают цвета. Так, например, они опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать цвета и предметы. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более 100 лет назад.
ОПЫТ № 1 ЦЕЛЬ: Определить пищу на вкус (не глядя на неё). Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи. ОПЫТ №2 ЦЕЛЬ: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить только по запаху, какой либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.). Затем ребенку предлагают закрыть нос и вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии , вкус продукта ощущается гораздо лучше. Существует четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Детям предлагается назвать что может быть горьким, сладким, кислым, соленым. Язык реагирует на вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположены на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч), у утки 200, у голубей 37, у цыпленка 24. ОПЫТ № 3 ЦЕЛЬ: Определить вкусовые зоны языка. Перед каждым ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном. После высказывания детей, воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый боковыми частями, горький основанием языка. ОПЫТ №4 ЦЕЛЬ: Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №11. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает. ОПЫТ №5 ЦЕЛЬ: Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта(на примере чая), А также от последовательности приема пищи разного вкуса. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащее одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку, пробует еще раз. В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий. После глотка соленой воды детям предлагается попробовать соленую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая, лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.
Почему все звучит? Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон Описание: Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных импредметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? Опыт № 1 ЦЕЛЬ: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Ребенок поворачивается спиной к воспитателю, воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности у ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друг друга. Ребенок угадывает, кто его позвал с какой стороны. Потом дошкольнику закрывает одно ухо ватой, и проводят аналогичный эксперимент. По окончанию опыта ребенок делится впечатлениями. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Воспитатель рассказывает детям о строении уха. Ухо состоит из 3-х частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает: ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находится 3 очень важных косточки -молоточек, наковальня и стремечко. И специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе находится очень важный орган, по внешнему виду он напоминает улитку. Он получает сигналы и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например: звонок в дверь - ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует подойти к двери и посмотреть в глазок, прежде чем открыть дверь. Кроме этой самой быстрой в мире улитки, во внутреннем ухе особым образом расположены три полукружных канала наполненных жидкостью. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы часто падали от головокружения. Но этого не происходит потому, что при любых наших движениях жидкость быстро перемещается по каналам. В народе существует такое выражение: «В одно ухо влетело, а в другое вылетело». - Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Однако есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач - лор (отоларинголог). ОПЫТ № 2 ЦЕЛЬ: Определить связь уха с носоглоткой. Опыт проводится: дети рассматривают схемы «Строение уха». Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке уха, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот. По окончанию опыта испытуемый ребенок делится своими впечатлениями. Что чувствует наш нос? ОПЫТ № 1 ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различении цветов по запаху. Взрослый предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным, характерным запахом (черный, белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин) и т.д. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Обонятельные нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствует запахи еще лучше, чем человек. У кошек, собак и лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных обоняние развито еще сильнее, чем у домашних. Олень или кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться. Этих животных защищает их удивительно острый нюх. Во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистая оболочка в носу разбухает, раздражается и нос забивается слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки. У человека воспринимающие запах клетка, расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, что бы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох (дети убеждаются в этом на опыте). ОПЫТ № 2 ЦЕЛЬ: Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из под духов, кожура от мандарина и т.п. Не трогая мешочек, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри. После ответов детей воспитатель уточняет для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.) А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Человек различает около 400 разных запахов. У большинства животных обоняние является самым важным чувством. Лучше других животные воспринимают запахи собаки, очень слабо птицы, а вот дельфины совершенно не различают никаких запахов. Люди воспринимают друг друга в процессе общения в большей степени при помощи зрения, слуха. А вот для животных первостепенную роль играет своеобразный запах, идущий от них. Например: у муравьев есть запах «тревоги», «смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья издающего этот запах, его собратья «хоронят», - оттаскивают далеко от муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны», будут повторяться, если не исчезнет этот запах. Литература (для чтения): Э. Мошковская « Мой замечательный нос»; Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»; Н. Сладков «Ящуркин нос»;В. Бианки «Чей нос лучше». Творческая часть темы Все 5 органов чувств можно показать на таких мордочках: с бегающими глазками, колокольчиками, ароматизированном духами носике, бархатными/наждачными лапками,ротиком в виде жевательной резинки или лакричной конфеты: \
bernudarzniece.blogspot.com 5 экспериментов с телом и мозгом: научные опыты для детей. Общее развитие детейСмотрите такжеЕсть ли в этом мире что-то более удивительное, чем ты? Конечно, нет. Так почему бы не начать научные исследования с изучения самого себя? Знаешь ли ты, где в данную минуту находятся твои руки и ноги? А откуда ты это знаешь? Оказывается, тебе помогает проприоцепция! Так называют ощущение положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы (проприоцепторы) в твоих мышцах, суставах и во внутреннем ухе посылают сигналы в твой мозг: «Вытянулся на диване, пульт в левой руке» или «Пальцы в песочном тесте». Проведи описанные ниже эксперименты — и ты увидишь проприоцепцию в действии! Слово «проприоцепция» происходит от двух латинских слов: proprius — «собственный», и perception, что значит «способность осознавать и понимать». Затяни ремень! Проприоцепция подсказывает тебе, сколько места твое тело занимает в пространстве. Давай проверим, насколько точно ты представляешь свои размеры! Тебе понадобится:
Что происходит? Ученые точно не знают, почему большинство людей неверно представляют собственные размеры. Внутренняя картинка того, как выглядит наше тело, называется схемой тела. По мере взросления она меняется, ведь меняемся мы сами. Мозг не всегда успевает соединить идеальную картинку с реальной фигурой, особенно если тело быстро меняется (например, в детстве, когда ребенок постоянно растет). Взлетающая рука Этот эксперимент покажет тебе, как реагируют твой мозг и мышцы, когда «включаются» датчики положения тела. Тебе понадобится: Что происходит? Когда ты давишь рукой на стену, твои мышцы сжимаются (сокращаются) — точно так же они сжимаются, если ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отходишь от стены, твои мышцы расслабляются, а потом автоматически сокращаются снова. И уже не встречая препятствия в виде стены, мышцы поднимают руку вверх. Внимание! Глаза посылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, поэтому эксперимент проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время следующего задания тебе тоже придется закрыть глаза! Розовых фламинго просим не беспокоиться Насколько важно зрение для проприоцепции? Проведи этот эксперимент, и твоим глазам откроется вся правда. Тебе понадобится
Теперь, когда ты увидел свою проприоцепцию в действии, скажи: что, по-твоему, случится, если органам чувств, отвечающим за положение в пространстве, отправить путаное сообщение? Что будет, если мозгу дать искаженную, неполную или вовсе абсурдную информацию? Узнай это с помощью следующих опытов. Время кружения Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд. Затем попытайся пройти по прямой. Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела. В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так. Чтобы представить движение жидкости в каналах внутреннего уха, возьми стакан и наполни его наполовину водой. Аккуратно взболтай воду в стакане, чтобы получилась воронка. Затем держи стакан неподвижно. Как долго продолжала крутиться вода? Путаница с зеркальным волшебством Когда мозг сосредоточен на чем-то, он верит тому, что видит человек. А что произойдет, если то, что ты видишь и слышишь, не будет совпадать? Попробуй запутать свой мозг, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Тебе понадобится
Что происходит? Все дело в противоречивой информации. Твои глаза посылают мозгу сообщение: «Руки не двигаются». Но уши и мышцы левой руки отправляют другое сообщение: «Я щелкаю пальцами». Странное ощущение появляется из-за того, что мозг пытается соединить эти противоречивые сигналы. Источник: 7ya.ru Похожие статьи:norra.ru 5 интересных научных экспериментов над своим теломНасколько точно мы представляем свои размеры? Как можно запутать собственный мозг? Как выработать условный рефлекс у животного? Почему глаза видят то, чего нет? Можно ли заразиться зевотой? Что будет, если провалиться в черную дыру? Ответить на эти вопросы и узнать, почему так происходит, помогут увлекательные эксперименты для детей из книги «Сам себе ученый».
Фото © МИФ.Детство
Эта полная удивительных фактов и забавных экспериментов книга детского писателя Хелейн Беккер заражает научным любопытством и пробуждает любовь к исследованиям. Ваш ребенок не только узнает много удивительного из мира науки, но и поймет, что любую идею можно проверить опытным путем.
Эксперименты, которые будут интересны детям и взрослымЗнаешь ли ты, где в данную минуту находятся твои руки и ноги? А откуда ты это знаешь? Оказывается, тебе помогает проприоцепция! Так называют ощущения положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы (проприоцепторы) в твоих мышцах, суставах и во внутреннем ухе посылают сигналы в твой мозг. Проведи описанные ниже эксперименты – и ты увидишь проприоцепцию в действии!
Эксперимент №1. Затяни ремень! Проприоцепция подсказывает тебе, сколько места твое тело занимает в пространстве. Давай проверим, насколько точно ты представляешь свои размеры!
1. Положи скакалку на пол, свернув в кольцо. 2. Попроси друзей медленно тянуть концы скакалки в разные стороны, чтобы кольцо становилось все меньше. Внимательно наблюдай за ними. Когда тебе покажется, что кольцо на полу соответствует обхвату твоей талии, крикни: «Стоп!». Друзья перестанут тянуть за концы скакалки. 3. Аккуратно шагни в круг. Не меняя его размера, подними скакалку до уровня своих бедер. Угадал? Большинство людей ошибаются! Обычно мы думаем, что гораздо больше, чем есть на самом деле. Почему так происходит? Ученые точно не знают, почему большинство людей неверно представляют собственные размеры. Внутренняя картинка того как выглядит наше тело, называется схемой тела. По мере взросления она меняется, ведь меняемся мы сами. Мозг не всегда успевает соединить идеальную картинку с реальной фигурой, особенно если тело быстро меняется (например, в детстве, когда ребенок постоянно растет).
Эксперимент №2. Взлетающая рука Этот эксперимент покажет тебе, как реагируют твой мозг и мышцы, когда «включаются» датчики положения тела.
1. Прислонись к стене так, чтобы поверхность одной руки была плотно к ней прижата. 2. В течение 30–60 секунд с силой вдавливай руку в стену, будто хочешь отвести руку в сторону. 3. Закрой глаза. 4. Отойди от стены. 5. Рука волшебным образом поднимется сама!
Что происходит? Когда ты давишь рукой на стену, твои мышцы сжимаются (сокращаются) — точно так же они сжимаются, если ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отходишь от стены, твои мышцы расслабляются, а потом автоматически сокращаются снова. И уже не встречая препятствия в виде стены, мышцы поднимают руку вверх.
Эксперимент №3. Розовых фламинго просим не беспокоиться Насколько важно зрение для проприоцепции? Проведи этот эксперимент, и твоим глазам откроется вся правда.
1. Встань на одну ногу, как фламинго. 2. Оставайся в этом положении 30 секунд, не опуская вторую ногу на пол. 3. Повтори эксперимент. На этот раз с закрытыми глазами! 4. Удалось ли тебе удержать равновесие? Пусть твой друг попробует проделать то же самое.
Почему так происходит? Глаза посылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, поэтому эксперимент проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время следующего задания тебе тоже придется закрыть глаза!
Эксперимент №4. Время кружения Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд.
Затем попытайся пройти по прямой. Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела.
В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так.
Эксперимент №5. Путаница с зеркальным волшебством Когда мозг сосредоточен на чем-то, он верит тому, что видит человек. А что произойдет, если то, что ты видишь и слышишь, не будет совпадать? Попробуй запутать свой мозг, чтобы узнать ответ на этот вопрос. 1. Установи на столе зеркало (тебе понадобятся небольшие фиксаторы или пара книг, чтобы удерживать его вертикально). Сядь за стол и положи руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала. 2. Теперь наклони голову так, чтобы видеть отражение в зеркале. Ты видишь две руки! Но та, что в зеркале, на самом деле отражение правой руки. 3. Одновременно щелкай пальцами обеих рук. Затем перестань щелкать правой рукой. Когда видишь две неподвижные (не щелкающие пальцами) руки, но продолжаешь слышать щелчки, появляется странное ощущение, правда?
Почему так происходит? Все дело в противоречивой информации. Твои глаза посылают мозгу сообщение: «Руки не двигаются». Но уши и мышцы левой руки отправляют другое сообщение: «Я щелкаю пальцами». Странное ощущение появляется из-за того, что мозг пытается соединить эти противоречивые сигналы.
Помимо экспериментов, которые можно провести дома, здесь описаны самые странные и забавные опыты в мире, которые устраивали во имя науки. Светящиеся поросята, запах страха, робот, проверяющий печенье на рассыпчатость и другие забавные опыты, которые докажут: наука — это интересно!
Статья предоставлена издательством «МИФ.Детство»
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней: ncuxolog.ru Пять чувствСенсомоторное развитие – так называется постоянная стимуляция чувств ребенка. Малыши ползают, трогают предметы, пробуют все на вкус и на прочность, учатся различать запахи и, конечно, смотрят во все глаза на новый для них мир. В это же время в их мозге формируются невероятно важные нейронные связи. Ранние впечатления и опыты стимулируют становление этих связей, являющихся, по сути, основой дальнейших успехов ребенка не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Зрение С рождения ребенок обладает зрением, однако еще пройдет несколько недель и месяцев, прежде чем он сможет видеть мир яснее и четче. Все произойдет своим чередом, однако в наших силах помочь развить наблюдательность. Да будет свет!Покажите ребенку, что такое мигающие огоньки, например, гирлянда на елке, светящиеся ночью лампы со специальным эффектом ночного неба. Когда малыш сможет следить взглядом за предметами, принесите фонарик в темную комнату и посветите им. Играйте с помощью зеркала в солнечного зайчика. В яркий весенний день на улице надуйте огромный мыльный пузырь: пусть кроха удивить, как переливаются все света. МобилеС двух месяцев малыша заинтересует двигающиеся мобиле, закрепленные на высоте 20-30 см над кроваткой. В этом возрасте детей также привлекают контрастные картинки, поэтому положите перед малышом, лежащим на животе, шахматную доску, подвесьте контрастное мобиле и разместите красивые черно-белые картинки в пределах видимости малыша. ЗеркалоЗеркала должны окружать ребенка с самого рождения. Подходите с крохой к зеркалу вместе и показывайте ему его отражение. Это не только развивает зрение, но и позволяет научиться отделять себя от другого. Зеркала могут быть на уровне ползающего ребенка, а ходящего карапуза они приведут в восторг. ПряткиЭто игра развивает зрение, наблюдательность, а также учит понимать связь между причиной и следствием. Мама прячется за креслом, а малыш пытается найти ее. Со временем под шарфом или платком можно спрятать любимую игрушку ребенка. Спрячьтесь сами и позовите ребенка. Отличная развивающая игра для маленьких детей - кукольный театр, ведь за перемещениями персонажей надо следить и пытаться предсказывать, где они появятся в следующий момент. Выбирайте простые сказки («Курочка Ряба», «Колобок»), а ширмой может стать спинка дивана. Слух Слух лучше всего развивает музыка. Окружите ребенка классической музыкой, сопровождайте умывание, прогулки, кормление и массаж веселыми ритмичными песенками. Танцуйте с малышом. Высокие и низкие звукиДля этой игры вам пригодятся два колокольчика – маленький и большего размера. Позвоните и прокомментируйте частоту звука. Ударьте вилкой по стеклянному бокалу, дайте возможность ребенку постучать по кастрюлям разного размера деревянной ложкой. Изобразите звуки голосом – низкий звук низким, высокий – тоненьким. Осязание Существует немало способов, чтобы развивать тактильные ощущения ребенка. Поход в бассейн, поездка к морю, прогулка по свежей траве – лишь некоторые из них. Сенсорная дорожка Детям нравится бегать босиком по песку на пляже, по прогретой солнцем травке, по лужам после летнего дождя. Но из-за смены сезонов и особенностей климата не всегда есть возможность обеспечить малышу стимулы для сенсорного развития на природе. Зато в наших силах создать специальную дорожку с различными поверхностями. Положите на пол подушку из велюра, шкуру какого-нибудь зверя, резиновый коврик, кусочек бархата (в ковровом магазине можно взять несколько ковровых образцов). Насыпьте немного песка в небольшой контейнер, налейте в другой контейнер теплой мыльной воды, выложите гальку. Дополнительно вы можете сделать простые мешочки с крупой, галькой. Подушки и мешочки хороши тем, что помогают, помимо тактильных ощущений, развить чувство равновесия. Проходя по дорожке, комментируйте, что песок теплый, галька гладкая, пол прохладный, а ковер мягкий, так как это способствует расширению словарного запаса.Тактильная книжка Сделать тактильную книжку очень просто. Вам понадобятся плотный блокнот из картона или прочный фотоальбом. На каждый листок будем наклеивать материалы: натуральный и искусственный мех, нежесткую наждачную бумагу, фольгу, вату, оберточную бумагу, которая шуршит, фетр. Чем разнообразнее будут страницы книжки, тем интереснее ее будет рассматривать. Проведите ладошкой малыша по странице, назовите материал и расскажите, какой он на ощупь. Например, фетр – мягкий, а мех – мягкий и пушистый.Из пустого в порожнееВода – самый доступный ресурс для развития органов чувств малыша. Игр с водой существует огромное множество, однако наиболее простым способом занять малыша и одновременно помочь ему развить глазомер, мелкую моторику является переливание воды. Переливают воду из стакана в стакан, из пластикового кувшина в стакан, из одного стакана в другой с помощью пипетки, через воронку, в сосуды разных размеров, можно также взбивать пену с помощью венчика. По простоте и развивающему потенциалу воде не уступает песок. Известно, как дети любят играть в песочнице. Аккуратный контейнер с чистым песком можно завести дома. В своей маленькой песочнице малыш сможет пересыпать песок, пользуясь разными приспособлениями – ложкой, стаканчиками, ситом, ведерком, воронкой. Если песок найти трудно, его легко заменит мелкая крупа – например, манка или кукурузная мука. Тили-тили тесто Тесто для лепки и моделирования - замечательный развивающий ресурс. Тесто делают по специальному рецепту, смешивая муку, воду и оливковое масло. Иногда добавляют соль, чтобы не возникало соблазна тянуть тесто в рот. Пищевые красители сделают тесто для моделирования более привлекательным. Когда тесто готово, его раскатывают, мнут, лепят колобки. Дополнительно используют формочки для печенья, скалки, деревянные палочки для мороженого.Рисуем пеной Малыши обожают рисовать пеной для бритья по стеклу. Если вы давно мечтали помыть окно и вы уверены, что ребенок не будет пробовать пену для бритья на вкус, то попробуйте порисовать вместе. Эта игра рассчитана на постоянное присутствие взрослого, который будет следить за тем, чтобы малыш не тер глаза руками, вымазанными пеной, не тянул руки в рот. Итак, вам понадобится вертикальная поверхность, например, стеклянная дверь, пластиковый стол, уложенный на бок, противень или магнитная доска. Упражнение очень полезно для развития, так как рисуя на вертикальной поверхности, дети держат руку несколько иначе, чем при рисовании за столом или на полу. Мышцы кисти укрепляются, и рука загодя готовится к письму.Вкус Лучшим способом развивать вкусовые ощущения – это кормить малыша разнообразно, предлагать ему самостоятельный выбор из набора подходящих по возрасту продуктов, а также давать возможность пробовать новые фрукты, овощи, орехи. Закрой глаза, открой ротДля этой игры наберите целую тарелку разных интересных вкусностей: изюма, кураги, кусочков фруктов, овощей, рыбы, риса. Теперь попросите ребенка закрыть глаза и угадать, что он или она только что съели. ОбоняниеРебенка с детства окружают запахи. Обычно нам не приходится специально развивать обоняние. Мы лишь должны привлекать внимание к ароматам цветов и трав, ароматическим маслам, которые используем, приятным натуральным ароматным свечкам. Ароматические травыЭта игра для дошкольников. Возьмите три вида ароматных трав (лимонник, укроп, мяту), ступку и пестик и научите малыша размельчать травы в ступке. Положите получившуюся траву в небольшой контейнер и попросите угадать по запаху, в какой из контейнеров укроп, в каком – мята, а в каком лимонник. Запахи Для игры вам понадобятся ватные шарики и небольшие контейнеры, которые можно наполнить ванилью, уксусом, лимонным соком, мылом, елочными иголками, шоколадом. Откройте крышку баночки и попросите малыша угадать, что это за запах. Если угадать сложно, можно попросить рассказать, на что похож этот аромат, встречался ли он когда-нибудь с этим, что напоминает ребенку тот или иной запах.
Текст: Екатерина Чинарова lifespa.ru |