Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

5 экспериментов с телом и мозгом: научные опыты для детей. Общее развитие детей. Опыты на 5 чувств человека для ребенка


5 интересных научных экспериментов над своим телом, которые будут интересны детям и взрослым

Опыты и эксперименты — область, которая магнитом притягивает детей и взрослых. Ведь безумно интересно эмпирическим путем добиваться доказательств того или иного свойства, или создавать чудо из обычного.

Мы с детьми уже проводили опыты с водой, волшебные опыты с цветом, с магнитом и даже семенами. И вот сегодня с удовольствием представляю слово любимому издательству «МИФ. Детство». Ведь совсем недавно книжный мир пополнился увлекательной новинкой — копилкой потрясающих опытов — книгой «Сам себе ученый»!

Вы можете «заглянуть» под ее обложку прямо сейчас:

5 интересных научных экспериментов над своим телом, которые будут интересны детям и взрослым

 Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем ты? Конечно, нет. Так почему бы не начать научные исследования с изучения самого себя? В этом помогут увлекательные эксперименты из книги «Сам себе ученый».

Знаешь ли ты, где в данную минуту находятся твои руки и ноги? А откуда ты это знаешь? Оказывается, тебе помогает проприоцепция! Так называют ощущения положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы (проприоцепторы) в твоих мышцах, суставах и во внутреннем ухе посылают сигналы в твой мозг. Проведи описанные ниже эксперименты – и ты увидишь проприоцепцию в действии!

Эксперимент №1. Затяни ремень!

Проприоцепция подсказывает тебе, сколько места твое тело занимает в пространстве. Давай проверим, насколько точно ты представляешь свои размеры!

1. Положи скакалку на пол, свернув в кольцо.

2. Попроси друзей медленно тянуть концы скакалки в разные стороны, чтобы кольцо становилось все меньше. Внимательно наблюдай за ними. Когда тебе покажется, что кольцо на полу соответствует обхвату твоей талии, крикни: «Стоп!». Друзья перестанут тянуть за концы скакалки.

3. Аккуратно шагни в круг. Не меняя его размера, подними скакалку до уровня своих бедер. Угадал? Большинство людей ошибаются! Обычно мы думаем, что гораздо больше, чем есть на самом деле.

Почему так происходит?

Ученые точно не знают, почему большинство людей неверно представляют собственные размеры. Внутренняя картинка того как выглядит наше тело, называется схемой тела. По мере взросления она меняется, ведь меняемся мы сами. Мозг не всегда успевает соединить идеальную картинку с реальной фигурой, особенно если тело быстро меняется (например, в детстве, когда ребенок постоянно растет).

Эксперимент №2. Взлетающая рука

Этот эксперимент покажет тебе, как реагируют твой мозг и мышцы, когда «включаются» датчики положения тела.

1. Прислонись к стене так, чтобы поверхность одной руки была плотно к ней прижата.

2. В течение 30–60 секунд с силой вдавливай руку в стену, будто хочешь отвести руку в сторону.

3. Закрой глаза.

4. Отойди от стены.

5. Рука волшебным образом поднимется сама!

Что происходит?

Когда ты давишь рукой на стену, твои мышцы сжимаются (сокращаются) — точно так же они сжимаются, если ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отходишь от стены, твои мышцы расслабляются, а потом автоматически сокращаются снова. И уже не встречая препятствия в виде стены, мышцы поднимают руку вверх.

Эксперимент №3. Розовых фламинго просим не беспокоиться

Насколько важно зрение для проприоцепции? Проведи этот эксперимент, и твоим глазам откроется вся правда.

1. Встань на одну ногу, как фламинго.

2. Оставайся в этом положении 30 секунд, не опуская вторую ногу на пол.

3. Повтори эксперимент. На этот раз с закрытыми глазами!

4. Удалось ли тебе удержать равновесие? Пусть твой друг попробует проделать то же самое.

Почему так происходит?

Глаза посылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, поэтому эксперимент проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время следующего задания тебе тоже придется закрыть глаза!

Эксперимент №4. Время кружения

Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд. Затем попытайся пройти по прямой. Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела. В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так.

Эксперимент №5. Путаница с зеркальным волшебством

Когда мозг сосредоточен на чем-то, он верит тому, что видит человек. А что произойдет, если то, что ты видишь и слышишь, не будет совпадать? Попробуй запутать свой мозг, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

1. Установи на столе зеркало (тебе понадобятся небольшие фиксаторы или пара книг, чтобы удерживать его вертикально). Сядь за стол и положи руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала.

2. Теперь наклони голову так, чтобы видеть отражение в зеркале. Ты видишь две руки! Но та, что в зеркале, на самом деле отражение правой руки.

3. Одновременно щелкай пальцами обеих рук. Затем перестань щелкать правой рукой. Когда видишь две неподвижные (не щелкающие пальцами) руки, но продолжаешь слышать щелчки, появляется странное ощущение, правда?

Почему так происходит?

Все дело в противоречивой информации. Твои глаза посылают мозгу сообщение: «Руки не двигаются». Но уши и мышцы левой руки отправляют другое сообщение: «Я щелкаю пальцами». Странное ощущение появляется из-за того, что мозг пытается соединить эти противоречивые сигналы.

Еще больше забавных научных ответов на веселые вопросы, экспериментов и удивительных фактов в книге «Сам себе ученый». Приобрести книгу «Сам себе ученый» можно в интернет-магазине «Лабиринт» или Ozon.

Как удивительно наше тело! И ведь это лишь капля в море! Делали ли вы какие-либо эксперименты над своим телом ( в самом лучшем смысле)? Поделитесь в комментариях.

С уважением,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

"Путешествие по стране органов чувств". Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи

  • Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).

  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).
  • Оборудование и материалы

    • На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: "Что внутри?", "Азбука жестов", "Угадай по вкусу", "Азбука для слепых" (см. Приложения).
    • На каждый стол: набор из шести кубиков, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки. Букетики цветов.
    • Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.

    Предварительная работа

    • Аппликация: изготовить карточки "мама", "папа", "день", "ночь" (слайды № 11,12). Воспитатель размечает карточку, дети - наклеивают горошины.
    • Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов "мама", "папа", "день", "ночь".

    Ход занятия

    Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

    Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!

    А вот и первая остановка (Слайд №3). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

    Видеть папу, видеть маму, Видеть небо и леса

    Помогают нам:(Ответы детей, слайд №4)

    В.: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.

    Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

    О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)

    В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (Слайд №5)

    Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №6)

    В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №7,8)

    Комментарий к слайдам:

    • Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
    • Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
    • На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
    • В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
    • Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
    • Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей, слайд №9)

    В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги "читают" не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.

    Помните, мы с вами делали аппликацию - половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: "Что это за карточки?" (Ответы детей)

    Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: "мама", "папа", "день", "ночь". Слайды №11,12)

    В.: Трудное задание? ( Ответы детей)

    А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!

    Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

    Физкультминутка

    А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

    В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №13):

    Оля слушает в лесу, Как кричит кукушка, А для этого нужны - Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №14)

    В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

    Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №15)

    Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

    Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд №16)

    В.: У вас на столе стоит 6 кубиков разных цветов /белого, синего, красного, зелёного, оранжевого, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички (Приложение 2): напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в красном кубике, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?

    (Дети выполняют задание, подводятся итоги, слайд №17)

    В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная "Азбука жестов". (Слайд №18)

    В.: Вот, например, как будет "звучать" слово "мама" (Показ воспитателя)

    На слайде Таня показывает как "звучит" её имя. (Слайд №19)

    Каждый из вас может попробовать "произнести" своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из "Азбуки:" буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.

    Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.

    (Дети вырезают буквы своих имён из "Азбуки жестов", приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)

    Воспитатель подводит итог занятия.

    ЧАСТЬ 2

    В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

    Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 20)

    Между двух светил, В середине я один. (Ответы детей)

    В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №21)

    В.: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

    Что мы чувствуем носом? (Слайд №22).

    Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

    А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

    В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.

    Какие бывают запахи? (Ответы детей)

    Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)

    Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

    Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

    Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко - легко подышим.

    В.: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.

    Загадка:

    Всегда во рту, А не проглотишь.

    Что это? (Ответы детей, слайд №24)

    Зачем человеку язык? (Ответы детей)

    Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

    Дидактическая игра "Определи на вкус" (слайд №25)

    Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.

    Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?

    (Работа детей, ответы, подведение итогов, слайд №26)

    В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №27. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

    Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши ... (Ответы детей, слайд №28)

    В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№29)

    А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

    Мягкое и твердое, острое, тупое, Горячее, холодное, мокрое, сухое: Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша: (Ответы детей)

    Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

    Дидактическая игра "Определи на ощупь".

    Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

    В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №29)

    Давайте вспомним их:

    • Один говорит,
    • Один нюхает,
    • Двое глядят,
    • Двое слушают,
    • Двое трогают

    Кто такие? (Ответы детей)

    В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать? (Слайды №30,31)

    Соблюдать следующие правила гигиены:

    • относиться бережно, содержать в чистоте;
    • не переохлаждаться;
    • не обжигаться;
    • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
    • не читать книги при плохом освещении;
    • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

    Берегите себя, заботьтесь о себе!

    В.: А теперь мы улыбнемся, (слайд №32)

    Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим пожеланья:

    Дети говорят друг другу добрые пожелания.

    Занятие окончено. Всем спасибо.

     Использованные источники.

    1. http://redzeppelin.ru/category/news/page
    2. http://rupark.com/topic64232/
    3. www.public-domain-photos.com
    4. http:// 9vandalay.wordpress.com
    5.  http://www.webmechta.com
    6. www.infpol.ru
    7. www.gametrailers.com
    8. http://new.oreninform.ru
    9. www.karapuzik.net
    10. www.babyblog.ru
    11. www.themailboxcompanion.com
    12. www.fotodeti.ru

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Детям о сердце. 6 экспериментов :: Это интересно!

    А вы знаете, что в Инстаграме есть интересный познавательный проект #узнай_с_нами? Ведут его несколько креативных и любознательных девушек, и я в их компании:) Каждый месяц мы берем новую тему и целую неделю изучаем ее с разных сторон. Маша @earlystudy делает тематическое занятие для деток, вторая Маша @shkurinamaria придумывает сказку, у Риты @knigra обзор полезных книг по теме, у Анны @tokarinos веселая развивающая игра или поделка, у Вики @spacegiraffe_ru интересные факты и мультфильмы. А я @tavika.ru провожу опыты и эксперименты. Все темы проекта вы можете найти по тегам и даже присоединиться к нам со своими работами на тему этого месяца "Сердце" - добавляйте к фото тег #узнай_сердце. Или просто погуляйте по тегам, там интересно!

    Ну а сегодня тут в блоге я хочу показать несколько простых опытов и экспериментов для детей, которые помогут познакомить ребенка с таким важным органом человеческого тела как сердце. Изучаем свой организм - познавательно, интересно и весело :) Кстати, помните, мы уже как-то делали необычные опыты про тело и органы чувств человека - посмотреть их можно тут. "Ставим опыты над собой". А сейчас давайте поближе познакомим деток с сердцем! Опыт 1. Размер сердца.

    Многие дети, говоря о сердце, его себе представляют в виде красненького "сердечка", которое находится у них внутри и которое производит "любовь" или "грусть". На самом деле сердце - такой же орган как и все остальные. В основном он состоит из мышц, разделяется на 4 отдела - два предсердия и два желудочка (левые и правые) и занято тем, что прокачивает кровь по сосудам тела. Делает оно это с помощью сокращений - как насос "проталкивая" порции крови по кровеносным сосудам. А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами - такими маленькими "дверками", которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.

    Попросите ребенка сжать руку в кулачок – примерно такой размер имеет его сердце. Опыт 2. Положение сердца.

    Часто говорят, что сердце у нас слева. На самом деле это неверно - сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом (который врачи называют "верхушка") вниз, чуть влево и немного вперед.Приложите кулачок ребенка к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится. 

    Опыт 3. Мышцы сердца.

    Скажите малышу, чтобы он сжимал-разжимал пальцы в кулак считал, сколько раз он это может сделать. На каком счете мышцы руки устали? Около минуты? Две? А мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия  без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме! 

    В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца, а за жизнь сердце делает их 2,5 миллиарда раз! 

    Опыт 4. Почему сердце стучит?

    А теперь послушаем сердце. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп:) А мы вместо него можем использовать бумажный одноразовый стаканчик. Спросите малыша, как ему лучше слышно -  через стаканчик или прижавшись ухом к груди? 

    Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение. 

    Опыт 5. Считаем пульс

    Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Помогите ребенку найти на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. Пусть он посчитает количество ударов в минуту и запишет результат. А потом попросите малыша поприседать и снова замерить пульс. Задайте ребенку вопрос, почему пульс ускорился? Если малыш уже знаком с анатомией и функциями крови, то он сможет догадаться, что при физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода - вот сердце и стало качать ее с большей скоростью.

    Опыт 6. Смотрим на пульс А теперь давайте на пульс посмотрим. Для этого наклейте на нужное место на запястье кусочек пластилина и воткните в него зубочистку – вы увидите как палочка ритмично колеблется – это и есть удары пульса! Здорово? Нам с Катей очень понравилось изучать свое сердце:) Надо бы и с другими органами такие опыты и эксперименты проделать :) А продолжение занятий на тему "сердце" вы найдете в Инстаграме в проекте #узнай_с_нами по тегу #узнай_сердце. Там вас ждут занятия, факты, книги, игры и сказка. Присоединяйтесь к нам со своими работами на тему "сердце" - в конце недели из лучших из них будет собран коллаж. P.S. Следующая неделька в проекте #узнай_с_нами будет посвящена морской тематике. И я расскажу в ней о том, как сделать кинетический песок.

    Другие эксперименты и занятия по биологии человека вы найдете здесь: Почему голова круглая, Откуда берутся родинки?, Почему человек дышит, Типы лиц, Почему люди плачут, Почему люди зевают, Почему людям надо спать, Почему у человека две руки и две ноги, Откуда берется слюна, Откуда появился человек, Анатомия человека из фетра - скачать шаблоны, Анатомия из подручных материалов, Ставим опыты... над собой

    www.tavika.ru

    МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Тема "5 чувств"

    Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

    Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

      Забавные герои французских детских книжек Нэлли и Цезарь могут стать героями недели об органах чувств. Обсудите, что чувствуют герои на картинках:
    Nellie en Cezar
    Органы чувств человека. Тематический словарьпрезентацияконспект занятия идеи для занятий

    Демонстрационный материал:

    Рабочие листырабочие листы с заданиями рабочие листыИгры:дид. игра дид. игра дид. игра с пояснениями

    Наблюдения и экспериментыМатериалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

    Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.• Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.• Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)• Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.• Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.• Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ?

    Больше экспериментов:

    • Зрение. Что мы можем увидеть?
    коллекция раскрасок "Тренируем зрение!"для поиска глазами мелких деталей

    "Восприятие глаз"(http://home.damotvet.ru/kids/818978.htm)  Для этого простого эксперимента потребуется чистая чашка, несколько монет, ручка, бумага, стол, стулья и обязательно один помощник. Целью нашего очередного эксперимента является выявление следующего утверждения – действительно ли человек двумя глазами видит лучше, чем одним? Вы со своим помощником должны сесть за столом напротив друг друга. Между вами должна стоять чашка. Вам необходимо будет взять монету и держать ее над чашкой. Ваш партнер должен будет вам говорить сместить руку с монетой в ней вправо, влево, назад или вперед. Как только ваш партнер убедится в том, что монета находится точно над чашкой, ему необходимо будет попросить вас отпустить ее. Проведите эксперимент еще раз, но в этот раз один глаз должен быть закрыт. Запишите полученные результаты. Потом поменяйтесь ролями и сверьте ваши и его результаты.ОПЫТ № 1ЦЕЛЬ:       определить   реакцию   зрачков   на   различную   степень освящения.Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освященной комнате, а затем задернуть шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освященной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Они расширяются для того чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.Находясь в темной комнате, дети различать предметы могут, но не могут определить их цвет.РАССКАЗ ПЕДАГОГА: Прямо напротив зрачка на сетчатке находятся ещё одно образование, которое называется «желтое пятно». В нём очень много палочек и колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном», есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И, когда изображение попадает на это место, человек его просто не видит.ОПЫТ № 2ЦЕЛЬ: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу картинки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и 2 круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало в слепое пятно.

    РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Чем отличается зрение животных и человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связанно с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. На поверхности тела червей есть «глазки», но они ничего не видят, а просто реагируют на свет.Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, они хорошо видят в темноте. А глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.Пчелы - пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и три маленьких глаза. Кроме того пчелы достаточно необычно воспринимают цвета. Так, например, они опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать цвета и предметы. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более 100 лет назад.

    • Что вкусно, а что нет?

    ОПЫТ № 1

    ЦЕЛЬ: Определить пищу на вкус (не глядя на неё).

    Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

    ОПЫТ №2

    ЦЕЛЬ: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

    Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить только по запаху, какой либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.). Затем ребенку предлагают закрыть нос и вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии , вкус продукта ощущается гораздо лучше.

    Существует четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Детям предлагается назвать что может быть горьким, сладким, кислым, соленым.

    Язык реагирует на вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположены на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч), у утки 200, у голубей 37, у цыпленка 24.

    ОПЫТ № 3

    ЦЕЛЬ: Определить вкусовые зоны языка.

    Перед каждым ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок.

    Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном.

    После высказывания детей, воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый боковыми частями, горький основанием языка.

    ОПЫТ №4

    ЦЕЛЬ: Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №11. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

    ОПЫТ №5

    ЦЕЛЬ: Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта(на примере чая), А также от последовательности приема пищи разного вкуса. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащее одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку, пробует еще раз.

    В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.

    После глотка соленой воды детям предлагается попробовать соленую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая, лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.

    •  Что мы можем потрогать? Тактильные ощущения
    идея тактильной игры-меморикрасивая тактильная книга, с дорожками: :
    тактильный тренажёр
    ОПЫТ № 1 ЦЕЛЬ: Сравнить температуру воды в нескольких емкостях. Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку ( от самой холодной, до самой теплой). Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительной коже. ОПЫТ № 2 ЦЕЛЬ:   Определить   расположение   «тепловых»,   (воспринимающих тепло) и «Холодовых»  (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладонях, на лице). Воспитатель прикасается к коже ребенка металлическим стержнем (спицей), нагретым в стакане с горячей водой или охлажденным в стакане с холодной водой. Предлагает ребенку внимательно прислушится к своим ощущениям. Как только он почувствует холод, то должен произнести слово «есть». В этих местах воспитатель при помощи тонкой кисточки и акварели ставит точки синего и красного цвета. Вместе с воспитателем дошкольник делает вывод о том, что на лице и на ладони больше точек, воспринимающих холод. Особенно много их на кончиках пальцев, на кончике носа, на щеках, поэтому эти части быстрее других мерзнут на улице в холодную погоду.

     Почему все звучит?

    Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

    Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон

    Описание: Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных импредметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) 

    Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

    Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

    Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

    Опыт № 1 ЦЕЛЬ:      Определить      значимость      расположения      ушей      на противоположных сторонах головы человека. Ребенок поворачивается спиной к воспитателю, воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности у ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друг друга. Ребенок угадывает, кто его позвал с какой стороны. Потом дошкольнику закрывает одно ухо ватой, и проводят аналогичный эксперимент. По окончанию опыта ребенок делится впечатлениями. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Воспитатель рассказывает детям о строении уха. Ухо состоит из 3-х частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает: ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находится 3 очень важных косточки -молоточек, наковальня и стремечко. И специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе находится очень важный орган, по внешнему виду он напоминает улитку. Он получает сигналы и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например: звонок в дверь - ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует подойти к двери и посмотреть в глазок, прежде чем открыть дверь. Кроме этой самой быстрой в мире улитки, во внутреннем ухе особым образом расположены три полукружных канала наполненных жидкостью. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы часто падали от головокружения. Но этого не происходит потому, что при любых наших движениях жидкость быстро перемещается по каналам. В народе существует такое выражение: «В одно ухо влетело, а в другое вылетело». - Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Однако есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач - лор (отоларинголог). ОПЫТ № 2 ЦЕЛЬ: Определить связь уха с носоглоткой. Опыт проводится: дети рассматривают схемы «Строение уха». Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке уха, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот. По окончанию опыта испытуемый ребенок делится своими впечатлениями. Что чувствует наш нос? ОПЫТ № 1 ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различении цветов по запаху. Взрослый предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным, характерным запахом (черный, белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин) и т.д. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Обонятельные нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствует запахи еще лучше, чем человек. У кошек, собак и лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных обоняние развито еще сильнее, чем у домашних. Олень или кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться. Этих животных защищает их удивительно острый нюх. Во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистая оболочка в носу разбухает, раздражается и нос забивается слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки. У человека воспринимающие запах клетка, расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, что бы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох (дети убеждаются в этом на опыте). ОПЫТ № 2 ЦЕЛЬ: Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из под духов, кожура от мандарина и т.п. Не трогая мешочек, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри. После ответов детей воспитатель уточняет для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.) А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Человек различает около 400 разных запахов. У большинства животных обоняние является самым важным чувством. Лучше других животные воспринимают запахи собаки, очень слабо птицы, а вот дельфины совершенно не различают никаких запахов. Люди воспринимают друг друга в процессе общения в большей степени при помощи зрения, слуха. А вот для животных первостепенную роль играет своеобразный запах, идущий от них. Например: у муравьев есть запах «тревоги», «смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья издающего этот запах, его собратья «хоронят», - оттаскивают далеко от муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны», будут повторяться, если не исчезнет этот запах.  Литература (для чтения): Э. Мошковская « Мой замечательный нос»; Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»; Н. Сладков «Ящуркин нос»;

    В. Бианки «Чей нос лучше».

    Творческая часть темы

    Все 5 органов чувств можно показать на таких мордочках: с бегающими глазками, колокольчиками, ароматизированном духами носике, бархатными/наждачными лапками,ротиком в виде жевательной резинки или лакричной конфеты: \
    Наглядный коллаж может стать итоговой творческой работой по теме

    bernudarzniece.blogspot.com

    5 экспериментов с телом и мозгом: научные опыты для детей. Общее развитие детей

    Смотрите также

    Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем ты? Конечно, нет. Так почему бы не начать научные исследования с изучения самого себя?

    Знаешь ли ты, где в данную минуту находятся твои руки и ноги? А откуда ты это знаешь? Оказывается, тебе помогает проприоцепция! Так называют ощущение положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы (проприоцепторы) в твоих мышцах, суставах и во внутреннем ухе посылают сигналы в твой мозг: «Вытянулся на диване, пульт в левой руке» или «Пальцы в песочном тесте». Проведи описанные ниже эксперименты — и ты увидишь проприоцепцию в действии!

    Слово «проприоцепция» происходит от двух латинских слов: proprius — «собственный», и perception, что значит «способность осознавать и понимать».

    Затяни ремень!

    Проприоцепция подсказывает тебе, сколько места твое тело занимает в пространстве. Давай проверим, насколько точно ты представляешь свои размеры!

    Тебе понадобится:

    • скакалка
    • два друга
  • Положи скакалку на пол, свернув в кольцо.
  • Попроси друзей медленно тянуть концы скакалки в разные стороны, чтобы кольцо становилось все меньше. Внимательно наблюдай за ними. Когда тебе покажется, что кольцо на полу соответствует обхвату твоей талии, крикни: «Стоп!». Друзья перестанут тянуть за концы скакалки.
  • Аккуратно шагни в круг. Не меняя его размера, подними скакалку до уровня своих бедер. Угадал? Большинство людей ошибаются! Обычно мы думаем, что гораздо больше, чем есть на самом деле.
  • Что происходит? Ученые точно не знают, почему большинство людей неверно представляют собственные размеры. Внутренняя картинка того, как выглядит наше тело, называется схемой тела. По мере взросления она меняется, ведь меняемся мы сами. Мозг не всегда успевает соединить идеальную картинку с реальной фигурой, особенно если тело быстро меняется (например, в детстве, когда ребенок постоянно растет).

    Взлетающая рука

    Этот эксперимент покажет тебе, как реагируют твой мозг и мышцы, когда «включаются» датчики положения тела.

    Тебе понадобится:

  • Прислонись к стене так, чтобы поверхность одной руки была плотно к ней прижата.
  • В течение 30–60 секунд с силой вдавливай руку в стену, будто хочешь отвести руку в сторону.
  • Закрой глаза.
  • Отойди от стены.
  • Рука волшебным образом поднимется сама!
  • Что происходит? Когда ты давишь рукой на стену, твои мышцы сжимаются (сокращаются) — точно так же они сжимаются, если ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отходишь от стены, твои мышцы расслабляются, а потом автоматически сокращаются снова. И уже не встречая препятствия в виде стены, мышцы поднимают руку вверх.

    Внимание! Глаза посылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, поэтому эксперимент проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время следующего задания тебе тоже придется закрыть глаза!

    Розовых фламинго просим не беспокоиться

    Насколько важно зрение для проприоцепции? Проведи этот эксперимент, и твоим глазам откроется вся правда.

    Тебе понадобится

    • друг
    • часы с секундной стрелкой
  • Встань на одну ногу, как фламинго.
  • Оставайся в этом положении 30 секунд, не опуская вторую ногу на пол.
  • Повтори эксперимент. На этот раз с закрытыми глазами!
  • Удалось ли тебе удержать равновесие? Пусть твой друг попробует проделать то же самое.
  • Теперь, когда ты увидел свою проприоцепцию в действии, скажи: что, по-твоему, случится, если органам чувств, отвечающим за положение в пространстве, отправить путаное сообщение? Что будет, если мозгу дать искаженную, неполную или вовсе абсурдную информацию? Узнай это с помощью следующих опытов.

    Время кружения

    Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд. Затем попытайся пройти по прямой.

    Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела.

    В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так.

    Чтобы представить движение жидкости в каналах внутреннего уха, возьми стакан и наполни его наполовину водой. Аккуратно взболтай воду в стакане, чтобы получилась воронка. Затем держи стакан неподвижно. Как долго продолжала крутиться вода?

    Путаница с зеркальным волшебством

    Когда мозг сосредоточен на чем-то, он верит тому, что видит человек. А что произойдет, если то, что ты видишь и слышишь, не будет совпадать? Попробуй запутать свой мозг, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

    Тебе понадобится

    • Зеркало размером примерно 30×30 см
  • Установи на столе зеркало (тебе понадобятся небольшие фиксаторы или пара книг, чтобы удерживать его вертикально). Сядь за стол и положи руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала.
  • Теперь наклони голову так, чтобы видеть отражение в зеркале. Ты видишь две руки! Но та, что в зеркале, на самом деле отражение правой руки.
  • Одновременно щелкай пальцами обеих рук. Затем перестань щелкать правой рукой. Когда видишь две неподвижные (не щелкающие пальцами) руки, но продолжаешь слышать щелчки, появляется странное ощущение, правда?
  • Что происходит? Все дело в противоречивой информации. Твои глаза посылают мозгу сообщение: «Руки не двигаются». Но уши и мышцы левой руки отправляют другое сообщение: «Я щелкаю пальцами». Странное ощущение появляется из-за того, что мозг пытается соединить эти противоречивые сигналы.

    Источник: 7ya.ru

    Похожие статьи:

    norra.ru

    5 интересных научных экспериментов над своим телом

    Насколько точно мы представляем свои размеры? Как можно запутать собственный мозг? Как выработать условный рефлекс у животного? Почему глаза видят то, чего нет? Можно ли заразиться зевотой? Что будет, если провалиться в черную дыру?  Ответить на эти вопросы и узнать, почему так происходит,  помогут увлекательные эксперименты для детей из книги «Сам себе ученый».

     

    Фото © МИФ.Детство

     

    Эта полная удивительных фактов и забавных экспериментов книга детского писателя Хелейн Беккер заражает научным любопытством и пробуждает любовь к исследованиям. Ваш ребенок не только узнает много удивительного из мира науки, но и поймет, что любую идею можно проверить опытным путем.

     

    Эксперименты,  которые будут интересны детям и взрослым

    Знаешь ли ты, где в данную минуту находятся твои руки и ноги? А откуда ты это знаешь? Оказывается, тебе помогает проприоцепция! Так называют ощущения положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы (проприоцепторы) в твоих мышцах, суставах и во внутреннем ухе посылают сигналы в твой мозг. Проведи описанные ниже эксперименты – и ты увидишь проприоцепцию в действии!

     

    Эксперимент №1. Затяни ремень!

    Проприоцепция подсказывает тебе, сколько места твое тело занимает в пространстве. Давай проверим, насколько точно ты представляешь свои размеры!

     

    1. Положи скакалку на пол, свернув в кольцо.

    2. Попроси друзей медленно тянуть концы скакалки в разные стороны, чтобы кольцо становилось все меньше. Внимательно наблюдай за ними. Когда тебе покажется, что кольцо на полу соответствует обхвату твоей талии, крикни: «Стоп!». Друзья перестанут тянуть за концы скакалки.

    3. Аккуратно шагни в круг. Не меняя его размера, подними скакалку до уровня своих бедер. Угадал? Большинство людей ошибаются! Обычно мы думаем, что гораздо больше, чем есть на самом деле.

     Почему так происходит?

    Ученые точно не знают, почему большинство людей неверно представляют собственные размеры. Внутренняя картинка того как выглядит наше тело, называется схемой тела. По мере взросления она меняется, ведь меняемся мы сами. Мозг не всегда успевает соединить идеальную картинку с реальной фигурой, особенно если тело быстро меняется (например, в детстве, когда ребенок постоянно растет).

     

    Эксперимент №2. Взлетающая рука

     Этот эксперимент покажет тебе, как реагируют твой мозг и мышцы, когда «включаются» датчики положения тела.

      

    1. Прислонись к стене так, чтобы поверхность одной руки была плотно к ней прижата.

    2. В течение 30–60 секунд с силой вдавливай руку в стену, будто хочешь отвести руку в сторону.

    3. Закрой глаза.

    4. Отойди от стены.

    5. Рука волшебным образом поднимется сама!

     

    Что происходит?

    Когда ты давишь рукой на стену, твои мышцы сжимаются (сокращаются) — точно так же они сжимаются, если ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отходишь от стены, твои мышцы расслабляются, а потом автоматически сокращаются снова. И уже не встречая препятствия в виде стены, мышцы поднимают руку вверх.

     

    Эксперимент №3. Розовых фламинго просим не беспокоиться

     Насколько важно зрение для проприоцепции? Проведи этот эксперимент, и твоим глазам откроется вся правда.

     

    1. Встань на одну ногу, как фламинго.

    2. Оставайся в этом положении 30 секунд, не опуская вторую ногу на пол.

    3. Повтори эксперимент. На этот раз с закрытыми глазами!

    4. Удалось ли тебе удержать равновесие? Пусть твой друг попробует проделать то же самое.

     

    Почему так происходит?

    Глаза посылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, поэтому эксперимент проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время следующего задания тебе тоже придется закрыть глаза!

     

    Эксперимент №4. Время кружения

    Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд.

     

    Затем попытайся пройти по прямой. Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела.

     

    В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так.

     

    Эксперимент №5. Путаница с зеркальным волшебством

    Когда мозг сосредоточен на чем-то, он верит тому, что видит человек. А что произойдет, если то, что ты видишь и слышишь, не будет совпадать? Попробуй запутать свой мозг, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

    1. Установи на столе зеркало (тебе понадобятся небольшие фиксаторы или пара книг, чтобы удерживать его вертикально). Сядь за стол и положи руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала.

    2. Теперь наклони голову так, чтобы видеть отражение в зеркале. Ты видишь две руки! Но та, что в зеркале, на самом деле отражение правой руки.

    3. Одновременно щелкай пальцами обеих рук. Затем перестань щелкать правой рукой. Когда видишь две неподвижные (не щелкающие пальцами) руки, но продолжаешь слышать щелчки, появляется странное ощущение, правда?

     

    Почему так происходит?

    Все дело в противоречивой информации. Твои глаза посылают мозгу сообщение: «Руки не двигаются». Но уши и мышцы левой руки отправляют другое сообщение: «Я щелкаю пальцами». Странное ощущение появляется из-за того, что мозг пытается соединить эти противоречивые сигналы.

     

    Помимо экспериментов, которые можно провести дома, здесь описаны самые странные и забавные опыты в мире, которые устраивали во имя науки. Светящиеся поросята, запах страха, робот, проверяющий печенье на рассыпчатость и другие забавные опыты, которые докажут: наука — это интересно!

     

    Статья предоставлена издательством «МИФ.Детство»

     

     

    Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

    ncuxolog.ru

    Пять чувств

    Сенсомоторное развитие – так называется постоянная стимуляция чувств ребенка. Малыши ползают, трогают предметы, пробуют все на вкус и на прочность, учатся различать запахи и, конечно, смотрят во все глаза на новый для них мир. В это же время в их мозге формируются невероятно важные нейронные связи. Ранние впечатления и опыты стимулируют становление этих связей, являющихся, по сути, основой дальнейших успехов ребенка не только в школе, но и в дальнейшей жизни. 

    Зрение

    С рождения ребенок обладает зрением, однако еще пройдет несколько недель и месяцев, прежде чем он сможет видеть мир яснее и четче. Все произойдет своим чередом, однако в наших силах помочь развить наблюдательность.

    Да будет свет!

    Покажите ребенку, что такое мигающие огоньки, например, гирлянда на елке, светящиеся ночью лампы со специальным эффектом ночного неба. Когда малыш сможет следить взглядом за предметами, принесите фонарик в темную комнату и посветите им. Играйте с помощью зеркала в солнечного зайчика. В яркий весенний день на улице надуйте огромный мыльный пузырь: пусть кроха удивить, как переливаются все света.

    Мобиле

    С двух месяцев малыша заинтересует двигающиеся мобиле, закрепленные на высоте 20-30 см над кроваткой. В этом возрасте детей также привлекают контрастные картинки, поэтому положите перед малышом, лежащим на животе, шахматную доску, подвесьте контрастное мобиле и разместите красивые черно-белые картинки в пределах видимости малыша.

    Зеркало

    Зеркала должны окружать ребенка с самого рождения. Подходите с крохой к зеркалу вместе и показывайте ему его отражение. Это не только развивает зрение, но и позволяет научиться отделять себя от другого. Зеркала могут быть на уровне ползающего ребенка, а ходящего карапуза они приведут в восторг.

    Прятки

    Это игра развивает зрение, наблюдательность, а также учит понимать связь между причиной и следствием. Мама прячется за креслом, а малыш пытается найти ее. Со временем под шарфом или платком можно спрятать любимую игрушку ребенка. Спрячьтесь сами и позовите ребенка. Отличная развивающая игра для маленьких детей - кукольный театр, ведь за перемещениями персонажей надо следить и пытаться предсказывать, где они появятся в следующий момент. Выбирайте простые сказки («Курочка Ряба», «Колобок»), а ширмой может стать спинка дивана.

    Слух

    Слух лучше всего развивает музыка. Окружите ребенка классической музыкой, сопровождайте умывание, прогулки, кормление и массаж веселыми ритмичными песенками. Танцуйте с малышом.

    Высокие и низкие звуки

    Для этой игры вам пригодятся два колокольчика – маленький и большего размера. Позвоните и прокомментируйте частоту звука. Ударьте вилкой по стеклянному бокалу, дайте возможность ребенку постучать по кастрюлям разного размера деревянной ложкой. Изобразите звуки голосом – низкий звук низким, высокий – тоненьким.

    Осязание

    Существует немало способов, чтобы развивать тактильные ощущения ребенка. Поход в бассейн, поездка к морю, прогулка по свежей траве – лишь некоторые из них.

    Сенсорная дорожка

    Детям нравится бегать босиком по песку на пляже, по прогретой солнцем травке, по лужам после летнего дождя. Но из-за смены сезонов и особенностей климата не всегда есть возможность обеспечить малышу стимулы для сенсорного развития на природе. Зато в наших силах создать специальную дорожку с различными поверхностями. Положите на пол подушку из велюра, шкуру какого-нибудь зверя, резиновый коврик, кусочек бархата (в ковровом магазине можно взять несколько ковровых образцов). Насыпьте немного песка в небольшой контейнер, налейте в другой контейнер теплой мыльной воды, выложите гальку. Дополнительно вы можете сделать простые мешочки с крупой, галькой. Подушки и мешочки хороши тем, что помогают, помимо тактильных ощущений, развить чувство равновесия. Проходя по дорожке, комментируйте, что песок теплый, галька гладкая, пол прохладный, а ковер мягкий, так как это способствует расширению словарного запаса.

    Тактильная книжка

    Сделать тактильную книжку очень просто. Вам понадобятся плотный блокнот из картона или прочный фотоальбом. На каждый листок будем наклеивать материалы: натуральный и искусственный мех, нежесткую наждачную бумагу, фольгу, вату, оберточную бумагу, которая шуршит, фетр. Чем разнообразнее будут страницы книжки, тем интереснее ее будет рассматривать. Проведите ладошкой малыша по странице, назовите материал и расскажите, какой он на ощупь. Например, фетр – мягкий, а мех – мягкий и пушистый.
    Из пустого в порожнее

    Вода – самый доступный ресурс для развития органов чувств малыша. Игр с водой существует огромное множество, однако наиболее простым способом занять малыша и одновременно помочь ему развить глазомер, мелкую моторику является переливание воды. Переливают воду из стакана в стакан, из пластикового кувшина в стакан, из одного стакана в другой с помощью пипетки, через воронку, в сосуды разных размеров, можно также взбивать пену с помощью венчика.

    По простоте и развивающему потенциалу воде не уступает песок. Известно, как дети любят играть в песочнице. Аккуратный контейнер с чистым песком можно завести дома. В своей маленькой песочнице малыш сможет пересыпать песок, пользуясь разными приспособлениями – ложкой, стаканчиками, ситом, ведерком, воронкой. Если песок найти трудно, его легко заменит мелкая крупа – например, манка или кукурузная мука.

    Тили-тили тесто

    Тесто для лепки и моделирования - замечательный развивающий ресурс. Тесто делают по специальному рецепту, смешивая муку, воду и оливковое масло. Иногда добавляют соль, чтобы не возникало соблазна тянуть тесто в рот. Пищевые красители сделают тесто для моделирования более привлекательным. Когда тесто готово, его раскатывают, мнут, лепят колобки. Дополнительно используют формочки для печенья, скалки, деревянные палочки для мороженого.

    Рисуем пеной

    Малыши обожают рисовать пеной для бритья по стеклу. Если вы давно мечтали помыть окно и вы уверены, что ребенок не будет пробовать пену для бритья на вкус, то попробуйте порисовать вместе. Эта игра рассчитана на постоянное присутствие взрослого, который будет следить за тем, чтобы малыш не тер глаза руками, вымазанными пеной, не тянул руки в рот. Итак, вам понадобится вертикальная поверхность, например, стеклянная дверь, пластиковый стол, уложенный на бок, противень или магнитная доска. Упражнение очень полезно для развития, так как рисуя на вертикальной поверхности, дети держат руку несколько иначе, чем при рисовании за столом или на полу. Мышцы кисти укрепляются, и рука загодя готовится к письму.

    Вкус

    Лучшим способом развивать вкусовые ощущения – это кормить малыша разнообразно, предлагать ему самостоятельный выбор из набора подходящих по возрасту продуктов, а также давать возможность пробовать новые фрукты, овощи, орехи.

    Закрой глаза, открой рот 

    Для этой игры наберите целую тарелку разных интересных вкусностей: изюма, кураги, кусочков фруктов, овощей, рыбы, риса. Теперь попросите ребенка закрыть глаза и угадать, что он или она только что съели.

    Обоняние

    Ребенка с детства окружают запахи. Обычно нам не приходится специально развивать обоняние. Мы лишь должны привлекать внимание к ароматам цветов и трав, ароматическим маслам, которые используем, приятным натуральным ароматным свечкам.

    Ароматические травы

    Эта игра для дошкольников. Возьмите три вида ароматных трав (лимонник, укроп, мяту), ступку и пестик и научите малыша размельчать травы в ступке. Положите получившуюся траву в небольшой контейнер и попросите угадать по запаху, в какой из контейнеров укроп, в каком – мята, а в каком лимонник.

    Запахи

    Для игры вам понадобятся ватные шарики и  небольшие контейнеры, которые можно наполнить ванилью, уксусом, лимонным соком, мылом, елочными иголками, шоколадом. Откройте крышку баночки и попросите малыша угадать, что это за запах. Если угадать сложно, можно попросить рассказать, на что похож этот аромат, встречался ли он когда-нибудь с этим, что напоминает ребенку тот или иной запах.

     

    Текст: Екатерина Чинарова

    lifespa.ru