ГлавнаяРебенку 5Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский
Наказывать или нет ребенка за случайные проступки? Непослушный ребенок 5 лет что делать комаровский
Непослушный ребенок – Школа доктора Комаровского
Тема, которая будет обсуждаться в этом выпуске передачи, актуальна для каждой семьи – непослушный ребенок. Как необходимо наказывать ребенка? Нужно ли обращаться к специалистам, если у вас «трудный» ребенок? Ответы на эти и другие вопросы, можно узнать от доктора Комаровского. На прием к врачу пришла известная певица Даша Медовая.
В главном законе педагогики существует всего три основных понятия. Первое правило звучит так, если родители сказали «нет» – значит нельзя, чтобы капризы малыша смогли как-то повлиять на ваше решение. Второе правило – нельзя, чтобы папа говорил нет, а мама да. Пожалуй, самым сложным является, трете правило – нет, это значит, всегда нет. Если чего-то нельзя сегодня, значит завтра говорить малышу да, нельзя. Довольно часто встречается ситуация, когда, к примеру, сегодня папин телефон трогать нельзя, а завтра можно. Также родители должны понимать, что когда ребенку что-то запрещают, и он начинает кричать, пока не посинеет, это ему не приносит никакого удовольствия. Но если ребенок добился своего, он понимает, что он победил, и истерики будут проявляться все чаще. На вопрос от Даши Медовой как правильно реагировать на истерику, доктор Комаровский дает совет, просто игнорировать любые капризы, это будет самым мудрым решением. Главное всем своим видом показать, что вас нисколько не волнуют капризы ребенка.
Важно, знать, что решать проблему послушания и непослушания, необходимо как можно раньше. Все законы, о которых говорилось ранее, необходимо воплощать в жизнь в то время когда ребенок еще только ползает.
Вопросы от зрителей в студии:
Как поступить в случае, когда ребенок продолжает истерику, несмотря, на игнорирование со стороны родителей. Более того, он уходит в другую комнату и там начинает кричать. Как нужно себя вести родителям?
Это может означать только одно – характер и темперамент ребенка намного сильнее, чем у его родителей. Малыш уходит в другую комнату, потому что прекрасно осознает – мама не выдержит, слышать его плачь и не видеть его. К тому же мама обязательно побежит за ребенком, чтобы как-то успокоить его. Важно запомнить, что в 100% случаев истерики всегда разрешаются только игнорированием.
Можно ли наказывать детей и как это делать правильно?
Если родители понимают, что иного выхода кроме как физическое наказание нет, самым лучшим вариантом, будет обращение к специалисту. Бить ребенка ни в коем случае нельзя.
Еще почитать=))
mamo4ki.su
Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?
Каждый родитель может поделиться историями о детских проказах и проделках. Внутренний голос подсказывает, что через разбитую посуду, разбросанные вещи и разрисованные обои проходят все дети. Однако на практике сложно отказаться от наказания, когда ребенок непослушен. Предлагаем вам задуматься над вопросом, нужно ли наказывать детей за случайные проступки?
Но сначала история. У маленькой Лизы были теплые шерстяные брюки зеленого цвета, в которых она любила ходить в детский сад. Но после прогулок по весенним лужам мама сказала, что их нужно постирать. Услышав, что брюки испачкались, Лиза понесла их в ванну. Только мама забыла, что в ней стоял еще таз с белым бельем. Когда дело дошло до стирки, выяснилось, что белье успело приобрести нежный бирюзовый оттенок. И только Лизина рожица сияла довольной улыбкой мамины помощницы. Стоит ли наказывать ребенка, который не хотел сделать ничего плохого? Ответьте себе, прочитав наши советы.
Наказывать или не наказывать ребенка
Думайте, прежде чем говорить. Какие слова вы скажете: добрые или злые? К сожалению, взять их обратно уже не получится. Сделайте глубокий вдох и подождите несколько секунд, прежде чем реагировать на детскую шалость. (Смотрите статью «Какие слова лучше не говорить детям»)
Помните, вещи заменимы, ребенок – нет. Вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал, что вещи для вас важнее, чем он? Порезанный ковер можно зашить, исцарапанную мебель – отремонтировать, разрисованные двери – отмыть, разбитую вазу – склеить, однако вернуть доверие и любовь наказанного ребенка гораздо сложнее.
Непослушание – это не личный выпад против вас. Если вы уже собираетесь надрать уши непослушному ребенку, который разбил ваш любимый и, главное, дорогой фотоаппарат, подумайте, сделал ли он это назло вам. В подавляющем большинстве случаев дети разбивают что-то, дерутся с кем-то или шалят любым другим способом не для того, чтобы навредить вам.
Выйдите из комнаты и успокойтесь. Когда эмоции накалены, а вы не можете прийти в себя или успокоить ребенка, сделайте перерыв. Выйдите из комнаты, позвоните подруге, сосчитайте до ста или сделайте еще что-нибудь, что вас успокоит и позволит поговорить с ребенком без лишних нервов. (Смотрите статью «Что делать если я кричу на ребенка»)
Удостоверьтесь, что ваши ожидания соответствуют возрасту ребенка. Вы ждете, что ваш четырехлетний малыш будет вести себя так же разумно, как десятилетний? Вы думаете, что восьмилетний школьник будет выполнять все ваши требования, как 16-летний подросток? Вспомните о возрастных нормах, чтобы узнать, чего можно ожидать от вашего ребенка и к чему вам готовиться.
Возможно, позже вы будете смеяться над сегодняшней ситуацией. Если вы научитесь смеяться над происходящим, почти любой детский проступок уже не будет казаться трагедией. Малыш разлил молоко по всей кухне? Дошкольник разрисовал обои в детской? Когда-нибудь подобные истории станут вашими семейными байками, которыми вы будете со смехом делиться в кругу друзей и родных. А в самые тяжелые минуты возьмите в руки книги Астрид Линдгрен, рассказывающие о маленьком сорванце Эмиле из Леннеберги.
Вспомните себя в его возрасте. А еще лучше попросите своих родителей напомнить, какими вы были в детстве. Наверняка проделки ребенка померкнут перед вашими детскими проказами. И, возможно, разбитая им кружка уже не будет таким сильным прегрешением.
Никогда не забывайте, что любите детей. Конечно, трудно думать о любви к маленькому проказнику, когда он разрисовал фломастером вашу новую машину или случайно расколол хрустальную вазу. Однако именно в эти моменты ваше понимание и хорошее отношение нужно ему больше всего.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Не хватает терпения? Берите ответственность на себя! | Почему нельзя бить ребенка
Мамам на заметку:
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной - Минус 20 килограммов за месяц? Легко!
Запаситесь терпением и постарайтесь не терять чувства юмора. Поговорив с ребенком, вы поймете, что в большинстве случаев им движет не стремление навредить, а инстинкт первооткрывателя, желание изобретать, а иногда и простая случайность. Да, вещи бывают дорогие, и их ценность измеряется не всегда только деньгами. Но подумайте, стоит ли любой, пусть даже дорогой предмет детских слез?
Читаем также:
Можно ли наказывать ребёнка? — Доктор Комаровский
Можно ли наказывать детей физически?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
razvitie-krohi.ru
Непослушный ребенок 5 лет
Что делать, если ребенок не слушается: 5 типичных проблем и 7 главных причин, 15 рекомендаций детского психолога
Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.
Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.
Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или подросток практически отбивается от рук. Давайте разбираться.
Типичные проблемы
Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.
Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:
Ребёнок демонстрирует опасное поведение. Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
Ребёнок протестует. На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, истерикой. Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
Ребёнок мешает окружающим. Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
Ребёнок игнорирует родителей. На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
Ребёнок требует купить ему что-то. Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.
Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.
Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.
Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:
Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.
Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.
О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.
Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.
Ребёнок демонстрирует опасное поведение
Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.
3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.
Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.
Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:
подобрать сигнальное слово, которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием. Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
убрать эмоции. Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.
Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.
Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.
Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.
Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.
Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему эт
mbdou67.ru
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться - Библиотека
Авторы: Козлов Н.И.
Если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его приучите к тому, чтобы он вас элементарно слушался. Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» - Это непорядок.
Маленького ребенка приучить слушаться родителей – несложно, научить тому же подростка – задачи архисложная, для большинства родителей нереальная. Чтобы не сталкиваться с этими трудностями, приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с детства.Приучайте ребенка последовательно, начиная с самых простых и легких вещей, двигаясь в направлении от легкого к трудному. Самый простой алгоритм, который вам в этом поможет – алгоритм "Семь шагов". Шире - это просто метод, усиливающий влияние на ребенка, и в руках взрослого с задачами, далекими от воспитания, может привести к антипедагогическим результатам. Результаты применения этого метода зависит от того, в чьих он руках: от целей и умения того человека, который этим методом пользуется.
Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.Никита любит хлопать в ладошки. "Как Никита хлопает в ладоши? - Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! - Замечательно!" - вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он приучается вас слушать.
Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше - прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали - он должен придти. Сразу не идет - повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться. а сказать: "Когда мама зовет, надо приходить сразу!", - и поцеловать!
Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка - в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка "Ну поиграй со мной!" будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: "Это важно". Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: "Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!" - то скоро ребенок начнет вас понимать. Это - важно!
Шаг 4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... - Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих - свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка - сами.
Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин - скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы - воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.
Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания.Постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными. Смотри Правила подкрепления
Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали взрослого, ответственного человека!
Границы примененияВозраст, в котором алгоритм «Семь шагов» работает наилучшим образом - от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.
Если ребенок ослушалсяКонечно, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать?
Автор: Н.И. Козлов
Энциклопедия практической психологии "Психологос"
опубликовано 19/07/2013 15:40обновлено 06/10/2013— Педагогика и психология
Посетители Mama+ должны осознавать тот очевидный факт,
что любые советы и рекомендации являются, прежде всего, информацией к размышлению,
но ни в коем случае не руководством к действию.
Администрация Mama+ не несет ответственности за возможный ущерб,
нанесённый вашему здоровью, самостоятельным лечением, проводимым на основании информации,
полученной на Mama+.
Пользователь полностью отвечает за любую неправильную трактовку,
которая может возникнуть вследствие просмотра, чтения или копирования материалов,
содержащихся на Mama+ или полученных в рамках Консультаций.
Консультации специалистов портала не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.
Ни при каких обстоятельствах ответственность за последствия,
которые прямо или косвенно повлекло за собой использование информации, размещенной на
Mama+, не может быть основанием для его судебного преследования.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях, а также информации о мероприятиях,
предоставленной их организаторами.
По всем вопросам работы сайта обращайтесь по электронному адресу редакции: [email protected];
или по телефону: 079532029.
mamaplus.md
Непослушный ребенок. Что делать? | Блог Ирины Зайцевой
Счастливый ребенок 28.08.2016
Дорогие читатели, сегодня на блоге мы поднимем непростую для родителей и дедушек с бабушками тему, по которой не может быть однозначного мнения и универсальных советов. Но вот найти что-то полезное в опыте других родителей и в рекомендациях специалистов можно всегда.
Итак, как же быть, что делать, если дети не слушаются? Все прощать или все же наказывать? И как это делать правильно? Своими мыслями о жизни с непослушными детками будет делиться ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю ей слово.
Непослушный ребенок. Что делать?
Дети – наша огромная радость и счастье. Мы их ждем, выпрашиваем у небес, вынашиваем, рожаем, стараемся воспитывать по совести. И искренне верим, что уж наш ребенок непременно вырастет послушным и добрым.
Но вот чадо подрастает, и начинают проявляться первые признаки самостоятельности. Уже двух-трехлетке непременно нужно самому проверять, а что будет, если… Малыш начинает капризничать и закатывать истерики, выражать свое недовольство в не самых подходящих для этого местах. И вот мы сами не замечаем, как срываемся, кричим, ругаем, пытаемся что-то втолковать и доказать. Волна стихает, снова на время все становится хорошо и «под контролем», но потом история повторяется. Какая же неведомая сила делает из нашего милого мальчика или улыбчивой девочки коварного тирана?
Почему дети не слушаются?
Капризные и подчиненные частой смене настроений были во все времена. Но именно в последние годы все чаще мы слышим от мам: «Мой ребенок совсем отбился от рук», «Он совершенно неуправляем!», «Его ничего не интересует, кроме планшета и стрелялок, отказывается слушать родителей!». Что же это – дань нашего непростого времени? Побочный эффект развития цивилизации? Или все-таки момент духовного отдаления, отстранения друг от друга матери и ребенка?
Психологи говорят в один голос: если ребенок не слушает родителей – на то есть своя причина. И она не обязательно лежит на поверхности. То есть, если ребенок отворачивается от супа за обедом, это совсем не всегда значит, что мама невкусно готовит. И не надо спешить обвинять чадо в неблагодарности, мол, я старалась, вставала полпятого, чтобы сварить тебе еду, а ты, неблагодарный, отказываешься! Вполне может быть, что ребенок чем-то расстроен, поссорился с кем-то и внутри переживает боль. Вот и кусок в горло не лезет. Или он плохо себя чувствует, а объяснить словами этого пока не умеет.
Протест – сигнал того, что сейчас что-то идет не так.
Возможно, рушатся ожидания ребенка – он хотел одного, а ему предложили совсем другое. Или он хочет сделать что-то самостоятельно, а мама по-прежнему все функции старается выполнить за него. Весьма вероятен и такой вариант, когда ребенок просто не может сам распознать и озвучить свои чувства и желания. И ему самому неприятна ситуация, но как ее грамотно разрулить – непонятно.
Очень часто приходится слышать от родителей фразу: «Он делает назло!». Милые мамочки и папочки, неужели вы думаете, что маленькие дети будут строить против вас интриги? Мало того, что такое стратегическое мышление им пока не под силу, так ведь и смысла в этом никакого нет! Разозлить вас сильнее и вообще не получить желаемого? Вряд ли кто-то осознанно этого хочет.
Дети, в частности дошкольники, действуют по ситуации. Они вообще обладают удивительной способностью жить в настоящем моменте, «здесь и сейчас». Того, что было вчера, уже нет. Поэтому малыши так быстро забывают обиды и слезы, боль и переживания. И начинают радоваться этой минуте. Они искренни и открыты, и все, что делают, проживают по-настоящему. И слезы, и радость. В том числе и капризы с истериками. Такие состояния с ними «случаются», а вот как с ними эффективно справиться – неизвестно.
Конфликт между «я хочу» и «мне позволено» неизбежен. И если вы думаете, что сможете уберечь ваше чадо от этого, вы заблуждаетесь. Да, возможно, в небольшой семье и реально создать лабораторные условия, в которых ребенок не будет получать никаких ограничений. Но рано или поздно наступит взрослая жизнь. И то, насколько наши дети будут к ним подготовлены, зависит в первую очередь от нас.
Основные причины, почему ребенок не слушается взрослых
Итак, давайте систематизируем все вышесказанное и выделим основные причины, по которым ребенок отказывается слушаться:
Он не понимает, чего родители от него хотят
Чаще всего это касается совсем малышей. Кроха слушает старшего, но не может понять содержание послания. А повышение голоса до крика дает ему лишний повод думать, что мама и папа его почему-то не любят.
Неправильная постановка запретов
Существует две крайности в воспитании: либо ребенка вообще не ограничивают, либо ставят запреты на каждом шагу. И тот, и тот подход в корне не здрав. В первом случае, если родители не выделяют правила, нормы и запреты, поведение ребенка формируется хаотично. Ни о каком порядке речи не идет. А вседозволенность и слепые потакания малышу во всем вскоре приведут к истерикам.
Во втором случае, когда все «нельзя», рано или поздно ребенок начнет отстаивать свои права. Особенно, когда увидит, что другим детям можно. И тогда сопротивления точно не избежать.
Нехватка внимания
Самый простой и, пожалуй, самый распространенный повод для непослушания. Никакие игрушки не заменят ребенку полноценного и здорового общения с родителями, общей игры. Но, если мама все время занята, малышу не остается ничего другого, кроме как нарушать запреты. Внимание, хоть и негативное, все же лучше, чем никакого.
Возрастные кризисы
Да, сейчас уже почти все родители знают об этих непростых периодах в жизни детей. И первое такое испытание выпадает приблизительно на трехлетний возраст. Кроха старается везде проявить самостоятельность, но еще не умеет рассчитывать силы. Вот и проявляется это все через «не хочу» и «не буду».
Использование в речи приказов вместо вежливого общения
Вот мы ведь все не любим, когда нам приказывают, правда? Но сами раз за разом скатываемся в приказной тон в разговоре с ребенком. Естественно, он протестует.
Игнорирование чувств и потребностей чада
Нередко мы не прислушиваемся к желаниям наших детей, особенно в важных вопросах. Но формулировка: «Я так сказала, и так будет!» без учета интересов малыша формирует у него уверенность, что мама с папой его не любят и не нуждаются в нем, раз не замечают его потребностей. Поэтому нет разницы, хорошо себя вести или нет.
Какой он – непослушный ребенок?
«Непослушный» ребенок не равно «плохой». Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Скорее всего, непослушный — это неудобный ребенок. Он предпочитает сам делать выводы, искать разные варианты выполнения одного и того же задания, ярко проявляет свою индивидуальность. И не все родители готовы это принять.
Но нам важно помнить одну важную истину: мы воспитываем ребенка не для себя! Наша главная цель – дать человеку путевку в яркую и счастливую жизнь, в которой наверняка все не будет слишком гладко и ровно. Но при желании он обязательно достигнет своих целей и станет успешным.
Приучая дитя повиноваться любому нашему слову, мы, конечно, упрощаем себе жизнь. Но помогает ли ребенку такая стратегия делать самостоятельный выбор, отстаивать собственное мнение, сопротивляться неблагоприятному влиянию? Чему мы учим – рабской покорности или все же осознанности?
Говорят, сейчас на Землю приходят дети нового поколения. Кто-то говорит о детях индиго, другие – о «кристаллах». Не вдаваясь в дебри того или иного учения, сложно не согласиться с некоторыми моментами. Действительно, дети сейчас другие. Они уже не доверяют любому нашему утверждению, не поддаются внушению и не соглашаются слепо чтить чей-то авторитет. Да и фраза: «Делай так, потому что я сказал!» уже вряд ли сработает. Если спокойно и уверенно не объяснить, почему это именно так, а не иначе.
Да и, если уж размышлять философски, непослушные дети не появляются в нашей жизни просто так. Они учат нас смотреть на мир под другим углом, отходить от догм и стереотипов, проявлять творчество и гибкость. Вместе с ними растем и мы, как родители и как личности. Становимся более искренними и открытыми миру. Ведь иначе просто не получается.
Что делать, чтобы ребенок слушался?
Прежде чем принимать решение, важно осознать причину плохого поведения. И постараться исправить ситуацию с помощью простых, но работающих методов:
Качественное внимание
То есть, максимальная включенность в общение, в игровую ситуацию. Необязательно и даже не нужно сутки напролет развлекать чадо. Но выделить хотя бы десять минут в день на продуктивное общение и игру наедине с ребенком однозначно нужно. И, поверьте, насытившись вашим вниманием, малыш вас отпустит позаниматься и другими делами.
Учитесь общаться и доверять
Вопрос построения доверительных отношений с ребенком не просто важен – он архиважен! Только в таких отношениях бывает искреннее послушание. Ребенок всегда может задать вопросы маме или папе, и услышать спокойный ответ. А также поучаствовать в обсуждении и понять, что почти любую ситуацию можно решить с помощью разных способов. То есть, чадо учится правильно выбирать, а не просто соглашаться.
Умение слушать
Ребенку очень важно видеть, что родители его слышат и понимают. Ведь именно из-за неправильно услышанного посыла от ребенка у него чаще всего случаются капризы и неприятности. И, конечно же, если вы не слушаете ребенка, почему он должен слушать вас?
Благодарность
Помните, что ребенок вовсе не обязан выполнять поручения и помогать. Но он с радостью будет это делать, если самые близкие люди будут благодарить его. Малыш чувствует, что его любят еще сильнее, и он сам в состоянии улучшать отношения. И делать хорошие поступки станет еще интереснее.
Согласуйте систему запретов и правил
Для нормального развития ребенка необходима грамотно выстроенная система норм и запретов. Благодаря ей, у ребенка формируется ответственность, учтивость, дисциплинированность. То, что очень пригодится в будущей жизни.
Относитесь к ребенку с уважением. Отбросьте в сторону приказной тон и морализаторство, больше объясняйте, отвечайте на вопросы и цените свое чадо. И тогда непослушание постепенно сойдет на «нет».
И, конечно, если вы чувствуете себя не в силах справиться с ситуацией, обратитесь к специалисту за помощью и подсказкой.
Возможно ли наказывать ребенка правильно?
Так все-таки – наказывать или нет ребенка? Что же делать, если все «мирные» методы не срабатывают? Обратиться к дедушкиному ремню? Большинство специалистов однозначно ответят: «Нет». Особенно физическим наказаниям. Мы не должны ломать психику детей, и заставлять их бояться нас. Но все мы знаем, что бывают случаи, когда без наказания не обойтись. Ведь, если ребенок постоянно нарушает даже минимальные запреты и «садится на голову», приходится что-то предпринимать.
Итак, возможно ли наказывать ребенка правильно? По мнению специалистов, к ориентирам разумного наказания можно отнести такие:
Нет физическим наказаниям! Они совершенно не решают проблему, а только усугубляют неприязнь между родителями и ребенком.
Избегайте наказаний «сгоряча». Потом сами же жалеть будете о своей несдержанности. Посчитайте хотя бы до десяти, а затем принимайте решения.
Наказание поступка, а не ребенка. Малыш может поступать плохо, но не «он плохой»! И нельзя ругать ребенка за проявление эмоций! Ведь он имеет полное право на это.
Избегайте наказания, если заранее не предупредили ребенка о возможных последствиях. Иначе он не будет понимать, чего ждать, и от этого станет только больше капризничать.
Никаких свидетелей! Ведь ребенку и так непросто, а представьте, как это – на публике. Лучше сохраните ваши теплые отношения с чадом.
«Нет» запугиваниям, унижениям и игнорированию! Каким бы страшным не казался проступок, он не стоит вашего близкого общения с крохой.
И, конечно же, если есть хоть малейшая возможность избежать наказания, сделайте это!
Любите вашего ребенка, выстраивайте с ним теплые и доверительные отношения и будьте счастливы!
Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир,автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868
Я благодарю Аню за тему. Сказано очень многое, от себя лишь коротко добавлю: всегда надо начинать с себя. Это касается как вопросов обычной жизни (если у нас происходит что-то не то), так и вопросов воспитания детей. Согласитесь, часто можно увидеть картину, что мы, взрослые, пытаемся за счет наших близких решать свои проблемы. В том числе и за счет детей. А этого быть не должно.
ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ
Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря
Узнать больше ...
Непослушный ребенок. Доктор Комаровский
И предлагаю еще посмотреть очень интересный видеоматериал от доктора Комаровского. Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского. Очень полезное видео для всех нас.
Будем рады, если вы поделитесь своими мыслями о воспитании детей. Как вы решаете проблемы, если ребенок вас не слушается.
И для всех, кто интересуется темой воспитания детей, мы приглашаем вас в нашу рубрику «Счастливый ребенок». В ней вы найдете советы по воспитанию, также много полезного материала, как интересно провести время с нашими детьми. Перейти в нашу рубрику можно здесь.
Рубрика «Счастливый ребенок»
И для души мы с вами послушаем песню в исполнении Сонечки Гончаровой «А ты меня любишь?». Вот такие взрослые темы у наших детей.
Смотрите также
Надежда, Вера и Любовь – без них прожить на свете сложноУкрепляем здоровье вместе с кизиломКаменное масло. ЛечениеЭхинацея. Лечебные и полезные свойства. ПрименениеОмолаживающие маски для лица в домашних условияхБоярышник. Применение