Развитие ребенка в 5 месяцев. Развитие ребенка в 5 с половиной месяцев
Физическое и психическое развитие ребенка 5 месяцев
Уже к пяти месяцам малыша мама начинает переживать о первых зубках, а также о том, когда же он сядет и что лучше подходит для первого прикорма.
В пять месяцев дети могут набрать в массе тела до 700 граммов, при этом рост увеличивается в среднем на 2,5 сантиметра, окружность головы становится больше на сантиметр, а грудной клетки до 2-х сантиметров. В таком возрасте по медицинским нормам вес мальчиков должен быть в пределах 6-9 килограмм, а у девочек 6-8 кг. соответственно, при росте для мальчиков 60-71 сантиметр, у девочек 60-70.
Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?
Игрушки, которыми играл ребёнок, он хорошо узнаёт, при этом может их отличить от тех, которые впервые в жизни видит. Если малыш оказывается в новом месте, он обязательно будет всё рассматривать и изучать. Если показать ребёнку своё отражение в зеркале, он может отличить своё отображение от остальных людей, находящихся рядом.
У детей меняется реакция на звуки. К примеру, если ребёнок занят игрой со взрослыми или любимой игрушкой, и прозвучит посторонний звук, малыш не будет на него реагировать, реакция на источник звука будет только в том случае, если ребёнок свободен и ничем интересным не занят. Не стоит переживать если ребёнок не сразу реагирует на музыку или на ваш голос. В таком возрасте дети начинают сосредотачивать внимание на чём-то конкретном.
Различные предметы и игрушки становятся для детей предметом манипулирования, поскольку ребёнок очень активно начинает всё вокруг себя исследовать. Малышу хочется каким-либо образом повлиять на игрушку, чтобы узнать о ней что-то новое. В этом возрасте дети как раз начинают совать всё в рот, и это их естественная потребность, поскольку таким образом он изучает находящиеся вокруг вещи.
Начинают совершенствоваться ощущения вкуса, что приводит к появлению любимых и нелюбимых блюд и напитков.
Упражнения с ребенком
Малышу обязательно нужно показывать игрушки и предметы разного цвета, размера и форм. Хорошо бы повесить красочные ленты и игрушки в манеж или в кроватку. Это позволит ребёнку с интересом рассматривать и изучать предметы, а также даст возможность развиваться моторике, особенно это касается захватывающих движений.
Во время физических занятий можно подгибать край пелёнки, на которой лежит ребёнок, и тем самым провоцировать его к поворотам с боку на бок, при этом ребёнок будет уверен, что делает такие движения самостоятельно.
Очень важно развивать у малышей тактильные ощущения, чтобы они могли на ощупь оценивать окружающий мир. Чтобы у него получалось лучше, постарайтесь разнообразить игрушки, они должны быть пластмассовыми и деревянными, тряпочными и резиновыми, также различных размеров и форм. Очень хорошо для тактильного развития играть с ребёнком разными мешочками, в которых находятся всевозможные крупы, они мелкие и их интересно перебирать в руках, также это могут быть мягкие игрушки с мелкими шариками в середине.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей к пяти месяцам могут отделять маму, знакомых от остальных людей. Если малыш слышит мамин голос, он его обязательно узнает и будет любым способом реагировать на него, в то время как незнакомые звуки и голоса будут настораживать ребёнка или вообще будут ему безразличны.
Когда вы переодеваете ребёнка или купаете его, или делаете зарядку - нужно называть ему части тела, при этом к ним дотрагиваться.
Детки такого возраста могут длительное время гулить. А чтобы речь развивалась, с ними нужно много разговаривать, петь им песни, менять интонацию и даже читать коротенькие стишки.
Движения ребенка
Уже к концу пятого месяца ребёнок сможет самостоятельно поворачиваться с живота на бок и наоборот, ему будет уже намного проще менять положение своего тела. Это влияет как на физическое, так и на психическое развитие. У некоторых детей даже получается поворачиваться со спины на живот. Также детки начинают хватать свои ноги, рассматривать их и засовывать в рот. А если он лежит в кроватке, то с большим интересом может себя трогать, изучая тело, при этом ладошки будут уже раскрытыми.
Относительно длительное время детки уже могут лежать на животе, при этом приподнимать туловище и стараться опереться на ладони. Если малыша держать подмышками, он может устойчиво стоять на выпрямленных ногах всей стопой на земле около 5 минут. Если ребёнка поддерживать за плечи, он будет стараться сидеть, голова при этом хорошо держится, а вот туловище ещё слабоватое, из-за чего наклоняется немного вперёд, и ребёнок держит ручки перед собой для опоры.
Есть и детки, которые уже в таком возрасте сидят самостоятельно без поддержки взрослых.
Недолго дети могут удерживать в руке игрушки. У детей начинает получаться хватать и отталкивать игрушки, а потом снова притягивать их к себе, это и есть развитие сенсорных ощущений.
Рекомендуется в период бодрствования выкладывать детей на животик, при этом на расстоянии в 50 см уложить игрушки и время от времени менять их на новые. Тогда малыш будет поднимать голову и корпус, насколько сможет, опираться на ладони и с интересом будет следить за игрушками и пытаться их самостоятельно достать.
Чтобы помочь ребёнку научится самостоятельно поворачиваться, стоит положить или повесить возле него игрушку так, чтобы дотянутся до неё он мог только с помощью поворота. Тогда ребёнок будет приподниматься, поворачиваться на бок и сразу перекатываться на живот.
Режим дня
К пяти месяцам многие дети уже вырабатывают свой режим дня:
Сон,
бодрствование,
кормление,
игры с мамой.
Такие детки должны спать в сутки около 15-16 часов, при этом фаза глубокого сна понемногу увеличивается. Лучше, чтобы дети спали днём три раза по 1,5-2 часа, а чтобы сон был спокойным и продолжительным, с детьми нужно много гулять. Играться ребёнок может после кормления до двух часов.
Прогулки на свежем воздухе
Гулять с детьми нужно два раза в сутки, при этом нельзя, чтобы было больше 30 градусов жары, и гулять нужно в течение двух-трёх часов. Зимой можно гулять один раз в день не более двух часов, при этом температура не должна быть ниже -10 градусов.
Спортивные упражнения, массаж и закаливание
В таком возрасте комплекс упражнений можно увеличивать, при этом массаж и гимнастика должны чередоваться с воздушными ваннами и водным обтиранием. Для гимнастики и массажа можно использовать такие упражнения:
Делать движения руками, при этом обнимать тело.
Сгибать и разгибать ноги одновременно.
Поворачиваться со спины на живот, при этом подавать ребёнку то одну руку, то другую.
Поворачиваться со спины на живот за руку.
Если сравнивать с прошлыми месяцами жизни, то тут уже нагрузку необходимо постепенно увеличивать, для этого делайте каждое движение на несколько раз больше, чем вы делали прежде. Тренировки необходимо построить так, чтобы разные группы мышц были задействованы, и нагрузка при этом должна распространяться на весь организм.
Лучше будет, если чередовать физические упражнения с массажем. К занятиям можно добавить некоторые игрушки.
Понравилась статья?
Помоги автору сайта, расскажи друзьям...
babyla.ru
Развитие ребенка в 5 месяцев
Физическое развитие
Мышцы ребенка продолжают стремительно укрепляться. Раньше, когда вы брали малыша на руки без поддержки головы, его голова запаздывала за движением его плеч и рук (запрокидывалась). Теперь же голова будет двигаться одновременно с телом без запрокидывания.
Лежа на животе, ребенок будет делать толкательные движения ножками. Это первые шаги к будущему ползанию.
Продолжает развиваться умение делать перевороты с живота на спинку или со спины на живот.
Речь
Начиная с этого возраста ребенок будет развивать способность составлять некоторые вокальные звуки. Это означает, что уже с 5 месяцев вы можете услышать то, о чем мечтали — ваш малыш может произнести звук «ма-ма»! Эксперты в области развития детей говорят, что пока малыш не связывает этот звук с мамой, но вам же все равно безумно приятно его слышать.
Вы можете всячески поощрять попытки общения вашего ребенка. Подражайте и имитируйте его выражения и звуки. Когда ребенок что-то произносит, а вы одобрительно реагируете на это, то это помогает ему понять важность языка. Это также поможет ему лучше понять причины и следствия — ребенок говорит, вы реагируете.
Питание
Животик вашего малыша уже значительно больше и его не нужно наполнять так часто, поэтому частота кормлений сокращается. У некоторых детей частота кормления сокращается до 4-5 раз в день. Но обычно, если дети исключительно на грудном вскармливании, то частота кормлений составляет 6-8 раз в день.
При кормлении, малыш может часто отвлекаться на различные внешние факторы, поэтому, чтобы он постоянно не отрывался от груди или соски, старайтесь кормить ребенка в тихом месте.
В течение первых четырех-шести месяцев ваш ребенок получает все питательные вещества необходимые ему из грудного молока или молочной смеси. Желудочно-кишечный тракт ребенка уже более развит и сосательный рефлекс потихоньку начинает угасать. Со второй половины пятого месяца некоторые родители начинают вводить прикорм. Обычно в качестве первого прикорма используется фруктовое (яблочное, грушевое) или ягодное пюре.
Есть множество диаметрально противоположных мнений о том, стоит ли вводить прикорм сейчас или нужно делать это позже, поэтому здесь все очень индивидуально. Но как правило прикорм вводят, начиная с 6 месяцев.
Играет сам
Ребенок может сам играть сам со своими руками и ногами довольно продолжительное время. Малыш любит повторять одно и то же действие снова и снова. Вы можете заметить, что теперь есть периоды, когда вам не обязательно всегда находиться во взаимодействии с ребенком. Малыш может сам ненадолго занять себя.
Ребенок проявляет все больший интерес к различным вещам, внимательно рассматривает их. Даже краешек пеленки может занять малыша на некоторое время, ведь его так интересно сжимать, тянуть и жевать.
Если дать ребенку погремушку, то вы заметите, как он радуется, когда будет трясти ее и слышать издаваемый звук.
Если вы взяли ребенка на руки, а на шее у вас висит цепочка или бусы, то будьте уверены, это станет для него интереснейшей игрушкой.
Малыш активно использует рот для изучения предметов. Все, что попадает ему в руки оказывается сначала во рту. Это очень важно для развития, не запрещайте ребенку так делать, но следите, чтобы он не брал в рот грязные или опасные вещи.
Если ребенок приучен к соске, то на время игры вынимайте ее, чтобы освободить рот ребенка.
Различает цвета
К этому возрасту ребенок уже хорошо различает цвета. Да, дети могут различать цвета с рождения, но малыши испытывают трудности в распознавании цветов одного оттенка, например, красный с оранжевым. Поэтому для новорожденных дети предпочитают контрастные предметы. Сейчас же цветовые различия становятся для ребенка более ясными, и он уже может различать похожие оттенки.
Смех
В пять месяцев ребенок начинает смеяться и весело хихикать. Это очень весело и забавно, особенно для родителей. Ребенок развивает свое чувство юмора. Он реагирует на веселые игры, например, когда вы играете в прятки — ваше лицо резко появляется из-под одеяла или когда игрушку вытаскивают из коробки, когда вы корчите смешные рожицы или сами весело смеетесь. Главное не делать это резко и громко, а то можно напугать малыша.
Новые звуки
Малыш добавляет в свою речь новые звуки. Дети в этом возрасте могут выучить новый звук и долгое время повторять его, не добавляя новых. Это нормально — дети осваивают один навык, потом переходят к следующему.
Ребенок может внимательно наблюдать за вашим ртом, когда вы говорите, и пытаться подражать вам, произнося согласные звуки, такие как «м» и «б».
Сон
Сохраняется долгий ночной сон с перерывами на кормления и два-три дневных сна.
Для отхода ко сну уже желательно выработать некоторый ритуал. Это может быть купание или чтение книжки на ночь. Перед сном лучше сильно не разыгрывать ребенка и не шуметь.
Желательно последовательно подводить ребенка ко сну: покормили, покупались, надели пижаму, покачали на ручках и засыпаем. Но это только на бумаге, в реальности многие дети засыпают только на груди. Но так или иначе ритуал очень и очень важен.
hvatalkin.ru
Подскажите, что должен уметь ребенок в 5 с половиной месяцев?
Нельзя всех детей мерять под одну гребенку. Его развитие зависит от многих причин. Начиная с родов- была ли черепная травма, состояние его нервной системы, искусственное или кормление грудью, его нервно психический статус. Если ребенок абсолютно здоров, чего сейчас практичеси не бывает, то он должен хорошо переворачиватья, вставать на четвереньки. То, что он гулит, агукается, смеется я уже про это и не говорю. Если есть задержка в развитии, нужен осмотр невропатолога, нужен массаж. Моя вторая внучка в 5 мес. ничего не делала - кесаренок. После двукратного массажа, девочка быстро начала делать все, что положено в ее возрасте. Сейчас ходит в школу и неплохо учится.
А мой глазки уже строил в этом возрасте.<br>:-)
смеялись,делали ладушки
ребенок уже самостоятельно сидит- это самое главное ну за остальным должен наблюдать педиатр.
так книги все правильно описывают, все дети разные, не ждите от ребенка очень многово, отстает - значит догонит, развивается очень быстро к 1,5 годам все сравняются. Главное ребенок должен есть, пить какать, писать, плакать и радоваться
мой первый ребенок умел: переворачиваться со спинки на животик (через правое или левое плечо), крутиться на животике, и к 6 мес сел сам (малыш родился на 42 неделе, вес 4200), мой второй ребенок умеет переворачиваться со спинки на животик (сначала через левое плечо и только через 2н через правое) и крутиться на животике, пока садиться не желаем (ребенок родился на 38н, вес 3280) Все очень индивидуально, книгами я тоже увлекалась, но теперь осталась одна настольная, авторы - Серс.
мой переворачивался со спины и обратно, позал на небольшие расстояния, смеялся, сидел недолго, минуты 2-3 без поддержки... хохотал, произнес БА
Читайте здесь: http:// adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05a.shtml Там и много упражнений для занятий с детьми. Мой в 5 месяцев начал учиться переворачиваться с живота на спину. А вот отрывок из моего дневника: Нам 5 месяцев. Ходили в поликлинику, там Платон заинтересовался малолетними особами противоположного пола, кокетливо сосавшими свои соски и с интересом разглядывавшими нашего парнишу в " самом рассвете сил". Чтобы произвести на дам впечатление, Платон: издавал громкие призывные звуки, улыбался до ушей, махал руками, выпячивал грудь колесом, рвался из маминых объятий на свободу, в пампасы. Я не выдержала, сделала ему замечание: что-то рано ты стал девочками интересоваться! Кроме юных прелестниц в комбинезонах нас заинтересовали цветные витражи на окнах, изображающие сцены из сказок. В общем, интересы у сына уже вполне взрослые. На днях состоялось очередное расширение Платошиного меню: малыш сосал детское печенье. Дело было так: мы с Дашей кушали на кухне, а Платоша лежал рядом в кресле и смотрел на нас. Первой не выдержала Даша, говорит: мам, он так жалобно на меня смотрит, мне кусок в горло не лезет! Пришлось угостить ребёнка давно купленным для такого случая печеньем. Он так жадно на него набросился! Схватил меня за руку, в которой я держала печенье, сильно-сильно, я не могла рукой двинуть! Основным способом восприятия окружающего мира по-прежнему у Платона остаётся его обсасывание. Ценить красоту по-другому он пока не умеет. Сегодня показала ему тюльпаны, стоящие в вазе на столе. Он заинтересовался, стал придвигаться поближе, а потом как хвать ручкой цветок! Еле успела отодвинуть.
Моя смеялась, сама держала и грызла баранку, играла, лежа на животе, подолгу рассматривала игрушки, швыряла ими, переворачивалась на живот и обратно, пыталась садиться
Мой сынуля в 5 месяцев отзывался на своё имя (проверяла, что именно на своё имя, а не просто на мой голос) ; тянулся ручками, чтобы его взяли на руки; ползал, чтобы дотянуться до игрушек (правда этому он научился в 4 мес.) ; становился на четвереньки и раскачивался взад-вперёд - развлекался так :). Ещё перед пятью месяцами он начал стучать ручками по столу с очень важным видом, и улыбался своему отражению в зеркале. А также в 5 мес. начал петь. Он тоже был достаточно крупным у нас: в 5 мес. - 7,5 кг, 67 см.
Знаете... каждый ребенок - индивидуальность. Кто-то раньше начинает ходить, а кто-то говорить :-) Не заморачивайтесь. Если все навыки Вашего ребенка соответствуют таблицам (+1 месяц, как минимум), то он здоров (посмотрите ссылку в источнике).<br>Мой младший в 5,5 сам встал на ножки, но зато не лепетал и не сидел самостоятельно (сел только в 8 месяцев и это норма). А вот старший все начинал делать по последней границе нормы, но довольно рано стал болтать. И это тоже норма :-)<br>Если Ваш малышок крупненький, то скорее всего, он чуть позже и поползет, и пойдет. Но зато потом его не догоните :-)
touch.otvet.mail.ru
что должен уметь малыш, режим дня, питание и уход для мальчиков и девочек, а также нормы роста и веса
В пять месяцев в развитии малыша происходит очередной скачок, требующий особого внимания родителей и приводящий к изменениям в образе жизни семьи.
Ребенок начинает переворачиваться со спинки на животик и обратно; начинает активно гулить, произнося первые слоги – часто осознанно; активно интересуется внешним миром, держит игрушки, способен эмоционально реагировать на музыку и — наконец-то — может спать всю ночь, не просыпаясь для кормления.
Физическое развитие
За пятый месяц жизни малыш прибавляет в весе от 500 грамм до килограмма, в росте — до двух сантиметров.
В пять месяцев младенец должен уметь переворачиваться со спинки на животик и подтягиваться, держась за руки родителей или перекладины кроватки, пытаясь сесть. Мальчики могут самостоятельно садиться и сидеть до 10 минут, у девочек такой навык появляется чуть позже.
В некоторых случаях развитие происходит так стремительно, что к пяти месяцам ребенок за неделю учится переворачиваться, подтягивать ножки и начинает ползать — сначала аккуратно, а затем активно, на четвереньках.
Малыш способен сам недолго держать бутылочку, крепко хватать палец взрослого, перекладывать игрушку из одной ручки в другую, пытается грызть игрушки.
Показатели роста и веса для мальчиков
В норме мальчики к пяти месяцам имеют следующие показатели:
вес — от 6 до 9,5 килограммов;
рост — от 64 до 66 сантиметров;
окружность головы — от 40 до 45 сантиметров;
окружность грудной клетки — от 40 до 47 сантиметров.
Нормы веса и роста для девочек
вес — от 5,4 до 8,8 килограммов;
рост — от 60 до 68 сантиметров;
окружность головы — от 38,9 до 44 сантиметров;
окружность грудной клетки — от 40 до 44,5 сантиметров.
Показатели эти весьма усредненные, но если малыш сильно отличается от его возрастной нормы — стоит посоветоваться с педиатром.
Калькулятор роста и веса малыша
Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)
Выберите возраст
месяцев
Рассчитать
Вес
Низкий кг
Средний кг
Высокий кг
Рост
Низкий см
Средний см
Высокий см
Что должен уметь делать малыш в пять месяцев жизни
К пяти месяцам и девочки, и мальчики уже многое могут и умеют. Самое главное — в малыше появляется осознанность, он активно интересуется окружающим миром, рассматривает игрушки и яркие книжки, хватает предметы и пробует их на вкус, эмоционально реагирует на голос родных, любимую музыку, хохочет, когда с ним играют.
Ребенок активно гулит, протягивает звуки, может произносить четко выраженные слоги (па-па, ма-ма, дя-дя), в некоторых случаях — целые слова.
Пытается сесть, переворачивается, «загребает» ручками и ножками, лежа на животе — готовится поползти. Некоторые малыши к пяти — пяти с половиной месяцам начинают ползать.
Важно! Как только малыш начнет переворачиваться со спины на живот — нельзя оставлять его на кровати без бортиков одного даже на пару минут. Малыш может перекатиться с середины кровати и упасть на пол. Спящего ребенка обязательно перекладываем в кроватку, бодрствующего — на пол или в манеж.
Если карапуза поставить на твердую поверхность, придерживая за ручки — он вытягивает ножки, пытаясь стоять или даже сделать шаг.
Ребенок может сжимать в кулачках предмет, подносить его к лицу, с явным удовольствием рассматривать, перекладывать вещь из руки в руку, отдавать предпочтение одним игрушкам перед другими.
У малыша появляются первые признаки самостоятельности — он с удовольствием держит бутылочку со смесью или водой, сам себя кормит.
На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 месяцев.
Особенности питания пятимесячных
Для малышей, находящихся полностью на грудном вскармливании, питание не меняется, так как прикорм начинают вводить только через месяц.
В случае, когда педиатр считает, что ребенку не хватает молока из-за быстрого скачка в росте и увеличившейся физической активности, он может порекомендовать введение в рацион каши, заменяя ей одно кормление.
При наличии постоянных проблем со стулом, то есть запоров, можно начать вводить овощное пюре — без соли, масла и специй, по схеме, согласованной с врачом.
Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, в рацион добавляют каши и овощное пюре. Из стандартных пяти кормлений три приходится на привычную смесь, в одно кормление дают кашу и в одно — овощи.
Важно! Ни фрукты, ни соки, ни яичный желток пятимесячным малышам не нужны. Знакомство с фруктами откладывается на время, когда ребенку исполнится минимум 8 месяцев, желток — на девять — одиннадцать.
Особенности психологии
В этом возрасте у малыша происходит активный скачок в понимании речи взрослого и в звуках, издаваемых им самим.
Пятимесячный карапуз уже знает, ласково ли разговаривает с ним мама или сердится, веселит его или призывает сосредоточиться.
«Гуление» становится осознанным, ребенок способен произнести первые слоги, в некоторых случаях — слова, адресованные конкретному человеку или связанные с предметом (например, любимой игрушкой).
Малыш узнает маму, папу и других людей, которые находятся с ним постоянно, и начинает остерегаться посторонних людей. Привязанность к маме не только не ослабевает, но и усиливается — именно в этом возрасте малыши могут буквально «не слезать с рук», требуя к себе постоянного внимания.
Карапуз начинает активно проявлять эмоции — хохочет, радуется, улыбается, обижается, сердится — иногда очень активно, причем переход от одной эмоции до противоположной может занимать несколько секунд.
Привлекает к себе внимание мамы осознанно, плачем, толканием ножкой игрушек или перекладины кроватки.
Узнает предметы — выделяет любимые игрушки, активно тянется к ним, способен выбрать из нескольких предметов самый яркий или самый привычный.
Примерный режим дня
В пять месяцев у многих малышей происходит очень важный этап для мамы — они перестают просыпаться для ночного кормления и наконец-то могут спать ночью по 9-10 часов подряд.
В остальном режим дня мало отличается от режима четырехмесячного ребенка. Это те же пять часов дневного сна и десять ночного, но время бодрствования увеличивается — ребенок может не спать около двух часов подряд, требуя к себе внимания, играя, развлекая себя самостоятельно.
В этом возрасте необходимо увеличить время для занятий гимнастикой, развивать у малыша мелкую моторику, читать ему сказки, потешки, петь песенки, ставить музыку.
Обязательно два раза в день гулять с карапузом, причем во вторую прогулку можно сажать его в слинг — пусть ребенок начинает познавать мир.
Режим дня у малышей в этом возрасте может быть разным, но придерживаться установленного распорядка стоит — так ребенок будет лучше спать, лучше кушать и активнее развиваться.
Примерный режим для малыша пяти месяцев такой:
8:00 Пробуждение от ночного сна, первое кормление (молоко или бутылочка со смесью), чистка ушек и носика, умывание личика.
10:00 Первый дневной сон.
11:30 Пробуждение, второе кормление (для искусственников — каша), активные игры с мамой, зарядка или массаж.
13:30 Прогулка в коляске, дневной сон на улице.
14:30 Третье кормление — искусственнику дают овощное пюре.
15:30 Игры с малышом, массаж, гимнастика на мяче.
17:00 Прогулка и последний дневной сон на улице.
18.00 Возвращение домой, четвертое кормление, спокойные игры. В этот период можно оставить малыша одного, дав ему погремушку — он вполне способен занять себя сам на время вплоть до получаса.
20:00 Купание в большой ванне, занятия с малышом в воде.
20.30 Пятое кормление, укладывание спать на ночь.
Малыши на искусственном вскармливании просыпаются в 12 или час ночи, чтобы получить бутылочку со смесью, груднички вполне могут проснуться несколько раз за ночь, чтобы покушать. Но в некоторых случаях ребенок может спокойно спать до самого утра.
Уход и гигиена
Мальчики
Малыши в пять месяцев начинают активно двигаться, переворачиваться, тянуть в рот игрушки, дотягиваются ножкой до лица, сосут пальчики.
Гигиена в это время становится особенно актуальной — нужно не менее двух раз в неделю постригать ноготки на ручках и ножках, чтобы карапуз себя не поцарапал, мыть игрушки с детским мылом.
Как и раньше, нужно ежедневно купать маленького мальчика, чистить ушки и носик, регулярно менять подгузник, подмывая малыша перед каждой сменой.
Некоторые мальчики в этом возрасте начинают ползать, поэтому особое внимание стоит уделить безопасности комнаты — закрыть розетки, убрать мелкие предметы с пола, тщательно мыть полы, желательно ежедневно.
Девочки
Уход за пятимесячной девочкой мало отличается от ухода за мальчиком. Девочки чуть позже начинают переворачиваться и ползать, поэтому безопасностью дома можно озаботиться на месяц позже. Остальные правила такие же — тщательное мытье и обдавание кипятком игрушек, протирание бортиков кроватки теплой водой с содой.
У многих малышей в это время начинают резаться зубки. Игрушки — прорезыватели нужно мыть теплой водой с пищевой содой несколько раз в день, после мытья тщательно ополаскивать и протирать сухим чистым полотенцем.
Гимнастика
Занятия спортом в этом возрасте доставляет малышу необыкновенное удовольствие. К ежедневному массажу спинки, животика и ножек можно добавить потягивания ручек, перекрещивание их, сгибание-разгибание ножек, разминание стопы (очень мягкое), пальчиковый массаж.
Если ребенок еще не переворачивается — необходимо помочь ему, мягко поддерживая под спинку и живот, слегка подталкивая в нужном направлении.
Стимулировать двигательную активность можно, положив малыша на живот и поместив недалеко от него яркую игрушку — карапуз будет пытаться дотянуться до нее, пытаясь ползти.
Занятия с ребенком
Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам
В возрасте пяти месяцев спинку нужно готовить к большим нагрузкам. Еще немного — и малыш начнет сам садиться, ползать, а потом и вставать, держась за бортик кроватки.
Спинку укрепляют массажем (не только поглаживанием, но и похлопыванием, легкими постукиваниями, пощипываниями) и занятиями на мяче и в ванне.
Если ребенок до этого возраста купался в маленькой ванночке — можно перевести его в большую. Поддерживая малыша в воде под спинку и животик, стимулируя его переворачиваться в воде, можно хорошо укрепить мышцы спинки.
Занятия на большом мяче — перекатывания на животике — также весьма полезны.
Несколько раз в день нужно делать простое упражнение — разводить ручки карапуза в стороны, скрещивать и снова разводить — не менее 20 подходов за раз.
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики крайне полезно для малыша. В пять месяцев можно давать карапузу перебирать крупные бусы, вкладывать в ручки предметы разного веса, размера и материалов — шероховатые, гладкие, мягкие.
Полезно давать малышу зажать в кулачке платок или веревку и очень аккуратно ее вытаскивать.
Можно нашить на большой кусок ткани крупные пуговицы, деревянные гладкие кубики, различные кусочки ткани (бархат, шелк, крупное кружево), положить ребенка на животик и дать рассматривать и трогать эту самодельную игрушку.
Совсем мелкие предметы (крупу, бусины, семена) пятимесячным не дают, так как это небезопасно даже в присутствии взрослого.
Общение и тактильный контакт
Так как в этом возрасте ребенок начинает понимать речь, эмоции и осознанно произносить звуки, общаться с ним нужно все время бодрствования. Потешки, песенки, сказки, просто разговор с малышом — очень полезны для его развития.
Показывая ребенку игрушки или предметы, нужно проговаривать их названия, как можно чаще обращаться к ребенку по имени, напевать под музыку.
Некоторые дети в этом возрасте максимально привязаны к взрослому и нуждаются в постоянном тактильном контакте. Не оставляйте кроху надолго одного, он нуждается в постоянных поглаживаниях, регулярном массаже. Малышей на искусственном вскармливании на руки стоит брать еще чаще, чем грудничков, так как им особенно не хватает телесного контакта с мамой.
Знакомство с книгой
Пять месяцев — прекрасное время, чтобы начать знакомство с книжкой, так как в этом возрасте малыши начинают живо интересоваться картинками.
Книги с яркими буквами и крупными, яркими изображениями животных, растений и игрушек нужно показывать, называя нарисованных персонажей, медленно и четко проговаривая слова. Многие дети очень любят книжки — игрушки для ванны.
Старайтесь только следить, чтобы карапуз не грыз уголки — это не пойдет ему на пользу.
Какие игры, игрушки можно использовать и какие мультики можно смотреть
В этом возрасте из кроватки убирается мобиль и подвешенные погремушки — ребенок может дотянуться до них, оторвать часть игрушки и засунуть ее в рот.
Лучшие игрушки — крупные пластмассовые, качественные, гладкие деревянные и мягкие текстильные, которые легко постирать.
Они нуждаются в ежедневном мытье и обработке — необходимо учесть это при покупке.
Пятимесячному карапузу можно покупать музыкальные игрушки, которые реагируют на действие — с кнопочками, шнурочками.
Малыш быстро поймет, что его действие вызывает определенную мелодию, и будет с радостью заниматься.
Обратите внимание! В возрасте пяти месяцев можно посадить ребенка в специальное кресло и ненадолго — не больше десяти минут — поставить ему мультик с яркими персонажами и узнаваемыми героями, с запоминающейся мелодией (хорошо подходят старые советские).
Доктор Комаровский
Доктор Комаровский считает, что девочки и мальчики в пять месяцев должны в первую очередь эмоционально реагировать на окружающий мир, брать игрушку из рук взрослого, переворачиваться и гулить.
Для активного развития нужен постоянный контакт с взрослым, разговоры, чтение книг, обязательно — хорошая музыка. Про питание Комаровский считает, что ребенок должен уметь кушать с ложки протертую пищу, но введение прикорма для грудничка можно отложить.
Частые проблемы в этом возрасте и как их решать
Основными проблемами в пятимесячном возрасте являются:
травмы из-за падений и ударов о крупную мебель после того, как ребенок начал переворачиваться и ползать;
проблемы с пищеварением из-за слишком раннего введения прикорма;
повышенная капризность, температура, раздражительность, плохой сон из-за начала прорезывания зубов.
Для того, чтобы подобных проблем не возникало, необходимо подготовиться к этому периоду:
Обезопасить дом, купить манеж, выкладывать малыша на животик на пол, а не на кровать, не оставлять его одного.
Перед введением прикорма советоваться с врачом и ни в коем случае не торопиться.
Купить прорезыватели для зубов, специальный гель для десен.
Полезное видео
Предлагаем вам ознакомиться с полезным видео по теме:
Таким образом, пять месяцев — необыкновенно важный и интересный период в жизни малыша. Он начинает готовиться к тому, чтобы сесть, поползти и заговорить, активно развивает эмоции, начинает различать цвета, интересоваться яркими игрушками и книжками. Как можно чаще общайтесь с ребенком, играйте с ним, пойте песенки, носите на руках — ведь с каждым месяцем он будет становиться все более и более самостоятельным.
vashrebenok.org
5 5 месяцев ребенку развитие
Развитие и питание ребенка в 5,5 месяцев: что должен уметь малыш в этом возрасте?
Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?
В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира
Физические достижения малыша
Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.
Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.
В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны — от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.
Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания
Какие умения и навыки есть у крохи?
В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:
Перевороты со спинки на животик и обратно.
Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
Гуление, причем очень активное и мелодичное.
В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.
Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.
Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.
На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками — такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.
Все о питании ребенка
Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи — в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.
Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.
Молочная смесь или кефир 200 мл
Пять месяцев — самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш — незаменимого источника витаминов группы В
Какие игры и занятия можно предложить крохе?
Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания. Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?
Конечно же, это должны быть двигательные занятия — например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.
Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.
Какие игрушки могут его заинтересовать?
неваляшка музыкальная,
звенящие погремушки,
мячик с колокольчиком,
браслеты на ножки с колокольчиками,
пирамидки,
куклы бибабо,
сенсорный коврик.
Главное требование к игрушкам — безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.
Внимание! Вся информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях и носит ознакомительный характер. По всем вопросам диагностики и лечения заболеваний необходимо обратиться к врачу за очной консультацией.
Пользовательское соглашениеКопирование материалов сайта без письменного разрешения администрации проекта и активной ссылки на http://vseprorebenka.ru запрещено.
Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.
Физическое развитие
Рост и вес
Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.
Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (см. 4 месяц ), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах )
В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.
Что умеет младенец в конце 5-го месяца
Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно? ).
Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.
Психическое развитие
Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.
Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.
Как помочь ребенку развиваться
В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.
Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):
Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.
«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.
Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.
Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.
На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.
Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:
«Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.
Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.
Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.
Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.
Питание и сон
Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.
Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.
В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:
У вас мало молока;
Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).
В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.
Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)
Как развивается ребенок 5 с половиной месяцев?
Ребенок 5,5–6 месяцев приобрел к этому возрасту уже ощутимое количество полезных навыков и продолжает развиваться дальше. Кругозор малыша значительно расширился. Его начинают привлекать игры со взрослыми, появляются первые слоги, временами складывающиеся в нечто похожее на «мама». А чем еще знаменателен этот период?
Вес малыша
Каждый ребенок имеет индивидуальный рост и вес, однако существует определенная таблица веса и роста грудных детей, в которой можно найти информацию об оптимальных значениях этих показателей и сравнить с данными своего ребенка. Согласно статистическим данным, мальчики в 5 месяцев должны весить 7 кг 300 г. В 6 месяцев эта цифра достигает 7 кг 900 г. Девочки весят меньше: в 5 месяцев этот показатель составляет 6 кг 650 г, а в 6 месяцев – 7 кг 200 г. Если отклонение веса ребенка составляет примерно 6–7%, то это является нормой.
При повышении этого показателя до 12–14% можно говорить о склонности к недовесу или перевесу, а если полученная цифра превышает рекомендуемое значение на 12–14%, говорят о легком недовесе или перевесе. Если малыш имеет отклонение от нормы в ¼ часть собственного веса, врач может дать родителям рекомендации по корректировке питания. В целом, для каждого ребенка существуют свои показатели нормы. Примерно у 10% детей показатели веса будут отличаться от предложенных врачами статистических оценок и это будет для них нормой.
Однако контролировать прибавку в весе своего малыша необходимо постоянно, чтобы вовремя скорректировать питание, если это понадобится. Это особенно важно делать с наступлением первого прикорма, который приходится как раз на это время. Резкий набор или наоборот, спад веса будет показателем того, что меню малыша составлено неправильно. Проследив всю предысторию его развития и формирования, можно внести изменения в меню, попробовать перейти на каши от другого производителя и нормировать их потребление.
Распорядок дня и кормление
Малыш в 5,5 месяцев продолжает спать трижды в день примерно по 2 часа и уделяет ночному сну 10–11 часов, просыпаясь один раз на кормление. Он продолжает кушать 6 раз в день, хотя к началу 6 месяца мамы могут сократить это количество до 5 раз, делая перерывы по 4 часа. Особенно это касается тех детей, которые уже начали получать первый прикорм. Как правило, это искусственники.
Что вводить в меню малыша в качестве первого прикорма – кашу или овощное пюре, лучше обсудить со своим педиатром. Если малыш плохо набирает в весе, то, скорее всего, маме посоветуют начать с каши – рисовой или гречневой. Именно они реже всего вызывают у детей аллергию. Если уже известно, что ребенок склонен к аллергическим реакциям, то стоит первой ввести в меню безглютеновую кашу, например, приготовленную из плодов рожкового дерева.
Если 5–6 месячный малыш с рождения страдает запорами, то лучше начинать прикорм с пюре из овощей – например, приготовленного из цветной капусты или брокколи. Параллельно можно вводить в меню ребенка соки, но лучше варить ему компоты из натуральных фруктов и ягод, произрастающих в данном регионе – вишни, черешни, яблок, смородины, малины, крыжовника и др. Если мама посчитает, что время первого прикорма придется на зимнее время, то лучше заранее запастись фруктами и ягодами, заморозив их в морозильной камере.
Ребенок возраста 5,5 месяцев уже должен быть знаком с яблоком. Педиатры рекомендуют вводить в меню малыша скобленое зеленое яблоко, начиная с 4-месячного возраста. Не стоит пренебрегать этими рекомендациями, потому как к концу 5 месяца естественные запасы такого минерала, как железо в организме малыша истощаются и необходимо вовремя их восполнить. И искусственники, и дети на грудном вскармливании должны получать в этом возрасте около 1000 мл пищи в сутки, включая прикорм и соки.
Физическое и психическое развитие малыша
Ребенок в 5,5 месяцев уже легко переворачивается с живота на спину и обратно, подтягивается на руках, делая попытку сесть. Если положить кроху на живот, то можно увидеть, как он опирается на ладошки выпрямленных рук. Он всеми силами старается вызвать внимание взрослых и копирует действия, которые ожидает от них получить: улыбается, протягивает ручки. Его зрительное восприятие чрезвычайно развито: запомнив маму в домашнем халате, который он видит каждый день, может более настороженно рассматривать новую прическу и необычный наряд.
На руках у родного человека чувствует себя в полной безопасности, поэтому знакомить его с гостем рекомендуется, не выпуская из своих рук. Так он сможет спокойно осмотреть, потрогать новое для него лицо, а уж потом пойти к новому человеку на руки. Развитие ребенка 5,5 месяцев таково, что он уже может зрительно управлять движением своих рук. То есть ребенок сначала смотрит в направлении игрушки, а уже потом достает ее. Из нескольких предложенных ему игрушек он может выбрать ту, которая интересует его в данный момент. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.
Малыш в этом возрасте активно познает мир через хватание. К началу 6 месяца уже хорошо осваивает технику хватания, удерживания, качания, верчения, толкания и т.п. Любимым занятием остается выбрасывание игрушек из кроватки на пол. Если мама включается в эту игру, подавая ему вновь выброшенный за пределы кроватки предмет, то восторгу малыша просто нет предела. Это первый опыт совместной игры, активного взаимодействия с близким человеком, который не стоит пресекать, а только поощрять.
В этом возрасте его интересует уже не только форма предмета, но и другие характеристики, например, температура и особенности поверхности. Можно позволить малышу потрогать лед или теплую кружку чая и понаблюдать за реакцией.
Речевое и слуховое развитие
У 5–6 месячного малыша появляется лепетная речь. Она усиливается при обращении к нему кого-то из взрослых. Малыш может звуками призывать к себе домашних, давать понять, что ему скучно. Кроме того, он начинает вслушиваться в то, что произносит, и это ему очень нравится. С таким же удовольствием он прислушивается к звукам окружающей его среды – чириканью птиц за окном, мелодии мобильного телефона, шуму работающей стиральной машины и т.д. Причем пытается отыскать глазами источник, издающий звук, и способен услышать звук предмета, находящегося от него на расстоянии 2,5–3 метров.
Ребенок сопровождает громкими криками радости любые положительные действия с ним, например, щекотание живота губами, легкое покусывание, покачивание и т.п. Такие игры становятся любимым занятием растущего крохи и близких ему людей. Он заразительно смеется, когда бабушка кладет его ладошку себе на губы и начинает в нее дуть или произносить различные звуки «ба-ба», «па-па» и т.д.
Полезные советы родителям
В этот период малыш все тянет в рот, у него постоянно течет изо рта слюна, потому что вот-вот должны прорезаться зубки. Запрещать ему это делать – пустая трата времени и сил, главное – поддерживать в доме чистоту и следить за чистотой игрушек. Чтобы малыш совершенствовал свои хватательные действия и координацию рук, установленный на его кроватке мобиль с игрушками необходимо опустить так низко, чтобы он мог до них дотянуться. Любые успехи малыша должны сопровождаться похвалой.
Ребенок 5–6 месяцев вот-вот поползет. Можно помочь ему в развитии этого навыка, положив на живот и заинтересовав новыми игрушками. Необходимо позволить крохе дотронуться до них кончиками пальцев, побуждая двигаться вперед. В качестве опоры его барахтающимся ножкам использовать свою ладонь. Надавливая на ступни, побуждать двигаться вперед, а в конце обязательно похвалить за успешно проделанную работу.
Малышу в этом возрасте принесут пользу любые занятия, направленные на снижение гипертонуса мышц. Полезно делать гимнастику на фитболе и массаж. Много приятных минут доставят такие игры, как прятки, «Сорока-белобока», «Каравай» и другие.
Ребенку исполнилось 5 месяцев, он заметно подрос, окреп. В поведении и привычках появилось много нового, особенно бросаются в глаза первые признаки социального развития.
Основные параметры
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев характеризуется двойной прибавкой по сравнению с весом при рождении. Вес малыша составляет 6-8 кг, длина тела — 60 — 67 см, а окружность груди – 40 — 45 см. Такими показателями обладают 94% здоровых детей, более высокими цифрами отличаются мальчики.Начиная с пятого месяца, малыш прибавляет около 100 г еженедельно.
Характерные изменения организма
Возрасту свойственно увеличение размеров тела и существенные изменения в организме. Пятимесячный малыш имеет сложившиеся представления о времени суток, демонстрируя дневные подъемы активности и ночные спады.У детей начинают резаться первые зубки. Более редкими становятся мочеиспускания, происходящие через 30-40 минут. Продолжает улучшаться зрение ребенка, еще не стопроцентное, но позволяющее видеть объекты на разных расстояниях. Ранее наблюдавшееся косоглазие в этом возрасте исчезает.Пятимесячные дети свободно различают оттенки одного цвета, реагируя на яркие, контрастные цвета,- красный, желтый, голубой.Улучшается в это время слух. Малыш легко определяет направленность звука, поворачивая голову в его сторону. Дети любят звучащие игрушки.Изменения режима дня и питанияНочной сон становится длиннее, некоторые дети спят 10 часов ночью и трижды по 2 часа днем. Не дожидайтесь, пока малютка устанет и начнет капризничать, укладывайте при первых признаках набегающего сна.Промежутки бодрствования удлиняются, достигая 2 часа, поэтому родители переходят с шестиразового питания на пятиразовое. Кормления по-прежнему неразрывно связываются со сном.Схематичный режим пятимесячного младенца:
сон;
кормление;
период активности;
сон.
Малыш сосет грудь, засыпая, либо в период пробуждения. В возрасте 5 месяцев продолжается грудное вскармливание. Материнское молоко остается лучшим видом питания, желательно отсутствие другой пищи в рационе.К окончанию пятого месяца малыш готов получать прикорм. Он захватывает губами и проглатывает более густую пищу, чем материнское молоко, — сок, пюре. Если грудного вскармливания недостаточно, детей прикармливают, начиная с соков, постепенно переходя на фруктовое пюре. Это обеспечит организму поступление минеральных веществ, углеводов, витаминов, клетчатки. Вводить новые виды питания следует с минимальных порций – половины чайной ложки в деньСуточное количество сока, потребляемое на пятом месяце, достигает 50 мл, фруктового пюре – четырех чайных ложек. Запрещается употребление виноградного сока грудными малышами. Осторожно предлагают цитрусы, клубничные, малиновые пюре и соки. При малейших признаках диатеза прием прекращают.Общее количество пищи, потребляемой ребенком такого возраста, составляет около 900 г.
Навыки и умения
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет овладеть следующими навыками:
ползать по-пластунски;
переворачиваться;
перекатываться по поверхности;
стоять и сидеть с поддержкой;
удерживать мелкие игрушки.
Пятимесячный малыш демонстрирует готовность к ползанию. Он делает попытки двигаться лежа на животе, вертится вокруг пупка. Ребенку нравится слушать издаваемые звуки, поэтому подолгу распевно гулит.Он начинает подражать речи и интонациям взрослых. В издаваемом лепете различают певучие гласные, повторяющиеся слоги .Произносимое ребенком может означать всевозможные просьбы, которые родители понимают по набору звуков и интонаций.
Особенности психологии
Развитие ребенка в 5 месяцев сопровождается изменениями психики. В этом возрасте начинает проявляться недоверие к посторонним. Малыш отчетливо знает, вхожих в его мир, не к каждому идет на руки, новый человек вызывает напряжение, пока не становится привычным. Очень крепкой является связь с близкими людьми.Пятимесячный малыш умеет различать интонации. Он сияет в ответ на ласковый голос, услышав строгое обращение,- может расплакаться. Важно проявлять доброжелательность, спокойствие, разговаривать с ребенком, правильно называя слова.Внимательные родители замечают у малыша, находящегося в пятимесячном возрасте, целый букет эмоций. Это страх, настороженность, веселье. Радость ребенок выражает определенными звуками — пищит, визжит, агукает. Если взрослый отбирает игрушку, малыш реагирует набором других интонаций, обозначающих возмущение.Попадая в новое помещение пятимесячный ребенок, начинает озираться, изучая обстановку.Во время прогулки малыш такого возраста почти не спит, наблюдает из коляски за окружающим миром, проявляя интерес. Гулять желательно дважды в день при температуре -10 — + 30 градусов. Ребенка одевают по погоде и защищают от ветра.
Чему следует учить?
В пятимесячном возрасте малыша знакомят с новыми навыками. Обучают играть с мячом, катая или бросая игрушку. Яркие колечки учат собирать в пирамидку, чтобы запела кукла, нажимают кнопочку. Ребенок запомнит и повторит действия. Давая ему предмет, следует громко и внятно произносить название.Играя с малышом, нужно называть его по имени, так он быстрее научиться откликаться. Взяв ребенка на руки, можно поднести к окну, показать находящиеся там предметы, произнести названия. Особенно дети любят, когда взрослые поют песенки.Начиная с этого возраста, детей можно учить ползать. В связи с физической активностью на пятом месяце педиатры особенно рекомендуют массаж и гимнастику. Десять минут ежедневных занятий помогут ребенку полнее познакомиться с возможностями тела.Не усаживайте принудительно малышей не умеющих сидеть, это может позднее вызвать неприятные проблемы со здоровьем.Если ребенок продемонстрировал умение переворачиваться на живот и обратно, оставлять одного на кровати или другом возвышении больше нельзя. Падение даже с небольшой высоты может обернуться серьезной травмой. Безопасным местом для игр и бодрствования пятимесячного младенца является манеж. Здесь можно переворачиваться, двигаться, бросать по сторонам различные предметы. Натяните над манежем плотный шнурок с разными игрушками, чтобы малышу было удобнее их рассматривать.
detigo.ru
Развитие малыша в 5 месяцев
Вот и прошло пять месяцев с момента рождения, теперь ваш малыш уже многое умеет, но все еще продолжает активно развиваться и познавать мир. Он уже хорошо распознает эмоции на лицах, его речь становится более насыщенной и резких звуков малыш пугается. К людям, которых ребенок видит впервые, относится с опаской и может заплакать, особенно если мама исчезла из его поля зрения.
Речь грудничка состоит из таких слогов как ма, ба, па и т.п. Но это еще не осознанная речь, а просто копирование речи взрослых, окружающих ребенка.
Малыш способен уже сам играть в игрушки минут 10. Уже без проблем хватает нужную ему вещь. И если его очень заинтересовала какая-то яркая игрушка, то забрать ее и цепких ручонок будет не так-то просто. С удовольствием рассматривает картинки, смотрит мультики. В этом возрасте ребенка начинает привлекать абсолютно все незнакомые вещи. Особенно дети любят провода и различные гаджеты, пульты.
В этом возрасте груднички уже переворачиваются на животик, подтягиваются на ручках, опираясь на ладошки. Подтягиваются на руках, пытаясь сесть. Если посадить малыша в подушки, он будет очень доволен, ведь сидеть для этого это что-то новое, интересное. Но врачи не рекомендуют присаживать ребенка. Он должен сесть сам из положения «на четвереньках». То есть, перед тем как сесть, грудничок должен научиться вставать на коленки.
Ночной сон становится все более длительным, малыш просыпается всего один-два раза, чтобы покушать.
Наконец-то у ребенка проходит привычка «позы эмбриона», мышцы расслабляются, и координация движений улучшается. Малыш крепнет, и уже в состоянии в позе лежа на животике поднимать как головку, так и ножки с ручками одновременно.
Не забывайте, что изучая внешний мир и предметы, ребенок очень любит все тянуть в рот, поэтому следите, чтобы рядом не было мелких вещей и вредных веществ, которые могут навредить здоровью малыша.
Теперь он хорошо умеет различать внешность мамы, папы и близких людей, поэтому, например, если мама появится перед малышом в новой одежде, ребенок скорее всего, будет настороженно вглядываться, пока не увидит знакомые черты, а потом заулыбается. Также малыша можно заинтересовать разными картинками, и он начнет увлеченно разглядывать их.
В возрасте пяти месяцев, малышок обычно прибавляет в росте до двух с половиной см, а в весе набирает до 700 грамм. А у некоторых деток начинают прорезаться первые зубки.
Средние показатели грудничка в возрасте 5 месяцев:рост — 63-67 смвес — 7-8 кгокружность головы — 42-43 смобхват груди — 40-41 см
Очень внимательно осматривает родителей: трогает лицо, хватает за нос и волосы, щипается. При кормлении отвлекается, начинает осматривать сосок и теребить его.
Очень любит смотреть в зеркало, теперь он увидит непросто картинку в отражении, а узнает себя и скорее всего, заулыбается. Если его подносить и отдалять от своего отражения, начинает смеяться.