Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок идет в пятый класс: как справиться с новыми требованиями. Как помочь адаптироваться ребенку в 5 классе


Переходим в 5 класс. Адаптация без проблем

Считается, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Вполне естественно, что с этим новым периодом и у нас, и у наших детей связаны определенные опасения и надежды. Причем одни и те же моменты у разных детей могут вызывать разные реакции. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в прежнем постоянном уютном классе. Для другого - переход к кабинетной системе - долгожданная свобода, желанное разнообразие. Кто-то остро переживает расставание с любимой учительницей. Другой пятиклассник, возможно, рассчитывает на более позитивное, непредвзятое отношение к себе новых учителей.

На какие моменты стоит обратить внимание родителям?

- Переход в среднюю школу - это иногда в прямом смысле "новые стены". Ведь в некоторых школах начальные классы расположены в отдельном крыле здания или в отдельном корпусе.

- Кто-то из детей оказывается и в новом коллективе одноклассников. Например, поступил в гимназию или перешел в специализированный класс.

- Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.

- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

- Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски. Понимал практически с полуслова. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю - тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.

- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.

Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

Как помочь своему ребенку полнее использовать возможности этого "резервного" периода школьной жизни?

- Подскажите ребенку, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Трудно ориентироваться в системе кабинетов? Обычно в школах все учебные кабинеты пронумерованы. Пускай ребенок откроет в своем школьном дневнике специальную страничку, запишет туда все предметы, которые будет изучать в пятом классе, против названия каждого предмета пометит номер соответствующего кабинета и этаж. Теперь, если заблудился в школьном лабиринте, можно легко вспомнить номер помещения и найти его.

- Пятиклассник должен хорошо знать, где вывешено школьное расписание. Нередко в начале учебного года расписание уроков меняется чуть ли не каждый день. Неплохо иметь дома номера контактных телефонов для уточнения. Напоминайте ребенку, чтобы он собрал все необходимое, сверившись с расписанием на завтра. Но не делайте это за него!

- Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель, завуч, курирующий пятые классы (нужно знать, где его кабинет). За эмоциональной поддержкой многие пятиклассники тянутся к своей бывшей учительнице начальных классов.

- Задавайте конкретные вопросы ребенку о делах в школе, интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе и т. д.?

- Найдите возможность познакомиться с новыми педагогами своего ребенка. Например, попросите классного руководителя пригласить их на родительское собрание или подойдите к ним сами. Если считаете нужным, расскажите им о каких-либо особенностях сына или дочери. Узнайте об их требованиях, критериях оценки и т. д.

- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей.

- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.

- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. По-другому можно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Покажите, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.

- Приглашайте к себе домой одноклассников сына или дочери. Особенно если это другой класс или школа. Так вы поможете ему быстрее наладить контакты в новой среде, обрести эмоциональную поддержку. Хорошо бы не забывать и о прежних школьных друзьях.

Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
  • готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелание выполнять домашние задания.негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В некоторых школах с переходом детей из начального в среднее звено начинается так называемоедифференцированное обучение. Но в одной школе детей направляют в гуманитарный или физико-математический класс в соответствии с их способностями и склонностями. А в другой - производят деление учащихся на "сильных", "средних" и "слабых". Получается не столько дифференциация, сколько дискриминация детей.

Если с вашим ребенком произошла подобная история и он оказался в "слабом" классе, вы вправе потребовать от администрации школы объяснений. Узнайте, так сказать, законодательную базу такого деления. Если вам предлагают перевести ребенка в класс коррекционного обучения в той же или в другой школе, это может произойти только через районную психолого-медико-педагогическую комиссию и только с вашего согласия.

Ирина Зенькова

rostovmama.ru

как справиться с новыми требованиями

Новая школьная жизнь

Изменение уклада жизни — это стресс для любого человека, но детей это касается особенно. Это требует от школьника большой самостоятельности и высокого уровня самоорганизации. Также в 5-ом классе появляются более сложные предметы, для которых необходим высокий уровень развития абстрактного мышления.

Как помочь

  • Не ругайте ребенка за плохие отметки, тогда он не будет хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию из первых рук. Учитель скажет вам правду и подскажет, что именно нужно «подтянуть».

Новый статус

Пятикласснику нужно не только приспособиться к совершенно разным и «чужим» людям, но и подать им себя. В младшей школе ребенок выработал свои приемы психологической защиты против определенных некомфортных взаимоотношений — с новым учителем эти приемы не работают. На этом месте может возникнуть страх перед школой (еще ничего не случилось, еще нет никакой проблемы, но страх перед этим незнанием, перед калейдоскопом лиц, требований, характеров уже есть) и повлиять на здоровье. У ребенка может возникнуть головная боль, расстройство желудка, бессонница или, наоборот, постоянная сонливость, заторможенность или постоянное излишнее возбуждение.

Как помочь

  • В этот период особенно важно не критиковать ребенка, а сотрудничать с ним, поощрять, дисциплинировать, помогать достигать определенной цели, анализировать неудачи и ни в коем случае не сравнивать с другими.
  • Дайте почувствовать ребенку, что вы оценили его старания, не поскупитесь на похвалу, и он увидит в вас друга.
  • Родителям следует помнить, что конфликтный ребенок в первую очередь страдает сам, а выиграет тот, кто воспитан в любви к другим.

Новый учитель

За четыре года учебы в младшей школе ребенок успел привыкнуть к педагогу, учитель приспособился к общению с ним, детально изучив его индивидуально-психологические особенности-то есть, они адаптировались друг к другу. А тут — все новые и незнакомые!

Как помочь

  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией.
  • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Постарайтесь не оставлять проблемные вопросы до общих родительских собраний, лучше обсуждать их индивидуально. У многих преподавателей специально выделены часы для консультаций с родителями.
  • Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Начало полового созревания

В начале подросткового возраста происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

p>Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

Как помочь

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие родителями, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • С другой стороны, несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Изменения поведения

Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но чаще детей нужно постоянно поддерживать и подсказывать, как преодолевать «подводные течения».

Как помочь

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  • Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  • Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Успехов вашим детям в средней школе!

Благодарим за помощь в подготовке материала Анну Безингер, детского психолога, монтессори-педагога прогимназии «Искатель», автора книги и статей по детской психологии и методикам работы с детьми. Больше информации на сайте, или [email protected], 8-925-302-5939.

www.minibanda.ru

Рекомендации для родителей "Адаптация в 5 классе"

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребенка.         

           Адаптация – процесс ознакомления учащегося с учебным заведением и изменение его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры учебного заведения.

            Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться с одноклассниками, с учителями, с новой учебной ситуацией, обретение чувства уверенности. (так отвечали ребята на вопрос анкеты) 

             Наибольшую помощь классному руководителю в период адаптации могут оказать родители. Формы работы с родителями в адаптационный период направлены на овладение этикой «учитель – ученик – родитель».

           Поэтому от родителей требуется помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения.

       Родительское собрание.    Что могу посоветовать? Настаивайте ребенка на соблюдении режима дня: ребенок, который не доспал - спит на уроках. Он не активен, он не успевает за общим темпом класса. Соответственно, уверенность в своих силах уменьшается. Отнеситесь с пониманием к изменениям в поведении ребенка. Он может быть излишне возбудимым и раздражительным. Это защитная реакция организма на школьные нагрузки. А главное - не завышайте сейчас требований, это только усложнит адаптацию

Несколько коротких правил для родителей.

Вручаем на первом собрании.

Несколько коротких правил для родителей.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.— Признавайте права ребенка на ошибки.— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Советы  родителю на адаптационный период.

  • Не сравнивайте достижения своего ребенка с другими.

  • Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.

  • Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности.

  • Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться.

  • Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями.

  • Интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.

infourok.ru

Родительский лекторий «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ»

КГУ «Урицкая средняя школа

отдела образования акимата Сарыкольского района»

Родительский лекторий

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ»

Категория слушателей: родители учащихся

5-ых классов

Подготовила: педагог-психолог

Некрасова О.В.

2015-2016 уч. год

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ.

Цель: выявление особенностей адаптационного периода у

           пятиклассников.

Задачи: - рассмотреть особенности адаптационного периода;

             - выявить проблемы, возникшие в период адаптации;            

- разбор ситуаций, возникающие в период учебной деятельности;

             - пути решения проблем.

Экспресс-мониторинг “Что такое 5 класс?”

На листах подготовлены и вывешены в кабинете формулировки возможных родительских утверждений о 5 классе: “5 класс – легко и просто!”, “5 класс – привыкаем сообща: ребенок – родитель – учитель”, “5 класс как 5 класс, что здесь особенного?”

Инструкция: “Уважаемые родители, пожалуйста, ознакомьтесь с предложенными вариантами формулировок о 5 классе, выразите свое согласие, приклеив стикер на лист с выбранным высказыванием ”. По окончанию родительского собрания подсчитать количество стикеров на каждом листе и определить, какой вариант выбран большинством родителей. Результат необходимо прокомментировать. Если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью, необходимо в корректной форме обозначить нереалистичность этой позиции.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в 5-9 классах школы. Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами», педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим». Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

 Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково.

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель - учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемым: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную, шадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил Вашу поддержку и помощь. 

ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ АДАПТАЦИЮ?

1. Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей - других. Важно понять, что все это - естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

Нам следует стать более внимательными, благожелательными, таким образом, помогая школьнику освоить эту позицию. 

ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Пятиклассники страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать окружающих. Но, столкнувшись с первыми трудностями, часто разочаровываются. Несколько слов об учебных проблемах пятиклассников:

1. слабая учебная подготовка в начальных классах;

2. несформированность умения анализировать и синтезировать (неразвитые мыслительные действия и операции), плохое речевое развитие, слабые внимания и память;

3. неразвитая воля - нежелание, «невозможность», по словам ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей деятельности.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Помогайте школьнику в учебе, добивайтесь, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Пусть ребенок выполнит одно - два подобных задания и подробно объяснит, что и как он делает.

2. Развивайте внимание, мышление и память ребенка, играйте с ним в игры на развитие наблюдательности (в разведчиков, охотников, индейцев на охоте и т.д.), решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды. Делайте это все как можно чаще.

3. Развивайте волю ребенка, приучайте его к режиму дня, эмоционально окрашивайте его учебную деятельность, но не переусердствуйте, иначе может возникнуть так называемая «эмоциональная усталость»: ребенок может стать капризным, раздражительным, плаксивым. Используйте юмор, но не сарказм и насмешки! Терпите их шутки, какими бы глупыми они вам не казались, используйте юмор в целях разрядки и привлечения ребенка на свою сторону.

4. Очень важно в учебных и во всех других занятиях помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности; с помощью взрослых следует развивать у него стремление совершенствовать свои способности. Начните с выработки привычки хорошо выполнять домашние задания. 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.

2. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

3.  Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.

4.  Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве. 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Поможем детям учиться

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов – первая смена, с 9 до 11 – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу», похвала даже, если не очень получается).

8. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

9. Помните, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях. 

УДАЧИ ВАМ!

kopilkaurokov.ru

Как помочь ребенку при переходе в 5 класс

        Переход из 4 в 5 класс – это особое время для ребенка, потому как на него выпадают два важных изменения в жизни. Переход в среднюю школу и соответственно изменение условий обучения совпадает с началом вступления ребенка в «переходный возраст». В начальной школе у детей ведущей деятельностью является учебная, то есть деятельность направленная на усвоение знаний и навыков, очень важным для них является похвала взрослых. В переходном же возрасте у подростков ведущей деятельностью становиться межличностное общение со сверстниками, учеба отходит на второй план, самым интересным для подростка становятся отношения со сверстниками и проявление себя в них. Как можно поддержать ребенка и помочь сохранить интерес к обучению в этот период? Вот несколько рекомендаций:

 

  • Заведите традицию под названием «Школьные посиделки». Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Старайтесь показать неподдельный интерес к школьной жизни ребенка. Тут не достаточно вопроса типа: «Как прошел твой день в школе?». Найдите время и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Не отмахивайтесь от желания сына или дочери рассказать мелкие подробности, запоминайте отдельные имена, события и детали,  которыми ребенок делится с вами. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Акцентируйте внимание на положительных моментах!
  • Регулярно общайтесь с учителями. Без сомнений беседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если ребенок учится хорошо, отмечайте это, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Если в школе проблемы, покажите ребенку, то вас это волнует, настаивайте на том, чтобы он более внимательно выполнял домашние и классные задания. Не устанавливайте условия, например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  • Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
  • В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... С адаптационным периодом могут быть связаны и заболевания детей. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим.

Рекомендации даны специалистами Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка» (Эмоциональное здоровье вашего ребенка. Пер. с англ. М., 1986, с. 260—262).

www.liceum9.ru

Как помочь ребенку адаптироваться к 5 классу?

Как помочь ребенку адаптироваться к 5 классу Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются, тревожатся без явных на то причин, становится робкими или, наоборот, развязанными, слишком суетятся. Рекомендации для родителей по успешному преодолению психологических проблем адаптации пятиклассников: - Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. - Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. - Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми - Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. - Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. - Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. - - - Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. - Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. - Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. - Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. - Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. - Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. Правила, которые помогут помочь Вам подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ · Не отнимай чужого. Но и свое не отдавай. · Попросили – дай, пытаются отнять - старайся защищаться. · Не дерись без причины. · Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. · Играй честно, не подводи своих товарищей. · Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. · Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. · Из-за отметок не плачь. Будь гордым. · С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. · Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. · Старайся быть аккуратным. · Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. · Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

putrishki.schools.by

Памятка родителям об адаптации в 5 классе - Это интересно - В помощь родителям - Каталог статей

Дорогие мамы и папы!

 

Пятиклассник приходит в школу 1 сентября, будто в первый раз – для него все оказывается новым, порой неожиданным, но интересным. Переход в среднюю школу тесно переплетается с началом переходного возраста, который вносит свои «коррективы» в адаптацию ребенка. Только вчера он был маленьким, а сегодня его ждет взрослая жизнь и много перемен: новый классный руководитель, новые учителя, преподающие разные предметы (каждый со своим подходом, по разному реагирующие на те или иные поступки, с разными требованиями к дисциплине и своему предмету и т.д.), много кабинетов, в которые необходимо переходить из урока в урок.

Кого-то радуют такие перемены, они горды тем, что повзрослели, а у кого-то возникают тревога и переживания из-за такого количества перемен и это может сделать адаптацию более долгой.

Немаловажным в успешной адаптации является не только интеллектуальная готовность школьника, но и его коммуникативные способности: умение конструктивно контактировать с одноклассниками, педагогами, несмотря на то, испытывает он к ним симпатию или нет. Здесь важно обсудить с ним специфику делового общения, которое можно применять в различных ситуациях в школе.

В этот период у детей может часто меняться настроение, появляется тревога, ухудшается работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, порой ухудшается сон и аппетит. Все это происходит из-за возросшего темпа деятельности - чаще всего страдают дети, которые не умеют быстро писать; увеличившегося объема работы, как на уроке, так и дома, и необходимости самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.

Становится ясно, что детям нужна поддержка, особенно от родителей.

 

Рекомендации:

 

  1. Помните, все переживания и трудности «начинающего» пятиклассника естественны и, преодолевая их, он взрослеет. Все что нужно от родителей – быть внимательнее и вовремя поддержать ребенка в новой для него жизненной ситуации. Главное условие успешности пятиклассника - безусловное принятие, несмотря на те трудности, с которыми он столкнулся или может столкнуться.
  2. Главное условие успешности ребенка – это безусловное принятие его родителями, поэтому какие бы неудачи не возникали у школьника, он должен чувствовать любовь родителей и искреннее желание помочь и поддержать. Не допускайте критики в адрес ребенка в присутствии других людей, не сравнивайте его с другими детьми, всегда находите, за что похвалить.
  3. Интересуйтесь школьными делами ребенка, классом, взаимоотношениями с друзьями в ненавязчивой форме. Проявляйте интерес к каждому прожитому дню. Обсуждайте сложные ситуации и вместе ищите выход из конфликтов. Помогите выучить имена преподавателей.
  4. Приучайте ребенка к самостоятельности в поведении. Создавайте условия для ее развития – у пятиклассника всегда должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  5. Первое время можно помогать с домашними заданиями, особенно если ребенок об этом просит. Новые предметы могут вызвать трудности.
  6. Учитель в этом возрасте уже не такой авторитет как в начальных классах, поэтому часто можно услышать от детей критику в их адрес. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет преподавателя.
  7.  В пятом классе учеба, сама по себе, становится не так интересна, многие дети стремятся в школу, потому что там есть друзья. Поэтому у ребенка должна быть возможность поговорить об учебе, друзьях, отношениях с ними и получить совет родителей.

 

Возрастные особенности младшего подростка:

 

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;

 

  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

 

 

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

 

С уважением, педагог-психолог МБОУ СОШ №121

Аверяскина Алёна Сергеевна

25kadrov121.ucoz.ru