Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как развивать речь у ребенка в 1.5 года. Как ребенок должен говорить в 5 лет


Как должен ребенок говорить в 5 лет

В каком возрасте дети начинают разговаривать? Как правильно разговаривать с грудным ребенком, чтобы он научился говорить? Как должен разговаривать ребенок в 1, 1.5 года? Ребенок не разговаривает в год, 1.5 года: это нормально? До скольки лет ребенок может не разговаривать?

В данной статье мы рассмотрим развитие ребенка в области разговорной речи. Т.е как быстро и с какого возраста дети начинают говорить.

Первое «агу», первые слова, предложения – все это запоминается новоиспеченным родителям на всю жизнь. Однако порой малыши заставляют своих родителей понервничать, не спеша произносить столь долгожданные слова.

Как же определить, пора ли ребенку разговаривать, соответствует ли развитие малыша его биологическому возрасту? Для этого нужно быть внимательным и знать определенную информацию. Об этом далее и пойдет речь.

В каком возрасте дети начинают разговаривать, произносить первые слоги, слова?

Человеческий организм состоит из множества органов, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Однако специального органа, с помощью которого бы человек разговаривал, у нас нет. Возможность говорить обеспечивается головным мозгом, дыхательной системой, процессами глотания, голосообразования.

Процесс развития речевых навыков начинается у малыша сразу после рождения. Все, что мы по незнанию относим к невнятным звукам, мычанию, кряхтению – это уже развитие речи

Специалисты выделяют 3 основных этапа, во время которых ребенок учится говорить:

  • Момент появления малыша на свет сопровождается его первым криком. В этот момент в организме человечка происходит множество важнейших процессов. Но мало кому приходит в голову, что этот первый крик закладывает начало процесса развития речи.
  • Первое время после рождения именно крик спасает малыша. Таким образом он сигнализирует родителям о желании кушать, о том, что его что-то беспокоит или что-то не нравится.
  • Далее малыш осваивает гуканье или как еще называют этот процесс, «гуление». В этот период ребенок осваивает звуки и слоги. Чаще всего это непроизвольное произношение гласных и согласных букв. Говорит ребенок таким образом чаще всего в спокойной обстановке, когда его ничего не тревожит и не пугает. Длится данный период примерно до полугода.
  • Затем следует этап под названием «лепет». В это время малыш уже произносит звуки вроде «ба», «ма», «па». Произносит он их, подражая тому, как это делают окружающие его люди. Примерно к 9 месяцам малыш становится гораздо смышленее, он уже копирует интонацию, выражает свои эмоции с помощью звуков и движений. Разговоры становятся более длинными и понятными родным.
  • В это время нужно особо внимательно наблюдать за ребенком. Если вы видите, что малыш в возрасте 8-9 месяцев по-прежнему только «агукает», его звуки не становятся продолжительнее, возможно, нужно проверить его слух. Все предыдущие этапы характерны и для развития глухих малышей, но дальше речь может развиваться только в том случае, если ребенок слышит окружающих.
Существует 3 этапа обучения ребенка
  1. На данном этапе, который наступает примерно с 10 месяцев и длится до 1,5 лет, малыш учится распознавать и правильно применять интонацию звуков, слогов. Он уже осознанно отвечает жестами и действиями. Например, на вопрос: «Где мама?» малыш в таком возрасте покажет ручкой.
  2. 3-й период становления речи характеризуется тем, что ребенок уже хорошо понимает и осознает, когда обращаются именно к нему, когда его просят что-то сделать или наоборот не делать. На 2 году жизни малыш начинает произносить слова и звуки, понимая, что они значат. Пытается сказать то, что он хочет, сокращая слышимые им слова, до удобной для произношения формы.

То есть, речь развивается у малышей с самого рождения. Первые слоги можно услышать в возрасте около полугода, ближе к 8 месяцам, ну, а порадоваться первым словам вы сможете примерно в годик. Важно помнить, что все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Кто-то может лениться и не говорить до 1 года вообще, а кто-то может радовать разговорами уже с 8-9 месяцев.

Как должен разговаривать ребенок в 1 год?

Рассуждая на эту тему, снова хотим обратить ваше внимание на то, что все детки разные и развиваются они все совершенно по-разному. Кто-то в 1 год не говорит ни слова, а кто-то употребляет в повседневной речи уже около 20 слов. Успехи малыша в данном деле не всегда зависят от того, занимаются ли родители его развитием и развитием его речи в частности. Достаточно часто дети молчат из-за ненадобности что-то говорить, например, в тех случаях, когда по первому крику ребенка сбегается вся семья и дается все то, что малыш чисто теоретически мог бы просить.

Если говорить о речи и ее развитии, в 1 год кроха должен знать и уметь следующее:

  • Знать свое имя и реагировать, когда кто-то зовет его, обращается к нему по имени
  • Говорить около 5-15 слов, упрощая их до приемлемой формы. То есть, малыш может не говорить «пить», а говорить «пи» и т.д.
Разговор ребенка в год
  • Кроха должен знать слова «нельзя» и понимать, что оно значит
  • Разговаривать на своем языке с интонацией. Подражать звукам, говорить и показывать, как делают животные
  • Знать и выполнять самые простые просьбы вроде: «дай», «покажи», «подойди»
  • Показывать на картинках животных, хотя бы самых знакомых нам – кот, собака, птичка, лошадь, корова, курица

Если ровно в год вы не услышали первые слова малыша, паниковать не нужно. Постарайтесь больше говорить с ребенком, читайте ему книги и старайтесь вести с ним диалог, а не просто рассказывать ему что-то.

Если подобный выход из ситуации вас не устраивает, проконсультируйтесь с педиатром и логопедом. Для начала нужно понять, какой смысл вкладывается в понятие «разговаривать». Конечно же, в 1 годик малыш не будет говорить с вами на равных, да и предложениями говорить он тоже не будет.

Но однозначно есть детки, которые развиваются быстрее своих сверстников. В таких случаях крохи вместо положенных 5-15 слов могут говорить около 30 и больше. Слова эти естественно будут простыми или даже упрощенными.

Как должен разговаривать ребенок в 1.5 года?

В первые годы жизни кроха растет и меняется буквально каждый день. Поэтому еще полгода жизни однозначно вносят свои коррективы в развитие малыша. В 1,5 года ребенок уже более сознательный, много чего умеет, и каждый день радует родителей своими достижениями.

  • В этом возрасте ребенок, как правило, уже хорошо передвигается без какой-либо посторонней помощи, поэтому получает доступ ко многим вещам и предметам
  • Соответственно малыш слышит больше новых слов и запоминает их
  • Как правило, в 1,5 года ребенок говорит около 25-40 простых слов либо же их форм
  • В это время малыш уже понимает достаточно много слов, просто пока не го

mbdou67.ru

как научить разговаривать, сколько слов должен знать

Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 1,5 года ребенок уже задает вопросы на своем собственном... Каждый родитель должен знать особенности...

[ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]

Ребенок в полтора года – настоящий исследователь. Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 18 месяцев ваш непоседа уже задает вопросы на своем собственном языке. И для того, чтобы научить малыша скорее говорить, каждый родитель должен знать особенности развития ребенка этого возраста.

Если ваше чадо в семье уже не первое, то опыт определенно есть. Но возможно несколько советов и толика новых знаний помогут научить ребенка разговаривать быстрее.

Вопрос первый – нужен ли вам вундеркинд?

Все без исключения родители уверены, что их ребенок особенный. Оно и понятно — ведь на свете другого такого нет и никогда не будет. А вот воплощать свои несбывшиеся мечты за счет любимого карапуза не стоит. У него свои желания, капризы и мечты. Ведь именно в этом возрасте вы закладываете фундамент будущей жизни ребенка, как бы странно это ни звучало для родителей полуторагодовалых малышей.

Сейчас все большей популярности набирает тенденция раннего обучения ребенка иностранным языкам. Взрослые стараются научить малыша в 18 месяцев английским, немецким, французским словам. Нужно ли это делать и оправданы ли усилия? Однозначный ответ – в полтора года категорически нет.

Ваш ребенок только начинает познавать мир. Ему и родной язык еще как иностранный для вас. Он учиться разговаривать на том языке, который слышит вокруг себя повсеместно: дома, в магазине, на прогулке.

Кроме того, исследования детских психологов показали, что учить малыша в 18 месяцев иностранным языкам — тормозить его речевое развитие. Мозг еще не может воспринимать такое количество новой информации, создавать стойкие нейронные связи.

Тематический материал:

Вопрос второй – первые слова

Ребенок в возрасте от 9 месяцев и до 1 года и 2 месяцев обычно начинает активно ходить. Именно в это время появляются первые слова, первая схематическая речь. До года это существительные, обозначающие тех людей (в некоторых случаях и предметы) которые постоянно окружают малыша: мама, папа, дядя, тетя, баба, деда.

Причем карапуз говорит слова, которые заканчиваются на гласную – ему так легче. Звукоподражетельные: ав-ав (собачка), му (корова) и так далее, тоже получаются весьма легко.

Иногда слова имеют очень замысловатую форму и состоят из части слова, обозначающего предмет. Например «бака» — собака, «ися» — киска. Если это не просто набор звуков, а осмысленное слово, оно будет повторяться каждый раз, как только малыш увидит то, о чем говорит.

Проследите за тем, какие именно слова любит ваш ребенок. Есть категория детей, которые предпочитают существительные – это (по последним психологическим исследованиям) говорит о том, что у карапуза будет аналитический склад ума с уклоном в гуманитарную сторону.

Если же малыш предпочитает слова, обозначающие действие: дай, уйди – будет человек деятельный, активный, с техническим складом ума. Сколько в этом правды – увидите сами.

Зачастую дети обобщают под одно слово несколько предметов, причем совершенно далеких друг от друга. Например «ням-ням» может означать как желание покушать, так и еду или жующего человека. Важно, чтобы такие слова сопровождались жестами. Значит, ребенок осмысленно говорит и понимает сам свои слова, стараясь обратить ваше внимание.

На вопрос: «Сколько слов должен говорить ребенок в 1.5 года» мнения специалистов значительно разняться. В среднем словарный запас должен составлять около 30-40 слов, включая краткие или схематические слова.

Вопрос третий – что делать с «Ы»?

В 10-11 месяцев ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Он пытается вас спросить о том, что его интересует. А делает он это, тыкая пальчиком в заинтересовавший предмет и произнося «Ы!» — такая у него сейчас речь!

Ни в коем случае не запрещайте ему это делать. Он должен знать о том, что привлекло его внимание как можно больше. Именно с таких вопросов и ваших ответов и начинается развитие осмысленной речи.

Отвечайте на вопрос обстоятельно, а не односложно. Например: «Это большая машина. Она делает как?» и вместе с малышом воспроизведите звук бибикающей машины. И так со всеми предметами, на которые ребенок обратил внимание. Ваше чадо делает первые открытия в своей жизни – оказывается каждый предмет имеет свое название и каждое слово имеет свой смысл.

Таким образом, вы формируете пассивный словарь (слова, которые малыш понимает, но пока не говорит). При правильно развитии речевых навыков очень скоро эти слова из пассивного перекочуют в активный и вы услышите их из уст своего чада.

Это важно:

Вопрос четвертый – что нам делать?

Чтобы правильно развить речь у 1.5 годовалого малыша, родителям нужно запастись терпением и не только учить свое чадо, но и самим учиться вместе с ним.

Не переставайте разговаривать, объясняя суть простых вещей. Ребенок должен получать ответы на все свои вопросы. Причем ответ должен быть не только вербализирован, но и сопровожден действием. Так скорее и эффективнее проходит развитие речи.

Например, на прогулке не только покажите дерево или кустик, а дайте потрогать кору или сорвите листик. Маленький человечек должен ощутить еще и тактильно то, о чем вы говорите.

Дома самым интересным местом всегда была кухня или родительская спальня, где много всяких непонятных вещей, которые почему-то нельзя трогать. Но учить малыша с помощью слова «Нельзя» в таком возрасте не совсем целесообразно.

  1. Уберите с глаз предметы, которые могут принести вред малышу. В 11-14 месяцев слова запрета не воспринимаются, а лишь приводят к истерике.
  2. Выберите самые безопасные вещи и продемонстрируйте их в действии. Например, расческой проведите по волосам малыша и дайте ему самому это сделать как себе, так и вам.
  3. На кухне малыш должен видеть процесс приготовления ему самой простой кашки из молока. Налейте его в чашку или кастрюльку и покажите. Не бойтесь поднести его рученку к горячей посудине, но очень аккуратно – он почувствует неприятные ощущения и никогда не будет так больше делать.
  4. Вербализуйте все свои действия, которые вы проводите в присутствии ребенка и по возможности приобщайте его к ним. Уборка пылесосом, веником или тряпочкой поможет понять не только сам процесс, но и незнакомые слова.
  5. Никогда не разговаривайте с малышом на его «тарабарском» языке. Вы должны научить правильно говорить слова на своем примере.

После года начинайте учить делать обобщения. Это первый этап становления абстрактного мышления. И в это раз нам никуда не продвинуться без проделывания определенных манипуляций с предметами.

Например, кастрюля – покажите ее малышу, дайте потрогать, попросите открыть и закрыть крышку, перенести со стула на стол, поставить на место. Покажите все кастрюли, которые есть на кухне. После таких манипуляций ребенок сможет кастрюлю узнать из сотни других предметов.

Вопрос пятый – используем народное творчество

Еще со времен своего детства мы помним, как бабушки пели напевные колыбельные или читали нам забавные стишки, которые до сих пор «сидят» в памяти. Не знаете почему? Да потому, что все эти песенки и прибаутки сопровождались определенным действием или ритуалом.

Пойте малышу колыбельные, когда он засыпает. Затем сыграйте с ним в ролевую игру: пусть он уложит спать куклу, котика, собачку (любимую игрушку) и напевайте вместе с ним эту печенку. Развитие речи, мелодики голоса и его интонативности будет проходить очень хорошо.

Рассказывайте забавные считалочки или потешки, сопровождая их движениями:

Выкую сапожки на Мишкины ножки

Кую-кую сапожок, и по пяточке разок!

Пальчики считаем – большими вырастаем

При этом делайте массаж ножек малышку, имитирую слова песенки. Постарайтесь учить ребенка повторять все движения за вами.

Поиграйте в «Сороку-ворону», задействуя каждый пальчик, ладошку, запястье, локоток, плечико. Так вы научите ребенка не только разговаривать, но и добьетесь развития знаний о собственном теле.

Вопрос шестой – развиваем разговор фразами

От года и 3 месяцев до года и 6-7 месяцев ребенок должен разговаривать простыми односложными фразами. У девочек этот процесс происходит, как правило, на несколько месяцев раньше, нежели у мальчиков.

Сколько нужно развивать такое умение у ребенка – вопрос сугубо индивидуальный. Но развитие такой речевой активности должно происходить при непосредственном воздействии взрослого.

Обычно малыш говорит слово, которое обозначает и предмет, и действие одновременно. Например «мама» может означать «Вот мама», «Мама, дай» или любое другое.

Услышав такое слово, постарайтесь выяснить, чего же именно хочет ваше чадо. Выполняйте действие и комментируйте его вслух. После этого попросите вашего малыша повторить то же самое. Слова, подкрепленные действием, лучше запоминаются.

Вопрос седьмой – придумываем сказки и в них играем

Это могут быть не обязательно сказки, но и просто сюжетные игры, которые малыши в возрасте от года до 16 месяцев часто придумывают и заставляют играть в них взрослых. Вот тут то родитель должен контролировать развитие речи и учить через игру.

Например, садимся кушать и садим рядом куклу. Мама кормит кроху, а кроха кормит куклу. Затем вместе идем спать и поем колыбельную. Встаем и идем умываться тоже вместе. Пусть игрушка станет похожей на чучело, но зато выполнит свою «высокую» миссию – поможет вам учить маленького человечка разговаривать.

Именно в 1.3-1-8 года приходит время игр с простыми предметами:

  • кубики складываем в башенку или делаем из них дорогу;
  • разноцветные шарики закидываем в разноцветные ведерки;
  • более сложная игра – подбираем фигуры по форме и укладываем их в соответствующие прорези;
  • еще сложнее – подбираем цвета этих фигурок.

Такие игры помогают научить ребенка как говорить, так и ориентироваться в пространстве.

Полезный материал: Логические блоки Дьенеша

Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?

Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.

Самый простой способ, который подходит для малышей в 11-12 месяцев, как первый опыт тактильного познания мира путем эксперимента.

Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.

Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.

С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.

  1. Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
  2. Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
  3. Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
  4. Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.

Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.

rearchildren.ru

К логопеду надо? ребенок вместо "Л" говорит "В"...(4,5 года)

скорей всего надо потому-что все дети если запоздалые в 3 нода и в 8 месяцев уже должны хорошо говорить

речь ставится после 5

Я так же в детстве говорила (шва, шва пирожок нашва, сева, поева и опять пошва!! ! Это мне мама рассказывала) , прошло без помочи логопеда, сейчас мне 28. А вообще, конечно у нему обратиться нужно, он даст вам комплекс упражнений.

если вам от этого станет легче-сходите к логопеду на консультацию!

Сходите - хуже-то не будет.. А если Вы надеетесь, что само "продет", то это вряд-ли..

Поиграйте с ним в языки, как бы язык к нёбу направить, потом кто длиннее язык высунет, до носа ли достанет, языком верхние зубки пусть потрогает (там, где "Л" должно быть)..

Твердый звук Л - один из самых легких. Вы без труда сами справитесь. Упражнения - в личку.

Гыыы))) ) Я до сих пор Л не выговариваю )))))))))) Это не так заметно, правда. Конечно, идите к логопеду, там быстро научат, потому что с возрастом, это уже привычкой становится и переучиться нереально.

лучше сходить т. к. к 5 годам ребенок должен уметь произносить все звуки скоро в детском саду он начнет изучать грамоту (например, разбивать слова на звуки) и начнутся проблемы. довертесь профессионалу когда он поставит звук, вам останется только контролировать правильность произношения

надо надо.... дефекты речи нужно исправлять чем раньше, тем лучше)

Да.. . это ненормально. Всё это поправимо, главное, чтобы специалист направил речь в нужное русло. Мой двоюр брат (он меня младше на 7 лет) тоже так говорил, но с 4 лет его отвели к логопеду и в течение года всё номрализовалось полностью.

Анечка, я тоже Л до сих пор не выговариваю.. . а если слова типа "любовь, лебедь, апельсин", то так выговариваю.. . лучше, конечно, к логопеду...

К логопеду - после пяти лет. Ваш дефект исправляется очень просто. Скажу Вам больше, знаю семью, где так же разговаривал ребенок и папа. Когда малыш стал заниматься у логопеда, дома надо было делать упражнения, папа делал вместе с ним и тоже научился....))))

touch.otvet.mail.ru

нормы и отклонения речевого развития

Проблема речевого расстройства у детей в настоящее время очень актуальна. В каждом детском саду и в школе есть детки с недостатками речи. Для тех, у кого серьезные расстройства, созданы специализированные детские образовательные учреждения. В чем же дело? В чем причина появления этого недостатка? Как не допустить нарушение развития речи у ребенка? Какие есть упражнения для коррекции речи? Обо всем этом и многом другом мы расскажем в статье.

Понятие о речи

Умение говорить – это главная отличительная черта человека, которая выделяет его из животного мира. Это способ общения, обмена мнениями, без чего невозможно полноценно интегрироваться в общество. Именно поэтому все родители с нетерпением ждут, когда их малыш заговорит, и хотят, чтобы его речь развивалась в сроки и правильно. Вопрос, когда начинают говорить дети, становится одним из самых распространенных среди родителей в первые годы жизни маленького человека.

Психика, мышление и речь развиваются одновременно, поэтому именно по отсутствию речи можно заподозрить отклонения в развитии ребенка. Однако не стоит паниковать и ориентироваться на рассказы подруг о том, когда именно их дети заговорили. Конечно, существуют определенные сроки, когда дети начинают воспроизводить определенные звуки, слоги и слова, но эти сроки относительные. То есть ребенок может заговорить раньше или гораздо позже. Это считается индивидуальной формой развития малыша.

В каком возрасте ребенок говорит первое слово, очень важно, потому что по развитию речи малыша можно судить, насколько гармонично развивается его мышление и психика.

Особенности развития разговорной речи у ребенка

Когда дети начинают говорить и как развивается их речь? Этот вопрос интересует всех родителей. Процесс становления речи у ребенка подразделяется на три этапа:

  • Первый этап – это подготовительный, он включает крик, лепет, гуление. Криком малыш показывает родителям, что чем-то недоволен (голоден, мокрый, жарко, холодно). Благодаря гулению (звуки «ау», «аа») малыш усваивает интонации, копируя их у близких людей. Учеными доказано, что этот процесс развития у всех детей мира одинаковый. Гуление постепенно переходит в лепет, малыш произносит звуки «па», «ма», «ба», «ди» и так далее. Если к 6-8 месяцам ребенок так и не начал лепетать, стоит обратиться к врачу и проверить его слух.
  • Второй этап начинается примерно с 8 месяцев, когда ребенок воспринимает звучание некоторых слов и отвечает жестом на вопросы типа: «Где папа?», «Где птичка?» Малыш радуется, что его речь понимают, начинает копировать родителей в играх с игрушками. Лепет становится продолжительным, обогащенным интонациями, он начинает повторять звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», которые постепенно превращаются в слова. Произношение отдельных слов несовершенно, но он вкладывает в них смысл. Например, видя, что мама откликается на звуки «ма-ма», он начинает ее так звать, то есть у него появляется предметное обращение.
  • В третий этап, который начинается примерно со второго года жизни, малыш понимает все, что ему говорят, выполняет простые поручения. У него целенаправленные жесты, которые сопровождаются интонацией и звуками требования. Указательные жесты и вопросы типа: «Что это?» - это важный момент развития детского конкретно-образного мышления. В это время закладывается пассивный словарный запас ребенка. Развитие понимания сказанного на несколько месяцев опережает устную речь. Иногда разница между моментом, когда малыш начал показывать пальчиком на предмет и называть его словом, составляет 5-8 месяцев. В третий этап развития речи ребенок начинает связывать два три слова в фразу, например: «Мама держи», «Папа дай».

Речь малыша до 6 месяцев

Итак, какова речь ребенка в возрасте до 6 месяцев?

  • В один месяц он должен реагировать на слова родителей. Например, переставать плакать, если мама подходит к нему и начинает с ним разговаривать.
  • Примерно в 3 месяца он активно гулит при общении со взрослыми, в его речи преобладают звуки «н», «к», «г».
  • В пять месяцев малыш глазами активно ищет источник звука, поворачивает голову. Во время гуления меняет интонацию голоса.
  • Примерно к 6-7 месяцам произносит первые слоги «ма, «ба». Начинает понимать, о чем идет речь, прислушивается к голосам.

Какие слова ребенок должен говорить в год?

  • Примерно в 8 месяцев малыш начинает произносить слоги: «па-па», «ма-ма», «ба-ба», в его речи проскальзывают звуки «а», «г», «м», «б», «э», «к», «п».
  • К 10 месяцам малыш произносит несколько слов типа «мама», «ляля».
  • В год, как правило, ребенок говорит около пяти слов, которые состоят из двух слогов. Кроме того, он относит на место предметы; показывает, где родители и другие близкие люди; понимает, когда ему говорят «нельзя». Примерно годик является тем возрастным периодом, когда ребенок говорит «мама».

С года до трех лет его словарный запас пополняется очень стремительно, так как в этом возрасте он познает окружающий мир, знакомится с предметами, анализирует и сравнивает.

Речь до двух лет

Итак, в годик малыш произносит 5-6 односложных слов, прекрасно понимает, что от него требуется, умеет показывать пальчиком животных на картинке. Как развивается его речь с года до 2 лет?

  • В полтора года малыш произносит уже около 10-15 слов, умеет показывать 2-4 части тела (рука, нога, живот, голова).
  • К концу второго года жизни показывает на себе многие части тела, умеет соединять по 2 слова в фразы, например: «Рука вава», «Мама дай», «Возьми меня». В словарном запасе уже 20-25 слов.
  • От года до двух лет – это период, когда дети начинают говорить слова в большом количестве. У ребенка в речи есть как существительные, так и глаголы. Кроме того, малыши в 2 года умеют воспринимать несложные рассказы без картинок на слух.

Речь до трех лет

В два годика ребенок говорит примерно 20-25 слов. Он выполняет определенные действия, которые его просят сделать. Знает, когда говорят «мне», «я», «тебе».

В два с половиной ребенок показывает, кто есть кто, понимает значение предлогов, запоминает цифры, может посчитать по порядку до 3-5.

В три года ребенок говорит предложениями, он спрашивает. Многие дети в этом возрасте знают, как их зовут, сколько лет, где живут, помнят любимую сказку. Этот возраст еще называют «период почемучки», так как ребенку интересно все: почему на небе облака, почему машина едет, как она это делает, почему кошка мяукает и так далее.

Когда ребенок начинает говорить? Суть проблемы

Во сколько дети говорят хорошо? Четких границ не существует, есть только относительные, потому что каждый малыш - индивидуальная личность.

Главное правило: никогда не разговаривать в присутствии ребенка на повышенных тонах, никогда не кричать на него.

Кроме того, большая ошибка многих мам состоит в том, что они не дают возможность ребенку заговорить. Между ними настолько тесный контакт, что стоит чаду повести бровью, мама уже понимает, что он хочет, и бежит исполнять его прихоть. Таким образом, нет никакого стимула для развития. Ему просто нет необходимости разговаривать.

Прежде всего, мамам следует:

  • Правильно организовать домашнее пространство, чтобы ребенок развивался.
  • Построить правильные взаимоотношения, при которых он будет себя чувствовать безопасно и спокойно.
  • Общаться с ним так, чтобы стимулировать развитие речи.

Как правило, скачок развития речи происходит в год-полтора, но если ребенок в год плохо говорит или вообще молчит, то следующий виток речевого развития наступит только в 2 года.

Причины задержки развития разговорной речи

Если ребенок родился абсолютно здоровым, то задержка развития речи может быть из-за неправильного поведения взрослых: недостаточное общение с малышом, невнимание к его слуховому восприятию и подражанию звукам.

Прежде чем заговорить, ребенок должен натренировать все мышцы речевого аппарата. То есть он должен гулить, лепетать, глотать, сосать, жевать. Учеными доказано, что дети, которые находились на грудном типе вскармливания, сталкиваются с речевой задержкой речи реже, чем искусственники, кроме того, те, кто приучен своевременно к твердой пище, говорят четче и правильнее своих сверстников.

Причины, почему ребенок не говорит:

  1. Медицинские – короткая уздечка языка, недоразвитость речевого аппарата, нарушение слуха. Их в самую первую очередь нужно исключить, посетив соответствующих врачей.
  2. Недостаточное общение с ребенком. Для развития речи необходимо ее постоянно слышать, а если ребенок ее не слышит и не видит, как произносятся слова, он их не повторяет, и как следствие - задержка речи.
  3. Непоседливость малыша. Такие дети, как правило, заняты исследованием мира, у них характер развития речи несколько другой, они употребляют слова-действия, в отличие от усидчивых деток, которые запоминают названия предметов.
  4. Неблагоприятная атмосфера в семье. При проблемах в окружении ребенка он становится замкнутым и угрюмым, отсюда - нежелание говорить и задержка речи.
  5. Понимание ребенка с полуслова. Ему нет необходимости в речи, нет стимула говорить, ведь и так все все понимают.
  6. Психологическая причина. При испуге или стрессе многие впечатлительные дети замыкаются в себе, у некоторых из них развивается заикание.

Ребенок, который родился глухим или потерял слух в результате заболевания, не научится говорить, пока его не научит сурдопедагог читать по губам и произносить сначала звуки, а затем и слова. Такие занятия следует начинать с 3 лет.

Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Дети, которые играют с конструктором, лепят из пластилина, занимаются оригами, вышивают, рисуют, умеют, как правило, правильно говорить и логически рассуждать, у них хорошо развиты память и внимание.

Современные мамы знают, что деток нельзя пеленать. Любое ограничение движения тормозит развитие двигательных навыков и речевых функций.

Очень часто к задержке развития речи приводит переучивание левши. У правши действия подвижных частей тела, а именно пальцев рук, речевого аппарата (глотки, языка, губ, мягкого неба, гортани), заложены в левом полушарии, а у левши, соответственно, в правом. Если ребенку-левше не давать ничего делать левой рукой, то у него возникает пространственная ломка движений. Как правило, переученные дети – поздно говорящие, неверно произносящие звуки, неловкие, лишены музыкального слуха, не умеющие танцевать. Кроме того, нарушается психоэмоциональное состояние ребенка. Он становится или упрямым, или слабовольным, или неуправляемым, или неуверенным в себе. У ребенка может возникнуть заикание, которое трудно преодолеть.

Как помочь ребенку начать говорить?

Речь не наследуется генетически, и время, когда малыш начинает произносить первые слова, зависит от родителей. Поэтому, прежде всего, необходимо постараться, чтобы он всегда слышал четкую и правильную речь.

Вот некоторые упражнения, которые способствуют укреплению мышц речевого аппарата:

  • Свистеть, дуть, пить из трубочки. Очень хороший эффект дают упражнения, связанные со смыканием и напряжением губ. Помогут мыльные пузыри, дудки, свистелки, трубочки для соков.
  • Игра в подражание звуков, то есть имитировать с ребенком звуки животных, поездов, машин.
  • Читать знакомые сказки, следить, чтобы он внимательно слушал все звуки.
  • Комментировать каждое действие, при этом показывать и называть предметы, которые его окружают.
  • Говорить с ребенком четко и ясно, никогда не сюсюкаться.
  • Развивать мелкую моторику, чтобы ребенок начал говорить, следует делать ему массаж ладошек, рисовать пальчиками, часто играть в пальчиковые игры, перебирать мелкие бусинки, крупы, нанизывать бусинки на ниточку, играть с прищепками.
  • Читать маленькие стишки и в конце дать ребенку закончить их в рифму, побуждать его называть предметы, которые он видит в книге.
  • Выполнять с малышом артикуляционные упражнения, которые направлены на заучивание определенных звуков.
  • Чаще ходить гулять в парк, на пруд, сквер и показывать ему все предметы, которые там есть.
  • Никогда не отмахиваться от ребенка и не игнорировать его вопросы. Стараться четко, ясно и подробно отвечать на них, объяснять, для чего нужны те или иные вещи. Особое внимание уделять свойствам предметов и их отличительным чертам.
  • Включать малышу музыку, читать ему сказки, петь песенки. Они формируют такие качества, как честность, забота о других, доброта, ответственность.
  • Просить малыша рассказывать, как прошел его день, как он погулял, что видел. Пусть он рассказывает на своем пока языке, но так он приобщается к речи, активно участвует в общении, при этом становится уверенным в себе.

Основные признаки задержки речи

Не стоит игнорировать основные признаки задержки речевого развития, к ним относятся следующие:

  • Если к году ребенок ничего не говорит, не произносит пару слов, даже звукоподражательных.
  • К двум годам не запоминает названия предметов, не показывает их, не выполняет простейшие просьбы, не откликается на свое имя.
  • К двум годам не может составить односложные предложения, не повторяет слова за взрослыми.
  • К двум годам не знает части тела, не может различать цвета.
  • К трем годам не говорит предложениями из четырех-пяти слов, не воспринимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей должны гортанные странные звуки, которые произносит малыш вместо слов, его невнятная речь, гиперактивное поведение. Нужно обратить внимание, если он не может жевать пищу, все время держит рот открытым, не смотрит родителям в глаза. Эти особенности поведения могут указывать на задержку психологического развития малыша.

К кому обратиться, если развитие речи у ребенка задерживается

Прежде всего следует обратиться к педиатру, который наблюдает за развитием ребенка. Возможно, все проблемы надуманные, и это особенности развития малыша. Но если есть проблемы, врач отправит ребенка к логопеду или неврологу. Положительные результаты получаются при комплексном подходе. Невролог назначит препараты, дополнительные обследования головного мозга и позвоночника. Логопед посоветует необходимые упражнения, логопедический массаж, гимнастику.

Не стоит пускать проблему на самотек и ждать, когда ребенок заговорит сам. Нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам, задать им вопросы: почему ребенок не начинает говорить, как помочь ему? Чем раньше выявить проблему и начать бороться с ней, тем лучших и быстрых результатов можно достичь.

Если в 5 лет трудно выговорить букву «р»

Сначала дети произносят свистящие звуки, потом шипящие, и самыми трудными для них являются «р» и «л». Обычно их произношение начинает становиться к 4-5 годам. Начинать постановку буквы «р» нужно с рычания, при этом упражнении тренируется только этот звук. Потом добавлять гласную – «ра», «ру», «ро». Затем следует тренировать обратный порядок - «ур», «ор», «ар». Повторять упражнения нужно часто, каждый день, лучше всего выполнять в виде игры.

Логопедические садики

Многие мамы бояться отдавать детей в логопедические группы, аргументируя свой страх тем, что ребенок начнет подражать другим детям и будет говорить неправильно.

Это неверное утверждение, при развитии речевых проблем ребенка нужно обязательно отдать в логопедический садик, если такой есть в городе. В группах гораздо меньше детей, поэтому логопед может уделить внимание каждому ребенку. Кроме того, группы комплектуют таким образом, чтобы в них находились дети с похожими проблемами.

Заикание

Основная причина развития заикания – логопедический невроз – возникает, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно и начал стремительно догонять своих сверстников. У него в голове много информации, он многое хочет сказать, а как это сделать, еще не знает. Он нервничает, торопится и, как следствие, начинает заикаться. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся. Следует на время ограничить компьютер, телевизор, не посещать массовые мероприятия. Кроме того, нужно обратиться к невропатологу и логопеду. Если вовремя обратиться за помощью, этот вид невроза легко лечится и проходит без последствий.

Короткая уздечка языка

Если подъязычная связка короткая, ее рекомендуют подрезать, и чем раньше, тем лучше. Часто с такой проблемой обращаются родители, возраст детей которых - 4-5 лет. У них очень серьезные проблемы с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается, как нужно. Приходится подрезать, и это тяжелое психологическое потрясение для ребенка.

Двуязычные семьи

Все дети восприимчивы к речи. В семьях, где родители говорят на двух языках, малыш легко осваивает оба. Поэтому очень ошибочно предполагать, что серьезные задержки речи связаны с тем, что папа и мама говорят с ребенком на разных языках. Если есть у ребенка проблемы с развитием речи, следует искать истинную причину, обращаться за квалифицированной помощью.

Вместо заключения

Время, когда малыш начинает говорить, является радостным событием для родителей. Важно знать, в каком возрасте малыши произносят свои первые слова, но также не менее важно понимать, что строгих рамок не существует. В норме речевое развитие ребенка проходит в пределах от 10 месяцев до 3 лет, любые незначительные отклонения от этих границ не считаются критичными.

fb.ru

Должен ли ребенок в 1,5 года говорить? или это нормально что не говорит?

он умеет говорить, просто ему пока нечего вам сказать))

не должен.. . все дети по разно развиваются. рамки "нормального" довольно широки.. . вот если к 2,5 не говорит, то это плохо, а полтора - все нормально, не переживайте

Я только в два заговорил. Думаю он просто не слишком одарённый, в школе будет плохо учится, а в инсте уже неплохо.

Вообще то должен, но у всех по разному.

вообще то должен, но не предложениями!!!!

у меня крестница в 2 не говорит еще.. . нет.. . говорит: "я сам"... и все, врачи говорят, что не хочет пока.. . радуйтесь) потом достанет)))

Все детишки начинают говорит по-разному и нечего на кого то равняться, ведь он у вас-лучше всех остальных. и не важно что у кого то уже говорит, а у вас нет. Развиваются то все не одинаково. А вообще, в 1,5 как-то рановато будет говорить)

у нас не очень говорит, так в основном на своём

должен. сходите к невропатологу и логопеду. по нормам в этом возрасте они должны говорить короткие предложения (мама дай и т. п. ) ну или хотя бы говорить мама папа. впрочем если у вас мальчишка - они позже обычно говорить начинают.

должен говорить 10-15 слов самых простых. мне так невролог сказала.

Нормально все с Вашим ребенком. А если он что-то лепечет и Вы его не понимаете, то это совсем не значит, что он не говорит.

Каждый ребенок развивается по своему. ! никому он ничего не должен. У знакомой дочка в 3,5 года 10-15 слов говорит и то врачи ее успокаивают. Не слушайте никого. Неврологи в наших поликлинниках мало чего знающие, сама убедилась. Моему сыну вообще в 3 мес. страшный диагноз поставила, слава богу смогли ее уволить она оказывается многим так напрописывала препараты, болезни придумала!

У меня старшая только к 3 годам говорить начала. До этого говорила на своем тарабарском, к логопеду ходили, та нас в спец-садик хотела отдать. До сих пор тарабарский проскакивает, когда рассказывает мне что-нибудь по картинке, для связки слов наверное. Не волнуйтесь, каждый ребенок индивидуален, может пока не считает нужным говорить или не получается.

должен мама, папа и т. д моя в 2,2 мало говорит...

Имеет полное право не говорить! Мой старший начал говорить в два с половиной и сразу фразами. Причем первое слово было не мама и папа, а ось (вертел в руках машинку) И глупости про недоразвитие умственное и отставание. Сейчас этот ребенок в МГУ на 2 курсе учится.

Моя дочь стала говорить после 3 лет и тоже нормально.

touch.otvet.mail.ru