Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Классный час для 5-9 классов "Азбука правовой культуры". Классный час по правам ребенка 5 класс


Классный час "Путешествие по стране права человека" (для 5 – 7 классов)

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

(для 5 – 7 классов)

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Познакомить учащихся с международными документами о правах человека и закрепленными в них правами детей.

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

3. Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

ПОДГОТОВКА.

I. Классные руководители делают копии резюме Всеобщей декларации прав человека и раздает их каждому ученику.

Резюме всеобщей Декларации прав человека

  1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно, быть одинаковое отношение.

  2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка.

  3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

  4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, так же как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом.

  5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.

  6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом.

  7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.

  1. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав.

  2. Никто не имеет права заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.

10.Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.

  1. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана.

  2. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или дела вашей семьи без уважительной причины.

  3. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.

  4. Каждый человек имеет право выехать в другую страну искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.

  5. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.

  6. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.

  7. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами.

  8. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, также право, при желании, менять свою религию.

  9. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение 19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.

  10. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.

  11. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.

  12. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.

  13. Каждый человек имеет право на труд в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также вступать в профессиональные союзы.

  14. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

  15. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания.

  1. Каждый человек имеет право ходить в школу.

  2. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.

  3. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.

  4. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество.

  5. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.

II. Учащиеся знакомятся дома с резюме Всеобщей декларации прав человека и отвечают на предложенные вопросы. Можете ли вы назвать...

  1. Какое-либо право человека?

  2. Страну, где нарушаются права человека?

  3. Документ, провозглашающий права человека?

  1. Страну, где люди лишены своих прав из-за религиозных убеждений?

  2. Страну, где имеет место конфликт прав различных групп людей?

  1. Организацию, борющуюся за права человека?

  2. Фильм или книгу о правах человека?

  3. Право, которого вы лишены в школе?

  4. Человека, ведущего борьбу за права человека?

  1. Право, в котором иногда отказывается женщинам?

  2. Право, которое должны иметь все дети?

  3. Право, которого лишены в нашей стране некоторое люди?

  4. Право, которое имеют ваши родители и которого нот у вас?

  5. Ваше право, которое никогда не было нарушено?

  6. Нарушение нрав человека, которое касается лично вас?

III. Ученики знакомятся с кратким изложением Конвенции о правах ребенка.

Резюме Конвенции о правах ребёнка. 1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

2.Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

  1. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

  2. Дети имеют право на медицинский уход.

  3. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

  4. Дети имеют право на отдых.

  5. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

  6. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

  7. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

10. Дети имеют право на свое мнение и на собрания для выражения своих взглядов.

IV. За месяц до игры-путешествия классные руководители побуждают детей к чтению газет, журналов, просмотру телепрограмм и прослушиванию радио для отслеживания материала, относящегося к правам человека. Ученики должны найти примеры, иллюстрирующие каждое из трех положений:

  • права, которых лишают;

  • права, которые защищены;

  • права, которые реализуются.

Участвуют учащиеся 5 – 7 классов, классные руководители.

На доске написаны тема игры-путешествия, высказывание К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»; вдоль стен размещены таблички с названиями станций и категорий прав человека; висят два плаката с резюме Всеобщей декларации прав человека и резюме Конвенции о правах ребенка; на каждом столе лежат фломастеры, ручки и листы бумаги.

Ведущий классный руководитель. Сегодня 10декабря — День прав человека. Мы с вами отправимся в путешествие.

1-я станция.

Что такое права человека?

Ведущий. Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно. Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне. Свобода — отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), не запрещенном законом. Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  1. Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они — люди. Для каждого права человека являются «неотъемлемыми».

  2. Они одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах — права человека являются «всеобщими».

  3. Их нельзя отобрать — никто не имеет права лишить прав другого человека, ни по какой, причине. Люди обладают правами даже тогда, когда законы их собственных стран не признают и нарушают эти права. Например, там, где распространено рабство, рабы тоже имеют права, хотя их права попираются — права человека являются «неотчуждаемыми».

  4. Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни — права человека являются «неделимыми».

Права можно разделить на три категории.

1. Гражданские и политические права (их также называют правами первого поколения). Они ориентированы на свободу: право на жизнь; право на свободу и безопасность личности; право не подвергаться пыткам и рабству; право ни участие в политической жизни; право на свободу убеждений, слова, совести и вероисповедания; право на свободу ассоциаций и собраний.

  1. Экономические и социальные права (их также называют правами второго поколения). Они ориентированы на социальную защиту: право на труд; право на образование; право на удовлетворительный уровень жизни, пищу, жилище, медицинское обслуживание и др.

  2. Права, относящиеся к окружающей среде и культурно-духовному развитию личности (их также называют правами третьего поколения). Это право на жизнь в незагрязненной и защищенной от разрушения окружающей среде, право на культурное, политическое и экономическое развитие личности.

Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы Говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права

других людей.

Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено, обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства и доброй репутации.

Ведущий обращает внимание детей на слова К. Маркса, записанные на доске, и спрашивает, как они понимают их. Учащиеся отвечают.

2-я станция

Международные документы о правах человека.

Классные руководители знакомят учащихся с основными международными документами о правах человека, с историей их создания, выделяет наиболее важные. (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) Потом он обращает внимание детей на плакат с резюме Всеобщей декларации прав человека и на предложенные для обсуждения вопросы. Учащиеся отвечают на них.

Ведущий . А теперь, приведите примеры, иллюстрирующие права, которых лишают; права, которые защищены; права, которые реализуются. (примеры учащихся)

3-я станция. Права ребенка.

Ведущий. Вы узнали о правах человека, а сейчас вы познакомитесь с вашими правами. Ребенку труднее, чем взрослому защищать самого себя. Как вы думаете почему?

Ученики отвечают.

Он слабее физически и психологически, раним, зависим от опеки старших. Ребенок — существо растущее, развивающееся. Поэтому и права у него особые, в чем-то отличные от прав взрослых. Они ближе к потребностям ребенка, его природе, возрасту. Об этих правах мы и будем говорить подробнее. Представьте, что Организация Объединенных Наций попросила вас составить перечень всех вещей, необходимых детям (где бы они ни жили) для их благополучия и здоровья. Сейчас вы на листочках напишете все возможные варианты.

Назовите, что из предложенного является потребностями, а что — просто желаниями. Постарайтесь определить потребности, общие для всех детей.

Ученики отвечают, а ведущий записывает их ответы на доске.

Обратите внимание на плакат с резюме Конвенции о правах ребенка. Несколько лет назад такой же список составила ООН. Позже он и был закреплен Конвенцией. Сопоставьте их список с резюме прав из Конвенции и ответьте на вопросы.

  1. Как вы думаете, почему ООН сочла важным сделать перечень прав детей?

  2. Почему, на ваш взгляд, Конвенция — это перечень потребностей, а не желаний?

  3. Считаете ли вы, что все дети в нашей стране и в мире имеют эти права? Если нет, то почему?1. Выберите одно право из Конвенции и подумайте, что mi и id бы произойти, если его отнять у ребенка?

4-й станция. Рекламируем наши права

(Ведущий делит детей на три группы и просит каждую из них выбрать любое право из Конвенции о правах ребёнка и сделать свою рекламу, разъясняющую его. Это может быть, рисунок, рекламный ролик, песня или стихотворение. Учащиеся готовятся и представляют свою рекламу)

Ведущий. А теперь, ребята, еще раз обратите внимание на резюме Конвенции о правах ребёнка и ответьте на вопросы.

  1. Что произошло бы, если бы мы игнорировали права друг друга, и каждый поступал так, как хотел?

  2. На какие права это повлияло бы? Каким образом?

  3. Хотели бы вы жить в таком мире?

И в завершение нашей игры-путешествия предлагаю вам ответить на вопросы.

  1. Как связаны права взрослого человека и права ребенка?

  2. В каких международных документах закреплены права

ребенка?

  1. К кому обращена Конвенция о правах ребенка?

  2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

  3. Каковы основные права ребенка?

  4. Как вы думаете, почему День прав человека отмечается 10 декабря?

  5. Знаете ли вы, когда отмечается Международный день Защиты детей?

Ведущий подводит итоги игры-путешествия, благодарит детей за работу и предлагает организовать в классе выпуск ежемесячного бюллетеня «Права человека». Он разъясняет, как выполняется это задание и говорит о том, что итоги работы будут подведены на конференции, посвященной Meждународному дню защиты детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Никитин А.Ф. Права ребенка. М., 2000. Первые шаги. Начальный курс обучения правам чело века / Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. М. 2003.

2.Разноцветный мир детства: Детские общественные организации /Авт.-сост. И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Раздолное

Лысогорского района Саратовской области»

Устный журнал

«Путешествие по стране права человека».

Составила и провела

Михайлова Л. Д.

декабрь 2013 г.

doc4web.ru

Классный час в 5 классе "ВАШИ ПРАВА"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ВАШИ ПРАВА»

Классный руководитель О.А. Забелина

Участники: учащиеся 5 класса

Цели:

  • ознакомить с содержанием статей Всеобщей деклара­ции прав человека и Конвенции о правах ребёнка;

  • формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции;

  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную пози­цию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.

Оформление:

Дискриминация - ограничение или лишение прав определённой ка­тегории граждан по признаку расовой или национальной принад­лежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.

Социальное происхождение - принадлеж­ность по рождению к какому-либо классу, сословию.

Оборудование и материалы:

  • разрезанные листы с текстами статей;

  • магнитная доска для размещения текста статей;

  • плакат «Наши права» с пустыми полями;

  • проекционная установка, экран;

  • презентация «Сказка ложь, да в ней намёк»;

  • маркер.

Ход мероприятия:

I. Ознакомление со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребёнка

Декларация прав ребёнка была принята Генеральной Ассамб­леей ООН 20.11.59 г.

Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что каж­дый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким призна­кам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.

Хотите подробнее узнать о чём говориться во Всеобщей декларации прав человека? Тогда давайте составим краткий перечень статей.(Учащиеся по желанию подходят к столу, на котором размещены разрезанные тексты статей, и прочитав их помещают на магнитную доску.)

Статья 3

Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещается во всех видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бес­человечному обращению.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть за­щищен законом.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.

Статья 8

В случае нарушения основных прав, предоставляемых Кон­ституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, за­держанию или изгнанию.

Статья 12

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жи­лища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Статья 13

Каждый человек в своей стране имеет право свободно пере­двигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.

Статья 15

Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не мо­жет быть произвольно лишён своего гражданства или права из­менить его.

Статья 16

Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Государство должно охранять семью.

Статья 17

Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре­лигии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распростра­нять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

Каждый человек имеет право на свободу собраний. Никого нельзя принуждать вступать в какую-нибудь группу или орга­низацию.

Статья 21

Каждый человек имеет право принимать участие в управле­нии своей страной.

Каждый человек имеет право равного доступа к государ­ственной службе в своей стране.

Статья 22

Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в эконо­мической, социальной и культурной областях.

Статья 23

Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор рабо­ты, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.

Статья 26

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными.

Образование должно содействовать полному развитию лич­ности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих ма­лолетних детей.

Статья 27

Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных) и художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение.

II. Беседа по теме классного часа

Учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:

  1. Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?!

  2. Всегда ли люди были равны?

  3. Что объединяет всех людей на Земле?

  4. Что значит «относиться друг к другу по-братски»?

  5. Что такое дискриминация?

  6. Назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребёнок.

  1. Презентация «Сказка ложь, да в ней намёк» (см. приложение).

(Можно использовать иллюстрации)

Слайд 2

  • К какой сказке относится эта иллюстрация?

  • Все ли герои сказки «Гадкий утёнок» относятся друг к дру­гу по-братски?

  • Кто из обитателей двора пользуется самым большим ав­торитетом и почему?

  • Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

  • Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Выбе­рите правильный ответ.

а) Он был самый умный.

б)Он был совсем не похож на других.

в) Он был самый красивый.

г) Он был самый вежливый.

- Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора?

Слайд 3

  • А эта иллюстрация к какой сказке?

  • Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

а) право на жизнь;

б) право на получение образования;

в) право на владение имуществом.

Слайд 4

  • Назовите героев сказок, права которых были нарушены?

  • Кто и какие права нарушил?

Слайд 5

  • Рассмотрите иллюстрацию к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

  • Чья жизнь в опасности?

  • Кто посягает на жизнь?

Слайд 6

а) право на жизнь;

б) право на неприкосновенность жилища;

в) право на справедливый суд;

г) право на труд.

- Кто нарушает это право?

Слайд 7

а) право на владение личным имуществом;

б) право на свободу;

в)право на неприкосновенность жилища;

г)право на жизнь.

Слайд 8

- Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

а) право на свободное перемещение;

б) право на неприкосновенность жилища;

в) право на образование;

г) право на труд.

- Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?

- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижение? Назовите правильный ответ:

а) в пределах болота;

б) в пределах страны;

в) без ограничений.

Слайд 9

  • Кто нарушил права Золушки в сказке Ш. Перро?

  • Какие права Золушки были нарушены?

  • Были ли эти права восстановлены?

Слайд 10

  • Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие её желание выйти замуж за Ива­нушку?

Слайд 11

  • Рассмотрите следующую иллюстрацию. Кто написал эту сказку? Как она называется?

  • Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?

  • За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работ­ника?

  • Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?

IV. Рефлексия.

  • Какие документы защищают права человека?

  • Назовите права, которые имеет любой человек

(Вывешивается плакат «Наши права » , который заполнятся детьми. На плакате могут быть размещены рисунки – подсказки). (См. приложение 2)

В течение следующей недели организуются выставка рисунков «Знай свои права или сказка ложь, да в ней намёк!». Ребята, вспомните, в каких сказках отражаются нарушение прав человека и нарисуйте иллюстрации к этим произведениям.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  • “Всеобщая Декларация прав человека” для детей и взрослых /Пересказ А. Усачева. – М.: Ангстрем, 1992.

  • Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Нар. образование, 1995. – 112 с. – (Библиотечка журнала “Нар. образование”. 1995. № 2.)

  • Ералаш: Детский юморист. журнал: Вып. 53, 54, 66–80. – М.: Киностудия им. Горького.

  • Жаркова А. Горько. Больно. Стыдно. //Мир женщины. 1999. № 4.

  • Привер Ж. Страус. Сказки для взрослых //“Миша” для родителей. 1998. № 3, 4.

  • Симмонс Дж. Л., Мак-Кола Дж. 76 способов защитить вашего ребенка от преступников. – СПб: Питер-Пресс, 1995.

  • Соколов Я.В. Граждановедение: Учеб. пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – М.: Науч.-внедренческий центр “Гражданин”, 1997.

  • Стрелкова И. Закон есть закон //Школьная роман-газета. 1999. № 1.

  • Фролова Г. Умеют ли дети защищать свои права? //Нар. образование. 1998. № 9, 10.

infourok.ru

Классный час для 5-9 классов "Азбука правовой культуры"

Классный час для учащихся 5–9-ых классов по теме "Азбука правовой культуры"

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными правами ребенка.

  2. Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.

  3. Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

Оборудование: Выставкадетский рисунков по теме “Права ребенка”.

ХОД УРОКА

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.

Сценка “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Выступление учащихся

1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.

2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

3 ученик: Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

4 ученик:

Очень трудно самому, жить на свете одному.Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

1 ученик:

Есть еще такое право помнить, думать и творитьИ другим свои раздумья , если хочешь подарить.

2 ученик:

Я росточком не доволен и пока не так силен.Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

3 ученик:

Если жар, все тело ломитИ совсем не до игры, то позвать врача на помощьТоже право детворы.

4 ученик:

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой рукеПравом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

1 ученик:

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

2 ученик:

Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

3 ученик:

Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.

И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

  1. ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)

  2. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.

  3. Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).

Права детей в России регулируются законами:

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года.Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).

  2. Семейный кодекс РФ.

  3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

  4. Федеральный закон об образовании.

  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.

  6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  7. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Практическая часть классного часа

Викторина:

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)

  2. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

  3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

  5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

  6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)

  7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

  8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.

  1. Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)

  2. Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.

  3. Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Обсуждение проблемы:

  1. Какими правами вы пользуетесь?

  2. Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

  3. Приходилось ли вам нарушать права других людей?

Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.

У нас 3 группы:

1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников

2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся

3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.

После обсуждения на доске появляется схема:

“Декларация” школьников Вы - школьники:

имеете право

обязаны

никогда не обязаны

1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.

2. Просить о помощи.

3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.

4. Быть независимым.

5. Иметь собственное мнение и убеждение.

6. Совершать ошибки.

7. Отвечать отказом на просьбу.

8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.

9. Получать то, за что платите.

1. Соблюдать тишину на уроках.

2. Посещать уроки, определенные расписанием.

3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.

4. Соблюдать чистоту.

5. Выполнять учебные требования учителей.

6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

1. Быть безупречным на 100%.

2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)

3. Любить людей, приносящих им вред.

4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

5. Мириться с неприятной ситуацией.

6. Выполнять неразумные требования.

7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

Вывод по классному часу:

  1. Каждый человек на свете должен знать свои права.

  2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

  3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

  4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Не обманывай, не жульничай, не воруй.

Будь мужественным.

Оставайся честным и вежливым.

Учись работать с другими.

Уважай закон и права.

Держи свои слова.

Люби хорошо выполненную работу.

Уважай природу и окружающую среду.

Помогай больным и беспомощным.

Учись добиваться намеченной цели.

Учись работать в коллективе.

Встань на защиту прав человека.

Укрепляй дружбу между людьми.

Прислушивайся к чужому мнению.

Будь толерантным!!

multiurok.ru

Сценарий классного часа по правовому воспитанию в 5 классе

              Правовая игра для 5 класса

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  • формировать систему правовых знаний;

  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

  • формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

  3. Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

Для команд:

  • чистые листы бумаги,

  • ручки, карандаши,

  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

  • карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Объяснение нового материала – 10 минут.

  3. Проведение круглого стола -22 мин.

  4. Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни»-6 мин

  5. Подведение итогов урока-  5 мин.

Актуальность мероприятия:

  1. В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

  2. Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:

  1. «Изучаем Декларацию прав человека»; 5 класс

  2. «Права ребенка»; 5 класс

  3. «Твои права и сказочная страна»; 6 класс

  4. «Права и обязанности» «Прогулка по ПРАВОГРАДУ» 5 класс

Расстановка парт на классный час.

Ход мероприятия:

     На доске

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Организационный момент.

Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.  Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

- Что такое, например, право на жизнь?

 У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

 (слайд 4)

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. 

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

2

Завтракал, обедал

3

Смотрел телевизор

4

Сходил в школу

5

Лечил зубы

6

Право на всестороннее развитие

7

право на отдых и досуг

8

право на справедливое вознаграждение

9

право на свободу мирных собраний

10

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ответы детей.

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу        

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…  

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

        Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

 Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

        

Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.  

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

 Правильный ответ:
  1. Жизнь                      

  2. образование

  3. отдых                          

  4. досуг

  5. индивидуальность

  6. уважение        

  7. имя

  8. заботу

Ситуация 7.  (слайд 13)

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ситуация 8.  (слайд 14)

В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.  

Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?

Правильный ответ:

НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью

Станция 10.   Задание для болельщиков:

придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

– Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни (ролик был создан учеником 9 класса, герои фильма – учащиеся школы №12).- 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся, номинация – видеоролик (государственно – правовой департамент Нижегородской области).

Игра. Я уважаю твое право…

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!   

Литература:

  1. Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.

  2. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.

  3. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.

  4. Конституция РФ.

  5. Семейный и Гражданский кодексы.

  6. Конвенция о правах ребенка.

infourok.ru