Классный час для 5-9 классов "Азбука правовой культуры". Классный час по правам ребенка 5 классКлассный час "Путешествие по стране права человека" (для 5 – 7 классов)ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. (для 5 – 7 классов) ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
3. Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека. ПОДГОТОВКА. I. Классные руководители делают копии резюме Всеобщей декларации прав человека и раздает их каждому ученику. Резюме всеобщей Декларации прав человека
10.Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.
II. Учащиеся знакомятся дома с резюме Всеобщей декларации прав человека и отвечают на предложенные вопросы. Можете ли вы назвать...
III. Ученики знакомятся с кратким изложением Конвенции о правах ребенка. Резюме Конвенции о правах ребёнка. 1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход. 2.Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
10. Дети имеют право на свое мнение и на собрания для выражения своих взглядов. IV. За месяц до игры-путешествия классные руководители побуждают детей к чтению газет, журналов, просмотру телепрограмм и прослушиванию радио для отслеживания материала, относящегося к правам человека. Ученики должны найти примеры, иллюстрирующие каждое из трех положений:
Участвуют учащиеся 5 – 7 классов, классные руководители. На доске написаны тема игры-путешествия, высказывание К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»; вдоль стен размещены таблички с названиями станций и категорий прав человека; висят два плаката с резюме Всеобщей декларации прав человека и резюме Конвенции о правах ребенка; на каждом столе лежат фломастеры, ручки и листы бумаги. Ведущий классный руководитель. Сегодня 10декабря — День прав человека. Мы с вами отправимся в путешествие. 1-я станция. Что такое права человека? Ведущий. Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно. Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне. Свобода — отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), не запрещенном законом. Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.
Права можно разделить на три категории. 1. Гражданские и политические права (их также называют правами первого поколения). Они ориентированы на свободу: право на жизнь; право на свободу и безопасность личности; право не подвергаться пыткам и рабству; право ни участие в политической жизни; право на свободу убеждений, слова, совести и вероисповедания; право на свободу ассоциаций и собраний.
Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы Говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей. Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено, обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства и доброй репутации. Ведущий обращает внимание детей на слова К. Маркса, записанные на доске, и спрашивает, как они понимают их. Учащиеся отвечают. 2-я станция Международные документы о правах человека. Классные руководители знакомят учащихся с основными международными документами о правах человека, с историей их создания, выделяет наиболее важные. (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) Потом он обращает внимание детей на плакат с резюме Всеобщей декларации прав человека и на предложенные для обсуждения вопросы. Учащиеся отвечают на них. Ведущий . А теперь, приведите примеры, иллюстрирующие права, которых лишают; права, которые защищены; права, которые реализуются. (примеры учащихся) 3-я станция. Права ребенка. Ведущий. Вы узнали о правах человека, а сейчас вы познакомитесь с вашими правами. Ребенку труднее, чем взрослому защищать самого себя. Как вы думаете почему? Ученики отвечают. Он слабее физически и психологически, раним, зависим от опеки старших. Ребенок — существо растущее, развивающееся. Поэтому и права у него особые, в чем-то отличные от прав взрослых. Они ближе к потребностям ребенка, его природе, возрасту. Об этих правах мы и будем говорить подробнее. Представьте, что Организация Объединенных Наций попросила вас составить перечень всех вещей, необходимых детям (где бы они ни жили) для их благополучия и здоровья. Сейчас вы на листочках напишете все возможные варианты. Назовите, что из предложенного является потребностями, а что — просто желаниями. Постарайтесь определить потребности, общие для всех детей. Ученики отвечают, а ведущий записывает их ответы на доске. Обратите внимание на плакат с резюме Конвенции о правах ребенка. Несколько лет назад такой же список составила ООН. Позже он и был закреплен Конвенцией. Сопоставьте их список с резюме прав из Конвенции и ответьте на вопросы.
4-й станция. Рекламируем наши права (Ведущий делит детей на три группы и просит каждую из них выбрать любое право из Конвенции о правах ребёнка и сделать свою рекламу, разъясняющую его. Это может быть, рисунок, рекламный ролик, песня или стихотворение. Учащиеся готовятся и представляют свою рекламу) Ведущий. А теперь, ребята, еще раз обратите внимание на резюме Конвенции о правах ребёнка и ответьте на вопросы.
И в завершение нашей игры-путешествия предлагаю вам ответить на вопросы.
ребенка?
Ведущий подводит итоги игры-путешествия, благодарит детей за работу и предлагает организовать в классе выпуск ежемесячного бюллетеня «Права человека». Он разъясняет, как выполняется это задание и говорит о том, что итоги работы будут подведены на конференции, посвященной Meждународному дню защиты детей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Никитин А.Ф. Права ребенка. М., 2000. Первые шаги. Начальный курс обучения правам чело века / Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. М. 2003. 2.Разноцветный мир детства: Детские общественные организации /Авт.-сост. И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Раздолное Лысогорского района Саратовской области» Устный журнал «Путешествие по стране права человека». Составила и провела Михайлова Л. Д. декабрь 2013 г. doc4web.ru Классный час в 5 классе "ВАШИ ПРАВА"КЛАССНЫЙ ЧАС «ВАШИ ПРАВА» Классный руководитель О.А. Забелина Участники: учащиеся 5 класса Цели:
Оформление: Дискриминация - ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д. Социальное происхождение - принадлежность по рождению к какому-либо классу, сословию. Оборудование и материалы:
Ход мероприятия: I. Ознакомление со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребёнка Декларация прав ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.59 г. Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества. Хотите подробнее узнать о чём говориться во Всеобщей декларации прав человека? Тогда давайте составим краткий перечень статей.(Учащиеся по желанию подходят к столу, на котором размещены разрезанные тексты статей, и прочитав их помещают на магнитную доску.) Статья 3 Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Статья 4 Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещается во всех видах. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом. Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации. Статья 8 В случае нарушения основных прав, предоставляемых Конституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда. Статья 9 Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 12 Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию. Статья 13 Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину. Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить его. Статья 16 Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Государство должно охранять семью. Статья 17 Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества. Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей. Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Статья 20 Каждый человек имеет право на свободу собраний. Никого нельзя принуждать вступать в какую-нибудь группу или организацию. Статья 21 Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Статья 22 Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях. Статья 23 Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд. Статья 24 Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск. Статья 26 Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих малолетних детей. Статья 27 Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных) и художественных трудов, имеет право на достойное вознаграждение. II. Беседа по теме классного часа Учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:
(Можно использовать иллюстрации) Слайд 2
а) Он был самый умный. б)Он был совсем не похож на других. в) Он был самый красивый. г) Он был самый вежливый. - Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора? Слайд 3
а) право на жизнь; б) право на получение образования; в) право на владение имуществом. Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 а) право на жизнь; б) право на неприкосновенность жилища; в) право на справедливый суд; г) право на труд. - Кто нарушает это право? Слайд 7 а) право на владение личным имуществом; б) право на свободу; в)право на неприкосновенность жилища; г)право на жизнь. Слайд 8 - Выберите право, которым воспользовалась лягушка: а) право на свободное перемещение; б) право на неприкосновенность жилища; в) право на образование; г) право на труд. - Кто помог лягушке воспользоваться своим правом? - Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижение? Назовите правильный ответ: а) в пределах болота; б) в пределах страны; в) без ограничений. Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
IV. Рефлексия.
(Вывешивается плакат «Наши права » , который заполнятся детьми. На плакате могут быть размещены рисунки – подсказки). (См. приложение 2) В течение следующей недели организуются выставка рисунков «Знай свои права или сказка ложь, да в ней намёк!». Ребята, вспомните, в каких сказках отражаются нарушение прав человека и нарисуйте иллюстрации к этим произведениям. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
infourok.ru Классный час для 5-9 классов "Азбука правовой культуры"Классный час для учащихся 5–9-ых классов по теме "Азбука правовой культуры" Цели:
Оборудование: Выставкадетский рисунков по теме “Права ребенка”. ХОД УРОКА Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”. Сценка “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!” Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить. Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся) Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”. Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать. Выступление учащихся 1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей. 2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. 3 ученик: Только ты на свет родился Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое. 4 ученик: Очень трудно самому, жить на свете одному.Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята. 1 ученик: Есть еще такое право помнить, думать и творитьИ другим свои раздумья , если хочешь подарить. 2 ученик: Я росточком не доволен и пока не так силен.Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон. 3 ученик: Если жар, все тело ломитИ совсем не до игры, то позвать врача на помощьТоже право детворы. 4 ученик: Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой рукеПравом пользуюсь - учиться на родном мне языке. 1 ученик: Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.В школу ходят все детишки - это право есть у нас. 2 ученик: Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.Если я проголодаюсь - пищу вправе получать. 3 ученик: Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.Ты родился быть счастливым - Это право всем дано. И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение) (Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране. В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд. Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители) Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Права детей в России регулируются законами:
Практическая часть классного часа Викторина:
В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.
Обсуждение проблемы:
Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей. А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников. У нас 3 группы: 1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников 2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся 3 группа – обязанности учащихся в форме запретов. После обсуждения на доске появляется схема:
Вывод по классному часу:
Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности! Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК Говори всегда правду. Будь храбрым. Не обманывай, не жульничай, не воруй. Будь мужественным. Оставайся честным и вежливым. Учись работать с другими. Уважай закон и права. Держи свои слова. Люби хорошо выполненную работу. Уважай природу и окружающую среду. Помогай больным и беспомощным. Учись добиваться намеченной цели. Учись работать в коллективе. Встань на защиту прав человека. Укрепляй дружбу между людьми. Прислушивайся к чужому мнению. Будь толерантным!! multiurok.ru Сценарий классного часа по правовому воспитанию в 5 классеПравовая игра для 5 класса Цель: Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека. Задачи:
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях. Оборудование:
Для команд:
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон. Ход мероприятия:
Актуальность мероприятия:
Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:
Расстановка парт на классный час. Ход мероприятия: На доске Памятка «Важные правила» (слайд 2) 1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. 2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу. Организационный момент. Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга? Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы. Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность». (слайд 3) Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. - Что такое, например, право на жизнь? У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод. - Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. (слайд 4) Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов. - Ребята! В чем отличие прав и обязанностей? У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. Закрепление пройденного материала. С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. 1 задание. Составление таблицы (слайд 5) Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской) Как это связано с правами человека(какие права я реализовал) 1 Ночью спал 2 Завтракал, обедал 3 Смотрел телевизор 4 Сходил в школу 5 Лечил зубы 6 Право на всестороннее развитие 7 право на отдых и досуг 8 право на справедливое вознаграждение 9 право на свободу мирных собраний 10 право на свободу убеждений и на их свободное выражение Ответы детей. Как это связано с правами человека(какие права я реализовал) 1 Ночью спал Право на отдых и здоровье 2 Завтракал, обедал Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье 3 Смотрел телевизор Право на доступ к информации и СМИ 4 Сходил в школу Право на образование 5 Лечил зубы Право на медицинскую помощь. 6 Посещал кружки и секции Право на всестороннее развитие 7 Играл в компьютер право на отдых и досуг 8 Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку право на справедливое вознаграждение 9 Встречался с друзьями право на свободу мирных собраний 10 отвечал на уроке. Защищал свое мнение. право на свободу убеждений и на их свободное выражение Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах. Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ. Ситуация 1. (слайд 6) На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание… Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность? Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав. Ситуация 2. (слайд 7) На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? Правильный ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН. Ситуация 3. (слайд 8) Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку. Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены? Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. (слайд 9) Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину. Вопрос: Почему были не правы мальчики? Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну. Ситуация 5. (слайд 10) Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается. Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле? Правильный ответ: Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование. Ситуация 6. (слайд 11) Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Вопрос. Будут ли ребята наказаны? Правильный ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК). ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12) Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой. Правильный ответ:
Ситуация 7. (слайд 13) Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли. Вопрос. Какие обязанности они нарушили? Правильный ответ: Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Ситуация 8. (слайд 14) В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя. Вопрос. Нарушается ли право на получение информации? Правильный ответ: НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью Станция 10. Задание для болельщиков: придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах 1группа – право на развитие, учёбу, 2 группа – право на защиту, 3группа – право на семью. – Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм). Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни (ролик был создан учеником 9 класса, герои фильма – учащиеся школы №12).- 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся, номинация – видеоролик (государственно – правовой департамент Нижегородской области). Игра. Я уважаю твое право… Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...» Подведение итогов. А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования. (награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили») Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы! Литература:
infourok.ru
|