Многие родители дошколят беспокоятся: не пора ли начинать учить свое чадо читать, писать, считать и тем самым готовить его к школе? Однако ответить на этот вопрос однозначно не могут даже специалисты. Педагоги настаивают, что, приходя в 1-й класс с определенным запасом навыков, ребенок быстрее адаптируется и будет лучше учиться. Врачи, в частности, психологи, с ними в корне не согласны. А "расхлебывать" приходится мамам-папам. И детям... Что учителю норма, то психологу абсурд Психологи полагают, что готовить к школе надо лишь тех ребятишек, которые в этом нуждаются, тех, например, кто сам задает вопросы, интересуется или беспокоится. Но даже тогда "натасканность" значит для хорошей адаптации гораздо меньше, чем уровень эмоциональной и социальной зрелости. "Помощь родителей чаще всего нужна ребенку в уже случившейся трудной для него ситуации. И то в виде моральной или эмоциональной поддержки, когда достаточно терпеливо выслушать и выразить понимание, - говорит психотерапевт Института психотерапии и консультирования "Гармония", кандидат медицинских наук Сергей Зелинский. - Формирование школьных навыков - задача педагогов, их этому учили. Вмешательство родителей в отношения между детьми или с учителем чревато тем, что чадо может так и не научиться отвечать за свое поведение, свою учебу. Представьте себе: дети играют в песочнице, а вокруг стоят их мамы и указывают, кому взять совок и куда поставить куличик. Абсурд, правда? А ведь это - метафора того, что обычно происходит в жизни школьников. И чем настойчивее попытки научить чему-то ребенка, который этого не хочет, тем вероятнее появление отвращения к школе, к учебе".
В то же время школа, как общественный институт, подчеркивает, что папы и мамы обязаны воздействовать на детей в целях их лучшего обучения, а многие учебные заведения сегодня требуют, чтобы дети приходили, уже зная алфавит, цифры и даже счет. И родители часто оказываются заложниками ситуации: хочешь не хочешь, а приходится преподавать своему несмышленышу азы чтения, письма и математики. Тут важно не сослужить ему "медвежью услугу", а потому неплохо бы знать основные педагогические рекомендации.
Сначала понимать, а уж потом уметь Домашнее обучение математике, увы, часто сводится к механическому запоминанию цифр и простейших операций с ними. Родители радуются, когда дитя "умеет" считать до 50 и больше, складывать и вычитать числа, знает наизусть таблицу умножения. Но практика показала, что приобретенные подобным образом знания для ребенка представляют собой такой же набор слов, как любая считалка. Часто такой "умница" не может разложить коробку карандашей на "много" и "мало" или решить задачу, действуя не с цифрами, а с предметами (например, сложить 2 яблока и 3 груши). Это говорит о том, что у него нет основ логического мышления, умения рассуждать, делать самостоятельные выводы. Вот почему важно прежде всего не учить ребенка пересчитывать предметы, а знакомить его с их внешними свойствами: семью цветами спектра, пятью геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), тремя градациями величины (длина, ширина, высота). Начиная обучать карапуза чтению и письму, откажитесь от простого заучивания букв и тренировок в их написании: заострите его внимание на том, как мы слышим тот или иной звук, как при этом выглядят губы, где находится язык. В игре со словом малыш учится его слышать, произносить звуки, управлять своим артикуляционным аппаратом. И это поможет ему в постижении самостоятельного чтения и написания букв и слов.
Однако важно не только дать ребенку определенные интеллектуальные познания, но и вселить в него уверенность в своих силах, развить умение отстаивать свою идею, и наоборот, критически оценивать свои суждения, если карапуз излишне самоуверен. Это очень актуально, ведь современная школа требует от детей не только и не столько конкретных знаний, сколько умения думать, находить собственные решения, уметь выделять основное, понимать взрослого, сотрудничать с ним и с одноклассниками. Развитие речи ребенка проходит по периодам. Особенно продуктивным и важным для развития речи является период и младшего дошкольного возраста от 0,8 - 1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3 - 4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и легких вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже я приведу таблицу, в которой дана последовательность появления детской речи и обозначены возрастные нормы их появления. Это время не является жестко обязательным, и период появления того или иного явления речи, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями развития и полом ребенка. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Там не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас. Динамика развития речи в онтогенезе. Примерный возраст появления:
1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес. 2. Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5 -3 мес. 3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес. 4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух -трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. - 1 год 2 мес. 5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) Словарный запас около 300 слов различных частей речи. 1 год 6 мес. - 2 года 2 мес. 6. Активный рост словарного запаса (Ребенок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес. - 2 года 6 мес. 7. Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов. 2 года 4 мес. - 3 года 6 мес. 8. Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес.- 3 года 5 мес.
9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес. - 1,5 мес. 10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет с игрушками или занят еще каким - то делом 2 года 6 мес. - 3 года 6 мес. Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом "на своем языке". Современные психологи выделяют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей. "Говоруны" отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко усваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Иногда "говоруны" начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них - это слышать правильную речь, все остальное они "сделают" сами.
"Молчуны" склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо "созерцать". Любая перемена требует от них времени для адаптации. "Молчунам" очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательно реагировать на все вопросы малыша, поддерживать с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае "молчун" может замкнуться в себе. Однако если ванн "молчун" не заговорил 1, 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз. Подождите волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правил, подтверждающее это правило! | | Знакомая мама, записывая сына в школу, столкнулась с неожиданной трудностью. Школьный психолог, пообщавшись с мальчиком, удивленно уставилась на родительницу: мамочка, вы когда-нибудь слышали о логопеде? Оказалось, если у будущего первоклассника есть проблемы с произнесением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или гимназию у него очень невелики. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то буквы, только при записи его в первый класс, - говорит логопед детской поликлиники Инна Яковлева. - И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября. Но, во-первых, это така нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь".
Что должен уметь ребенок В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом. В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить. Советы логопеда Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику -то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки. Какие приметы ранней весны мы узнали из весенних стихотворений?" - этот вопрос В сможете задать своему ребёнку после того, как прочтете несколько стихов.Во время такого занятия дошколёнок учится рассказыванию, а основная цель, преследуемая в данном случае - развитие детской речи. |