Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно: 10 советов. Как подготовить ребенка к школе 5 лет


Как подготовить ребенка к школе

Автор: Владимир Мананников

Как подготовить ребенка к школе? Поход «первый раз в первый класс» – событие хоть и счастливое, но весьма тревожное.

А как он там справится? Найдет ли друзей, понравится ли учителям? Иной раз родители переживают даже больше, чем сам виновник торжества. И задолго до первого сентября задумываются о подготовке ребенка к школе на дому.

Парадокс: в подготовке к школе главное – не переусердствовать. Порой родители так увлекаются ранним развитием, что взращивают вундеркинда, который к трем годам и читать, и писать, и «ча-ча-ча» танцевать умеет.

А еще посещает курсы английского, скрипки и кройки и шитья. Только вот на футбол во дворе и общение со сверстниками времени, сил и желания не остается.

Педагоги начальной школы жалуются: детки, выращенные маленькими гениями, имеют проблемы с адаптацией и социализацией.

Они бывают не самостоятельны (не могут даже учебники в портфель сложить), не понимают смысл прочитанного и зазубренного, в классе скучают, а от школы ждут не труда и режима, а вечного праздника и игр.

Но самое удивительное, что к десяти годам «налет гениальности» стирается, сверстники догоняют, и ребенок становится самым заурядным учеником без сверхспособностей.

Требования для поступления в школу: что нужно знать и уметь

Чего ждут педагоги от новоиспеченных первоклассников?

Гармонично развитых маленьких личностей, умеющих и знающих всего по чуть-чуть.

В школе все его прекрасные качества и навыки разовьют и приумножат – не отбирайте работу у педагогов, однако, успейте посеять полезные семена!

Каков он, идеальный школьник

1. Ребенок должен быть развит и умственно и физически, поэтому не пренебрегайте подвижными играми на свежем воздухе и не делайте из малыша «книжного червя».

2. Он различает буквы и цифры. Поэтому, чтобы подготовить ребенка к школе, нужно научить его читать и считать. Однако, никто не ждет от него складывания дробей в уме и пересказа Достоевского!

Достаточно, если он считает до десяти, читает простые предложения и может пересказать их, знает буквы и звуки и короткие стихи.

Все это закономерно начинать осваивать с четырех – пяти лет. Задавайте больше вопросов и просите объяснять прочитанное.

3. Малыш обладает минимальным знанием окружающего мира: может перечислить некоторых домашних и диких животных, птиц, назвать формы и цвета, любимые профессии. Он отличает день от ночи, зиму от  лета, право от лево, знает месяцы и дни недели.

Удобнее всего дома заниматься с карточками, пазлами, рамками-вкладышами и тематическими книгами. А еще важнее личный опыт: водите чадо в Зоопарк, больше общайтесь, объясняйте ему все, что окружает.

4. Он помнит базовую важную информацию: свою фамилию и адрес, имена родителей, правила дорожного движения.

5. Ему привито чувство авторитета взрослого человека. Он готов слушаться преподавателя.

Кроме того, ему уже должна быть знакома жизнь по режиму: ранние пробуждения, запрет опозданий, терпеливое сидение на занятиях. Удобно, если некое подобие режима вы постепенно введете за полгода до первого сентября.

6. Он может многое делать сам. В школе не обойтись без самостоятельности. Представьте, что ваше чадо не сможет сходить в туалет, собрать свои тетрадки или одеться на улицу!

Почаще сами вспоминайте, что он уже большой мальчик (или девочка), и, скрепя сердце, все же оставляйте одного. Доверьте ему самому просыпаться, одеваться и собираться в школу, он вполне на это способен.

7. У ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика. Нужно уметь лепить из пластилина, вырезать ножницами детали для аппликаций, раскрашивать картинки.

Обучите его обращаться с ножницами, кисточками, карандашами и фломастерами, штриховать, закрашивать контур, соединять точки, наклеивать наклейки.

8. Он имеет свое мнение. Не навязывайте ему решения. Спрашивайте, что он думает по тому или иному поводу.

9. Он умеет общаться с другими детьми. Те, кто не посещал детский сад, имеют больше проблем с социализацией.

Старайтесь всячески поощрять знакомства малыша со сверстниками. Ходите с ним в развивающие центры, кружки, секции и к друзьям с детьми.

10. Он внутренне спокоен. Эмоциональный комфорт – важная составляющая успеха. Если дома царит напряженная атмосфера, родители сеют панику, бабушки и дедушки пугают страшными алгебрами и физиками, то в ребенка вселяются страхи.

Боже упаси вас начать рассказывать про собственные непростые школьные годы. Говорите о школе только с позитивным настроем, ведь это так здорово – наконец, стать взрослым и пойти учиться!

Подготовка ребенка к школе – дело серьезное, прислушайтесь к нашим советам, результатом будете довольны!

dobro.pw

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Представления о том, что всему, что должен знать и уметь грамотный человек, ребенка обучат в школе, давно ушли в прошлое. Если прежде большинство родителей полагало, что готовить ребенка к школе и заниматься с ним дома — только лишать того детства, то теперь такие представления считаются неправильными. Родители стараются отдавать детишек в центры подготовки к школе или заниматься с ними самостоятельно дома. Как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях, чем заниматься с будущим школьником в последний год до поступления в школу — эти вопросы заботят большинство родителей шестилетних детишек.

Как правильно организовать подготовительные занятия для будущих первоклассников

Правильная организация домашней подготовки ребенка к школе чрезвычайно важна! Родителям стоит отчетливо осознавать одну главную вещь — в 6 лет ребенка можно заинтересовать в учебе так, что у него будут гореть глаза все десять лет в школе и четыре года в университете, и он будет с удовольствием учиться и узнавать новое всю жизнь. Однако в силах тех же родителей навредить и навсегда отбить у ребенка интерес к учебе. Если подготовка к школе будет напоминать шестилетке увлекательную игру, такого не случится.

Вот десять советов по поводу того, как правильно организовать занятия для дошкольников:

  • Наблюдайте за тем, каков биоритм ребенка в течение суток, желательно обнаружить то время дня, когда у ребенка самая высокая работоспособность. Не бойтесь экспериментировать и пробовать заниматься с ним в разное время, так вы обнаружите удачное время для занятий, у каждого ребенка это время свое.
  • Следите за тем, чтобы ваше настроение во время занятий было хорошим. Ребенок чувствует настроение родителей, и оно передается ему.
  • Занятия не должны быть баловством. Все-таки вы заняты серьезным делом, поэтому выключите телевизор, радио и т.д. Определите ребенку место для занятий, которое затем станет его местом для подготовки домашних заданий в школьные годы.
  • Время занятий для ребенка шести лет не должно быть больше получаса. Однако имейте в виду, что самые первые занятия могут длиться намного меньшее время, это зависит от усидчивости малыша.
  • Не злоупотребляйте усидчивостью ребенка. Даже если шестилетка увлекается занятиями и рад учиться, все-таки 30-35 минут — предел, иначе он просто переутомится. Всегда нужно заняться чем-нибудь другим, поиграть в подвижную игру и т.д.
  • Для ребенка шести лет нормально отвлекаться от занятия, не сердитесь на него за это. Если вы учитесь читать, а малышу вдруг захотелось рассказать вам увлекательную историю про Серёжку из второго подъезда, пусть выговорится. Затем плавно верните его к занятию.
  • Всегда делайте короткие перерывы каждые 10 минут! Особенно важно прерываться при занятиях письмом, разминать пальчики и тело.
  • Хвалите ребенка за все его достижения! Какими бы умницами ни были его родители, не стоит считать, что успехи ребенка — само собой разумеющееся. Ребенок должен получать поощрение. Похвалите его за особенно заметные успехи перед лицом родственников, знакомых, соседей — ребенку нужно уметь чувствовать собственный успех. Главное — не перехваливайте, чувствуйте меру.
  • Превратите занятия в нечто вроде сериала. Используйте простой прием, которым пользуются производители телесериалов — оставляйте в конце занятия интригующую зацепку по поводу следующей “серии”.

По поводу того, как распределять сложность заданий во время занятий, мнение педагогов расходится. Одни полагают, что правильнее всего поставить сложное задание в начале, а потом выполнять все более легкие. Однако если ребенок почувствует себя бессильным перед таким заданием, все занятие может пойти насмарку. Поэтому экспериментируйте. Попробуйте универсальный вариант, который подойдет большинству — начинать и заканчивать легкими заданиями, а в середину занятия ставить самое сложное.

Что должен знать и уметь будущий первоклашка

Учителя начальных классов, когда просматривают шестилеток как потенциальных кандидатов в свой набор на будущий год, смотрят на определенный набор знаний и умений. Часто получается так, что родители делают упор на чем-то одном, готовя ребенка к школе, пренебрегая некоторыми другими сторонами развития. В итоге получается так, что ребенок может в первый же день в школе понимать счет до тысячи, но не умеет общаться с другими детьми или способен заблудиться в школе в поисках туалета.

Готовя задания для подготовки шестилетнего ребенка к школе, учитывайте, что всесторонне развитый первоклассник должен при поступлении в школу знать следующие вещи:

  • Называть фамилию, имя и отчество как свою, так и родителей, знать домашний адрес, в каком городе и стране он живет.
  • Знать дни рождения свой и родителей.
  • Знать дни недели, месяцы и сезоны года, причем в их последовательности.
  • Знать названия распространенных растений и животных.
  • Знать основные цвета.
  • Знать основы правил дорожного движения.
  • Знать, какие виды спорта существуют, какие профессии бывают, может назвать имена известных писателей и поэтов.
  • Назвать основные праздники в году.
  • Отличать “право” и “лево”.
  • Понимать “больше” и “меньше”, “старше” и “младше”, “короткий” и “длинный”, “одинаковый” и “разный” и т.д.
  • Понимать, в чем разница между улицей, городом и страной.
  • Понимать, чем отличаются друг от друга водоемы, не путать реку и море.
  • Понимать, чем фрукты отличаются от овощей или ягод, а деревья — от кустарников.
  • Знать, чем буквы отличаются от звуков, а гласные звуки — от согласных.
  • Понимать, что если задание не понятно, нужно переспросить у взрослого, что тот имеет в виду.

Учителя, проверяя уровень подготовки ребенка к школе, смотрят и на основные умения, которые должны быть у ребенка к шести-семи годам:

  • Решение простых задачек (включая логические), отгадывание загадок.
  • Восстановление последовательности, выделение общего у предметов и умение находить отличия.
  • Описание изображенного на картинке, пересказывание историй, умение заучивать наизусть небольшие стихотворения и прозаические отрывки из 5-6 предложений.
  • Счет до 10 и выполнение простых арифметических действия.
  • Чтение коротких предложений, которые включают до пяти слов. Понимание того, что прочитано.
  • Умение определять, сколько звуков и слогов в коротких словах.
  • Умение вырезать ножницами, в том числе по нарисованному контуру. Умение вырезать геометрические фигуры.
  • Умение владеть карандашом или ручкой: рисование ровных линий без линейки, штриховка и закрашивание не выходя за контур.

Мы перечислили знания и умения, которыми должен владеть ребенок перед школой. В принципе, ничего страшного, если ребенок владеет не всеми этими знаниями и умениями. Насколько неправильно полагать, что в школе детей научат всему, что им нужно, настолько же неверно считать, что все знания и умения ребенок должен непременно получить дома. Главное, чего нужно добиться во время домашних занятий с дошкольником — подготовить того к школе психологически. Ребенок не должен смущаться, когда его спрашивают о чем-то, что ему известно, он должен смело отвечать на вопросы учителя.

Как научить ребенка читать

О том, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, мы писали в отдельной статье. Напомним самое главное, о чем нужно помнить постоянно, обучая ребенка чтению:

  • Разучивая буквы, называйте их теми звуками, которые они символизируют. Буква “М” — это и звук “м”, а не “эм” и не “мэ”. Как правильно называются буквы, ребенок усвоит позже, а сейчас не стоит его запутывать.
  • Читая слоги, учите ребенка читать именно слоги, а не отдельные буквы. Если написано “ЗА”, то читать надо слитно “ЗААА”. Подскажите ребенку, что если он не успел сориентироваться, какой звук следующий, пусть тянет предыдущий: “ЗЗЗЗААА”.

Как научить ребенка писать

Чтобы научить ребенка писать, используйте в том числе и прописи для детей, которые уже содержать специальные упражнения для обучения письму.

Имейте в виду, что у шестилетнего ребенка еще не окончательно сформировано пространственное мышление, поэтому если тот плохо отличает “право” и “лево”, он скорее всего будет писать буквы неправильно, как бы в зеркальном отражении. Это нормально, но все же нужно ненавязчиво поправлять малыша, а также заниматься с ним, чтобы он крепко усвоил, где лево, а где право.

Для тренировки вы можете периодически просить ребенка показать, где у него находится правое ухо, а где левое. Пусть ребенок расскажет, что происходит справа от него, а что слева. Если ему трудно понять, чем отличаются две эти стороны — позанимайтесь с ним на этот счет, объясните еще раз эти понятия.

Еще один способ тренировки пространственного мышления, важного для письма — это игра с кубиками. В шесть лет малыш должен уметь складывать картинку из шести кубиков или разрезанную на шесть квадратиков картинку. Если для него это слишком сложно — начните с четырех кубиков, потом переходите на шесть.

Еще крайне важно развивать у ребенка мелкую моторику пальцев, для этого ему нужно купить конструктор и мозаику.

Если ребенку с трудом даются некоторые буквы, нарисуйте контуры такой буквы крупно на листе А4 и попросите ребенка закрасить ее. Потом букву можно вырезать, полезно вылепить ее из пластилина. Обсудите с ребенком, на какие еще буквы похожа та, что вызывает сложность. С чем она ассоциируется.

P.S. Помните, что важно заниматься с ребенком регулярно, а не время от времени. Старайтесь работать над тем, чтобы занятия были интересны ребенку, чтобы он ждал нового занятия. На самом деле, в шесть лет малыш тянется к знаниям, хочет узнавать что-то новое, и ему нужно лишь помогать впитывать в себя новые знания и умения, которые пригодятся ему в школе и в целом будут помогать его психо-физиологическому развитию!

puzenush.ru

Поговорим о том, как ребенка подготовить к школе

Ваш ребенок подрос, и совсем скоро ему идти в первый класс. Это торжественное событие в жизни каждого из нас. Помните, как вы готовились к 1 сентября, собирали портфель и примеряли форму? Очень важно подготовить свое чадо к новому этапу в жизни. Школьные годы – самые прекрасные. Важно, чтобы ребенок шел учиться с желанием и с интересом.

Ответственность на родителях

Современная школьная программа сложна для всех учеников. Даже многие учителя считают, что усвоить требуемый объем материала детям трудно. Успешность на уроках во многом зависит от того, какую базу знаний малыш получил в дошкольном возрасте. Многие мамы и папы даже не задумываются, как ребенка подготовить к школе, считая, что его всему научат учителя. Очень заблуждаются они. Если ребенок, придя в первый класс, почувствует себя слабее одноклассников, он может вообще утратить интерес к знаниям и, в конце концов, перестать учиться. А это двойки, нервы и низкая самооценка. Задача родителей - не допустить этого и заранее подумать, как ребенка подготовить к школе. 

Зачем подготавливать ребенка к школе

Представьте ситуацию. Сын вашей соседки еще с 5 лет умеет читать, считает и решает элементарные примеры, умеет четко излагать свои мысли и анализировать, пересказывать тексты. А ваш малыш только летом перед школой начал азбуку учить. А теперь ответьте, кто будет лучше и быстрее схватывать учебный материал? Размышляя, как ребенка подготовить к школе и нужно ли это делать вообще, поставьте себя на место учителя. В классе 25 маленьких детишек, а учитель – один. Он обязан каждому ученику уделить внимание. Большинство уже начало читать бегло, а несколько детей никак не могут понять, чем отличаются буквы от цифр. В результате – отстающие дети так и остаются в конце строя.

На что обратить внимание, когда и чему учить ребенка

Итак, вы задумались над тем, как подготовить ребенка к школе, но не знаете, с чего начать. Во-первых, выучите с ним буквы и начинайте читать по слогам. Пусть ребенок каждый день читает по несколько строк. Родители во время таких тренировочных занятий должны быть рядом и помогать. Обязательно после занятия спросите у ребенка, что он прочитал. Пусть перескажет. Задавайте ему наводящие вопросы. Во-вторых, учите цифры и тренируйтесь на простых примерах. Ребенок должен понять смысл сложения и вычитания. Показывайте математические примеры, используя яблоки, конфеты, пальчики. В-третьих, дошкольник должен знать геометрические фигуры и уметь объяснить, в чем их отличия. В-четвертых, чаще уделяйте время своему отпрыску и разрешайте ему заниматься творчеством. Пусть рисует, лепит, клеит и мастерит. Чем больше он будет заниматься, тем быстрее будет развиваться мелкая моторика. А это, в свою очередь, повлияет на такой навык, как письмо. Рассказывая, как ребенка подготовить к школе, следует сделать акцент на том, что нельзя его заставлять заниматься. Лучше тренироваться в форме игры. Например, устройте дома школу: усадите маленького ученика за парту и начните импровизированный урок. После поменяйтесь ролями, пусть учителем будет ребенок.

Дошкольные учебные заведения

Конечно, многие родители слишком заняты на работе. Им просто некогда заниматься со своим дошкольником. Поэтому ищут, где подготовить ребенка к школе. На самом деле таких мест можно найти множество. Важно среди всех подобрать то дошкольное подготовительное заведение, которое действительно научит ребенка и сможет квалифицировано подготовить его к школьным будням. Как вариант, можно нанять репетитора, который будет заниматься персонально с малышом на дому в удобное для вас время.

Делаем выводы

Конечно, и читать, и писать, и размышлять ребенок со временем научится в школе. Но все-таки родители должны помочь будущему учащемуся в приобретении начальных знаний.

fb.ru