Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана. Как научить ребенка математике 5 лет
Учим математику дома. Что включить в содержание математического развития для детей дошкольного возраста
Современные родители уделяют много внимания дошкольному обучению своих детей. При этом взрослым нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки — это создание каждому ребёнку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учётом возраста. Математическая подготовка играет одну из ключевых ролей в этом процессе. Рассмотрим подробнее, какое содержание математического обучения нужно предусмотреть для дошкольников.
В обучении математике нужно использовать все подручные средства
Зачем учить математику
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов
Математика — уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей:
логического мышления;
памяти;
речи;
воображения.
Участвует в формировании настойчивости, терпения, творческих способностей личности. Учит анализу и синтезу, планированию своих действий, максимально точному изложению мыслей, умению обосновывать имеющуюся точку зрения. Помогает знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Зачем нужна математика — размышления детей
Знания математического содержания нужны ребёнку для успешности социальной адаптации, а также, для ориентировании во всё более развивающихся информационных и технологических процессах в обществе.
С какого возраста и как обучать
Пяти-, шестилетки весьма активны в вопросах познания и освоения окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста очень любят задавать вопросы, особенно любимым становится вопрос «почему?». Они стараются разобраться в устройстве какой-либо вещи, начинают устанавливать причину и следствие каких-либо событий, происходящих вокруг. Эти вопросы и навыки весьма полезны не только для общего развития, но и для обучения. Поэтому с 5-6 лет уже можно активно обучать их математике. Бывает, что ребёнок и более младшего возраста (3-4 лет) также интересуется предметом. В этом случае, не нужно дожидаться достижения им 5-6 лет, чтобы приступить к занятиям.
Знакомство с цифрами можно начинать с 3-х лет
Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.
Основной вид деятельности дошкольников – это игра, поэтому при обучении и следует пользоваться всем многообразием её возможностей. Не следует стремиться проводить с ребёнком полноценные занятия, как в детском саду или центре. У вас в приоритете должны быть совсем другие формы: прогулки, экскурсии, игры с природными материалами (водой, песком), конструкторы, совместные занятия домашними делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные игры (магазин, поезд) – в общем, всё, что подскажет ваша фантазия, воображение, жизненный опыт.
Математическая игра «Рыбка» — интересное обучение
Совет родителям: ко времени поступления в первый класс ваш малыш должен освоить применение знаний математики в важных для него практических занятиях: играх, экспериментах, быту.
Содержательные линии математического обучения
Педагоги и методисты традиционно выделяют в качестве основы развития дошкольников по математике четыре содержательные линии:
арифметика;
геометрия;
величины;
логика.
Арифметика
Числа и цифры
Арифметическая линия включает в себя, в первую очередь, изучение чисел и цифр. Ребёнок должен понять, что научиться считать необходимо. Помогите ему в этом (сначала до 10, потом до 20). Учить детей счёту можно, используя какие угодно предметы и их изображения: кубики, тарелки, ступеньки, игрушки, продукты, картинки и т.д. Одновременно с устным счётом малыша нужно знакомить с графическим изображением цифр. В этом может помочь способ ассоциаций, а также стихотворные формы.
Например, «двойка» похожа на лебединую шею, «четвёрка» — на стул, который перевернули вверх ногами, «восьмёрка» — на два кольца и пр. При желании можно придумать в «соавторстве» с ребёнком свои оригинальные ассоциации.
Стихи Маршака о цифрах помогут их быстрее запомнить
Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С.Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть — дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек».
Для лучшего усвоения графического начертания цифр можно приготовить для дошкольников раскраски и прописи с заданиями по обведению цифр, а потом уже научить писать их самостоятельно. Но при этом помните, что письменное написание цифр в первом классе может отличаться от вашего представления (в зависимости от выбранной программы обучения), поэтому следует научить детей «печатным» образам цифр, а не их прописному варианту.
Игры с цифрами для запоминания
Совет родителям: важно научить ребёнка прямому и обратному счёту до 20, понятиям «предшествующее», «следующее» число, а также счёту десятками до 100.
Сравнения
На следующем этапе учим дошкольников сравнивать числа. Сначала делаем это с помощью однотипных предметов, затем учим знаки: ?, ?, =, +, -. После этого можно предлагать задания с цифрами на сравнение (больше, меньше, равно). Это крайне важный этап математического развития ребёнка дошкольного возраста. Сначала сравниваем, а потом только применяем в записи.
Больше-меньше надо изучать и на количестве, и на размерах предметов
Сложение и вычитание
Основы математики — это действия над числами: сложение и вычитание. Первоначально обучение сложению проводят с использованием предметов или их изображений. Ребёнок должен иметь возможность пересчитать используемые предметы (пуговицы, кубики и пр.) Возможно, ребёнок будет считать на пальцах – в этом нет никакой проблемы, позже он научится считать «в уме». Для развития навыков сложения подходит также числовая лента или обычная линейка. На линейке покажите, как нужно двигаться по числовому лучу вправо для сложения, влево – для вычитания.
Учите малыша постепенно: сначала учим прибавлять один, потом два (это один и ещё один) и т.д.
Образное обучение сложению
После отработки сложения вводите аналогично понятие «вычитание». Когда ваш ребёнок хорошо усвоит процессы сложения и вычитания устно, можно предлагать ему решать примеры, а позже – задачи на сложение и вычитание. Причём задачи можете по очереди придумывать и вы, и ваш малыш.
Очень большим подспорьем в процессе развития становятся всевозможные раскраски математического содержания. Обратите внимание на задания: нарисовать по цифрам, раскрасить картинку, решив примеры.
Математические обучающие раскраски
Геометрия
В геометрической линии математики для дошкольников основное содержание базируется вокруг изучения плоских геометрических фигур.
Линии и отрезки:
прямые и кривые;
пересекающиеся и непересекающиеся;
ломаная, замкнутая, незамкнутая;
отрезок, дуга.
Геометрия для маленьких — изучение фигур
Фигуры:
круг;
овал;
треугольник;
прямоугольник;
квадрат;
ромб;
многоугольник.
Знакомьте детей с фигурами не только с помощью изображения на бумаге, но и с помощью предметов быта: тарелка, книга, тетрадь, подставка под горячее и т.д. Кроме этого, можно рисовать с ребёнком рисунки, используя геометрические фигуры, а также превращать их в какие-либо предметы (например, из круга можно нарисовать лицо, блин, солнце, матрёшку). Это также полезно для их развития.
Геометрия Монтессори развивает логику и пространственное мышление
Совет родителям: необходимо не только познакомить детей с геометрическими фигурами, но и научить ребят их рисовать.
Также в геометрическое содержание обучения математике входит отработка умения делить фигуры на равные части.
Величины
Подбирая содержание математического образования дошкольников, в линию величин нужно включить следующие понятия:
длина;
ширина;
высота;
время;
масса.
При изучении всех этих категорий также необходимо следовать от простого к сложному, не забывая при этом про сопоставления. К школе ребёнка надо научить сравнивать предметы по признакам: широкий — узкий, толстый – тонкий, высокий — низкий, большой – маленький, глубокий – мелкий, далёкий – близкий, тяжёлый – лёгкий, длинный — короткий. На ориентировании во всех этих понятиях будет построено начало математического обучения в первом классе. Измерять длину, ширину, высоту предметов можно не только линейкой, но и другими подручными средствами.
Развивающие игры можно скачать в интернете
Помимо этого крайне важно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Они должны разбираться в категориях: верх, низ, правая и левая стороны. С этой целью проводят математические диктанты на листе в клетку. Например, поставь точку, от неё начерти две клетки вправо, затем три вниз, две вправо, четыре вверх и т.д. В итоге получается задуманная картинка. Малыш на слух воспринимает инструкции и выполняет их. В другой раз уже он может диктовать вам, вы будете выполнять.
Учим время в игре
В категории «время» обязательно нужно научить дошкольника называть времена года, месяцы, части суток. А вот научить определять время по часам со стрелками можно, но не обязательно.
Совет родителям: научите дошкольников сравнивать предметы и картинки по различным основаниям, а также находить в них общее и различное.
Логика
Развивая математические способности дошкольников, используйте разнообразные логические игры. Они тренируют не только основы логического, но также и творческого мышления, учат находить нестандартные решения. А кроме всего прочего помогают стимулировать интерес к обучению. Развивают также концентрацию внимания, т. к. задача может содержать подвох. Решая с ребёнком логические задачи, не торопитесь, дайте ему понять условие и предложить своё решение. Возможно, оно вам покажется неверным, но прежде, чем это озвучить, попытайтесь понять логику ребёнка, а потом делать выводы.
Развитие логики с шахматами
Не забывайте про обычные загадки, шарады, ребусы, танграмы, а также настольные игры: шахматы, лото, домино.
Конечно, в настоящее время существует масса обучающих программ на компьютере, но к ним нужно отнестись с осторожностью. Учитывайте возраст детей и время занятий, содержание игр.
К вопросу математического развития детей нужно подходить комплексно, систематически и последовательно. Старайтесь разнообразить вашу совместную деятельность с детьми. Не забывайте про чередование разных видов занятий. И самое главное, воздержитесь от критики, чаще хвалите вашего малыша, поддерживая в нём желание открывать новые знания.
detki.guru
Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана
Экология потребления. Дети: Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель...
Институт достижений потенциала человека работает с матерями и их детьми на протяжении последних 40 лет. Специалисты центра исследований много времени посвятили работе с детьми, имеющими повреждения клеток мозга.
В результате тщательного изучения проблемы выяснилось, что дети с отклонениями ходили в школу, разговаривали и вели себя, как совершено здоровые, а иногда даже имели уровень интеллекта, близкий к гениальному.
Почему же здоровые дети при прочих равных условиях не показывают лучшие результаты, чем те их сверстники, которым в результате хирургического вмешательства удалили часть клеток мозга? Что же с ними не так?
Проблема в уровне развития центральной нервной системы.
Ребенок с повреждениями мозга, обычный здоровый ребенок и гений — это не три разных типа детей, а совершенно одинаковые дети с разной степенью развития и организации центральной нервной системы. Когда ребенок учится читать, уровень развития повышается, и чем больше информации получает ребенок, тем быстрее повышается его уровень интеллекта. Мозг — как мускул, который улучшает свои качества по мере тренировок.
Книга «Как научить своего малыша читать» вышла в мае 1964 года и произвела фурор среди родителей. Ее перевели на пятнадцать языков и выпустили тиражом более пяти миллионов экземпляров. Книга содержит систему обучения ребенка чтению с пеленок. Если такого малыша можно научить читать, то можно ли научить его математике?
Книга «Как обучить своего малыша математике» предлагает эффективную систему обучения, по которой любой ребенок сможет легко считать в уме сложные примеры — на радость себе и родителям.
1. Зачем маленькому ребенку математика?
Мамы и их дети представляют собой превосходную команду, настроенную на получение результата. Маленький ребенок способен выучить несколько языков, играть на скрипке, решать сложные уравнения в уме, быть физически развитым. Обучая ребенка чему либо, мама не только повышает уровень его интеллекта, но и формирует крепкую связь, пронизанную любовью и уважением.
Математика — предмет сложный, но мозг ребенка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Чем раньше начинается процесс обучения, тем легче и проще усваивается информация. В чем секрет?
В отличие от взрослых, дети проще запоминают факты, а не символы, их обозначающие. К примеру, символ цифры «шесть» — это «6», а факт — это реальное количество предметов — шесть бабочек. Или нота «до», изображенная в нотной тетради, это символ, а факт — это звук, который эта нота производит. Символы ребенку ни о чем не говорят. Ему нужны голые факты. Если взрослые легко понимают математические символы, цифры от 1 до 1 000 000, то фактическое количество предметов, скажем, больше двадцати, с ходу определить сложно. Дети же могут с высокой степенью уверенности определить как количество предметов, так и соответствующий символ, если научить их в раннем возрасте.
1.1. Ребенок ХОЧЕТ учить математику
Дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объем информации. Взрослые ошибочно считают любопытство недостатком концентрации. За первые шесть лет ребенок узнает, возможно, больше, чем за всю последующую жизнь. Он усваивает целый новый для него язык (любой язык, на котором ребенок начинает говорить), и, скорее всего, после шести лет он не преуспеет настолько же совершенно в любом другом иностранном языке.
К сожалению, многие взрослые бессознательно ограничивают свободу обучения. Этого можно избежать, поощряя способности ребенка и его желание учиться. Дети учатся посредством всех своих основных чувств без исключения — они видят, слышат, чувствуют, пробуют на запах и вкус. Они следуют инстинктам. Взрослые же ограничивают их действия, стараясь обезопасить, и тем самым лишают возможности учиться.
Мы покупаем им игрушки, которые нельзя сломать, например, яркую погремушку. Ребенок тратит ровно 90 секунд на изучение, а потом теряет интерес. Его внимание переходит на коробку от погремушки, которая не менее интересна. В отличие от игрушки, коробку можно сломать и тем самым понять, как она устроена.
Горькая правда состоит в том, что взрослые изобретают такие игрушки для себя, чтобы избавиться от ребенка, пусть даже временно. Дети в свою очередь никогда не создают игрушки, они создают инструменты — деревянная палка, например, легко становится молотком, а ракушка — тарелкой.
Мы покупаем ребенку манеж для игры. Мы считаем, что защищаем его. Однако мы защищаем себя от необходимости постоянно держать руку на пульсе и от ответственности за безопасность ребенка. Мы не даем ребенку ползать, трогать разные предметы, ломать их, ограничивая процесс обучения. И это в то время, когда желание учиться у ребенка на максимальном уровне!
Ребенок воспринимает учебу как игру, самую веселую в жизни, до тех пор, пока не приходит осознание того, что это тяжкий и неприятный труд. К некоторым детям это осознание не приходит. Мы называем их гениями.
Основные правила обучения:
1. Процесс обучения начинается с рождения.
2. У всех детей врожденная страсть к обучению.
3. Дети предпочтут учебу еде.
4. Дети предпочтут учебу игре.
5. Дети считают своей работой процесс взросления.
6. Дети хотят повзрослеть сию секунду.
7. Дети считают, что обучение — это необходимый навык выживания.
8. И в этом они определенно правы.
9. Дети хотят узнать все обо всем и прямо сейчас.
10. Математика — стоящий предмет для познания.
1.2. Ребенок МОЖЕТ учить математику
Все дети — гении лингвистики. В свои первые месяцы они усваивают целый новый, «иностранный» для себя, язык. И это не мы учим детей первым словам. Ребенок сам запоминает их, просто слушая наши разговоры. Не секрет, что в семье, где мама и папа говорят на двух языках, ребенок может говорить на двух языках, и это не будет для него чем-то сверхъестественным.
Речь и способность к языкам — встроенная функция головного мозга. Понимать факты, стоящие за математическими символами — тоже встроенная функция головного мозга.
Ребенок усваивает информацию со скоростью молнии, если ему предоставить четкие, недвусмысленные факты. К сожалению, взрослые имеют свойство делить понятия на конкретные и абстрактные. Конкретные легко понять, абстрактные — труднее. Чтобы объяснить ребенку абстрактные понятия, мы чаще всего выдаем за истину наше собственное мнение об этом понятии, нежели голый факт. Это большая ошибка. Дайте ребенку факты, и он сам поймет логику их взаимодействия.
Хороший пример на эту тему есть у прекрасного детского писателя Корнея Чуковского в книге «От двух до пяти».
Все семейство поджидало почтальона. Он появился у самой калитки. Варя первая заметила его.
— П о ч т а н и к, п о ч т а н и к идет! — радостно возвестила она.
Девочка хорошо усвоила правило образования названий профессий, таких как молочник, мясник и т. д., и прекрасно справилась с применением его на практике. Она просто не знала про исключения из правил.
1.3. Ребенку СТОИТ учить математику
Есть две чрезвычайно важные причины, почему маленьким детям стоит учить математику:
Человек — единственное из живых существ на земле, которое может решать математические задачи, и это одна из немногих вещей, с которыми он сталкивается ежедневно.
Чем раньше ребенок поймет суть математических примеров, тем быстрее возрастет его общий уровень интеллекта.
Наш мозг — удивительная штука. Так же как мышцы в нашем теле, он становится совершеннее, если его чаще тренировать. Мозг содержит в себе столько информации, сколько мы ему даем. Даже не так — мозг способен хранить в себе столько информации, сколько мы не сможем дать ему за всю свою жизнь.
Человека от животного отличает ряд способностей, за которые отвечает головной мозг:
Передвигаться на двух ногах.
Устно и письменно выражать свои мысли.
Читать.
Слушать и понимать язык, который создан самим же человеком.
Тактильно различать предметы.
Чем больше мы совершенствуем одну из этих способностей, тем больше совершенствуются и все остальные. Чем больше мы думаем, тем больше повышаем уровень своего интеллекта. Математика — прекрасный способ заставить человека думать.
2. Метод Домана
2.1. Секрет метода
Секрет метода заключается в том, чтобы познакомить ребенка с цифрами и их истинной сутью, показывая ему изображения с тем или иным количеством красных точек. Для взрослых изображение цифры «три» как «3» или изображение трех красных точек — это одно и то же. Задача метода — научить ребенка их различать.
Взрослые могут распознать до двадцати точек на картинке более или менее уверенно. О количестве больше 20 можно только гадать. Дети легко справятся с этой задачей, если их сначала обучить сути цифр, нежели их символам.
Если взрослому назвать число, например «шесть», то он скорее представит цифру шесть, а совсем не увидит шесть предметов.
Не то чтобы он не «увидит» это. Он не поймет, что это именно такое количество точек на рисунке. Взрослому нужно вручную посчитать все точки. Ребенок видит правильный ответ, лишь взглянув на картинку.
Способность различать «три» как «3» и «три» как три красные точки и будет преимуществом детей перед взрослыми. Вы сможете научить ребенка математике, даже если вы сами не мастер этого дела. Это даже легче, чем научить его читать. Причем весь процесс займет не более получаса в день. В течение лишь нескольких недель вы заметите прогресс.
Важно запомнить следующие моменты:
1. До пяти лет ребенок легко впитывает колоссальный объем информации.
2. До пяти лет ребенок принимает всю информацию.
3. Чем больше информации ребенок получает до пяти лет, тем больше ее остается.
4. Дети до пяти лет обладают громадным объемом энергии.
5. У детей до пяти лет огромное желание учиться.
6. Дети до пяти лет могут и хотят научиться читать.
7. Все маленькие дети — гениальные лингвисты.
8. До пяти лет они могут выучить целый язык или даже несколько языков, если вы им в этом поможете.
Математика — это тоже язык, который ваш ребенок может легко изучить.
2.2. Основы обучения
Как родитель и учитель вы должны усвоить, что учеба — самое большое приключение в жизни ребенка. Это самая интересная игра из всех существующих. Вы должны не забывать об этом в течение всего процесса. Кто-то считает, что мы не должны забирать у ребенка детство, заставляя его учиться. Это говорит об определенном отношении к обучению. Это не работа и не наказание. Если вы или ваш ребенок не получаете удовольствия от процесса, значит, вы делаете что-то не так.
Игра должна быть приятной, и, если ребенок или родитель устал или в плохом настроении, нужно отложить процесс на некоторое время.
Важно также помнить, что время подачи информации должно быть максимально коротким. Скажем, можно проводить такие сеансы два-три раза в день, но продолжительность каждого должна быть не более нескольких секунд. Вы должны остановиться до того момента, как ваш ребенок сам этого захочет.
Взрослые ожидают, что ребенок будет смотреть на учебный материал, концентрироваться на нем и пытаться его запомнить. Детям это не нужно, они схватывают информацию на лету. Скорость, новый материал и хорошее настроение родителей — это все, что нужно.
Вы удивитесь, насколько жадным до новой информации будет ребенок, когда вы начнете обучение. Пусть он вас ведет. Не давайте ему скучать. Нет ничего более нудного, чем заучивать наизусть одни и те же примеры.
Будьте последовательны — подготовьте весь учебный материал заранее, и если пришлось отложить сеанс, то, когда придет время продолжить, не возвращайтесь к уже пройденному. Продолжайте с того места, на котором закончили. И никогда не пытайтесь проверить усвоение материала, не тестируйте своего малыша. Все тесты воспринимаются как что-то неприятное.
Учебный материал очень простой:
1. Белые карточки формата 30 х 30 см. На первое время вам понадобится минимум 100 штук, поэтому удобнее будет купить уже готовые и не тратить драгоценное время на вырезание.
2. Красные точки на клейкой бумаге диаметром примерно 2 см. Красный цвет привлекает малышей.
3. Толстый красный маркер, чем толще, тем лучше.
На подготовку материала потребуется время, но в целом это совсем не сложно. Существует готовый набор карточек с точками от одного до ста, разработанный издательством. Но если его найти не удалось, то вот несколько советов, чтобы упростить задачу:
1. Начните с карточки «сто» и продолжайте по убыванию. Чем больше количество точек, тем сложнее. Как правило, мы более сконцентрированы и внимательны в начале.
2. Считайте красные точки, прежде чем клеить их на карточку.
3. С обратной стороны карточки в каждом углу проставьте значение, прежде чем клеить точки на карточку.
4. Убедитесь в том, чтобы наклеенные точки не напоминали какую-либо фигуру (например, квадрат или треугольник).
5. Наклейте точки на карточку так, чтобы они не накладывались друг на друга.
6. Оставьте поля, чтобы ваши пальцы не закрывали точки, когда вы держите карточку.
2.3. Шаг 1. Распознавание количества
Первое, с чего нужно начать обучение математике — это выучить номинал или суть цифр. Для первых занятий будет достаточно карточек со значениями от одного до десяти. Для одного сеанса нужно всего пять карточек. Дождитесь момента, когда у ребенка хорошее настроение и ничто его не беспокоит. Выберите место, где ребенка не будет ничего отвлекать. Телевизор, радио — все нужно выключить.
Возьмите карточку с одной точкой. Покажите ее ребенку и скажите громко и отчетливо: «Это один». Не задерживайтесь. Говорите фразу ровно столько, сколько нужно, чтобы ее сказать. Затем уберите карточку с одной точкой, достаньте карточку с двумя и скажите: «Это два» — и так до пяти. Внимательно наблюдайте за ребенком. Не просите ребенка повторить цифры. Обнимите и поцелуйте его. Пусть он поймет, что вам очень нравится этот совместный процесс. Это один сеанс. Повторите его три раза в течение дня.
На следующий день покажите ребенку карточки от шести до десяти. Также похвалите в конце каждой сессии. Не подкупайте его сладостями. После того, как вы показали карточки в порядке возрастания, смешайте их и во время следующих сеансов покажите карточки в случайном порядке. Крайне важно не медлить. Дети запоминают информацию молниеносно.
Показывайте ребенку карточки от одного до десяти в течение пяти дней, перемешивая их, затем добавьте пару новых карточек (следующих по порядку) и уберите столько же старых (один, два, три и т. д.). Важно помнить основное правило — ребенку не должно быть скучно! Если ему стало скучно, вы медленно показываете карточки.
Вполне достаточно выучить карточки от одного до ста, чтобы ребенок мог сходу понять, сколько точек на картинке — двадцать восемь или двадцать девять. Все настолько просто. Теперь ему не нужно будет помнить злополучную фразу «два пишем, один в уме». Он будет понимать, о чем идет речь. Он будет «видеть» реальное количество, скрывающееся за цифрой. У вас появится соблазн проверить уже усвоенные знания. Не делайте этого. Вы можете спугнуть ребенка, и он потеряет интерес к обучению.
2.4. Шаг 2. Арифметические действия
Возможно, даже до того, как ваш ребенок освоит «сотню», он будет готов к следующему шагу —простым арифметическим действиям. Для учебного материала возьмите уже готовые карточки и напишите на обратной стороне ряд примеров сложения, вычитания, умножения и деления.
Начните со сложения. Это самый простой пример, потому что ребенок уже знаком с ним. Когда вы показывали ему карточки в порядке возрастания, то, по сути, вы прибавляли к каждой карточке единицу.
Возьмите три карточки и положите их себе на колени лицевой стороной вниз. Затем, проговаривая уравнение, начинайте показывать карточки. Например, «один» (покажите карточку «один») «плюс два» (покажите карточку «два») «равно три» (покажите карточку «три»). Всю фразу произнесите громко и отчетливо. На данном этапе не нужно объяснять ребенку значения слов «плюс» и «равно». Он и сам их поймет по ходу дела. Важно использовать все время одну и ту же терминологию.
За один сеанс показывайте по три уравнения, итого у вас получится девять примеров в день. Не повторяйте примеры. Изучайте сложение в течение двух недель.
Такой же принцип и для остальных арифметических действий.
2.5. Шаг 3. Решение примеров
Как уже неоднократно говорилось, не старайтесь проверить своего ребенка. Дети обожают учиться, но ненавидят проверки. Процесс обучения может либо затянуться, либо остановиться совсем. Ребенок заподозрит, что вы не верите, что он может решить тот или иной пример, пока он вам это не докажет. По сути, это попытка выяснить, что ребенок не знает, а вы, в свою очередь, знаете.
Вместо этого нужно дать ребенку шанс показать себя. Предложить ему решить проблему. Например, возьмите две карточки «тридцать восемь» и «двенадцать», покажите их ребенку и спросите: «Где тридцать восемь?» Пусть ребенок посмотрит на правильную карточку или дотронется до нее. Если ребенок сразу не отвечает, поднесите правильную карточку и спросите еще раз: «Вот же тридцать восемь, правда?»
Добавьте по одному такому примеру в каждый сеанс обучения. Так у вас будут чередоваться цифры, арифметические действия и решение примеров.
Чтобы увлечь ребенка, добавьте разнообразия в свои уравнения. К примеру, можно создать ряд примеров с похожим компонентом.
4 х 3 х 5 = 60
3 х 5 х 4 = 60
5 х 3 х 4 = 60
На данном этапе важно не смешивать сложение и вычитание с умножением и делением, во избежание ошибок. Добавляйте до четырех компонентов в пример, и вы будете удивлены, насколько быстро ваш малыш научится с ними справляться.
Более продвинутые родители могут продолжить обучать своего ребенка другим арифметическим функциям — арифметической и геометрической прогрессиям, «больше чем» или «меньше чем», неравенствам и простейшей алгебре.
2.6. Шаг 4. Распознавание цифр
Как только ребенок научился понимать количественную сущность, можно научить его распознавать и сами цифры, а именно графическое отображение цифр, как мы, взрослые, привыкли их видеть. Для этого нужно взять уже известные нам пустые карточки и черным маркером написать цифры от одного до ста. Будьте последовательны и внимательны. Цифры должны быть визуально одного размера, примерно 15 см в высоту и 8 см в ширину. Принцип обучения аналогичен первому шагу. Вам потребуется не более пятидесяти дней на изучение числительных. Можете добавить примеры числительных больше ста — 200, 300, 400 и т. д., а также не круглых числительных — 258, 369, 1256 и т. д.
После того как ваш ребенок усвоил числительные, смешайте карточки с точками и цифрами и составьте свои уравнения. Покажите ему карточку с привычной нам цифрой, скажем, «двенадцать», громко произнесите ее вслух. Потом скажите «равно» и покажите карточку с двенадцатью красными точками, скажите «двенадцать».
Этот шаг, как правило, является самым легким для ребенка.
2.7. Шаг 5. Уравнения с числительными
Этот шаг повторяет все предыдущие с одной лишь разницей. Теперь в уравнениях задействованы привычные нам цифры. Для уравнений с числительными вам понадобятся новые карточки прямоугольной формы длиной 45 см и шириной 10 см с меньшим шрифтом. Примерно такие:
25 + 5 = 30
Всегда держите правильный ответ под рукой. Ребенок не должен увидеть ваши сомнения в поиске правильного ответа.
Когда вы пройдете с вашим ребенком все шаги, можно считать, что вы открыли ему двери в волшебный мир математики, где он будет чувствовать себя как рыба в воде.
3. Идеальный возраст для обучения
Система обучения ясна, но как нам определить, когда наш ребенок готов к обучению?
3.1. С рождения до трех месяцев
Как только ребенок открывает глаза и видит этот мир, он начинает учиться. Это не значит, что он сразу может считать сложные уравнения в уме. В это время происходит развитие визуальных функций его головного мозга. Мы не можем начинать «шаг один» без предварительной подготовки. Назовем это «шаг ноль».
Это будет скорее не обучение математике, а стимуляция визуального восприятия. Ребенок не сразу начинает видеть детали предметов. Занятия с ребенком математикой по системе Домана стимулируют эту способность. Это легко и даже логично. Мы же разговариваем с ребенком с самого рождения, и даже в течение девяти месяцев до него.
«Шаг ноль» заключается в том, чтобы показывать ребенку карточки с красными точками от одного до семи. Сами карточки должны быть раза в полтора больше, чем обычные, и сами точки — тоже больше. Место для занятий должно быть хорошо освещено. Покажите ребенку карточку, громко и отчетливо произнесите цифру и подождите. В этот момент ребенок будет искать глазами карточку. Его внимание в этом возрасте хорошее, а вот зрение плохое. Однако не старайтесь поймать его внимание карточкой. Он отвлечется на движущийся объект и забудет про то, что вы ему сказали.
В первый день занятий ожидание его внимания к карточке займет секунд пятнадцать, но в каждый последующий раз все меньше и меньше. Начните с того, что вы покажете ему карточку с одной точкой до десяти раз в первый день.
Во второй день — карточку с двумя точками и т. д. Итак, скажем, в понедельник ребенок будет видеть карточку «один», в воскресенье — «семь». На следующей неделе повторите процесс.
И так три недели. Не забывайте, что ребенок должен быть в хорошем расположении духа. На четвертую неделю возьмите новые карточки от восьми до четырнадцати. Еще через три недели ваш ребенок будет готов перейти к «шагу один».
3.2. От трех до шести месяцев
В этом возрасте хорошо воспринимаются первые два шага. Сосредоточьтесь на них. Ребенок уже хорошо узнает детали и умеет на них концентрироваться. Он буквально заглатывает всю информацию, которую ему говорят громко и отчетливо. Сам он при этом общается с нами звуками. Как же можно заниматься с ребенком математикой, если он и говорить-то не умеет? Это и не нужно. Глаза и уши — основные в это время органы восприятия. Основные правила — показывайте карточки быстро и чаще обновляйте материал.
3.3. От семи до двенадцати месяцев
Частота сеансов и еще большая скорость показа карточек — то, что стоит запомнить на этом этапе. Большой объем новой информации обернется катастрофой. В этом возрасте ребенок начинает двигаться, потом ползать и, наконец, ходить, и огромная часть его внимания уходит на процесс движения. Это уже не трехмесячный ребенок, который сидит на одном месте и которому вы можете показывать все новые карточки. Сейчас крайне важно не отвлекать ребенка от важного занятия надолго. Он не сможет просмотреть пятьдесят карточек за раз. Пяти будет достаточно.
3.4. От двенадцати до восемнадцати месяцев
На этом этапе важно не забывать про краткость сеансов и необходимость остановиться до того, как ребенок сам этого захочет. Прислушивайтесь к своему малышу. В этом возрасте он готов легко воспринимать первый, второй и третий шаги программы. С другой стороны это время еще больших открытий. Он все больше ходит и бегает – и меньше сидит на месте. Именно поэтому все сеансы должны быть максимально короткими.
3.5. От восемнадцати до тридцати месяцев
В восемнадцать месяцев и старше ребенку становится все труднее запоминать новую информацию, поэтому, если вы начинаете программу обучения с этого этапа, то постарайтесь перейти к пятому шагу как можно быстрее. Первые этапы могут показаться ребенку слишком скучными. В этом возрасте пропадает непредвзятое отношение к новой информации. Теперь ему может что-то нравиться, а что-то нет. Ребенок начинает говорить, осознает, что его понимают, и формирует миллион требований. В данной ситуации стоит преподать материал таким образом, чтобы сначала заинтересовать его, а затем оставить немного «голодным».
3.6. Старше тридцати месяцев
Разница между новорожденным ребенком и ребенком в возрасте тридцати месяцев колоссальна. Это уже не ребенок, и ему гораздо сложнее освоить карточки с количеством. Вы все еще можете попробовать поработать с карточками с красными точками, но шанс их усвоения невысок. Однако это еще не конец света. Не вся математика состоит из умения мгновенно решать в уме сложные арифметические задачки. Сосредоточьтесь на карточках с цифрами и уравнениях.
Заключение
Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель —научить ребенка распознавать цифры и их суть. Мы начинаем с того, что с самого раннего возраста по несколько раз в день показываем ребенку карточки с точками. Это учит его связывать понятия абстрактных цифр и осязаемого количества. От точек мы переходим к карточкам с цифрами, арифметическим примерам и даже простейшей алгебре.
В основу метода Домана положены следующие принципы:
Мозг вашего малыша способен на то, о чем вы даже не догадываетесь. Дайте ему «чистый» материал, голые факты, тогда он сам додумается до правил, по которым эти факты работают. Ведь дети — это маленькие ученые, которые начинают учиться с чистого листа.
От возраста начала занятий будет зависеть формат учебного материала, скорость подачи материала и количество сеансов в день. Например, для новорожденного малыша стоит подготовить карточки большего размера и ограничиться цифрами от одного до семи. А когда ребенок начнет ползать и ходить, информацию нужно подавать быстрее и обновлять чаще, чтобы он не успевал заскучать. Всегда помните: нужно остановиться до того, как этого захотел ваш ученик.
Маленькие дети любопытны и голодны до новых знаний. Они предпочтут учебу игре или еде. Дайте им такую возможность, и чем раньше, тем лучше.
Когда вам захочется проверить, насколько малыш усвоил учебный материал, не тестируйте его, а обозначайте проблему и предлагайте ее решить.
Получение новых знаний — это самое веселое времяпрепровождение, о котором можно только мечтать. Никогда не начинайте занятия, если вы или ваш ребенок в плохом настроении или неважно себя чувствуете.
Математика научит ребенка логически мыслить, пополнит словарный запас и даже поможет быстрее начать говорить.опубликовано econet.ru
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
econet.ru
Как научить ребенка математике.
Доступно: Для всех
2 апреля 2013, 13:52
Как научить ребенка математике. Вы думаете, что математикой дети занимаются только в школе? А вот и нет. С малышами-дошкольниками можно легко и просто освоить счет, сложение и вычитание и это будет математика для малышей. Причем все это можно и нужно делать в веселой и игровой форме. Тогда малыш полюбит мир цифр, ему будет легко и интересно выполнять различные примеры. Да и в начальной школе такому ребенку будет значительно легче. Как научить ребенка математике? Цифры из жизни Не нужно специально выделять время для занятий математикой. Ведь тогда вы лишаете малыша самого интересного в детстве – игры, сказки, загадки. Он должен знать, что вы ни на чем не настаиваете. Ведь так интересно просто мимоходом, идя утром в сад или на прогулку просто посчитать, сколько же ступенек в каждом пролете лестницы. А в парке можно посчитать скамейки, причем рядом стоящие можно сложить. Считать, складывать и отнимать можно все что угодно, вот что такое математика для малышей. Поиграйте с малышом в стройку, дайте задание грузовику привезти камни для строительства дома, причем строго определенное количество. А потом решите изменить дизайн строения и отнимите от него несколько камешков и посчитайте остаток. Малыш даже не заметит, что занимаясь таким увлекательным делом, он одновременно занят обучающим делом как научить ребенка математике. Для девочек можно придумать что-что, связанное с миром красоты. Например, провести ревизию в кукольном гардеробе и посчитать, сколько же юбок, платьев и бантов есть у каждой куклы. А потом отдать некоторые наряды в химчистку и считать остаток. Все-таки занимаемся математикой для малышей Деток постарше нужно уже мягко и не настойчиво приучать к занятиям. Но чтобы малыш соглашался на них с удовольствием, стоит превратить сухие математические примеры в увлекательные истории и приключения. Воспользуйтесь приведенными ниже играми, и вы увидите, как легко и быстро ваш ребенок освоит счет. Игрушечные прятки. Мама или папа прячут игрушку где-то в комнате, а ребенок должен найти, выполняя указания взрослых. «Пройти два шага вперед, повернуть направо и сделать три шага назад» и т.п. При этом вы не только обучаете ребенка счету, но и учите пространственному ориентированию. Сколько предметов? Для этой игры вам понадобятся набор карточек с цифрами и набор карточек с изображенными на них предметами, причем разного количества (например, на одной карточке нарисовано три бабочки, на другой пять стульев и т.д.), а так же фишки. Карточки с предметами лежат картинкой вверх, а с цифрами перевернутые или сложенные в коробочку. По очереди игроки вытаскивают цифры и ставят фишку своего цвета на картинку, с соответствующим количеством предметов. В каком домике? Для этой игры можно использовать непрозрачные пластиковые стаканчики или пластмассовые чашки. На них нужно наклеить цифры. И еще вам понадобится несколько игрушек, которые буду жить в домиках с определенной цифрой. Задания звучат следующим образом: — пойти в гости в дом №(номер) и узнать, кто в нем живет. — пойти в гости к определенной игрушке и узнать, какой у нее номер дома. После того, как малыш запомнит, кто где живет, можно устроить великое переселение и играть заново. Веселый зоопарк. Вам понадобятся карточки с изображением животных разного количества и карточки с овощами и фруктами, так же в разных количественных вариантах. Предложите малышу покормить животных в зоопарке. Причем нужно найти карточку с таким же количеством съедобных предметов, сколько изображено зверей. Карточки можно заменить и на игрушки, сейчас есть замечательные наборы зверей, овощей и фруктов. Вся жизнь – игра. Помните – играя, ваш малыш сможет быстро и легко освоить счет. Все занятия должны проходить в игровой форме, не лишайте своего ребенка развлечений и игр из-за страстного желания научить его считать.
www.baby.ru
Метод Домана - как обучить математике малыша
Математика — предмет сложный, но мозг ребенка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Чем раньше начинается процесс обучения, тем легче и проще усваивается информация. В чем секрет?
Институт достижений потенциала человека работает с матерями и их детьми на протяжении последних 40 лет. Специалисты центра исследований много времени посвятили работе с детьми, имеющими повреждения клеток мозга.
В результате тщательного изучения проблемы выяснилось, что дети с отклонениями ходили в школу, разговаривали и вели себя, как совершено здоровые, а иногда даже имели уровень интеллекта, близкий к гениальному.
Почему же здоровые дети при прочих равных условиях не показывают лучшие результаты, чем те их сверстники, которым в результате хирургического вмешательства удалили часть клеток мозга? Что же с ними не так?
Проблема в уровне развития центральной нервной системы.
Ребенок с повреждениями мозга, обычный здоровый ребенок и гений — это не три разных типа детей, а совершенно одинаковые дети с разной степенью развития и организации центральной нервной системы. Когда ребенок учится читать, уровень развития повышается, и чем больше информации получает ребенок, тем быстрее повышается его уровень интеллекта. Мозг — как мускул, который улучшает свои качества по мере тренировок.
Книга «Как научить своего малыша читать» вышла в мае 1964 года и произвела фурор среди родителей. Ее перевели на пятнадцать языков и выпустили тиражом более пяти миллионов экземпляров. Книга содержит систему обучения ребенка чтению с пеленок. Если такого малыша можно научить читать, то можно ли научить его математике?
Книга «Как обучить своего малыша математике» предлагает эффективную систему обучения, по которой любой ребенок сможет легко считать в уме сложные примеры — на радость себе и родителям.
1. Зачем маленькому ребенку математика?
Мамы и их дети представляют собой превосходную команду, настроенную на получение результата. Маленький ребенок способен выучить несколько языков, играть на скрипке, решать сложные уравнения в уме, быть физически развитым. Обучая ребенка чему либо, мама не только повышает уровень его интеллекта, но и формирует крепкую связь, пронизанную любовью и уважением.
Математика — предмет сложный, но мозг ребенка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Чем раньше начинается процесс обучения, тем легче и проще усваивается информация. В чем секрет?
В отличие от взрослых, дети проще запоминают факты, а не символы, их обозначающие. К примеру, символ цифры «шесть» — это «6», а факт — это реальное количество предметов — шесть бабочек. Или нота «до», изображенная в нотной тетради, это символ, а факт — это звук, который эта нота производит. Символы ребенку ни о чем не говорят. Ему нужны голые факты. Если взрослые легко понимают математические символы, цифры от 1 до 1 000 000, то фактическое количество предметов, скажем, больше двадцати, с ходу определить сложно. Дети же могут с высокой степенью уверенности определить как количество предметов, так и соответствующий символ, если научить их в раннем возрасте.
1.1. Ребенок ХОЧЕТ учить математику
Дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объем информации. Взрослые ошибочно считают любопытство недостатком концентрации. За первые шесть лет ребенок узнает, возможно, больше, чем за всю последующую жизнь. Он усваивает целый новый для него язык (любой язык, на котором ребенок начинает говорить), и, скорее всего, после шести лет он не преуспеет настолько же совершенно в любом другом иностранном языке.
К сожалению, многие взрослые бессознательно ограничивают свободу обучения. Этого можно избежать, поощряя способности ребенка и его желание учиться. Дети учатся посредством всех своих основных чувств без исключения — они видят, слышат, чувствуют, пробуют на запах и вкус. Они следуют инстинктам. Взрослые же ограничивают их действия, стараясь обезопасить, и тем самым лишают возможности учиться.
Мы покупаем им игрушки, которые нельзя сломать, например, яркую погремушку. Ребенок тратит ровно 90 секунд на изучение, а потом теряет интерес. Его внимание переходит на коробку от погремушки, которая не менее интересна. В отличие от игрушки, коробку можно сломать и тем самым понять, как она устроена.
Горькая правда состоит в том, что взрослые изобретают такие игрушки для себя, чтобы избавиться от ребенка, пусть даже временно. Дети в свою очередь никогда не создают игрушки, они создают инструменты — деревянная палка, например, легко становится молотком, а ракушка — тарелкой.
Мы покупаем ребенку манеж для игры. Мы считаем, что защищаем его. Однако мы защищаем себя от необходимости постоянно держать руку на пульсе и от ответственности за безопасность ребенка. Мы не даем ребенку ползать, трогать разные предметы, ломать их, ограничивая процесс обучения. И это в то время, когда желание учиться у ребенка на максимальном уровне!
Ребенок воспринимает учебу как игру, самую веселую в жизни, до тех пор, пока не приходит осознание того, что это тяжкий и неприятный труд. К некоторым детям это осознание не приходит. Мы называем их гениями.
1.3. Ребенку СТОИТ учить математику
Есть две чрезвычайно важные причины, почему маленьким детям стоит учить математику:
Человек — единственное из живых существ на земле, которое может решать математические задачи, и это одна из немногих вещей, с которыми он сталкивается ежедневно.Чем раньше ребенок поймет суть математических примеров, тем быстрее возрастет его общий уровень интеллекта.
Наш мозг — удивительная штука. Так же как мышцы в нашем теле, он становится совершеннее, если его чаще тренировать. Мозг содержит в себе столько информации, сколько мы ему даем. Даже не так — мозг способен хранить в себе столько информации, сколько мы не сможем дать ему за всю свою жизнь.
Человека от животного отличает ряд способностей, за которые отвечает головной мозг:
Передвигаться на двух ногах.
Устно и письменно выражать свои мысли.
Читать.
Слушать и понимать язык, который создан самим же человеком.
Тактильно различать предметы.
Чем больше мы совершенствуем одну из этих способностей, тем больше совершенствуются и все остальные. Чем больше мы думаем, тем больше повышаем уровень своего интеллекта. Математика — прекрасный способ заставить человека думать.
2. Метод Домана
2.1. Секрет метода
Секрет метода заключается в том, чтобы познакомить ребенка с цифрами и их истинной сутью, показывая ему изображения с тем или иным количеством красных точек. Для взрослых изображение цифры «три» как «3» или изображение трех красных точек — это одно и то же. Задача метода — научить ребенка их различать.
Взрослые могут распознать до двадцати точек на картинке более или менее уверенно. О количестве больше 20 можно только гадать. Дети легко справятся с этой задачей, если их сначала обучить сути цифр, нежели их символам.
Если взрослому назвать число, например «шесть», то он скорее представит цифру шесть, а совсем не увидит шесть предметов.
Не то чтобы он не «увидит» это. Он не поймет, что это именно такое количество точек на рисунке. Взрослому нужно вручную посчитать все точки. Ребенок видит правильный ответ, лишь взглянув на картинку.
Способность различать «три» как «3» и «три» как три красные точки и будет преимуществом детей перед взрослыми. Вы сможете научить ребенка математике, даже если вы сами не мастер этого дела. Это даже легче, чем научить его читать. Причем весь процесс займет не более получаса в день. В течение лишь нескольких недель вы заметите прогресс.
Важно запомнить следующие моменты:
1. До пяти лет ребенок легко впитывает колоссальный объем информации.
2. До пяти лет ребенок принимает всю информацию.
3. Чем больше информации ребенок получает до пяти лет, тем больше ее остается.
4. Дети до пяти лет обладают громадным объемом энергии.
5. У детей до пяти лет огромное желание учиться.
6. Дети до пяти лет могут и хотят научиться читать.
7. Все маленькие дети — гениальные лингвисты.
8. До пяти лет они могут выучить целый язык или даже несколько языков, если вы им в этом поможете.
Математика — это тоже язык, который ваш ребенок может легко изучить.
2.2. Основы обучения
Как родитель и учитель вы должны усвоить, что учеба — самое большое приключение в жизни ребенка. Это самая интересная игра из всех существующих. Вы должны не забывать об этом в течение всего процесса. Кто-то считает, что мы не должны забирать у ребенка детство, заставляя его учиться. Это говорит об определенном отношении к обучению. Это не работа и не наказание. Если вы или ваш ребенок не получаете удовольствия от процесса, значит, вы делаете что-то не так.
Игра должна быть приятной, и, если ребенок или родитель устал или в плохом настроении, нужно отложить процесс на некоторое время.
Важно также помнить, что время подачи информации должно быть максимально коротким. Скажем, можно проводить такие сеансы два-три раза в день, но продолжительность каждого должна быть не более нескольких секунд. Вы должны остановиться до того момента, как ваш ребенок сам этого захочет.
Взрослые ожидают, что ребенок будет смотреть на учебный материал, концентрироваться на нем и пытаться его запомнить. Детям это не нужно, они схватывают информацию на лету. Скорость, новый материал и хорошее настроение родителей — это все, что нужно.
Вы удивитесь, насколько жадным до новой информации будет ребенок, когда вы начнете обучение. Пусть он вас ведет. Не давайте ему скучать. Нет ничего более нудного, чем заучивать наизусть одни и те же примеры.
Будьте последовательны — подготовьте весь учебный материал заранее, и если пришлось отложить сеанс, то, когда придет время продолжить, не возвращайтесь к уже пройденному. Продолжайте с того места, на котором закончили. И никогда не пытайтесь проверить усвоение материала, не тестируйте своего малыша. Все тесты воспринимаются как что-то неприятное.
Учебный материал очень простой:
1. Белые карточки формата 30 х 30 см. На первое время вам понадобится минимум 100 штук, поэтому удобнее будет купить уже готовые и не тратить драгоценное время на вырезание.
2. Красные точки на клейкой бумаге диаметром примерно 2 см. Красный цвет привлекает малышей.
3. Толстый красный маркер, чем толще, тем лучше.
На подготовку материала потребуется время, но в целом это совсем не сложно. Существует готовый набор карточек с точками от одного до ста, разработанный издательством. Но если его найти не удалось, то вот несколько советов, чтобы упростить задачу:
1. Начните с карточки «сто» и продолжайте по убыванию. Чем больше количество точек, тем сложнее. Как правило, мы более сконцентрированы и внимательны в начале.
2. Считайте красные точки, прежде чем клеить их на карточку.
3. С обратной стороны карточки в каждом углу проставьте значение, прежде чем клеить точки на карточку.
4. Убедитесь в том, чтобы наклеенные точки не напоминали какую-либо фигуру (например, квадрат или треугольник).
5. Наклейте точки на карточку так, чтобы они не накладывались друг на друга.
6. Оставьте поля, чтобы ваши пальцы не закрывали точки, когда вы держите карточку.
2.3. Шаг 1. Распознавание количества
Первое, с чего нужно начать обучение математике — это выучить номинал или суть цифр. Для первых занятий будет достаточно карточек со значениями от одного до десяти. Для одного сеанса нужно всего пять карточек. Дождитесь момента, когда у ребенка хорошее настроение и ничто его не беспокоит. Выберите место, где ребенка не будет ничего отвлекать. Телевизор, радио — все нужно выключить.
Возьмите карточку с одной точкой. Покажите ее ребенку и скажите громко и отчетливо: «Это один». Не задерживайтесь. Говорите фразу ровно столько, сколько нужно, чтобы ее сказать. Затем уберите карточку с одной точкой, достаньте карточку с двумя и скажите: «Это два» — и так до пяти. Внимательно наблюдайте за ребенком. Не просите ребенка повторить цифры. Обнимите и поцелуйте его. Пусть он поймет, что вам очень нравится этот совместный процесс. Это один сеанс. Повторите его три раза в течение дня.
На следующий день покажите ребенку карточки от шести до десяти. Также похвалите в конце каждой сессии. Не подкупайте его сладостями. После того, как вы показали карточки в порядке возрастания, смешайте их и во время следующих сеансов покажите карточки в случайном порядке. Крайне важно не медлить. Дети запоминают информацию молниеносно.
Показывайте ребенку карточки от одного до десяти в течение пяти дней, перемешивая их, затем добавьте пару новых карточек (следующих по порядку) и уберите столько же старых (один, два, три и т. д.). Важно помнить основное правило — ребенку не должно быть скучно! Если ему стало скучно, вы медленно показываете карточки.
Вполне достаточно выучить карточки от одного до ста, чтобы ребенок мог сходу понять, сколько точек на картинке — двадцать восемь или двадцать девять. Все настолько просто. Теперь ему не нужно будет помнить злополучную фразу «два пишем, один в уме». Он будет понимать, о чем идет речь. Он будет «видеть» реальное количество, скрывающееся за цифрой. У вас появится соблазн проверить уже усвоенные знания. Не делайте этого. Вы можете спугнуть ребенка, и он потеряет интерес к обучению.
2.4. Шаг 2. Арифметические действия
Возможно, даже до того, как ваш ребенок освоит «сотню», он будет готов к следующему шагу —простым арифметическим действиям. Для учебного материала возьмите уже готовые карточки и напишите на обратной стороне ряд примеров сложения, вычитания, умножения и деления.
Начните со сложения. Это самый простой пример, потому что ребенок уже знаком с ним. Когда вы показывали ему карточки в порядке возрастания, то, по сути, вы прибавляли к каждой карточке единицу.
Возьмите три карточки и положите их себе на колени лицевой стороной вниз. Затем, проговаривая уравнение, начинайте показывать карточки. Например, «один» (покажите карточку «один») «плюс два» (покажите карточку «два») «равно три» (покажите карточку «три»). Всю фразу произнесите громко и отчетливо. На данном этапе не нужно объяснять ребенку значения слов «плюс» и «равно». Он и сам их поймет по ходу дела. Важно использовать все время одну и ту же терминологию.
За один сеанс показывайте по три уравнения, итого у вас получится девять примеров в день. Не повторяйте примеры. Изучайте сложение в течение двух недель.
Такой же принцип и для остальных арифметических действий.
2.5. Шаг 3. Решение примеров
Как уже неоднократно говорилось, не старайтесь проверить своего ребенка. Дети обожают учиться, но ненавидят проверки. Процесс обучения может либо затянуться, либо остановиться совсем. Ребенок заподозрит, что вы не верите, что он может решить тот или иной пример, пока он вам это не докажет. По сути, это попытка выяснить, что ребенок не знает, а вы, в свою очередь, знаете.
Вместо этого нужно дать ребенку шанс показать себя. Предложить ему решить проблему. Например, возьмите две карточки «тридцать восемь» и «двенадцать», покажите их ребенку и спросите: «Где тридцать восемь?» Пусть ребенок посмотрит на правильную карточку или дотронется до нее. Если ребенок сразу не отвечает, поднесите правильную карточку и спросите еще раз: «Вот же тридцать восемь, правда?»
Добавьте по одному такому примеру в каждый сеанс обучения. Так у вас будут чередоваться цифры, арифметические действия и решение примеров.
Чтобы увлечь ребенка, добавьте разнообразия в свои уравнения. К примеру, можно создать ряд примеров с похожим компонентом.
4 х 3 х 5 = 60
3 х 5 х 4 = 60
5 х 3 х 4 = 60
На данном этапе важно не смешивать сложение и вычитание с умножением и делением, во избежание ошибок. Добавляйте до четырех компонентов в пример, и вы будете удивлены, насколько быстро ваш малыш научится с ними справляться.
Более продвинутые родители могут продолжить обучать своего ребенка другим арифметическим функциям — арифметической и геометрической прогрессиям, «больше чем» или «меньше чем», неравенствам и простейшей алгебре.
2.6. Шаг 4. Распознавание цифр
Как только ребенок научился понимать количественную сущность, можно научить его распознавать и сами цифры, а именно графическое отображение цифр, как мы, взрослые, привыкли их видеть. Для этого нужно взять уже известные нам пустые карточки и черным маркером написать цифры от одного до ста. Будьте последовательны и внимательны. Цифры должны быть визуально одного размера, примерно 15 см в высоту и 8 см в ширину. Принцип обучения аналогичен первому шагу. Вам потребуется не более пятидесяти дней на изучение числительных. Можете добавить примеры числительных больше ста — 200, 300, 400 и т. д., а также не круглых числительных — 258, 369, 1256 и т. д.
После того как ваш ребенок усвоил числительные, смешайте карточки с точками и цифрами и составьте свои уравнения. Покажите ему карточку с привычной нам цифрой, скажем, «двенадцать», громко произнесите ее вслух. Потом скажите «равно» и покажите карточку с двенадцатью красными точками, скажите «двенадцать».
Этот шаг, как правило, является самым легким для ребенка.
2.7. Шаг 5. Уравнения с числительными
Этот шаг повторяет все предыдущие с одной лишь разницей. Теперь в уравнениях задействованы привычные нам цифры. Для уравнений с числительными вам понадобятся новые карточки прямоугольной формы длиной 45 см и шириной 10 см с меньшим шрифтом. Примерно такие:
25 + 5 = 30
Всегда держите правильный ответ под рукой. Ребенок не должен увидеть ваши сомнения в поиске правильного ответа.
Когда вы пройдете с вашим ребенком все шаги, можно считать, что вы открыли ему двери в волшебный мир математики, где он будет чувствовать себя как рыба в воде.
3. Идеальный возраст для обучения
Система обучения ясна, но как нам определить, когда наш ребенок готов к обучению?
3.1. С рождения до трех месяцев
Как только ребенок открывает глаза и видит этот мир, он начинает учиться. Это не значит, что он сразу может считать сложные уравнения в уме. В это время происходит развитие визуальных функций его головного мозга. Мы не можем начинать «шаг один» без предварительной подготовки. Назовем это «шаг ноль».
Это будет скорее не обучение математике, а стимуляция визуального восприятия. Ребенок не сразу начинает видеть детали предметов. Занятия с ребенком математикой по системе Домана стимулируют эту способность. Это легко и даже логично. Мы же разговариваем с ребенком с самого рождения, и даже в течение девяти месяцев до него.
«Шаг ноль» заключается в том, чтобы показывать ребенку карточки с красными точками от одного до семи. Сами карточки должны быть раза в полтора больше, чем обычные, и сами точки — тоже больше. Место для занятий должно быть хорошо освещено. Покажите ребенку карточку, громко и отчетливо произнесите цифру и подождите. В этот момент ребенок будет искать глазами карточку. Его внимание в этом возрасте хорошее, а вот зрение плохое. Однако не старайтесь поймать его внимание карточкой. Он отвлечется на движущийся объект и забудет про то, что вы ему сказали.
В первый день занятий ожидание его внимания к карточке займет секунд пятнадцать, но в каждый последующий раз все меньше и меньше. Начните с того, что вы покажете ему карточку с одной точкой до десяти раз в первый день.
Во второй день — карточку с двумя точками и т. д. Итак, скажем, в понедельник ребенок будет видеть карточку «один», в воскресенье — «семь». На следующей неделе повторите процесс.
И так три недели. Не забывайте, что ребенок должен быть в хорошем расположении духа. На четвертую неделю возьмите новые карточки от восьми до четырнадцати. Еще через три недели ваш ребенок будет готов перейти к «шагу один».
3.2. От трех до шести месяцев
В этом возрасте хорошо воспринимаются первые два шага. Сосредоточьтесь на них. Ребенок уже хорошо узнает детали и умеет на них концентрироваться. Он буквально заглатывает всю информацию, которую ему говорят громко и отчетливо. Сам он при этом общается с нами звуками. Как же можно заниматься с ребенком математикой, если он и говорить-то не умеет? Это и не нужно. Глаза и уши — основные в это время органы восприятия. Основные правила — показывайте карточки быстро и чаще обновляйте материал.
3.3. От семи до двенадцати месяцев
Частота сеансов и еще большая скорость показа карточек — то, что стоит запомнить на этом этапе. Большой объем новой информации обернется катастрофой. В этом возрасте ребенок начинает двигаться, потом ползать и, наконец, ходить, и огромная часть его внимания уходит на процесс движения. Это уже не трехмесячный ребенок, который сидит на одном месте и которому вы можете показывать все новые карточки. Сейчас крайне важно не отвлекать ребенка от важного занятия надолго. Он не сможет просмотреть пятьдесят карточек за раз. Пяти будет достаточно.
3.4. От двенадцати до восемнадцати месяцев
На этом этапе важно не забывать про краткость сеансов и необходимость остановиться до того, как ребенок сам этого захочет. Прислушивайтесь к своему малышу. В этом возрасте он готов легко воспринимать первый, второй и третий шаги программы. С другой стороны это время еще больших открытий. Он все больше ходит и бегает – и меньше сидит на месте. Именно поэтому все сеансы должны быть максимально короткими.
3.5. От восемнадцати до тридцати месяцев
В восемнадцать месяцев и старше ребенку становится все труднее запоминать новую информацию, поэтому, если вы начинаете программу обучения с этого этапа, то постарайтесь перейти к пятому шагу как можно быстрее. Первые этапы могут показаться ребенку слишком скучными. В этом возрасте пропадает непредвзятое отношение к новой информации. Теперь ему может что-то нравиться, а что-то нет. Ребенок начинает говорить, осознает, что его понимают, и формирует миллион требований. В данной ситуации стоит преподать материал таким образом, чтобы сначала заинтересовать его, а затем оставить немного «голодным».
3.6. Старше тридцати месяцев
Разница между новорожденным ребенком и ребенком в возрасте тридцати месяцев колоссальна. Это уже не ребенок, и ему гораздо сложнее освоить карточки с количеством. Вы все еще можете попробовать поработать с карточками с красными точками, но шанс их усвоения невысок. Однако это еще не конец света. Не вся математика состоит из умения мгновенно решать в уме сложные арифметические задачки. Сосредоточьтесь на карточках с цифрами и уравнениях.
Заключение
Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель —научить ребенка распознавать цифры и их суть. Мы начинаем с того, что с самого раннего возраста по несколько раз в день показываем ребенку карточки с точками. Это учит его связывать понятия абстрактных цифр и осязаемого количества. От точек мы переходим к карточкам с цифрами, арифметическим примерам и даже простейшей алгебре.
В основу метода Домана положены следующие принципы:
Мозг вашего малыша способен на то, о чем вы даже не догадываетесь. Дайте ему «чистый» материал, голые факты, тогда он сам додумается до правил, по которым эти факты работают. Ведь дети — это маленькие ученые, которые начинают учиться с чистого листа.
От возраста начала занятий будет зависеть формат учебного материала, скорость подачи материала и количество сеансов в день. Например, для новорожденного малыша стоит подготовить карточки большего размера и ограничиться цифрами от одного до семи. А когда ребенок начнет ползать и ходить, информацию нужно подавать быстрее и обновлять чаще, чтобы он не успевал заскучать. Всегда помните: нужно остановиться до того, как этого захотел ваш ученик.
Маленькие дети любопытны и голодны до новых знаний. Они предпочтут учебу игре или еде. Дайте им такую возможность, и чем раньше, тем лучше.
Когда вам захочется проверить, насколько малыш усвоил учебный материал, не тестируйте его, а обозначайте проблему и предлагайте ее решить.
Получение новых знаний — это самое веселое времяпрепровождение, о котором можно только мечтать. Никогда не начинайте занятия, если вы или ваш ребенок в плохом настроении или неважно себя чувствуете.
Математика научит ребенка логически мыслить, пополнит словарный запас и даже поможет быстрее начать говорить.
Источник
factor-e.ru
Как научить ребенка считать: играючи изучаем математику
В этой статье:
Как научить ребенка считать? Интересный вопрос. Что считать, для чего? Понятное дело – чтобы ребенку в школе было проще с математикой. Но разве счет в математике – цель, а не средство? Математика учит не счету, а мышлению: это логика, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Принимать решения, в конце концов. Значит, надо подойти к вопросу с другого конца: чему учить, с какого года и как?
Интуиции у детей навалом, мыслят образами, фантазии хоть отбавляй, предметы изучают на практике – потрогав, пощупав, повертев, попробовав на вкус, поломав: а что там внутри? Малыши вообще люди конкретные, все воспринимают буквально, для них цифры и числа – такая же абстракция, как для нормального плотника «Субъектно-объектные отношения в процессе эволюции бревна от чурки до табуретки».
Следовательно, учить считать с пеленок много и быстро – пустое занятие. Будет малыш бойко, скороговоркой перечислять цифры, а от простенькой логической задачки войдет в ступор. В итоге родителей ждут расстройство, нервы и комплекс неполноценности. Вместе с тем можно будет сказать «прощай» любви к математике.
Интерес к вычислению может быть только тогда, когда ребенок понимает количественные величины, обладает простейшими логическими и аналитическими навыками. Откуда у детей логика? От осознания себя, других людей, предметов во времени и пространстве.
Первые логические навыки
Отличие и сравнение величин:
больше – меньше;
длиннее – короче;
выше – ниже;
шире – уже;
тяжелее – легче.
Определение положений:
снизу – сверху;
слева – справа;
впереди – позади;
над – под;
внутри – снаружи;
посередине – с краю.
Понятия расстояний: далеко – близко. Различия простейших форм: круглый катится, не круглый не катится.
Распределение последовательности действий во времени:
до – после;
сначала – затем.
Первые 3 года жизни ребёнок учится сравнивать предметы, измерять длину, группировать по форме, цвету, объему (зеленые – налево, красные – направо, большие в коробку, маленькие в шкатулочку). Вот вам и аналитика. Попутно малыш осваивает простейшие множества: одна игрушка – много игрушек.
Волшебная единица и круглый ноль
В 4 года ребенок уже с удовольствием пересчитывает предметы. Сначала до трех, потом до пяти… Постепенно малыш привыкает к понятию количества, раскладывая предметы по кучкам, перекладывая из одной кучки в другую, измеряя, предположим, длину папиного шарфа пупсиком или машинкой.
В процессе подсчетов надо показать малышу, что любое множество состоит из одного. Если убрать один, будет меньше на один, а если добавить один, потом еще один? Как только он осознает, что пять – это пять раз по одному, можно показать ему подсчет в обратном порядке. В этом же возрасте малыш осваивает треугольник и четырехугольник.
В 5 лет ребёнок вовсю пересчитывает все подряд, единиц прибавляется больше и больше. Можно уже пробовать показывать цифры – на кубиках, лото, домино, в детских настольных играх. Попутно тренировать память на цифры в образном представлении. Лучше всего на фигурах – шариках, точках на кубике от игры.Сначала малыш всякий раз будет пересчитывать точечки на игровом кубике, а потом научится без подсчета показывать сторону кубика с нужным количеством точек. Как только счет дойдет до 9, нужно будет помочь осознать, что такое ноль.Было в лотке восемь доминошек, высыпали – что осталось?
Пусто! Образ нолика дети запоминают быстро: круглый, катится, обруч, кольцо. А если худенькую единицу поставить рядом с пухлым ноликом, будет 10.
Десять — это сколько? А если 10 конфет разложить на два одинаковых кулька, сколько будет в каждом? Закрепляются понятия «поровну» и «пополам».
Детские сложности
Обучение ребенка всегда происходит циклично и сопровождается неожиданными большими скачками вперед. Шажок вперед, полшажка назад, затем вдруг три ступеньки вверх. Связанно это с психологией детского восприятия:
пять предметов, широко разбросанных по столу, – это больше, чем те же пять предметов, собранных в тесную группу;
расправленный ремешок ему кажется длиннее, чем тот же ремешок, сложенный пополам;
сидя в автобусе, ребенок думает, что это дорога едет мимо него.
Одни малыши привыкают быстро, другие путаются до 5 лет. Это нормально, пугаться не стоит, но возвращаться к усвоению новых понятий и их закреплению нужно будет снова и снова.
Шаг за шагом ребенок знакомится с порядковыми числами (первый, четвертый, десятый), познает простейшие математические вычисления, учиться решать более сложные логические задачи:
подарить – это отнять или прибавить?
чем отличаются две картинки?
мяч, скакалка, кегли, чашка – что лишнее?
Раз за разом язык математики вытесняет в сознании малыша бытовой:
убрать, отнять, спрятать – вычесть;
положить рядом, добавить – сложить;
разбить на группы – поделить.
В 6 лет ребенок готов к манипулированию десятками, к классификации геометрических фигур: круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник.Можно давать ему выполнять более сложные последовательные вычисления, учить искать простые варианты, чтобы решить задачу быстро. Но вот как-то это не по-детски…
Давай играть?!
Обучение – профессия, удел воспитателей, педагогов. Призвание, если хотите. Забота родителей – помогать или хотя бы не мешать. Как помогать? Конечно, играя.
Игра – естественное состояние ребенка, в игре он познает мир, даже не догадываясь, что его чему-то учат. Причем учиться так намного интереснее, чем корпеть над книжками.
На самом деле, родители «учат» детей основам логики и счета, когда малышу еще нет года: ладушки, прибаутки, считалочки, пальчиковые игры. Продолжается родительское обучение на протяжении всех лет до школы. Совместное рисование, лепка, чтение книг, их обсуждение. Настольные, развивающие, подвижные игры способствуют развитию речи, моторики, навыкам счета, логическому мышлению. Все процессы взаимосвязаны. Чем гармоничнее их развитие, тем успешнее ребенок шагнет в математику.
Говорить о методике прививания вычислительных навыков, пожалуй, будет слишком самоуверенно: не каждый доктор наук может научить своего ребенка аналитике, не каждый музыкант берется преподавать своему малышу основы сольфеджио. Психология, видите ли.
Конечно, если мама не работает и готова изучить любую методику, с усердием применяет ее в домашнем обучении, честь ей и хвала! Важно грамотно эти занятия выстраивать: ребенок 3-4 лет не может удерживать внимание на одном предмете долго. 10 минут раза три в день – этого хватит с избытком.
А что делать работающим родителям? Не спать ночами, изучая методические пособия и готовя дидактические материалы? Пожалуй, при таком режиме в скором времени придется самим решать задачу: сколько денег отложить на лечение, чтобы хватило на питание…
Веселая математика
Подсчитывать, сравнивать, анализировать можно что угодно и где угодно:
Забытая гитара пылится на стене? Прекрасно!Вот одна струна — «дзын-н-нь», а вот вторая — «дзын-н-нь», а вот третья — «дзын-н-нь». Сколько звуков? А струн? А вот четвертая: «дзынь-дзынь-дзынь». Сколько звуков? А сколько струн «продзынькало»?
Возня с тестом – какое удовольствие!Сначала нужно принести скалку, ту, что побольше, из второго ящика сверху в тумбочке за холодильником. Затем сосчитать, сколько шариков на доске, сколько колбасок под салфеткой. После решить: если три шарика убрать с доски – это отнять или прибавить?
Собираясь на прогулку, можно «нечаянно потерять» длинный шнурок от ботинка и подсунуть ребенку короткий. Пусть попыхтит немного. Потом вместе исследовать вопрос: почему ботинок не шнуруется? Сравнить длину, измерить обувной ложкой, посчитать, сколько каждый шнурок может захватить дырочек, сколько раз обвить ладошку, а сколько – пальчик. Вот вам и комплексный подход: сравнение, измерение длин, счет плюс тренировка моторики.
На прогулке зацепок – сколько хочешь.Двор заставлен машинами? Приятного мало, но можно использовать: сколько машин слева от подъезда, какого цвета третий справа автомобиль во втором ряду?Считать деревья, сравнивать их толщину, сортировать опавшие листья по цвету, размеру, принадлежности к деревьям. Трава, щепки, снег, тучи на небе – пускайте все в дело.
Использовать детскую абсолютную веру в игру.Если сказать, что диван – это космический корабль, малыш сразу и безоговорочно в это поверит. А дальше – насколько хватит воображения. Ребенок увлеченно будет пересчитывать плафоны на люстре, принимая их за летающие тарелки, отважно сражаться с «чужими», отбивая их по одному.
Главное – играть с удовольствием, давать волю детскому воображению. Иногда надо позволить ребенку покомандовать, поиграть в «наоборот»: притвориться незнайкой, пусть он поучит старших. Удивляйтесь, задавайте уточняющие вопросы. Пользы будет вдвойне: в процессе объяснения ребенок глубже усваивает материал.
Время на игры найдется всегда. А как же иначе? И ничего не нужно форсировать: быстро не значит правильно. Только с таким обучением ребенок станет воспринимать математику как естественную, интересную, увлекательную часть жизни, а у родителей не будет болеть голова о том, как научить ребенка считать.
rebenkoved.ru
Математика малышам - как научить ребенка считать, занятия математикой с детьми 4-5 лет
В любом книжном магазине легко найти самые различные игры и пособия по обучению ребенка базовым основам математики. Цифры детьми запоминаются довольно быстро. Несложно для ребенка и посчитать по порядку до 10, а то и больше. Но ответить конкретно «а сколько пальчиков у тебя?» или «сколько стульев на кухне?» зачастую ребенок затрудняется. Как же научить его считать осмысленно?
Разберемся в количестве предметов
Приступать к занятиям можно с 4-5 лет. Приступая к обучению основам счета, нет необходимости приобретать особую игру или методичку. Довольно просто справиться и в домашних условиях. Нужно взять цветную плотную бумагу и вырезать из нее всего 10 кружочков такого размера, чтобы ребенку было удобно брать его в руки.
Один предмет, много предметов, несколько предметов
Берется пара «ролевых» игрушек: например, зайчонок и ежик или два разноцветных ведерка. Ежику дается один кружочек, зайчику – оставшиеся (или кружочки раскладываются в разные ведерки). Спрашивают, у кого один кружочек, а где их много. Просят раздать кружочки каждой игрушке - по одному или по несколько.
Посчитать по порядку
Нужно спрятать цветные кружочки в мешочек или коробочку. Вместе с ребенком доставать по очереди кружочки и выкладывать их в линию на ровной и одноцветной поверхности, так кружки будут хорошо выделяться. При этом нужно считать вслух «один, два, три» - до 10. Если ребенок сам посчитать не может, взрослый должен четко проговаривать и просить ребенка повторять за собой. Когда все кружочки окажутся в одном ряду и будут посчитаны, можно убирать их, но уже ведя счет в обратном порядке. Когда ничего не останется, нужно подчеркнуть, что ничего нет – так ребенок освоит число «ноль». Также он начнет понимать смысл счета в двух направлениях.
Чего-то больше, чего-то меньше, а чего-то поровну
Кружочки выкладываются на стол двумя рядами: в одном, например, будет 3, в другом – 4. Кружочки должны лежать аккуратно – один над другим. Так ребенку будет легче сравнивать их количество и уравнивать ряды. Пусть он сам попробует удалить лишний кружочек или добавить недостающий. Обязательно нужно проговаривать вслух свои действия. «Вот здесь всего три кружочка. Это меньше, чем в другом ряду! Нужно взять еще один и положить рядом, тогда получится поровну. Будет 4 и 4 - одинаково!
Угадать, сколько
Положить перед ребенком произвольное количество кружков или предметов и попросить его назвать их количество, не пересчитывая. После чего посчитать вслух и сравнить результат. Похвалить – в любом случае!
Отсчитать, сколько нужно
Попросить ребенка положить на стол или на пол определенное количество подобных предметов или кружков – «три» или «пять», к примеру. Можно усложнить задание и попросить его достать кружков «больше, чем один» или «на три меньше, чем пять». Сложность задания и его успех будут зависеть от качества усвоения предыдущих понятий.
Также можно начать подготовку к начальным классам по скайпу или позаниматься онлайн.