Как научить малыша выговаривать букву «Р». Как научить ребенка говорить букву р в 5
Как научить ребенка говорить букву Р?
У некоторых ребятишек может появится проблема с произношением буквы «р». Как правило, такое возникает в возрасте от трех до четырех лет. У каждого ребенка этот звук своеобразный вначале, но со временем слова с буквой «р» оттачиваются и усовершенствуются.
Обычно дети начинают полностью выговаривать слова с буквой «р» уже к пяти, шести годам, поэтому если пока этого не случилось, то заранее паниковать не стоит. Обращаться за помощью к логопеду следует в том случае, если ваш малыш после пяти лет так и не освоил букву «р» или стал проглатывать ее. Случается, что некоторые дети заменяют эту букву более легкой в произношении буквой «л».
Освободить звук Р «из-под узды»
Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.
Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.
В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа.
Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед.
Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.
Другие причины неправильного произношения звука Р
Малоподвижный артикуляционный аппарат.
В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.
Нарушение фонематического слуха.
Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)
«Неполадки» в речевом дыхании.
Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.
Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки — в том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.
Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.
Логопедическим упражнениям — самое время
Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы...
Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.
Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:
— сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
— затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
— и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.
В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.
Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.
Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.
Подготовительные упражнения
Логопедические занятия с малышом – процесс достаточно длительный, поэтому не стоит ожидать, что ребенок начнет выговаривать букву «р» к концу первого же занятия. Прежде чем приступить непосредственно к постановке звука, нужно подготовить речевой аппарат и легкие. Для этого идеально подходят следующие упражнения:
Тренируем легкие
Для того чтобы ребенок правильно выговаривал букву «р», необходимо научить его правильно выдыхать. Для этого попробуйте выполнить вместе с малышом подобное упражнение: попросите ребенка очень глубоко вдохнуть, а потом не просто выдохнуть, а сильно подуть, словно задувая воображаемую свечу, заставляя при этом вибрировать губы.
Родителям стоит предварительно самим попрактиковаться, чтобы наглядно продемонстрировать ребенку. Кстати говоря – некоторые логопеды советуют для облегчения ребенку задачи использовать настоящую свечу. Однако, разумеется, ни в коем случае недопустимо забывать о пожарной безопасности. Данное упражнение ребенок должен повторить не менее десяти раз.
Тренируем язык
Малыш должен полностью расслабить язычок и протиснуть его между зубками. Потом необходимо глубоко вдохнуть и с усилием выдыхать, проговаривая какую – либо гласную букву, заставляя язык вибрировать. Сам язык и губы ребенка должны быть при этом полностью расслаблены. Для того чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, необходимо поднести ко рту ребенка ладонь – если все правильно, вы почувствуете резкий поток холодного воздуха. Подобное упражнение необходимо около десяти раз подряд.
Нетрудные упражнения для тренинга язычка самостоятельно:
первое эффективное упражнение: вымытый большой пальчик руки малыш укладывает под язык, а после начинает передвигать им вправо-влево. Чтобы ребенку было интересно, можно провести аналогию такого действия с «заведением моторчика».
Поиграйте с малышом в «чистые зубки». Вначале необходимо растянуть губы в произвольной улыбке, и имитировать «чистку» кончиком языка задней поверхности верхних зубов. Необходимо не шевелить в процессе упражнения нижней челюстью.
Следующая действенная тренировка, чтобы научить ребенка говорить букву р и другие буквы, – это цокать язычком, подражая звукам копыт лошадки. Попросите ребенка озвучить походку лошадки – предварительно покажите ребенку, как это делать. Язычок сначала должен всей поверхностью коснуться неба, а потом резко упасть вниз. Для того чтобы это упражнение принесло ожидаемую пользу, необходимо следить за нижней челюстью ребенка – она должна быть расслабленной. Продолжаться это упражнение должно около одной минуты.
Попросите ребенка открыть рот таким образом, чтобы зазор между зубами был примерно два пальца. Попросите малыша поднять язычок и коснуться им неба – уздечка должна быть максимально напряжена. Язык необходимо удерживать в подобном положении так долго, как это возможно.
А можно и слегка пошалить. Малышу нужно высунуть расслабленный язычок меж зубов и поболтать им с получающимся звуком, будто дразнясь. Или посоревнуйтесь, кто сильнее высунет язык.
Подобные упражнения натренируют мышцы артикуляционного блока и помогут в последующем научить ребенка говорить букву р самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.
С целью научится правильным образом ставить язычок, необходимо тренироваться на остальных звуках. Прекрасно для этого подходят длительные «д» и «з». Систематически произносите их, просторно растянув губы.
Артикуляционная гимнастика
После недели подготовительных упражнений можно приступать непосредственно к выполнению артикуляционной гимнастики. В арсенале логопедов есть очень большое количество самых разнообразных упражнений, однако мы расскажем лишь о самых действенных из них. Итак, логопедические упражнения – буква Р:
Качели
Данное упражнение является одним из самых эффективных не только для буквы «р», но и для чистоты речи в целом. Попросите кроху улыбнуться и широко открыть рот. После этого начните счет на такт «раз – два». На каждый ваш счет ребенок должен переводить кончик напряженного языка из одного уголка губ в другой. Нижняя челюсть малыша должна на протяжении всего времени выполнения упражнения оставаться неподвижной. Продолжительность этого упражнения – около двух минут.
Кисточка и краски
Исходная позиция для данного упражнения сходна с предыдущим – попросите кроху улыбнуться и открыть ротик. Далее покажите ребенку, как можно расслабленным языком провести по небу по направлению от зубов к горлу, словно кисточкой по бумаге. Нижняя челюсть ребенка должна быть неподвижной. Время выполнения данного упражнения – пять минут.
Зубная щетка
Попросите кроху улыбнуться и слегка приоткрыть рот. Напряженным кончиком языка кроха должен имитировать движения зубной щетки по верхним зубам. Движения должны быть самыми разнообразными – и вверх – вниз, и круговые. Продолжительность упражнения должна быть около трех минут.
Посчитаем зубки
И снова попросите малыша приоткрыть рот. Ребенок должен напряженным кончиком языка по очереди коснуться каждого зубика из верхнего ряда, с внутренней стороны. Всего за одно занятие ребенок должен пересчитать свои зубки не менее десяти раз. Нижняя челюсть крохи должна все время оставаться неподвижной.
Играем на гармошке
Попросите ребенка широко улыбнуться и открыть рот. Расслабленный язык необходимо зафиксировать на небе, после чего десять раз открыть и закрыть рот. После этого ребенок должен на пару минут полностью расслабить все мышцы лица.
Барабанная дробь
Попросите малыша открыть рот. Не закрывая его, малыш должен четко и многократно произносить звук «д-д-д-д». Следите за тем, чтобы его язычок все время упирался в верхние зубки, а рот оставался открытым. Продолжительность этого упражнения – три минуты.
Комарик
Исходное положение – все то же: открытый ротик. Кончик языка ребенок должен завести за верхние зубы, после чего произносить звук «зззз». Продолжительность упражнения – три минуты.
Змейка
В этом упражнении малыш тянется языком к носу и к подбородку, а также покусывает кончик языка, чтобы активизировать нужные мышцы.
Упражнения на постановку звука Р
Также к числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:
1. Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
2. Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
3. Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
4. Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...
Произнесение звука «Р» в разговоре
После того, как ваш ребенок хорошо освоит все вышеописанные упражнения, можно переходить к следующему этапу – постановке произношения твердого звука «р». Для начала попросите ребенка проделать следующее:
Напряженный кончик языка необходимо прижать к небу, а края языка – к верхним коренным зубкам. После этого ребенок должен попробовать произнести букву «р». Если все получится, кончик языка должен завибрировать.
В том случае, если все будет сделано правильно, звук получится чистым и сильным. Если этого не произошло, начните все сначала.
Но, несмотря на то, что ваш ребенок может по просьбе произнести звук «р», не спешите радоваться и считать, что дело сделано. Конечно же – это большой прорыв, однако далеко не все, а лишь половина. Нужно автоматизировать верное произношение этого звука во время разговора ребенка. Но приступать к этому можно только после того, как ребенок научится без труда произносить «р» изолированно. В противном случае все ваши усилия пойдут насмарку.
Автоматизация произношения звука «р» – весьма кропотливое занятие, которое может занять весьма продолжительное время. Сначала ребенку будет необходимо научиться произносить букву «р» в отдельных слогах, потом – в словах, и уж потом – в предложениях. И только после этого можно ожидать нормального произношения буквы «р» в спонтанной речи.
Для начала необходимо научить ребенка хорошо произносить букву «р» в составе слогов с согласными – например, пр..., ср… После того, как ребенок освоит это произношение, переходите к следующему этапу – произношению звука «р» в прямых слогах, например ра...па… И только после этого можно учить ребенка произносить звук «р» в конце слов.
После всех этих этапов начинается непосредственно автоматизация произношения буквы. В этой задаче вам помогут различные стихотворения, чистоговорки и скороговорки. Они весьма эффективны для автоматизации произношения буквы «р», однако только при том условии, что они будут подобраны согласно возрастной категории. И это вполне понятно – ведь логопедические упражнения для детей 3 лет будут в значительной степени отличаться от тех же упражнений, рассчитанных на детей более старшего возраста.
Рекомендации. Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.
Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.
Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.
Игры с пользой
Ну, какое же обучение малышей обходится без интересных игр? И этот случай не исключение.
Можно заучить или прочесть парочку скороговорок. Освоив произношение недоступной буквы «р», детки часто и с радостью готовы продемонстрировать свой навык. Пускай малыш закрепляет мастерство, повторяя такие, всем известные, скороговорки или можно сочинить скороговорки самим:
— Руками рубли разворачивали и переворачивали.
— Рукавицы у Романа вывалились из кармана,
Почему же наш Роман не положит их в карман?
— На дворе зима давно
Руки мерзнут все равно.
Главное, чтобы желание научить ребенка говорить букву р осуществлялось в форме увлекательной игры, а не утомительных занятий. Правильно произносить звуки, бесспорно, важно, но не нужно заставлять малыша. Без желания все занятия могут не дать желанного результата.
Интересны малышам такие занятия, которые можно повторять каждый день по 3-5 раз:
«Рычание» — смотря на изображение с тигром, рычите вместе с крохой;
Соревнуйтесь — попробуйте дотянуться кончиком языка до кончика носа, а после прикоснуться им подбородка;
«Кошечка» — налить в тарелочку молоко или сок, и полакать его, подражая кошечке.
Внимательно следите за правильным произношением слов с буквой «р». Если ребенок сачкует и лениться выговаривать правильно слова – сделайте вид, что бы не понимаете его и попросите четко и звонко повторить слова. Не забывайте, что наилучшие результаты будут в том случае, если занятия будут проходить в форме игры, не утомляя малыша. Удачи вам и прекрасных результатов.
После того, как ваш малыш освоил вышеизложенные упражнения, можно переходить к упражнениям посложнее, которые направлены именно на произношение звука:
как можно чаще повторяем несложные словосочетания, в которых присутствуют звуки «т» и «д». Можно использовать в упражнении такой стишок « Та, та, та – погладили кота. Да – да — да – он ласковый всегда»;
очень полезным будут произношения скороговорок с буквой «р». Вспомните популярную скороговорку « ехал Грека»; поищите стишки со словами «трактор», «трус», «дракон», «драже»;
ежедневно выполняйте такое упражнение: с расслабленными губами произносим «брр!», а потом звонко стреляем, выговаривая звук «тррр!».
shkolazhisni.ru
как справиться с картавостью и научить малыша правильно говорить букву Р
Родившийся малыш, подрастая, взрослея и развиваясь, ежедневно радует и умиляет родителей своими успехами, достижениями, новыми звуками, а потом и словами.
Поначалу кроха гулит и лепечет, смешно путает буквы или выговаривает звуки неправильно. Все это может быть достаточно забавно, однако если время идет, а у ребенка так и не получается освоить речевые навыки в полной мере, тогда это уже становится проблемой, а не поводом для веселья.
Одним из наиболее частых нарушений является дефект речи под названием картавость, то есть, когда малыш не выговаривает вовсе или плохо выговаривает звук Р. Почему так случается и что предпринимать для предотвращения или устранения этой проблемы — вот какими вопросами задаются многие родители.
Непреодолимая буква Р: основные случаи появления дефекта речи, его причины и последствия
Будучи совсем маленьким, ребенок сначала осваивает гласные звуки — они слышны в его крике, плаче, гулении. Потом постепенно приходит время знакомства с другими звуками, в результате чего речь малыша пополняется не только гласными, но и согласными звуками, а это делает ее разнообразнее и богаче.
Родители должны понимать, что формирование речи не происходит стихийно — этот процесс подчиняется определенному графику, поэтому вы не сможете научить малыша выговаривать сложные звуки, если он еще не освоил простые.
Как утверждает статистика, Р является наиболее сложным звуком для произношения, поэтому он и идет замыкающим в цепочке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребенок начинает уверенно «рычать» только в более-менее осознанном возрасте.
Когда следует беспокоиться?
Обычно самостоятельно прорезаться звук может в пять-шесть лет. Такая возрастная граница установлена для звуков Р и Л. Остальные здоровый и нормально развивающийся малыш осваивает к четырем-четырем с половиной годам.
До наступления этого возраста рано паниковать — не нужно требовать чего-либо от ребенка или водить его к специалистам.
Однако не забывайте заниматься развитием крохи, ведь упражнения на артикуляцию и фонетические комплексы, помогающие быстрее освоить произношение, способствуют правильному формированию и совершенствованию речевого аппарата, придают языку гибкость и подвижность, тренируют дыхание и мышцы артикуляционного блока.
Если дефект речи не проходит и в дошкольном возрасте, тогда стоит уделить проблеме больше внимания, а прежде всего, разобраться, почему и как именно ребенок не выговаривает звук Р.
Как проявляется дефект у ребенка и почему так происходит?
Логопедическая практика знает немало примеров искажения детьми звука Р:
малыш произносит звук, но только в некоторых словах — чаще всего это возможно в серединке слов или в начале, зато на окончаниях Р проглатывается или же просто звучит невнятно;
Р может пропадать и в середине слова, если стоит между двух гласных, к примеру, в словах «мороз» — произносится «ма_оз» или гараж — звучит, как «га_аж»;
при произношении происходит замена на другой звук — как правило, на Л — знаменитая «лыба» вместо «рыба» или «лозы» вместо «розы», также на Ы или Й, а иногда и на картавый Г — такое явление носит название «параротацизм»;
вместо Р у ребенка получается гортанный или горловой звук — произношение с помощью гортани, по мнению логопедов, может быть поводом для беспокойства и дальнейшего обследования ребенка, так как чаще всего это свидетельствует о некоторых нарушениях здоровья;
у билингвальных деток звук Р может получаться нетипично для нашего слуха и речи, к примеру, ребенок будет грассировать на французский манер или произносить его с сильной вибрацией, как в английском языке.
Раньше считалось, что причиной затруднений со звуком Р в речи детей является врожденное укорочение уздечки языка или слишком короткая подъязычная связка, которая не дает языку двигаться нормально и полноценно, а также мешает ему высоко подняться для правильного произношения звука.
Действительно, эту логопедическую проблему можно назвать наиболее распространенной, однако есть и другие нарушения, в результате которых тоже возможны неприятности с речью.
Возможные проблемы и последствия
Давайте вспомним, как по всем правилам должен произноситься звук Р. Во-первых, язык необходимо приподнять к альвеолам, а во-вторых, нужно добиться, чтобы проходящая воздушная струя заставила задрожать его кончик.
Если разбирать проблему картавости или, как ее называют врачи, ротацизма, то можно обнаружить, что основная загвоздка именно в отсутствии этой самой вибрации.
Вернее сказать, вибрация есть, но вибрирует совсем не кончик языка. К примеру:
при щечном ротацизме будут задействованы щеки;
при боковом произношении — края языка, то есть, воздух, выдыхаемый ребенком при произношении звука, идет вбок, а не вперед, как нужно;
если диагностируют кучерский звук, то это значит, что в вибрации задействованы губы;
при носовом звуке, когда Р произносится так, словно у малыша постоянный насморк, воздух уходит в неправильном направлении из-за того, что проход в носовую полость не закрывается мягким небом;
при горловом произношении идет вибрация мягкого неба или маленького язычка на нем;
если ребенок говорит Р на английский манер, это значит, что тоже нет вибрации кончика языка, а он лишь ударяется один раз о твердое небо, поэтому такой звук логопеды еще называют одноударным.
Также возможны такие патологии, как слишком большой язык (макроглоссия) или слишком маленький (микроглоссия).
Если появления ротацизма связано с физиологическими особенностями строения речевого аппарата ребенка, то их придется исправлять с помощью врачей, к примеру, уздечку рекомендуют подрезать у стоматолога.
Помимо этого, нарушения речи случаются по следующим причинам:
слабость мышц языка — обычно так бывает, если ребенок слишком долго сосал соску;
проблемы с фонематическим слухом;
малоподвижность артикуляционного аппарата;
проблемы с речевым дыханием.
Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание и отметить его важность, так как именно речевое дыхание является своеобразной основой для правильного звукообразования. А нарушать его и создавать различные «неполадки» могут многие проблемы со здоровьем, к примеру, хронический насморк или болезни сердечно-сосудистой системы, или увеличенные аденоиды, а также иммунные заболевания.
Нужно ли обращаться к логопеду?
Иногда родители предпочитают справляться с трудностями самостоятельно, без привлечения помощи специалистов и врачей. Однако посетить логопеда все же стоит, особенно при затяжной и вызывающей опасения проблеме.
Во-первых, он сможет определить, почему у малыша возникли трудности с произношением. Во-вторых, логопед подберет подходящий комплекс упражнений для решения речевой проблемы у вашего ребенка, покажет, как именно их выполнять, так что потом вы сможете заниматься с крохой и самостоятельно.
Но самое главное — визит к специалисту и обследование позволит обнаружить серьезные отклонения на начальной стадии и избежать риска их дальнейшего прогрессирования и развития. Среди таких опасных нарушений врачи выделяют дизартрию — патологию, затрагивающую головной мозг, дислалию или косноязычие.
Подобные серьезные причины потребуют дополнительного обследования, консультации и лечения у других докторов. Если же развитию речи мешают не заболевания или патологии, а просто у ребенка слабый артикуляционный аппарат либо мышцы языка, то логопед посоветует вам выполнять с малышом общую гимнастику, подберет упражнения для постановки звука Р и поможет довести его до автоматизации.
Комплекс правильных упражнений для самостоятельных занятий
Если артикуляционный аппарат ребенка отличается малоподвижностью, то на занятиях вам пригодится речевая гимнастика в форме игры. Также это актуально для маленьких деток для общего развития и профилактики нарушений речи.
К примеру, с малышами до четырех лет вы можете заниматься, используя смешные стишки и скороговорки со звуком Р:
знаменитый Грека, который ехал через реку;
про траву во дворе и дрова на ней;
про Клару и Карла;
про поросят и карасят;
веселую песенку друзей — «тра-та-та, мы везем с собой кота…» и многие другие.
Проговаривайте с ребенком простые слова, которые он знает и ежедневно употребляет: рука, река, мотор, двор, игра, карман, рак, роза, рыба, сарай, гараж и т. д.
Помогают также чистоговорки, то есть, рифмованные строчки, к примеру, «РО-РО-РО — у вороны черное перо» или «РА-РА-РА — интересная игра». Звук можно петь в разных сочетаниях: сначала в обычной позиции — «РИ-РЕ-РА-РО-РУ», а потом в интервокальной — «ИРИ-ЭРЭ-АРА-ОРО-УРУ».
Деткам очень нравятся игры с использованием звука Р: можно рычать, как большие тигры или львы, стрелять из пистолета по мишеням («тра-та-та»), ездить на стуле-тракторе («дыр-дрр»). Основная ваша задача — идти от простого к сложному.
Вы учите ребенка произносить звук уверенно сам по себе, то есть изолированно.
Вы помогаете малышу освоить его в слогах, а потом и в коротких словах.
Вы пробуете тренировать его в речи, используя предложения, стихи, скороговорки и песенки.
В противном случае ребенок не сможет повторить за вами сложную скороговорку или стишок, испугается или замкнется еще больше от того, что у него ничего не получается. В результате вы получите отказ от дальнейших занятий. Поэтому стоит запастись терпением и стараться вместе с малышом.
В видео представлен пример, как можно проводить занятия с ребенком по постановке произношения буквы Р.
Упражнения для развития и тренировки артикуляционного аппарата, помогающие научить говорить букву Р
Все упражнения лучше выполнять сидя перед зеркалом, также малыш может держать в руках маленькое зеркальце. Выделите для занятий какое-то определенное время — лучше всего заниматься утром или в первой половине дня, когда ребенок еще не устал.
Сначала каждое упражнение можно повторять по пять раз, а потом количество повторений стоит постепенно увеличивать до восьми или десяти. В общей сложности занятие не должно длиться более двадцати минут.
Проделывайте упражнения вместе с ребенком — это и поможет ему побыстрее усвоить, что именно от него хотят, и придаст уверенности в правильности выполнения.
Сначала необходимо разминать и разогревать артикуляционный аппарат. Перед упражнениями стоит хорошенько вымыть руки.
«Трубочка или хоботок».
Вытягиваем губы в трубочку и держим их так около десяти секунд. Потом представляем, что мы слонята и пытаемся всосать воздух через эту трубочку.
Разводим губы в широкой улыбке и держим их в напряжении десять-пятнадцать секунд.
«Открываем окошко».
Широко раскрываем рот и удерживаем его так, считая сначала от одного до десяти, а потом увеличивая счет.
«Маляр с кисточкой».
Вы улыбаетесь и открываете рот, но нешироко. Языком нужно пройтись по верхнему небу, словно кисточкой, в сторону горла от верхних зубов.
«Часики с маятником».
Снова улыбаемся и приоткрываем рот. Высовываем язык вперед, а потом качаем им от правого угла рта к левому, то есть, со стороны в сторону.
«Поднимаем парус».
Кончик языка нужно поднять за верхние передние зубы на бугорок нёба. Его спинка должна быть немного прогнутой вперед, а края — прижаты к верхним коренным зубам.
«Чистка зубов».
Исходное положение будет таким же, как и в предыдущих упражнениях. Кончиком языка нужно пройтись по всей внутренней поверхности верхнего зубного ряда, будто чистя или подметая их, а потом упереться языком в каждый верхний зуб по очереди. Челюсть в этом упражнении шевелиться не должна.
«Прилетел комарик».
Открываем рот, а кончик языка выдвигаем за передние зубы. Пробуем так произнести звук «З-з», потом вернуть язык обратно, упереться в верхнее небо прямо у основания зубов и снова сказать «З-з».
Высовываем узкий язык вперед. Держим его так не менее десяти секунд.
«Маленькая чашечка».
Открыв рот, необходимо дотянуться языком до верхних зубов, но не касаться их. Язык при этом выгибается и по форме напоминает чашечку.
«Заводим моторчик».
Большой палец руки нужно уложить под язык и передвигать им вправо и влево, будто заводя мотор машины, произнося звук «д-д-д», который со временем должен перейти в «др-р-р».
«Кошка пьет молоко».
Пробуем полакать воображаемое молоко, словно котенок, загибая язык.
Вытягиваем язык как можно дальше — можно даже посоревноваться. Язык должен быть расслабленным. Потом попробуйте коснуться языком подбородка или дотянуться им до кончика носа.
«Минутка хулиганства».
Высовываем язык и болтаем им, будто дразнимся.
«Кусачая змейка».
Вытягиваем вперед язык и слегка покусываем его кончик.
«Бежит-бежит лошадка».
Широко открываем рот. Сначала язык необходимо прилепить к небу, а потом сильно им щелкнуть. Проследите, чтобы челюсть при этом не двигалась, а двигался весь язык. Цокая, словно скачущая лошадка, ребенок будет растягивать подъязычную связку и тренировать ее. Останавливаем лошадку звуком «тпрр», но следите, чтобы этот звук получался у ребенка глухим, а губы не вибрировали, а просто дрожали.
«Удары в барабан или стук дятла».
Ударяем с силой кончиком языка по верхнему небу, прямо по бугоркам передних зубов, быстро произнося при этом звук «Д-д».
«Играй, гармоника».
Поднимаем язык и «присасываем» его к небу. Пробуем открывать и закрывать рот, не отрывая языка.
«Холодно — замерзаю!».
Произносим «бррр», но не напрягаем губы.
«Давай с тобой попрыгаем».
Попеременно дотрагиваемся языком до бугорков, которые расположены над верхними зубами, словно совершая прыжки. Придумайте с малышом сказку о том, как веселый язычок умеет высоко прыгать, чтобы ему было интереснее выполнять упражнение.
«Важный индюк».
Приоткрываем рот и ставим язык широким передним краем на верхнюю губу. Медленно водим им вниз и вверх, не отрывая при этом его от губы. Следите, чтобы не было движения влево и вправо. Понемногу пробуйте увеличить скорость движения и добавить индюшиный звук «бл-бл». Потом можно будет усложнить упражнение, резко выбрасывая язык между губами и пряча его обратно.
Сильно дуем на перышко, листочек, ватку, широко улыбаясь и прижимая кончик языка к бугоркам за передними верхними зубами. Язык должен задрожать так, чтобы появился глухой звук «тррр». Придумайте для ребенка игру в воздушные гонки, кто сильнее дунет, у кого дальше улетит листик и т. д.
«Печем блинчики».
Положите расслабленный широкий язык на нижнюю губу. Похлопайте губами, чтобы сплющить язык и сделать его ровным со звуком «пя-пя».
«Играем в прятки или любопытный язычок».
Улыбаемся и делаем язык сначала широким. Потом медленно прячем его в домик (рот), прижимая к бугоркам за передними верхними зубами. Можно вызывать язычок словами «ку-ку, покажись нам» или чем-то любопытным, чтобы он снова плавно выглянул и прикоснулся к верхней губе. Повторяем движения туда и обратно в игровой форме.
«Трещим, как сороки».
Ставим широкий язык на бугорки и выдуваем воздух, произнося «тр-р-р». Начинаем с шепота и постепенно переходим на громкий звук.
«Мой любимый барабан».
Губы раздвинуты в улыбке, нижняя челюсть не двигается. Барабаним кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося звук «д-д-д».
Когда ребенок уверенно освоит твердый звук Р, можно будет переходить и к тренировке мягкого Рь. Научив малыша произносить эти звуки по отдельности на автоматизме, переходите к этапу проговаривания их в словах в разном положении, а также тренируйте сочетания с другими звуками, закрепляйте произношение в слогах.
Авторо видео делится советами, как научить ребенка выговаривать букву Р и исправить ошибки в произношении.
Заключение
Неправильное произношение — это, конечно, не трагедия, однако зачем пускать дело на самотек, если вы можете помочь ребенку справиться с этой проблемой. Возможно, в будущем он захочет стать телеведущим или актером, хотя грамотная и красивая речь украсит человека любой профессии.
Интересные занятия и упражнения в форме игры, ваше старание, позитивное настроение и хорошие эмоции обязательно приведут к отличному результату, так что в один прекрасный день вы вместе с малышом порадуетесь его отчетливому рычанию и победе над этим капризным звуком Р.
dozhdalis.ru
как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
У маленьких детей всегда бывают проблемы с произношением разных букв. Одним из наиболее сложных для произношения является звук «р».
Данный материал поможет разобраться, как научить ребенка выговаривать букву «р».
Ох уж этот алфавит
Сложность произношения буквы «р» обусловлена необходимостью совместить целый ряд действий, чтобы правильно выговорить этот звук. Так, кончик языка должен касаться нёба, боковые части языка — прижиматься к верхним жевательным зубам, выдыхать воздух при произношении нужно не чрезмерно сильно, но и не слишком слабо — так, чтобы язык вибрировал, в результате чего получался бы нужный звук.
В процессе участвуют и голосовые связки.
Знаете ли вы? Установлено, что женщины, работая в мужском коллективе, неосознанно начинают говорить более низким голосом.
Когда ребенок начинает говорить букву «Р»
Из-за сложностей освоения ребенок начинает внятно произносить букву «р» довольно поздно. Обычно это происходит к 5-6 годам, но не так уж редко этот процесс затягивается, что обусловлено различными причинами, о которых подробнее будет рассказано ниже.
Важно! Если к шести годам ребенок не научился произносить букву «р», обязательно нужно посетить логопеда.
Причины и виды картавости
Существует целый ряд причин неправильной артикуляции при произнесении звука «р». Этот дефект речи вовсе не безобиден, так как впоследствии может привести к ощущению дискомфорта из-за невозможности правильно произнести слово, нервному напряжению и даже заиканию. К тому же людям с дефектами речи недоступны некоторые профессии.
Почему так получается
Специалисты называют следующие причины данного дефекта речи:
проблемы со слуховым аппаратом, такие как врожденные патологии, воспалительные процессы, пониженный слух;
неспособность правильно произносить звук в силу возраста, когда речевой аппарат еще не развился до необходимого уровня;
травмы языка;
неправильное строение подъязычной уздечки;
неправильный прикус, отсутствие определенных зубов или особенности строения челюстей;
наследственная предрасположенность к картавости;
паралич или атония всего языка или же его части.
К распространенным болезням у детей относят такие, как краснуха, трахеит, скарлатина, пневмония, ангина, аденоиды, коклюш, кашель, менингит, стафилококк.
Популярные виды искажений
Различают несколько типов дефектов произношения:
увулярная форма, причиной которой является неправильная вибрация маленького язычка нёба;
велярная форма, когда речь нарушается из-за всего верхнего нёба;
боковая форма, при которой во время произношения набок смещается весь язык или его часть;
двогубная форма, когда не получается верно произнести звук из-за неправильного положения губ;
проторная форма, возникающая из-за неверного взаимодействия мягкого нёба и языка.
В жизни это проявляется по-разному. Ребенок может вообще не произносить нужную букву, в результате чего он проговаривает, например, слово «Марина» как «Маина».
Бывает, что дети заменяют неудобный звук другими звуками, которые легче произносить.
В этом случае слово «дерево» они могут выговаривать как «дейево», а слово «ракушка» как «лакушка». Иногда ребенок произносит «р» с вибрацией или на французский манер.
Как помочь малышу
Как уже говорилось, в возрасте пяти-шести лет почти все малыши уже могут нормально выговаривать букву «р». Но и до наступления этого возраста стоит начать приучать ребенка к правильному произношению этой буквы.
Посещение логопеда
Консультация с логопедом будет полезна в любом случае, не только из-за буквы «р». Как правило, впервые этого специалиста посещают перед тем, как отправить ребенка в детский сад. Логопед определит причину дефектов речи и подберет комплекс упражнений, которые скорректируют речь малыша, направят ее развитие в правильное русло.
Знаете ли вы? Знаменитый древнегреческий медик Гиппократ описал расстройства речи и предложил методы лечения. Правда, эти методы были довольно экзотичны с точки зрения современной медицины: рекомендовалось добиться определенного соотношения в организме жизненных соков, а именно крови, слизи, желчи черной и желтой.
Коррекция в домашних условиях
Можно поставить ребенку правильное произношение звука «р» и в домашних условиях. Как это сделать, подскажет логопед, но можно заняться коррекцией речи и самостоятельно. Если у малыша проблема только с «р», то вероятность успеха домашних упражнений возрастает.
Важно! Нередко начинают обучать малыша правильному произношению, разучивая с ним скороговорки. Это неверная практика, первоначально нужно научить его произносить отдельный звук.
После разучивания звука учат произношению слогов с данным звуком. Далее идут короткие слова, а заканчивается процесс разучиванием скороговорок.
Полезные упражнения
При освоении ребенком правильного произношения в домашних условиях, необходимо придерживаться определенных принципов. Так, процесс должен быть постепенным, разучивание происходит по схеме звук-слог-слово-предложение.
Занятия лучше проводить в игровой форме и они должны быть регулярными. Следует уделять упражнениям от нескольких минут до получаса ежедневно. В процессе выполнения упражнений нужно сидеть напротив ребенка, чтобы он копировал движения взрослого, или же усадить его напротив зеркала.
Прежде чем заняться постановкой звука «р» у детей, имеет смысл начать выполнять с ними упражнения, способствующие развитию артикуляции. Это упражнения для дыхания, губ, языка.
Примером упражнения дыхания может послужить следующее: ребенку кладут на ладошку кусочек ваты и просят представить, что это снежинка, которую нужно сдуть. После выполнения просят сдуть две снежинки. При этом нужно следить, чтобы малыш вдыхал воздух через нос, а выдыхал через рот. Выдох должен быть плавным.
Для упражнения губ можно имитировать животных или предметы. К примеру, изображать хобот слоника, вытягивая губы трубочкой. Показать, какой у лягушки широкий рот, растягивая губы в улыбке. Показать «заборчик», раздвинув губы не раздвигая зубов.
Языком можно изобразить иголку, вытянув его как можно дальше. Можно имитировать цоканье копыт лошади. Еще одним упражнением является имитация облизывания испачканных вареньем губ. Такие простые упражнения нужно выполнить по несколько раз подряд.
Если логопед определил, что у ребенка короткая подъязычная уздечка, необходимо выполнять упражнения для ее растяжения. Это может быть вытягивание языка в попытке достать его кончиком до носа. В некоторых случаях логопед проводит лечебный массаж языка.
Постановка звука
После подготовительных упражнений можно перейти на логопедические упражнения, в процессе которых попытаться научить малыша выговаривать звук «р». Они тоже должны выполняться в игровой форме. К примеру, малыша просят изобразить, как рычит собака или как работает трактор.
Он может попытаться произнести слово «тпру», останавливая лошадку. Изображая сороку, малыш пробует повторить сорочий крик «тр-р-р-р».
Для тренировки произношения слогов рекомендуется повторять ритмизованные фразы: «ра-ра-ра, ра-ра-ра, был я у ребят вчера» или «ро-ро-ро, ро-ро-ро, потерял петух перо».
На завершающем этапе используют скороговорки, такие как «на горе Арарат растет крупный виноград», «трое трубачей трубили в трубы» и т. п. Итак, некоторые дефекты речи у маленьких детей вполне естественны до определенного возраста, но это не повод родителям расслабляться и ничего не предпринимать для развития речевого аппарата у ребенка.
Различные несложные упражнения помогут научить ребенка говорить букву «р». Этот процесс можно проводить как в домашних условиях, так и пользуясь услугами логопеда.
agu.life
Как научить ребенка говорить букву р
Наконец детский лепет вашего ребенка постепенно замещается словами и предложениями. Не все буквы еще произносятся правильно. Буквой «р» малыши овладевают, как правило, в самую последнюю очередь. Самостоятельная постановка звука р у детей проходит в возрасте 5-6 лет. Возможно, достигнув дошкольного возраста, ваш ребенок все еще называет жителя водоемов «лыбой». Самое время обратиться к логопеду, иначе малышу грозит картавость на всю жизнь. Специалист будет искать причину, почему ребенок не выговаривает букву р:
Важно выяснить, как именно не получается выговаривать. Есть дети, которые произносят вредную букву в начале или в середине слова, но глотают окончания с ней. Некоторые малыши заменяют звук «р» на «л» или вообще пропускают эту букву.
Специалист выявит, нет ли отклонений, связанных с работой головного мозга – дислалией (или косноязычием) или дизартрией.
Возможно, дело в малоразвитом артикуляционном аппарате или слабых органов дыхания, из-за чего, например, бывает гортанное или грассированое произношение «р».
Как научить ребенка говорить р
Конечно, вы будете водить любимое чадо на занятия с логопедом. Но главная работа по наработке выговаривания буквы «р» ложится на плечи родителей – именно им придется заниматься с малышом большую часть времени.
Перед тем, как ребенку поставить букву р, необходимо выполнять упражнения для тренировки владения языком:
Пусть ребенок обнажит зубы, вытянув губы словно улыбаясь. Объясните ему, что кончиком языка он должен проводить по задней поверхности верхних зубов, как будто чистит их. Следите, чтобы малыш не двигал нижней челюстью.
В такой же улыбке предложите покусывать кончик языка.
Под язык ребенок кладет свой большой палец. Попросите его «завести моторчик», двигая пальцем вправо-влево.
Попросите малыша быстро менять положение языка – вверх-вниз.
Посоревнуйтесь с ребенком, кто высунет язык дальше. Следите, чтобы язык выходил в расслабленном виде. Попросите его подвигать языком с одновременным произношением звука.
Малышу нужно широко открыть рот и ударять языком в десна за верхними зубами, произнося звук «д»: д-д-д.
Прекрасно тренирует артикуляционный аппарат цоканье языком. Предложите малышу изобразить звук скачущей лошадки в разном темпе.
Выполняя такие упражнения, рано или поздно малыш научится быстро помещать кончик языка за верхними зубками с широко открытым ртом. Это значит, что артикуляционный аппарат будет поставлен для произношения нужного звука. Самое время научить ребенка выговаривать букву р. Но не торопите его произносить правильный звук. Попросите малыша озвучить рычание тигра «ррррр….», звук мотора мотоцикла «тррррр…», или «карррррр…» - карканье вороны. Постепенно у ребенка получится раскатистый звук р.
Далее можно произносить эту букву с разными гласными, например: ра-рэ-ры, ур-ар-ор, ара-оро-уру, и с твердыми согласными «др, тр», тем самым выговаривая ее в разных буквосочетаниях и слогах. Можно проговаривать слова, ежедневно употребляемые ребенком: двор, играть, рука.
Не забывайте следить за правильной артикуляцией звука р.
Для закрепления навыка учите с ребенком известные скороговорки, например:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Разнообразить занятия помогут стихотворения:
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
"Раскрась, Карасёнок, сказку!"
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят
Перекрасил в карасят!
Ежедневные занятия, игровая форма упражнений – и завоевание самой трудной буквы вашим малышом обеспечено!