Как научить ребенка красиво и грамотно писать. Как научить грамотно писать ребенка в 5 классе
Как научить ребенка грамотно писать?
Перед походом в первый класс практически каждый ребенок клянется родителям, что будет учиться на одни пятерки и знать больше всех. Но проходит время и родители ужасом понимают, что малыш не может правильно писать по-русски. В возникновении ошибок мамы и папы склонны обвинять кого угодно – ребенка, учителей или вообще всю систему образования. Но вместо этого лучше задуматься, как самим научить ребенка грамотно писать. Задача эта совершенно не сложная. Главное, запастись терпением и знать некоторые секреты.
Учимся писать правильно
Если у вашего ребенка нормальное зрение, слух и развитый интеллект, это совсем не значит, что он обязан писать без ошибок. Все дело в развитии его мозга. Вплоть до 18-ти лет отдельные его части собираются словно пазл. Причиной допущения ошибок в письме может стать незрелость отделов мозга отвечающих за речевое внимание, ориентацию в пространстве, двигательные функции рук, а также взаимодействие между левым и правым полушариями. Именно поэтому обучение детей писать грамотно следует начать с развития всех этих функций. Что для этого нужно:
1. Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе. Предпочтите компьютеру активные игры на улице.
2. Правильное питание также способствует улучшению деятельности мозга. Исключите продукты, содержащие химию. Давайте ребенку орехи, мед, фрукты и рыбу.
3. Перед сном делайте ребенку массаж шеи, ступней ног, пальцев и ладоней рук. Можно купить специальный массажный коврик.
4. Развивайте мелкую моторику. Именно от нее зависит развитие отдела мозга, отвечающего за речь ребенка. Вам помогут следующие занятия:
- вырезайте с малышом мелкие и крупные предметы, составляйте из них аппликации;
- купите ребенку раскраски, в которых нужно аккуратно заштриховывать картинки, дорисовывать фигуры по клеточкам или соединять по точкам;
- занимайтесь лепкой из пластилина и создавайте оригами. Это занятие разовьет не только моторику, но и творческое мышление малыша.
5. Играйте с ребенком и «города», «слова» и «ассоциации». Чем лучше он будет осваивать язык, тем меньше у него возникнет проблем с тем, как грамотно писать по-русски.
Помимо творческих занятий, следует уделить внимание непосредственно грамоте. В этом вам помогут некоторые советы, как научить ребенка правильно писать:
1. Первое и главное, что обязан сделать каждый родитель, это создать у ребенка мотивацию и тягу к знаниям. Объясняйте, зачем мы все учимся писать грамотно, и для чего ему нужно учиться, заинтересовывайте его. И обязательно создайте все условия для спокойного приготовления уроков.
2. Мотивируйте ребенка к чтению. Старайтесь как можно реже допускать его до компьютера. Постарайтесь объяснить, что только книги делают человека сильным, грамотным и успешным.
3. Многие слова не поддаются проверке, поэтому обучение детей грамотному письму не обходится без заучивания. Чтобы это занятие легко далось вашему малышу, попробуйте несколько интересных вариантов:
- дайте ребенку самостоятельно прочитать слово. Объясните его значение, выделите другим цветом трудную букву и поставьте ударение;
- для запоминания этого слова подберите к нему однокоренные слова. Составьте загадки, предложения, антонимы и поговорки, в которых есть это слово;
- напишите картинный диктант. Т.е. выкладывайте перед ребенком картинки и предложите написать названия изображенных предметов;
- предложите ребенку написать слово с закрытыми глазами. При этом он должен проговаривать то, что пишет. Мысленно ваш ребенок должен выделить трудную букву. Одно слово нужно написать около пяти раз.
Каждое занятие должно быть интересным ребенку. Позвольте ему войти в удивительный мир грамматики, и он самостоятельно подружится с правилами русского языка. Хорошую помощь в этом деле окажут упражнения из серии «Говорим и пишем правильно». Вы можете создать ребенку список словарных слов и расклеить их по всему дому с помощью стикеров. Постоянно натыкаясь на них взглядом ребенок автоматически будет запоминать их написание и уже никогда не допустит ошибок. А с детьми постарше вы можете совместно почитать такую интереснейшую книгу, как «Секреты орфографии» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А) Докажите своему ребенку что быть грамотным это здорово и очень скоро он докажет, что может учиться без ошибок.
womanadvice.ru
Статья "Как научить ребенка грамотно писать"
Как научить ребенка грамотно писать
(Из опыта работы)
Введение. Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.
Факторы, способствующие формированию грамотного письма.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно. Рука зафиксирует неверный графический образ слова, он отложится в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать данную ошибку. Поэтому существует золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь, сначала предупреди ошибку!
В своей работе я использую следующие приемы для запоминания детьми непроверяемых написаний:
Письмо с пропусками - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, обязательно используя иной вид пасты, чтобы выделить трудную букву.
2) Есть и такой прием - учить ребенка писать диктант.
Например: Пришла зима.
Учитель говорит: “Пришла – приставка при. Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением – зимы”.
А затем дается аналогичное предложение: Пришла осень. Дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами.
Далее детям дается другое предложение. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительностью. Пусть думают, пусть ребенок говорит про себя! Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее. А это важно!
3) Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно.
4) Много споров вызывает прием неправильного письма.
Так, например, дается текст, “написанный Незнайкой” – с пропущенными буквами. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.
5) Прием, заставляющий думать над написанием.
Например, при изучении темы “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением” можно предложить детям написать пять слов с безударной гласной в корне и обязательно подчеркнуть их. Это - наша цель: заставить ребенка думать при письме. Аналогично действуем и при изучении других правил.
6) Можно проводить так называемый “диктант с обоснованием”.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.
7) Перед написанием диктанта, изложения, сочинения целесообразно проводить подготовительную работу. Для этого учитель выписывает из текста диктанта, изложения, сочинения трудные слова и включает их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
8) Хорошую обратную связь для учителя дает работа с сигнальными карточками.
Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать. Затем уже, с одобрением учителя, пишут безошибочно.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Следовательно, он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе при письме. Поэтому учитель должен развивать у детей фонематический слух. Начинать эту работу надо уже с 1 класса.
Например, при изучении темы “Безударные гласные” можно проводить следующие игровые приемы:
а) “Найди опасное место”.
Учитель произносит слово, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Если он есть, то есть и “опасное место”. Если два безударных гласных, то есть два “опасных места”.
б) “Светофор”.
Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.
в) “Зажги маячок”.
Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. Вырабатываем способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности”. Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск “опасного места” в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного.
Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег.
Дети под руководством учителя ищут “опасные места” и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.
г) “Диктант с подчеркиванием”.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Это прием используют многие учителя, и он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода “наговор”. Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в итоге, прочно запоминается детьми. Комментирование. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Написание слова поясняется не полной формулировкой правил, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.Комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы – определять ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Итак, необходимыми условиями формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Заключение. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, внимание, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом. В итоге русский язык для большинства школьников становится любимым предметом.
Список литературы.
Л.А.Фролова. “Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.” // Начальная школа, № 5, 2001 г.
Н.М.Котикова. “О способе орфографического действия.”// Начальная школа, №11, 2001 г.
И.В.Борисенко. “Понятие “орфограмма” в начальном курсе обучения правописанию.” //Начальная школа, № 7, 2003 г.
Т.Д. Бочкарева. “Предупреждение ошибок.” // Начальная школа, № 3, 2001 г.
doc4web.ru
Как научить ребенка грамотно писать
Содержание статьи:
Мамы первоклашек очень часто с ужасом замечают, что их малыши напрочь лишены такого качества, как врожденная грамотность. Действительно, подобным талантом могут похвастаться далеко не все дети, но это совсем не означает, что до конца своей жизни они обречены делать по три ошибки в каждом слове.
Научить ребенка «чувствовать» язык совсем не сложно. Главное — вовремя обратить внимание на проблему и принять неотложные меры.
Если процесс пустить на самотек, рассчитывая на то, что учителя смогут привить вашему чаду любовь к «великому и могучему», то можете не сомневаться – даже в старших классах подросток будет игнорировать существующие нормы грамматики.
О том, как научить ребенка правильно писать, сегодня расскажет сайт для мам supermams.ru.
Великая сила импринтинга
Мы уже писали о том, как определить, готов ли ребенок к школе.
Однако именно на этом этапе происходит закладка первых навыков правописания, которые впоследствии вытравить из подсознания малыша крайне сложно. Даже если к 5-6 годам дети полностью осваивают алфавит и умеют самостоятельно составлять слова, это еще не значит, что они застрахованы от ошибок.
За грамотность любого человека, в первую очередь, отвечает такое понятие, как импринтинг – правильное восприятие слов. Поэтому перед тем, как научить ребенка правильно писать, предстоит проделать огромную работу над собой.
Если вы занимаетесь с малышом регулярно, то должны знать, что на уроках правописания нужно максимально четко и правильно произносить слова. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что малыш научится воспроизводить их на бумаге без ошибок, ориентируясь на собственное слуховое восприятие.
Впоследствии этого правила нужно будет придерживаться и в повседневной жизни, если не хотите, чтобы ваш малыш «радовал» учительницу такими лингвистическими перлами, как «тубаретка», «маянес» или же «малако».
Чтение – залог грамотности ребенка
Если вы не знаете, как научить ребенка правильно писать, для начала пристрастите его к чтению. Понятно, что в век высоких технологий, когда в каждом доме есть компьютер и телевизор, заставить малыша взять в руки книгу довольно сложно.
Тем не менее, это один из немногих способов преодоления хронической безграмотности. Но только в том случае, если ваш малыш относится к тому типу людей, которые привыкли воспринимать информацию визуально.
Доказано, что чем больше времени такие дети проводят с книжкой в руках, тем меньше ошибок они делают при написании даже очень сложных слов. Ведь даже в экстренной ситуации, когда, к примеру, речь идет о школьном диктанте, подсознание будет услужливо подсказывать малышу правильные ответы.
Однако перед тем, как научить ребенка правильно писать таким нехитрым способом, нужно заинтересовать его литературой. Выбирайте для чада книги, которые способны произвести на него наиболее сильное эмоциональное впечатление.
Причем пользуйтесь методом разумного ограничения, умышленно прерывая малыша на чтении в самом интересном месте. Ведь нет более мощного стимула, чем желание поскорее узнать, чем же закончились приключения любимых героев!
Как научить ребенка правильно писать: от чтения к воспроизведению текста
После того, как ваш малыш пристрастился к чтению, нужно постепенно переключить его на менее приятное, но достаточно полезное занятие, которое заключается в переписывании текстов. Такие упражнения способствуют не только развитию памяти, но и помогают заучить наиболее сложные слова.
Вы будете приятно удивлены тем, что грамотность закладывается еще и на уровне мелкой моторики, когда рука непроизвольно выводит требуемое слово без ошибок еще до того, как сознание на него реагирует.
Лучше всего давать ребенку списывать небольшие тексты с интересной сюжетной линией и законченной мыслью.
Однако, если вы не знаете, как быстро научить ребенка правильно писать, то supermams.ru рекомендует обязательно дополнять такие занятия диктантами. Чередуя упражнения, за несколько недель можно избавить малыша от хронической безграмотности, заложив основы для успешного изучения не только русского, но и любых других языков.
Работа над ошибками
Если момент упущен, и ваш ребенок семимильными шагами превращается в лингвистического бездаря, то в этом случае придется принимать экстренные меры. Перед тем, как научить ребенка правильно писать, следует обзавестись орфографическим словарем и – терпением.
Для первого занятия достаточно будет выбрать 10-15 несложных слов, которые следует четко продиктовать малышу и попросить воспроизвести их на бумаге без ошибок. За слова, написанные правильно, необходимо поощрять чадо вкусностями, походом в кино или же возможностью провести лишние полчаса возле компьютера. Но при условии, что к следующему уроку он обязательно выучит те слова, в которых допустил ошибки.
Постепенно вместе с ребенком вы сможете проштудировать весь орфографический словарь и привить ему грамотность на уровне рефлексов.
Однако в этом случае, задаваясь вопросом о том, как научить ребенка правильно писать, следует быть готовым к тому, что простое запоминание слов – лишь одна из составляющих успеха. Важно еще объяснить малышу правила их правописания. Ведь даже при идеальной памяти выучить весь словарь от корки до корки невозможно.
А использовать логику для того, чтобы избегать ошибок, под силу даже первокласснику.
_ _Сайт supermams.ru – Супермамы
Загрузка...supermams.ru
Как научить ребенка писать диктанты грамотно, без ошибок
Любой родитель желает самого лучшего в жизни для своего ребенка. Приятно видеть в своих детях умение ладить с другими, дружелюбие, грамотность. Но если в отношениях с окружающими можно постоянно совершенствоваться, то грамотность нужно привить с детства на всю жизнь.
Ребенка можно обучить писать диктант без ошибок, несколько несложных советов в этом помогут.
Чтение – способ обучиться грамотности
Зрительная память есть у каждого, поэтому чтение книг напрямую улучшает знания грамматики. Некоторые даже признаются, что не знают правил, но могут без труда грамотно писать. Обычно это происходит за счет большого количества прочитанных книг. Ребенка необязательно заставлять читать тяжелые для его восприятия книги, достаточно будет тех историй, рассказов, стихов, которые ему нравятся, благо сейчас такой выбор огромен. Полезно задействовать ребенка при покупке книг, пусть поход в книжный магазин дает только положительные эмоции.
Польза от чтения вслух
Воспринимая текст на слух, ребенок учится абстрактному мышлению, грамотному построению предложений, умению выражать свои мысли. Читая текст, обязательно нужно делать паузу и задавать вопросы. Пусть ребенок перескажет своими словами услышанное и выразит свое отношение к героям произведения. Конечно, лучше читать самим, но если совсем нет времени, можно поставить аудиозапись произведения. Нелишним будет предложить ребенку сделать краткое описание прочитанного.
Польза диктантов
Если писать хотя бы два-три диктанта в неделю, можно достичь отличных результатов. Когда ребенку становится трудно удерживать внимание, можно немного отдохнуть, а затем продолжить диктовать текст. Выбирать тексты нужно в соответствии с возрастом ребенка, чтоб ему было не слишком сложно. Не стоит торопить, подгонять, а тем более обзывать, если что-то не получается. Занимаясь дома, малыш привыкнет к работе с текстом, что положительно скажется на обучении в школе. При написании текста также работает зрительная память, со временем ребенок сам будет писать без ошибок. А пока нужно терпеливо, но настойчиво бороться за грамотность.
Обучение грамотности с помощью переписывания текстов
Грамотно писать диктант под диктовку поможет и списывание текста с оригинала в тетрадь. Некоторые не понимают пользы этого метода, однако она достаточно высока. В этом случае работает и зрительная память и моторная. Например, ребенок развивает внимательность, усидчивость, учится держать в памяти несколько слов, а то и предложений. Также очень важно, что ребенок учится проговаривать слова с точки зрения их правильного написания. В свою очередь, такая внимательность будет сказываться и на написании диктантов. Слушая текст на слух, ребенок будет представлять, как он выглядит в книге, а потому ему не составит труда правильно написать даже сложные слова.
Работа над ошибками
Часто в школе учителя требуют провести работу над ошибками, например, правильно написать слово, в котором ребенок ошибся, несколько раз или даже строчек. Этот метод можно взять на вооружение и родителям. Можно попросить ребенка проговорить по буквам слово, вызвавшее трудности, а затем выписать его в правильном варианте. Также можно самостоятельно сделать карточки для обучения, на которых написать или напечатать сложные для ребенка слова с пробелом в проблемном месте. Пусть ребенок впишет карандашом пропущенную букву. Или можно предложить выбрать те карточки, в которых пропущены одинаковые буквы. Благодаря такой работе дети будут внимательней относиться к диктантам, стараться сразу написать правильно, чтоб потом не пришлось работать над ошибками.
Безусловно все эти советы хороши в совокупности с заучиванием правил русского языка. Если вы увидели, что у ребенка есть пробелы по пройденному материалу или ошибки однотипны, то необходимо повторить грамматику, правила.
Несомненно, творческий подход, похвала, заинтересованность и усилия родителей принесут хорошие плоды в обучении ребенка грамотности.
myintelligentkids.com
Как научить грамотному письму - Методическая копилка для учителей - Методическая копилка для учителей
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.
Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.
Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки:
. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.
Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.
В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.
www.mamapapa-arh.ru
Как научить школьника грамотно писать?
Многие родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок не только имел красивый почерк и умел аккуратно писать, но и приобрёл навык грамотного письма. Основной задачей, которую должен реализовать любой учитель – научить школьника чётко и правильно высказывать свои мысли. Школьники с хорошим уровнем развития памяти при написании текста допускают мало или пишут вообще без ошибок. А некоторые – сталкиваются с трудностью приобретения грамотности при письме. Существует мнение, что письменная грамотность является врождённым качеством. Но это совсем не так. Требуется множество занятий, чтобы научиться грамотно писать.
Основы грамотности
Первые шаги к овладению навыком грамотного письма начинаются ещё в раннем возрасте, когда только начинается развитие речи ребёнка. Образцом речи для детей раннего возраста становится речь родителей, которая, безусловно, должна быть правильной.
Большое значение для достижения грамотности при написании отводится литературному чтению. Чем больше ребёнок читает тексты, тем больше у него развивается зрительная память, что способствует запоминанию прочитанных слов. Ребёнок вспоминает слова, которые ему встречались при чтении и это отражается на успешном написании диктантов, сочинений, изложений. Например, слова, которые много раз читал ребёнок на плакатах, этикетках и вывесках, он хорошо запомнит и поэтому напишет их грамотно и правильно.
Существует также уйма слов, которые не подчинены значимым правилам. Чтобы запомнить правописание таких слов необходимо проводить специальную словарную работу по изучению таковых слов, заниматься написанием диктантов, прочитывать специальную литературу.
Нет – детской невнимательности
Первыми признаками невнимательности у ребёнка является то, что он допускает множество ошибок при написании текстов под диктовку, хотя в итоге справляется с написанием под диктовку достаточно хорошо. Следующее, что должно насторожить родителей – это неспособность сосредоточения и постоянное отвлечение в ходе написания диктантов. Первым условием устранения невнимательности при выполнении домашних заданий является создание спокойной рабочей обстановки, изолируя такие бытовые приборы, как компьютер или телевизор. Также ликвидировать невнимательность можно при помощи различных обучающих игр. Например, предложить задания, задачами которых является подчёркивание обозначенным цветом всех встречающихся букв «А» или различными цветами две или больше букв сразу.
Также развить до необходимого уровня внимательность при списывании текста можно с помощью проговаривания всех слов шёпотом или «про себя». Может быть, такими способами ребёнок научится быстро и хорошо ориентироваться в предложенном тексте при написании того или иного слова, так как уже будет задействована слуховая память.
Но самым главным при обучении школьника грамотному письму являются повседневные многократные занятия по написанию текстов из газет, журналов и литературных произведений под диктовку. Облегчают этот процесс созданные специальные сборники диктантов для учащихся. Многократные тренировочные упражнения помогают школьнику преодолеть страх при написании различных учебных письменных работ: контрольных, диктантов, самостоятельных работ.
Самая важная роль в процессе преодоления безграмотности отводится контролю со стороны родителей за процессом обучения. Именно родители должны помочь своевременно отыскать и не позволить допускать ребёнком массы ошибок.
www.rastut-goda.ru
Как научить ребенка красиво и грамотно писать
Как научить ребенка грамотно писать?
Умение писать – это не сочетание нескольких слов из кубиков Зайцева. Ниже будут указаны методы, которые помогут развить быстрый, красивый, разборчивый и грамотный почерк. Помимо этого, будет рассмотрен способ набора букв на клавиатуре без помощи зрения. Сам по себе грамотный почерк представляет собой не только теорию, которую заложили давным-давно в школе, но и навык моторики. Он должен быть отточен не в голове, а в руке.
Многие родители хотят развить ребенка своими усилиями – рассказывают факты об обычных явлениях, учат играть на музыкальных инструментах или подготавливают к спортивному образу жизни. Для достижения эффективных результатов, такими занятиями нужно начинать заниматься с небольшого возраста. Нужно постоянно находиться со своими детьми, боготворить любовь к книгам. Однако во время обучения родители делают некоторые ошибки, которые смогут в будущем навредить ребенку. Или прислушиваются к современным инновационным методикам, которые говорят о вреде домашнего обучения. Следует разобраться с каждым из этих аспектов досконально.
Перед тем как учить ребенка уникальному почерку, нужно заняться развитием моторики его ручек.
Вам удавалось встречать людей, которым никак не давалось освоение письма. У этой группы людей, писала не столько рука, сколько сама ручка – четкие буквы никак не могли появиться на листке бумаги. В большинстве случаев, эта проблема связана с тем, что родители не занимались моторикой рук своих детей.
Иногда такой дефект может исправить толковый учитель, который сможет проводить дополнительные занятия с подобными учениками. Чтобы подобное не повторилось и с вашим ребенком, нужны постоянные занятия по развитию моторики. Можно заниматься следующими совместными вещами, которые придутся по вкусу малышу:
- Создание пластилиновых фигурок и конструкций. Эффект можно усилить, если дитя будет лепить маленькие детали;
- Игра с деформируемыми игрушками, которые могут принимать любую форму;
- Разработка бумажных аппликаций;
- Изучение оригами;
- Рисование;
- Раскраска;
- Возведение скульптуры при помощи прищепок;
- Игра с небольшими предметами: лего, конструкторами, фишками и другими.
Как научить ребенка писать без ошибок?
Обучение ребенка в 3 этапа.
Необходимо постоянно заниматься с малышом. Ему пригодятся такие умения, как читать, считать и писать. Обучив ребенка в раннем возрасте, позволит ему с легкостью обучаться в первом классе. Однако обучение письму не так просто, как может показаться. Нужно выделить ребенку достаточно времени, а родителю иметь железное терпение и немного находчивости.
Изучение письма дети происходит в 3 этапа:
- Подготовка;
- Изучение правописания печатных букв;
- Изучение прописного письма.
Несколько советов по улучшению памяти малыша.
Если вы хотите добиться существенных результатов, при этом не навредив собственному дитятку, лучше воспользоваться простым советом. Не начинайте обучение в слишком раннем возрасте – спустя несколько занятий крошка просто потеряет весь интерес к обучению. При этом не рекомендуется забыть про обучение в подготовительном периоде. При отсутствии таких навыков, у ребенка могут возникнуть проблемы.
Подготовительный этап обучения малыша.
Перед изучением букв и их написанием, уделите внимание некоторым мелочам:
- Как чадо сидит за столом, если неправильно покажите ему как следует это делать;
- Научите крошку держать ручку;
- Покажите расположение тетрадки на столе, при этом укажите какое расстояние должно быть от ее головы до тетрадки;
- Обучите ориентированию в пространстве – где находится верхний левый угол страницы, с которого начинают писать;
- Улучшайте концентрацию малыша таким образом, чтобы он не отвлекался.
Как только вы приступите к написанию букв, убедитесь в том, что ваш сын или дочь имеют достаточно развитую моторику. Ее должно хватать таким образом, чтобы рука могла правильно держать ручку. Перед занятиями, уделите время изучению алфавита таким образом, чтобы ребенку не составило труда назвать ту или иную букву. Оптимальный возраст подготовки – с 4 лет.
Правописание прописных и печатных букв.
После проведения подготовительного этапа, когда малыш развил моторику и он хорошо знает весь алфавит, обучайте его писать печатными буквами. Для начала, нужна некоторая основа – пусть пишет палочки, круги, крючки и так далее. После этого тренируйте написание несложных символов, к примеру: о, н, т, а и так далее.
После этого путь ребенок учиться писать сложные символы: ж, ш, д, ц и так далее. Курсивное письмо – сложная задачка, на нее понадобится потратить гораздо больше времени. Дети отправляются в школу в 5-6 лет, где их потихоньку учат писать прописью. Если вы не уверены в собственных силах и не хотите навредить будущему почерку своей крохи, оставьте это дело учителям.
Стоит ли детям обучаться английскому языку в детском саду? Такими занятиями лучше не загружать свою крошку, пока она не начала учиться в школе. Будет лучше, если вы потратите это время на изучение некоторых символов и их использование в жизни.
Сама манера письма закрепиться только к 4 классу. До этого времени вы можете повлиять на свое чадо и следить за тем как он правильно прописывает символы, соблюдает ли нужную высоту и ширину, учитывает наклон линий, использует способы для объединения букв и многое другое.
Основные ошибки родителей при обучении письму.
Сове чадо надо обучать такими же навыкам, каким вы владеете сами. Помимо работы учителей, нужно параллельно заниматься с ним дома. И не редки случаи, когда родители забывают о пословице «благими намерениями вымощена дорога в ад». Из-за этого появляются ошибки, которые мешают усвоить материал. Вот небольшой список самых распространенных из них:
- Все домашние занятия должны проходить не больше 20 минут в день;
- Когда школьник не может что-то делать наказывать его, кричать и не вникать в суть проблемы. Нужно идти на встречу малышу и подробно объяснять ему почему так правильно, а так нет;
- Принуждать ребенка писать, если у него это выходит весьма плохо. Скорее всего, чадо попросту не готово к подобным занятиям и нужно подождать, пока в школе не начнут изучение этой темы. Не исключено, что в непонимании некоторых аспектов письма виноваты лично вы;
- Если родители стараются ускорить подготовительный этап, и сразу заставляют ребенка писать прописью. После занятия, родители надеются на то, чтоб крошка будет переписать каллиграфическим почерком стихи великих поэтов;
- Изучение письма без развлекательной составляющей. К примеру, многие уроки проводятся в игровой форме, чтобы ребенок мог легче усвоить материал. Без такого подхода, малыш потеряет всякий интерес к учебе и не сможет усваивать постоянный поток информации;
- Не начинайте заниматься с ребенком меньше оптимального возраста. Кроха не сможет выдавать ровные буквы к 4 годам. Были проведены некоторые исследования с детьми, которые подтверждают вред раннего обучения. Как только малыш подрастет, его почерк становится намного хуже.
- Не нужно становиться для крохи учителем, продолжайте быть родителем. Чтобы выработался грамотный почерк, нужно постоянно заниматься. Подобную работу успешно выполняют учителя, а вы можете только поспособствовать скорейшему развитию.
Полезные советы, при самостоятельном изучении ребенком письма.
Известный российский академик Марьяна Безруких поделилась с родителями своими рекомендациями, позволяющие развить у детей любовь к письму:
- Правописание – навык, который требует огромных усилий. Его нужно развивать постоянно и медленно, чтобы его освоить в совершенстве потребуется около 4 лет;
- Не нужно импровизировать, используйте дополнительную литературу. Таким образом, у вас получится весьма продуктивно работать с детьми;
- Прописи – неплохой выбор в обучении дитятки. Все что требуется от вас, ответственно подойти к выбору правильной прописи. Она должна соответствовать уровню развития и возрасту малыша;
- Для эффективной домашней учебы, откажитесь от тетрадок в клетку или линейку, используйте альбом;
- Ребенок может легко усваивать материал, если дополнять ее красочными картинками, наглядными примерами и некоторыми ассоциациями.
Все что от вас зависит – так это давать ребенку информацию в разбавленном виде, с добавлением некоторых игр для лучшего освоения. Никогда не срывайтесь на малыше, если у него что-то не выходит. Всегда помогайте и объясняйте ему материал, чтобы он смог переварить его и использовать на практике. Более того, не будьте такими серьезными – этого малыш еще успеет нахвататься в школе. В случае если кроха начинает капризничать и кричать, что у него ничего не получается, подумайте над другим методом обучения.
Настолько ли полезные современные методики раннего развития?
На самом деле – нет. К примеру, один из ведущих экспертов Лена Данилова своевременного развития малыша говорит следующее:
«Неоднократно замечалось, что дети, обучаемые в дошкольном возрасте, имели отвратительный почерк. Большинство учителей предостерегают родителей по поводу опасности домашнего обучения. Это не приведет к нужному результату и только ухудшит положение дел. Обучаясь дома, малыши могут навсегда навредить своему почерку, так как их рука еще не готова к подобному. Несмотря на хорошие успехи, постоянно поддерживать уровень качество почерка вашего чадо не так легко, если отсутствуют интенсивные занятия с крохой.
Ребенок может легко научиться письму. Можно приступить к занятиям с 3-5 лет, однако час обучения с внимательным выведением правильных форм символов, это весьма много. Такие занятия окажутся не только вредными, но и жестокими. Почерк может оказаться весьма скудным, а любопытство вашего чадо приведет к тому, что он будет писать кое-как различные слова. Без постоянного контроля добиться успеха нереально. После этого процесса, плохой почерк устанавливается как обыкновенный навык и это исправить вы вряд ли сможете».
Не находите ли вы подобное высказывание весьма критичным. Лена Данилова яростно утверждает, что с раннего возраста ребенок может развиваться при помощи развлекательного обучения. Если от него потребуется настойчивый и систематический труд, то он сможет найти его только в школе.
Как научить ребенка писать сочинение без ошибок?
Тогда как обстоят дела в школе? Каким образом там обучают письму?
Из-за огромного количества исследований, нынешняя школьная методика разительно отличается от той, которая была популярная 50 лет назад. Раньше все писали при помощи пера или перьевой ручки, при этом подрастающее поколение использовало письменные принадлежности ужасного качества низкой стоимости. При неправильном использовании перьевой ручки невозможно было что-либо написать. Нередки были случаи, когда она ломалась из-за несоответствующего обращения. Из-за этого всем учителям приходилось следить за тем, как дети держат руку. Изучение письма – процесс долгий, который длился всю начальную школу (3 года). Пока каждый ученик не научиться удовлетворительно писать, детям не рассказывали про правила орфографии.
В те времена любой ученик мог красиво написать заглавную букву или писать прописью, но метод обучения был весьма сложным. К тому же, все устройство прописи разительно отличалось от нынешнего типа. Издатели рассчитывали, что книгу для прописей могли использовать несколько поколений учеников. В них были приведены образцы, но учиться их писать нужно было в определенной тетрадке. Тетрадки для первоклассников тоже имели свои особенности – была частая косая линейка, благодаря которой можно облегчить процесс письма. Эти линейки служили необходимой опорой.
Спустя долгие годы письменные принадлежности и уровень школьного преподавания разительно поменялись. Первое – стало качественней, а второе – снизилось в качестве. Сейчас каждый ученик имеет при себе шариковую ручку, из-за чего учителя больше не должны следить за правильной постановкой руки. При помощи облегченному написанию символов, появилась возможность сокращения времени освоения каллиграфии. Теперь все первоклассники занимаются нескончаемыми самостоятельными работами и заучиванием правил орфографии.
Прописи нашего времени – теперь представляют собой неплохую тему для обсуждения. Все недостатки школьной системы приобрели некоторый эпилог. Теперь этот абсурд из года в год преследует новые поколения первоклассников.
Теперь всем известно, что сейчас существует учебный план. К примеру, благодаря этому плану отведено определенное количество занятий, на изучение темы «умножение двухзначных чисел». Если ученику удалось усвоить такую тему за небольшой срок, он получает 5 баллов. А если другому не удается освоить это в определенный срок, его награждают парой. Однако это не мешает учителю двигаться дальше по программе, и предлагать другие новые темы.
Именно этот принцип и лег в основу изучению правописания для первоклассников. К примеру, есть задание написать букву «а» и на это отведено несколько строчек. Ребенок тренируется писать по-своему эту букву. И тут не важно, получилось ли у него хорошо или плохо – когда закончатся строчки, он приступает к новой букве «б».
Скорее всего, современные школьные методисты рассчитывают на то, что сегодняшние дети – это высокоинтеллектуальная община. Когда крохе уделяют лишь несколько строчек, он будет стараться изо всех сил, чтобы каждая последующая буква была красивее предыдущей. При этом его ограничивают в количестве попыток, отсюда он обязан выработать навык до тех пор, пока не закончатся строчки.
У вас появится предположение – что эти методисты не разбираются в психологии детей. И вы будете совершенно правы, так как малыш будет вести себя совершенно по-другому. Когда крохе предлагают написать букву «а» в несколько строчек, он не будет прикладывать максимальные усилия. Он станет прописывать эту букву как можно быстрее. Его попытки могут представлять собой натуральные каракули, а педагог почти никак не отреагируют на подобную работу. Места не осталось, и вместе того, чтобы повторно прописать эту букву, учитель лишь скажет «как не хорошо». Благодаря такой скоростному письму можно подольше погулять на улице.
Интересен тот факт, что у первоклассников больше нет оценок. Пару за почерк можно получить только в последующем классе, когда не проводятся занятия по улучшению почерка. После того, как дитятки быстро заполнили пустующие строчки, их нагружают орфограммой.
Вам известно, что такое орфограмма? Если вы уделите немного внимания на содержание учебника, то найдете много удивительных вещей. Помимо этого, вы лучше поймете, чем занимается ваше чадо во время школы. Теперь именно эта область будет изучена вдоль и поперек вашими детьми на протяжении всей школьной программы. Все нынешнее поколение прекрасно знают, что такое орфограмма, в отличие от старого. Нет ничего лучше, чем воспользоваться словарями. Чаще всего слово удается лучше понять, когда известно его иностранное значение. К примеру, словарь Яндекса, воспользовавшись английским, немецким, французским, итальянским и испанским языком, воспринимает подобный набор символов как ошибку. Воспользовавшись русским языком, можно найти определение этого слова только в Большой Советской энциклопедии.
Орфограмма – от греческого означает «правильное письмо».
- Последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке …;
- Текст, который написан при помощи правил орфографии.
Методисты могли совершить удачный выбор: они используют второе определение для обучения первоклашек. Издание А.В. Поляковой для первого класса гласит следующее:
Орфограмма – это правописание слов с помощью определенных правил. К примеру, большая буква в именах и названиях улиц – это орфограмма.
Благодаря такому описанию, вам удалось осознать, что значит этот термин? Нет? Тогда давайте воспользуемся математическим мышлением, и преобразим эту фразу. В итоге мы имеем:
Большая буква в именах и названиях улиц – это написание слов с помощью определенных правил.
Эта фраза содержит столько же логики, сколько и эта:
Лестница между несколькими этажами – это строительство дома по определенным правилам.
Несомненно, здесь можно самостоятельно догадаться о смысле, но как бестолково это подано. Где здесь проявляется знание русского языка? Если вы с кем-то разговариваете, то ваш собеседник может совершить подобную ошибку. Но это учебник для первоклассников, и во время его написания должны были руководствоваться корректными понятиями.
Таким образом, те жалкие три строчки подходят к концу, как и изучение каллиграфии. После этого идет освоение правописания. Теперь дети должны находить орфограммы в каждом слове. К примеру, малыш записывает под диктовку: «У Тани тетрадка». Методисты считают, что дитя будет продумывать: «Таня – это имя, и его нужно писать с большой буквы. Ведь большая буква в именах – это орфограмма. На конце у Тани должна находиться буква и. Ведь и стоит в таких сочетаниях букв как жи, ши – это орфограмма. В конце слова тетрадки можно услышать т, но необходимо написать д, так как есть проверочное слово – тетради, — и это очередная орфограмма».
Как научить ребенка красиво писать?
В корявом почерке виноваты далеко не родители, как говорит Лена Данилова, вся вина лежит на преподавателях и школьной системе. Однако здесь есть 2 важных момента. Первый – Лена Данилова думает, что у детей перед школой могут получаться красивые буквы, а как только они идут в школу их почерк мгновенно портится. Второй – если верить Лене Даниловой, то школьники без систематического контроля будут писать как захотят и что захотят, выплескивая на бумаги все что придет им в голову. В то время как в школе им придется писать под контролем педагогов, которые реализуют узкие желания методистов.
Конечно не все учителя такие. В России достаточно педагогов, которые могут правильно научить красивому и грамотному почерку. Но не стоит рассчитывать на слепую удачу, и займитесь домашними заданиями, благодаря которым малыш не раз скажет вам спасибо.
pandadiplom.ru