Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Памятка родителям пятиклассников "Адаптация пятиклассников". Памятка для родителей адаптация ребенка в 5 классе


Памятка родителям (адаптация 5 класс) - Статьи - Страничка психолога - К экзамену

Памятка родителям (адаптация 5 класс)

Золотые правила воспитания для родителей:

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.

Возрастные особенности младшего подростка

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению «худшего»;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации

  • удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
  • ребёнок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Некоторые проблемы пятиклассников

  • В письменных работах пропускает буквы.
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
  • С трудом решает математические задачи.
  • Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
  • Не умеет работать самостоятельно.
  • С трудом понимает объяснения учителя.
  • Постоянно что-то и где-то забывает.
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

  • Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Усталый, утомлённый вид ребёнка.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный ночной сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Рекомендации родителям пятиклассников

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

Здоровье

Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.

Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

Адаптация

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

yaschool.ucoz.ru

Памятка для родителей по адаптации пятиклассника.

Просмотр содержимого документа «Памятка для родителей по адаптации пятиклассника.»

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 19

Первый раз в 5 класс

Подготовила: Пахоменкова Маргарита Геннадьевна

Сайт школы: http://school19.angarsk.info.

г. Ангарск

Уважаемые родители!

В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка в школе менее болезненным. Вот несколько рекомендаций по адаптации пятиклассника:

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами: «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.

4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

6. Не используйте любую ошибку ребенка для его критики.

7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

8. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.

11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…»

multiurok.ru

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Памятка родителям

Очень часто родители не считаются с трудностями перехода детей в пятый класс. По их мнению, пятиклассник автоматически становится самостоятельным. В его адрес все больше обращаются с такими словами: «Ты должен», Ты уже большой». Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения не может пройти без помощи родителей. Дети осознают свою взрослость, но им не хватает жизненного опыта в решении многих задач.

Пятый класс — непростой для ребенка период жизни, когда он оказывается в незнакомой среде обитания, в других социально-пространственных условиях. Обстановка осложняется из-за отсутствия у бывшего младшего школьника опыта общения. Взрослым важно спрогнозировать и заметить проблемы, помочь адаптироваться с минимальными потерями предыдущих достижений, развивать коммуникативные способности ребенка.

Переход из начальной школы в среднюю — новая ступень в жизни детей и родителей. Новые предметы, новые учителя, новые требования… Изменился и статус школьников: в начальной школе они были самыми старшими, важными и успешными, в средней школе оказались самыми маленькими. Пятиклассники испытывают различные страхи: страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх проверки знаний… Все эти условия способствуют их временной дезадаптации.

Признаки дезадаптации в поведении ребенка после школы:

  • усталый вид;
  • отсутствие желания делиться впечатлениями о проведенном дне;
  • нежелание разговаривать о школьных событиях, одноклассниках, учителях;
  • негативная оценка школы;
  • нежелание выполнять домашние задания, жалобы на плохое самочувствие;
  • беспокойный сон.

Педагогам и родителям нужно учитывать психологические особенности этого возраста.

У большинства мальчиков (10-12 лет) преобладает эмоциональная сдержанность, их взаимоотношения с окружающими людьми конкретные, поверхностные, хотя они стремятся к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола физической ловкостью, логикой суждения, мастерством в практических делах. Им присущ дух справедливой спортивной борьбы.

Это нужно знать:

До 12 лет у мальчиков более развито правое полушарие (оно обеспечивает стремление к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов) отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных форм, образов и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет им абстрактно мыслить, формировать понятия.

Внимание девочек (10-12лет) притягивает сам человек, человеческие отношения. В их дружбе преобладают диады и триады, закрытые для посторонних. Способом обращения на себя внимания у девочек является кокетство. Девочкам свойственен соревновательный дух, но соревнуются пятиклассницы на уровне межличностных отношений (в сравнении себя с другими, в споре…)

Это нужно знать:

До 12 лет у девочек более развито левое полушарие (оно обеспечивает склонность к абстрагированию, обобщению, словесно-логическому характеру познавательных процессов) оперирующее словами, символами, условными знаками и регулирующее речь, письмо, логическое мышление.

Рекомендации родителям по адаптации пятиклассникам

Не забывайте о том, что для ученика 5 класса по-прежнему важно соблюдать режим дня. Особое внимание уделяйте детской организованности. Обсуждайте с пятиклассником следующие темы:

  • что значит учиться на собственных ошибках;
  • что делать, чтобы хорошо учиться;
  • что мешает хорошо учиться и как с этим бороться.

Нельзя не контролировать успеваемость школьника, думая, что он повзрослел. Это приведет к тому, что постепенно ваша дочь или ваш сын перестанет усваивать материал.

Помните о том, что пятикласснику нужна помощь, чтобы разобраться в новых жизненных условиях. Обращайтесь за помощью к педагогам, если у ребенка возникают трудности по каким-либо предметам, уточняйте требования к домашней работе…

Помогайте пятикласснику выполнять домашнее задание с учетом требований педагогов. Контролируйте выполнение домашних заданий, но не делайте работу за ребенка.

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка, его отношениями с одноклассниками. В пятом классе дети обычно группируются по типичным признакам: девочки и мальчики (гендерные группы), отличники и двоечники (группы, образованные по статусу). Будьте в курсе не только учебных дел. Старайтесь быть внимательным слушателем, не давайте резких оценок происходящим событиям. Это может обидеть ребенка и повлиять на доверие к вам.

Помогите ребенку в привитии интереса к новым предметам и увлечениям, объясните ему, к чему нужно стремиться.

Постарайтесь создать спокойную домашнюю атмосферу, где любят ребенка просто за то, что он есть.  Вашему сыну (вашей дочери) нужны поддержка и внимание.

Памятка родителям по адаптации пятиклассников

После школы ребенок нуждается в отдыхе. Позвольте ему расслабиться, полежать 15-30 минут. После обеда старайтесь организовать ему небольшую прогулку.

Следите за тем, чтобы ребенок не сидел часами за учебниками. Делайте через каждые 30-40 минут 15-минутные перерывы.

Не забывайте о том, что дети 8-11 лет должны спать не меньше 10 часов, 12-15 лет – 9 часов. Сон – самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии.

Помните, что правильный режим дня помогает сохранить школьнику работоспособность.

Чему нужно учить девочек и мальчиков 10-11 лет?

  • Общаться с одноклассниками, уметь поддерживать отношения с мальчиками и девочками, иметь свое мнение и учитывать мнения других;
  • Уметь правильно оценивать себя;
  • Уметь дружить и разрешать возникающие конфликты;
  • Планировать и правильно распределять время;
  • Стремиться к знаниям;
  • Выполнять постоянные обязанности по дому;
  • Предвидеть результаты своих действий, делать правильный выбор.

Родителям нельзя быть безразличными к адаптации ребенка на одном из важных этапов в их жизни. Важно знать психологические особенности младшего подросткового возраста, для того, чтобы повысить адаптивные возможности пятиклассников в учебной деятельности, во взаимоотношениях с одноклассниками и новыми учителями.

Уважаемый читатель! Согласны ли вы с тем, что адаптация пятиклассников к новым условиям обучения будет успешной, если родители займут активную позицию, сохраняя в семье атмосферу открытости и доверия?

mymelnica.ru

Памятка для родителей пятиклассников - Памятка

Памятка для родителей пятиклассников.

Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения:

* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.

Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

  • НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ ;

  • НОВЫЙ РЕЖИМ;

  • НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ;

  • НОВЫЕ ПРАВИЛА;

Трудности в обучении пятиклассников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности обучения пятиклассников в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки и суть дезадаптации пятиклассников к обучению в школе:

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Сроки адаптационного периода :

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь родителей в период адаптации

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу

Рассогласованность требований

В 5-м классе присутствует рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Рекомендации родителям пятиклассников :

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

gigabaza.ru

Памятка для родителей "адаптации учеников пятых классов"

В 5-м классе ко всем особенностям подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Памятку разработала:

Сабитова М.С.,

педагог – психолог

Контактный телефон:

Ваш ребенок пятиклассник

 

Проблемы адаптации

 

Памятка для родителей

Возрастные особенности младшего

подростка

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье;

  • повышенная утомляемость;

  • стремление обзавестись верным другом;

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  • отсутствие авторитета возраста;

  • отвращение к необоснованным запретам;

  • восприимчивость к промахам учителей;

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  • отсутствие адаптации к неудачам;

  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;

  • ярко выраженная эмоциональность;

  • требовательность к соответствию слова делу;

  • повышенный интерес к спорту;

  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Признаки успешной адаптации.

обучения;

выполнении им учебных заданий, готовность

прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ

попыток выполнить задание самому;

отношениями с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации.

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелание выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции.

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности.

  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Чем можно помочь?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

  • Если в семье произошли, какие- то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю.

  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу.

  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация, обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

  • У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

  • Для пятиклассника учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

infourok.ru

Памятка родителям пятиклассников "Адаптация пятиклассников"

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Полезные правила воспитания для родителей:

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

  • Верьте в его возможности.

  • Почаще ставьте себя на его место.

  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.

  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.

  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.

  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  • повышенная утомляемость;

  • стремление избежать изоляции;

  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  • отсутствие авторитета возраста;

  • отвращение к необоснованным запретам;

  • восприимчивость к промахам учителей;

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  • отсутствие адаптации к неудачам;

  • отсутствие адаптации к положению «худшего»;

  • ярко выраженная эмоциональность;

  • требовательность к соответствию слова делу;

  • повышенный интерес к спорту.

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

  • удовлетворенность ребёнка процессом обучения;

  • ребёнок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ

  • В письменных работах пропускает буквы.

  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.

  • С трудом решает математические задачи.

  • Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.

  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.

  • Не умеет работать самостоятельно.

  • С трудом понимает объяснения учителя.

  • Постоянно что-то и где-то забывает.

  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).

  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.

  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

  • Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Усталый, утомлённый вид ребёнка.

  • Нежелание выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный ночной сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

ЧЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

ЗДОРОВЬЕ

Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.

Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

АДАПТАЦИЯ

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

infourok.ru

Персональный сайт - Трудности адаптации к пятому классу. Памятка для родителей.

 

Трудности адаптации к 5 классу.

Рекомендации для родителей

Психологические проблемы пятиклассников

       Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

  •  повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
  •  повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований,  которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
  •  зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
  •  степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
  •  состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в  классном коллективе;
  •  влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

 

Рекомендации для родителей

  •  Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  •  Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.  Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  •  Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  •  Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей
  •  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо  труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие,  сарказм и жестокость.
  •  Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной  деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.  Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.

Рекомендации для родителей

  •  Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между  выполнением домашних заданий.
  •  Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
  •  Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  •  Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания  ребенка.
  •  Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного  уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной  активности ребенка.
  •  Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
  •  Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  •  Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  •  Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  •  Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  •  Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  •  Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания
  •  Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  •  Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим  и уникален.
  •  Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  •  Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

                                    «ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  • Не унижай!
  • Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  • Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

 

sestrisa.narod.ru