Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога. Гиперактивный ребенок что делать 5 лет
Детская гиперактивность - советы психолога.
Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?
Что такое синдром гиперактивности?
Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.
Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6—8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.
Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.
На сегодняшний день выделяют:
Гиперактивность без нарушения внимания;
Нарушение внимания без гиперактивности;
Гиперактивность с нарушением внимания.
Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.
Как понять, что ребенок гиперактивный?
Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.
Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.
Почему возникает эта проблема?
Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:
Наследственный фактор;
Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
Социальный фактор.
Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.
Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.
Способы и методы коррекции гиперактивности
Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.
Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.
Советы родителям
Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.
Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.
Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.
9psy.ru
Гиперактивный ребенок: что делать маме? - Статьи - 1 год - 3 года
Гиперактивный ребенок: что делать маме?
Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от гипервозбудимости, хорошим врачом считаться не может.
Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.
У нас у младшей диагноз гиперактивность есть (причем от хороших стационарных неврологов), а проблем с поведением нет, жалоб ни воспитатели в саду, ни сейчас учитель в школе не предъявляли. Так что гиперактивных тоже воспитывать можно!
Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу:
Читайте также
• с тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте;
• не хочет играть один;
• проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
• плохо спит, часто просыпается;
• слишком активен, в понимании мамы.
Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет»:
1. Вашему ребенку меньше 5 лет?
2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?
3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?
4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?
5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?
Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).
Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.
Традиции и ритуалы
Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и ложиться спать в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.
Причем, режим дня нужно сохранять и в путешествиях, и в поездках по городу, и при посещении гостей. Мы всегда планируем поездки так, чтобы днем малыш, все же, спал в своей кровати после домашнего обеда. Встречи, посещение врачей и другие дела назначаем на утро, а к обеду возвращаемся домой. После сна и полдника можно двигаться дальше. Длинные переезды тоже можно подгадать под сон. Зачем сбивать режим? Понятно, что мы сейчас не говорим о долгих путешествиях на машине, перелетах и т.д. Но и тогда лучше придерживаться графика.
Умеренная активность
Гиперактивность – это болезнь, а такие дети просто очень подвижные, любознательные и расторможенные. Они не могут долго сидеть молча и не двигаясь. И не подзатыльника они просят, а занять их чем-то.
Говорят, чтобы ребенок крепко спал ночью, за день он должен как следует устать. Только не очень эмоциональный ребенок. В нашем случае, чтобы легче уснуть вечером, днем тоже нужно хорошо поспать. Также перевозбуждение возникает от перегуливания, активных игр перед сном, длительного просмотра мультиков и вообще «общения» с экраном планшета или телевизора.
Положительные эмоции
Отсутствие негативных эмоций – это прописная истина. Чем меньше, тем лучше для всех, особенно перед сном или едой. Будь то нелюбимая чистка носа, случайно увиденный отрывок фильма по ТВ, незнакомый, непонятный и вызывающий массу разрозненных мыслей в маленькой голове, повышенные тона в разговоре родителей, или грубый жест сгоряча... То, что вы делаете, должно иметь понятный смысл для ребенка, ведь он все впитывает, как губка.
Правильная кроватка
Моей большой ошибкой однажды было послушаться медсестру, которая сказала, что ребенка нужно с рождения приучать спать без пеленания в большой кроватке. Красивые пижамы могут подождать, если малышу трудно спать долго без ограничения движений. Свободное пеленание, маленькая уютная люлька (если ребенок не спит с вами) – это то, что нужно чувствительному малышу. И даже если история с пеленками и засыпанием на руках затягивается до полугода и больше, нет ничего страшного в том, чтобы давать ребенку спать так, как ему комфортно.
Простые задания
Чтобы добиться от ребенка результатов, задания должны быть простыми и понятными. «Собери игрушки, вымой руки, и потом мы пойдем ужинать» – пример фраз, которые не стоит употреблять. Сначала ждем, пока будут собраны игрушки, затем выполняем следующее действие. И тут еще важны правила, которые должны соблюдаться вне зависимости от места и времени. Если дома малыш собирает игрушки сам, то и у бабушки тоже. Если дома чего-то делать нельзя, потому что это опасно, то нигде нельзя. О таких правилах, прежде всего, стоит договориться с родственниками. Ребенок будет гораздо меньше нервничать.
Дозированные впечатления
Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.
Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.
Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит диагноз СДВГ ребенку до 5-6 лет. Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности дольше времени, положенного его возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид деятельности. Например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, ерзает, сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и, по результатам, возможно, назначит терапию.
Лариса Суркова
Читайте также: Как успокоить активного ребенка: советы мам
deti.mail.ru
признаки, что делать, рекомендации родителям
Детская комната
Видео и радионяни
Детские кроватки, матрасы, мобили
Игровые домики, горки, манежи
Игрушки
Одежда для новорожденных
Шезлонги, качалки
Уход и развитие
Развитие
Товары. Уход и Развитие
Уход
Здоровье
Детские болезни
Лекарства и средства
Массаж, гимнастика и закаливание
Прививки
Купание
Купание. Открытые вопросы
Средства для купания
Товары для купания
Питание
Грудное вскармливание
Искусственное и смешанное питание
Товары и средства, прочее
Прогулки и перевозка
Коляски, автокресла, прочее
Путешествия, прогулки и походы
Поиск
Детская комната
ВсеВидео и радионяниДетские кроватки, матрасы, мобилиИгровые домики, горки, манежиИгрушкиОдежда для новорожденныхШезлонги, качалки
Делаем настольные игры для детей своими руками
Лучшие настольные игры для детей 6 7 лет
Самые интересные подвижные игры для детей дома
Виды настольных игр для детей: обучающие и веселые
Уход и развитие
ВсеРазвитиеТовары. Уход и РазвитиеУход
Секреты того, как воспитать послушного ребенка
Если ребенок кривляется
Если ребенок ябеда
Какую роль играют подвижные игры в развитии детей
Здоровье
ВсеДетские болезниЛекарства и средстваМассаж, гимнастика и закаливаниеПрививки
Чем и как остановить икоту у новорожденного крохи?
Основные симптомы сотрясения головного мозга у детей, диагностика
Как происходит лечение сотрясения головного мозга у детей
Как проявляется сотрясение мозга у ребенка до года
Купание
portalrebenka.com
Гиперактивный ребенок: что делать родителям
Еще каких-то пару десятилетий назад никто не знал о синдроме гиперактивности у детей.
Это совсем не означает, что гиперактивных малышей не существовало, просто повышенной активности не придавали большого значения, списывая ее на индивидуальные особенности и недостаток воспитания.
Старшее поколение учителей и воспитателей в детских садах в большинстве случаев и по сей день придерживаются этой точки зрения. Однако это довольно серьезная задача: воспитывать и адаптировать в детском коллективе гиперактивного ребенка. Что делать родителям, советы психолога вы найдете в этой статье.
Что такое гиперактивность у ребенка
Гиперактивный ребенок не может ни минуты усидеть на месте, он делает несколько дел одновременно, но при этом не может толком сосредоточиться ни на одном. Эти детки часто опережают сверстников в интеллектуальном развитии, в то же время не могут высидеть на уроке, выполнить задание до конца, сосредоточить внимание.
Родители часто даже гордятся своими сверх нормы активными детками, не придавая должного значения лечению. Однако терапия просто необходима, как медикаментозная, так и психологическая. В противном случае детские симптомы перенесутся во взрослую жизнь и тогда серьезных проблем просто не избежать.
Причины
Ученые выделяют ряд основных предпосылок к развитию гиперактивности у ребенка:
наследственная предрасположенность к заболеванию;
родовая травма;
прием матерью во время беременности некоторых лекарственных средств;
курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков во время беременности;
осложнения во время родов: кислородное голодание плода, асфиксия;
травмы головы, полученные в первые месяцы и годы жизни;
неблагоприятная экологическая обстановка.
На развитие гиперактивности может повлиять один из факторов, а может несколько в комплексе. Конфликты в семье, ссоры между родителями, а также неадекватное отношение родителей к состоянию ребенка может привести к значительному усугублению симптомов гиперактивности.
Первые признаки гиперактивности
Важно отметить, что симптомы гиперактивности можно отметить в той или иной степени практически у любого ребенка. Однако небольшое нервное возбуждение не считается патологией, если оно возникает лишь иногда.
Вот основные признаки гиперактивности:
у ребенка проблемы, как с дневным, так и с ночным сном: малыш долго засыпает и спит беспокойно, часто вздрагивая и просыпаясь;
гиперактивные дети плохо набирают вес по сравнению со своими сверстниками, у них плохой аппетит, наряду с постоянной жаждой;
кроха находится в постоянном движении, часто бесцельном;
малыши не любят слушать сказки, однако и на одной подвижной игре им трудно сосредоточиться: они набирают много игрушек одновременно, толком не играя не одной из них, в коллективных играх не могут дождаться своей очереди.
Эти симптомы можно разглядеть у воспитанников детских садов, более серьезные проблемы начинаются в школе. Точный диагноз можно поставить лишь к 5-6 годам.
Гиперактивность по годам
В школьном возрасте начинается новый виток проблем, связанных с гиперактивностью.
Вот лишь некоторые из них:
ребенок проявляет раздражительность, даже самое невинное замечание в свой адрес он воспринимает как «смертельную» обиду;
гиперактивному первокласснику труднее высидеть на уроке, чем остальным детям, он часто отвлекается, не слушает учителя, отличается плохим поведением;
ребенок часто проявляет агрессию по отношению к сверстникам, не умеет работать в коллективе, поэтому редко находит себе друзей;
у гиперактивного школьника плохо развита мелкая моторика: такие дети с трудом и очень неуклюже выполняют поделки и аппликации, у них плохой почерк.
более того, они все роняют, постоянно спотыкаются и что-то опрокидывают на себя.
С возрастом без адекватной работы со стороны родителей и психолога некоторые проблемы могут только усугубляться, а иногда и переноситься во взрослую жизнь. Из гиперактивного ребенка формируется довольно неприспособленная к жизни личность, ее характеризуют следующие черты:
чрезмерная обидчивость;
невнимательность;
неопрятность;
неуклюжесть.
Детский сад — развивающее учреждение. В большинстве садиков разработаны здоровьесберегающие технологии. Они включают в себя цветотерапию, закаливание, ароматерапию и другие виды технологий.
Что лучше купить — автокресло или автолюльку для новорожденного малыша, расскажем далее.
В 3 года ребенок начинает стремиться все делать самостоятельно, однако это далеко не всегда получается, отчего малыш очень расстраивается и капризничает. В психологии это называют кризисом трех лет. Подробно о признаках кризиса читайте в этой теме.
Что делать: советы психолога родителям
В случае с гиперактивными детьми результат лечения будет успешным, если скоординировать общие усилия докторов, педагогов и родителей.
Однако ведущую роль в нормальном развитии такого ребенка имеет семья.
Несмотря на сложный характер крохи, важно терпеливо относится к его особенностям, объяснять снова и снова правила поведения в коллективе, воспитывать навыки опрятности и вежливость.
Негативную роль на психическое развитие гиперактивного ребенка могут оказать скандалы и разлад дома. Выяснять отношения в присутствии ребенка нежелательно в принципе, особенно это актуально в случае гиперактивного малыша: негативные эмоции родителей особенно остро ими воспринимаются.
Также на этапе диагностики гиперактивности ребенка необходимо выяснить причину развития синдрома. В зависимости от нее назначается то или иное лечение.
Существуют, конечно, и определенные фармацевтические препараты, которые помогают в решении данной проблемы, однако они имеют сугубо вспомогательное значение. На первое место выходят работа родителей, психологов и педагогов.
Гиперактивный ребенок в школе
Ранее было описано, что детям с подобным диагнозом довольно тяжело приходится в школе и в любом другом детском коллективе.
Однако это еще далеко не повод отказываться от общения с ровесниками и переходит на домашнее обучение.
Гиперактивные дети могут и должны учится с обычными детьми.
Было много сказано о проблемах в обучении, однако дети с повышенной активностью не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстников, а часто даже опережают их. Они с легкостью воспринимают новую информацию, быстро включаются в работу, часто выполняют несколько заданий одновременно.
Более того, эти детки нередко щедро одарены творческими способностями, имеют живое воображение. Все эти особенности должны учитывать педагоги, если на их попечении имеются гиперактивные дети. Особенно важно найти подход к гиперактивному ребенку на первых этапах обучения в школе.
Режим дня и общие рекомендации
Существует ряд общих рекомендаций, которые актуальны в случае вполне здоровых детей, однако в отношении гиперактивных сверстников они приобретают более весомое значение:
необходимо четко соблюдать режим дня: пробуждение, прием пищи, занятия и отход ко сну должен происходить в строго определенное время, по возможности нужно организовать ребенку дневной отдых;
рацион растущего организма должен быть полноценным, однако сладости и шоколад должны быть представлены в нем в минимальных количествах;
компьютерные игры и телепередачи должны присутствовать в жизни особенного ребенка в минимальном количестве;
гиперактивного малыша обязательно нужно приобщать к спорту, ведь физическая активность дает возможность выплеснуть избыток энергии;
большое значение имеет пребывание ребенка на свежем воздухе.
Истерика у малыша может возникать как реакция на отсутствие внимания со стороны родителей, так и по причине нервных расстройств ребенка. Как успокоить ребенка во время истерики и на что нужно обратить внимание, читайте на нашем сайте.
С какого возраста можно давать ребенку дыню и в каком виде, читайте на этой странице.
Особым детям – особый подход
Так же существует три специфических направления работы психологов, которые связаны непосредственно с гиперактивностью:
Умение контролировать гнев.
Борьба с дефицитом внимания.
Выработка усидчивости.
С этой целью психологи дают ряд практичных советов:
Гиперактивные дети редко дослушивают длинные тирады до конца, поэтому будьте лаконичны – давайте четкие и понятные указания.
Не кричите и не бейте детей, у малышей такого склада крайне ранимая и чувствительная психика. Если все же наказание необходимо спокойно объясните, в чем именно ребенок провинился, и ограничьтесь отказом от развлечений или сладостей.
Хвалите свое чадо за малейшие успехи, это поможет повысить самооценку ребенка и даст эффективный стимул для дальнейшего развития.
Хотя в последнее время гиперактивность рассматривается как медицинская проблема, все же не стоит записывать ребенка пациенты психиатра.
Гиперактивность у детей с успехом лечится, причем немедикаметозно. Но, правда и то, что нормализация состояния ребенка — плод долгих совместных усилий родителей, психологов и педагогов.
Видео на тему
momjournal.ru
Гиперактивный ребенок, что делать родителям?
Гиперактивный ребенок, что делать родителям? Можно найти десятки статей и советов по этому поводу. Недостаток в них только один – их пишут психологи, невропатологи, педиатры, педагоги, которые растят нормальных детей.
А что делать простым, обычным мамам и папам, которые сталкиваются с особенностями характера своего ребенка и совершенно не знают, что с ним делать и как его воспитывать?
Алина: Вот уже полтора года я веду очень активный образ жизни. Я ем на ходу, недосыпаю ночи, быстро убираю квартиру, знаю десяток блюд на скорую руку, могу одеться, накраситься и сделать укладку всего за 12 минут. Дело в том, что полтора года назад я родила гиперактивного ребенка. Диагноз нам поставили еще в роддоме, подтвердили УЗИ головного мозга и десятками тестов, поставили на учет к невропатологу. Каждые полгода мы проходим лечение. Но, как выяснилось, этого мало. Родители гиперактивного ребенка – это и профессия, и призвание, и образ жизни – все в одном. Теперь я – профессионал. У меня есть знания (высшее медицинское образование) и опыт, и этим я готова поделиться с вами.
Для начала определим, что такое гиперактивный ребенок. Представим себе автостраду с тысячами машин. Все в движении, а одна мчит на полной скорости без тормозов. Как можно остановить такую машину?
Есть 2 способа – не мешать, уступить дорогу и подождать пока кончится бензин. Второй – машину остановит препятствие – стена, дерево, другая машина, столб.
Водитель разобьется, потому что не спасут ни ремень, ни подушки безопасности.
Вернемся к нашим детям. У гиперактивного ребенка нет тормозов, в его организме не вырабатывается фермент – глицин, отвечающий за успокоение.
Он не может успокоиться сам. То, что для других баловство, для гиперактивного ребенка – норма жизни.
Он будет бежать, падать, набивать шишки, плакать, успокаиваться и снова бежать. Его девиз: «Вижу цель – препятствий не вижу». И у вас есть 2 выхода – не мешать, а помогать и ждать, когда «закончится бензин» (ребенок перерастет).
Или стать препятствием и привести к необратимым последствиям (неуравновешенность, асоциальность, отшельничество, алкоголизм, наркомания).
Читайте также:
Почему ребенок стесняется
Проявление аутизма у детей
Как научить ребенка самостоятельности
Агрессивный ребенок, стратегии воспитания
Гиперактивный ребенок, что делать:
Смиритесь. Ваш ребенок гиперактивный, особенный, требующий индивидуального подхода. Когда очень тяжело, сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до 10 и скажите себе: «У меня просто гиперактивный ребенок. Проблема не в нем, а в его голове. Он в этом не виноват». Ведь бесполезно кричать на девочку: «Стань мальчиком» – это невозможно. Вот и гиперактивный ребенок не станет нормальным.
Фильтруйте советы. «Добрые люди» всегда найдут, что посоветовать. Слушайте только профессионалов – опытных, авторитетных медиков (педиатров, невропатологов), психологов и педагогов и только адекватных мамочек с подобными проблемами.
Не игнорируйте эту проблему. Проходите лечение, уделяйте максимум внимания ребенку, не бойтесь перелюбить малыша, в случае гиперактивности это невозможно. Постоянно давайте ему понять, что он – ваше наибольшее сокровище, ваша самая драгоценная ценность. Пусть он будет уверен, что родители любят его и таким особенным, не смотря ни на что. Ваша любовь к ребенку – неоспоримый факт. И только так! Главное – и к другим людям относитесь хорошо. Тогда ребенок будет знать: я самая большая драгоценность для моих родителей, но все люди драгоценны.
Нельзя бить. Ребенок запомнит и обязательно применит это в жизни. Я один раз ударила ребенка по рукам, когда он полез к розетке. Малыш еще неделю бил детей на детской площадке! Отвлекайте. Игрушками, песнями, танцами, чем угодно – отвлекайте.
Нельзя вообще кричать. Я один раз сорвалась, не на ребенка, вообще. Малыш запомнил и почти месяц устраивал подобные истерики. Игнорируйте. Все плохое игнорируйте. Ребенок добивается любой реакции от вас. Негативная реакция – тоже результат. Отсутствие реакции – отсутствие результата. Он поймет, что плохим поведением не добьется вашего расположения и со временем перестанет делать плохо. Лучше чаще хвалите: «Ты сама убрала игрушки? Молодец!», «О, ты съел целых три ложки каши. Умница! Вырастишь большой-большой!». Не стесняйтесь хвалить, тогда и кричать будет не за что.
Обезопасьте пространство. У таких детей плохо развит инстинкт самосохранения. Боль его практически не пугает. Помните это, оставляя нож на доступном месте. Каждая ошибка может стать роковой.
Ограничьте запреты. Запретов должно быть мало (только то, что опасно для жизни) и адекватно развитию. Годовалый ребенок не понимает, что он может разбить вашу любимую хрустальную вазу и порезаться осколками. Вы привыкли приходить домой и отдыхать. Вот и ребенок хочет дома отдохнуть от запретов, ограничений и страхов. Хотя бы дома он хочет просто удовлетворить свое любопытство. Дайте ему такую возможность. Все, что нельзя, должно быть скрыто, недоступно. Не дразните (смотри, но не трогай), не провоцируйте. Поберегите и без того хрупкую психику своего чада.
Режим. Чем строже соблюдается распорядок дня и отдыха, тем реальнее, что ребенок его быстро запомнит и привыкнет. Это значительно облегчит вашу жизнь.
Много играйте. Лучше, когда игрушки часто меняются. Для этого фасуйте их по коробках и доставайте строго по очереди, а не все вместе.
Например, у нас есть игра «покорми зверят». В одном ящике живут 13 разных зверюшек, к каждому из них я написала таблички и нарисовала, что они едят (например: лиса – рыбка, мышка – сырок).
Я читаю табличку, ребенок дает названного зверя и, пока я читаю про него четверостишье, ребенок выбирает для него еду.
Мы учим новые слова, буквы, учимся соотносить предметы, логически думать, развиваем память, учимся учиться, кроме того, мы все рисуем вместе, а это еще одна отдельная развивающая игра!
Еще в одном из ящиков есть 10 фруктов и ягод и 10 овощей и злаков. Первых мы отбираем в корзинку, остальных – в ящик.
Эффект тот же, но игра другая – разнообразие. Также имеется короб с геометрическими фигурами – по 4 круга, квадрата и треугольника, окрашенных в 4 цвета. Учим фигуры, цвета и считаем.
Я часто слышу: «Тебе просто нечего делать». На что я отвечаю: «На данном этапе жизни, мой сын – моя работа, и я с ней справляюсь на отлично. Я точно знаю, что я в него сейчас вложу, то в итоге и получу».
Даже в свои полтора года по умственно-логическому мышлению сын опережает сверстников на полгода и больше. Главное – правильно направить бушующий поток его бесконечной энергии. Не забывайте и об активных играх.
В нашей квартире прятаться тяжело, поэтому мы прячем кукол. Включайте фантазию. Помните, каждая ваша ошибка, леность, приступ агрессии, поблажка себе – может стать роковой.
Каждый день благодарите Бога за то, что вы родители, за то, что ваш гиперактивный ребенок живой, за каждую его улыбку, за каждую минуту смеха, за возможность быть с ним рядом, любить, гладить его спинку, целовать его ручки, видеть, как он растет, слышать драгоценное «мама». Благодарите за то, что он просто есть в вашей жизни.
Важную роль играет ваше отношение. Можно считать, что у него шило в одном месте, что он непослушный проныра и вообще невыносимый, а можно говорить, что он просто целеустремленный, любознательный, активный, настойчивый. Помните, «как вы лодку назовете, так она и поплывет».
Если каждый миг жить по этим правилам, то вы поймете, как вам повезло с ребенком. Он делает вас дисциплинированными, сильными, сдержанными, волевыми.
Гиперактивный ребенок развивает ваше воображение, раскрывает скрытые таланты, он раскрашивает ваши серые будни новыми яркими и веселыми красками, вы ведь для этого его рожали?
razvitie-rebenka24.ru
Гиперактивный ребенок, что делать, гиперактивные дети
В наше время все больше родителей сталкиваются с таким понятием, как гиперактивный ребенок, что делать? По статистическим данным врачей, психологов и педагогов, гиперактивность встречается у 39% всех детей дошкольного возраста и приблизительно у 57 % детей школьного возраста. Прежде, чем приступать к лечению и советам родителям, нужно определить основные симптомы.
Гиперактивный ребенок, что делать?
1. Дефицит внимания. Дети, которые страдают чрезмерной активностью, не могут длительный период времени концентрировать свое внимание на каком-либо одном занятии, будь то игра, рисование или даже просмотр телевизора. Именно из-за этого фактора ребенок зачастую испытывает небольшие затруднения в обучении.
2. Повышенная двигательная активность. Любой специалист может с легкостью определить гиперактивного ребенка в огромной толпе детишек. Они характеризуются сверх активностью. Такого малыша очень редко можно увидеть в спокойном состоянии, он находиться в постоянном движении (бегает, прыгает, не сидит на одном месте больше 5 минут). И практически успокоить такого малыша с первой попытки очень трудно, только применяя особые педагогические методы.
3. Излишняя импульсивность . Разумеется, практически все дети (и спокойные и не очень), периодически позволяют себе проявлять чрезмерно бурные эмоции. Однако гиперактивные детишки часто теряют контроль над своими эмоциями, пугая импульсивностью не только своих родителей, но и всех окружающих.
Время проявления гиперактивности у детей
Многие специалисты считают, что гиперактивность малыша можно определить после двух лет. Но это совершенно ошибочное мнение, потому как большинство родителей замечают чрезмерную активность ребенка еще с малых лет. Первые признаки можно увидеть уже после рождения малыша. Такие дети очень мало спят (сон беспокойный и поверхностный), часто плачут, а во время бодрствования сверх подвижны.
По мере роста ребенок напоминает своим родителем «юлу» – постоянно в движении, выпрыгивает из коляски (кроватки), опрокидывает чашки, разбивает посуду, обрывает шторы, обои и т.д. Подросшие малыши начинают вести себя еще активней. Им совершенно невозможно подстричь ногти, рассказать сказку до конца или просто высидеть на одном месте. Передвигается ребенок исключительно бегом, чем заставляет родителей хорошенько за ним побегать. Некоторые мамы считают, что это совершенно нормальная реакция ребенка в этом возрасте, и не придают этому никого внимания. Так ли это на самом деле, и как с этим бороться?
Гиперактивный ребенок, что делать?
Причины возникновения гиперактивности у детей
Осложнения во время беременности. Если у будущей матери был сильный токсикоз или склонность к повышенному давлению, тогда может повыситься риск возникновения синдрома гиперактивности у малыша.
Образ жизни беременной женщины. Будущая мама должна тщательно следить за своим здоровьем, отказаться от всех пагубных привычек, вредной работы, которая связана с токсическими веществами, дабы в дальнейшем не было осложнений.
Осложненное течение родового процесса. Затяжные роды или наоборот стремительные также повышают вероятность возникновения патологии развития ребенка.
Гиперактивный ребенок (лечение)
На практике родителей очень сильно волнует вопрос, гиперактивный ребенок, что делать? Конечно, очень трудно найти определенную тактику воспитания для малыша, потому как все дети индивидуальны, и степень развития гиперактивности у каждого может проявляться по-разному. Рекомендации родителям:
1. Правильное распределение поставленных задач. У таких детей абстрактное и логическое мышление развиты немного хуже, поэтому им нужно ставить только четко обозначенную задачу. Предложения и просьбы должны быть как можно краткими, без лишней смысловой нагрузки (избегайте длинных предложений).
2. Последовательные указания. Чрезмерно активным детям не желательно давать несколько заданий подряд, к примеру «принеси игрушки, помой руки, иди завтракать». Воспринимать одновременно поставленные задачи ребенку будет очень трудно, и скорее всего, он не выполнит ни одной вашей просьбы, отвлекшись на что-нибудь другое. Малышу рекомендуется давать указания в логической последовательности.
3. Определяйте временные рамки гиперактивному ребенку. Таким деткам очень трудно определять временные рамки, поэтому старайтесь за этим следить. Перед тем как забирать малыша с улицы, уложить спать, или покормить, нужно предупредить его за 10-15 минут до этого действия.
4. Научитесь правильно говорить слово «нет». Вот это правило возьмите на заметку. Не рекомендуется ребенку что-либо запрещать и говорить слово «нет». Все это нужно сделать очень деликатно, используя ласкательную форму обращения. К примеру, если вы хотите сказать «не бегай по траве», тогда лучше использовать следующую фразу «иди на дорожку». И, конечно во всех ситуациях всегда соблюдайте спокойствие.
5. Гиперактивный ребенок, что делать (как успокоить). Если ваш малыш слишком активно себя ведет и не может успокоиться, тогда смените обстановку, предложите попить водички, и поговорить на отвлеченные темы.
6. Избегайте скопления людей. Именно большое количество людей может оказывать на ребенка чрезмерно возбуждающее воздействие.
7. Не подавляйте двигательную активность ребенка. В вашей ситуации нужно наоборот направлять чрезмерную активность малыша в нужное русло. К примеру, проводите больше времени на свежем воздухе, гуляйте, занимайтесь спортивными упражнениями, играйте.
8. Не забываем поощрять сильные стороны малыша. Любые увлечения, знания и умения поднимут его самооценку, и он будет всегда стремиться к большему. Гиперактивному ребенку (лечение) требуется гораздо больше внимания, чем обычным детям. Поэтому родители должны предоставить максимальную заботу и тепло, дабы малыш чувствовал себя любимым и нужным в семье.
devchenky.ru
Гиперактивный ребенок, что делать?
Содержание статьи:
Что такое гиперактивность?
Симптомы гиперактивности
Гиперактивный ребенок – что делать? Памятка родителям
Что такое гиперактивность?
Еще лет сорок-пятьдесят тому назад, в 60-х годах XX века гиперактивностью врачи считали небольшие расстройства мозговых функций и классифицировали ее не как самостоятельное заболевание, а как патологическое состояние. И лишь в 80-х годах это состояние получило свое название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или просто СДВГ. Эта болезнь проявляется как следствие функциональных нарушений в работе центральной нервной системы, что вызывает проблемы с вниманием, памятью и способностями к обучению. Обработка информации мозгом гиперактивного ребенка происходит очень медленно, поскольку он плохо реагирует на внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Гиперактивность у детей проявляется в том, что они не могут подолгу находиться в состоянии сосредоточенности, плохо контролируют свои действия, и отличаются постоянной неусидчивостью и импульсивностью.
Гиперактивность у детей – это врожденное заболевание, развитию которого обычно способствует проблемное протекание беременности, сложные роды, различные заболевания матери и просто генетическая предрасположенность.
Гиперактивность встречается очень часто среди детей дошкольного возраста и учеников младших классов. Практически в каждом классе, состоящем из 25-30 детей, учится один или даже два ребенка с диагнозом «гиперактивность». Родители часто называют детей с таким заболеванием «наши невнимательные гиперактивные дети».
Симптомы гиперактивности
Несмотря на то, что гиперактивность начинает проявляться приблизительно в возрасте двух-трех лет, некоторые родители еще до этого времени замечают некоторые пугающие их симптомы в поведении своих детей. Гиперактивные малыши еще в первые месяцы жизни беспокойно спят, в отличие от детей без отклонений, которые могут проспать несколько часов ни разу не проснувшись за это время. Младенцы с СДВГ чувствительны к любым внешним раздражителям: к яркому свету, резким звукам. Их может разбудить даже негромкий разговор родителей, стоящих около кроватки. Став немного постарше, такие детки не могут спокойно лежать и сидеть в коляске, постоянно норовят из нее выпрыгнуть. Гиперактивность у детей, симптомы которой не проявились в первый год жизни, может дать о себе знать и немного позже.
Если в семье растет гиперактивный ребенок, симптомы, на которые нужно обратить внимание, могут в некоторых случаях проявиться не сразу. Обычно они становятся заметными невооруженным глазом, когда малышу исполняется 2-3 года. Такой ребенок обычно начинает поздно разговаривать или имеет проблемы с речью до 4-5 лет. Иногда родители видят, что малыш как будто не слышит то, что ему говорят, и продолжает заниматься своими делами, никак не реагируя на обращение по имени. Дети с диагнозом СДВГ в таком возрасте могут ломать игрушки и различные предметы, постоянно опрокидывать на себя тарелки и чашки. У них часто все выпадает из рук, они не могут спокойно заниматься одной и той же игрой на протяжении длительного периода времени.
Когда ребенку с гиперактивностью исполняется 4-5 лет, по его поведению уже точно можно сказать, что в работе его головного мозга имеются нарушения. Гиперактивные дети в этом возрасте не могут до конца дослушать рассказываемую мамой сказку, не способны просидеть на стуле в течение нескольких минут и совершенно не любят спокойные игры, предпочитая вместо этого постоянно бегать, крутиться, танцевать и делать все, что угодно, лишь бы не сидеть на месте. Они совершенно не понимают, что значит слово «нет», и когда родители обращаются к ним с замечаниями о том, что что-то делать нельзя, они продолжают свое занятие. Воспитатели в садике часто жалуются на плохое поведение таких малышей, утверждая, что они постоянно шумят и отвлекают других деток.
«Наши невнимательные гиперактивные дети» могут сутки напролет заниматься двигательной активностью и при этом фактически не уставать. Так происходит из-за того, что в их организме, работающем с нарушениями, накапливает переизбыток энергии, которую им необходимо выплескивать наружу, а другого способа, как это сделать, детки с СДВГ просто не знают. Гиперактивность у детей, симптомы которой проявляются в поведении, также можно идентифицировать и по жестикуляции и мимике. Дети с СДВГ часто совершают беспокойные движения и вычурная моторика: покачиваются на пятках и носках, когда стоят на ровном месте, постоянно что-то теребят в руках, ерзают, топчутся на месте или стремятся постоянно изменить положение тела. Также симптомом гиперактивности у детей может быть и постоянное сопровождение своей речи активной жестикуляцией.
Гиперактивный ребенок, симптомы заболевания которого были замечены родителями еще в детсадовском возрасте, в школе начинает страдать еще больше. Он откровенно скучает на уроках, потому что не может полноценно усваивать информацию и отличается плохой успеваемостью. Чаще всего в дневнике у него красуются «тройки», а хорошие отметки могут быть лишь по одному предмету – физкультуре, поскольку на этих уроках чрезмерная физическая активность только поощряется. Отношения с одноклассниками у такого ребенка не складываются, он часто попадает в различные неприятные ситуации и принимает спонтанные решения, совершенно их не обдумав.
Гиперактивный ребенок – что делать? Памятка родителям
Родителям, ребенку которых поставлен диагноз СДВГ, в первую очередь хотят знать, что же предпринять в сложившейся ситуации, ведь зачастую симптоматика, которая сопутствует данному заболеванию, создает определенные трудности в воспитании. Вопрос «У меня гиперактивный ребенок, что делать?» — один из наиболее часто встречающихся на различных форумах молодых мам. Часто родители, у которых растет активный ребенок, что делать с этой его особенностью просто не представляют, и пускают ситуацию на самотек.
Самое первое действие, которое необходимо предпринять родителям с такой проблемой – это показать малыша специалисту. Только врач может со стопроцентной точностью сказать, действительно ли имеет место СДВГ или перед ним просто очень активный ребенок, проявляющий свой темперамент. Если диагноз действительно подтвердился, не нужно сразу же расстраиваться, ведь к гиперактивности на самом деле можно приспособиться, главное – знать, как это сделать.
Для начала родителям нужно принять тот факт, что их чадо так себя ведет не потому, что просто капризничает или желает досадить родителям, а потому что по-другому он вести себя не может – это особенность функционирования его нервной системы, к которой нужно привыкнуть. После осознания этого факта, маме с папой следует обратить внимание на свое поведение по отношению к малышу: если раньше они часто ругались и злились на него, теперь такую реакцию нужно забыть. Злость, нападки и ругань здесь совсем не помогут, и даже наоборот способны еще больше усугубить ситуацию.
Психологи советуют в общении с детьми, страдающими от гиперактивности, ставить им четкие и конкретные задачи, и лучше, если они будут недлинными. К примеру, предложение «Сходи на кухню, помой руки, потом возьми чашку и принеси ее мне» ребенок с СДВГ просто не воспримет и вместо выполнения ряда просьб предпочтет заняться чем-нибудь другим, более интересным. А вот укороченный вариант той же просьбы в виде «Сходи вымой на кухне руки» или «Принеси мне чашку» малыш вполне сможет понять и выполнить, поэтому длинные указания лучше давать крохе последовательно – новое лишь после выполнения предыдущего.
Пытаясь запретить что-либо ребенку, вместо слова «нет» или «нельзя», которое обычно употребляют в таких случаях, нужно использовать более понятные конструкции. Вместо фразы «Не ходи босиком» нужно сказать «Одень тапки», а «Нельзя ходить по газону» заменить на «Выйди на дорожку». И главное – всегда использовать только спокойный тон, никакого повышения голоса!
Чтобы ребенок в школьные годы избавился от рассеянности, следует завести для него ежедневник или повесить на стену расписание, по которому он будет ориентироваться, что и когда нужно выполнить: в какое время пообедать, когда сесть за уроки, во сколько ложиться спать.
Но самое главное, о чем должны помнить родители – своевременные консультации врачей (неврологов, дефектологов и детских психологов) помогут существенно облегчить течение заболевания, а в некоторых случаях полностью избавиться от вызванных им проблем. При соблюдении этих правил, вопрос «У меня гиперактивный ребенок, что делать?» больше никогда у родителей возникать не будет.