Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребёнка разговаривать в 2 года, если он не говорит. Ребенок в 2 4 года не разговаривает


Ребёнок в 2 года не разговаривает, как научить говорить малыша

Первые словосочетания и слова, которые произносятся ребёнком, способны вызвать особый трепет у родителя. С этого времени они начинают убеждать себя, что их ребёнок в скором времени сможет полноценно разговаривать большими фразами. Но такое происходит крайне редко.

Иногда происходит такое, что даже двухлетний малыш не способен нормально разговаривать, а выдаёт окружающим лишь какие-то непонятные звуки. Что делать, если малыш не говорит в двухлетнем возрасте? Как научить?

При всём этом ребёнок способен лишь мычать либо даже кричать, показывая на нужный ему предмет рукой. В тот момент у родителей происходит паника и непонимание такой проблемы у малыша. Они сразу задаются вопросом о том, стоит ли вести ребёнка на приём к лечащему специалисту. В каких случаях хватит того, что родитель просто подождёт – и в скором малыш сможет научиться разговаривать самостоятельно?

Главные этапы развития речи у малыша

От того, насколько малыш сможет свободно использовать свой родной язык, можно судить об уровне его умственных способностей и общем развитии, а также об успешности во взрослом возрасте. Именно по этой причине стоит развивать речь младенца с самого раннего возраста, следя за правильностью и грамотностью произношения (в соответствии с возрастом) и скоростью расширения словарного запаса у малыша. При этом родители не должны тратить время впустую, действуя при этом совершенно вслепую. С самого начала им нужно определить, какие этапы в развитии речи имеются у ребёнка.

Этапы развития речевых функций у малыша

Первый из них развивается с самого рождения и заканчивается в год. Такой этап развития малыша можно назвать довербальным. До возраста в три месяца ребёнок способен лишь воспринимать окружающие его звуки, а также голоса и речь близких для него людей. Но уже в это время у него развита потребность в активном общении.

Чем чаще будет происходить разговор родителей и ребёнка, тем быстрее у него разовьётся потенциал к переходу на следующий этап развития речи. При всём этом произносить слова нужно исключительно нежно, ласково, с улыбкой на лице. Это очень важно для закладки будущей дикции малыша.

К возрасту 6 месяцев ребёнок начинает активно осваивать искусство диалога. С самого начала он начинает активно произносить слова и слоги, которые способен понять только он. С их помощью он способен показывать на те предметы, которые необходимы ему для игры и увлекательной деятельности. По-своему называет ребёнок и близких для него людей, а со временем и некоторые действия. Родители обязаны не переходить на язык своего малыша, а стараться называть окружающие предметы правильно.

От одного года и до трёх лет происходит этап развития, когда начинает активно развиваться речь. Ребёнок старается научиться составлять из слогов полноценные слова и понимать их полное значение. В это время ему уже не обязательно видеть тот предмет, который он попросил у взрослого. Он способен самостоятельно назвать нужную ему вещь. На этом этапе развития он может быстро отвечать на вопросы взрослых людей, так как в это время он уже понимает смысл полного предложения.

В возрасте с трёх до семи лет малышу нужно пройти этап, который обозначен развитием речевого общения. В это время родной язык малыш начинает активно осваивать самостоятельно посредством игр и познания окружающего его мира.

Взрослые должны помнить о том, что на этом этапе развития речевых функций они должны грамотно оперировать словами и предложениями, стараться ответить на вопросы, которые может активно задавать малыш.

При всём этом разъяснения должны проходить не однозначно, а красноречиво, с большим количеством примеров.

Если родители приложили максимум усилий к правильному развитию ребёнка, то в ближайшем будущем он сможет отблагодарить их хорошей успеваемостью и отметками по всем предметам в школе.

Диагностика трудностей в речевой функции

На каждом из этапов формирования правильной речи взрослые люди обязаны внимательно наблюдать за поведением и характером ребёнка. Так, проведение ранней диагностики и выявление проблемы станет первым шагом на пути к выздоровлению малыша. Что должно насторожить маму и папу? Они обязаны начать тревожится лишь тогда, когда:

  1. Младенец не реагирует на громкие звуки вокруг и не поворачивает своё голову на голос либо оклик матери.
  2. Ребёнок начинает гулить в периоде от 2 до 4 месяцев и не способен высказывать буквы и проявлять реакцию на появление возле него родственников.
  3. У малыша можно заметить маленькую активность в речи либо полное отсутствие лепета в возрасте от девяти до одного года.
  4. Ребёнок даже в 12 месяцев не способен произнести самые простые слоги, не выполняет даже простые задания со стороны родителей, к примеру, просьбу показать животное на картинке.
  5. Маленький ребёнок в 1,5 года не способен произносить простые слова (мама, папа, баба и так далее), а также не показывает никакой реакции при произношении взрослыми людьми его имени.
  6. Двухлетний малыш не разговаривает либо плохо говорит отдельные слова при невнятной и односложной речи.
  7. Ребёнок старше возраста трёх лет не может составить даже самое простое предложение, способен сказать меньше тридцати слов и часто путает их окончание.

Каждый вышеописанный способ считается серьёзным поводом для обращения родителей к особому врачу. Это поможет исключить особую патологию либо осуществить её своевременное лечение.

Неврологические проблемы

Бывает, что двухлетний малыш не разговаривает, вытягивается из себя обрывки звуков, мычит и лишь указывает пальцем на интересующий его предмет. Такая ситуация может являться следствием неврологической болезни. Отмахиваться от проблемы и ждать, что всё разрешится само собой, не нужно. Чем быстрее родители приведут своего ребёнка на приём к лечащему специалисту и начнут лечение заболевания, тем это будет лучше для самого ребёнка.

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года?

  1. Развитие травм во время родов.
  2. Недоразвитость либо какие-либо поражения в области головного мозга, а также центральной нервной системы как во время внутриутробного развития малыша, так и во время родов.
  3. Долгий токсикоз в период угрозы развития выкидыша во время беременности.
  4. Хронические болезни, а также вредные привычки у матери.
  5. Затяжные либо очень стремительные роды.
  6. Использование лекарств, которые запрещены к употреблению в период вынашивания плода.
  7. Гипоксия плода.
  8. Развитие переношенности либо недоношенности.
  9. Несовместимость крови матери, а также ребёнка.
  10. Наличие черепно-мозговых травм либо различных инфекционных заболеваний у малыша.
  11. Использование антибиотиков, которые способны в значительной степени воздействовать на развитие ребёнка.

Проблемы в физиологическом развитии

Речь у малышей формируется и развивается со временем. С самого начала происходит артикуляция и укрепление главных мышц. Это воздействует на подготовку речевого аппарата к выполнению своих прямых функций. Только после его полного укрепления малыш пытается начать общение с близкими для него людьми, используя в это время простые звуки, и пытается внимательно изучить произнесённые слова.

От одного года до полутора активный запас слов у малыша начинает быстро расширяться. Для второго года жизни ребёнка характерен своеобразный лингвистический прорыв. В этот промежуток времени то число слов, которые говорит ребёнок, увеличивается для него с каждым днём.

Если малыш не может разговаривать, когда ему исполнилось два года, то причины такого процесса чаще всего кроются в его развитии. К ним могут относиться:

  1. Особые проблемы со слуховым аппаратом. Данная патология способна привести к задержке в интеллектуальном развитии ребёнка и, конечно же, отрицательно сказаться на общей речи. Малыш, у которого имеется глухота либо полностью нет слуха, не может разговаривать нормально. Такие проблемы могут иметь либо врождённый характер, либо приобретённый. При этом именно они станут причиной того, что двухлетний ребёнок не может полноценно разговаривать. Но если в три года малыш не произносит слов, несмотря на то что какой-то промежуток времени его речь полностью соответствовала нормам произношения, то взрослые обязаны сводить своего малыша на осмотр к врачу— отоларингологу.
  2. Нарушения в процессе артикуляции и недоразвитость в речевом аппарате. Это может стать одной из причин того, что малыш в возрасте два года перестанет нормально разговаривать. слаборазвитые мышцы челюстей и лица приводят к особым трудностям локализации окружающих звуков. Данная патология способна быстро развиться в случае отлучения от груди слишком рано либо при наличии короткой уздечки под языком ребёнка. О процессах нарушения в артикуляции может говорить сильное слюнотечение, регулярно открытый рот и развитый рвотный рефлекс, который способна вызвать твёрдая пища. Такая патология чаще всего приводит к тому, что в два года ребёнок не может разговаривать.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему малыш не может разговаривать в возрасте два года, не имея при этом совершенно никаких отклонениями в здоровье? Возможно в роду есть близкие, которые в этом возрасте также не спешили учиться произносить слова и выговаривать словосочетания. Причина этого преобладает в незрелости нервной системы ребёнка, что ведёт к замедлению процесса развития и роста клеток, которые активно отвечают за речевую деятельность малыша.
  4. Задержка в развитии в интеллектуальном плане. На нормальную речь ребёнка, без капли сомнения, способна повлиять генетическая патология, а также метаболические эффекты и синдром Дауна. Плохо влияют на процесс освоения родного языка и другие вирусные болезни, которые были перенесены ещё в утробе у матери.

Ребёнку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

Большинство родителей сразу начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребёнок, несмотря на то что ему уже исполнилось два года, не разговаривает как остальные дети. Что предпринимать в таких ситуациях? В первую очередь стоит устранить патологию развития слухового аппарата. Иногда случается так, что до возраста двух лет взрослые и не думают о том, что у ребёнка имеются особые проблемы. Следует также пойти к лечащему специалисту для осмотра на психологические заболевания малыша.

Как должны вести себя взрослые?

Конечно, если малыш в возрасте двух с половиной лет ещё не разговаривает, то можно подождать некоторое время. Но некоторые родители предпочитают, чтобы их ребёнок начал разговаривать так же как и соседский. Для этого стоит создать как можно благоприятные условия.

Малыш начинает производить озвучку всего происходящего вокруг лишь тогда, когда для этого будут установлены определённые условия, к примеру:

  1. Внимание со стороны родителей.
  2. Выключение телевизора, компьютера и других звуковых устройств.

При этом родители не должны предугадывать желание малыша и выполнять его лишь по одному взгляду. Нужно создать специальные условия, когда ребёнок будет вынужден попросить о чём-то у взрослых людей, а родитель в это время должен делать вид, что он не понимает намёков.

Развитие мелкой моторики у малыша

Ещё Павлов отметит использование мышечных ощущений, которые идут от речевого органа к коре головного мозга. Такое же происходит и у малыша, который начинает активно разговаривать, подражая мимике матери. После возраста в семь месяцев эта способность у малышей начинает быстро ослабевать. Именно по этой причине в дальнейшем стоит применять и другие методики. Специалисты отмечают, что совместно с речевым развитием совпадает и процесс развития пальцев на руках. Именно поэтому их моторику стоит развивать, чтобы обеспечить скорейшее развитие языка.

В полтора года задания должны уже быть более сложного уровня. Ребёнка нужно занимать процессом застегивания пуговиц либо завязывания узелков на одежде и ткани.

mama.guru

Сыну 4 года 2мес. Он не разговаривает и не играет с детьми

ВОПРОС:

Здравствуйте!Моему сыну 4г.2мес. Он не разговаривает и не играет с детьми, не играет со своими младшими братьями (2г.7мес. и 11мес.). Раньше на зов не откликался, не давал смотреть в глаза - отворачивался. Начала с ним играть в игру "поймай глаза" подействовало. Теперь не отводит взгляд и отзывается на зов. Он часто смотрит в зеркало и общается со своим отражением в зеркале на своём ино-языке. Начала общатся с ним через зеркало - помогло, теперь общаемся без зеркала, но он общается со мной на своём ино-языке. Есть ли у моего сына аутические черты? Эла

ОТВЕТ:

Добрый день Эла.Отвечает Фетисова Наталия (Детский психолог): Я бы хотела у вас узнать, почему до сих пор вы не обратились с этой проблемой к специалисту? У ребенка явные признаки аутизма. Но несмотря на все признаки, главное заключение дает Психолого-медико-педагогическая комиссия. Вас давно должно было насторожить то, что ребенок не разговаривает. Это основной момент в 4 года. Затем, как снежный ком накручивается и то, что он не может держать взгляд, и то, что он не откликается на голос. Вообще аутизм выявляют с 2х до 5 лет. Только в этом случае есть возможность что-то изменить и начать лечение. Для таких детей и обучение, и развитие должно отличаться от обычного. Обычно говорят, что с такими детьми нужно заниматься 25 часов в сутки. Детский психиатр порекомендует вам также и индивидуальную программу развития и способы взаимодействия с таким ребенком. Несмотря на это, не ограничивайте его «общение» с коллективом детей, разговаривайте с ним, подключайте его к деятельности, которую он может выполнить без проблем. Занятием с ребенком должны быть увлечены все члены семьи как единая команда, а не только вы, как мама. Будет трудно, но нужно набраться сил. Только ваше терпение и усилия помогут малышу освоиться в современной жизни. Удачи вам и вашему ребенку!

С наилучшими пожеланиями, CHILD-PSY

www.child-psy.ru

Что делать, если ребенок в 2-3 года ещё не разговаривает: советы специалистов

Общение с детьми

Когда ребенок после 2 лет не разговаривает, родители начинают волноваться. Усугубляется тревожность по этому поводу, когда малыш попадает в среду ровесников и становится очевидно, что он в этой компании самый молчаливый. Причинами долгого молчания могут быть физиологические и психические расстройства, генетика и неправильный подход родителей к развитию речи. Все они поддаются коррекции, если подойти к ней вовремя и грамотно.

1

Причины

Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.

Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет - некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.

Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:

ПричинаОписание
Проблемы со слухомОн может быть просто снижен, тогда ребенок реагирует на шум, звонкие громкие звуки, но плохо слышит речь и, соответственно, у него возникают трудности с ее формированием
Патологические состояния органов ротовой полости

Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба.

Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт

Нарушения в работе мозга и центральной нервной системы

Эти патологии могут возникать в следствие родовых травм и замечаются родителями и специалистами уже в первый год жизни малыша.

Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых

Аутизм

На сегодняшний день нет единого мнения, откуда он появляется - одни склонны винить прививки, другие - генетические сбои, третьи - дефицит общения или нарушения связи ребенка со взрослым в первые месяцы жизни.

Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими.

С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам

Стресс из-за появления маленького брата или сестры

Далеко не все дети переносят новость о новом члене семье радостно, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно.

Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь "маленьким" и требуя таким способом внимания к своей персоне.

Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям

Недостаток внимания от "своих" взрослых

Когда ребенок часто слышит "Тише", "Помолчи", "Не до тебя сейчас", "Я так устала" и его настойчиво пытаются сделать "удобным", он с большой вероятностью замкнется в себе, будет сидеть тихо в углу, никому не мешать своими разговорами и действиями.

В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности.

Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, - менять тактику своего поведения как можно быстрее

Замещение живого общения мультиками и другими развлечениями, которые обеспечивают современному человеку гаджеты

Такие способы проводить время в 90% случаев провоцируют задержки речевого развития.

Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию

Моральный дискомфортНеблагоприятная атмосфера в семье: напряжение отношения между родителями, ссоры, крики, отсутствие одного из родителей, гиперопека - крохе мешают получать собственный опыт, завышенные требования к ребенку провоцируют отказ разговаривать.

Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:

Причина

Описание

Генетика

Если кто-то из родителей ребенка начал говорить в 3 года или даже в более позднем возрасте, то с большой вероятностью малыш унаследует такую особенность

Темперамент ребенка

Более спокойные и флегматичные дети склонны созерцать и начать общаться позже, это те дети, о которых говорят "молчал-молчал, а потом начал выдавать целые предложения".

Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя

Брат или сестра-близнецТакие дети начинают говорить позже, потому что у них всегда есть рядом самый близкий человек, который их понимает

Комфорт в семье

Ребенку комфортно и его близкие понимают его по звукам, жестам и простейшим словам. В таком случае он не хочет разговаривать, потому что у него нет в этом потребности.

При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе

Пустышка

Находясь постоянно во рту малыша, она мешает ему разговаривать.

Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции.

С отказом от соски многих детей "прорывает" на разговоры.

Есть стереотипное мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Оно не обосновано научными исследованиями - развитие речи индивидуально и зависит от множества факторов, перечисленных выше, половая принадлежность отношения к нему не имеет

Как себя вести, если ребенок не слушается: советы психологов

1.1

Когда бить тревогу

Нет человека, способного понять ребенка больше, чем тот человек, который проводит с ним максимальное количество времени. Как правило, это мама. Ни один специалист не скажет более точно причину, чем наблюдательные родители. Поводами обратиться к специалисту считаются:

  • очевидное несоответствие определенному возрасту физического развития: слишком маленький рост, вес, пассивность ребенка;
  • с четырехмесячного возраста малыш не реагирует на появление близких оживлением, улыбкой, звуками;
  • к 6 месяцам в лексиконе грудничка нет односложных слогов, ребенок не гулит;
  • к году и 6 месяцам малыш никогда не реагирует на просьбы подать игрушку, подойти;
  • к 2,5 годам кроха не показывает пальцем на предметы, называемые родителями, его лексикон состоит из 20 слов и меньше;
  • к 3 годам малыш не знает частей тела и простейших бытовых предметов.

Все перечисленные симптомы могут указывать на патологические состояния, ставшие причиной молчания. Сторонники прогрессивных подходов к изучению этиологии детских болезней утверждают, что 90% из них носят психосоматический характер. Поэтому в семьях, где напряженное общение и недостаток любви, дети болеют и отстают в развитии чаще.

Прежде чем обращаться к специалисту, маме или человеку, который занимается воспитанием, необходимо внимательно и на протяжении длительного времени понаблюдать за ребенком и убедиться, что он отказывается говорить не из-за настроения, стеснения, дискомфорта или физического состояния, а действительно не понимает простейших вещей. Крайне опасно оценивать его способности, сравнивая его с окружающими детьми и делать выводы с разовых случаев.

Почему ребенок не хочет учиться: рекомендации психологов

2

Что делать родителям

Если ребенок не разговаривает, родителям предлагается такой алгоритм действий:

  1. 1. Посетить специалистов и исключить физические и психические патологии. Если они имеются, то корректировать всеми необходимыми способами.
  2. 2. Наладить эмоциональную атмосферу в семье: выяснить отношения и всеми силами стараться избегать конфликтов и напряженных ситуаций. Какими бы ни были амбиции взрослых, ребенок нуждается в комфорте, опеке и счастье. Ему должно быть спокойно и у него не должно возникать сомнений, что он любимый и нужный. Детская психика устроена так, что когда ругаются двое одинаково любимых человека, он склонен винить себя в разладе. На этой почве формируются многие комплексы, способные испортить жизнь этому маленькому человеку.
  3. 3. Уделять малышу должное внимание, несмотря на усталость и трудности. Это ему жизненно необходимо для нормального развития психики.
  4. 4. Ежедневно прилагать усилия для того, чтобы разговорить ребенка: выполнять простые, но эффективные упражнения. Кроме положительного влияния на расширение словарного запаса, такие занятия дают ребенку самое необходимое - общение со взрослыми.

Как быть, если муж раздражает: советы психологов

2.1

Эффективные способы научить ребенка говорить

Хоть все дети особенны и индивидуальны, но пускать ситуацию на самотек не стоит по нескольким причинам:

  • ребенок нуждается в защите, ему необходимо быть уверенным в том, что его взрослый знает, "как надо" и научит его;
  • у него могут возникать проблемы в коммуникации со сверстниками из-за бедного словарного запаса, что может вылиться в серьезные психические расстройства;
  • без общения невозможно усвоение информации, а значит и интеллектуального развития, накопления опыта.

Эффективные способы научить ребенка разговаривать за короткое время:

Суть способа Как реализовывать
Говорить постоянно

Вместо разговоров по телефону или листания ленты новостей в соцсетях, родителю нужно комментировать и произносить все, что происходит вокруг: "дядя прошел", "красивая большая собака", "смотри как расцвело дерево", "о, зеленый цвет светофора, нам можно идти", "посмотри, какое голубое небо".

Буквально все, что в данный момент окружает ребенка и маму или папу должно, быть озвучено и показано.

Это не только расширит словарный запас, но и разовьет внимание, память, мышление.

Взрослые, которые поступают так еще с грудничкового возраста, никогда не столкнутся с проблемой молчания малыша после 2 лет.

Прежде чем требовать "ну скажи", огромное количество раз нужно сказать это самим

Никаких "уроков" с сидением за партой

Ребенок 2-3 лет психологически не готов к занятиям с дисциплиной и за столом.

В этом возрасте они активно познают мир через действия и насильно их усаживать - преступление.

Доказано, что именно в движении развивается психика, и нет ничего более угнетающего для малыша, чем сидение на одном месте более 10 минут.

Поэтому все "уроки" должны быть активными: бегать, прыгать, играть в догонялки и "кто первый", танцевать и комментировать каждое действие, происходящее вокруг, называть задействованные части тела

Тренировать артикуляционный аппарат

Все дети с огромным удовольствием поддержат идею покривляться, поцокать, высовывать язык, стараться дотянуться ним до носа или подбородка.

Такие ежедневные зарядки укрепят мышцы ротовой полости и сделают произношение звуков более легким

Повторять за ребенком

Многие считают, что для того, чтобы научить ребенка разговаривать, необходимы повторения за взрослым слов.

Но важно еще и повторять за ним его слоги и попытки сказать что-то - так он убеждается, что его понимают и он все делает правильно.

Если малыш пытается назвать предмет и у него выходит звуковая комбинация, нужно сказать ее следом за ним, а потом произнести слово так, как оно звучит.

Такая практика требует постоянного внимания и определения взаимосвязи между звуками и понятиями, которые они могут означать.

Важно, чтобы в собственной речи взрослый употреблял слова правильно, а не так, как их произносит ребенок

Развивать мелкую моторику

Мозговые центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь, находятся по соседству.

Пальчиковые игры способствуют развитию навыков общения: "Сорока-ворона", "Коза рогатая", "Семья пальчиков" и другие

Много читать

Все детские книги наполнены иллюстрациями, привлекающими внимание малыша.

Необязательно читать стих или сказку сразу, они могут не вызывать интереса у крохи.

Можно комментировать рисунки, указывая на них пальцами: "Вот большой медведь с красным цветком, он идет в лес за ягодами", "Вот малыш-котенок пришел к маме-кошке, чтобы попросить у нее молока".

Когда ребенок запомнит картинки, можно играть с ним в игру "А где медведь?

А где красный цветок?".

Если малыш указывает на нужные изображения, значит, он все понимает и произношение этих слов не за горами.

Эффективным будет указывать пальцем на предметы, о которых сейчас идет речь.

Чтение книг должно стать ежедневным обязательным ритуалом

Петь

Идеальный вариант песен - те, которые звучат в любимых мультфильмах.

Родителям нужно уделить время на их разучивание и напевать их при каждом удобном случае

Не игнорировать его рассказ

Проявлять эмоциональную реакцию с одобрением, удивлением, восхищением и интересом очень важно для стимуляции разговора.

Можно переспрашивать, дополнять, хвалить, говорить, что ребенок замечательный рассказчик/собеседник, но ни в коем случае не игнорировать и не сообщать ему, что "ничего не понимаю, скажи нормально"

Смотреть мультики вместе

Обычно мультфильмы выручают маму, когда ей нужно время для бытовых дел: ребенок сидит и смотрит, а она готовит обед/убирает/гладит, и каждый поглощен своим делом.

Из мультиков малыш узнает что-то новое, они его впечатляет и возникает потребность поделиться этим с самым близким человеком.

Он пытается сказать слово или фразу из просмотренного сюжета, которую мама воспринимает за непонятный лепет, потому что абсолютно не понимает, о чем сейчас может думать ее малыш.

Это отбивает у него охоту рассказать ей что-то в следующий раз.

Поэтому нужно смотреть мультфильмы вместе, комментировать их и потом обсуждать - так разговор будет происходить на одном языке, понятном обоим

Говорить теплые слова

Когда взрослый остается с ребенком наедине, очень важно признаваться ему в любви и делать комплименты.

Это позволит малышу чувствовать себя нужным и важным, ему будет спокойно и комфортно.

2.2

Спокойствие и терпение

Научить ребенка говорить за один день или несколько занятий невозможно - для этого необходимо прилагать усилия всегда. Поэтому если нет молниеносных результатов, необходимо набраться терпения и продолжать свою общую деятельность. Важные рекомендации, которые помогут сохранять спокойствие:

  • не сравнивать ребенка с другими, более разговорчивыми детьми - это развивает комплексы у ребенка и портит настрой родителю;
  • не говорить с другими взрослыми о том, что малыш не хочет разговаривать - он доверяет маме и папе и если они такое озвучивают, он будет стараться соответствовать этому;
  • не давить и не требовать "ну скажи" - пусть слова вырываются из него естественным образом;
  • одобрять и поощрять положительной эмоциональной реакцией все его попытки говорить.

Малыш почувствует любую нотку неуверенности и тревожности, и это не пойдет на пользу речевому развитию. Все упражнения, нацеленные на то, чтобы разговорить ребенка, будут эффективны только при условии получения им достаточного количества внимания и спокойной обстановки в семье.

doctorfeel.net

Ребенок не говорит в 2-3 года

Занятия логопеда-дефектолога для неговорящих детейБытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

karkusha.su