Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие ребенка с 4 лет 6 месяцев до 5 лет. Развитие ребенка с 4 до 5 лет


ребенок от 4 до 5 лет

Вот и начался пятый год жизни вашего малыша. Хотя малыш уже превратился из маленького дитя в самостоятельного ребёнка. На пятом году жизни все дети уже обладают приличным словарным запасом (около 2000-3000 слов), поэтому взаимодействовать с таким ребёнком все проще и проще.  Общаясь, ребёнок употребляет не просто набор слов, а использует для связки такие обороты как «я так понимаю, я думаю, а это поэтому?» и т.д. 

Благодаря активному развитию речи, у малыша развивается память и образное мышление. Однако, логическое мышление у детей 4-5 лет еще не развито в той мере, что у взрослых. К примеру, от вашего малыша вы можете услышать такие умозаключения «кошка мяучит, потому что ела давно» или «ветер дует, потому что облака плыву на небе». Не пугайтесь таких заявлений, со временем это пройдёт. В такой ситуации стоит спокойно объяснить ребёнку, что является первопричиной, а что последствием.

Пятый год жизни маленького человека, характеризуется этапом повышенного внимания к различным историям, сказкам или мультфильмам. Ребёнок учиться у героев поступать, так или иначе, в каких-то житейских ситуациях. Поэтому так важно в возрасте с 4лет начинать читать малышу сказки. Благодаря сказкам или рассказам ваш ребёнок понимает, как надо поступать в сложных ситуациях, отличает добро от зла и т.д. Также формируется понятие взаимовыручки, помощи,  семейных ценностей.

Возраст с 4 до 5 лет является самым благодатным возрастом для приучения малыша помогать старшим.  Подержать совок, когда мама подметает, открыть дверь, когда папа несёт тяжёлую сумку и т.д.  Учите ребенка помогать вам в форме игры. И тогда в будущем, у него не будет отторжения или нежелания помогать вам в любом деле.

Кроме того, стоит учитывать, что в возрасте 4-5 лет ваш малыш еще не достаточно хорошо делает какие-то вещи. Но это не должно быть для вас поводом, сделать всё за него. Начиная с 4лет можно поощрять малыша улыбкой, похвалой или подарком. Запомните, только поощряемое поведение имеет свойство к повторению.  

Что умеет ребёнок в  4 – 5 лет жизни:

- хорошо разговаривает. Рассказывает о том, что видел, слышал, делал. Связывает предложение в рассказ.

- отлично ходит, бегает, ползает, прыгает, умеет ходить на цыпочках, стоять на одной ноге

- может ездить на трёхколесном велосипеде

- начинает общаться со сверстниками, рассказывать им что-то

- может одеться и раздеться самостоятельно

- чистит зубы и умывается сам

- самостоятельно играет в игрушки, рисует, раскрашивает, собирает конструктор

ребенок на прогулке ребенок читает с мамой

Рекомендации 4 – 5 годам жизни ребёнка:

  1. Продолжайте активно развивать физическую подготовку ребёнка. Обязательно делайте утром зарядку/разминку.
  2. Много и подолгу гуляйте на улице. Берите с собой на улице различные игрушки (машинки, куклы, мяч и т.д).
  3. Фантазируйте вместе с малышом,  скамейка – это автобус, кран – это жираф и т.д.
  4. Много разговаривайте с ребёнком. Объясняйте значения новых слов, рассказывайте о временах года, природе, климате, деревьях и многом другом.
  5. Берите ребёнка с собой в поездки, гости, кино (на детские фильмы).

 

О том, как будет развиваться ваш ребёнок с 5 до 6 лет, читайте в нашем календаре. Ребёнок с 5 до 6 лет.

Календарь развития ребёнка по годам.

ug-mama.ru

Развитие детей 4-5 лет: достижения, навыки, психологический климат

К четырем с половиной годам ребенок уже научился не только вставать, садиться, ползать и ходить, но и ходить на цыпочках, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, правильно чередуя ноги, перепрыгивать через невысокие препятствия, спрыгивать со ступеньки, бегать, брать и бросать предметы, заниматься ими в соответствии с их назначением и своим желанием.

В последующие годы, участвуя в подвижных играх, выполняя физические упражнения, ребенок будет их совершенствовать. Помогайте своему ребенку, занимайтесь его физическим развитием. 

Уже можно определить ребенка в спортивную секцию 

Секцию следует подбирать, учитывая несколько факторов: интересы самого ребенка, его способности и рекомендации специалистов. Если же у вас нет возможности определить ребенка в спортивную секцию, то старайтесь заниматься с ним дома сами. 

Для этих целей вы можете установить в комнате у ребенка детскую спортивную стенку, чтобы ребенок мог тренировать свои навыки. Кроме того, необходимо приучать его к утренней зарядке. Это может быть комплекс самых простых упражнений на сгибание-разгибание конечностей, приседания, повороты. Смысл утренней зарядки не только в физическом развитии ребенка, но еще и эффективный инструмент в области приучения ребенка к дисциплине и порядку.

Показатели ребенка от 4 до 5 лет

Окружность головы

50-51 см

Обхват грудной клетки

53-55 см

Дети четырех с половиной лет уже могут самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, аккуратно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды, чистить зубы.

Развитие ребенка идет тем успешнее, чем сознательнее отношение родителей к его воспитанию

Тесный контакт родителей малыша, посещающего дошкольное учреждение, с воспитателями поможет дома продолжить и закрепить то, чему его учат там. 

Если ребенок воспитывается дома, родителям следует самим готовиться: просматривать соответствующую литературу, знакомиться заранее с книгами, которые будут читаться сыну или дочери, слушать музыку, предназначенную для детей, приобретать картинки для раскрашивания.

В процессе воспитания отмечайте любое достижение 

Поощряйте его лаской, улыбкой, одобряющим словом, а не одергивать, делать замечания, если он что-то неправильно сделал. 

Для малыша важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и стремиться к большему. 

Однако в воспитании, как и во всем, надо знать меру. Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам. 

Особенно вредно отражается на воспитании непостоянство родителей в воспитательных мероприятиях, когда они то совсем не уделяют внимания ребенку, то под влиянием какого-нибудь его проступка начинают безостановочно «воспитывать» малыша. Грубый окрик, резкий тон, приказания вызывают у детей выраженный протест. И хотя маленькие дети обычно легко и быстро забывают и прощают обиды, нужно стараться не злоупотреблять этим. Ребенку необходим спокойный доброжелательный психологический климат. 

Вас также может заинтересовать

www.babyblog.ru

Развитие ребенка с 4 лет 6 месяцев до 5 лет

Развитие ребенка с 4 лет 6 месяцев до 5 лет

Примерно к 5-ти годам у каждого малыша уже есть некоторый опыт. Малыши еще не очень уверены в себе, но уже очень самостоятельны. С четырех с половиной лет у деток начинает формироваться самооценка, почтение к людям старшего возраста, свое мироощущение, коммуникативные навыки, вырабатывается чувство ответственности за собственные поступки, поведение. Эта фаза длится полгода, вплоть до 5 лет.

 

К СВЕДЕНИЮ. Понятно, что эти качества пока не достаточно развиты и по мере роста малыша будут изменяться, но они уже проявились и стоит на это обратить внимание, чтобы ничего не упустить.

 

Физическая сторона развития

Девочки в физическом развитии немного не догоняют мальчиком, но разница совсем небольшая (пара – тройка см. роста и пара сот граммов веса).

- Девочки в этом возрасте могут быть от 104 до 112 см ростом и от 14 до 21 кг весом.

- Мальчики – от 107 до 115 см рост и от 15 до 22 кг вес.

Это примерные показатели детского развития, так называемый ориентир для педиатров. В развитии ребенка все индивидуально. Все также продолжает свой рост скелет, мышечная масса, развивается ЦНС. Это не изменится еще какое-то время, далее будет происходить рост и совершенствование внутренних органов.

 

Двигательная активность (навыки, умения)

Игрушки, разбросанные где попало, рваные книжки, грязная одежка – все это потихоньку уходит, потому как к пятилетнему Юбилею у деток формируются такие качества как аккуратность, педантичность, пропадает тяга крушить все вокруг. Бывают, конечно, всякие ситуации, но уже не так часто, как это было, предположим, в три года.

- Ваше дитя аккуратно кушает, легко использует необходимые приборы, в зависимости от состава пищи.

- Может убирать за собой после еды, старается помочь маме в уборке.

- Сам достает и убирает игрушки, знает место, где они должны быть и для чего нужны.

- Рисунки уже похожи на предметы, которые изображает ребенок, линии более четкие, штриховка аккуратная.

 

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. Желание творить у малыша возрастает, когда его хвалят и способствуют познанию неизведанного. Многие детки не просто хорошо говорят, но и пытаются читать, а некоторые пишут печатными буковками.

 

Такие проявления и желание к обучению всегда следует поощрять, чтобы оно увеличивалось, вызывать интерес у ребенка к учебе и к моменту похода в школу кроха был подготовлен. В 4,5 года детки понимают абсолютно все, улавливают эмоции окружающих по отношению к ним. Раздражение и нетерпимость взрослых по отношению к ребенку может обижать малыша, а порой серьезно ранить. Все, что умеет или не умеет сейчас ребенок – заслуга и вина только родителей, потому что абсолютно всем здоровым детям нравится учиться, они стремятся овладеть новыми знаниями и умениями.

 

Социальная адаптация

Чем взрослее ребенок, тем больше ему нравится находиться среди людей, тем больше он приспосабливается к социальной сфере. Но играет большую роль, когда с ребенком занимаются дома, сколько времени уделяют малышу, сколько времени проводят родители вместе, «увлекая за собой» и ребенка. Замкнутые детки – это результат родительских замечаний «замолчи», «посиди тихо», «угомонись» и т.д. Таким детям сложно входить в новый коллектив, показывать свои умения, НЕЛЬЗЯ насильно подавлять детскую активность, стремление общаться.

Ближе к 5-ти годам большая часть деток не просто мамины и папины дочки-сыночки, а сформировавшиеся члены общества. Они знают свое место, понимают, что от них требуют и что необходимо сделать. Детки хотят общаться, знают, как нужно себя вести в случае конфликта, умеют отстаивать свою точку зрения.

www.nanya.ru

Особенности интеллектуального развития ребёнка 4-х лет: нормы и основные приёмы

4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет

В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.

Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.

Интеллект ребенка

В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?

Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.

Математические умения:

  • знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
  • умеет считать до пяти;
  • способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
  • владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
  • может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.

Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.

Логическое мышление:

  • умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
  • понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
  • понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
  • собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
  • строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
  • находит различия и сходства предметов;
  • может найти предмет по описанию;
  • определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.

В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.

Окружающий мир:

  • ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
  • знает основные цвета;
  • различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
  • знает некоторые профессии;
  • может назвать время года по картинке;
  • различает погодные явления.

игрушки

Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.

Речевое развитие:

  • знает около тысячи слов;
  • строит предложения из нескольких слов;
  • способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
  • учит наизусть короткие стихи;
  • знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
  • может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.

К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.

Повседневные навыки:

  • нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
  • застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
  • умело управляется с ложкой и вилкой;
  • может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.

В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.

Графические навыки:

  • может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
  • соединяет точки линиями;
  • умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.

В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.

Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.

Игры, развивающие интеллект

Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.

«Из чего состоит»

Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.

«Где можно увидеть»

Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.

«Съедобное — несъедобное»

Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

«Соедини по точкам»

Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

«Дорисуй предмет»

Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

дети учатся

Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.

rebenokrazvit.ru

Развитие ребенка от 4 до 5 лет

В четыре года ребенок практически самостоятелен, приобретенных навыков становится все больше, соотвественно он уже многое может делать сам. Он способен выполнять действия из нескольких этапов, например, когда мать просит его снять верхнюю одежду (после прогулки), помыть руки и садиться за стол. Т.е. он мысленно удерживает последовательность выполенения задачи.Физическое развитие. В 4-5 лет ребенок уже имеет достаточно хорошую координацию, поэтому его можно определять в спортивные секции (возьмите также на заметку подвижные игры). В этом возрасте дети выдерживают хотьбу на длительные расстояния, например, до магазина и обратно. Могут перепрыгивать маленькие предметы. Что касается роста и веса, то, конечно, после 4-х лет ребенок уже не растет так интенсивно, как в первые 3 года: прибавка составляет 5-6 см в год, а вес порядка 2-х килограммов. Надо отметить, что у часто болеющих детей возможно замедление в физическом развитии.

Развитие речи. Словарный запас четырехлеток нарастает с завидной скоростью (лексикон составляет порядка восьмисот-тысячи слов), особенно если родители активно разговаривают с ребенком. Полезными в плане развития речи являются совместные обсуждения увиденного, например, зверей в зоопарке. Также для этого возраста характерно общение с другими детьми. Малыш уже ищет компанию, на этом этапе он понимает, что не один в этом мире и весь мир не вертится вокруг него, а он сам может занять определенное место.

Интеллектуальное развитие. Как правило, дети этого возраста являются большими фантазерами, родители часто жалуются, что ребенок, что называется, привирает. На самом деле, он активно фантазирует, возможно, ему не хватает жизненных впечатлений, поэтому он склонен домысливать некоторые ситуации. Совместные с родителями походы в цирк, зоопарк, на яркие мероприятия сделают жизнь ребенка более разнообразной.

Конечно, в это время будет уместным развитие и графических способностей. Для этого есть много полезных материалов, таких, как раскраски. Ближе к 5 годам ребенок уже свободно может рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, пусть не так ровно, но все же.. О том, какие игрушки подойдут для развития интеллекта в этом возрасте см. здесь.

Также в 4,5 года ребенок уже понимает разницу между словами: «сегодня-завтра-вчера» и использует их в своей речи. Отлично понимает разницу между противоположными признаками: «далекий-близкий», «высокий-низкий», «широкий-узкий» и пр.

В целом ребенок, конечно, обладает всеми основными навыками, но все-таки он еще слишком раним, и принимать его за совершенно взрослого, а соответственно и спрашивать с него по полной, пока рано.

planeta-baby.ru