Мама самый близкий человек на свете, она всегда рядом, когда ребенку весело или грустно, она все простит и поймет. И именно поэтому мама чаще других, становиться объектом выхода неконтролируемых детских эмоций или же психологических экспериментов малыша. Часто бывают такие ситуации, когда ребенок бьет маму, что делать, и как себя вести в таких случаях?
Решение такой проблемы во многом зависит от причин, по которым ребенок бьет маму или других членов семьи.
В определенный период своего развития, дети могут проявлять свои эмоции в поступках неприемлемых в обществе, таким образом, они пытаются справиться с нахлынувшими эмоциями, выразить протест или обиду или же просто проверяют границы дозволенного.
Маленькие дети не умеют контролировать свои эмоции, и часто во время активных игр ребенок в 2-3 года бьет маму. Это происходит не со зла, и малыш совсем не хочет причинить боль, просто таким доступным способом он ищет выход эмоционального всплеска. По сути ничего плохого не происходит, но иногда такие выпады бывают довольно болезненными, а с взрослением малыш будет принимать такое поведение за норму, что может послужить причиной конфликтов с его сверстниками на детской площадке или в саду.
Иногда причиной такого поведения становятся сами же родители, которые норовят ущипнуть годовалого кроху, помять, покусать, все естественно происходит от переизбытка чувств и нахлынувшей родительской любви, сопровождается улыбками и прибаутками. Но малыш запоминает такую модель поведения, вот и готовый ответ на вопрос, почему ребенок в год бьет маму.
Для того чтобы и дальше не усугублять сложившуюся ситуацию начните с себя, постарайтесь контролировать свои эмоции и проявлять свою любовь к сыну или дочери объятиями, поцелуями и нежными словами, тогда и малыш следуя вашему примеру будет поступать также.
Но если проблема уже существует, необходимо как можно скорее дать понять, что так делать не стоит.
Как реагировать если ребенок бьет маму? Для начала стоит сказать малышу, что вам не нравиться такое поведение, при этом не стоит ругать его, поскольку это не он плохой, а его поступок. Объясните крохе, что родителей лучше обнимать, а не колотить, покажите как это сделать. В том случае если ребенок не понимает и продолжает бить маму по лицу, необходимо спустить его с рук, или отойти на расстояние при этом еще раз объяснив причину, по которой вы не хотите с ним общаться.
Нередко родители, переживая за безопасность своего чада, бывают чрезмерно строги, и ограничивают его жизнь запретами. Находясь в такой обстановке, малыш постоянно слышит: нельзя, не иди, ни бери, что создает психологическое давление и не дает развиваться. И если годовалый ребенок бьет маму по лицу, веселясь или не осознавая серьезности своего поступка, то ребенок 4 года бьет маму уже осознанно из чувства протеста и несогласия с установленными правилами. По сути, так малыш пытается отстаивать свое право быть ребенком и в чем-то он прав, если не брать во внимание методы его борьбы.
Если ребенок бьет маму в ответ на замечание как себя вести? Здесь уже роли не играет, какое было замечание, справедливое или мама просто попросила его не разбрасывать игрушки, малыш уже не слышит родителей. Запретов не должно быть много, для детей до 4 – 5 лет в течение дня нельзя говорить слово «нет» больше пяти раз. Постарайтесь находить компромиссы, сглаживать острые углы, делать меньше замечаний. Реакцией на то, что малыш ударил, должен быть диалог, ведь именно этого не хватает малышу – чтобы его услышали, прислушались к его мнению, учли его пожелания. Если ответом на удар будет гнев, или крик или ответный удар – возможно малыш больше не посмеет так делать, опасаясь реакции родителей, но причина, повлекшая такую его реакцию, останется, и возможно выльется в более серьезную проблему в дальнейшем. Как показывает практика, дети, выросшие в слишком строгих семьях, в юношеском возрасте становятся неуправляемы.
Нервная система малыша еще не совершенна и любые стрессы в виде семейных ссор, переездов, смены режима дня, могут спровоцировать нервный срыв, вызвать у него истерику или агрессию. Как правило, агрессивные дети, выплескивают свой негатив на самых близких, или же на тех, кто не может дать им сдачи. Если мама, все понимает и прощает, она становиться объектом для битья.
Доктор Комаровский советует, если ребенок бьет маму, давать ему сдачу в ответ, поскольку никакими педагогическими увещеваниями или уговорами здесь не поможешь. Как говорит Евгений Олегович, агрессия – это инстинкт, и в ответ на вашу контролируемую агрессию дети учатся понимать, что сильных нужно уважать.
Возможно, в чем-то доктор и прав, и если ребенок 1-5 года бьет маму, то получив тоже в ответ, он может прекратить это делать, поскольку сработает другой инстинкт – самосохранения, но агрессия то останется и будет искать выход в другом месте. Сделав выводы, что сильных, нужно уважать, он поймет, что слабых можно обижать. И тогда свое плохое настроение или неконтролируемый гнев он будет вымещать на детях, которые не умеют, не хотят или не могут дать сдачу, или на животных.
Если ребенок в 3-4 года бьет маму при выплеске агрессии что делать? Нужно научить кроху, справляться со своими чувствами, а если ему хочется бить, крушить и ломать – купите ему боксерскую грушу и он может выпустить свой пар, не причиняя никому боли. Еще лучше со временем отдать такого малыша в спортивную секцию, где помимо приемов и занятий преподается дисциплина уважения к окружающим и запрет на применение силы к слабым.
Несмотря на свой склад характера и личные качества, дети имеют такую модель поведения, которой их научили в семье. Приходит время, и дети начинают прощупывать почву, несознательно, но все, же пытаться проверить, что позволено, и где запрет. Так если ребенок 1 год бьет маму по лицу, со стороны это выглядит забавно, но именно родительская реакция на такие выпады определяет, будет ли малыш делать это и дальше. И если ребенок бьет маму в 2 года, то, скорее всего он станет это делать и в 5 лет, поскольку мама это позволила.
В такой ситуации достаточно дать понять, что такое поведение неприемлемо. Для этого не нужно бить малыша в ответ, ведь этим вы напротив, показываете плохой пример. Плачем и криками, так же, мало чего, можно добиться, для крохи это спектакль и он еще не единожды будет провоцировать вас, чтобы посмотреть на наигранные слезы.
Как советуют детские психологи со стажем, единственным способом показать недопустимость драк, это прекратить на время играть с малышом и выйти в соседнюю комнату. При этом не стоит игнорировать, если кроха будет плакать, напротив можно пожалеть малыша и объяснить, почему вы так поступили, и что так будет каждый раз, когда он будет драться.
onethree.ru
К трем годам дети начинают осознавать, что мир вокруг них – это огромное, полное чужих людей пространство, в котором нет любимой мамы и защитника-папы. В этом возрасте малыш идет в детский сад, где и сталкивается с суровой реальностью. Не каждый ребенок может дать отпор в среде детей, а уж взрослому человеку, тем более.
Самый сложный кризис в жизни человека – кризис трех лет
В этом возрасте, как раз, происходят изменения в характере малыша, которые он сам контролировать не в состоянии. Сейчас помощь родителей ему нужна особенно сильно.
Впервые ребенок дерется с мамой или папой неосознанно. Когда ребенок в 1 год бьет родителей по лицу ладошкой, они не испытывают боли. Им весело от того, что кроха заливисто хохочет, вслушиваясь в звук, который издает его ручонка. Всем видом вы показываете, что его поведение правильное. Ваши мысли понятны – что сделает малютка взрослому человеку? Но так ли правильно вы поступаете? Ведь смехом и одобрительными возгласами поощряете ребенка на продолжение подобных действий. Вы должны реагировать на удары или укусы малыша правильно:
- Объясняйте малышу, что вам больно, доступными вам и ребенку способами. Сделайте «кислую мину», будто вы заплачете от боли или расскажите на словах, как вам неприятно;
- Покажите, как вам будет приятно, если малыш обнимет вас и погладит по лицу, а не ударит.
Главное не ставит запретов и не кричать на ребенка, это вызовет испуг и реакция будет обратной. Всегда должно существовать запасное (альтернативное) действие:
- Удар – поглаживание;
- Укус – поцелуй.
Маленький ребенок - это действительно неуправляемое создание, которое активно исследует окружающий мир, а родителям так хочется оградить его от неприятностей. Поэтому они очень часто ставят запреты и препоны там, где они совсем не нужны. Чем больше запретов вокруг, тем активнее растет чувство противоречия в душе маленького бунтаря. Табу должны быть твердыми и четкими. К тому же, ребенку в 2 года можно уже объяснить причину запрета. Пусть простыми, понятными словами, но обязательно дать понять, что ему станет больно, если он упадет со стульчика, на который залез с ногами. Если ребенок пытается вам помочь и хватает веник, запрет ставить нельзя. Даже самому себе вы не сможете объяснить причину этого табу. Ведь испачканные руки помоются, а радости от того, что он помог маме, не будет предела.
Вы ограничили количество запретов, но малыш стремится перебороть вас и делать то, что сам желает? Ему просто скучно! Найдите совместное занятие, которое интересно ребенку. Если сорванец бегает по дому за кошкой, вопя и падая, соберитесь на прогулку, пусть «выпустит пар» во дворе со сверстниками. Или усадите его рядом и почитайте книги про непослушных детей, которые попали в трудные ситуации, потому что не слушались маму. А еще лучше – про кошек, которые очень любят полежать на коврике и поспать, но им не нравится, когда их хватают за хвост и бегают за ними по квартире.
Если вы не позволяете малышу делать то, что он хочет, но не объясняете, почему нельзя. Если не предлагаете альтернативное занятие, он проявляет агрессию. Это и объясняет, почему ребенок 2 года бьет родителей.
Когда родители, наконец, понимают, что ребенок не просто играет с ними, а действительно пытается сделать им больно, они долго еще пребывают в состоянии шока. Что делать?
Этот вопрос мучает маму и папу некоторое время, пока они ищут выход из создавшейся ситуации.
Некоторые родители пускают эту ситуацию на самотек. Они думают, что это возрастное проявление и скоро все пройдет само собой. Другие делают в ответ ребенку больно, полагая, что так он поймет, что другим причинил боль. В каждой семье эта ситуация протекает по своему. Но есть несколько нюансов, соблюдая которые проблема решается максимально безболезненно для обеих сторон.
Самое страшное в этой ситуации – упустить момент, когда все еще можно исправить. Чем раньше вы забьете тревогу и скорректируете ошибки воспитания, тем больше шансов, что ребенок в будущем станет воспитанным и уважающим старших, человеком.
Никогда не наказывайте малыша за проявление агрессии в ваш адрес. Пусть вам будет больно, обидно и стыдно (когда это произойдет при людях), не за что ругать вашего ребенка. Ведь все это упущения в воспитании, которое вы ему даете. Может быть, так он мстит за то, что постоянно находится в садике или у бабушки с дедушкой, когда так хочется быть рядом с любимыми мамой и папой. Обычно дети, обделенные вниманием и заботой родителей, так обращают на себя внимание. Если он тихонечко сидит в углу и играет с игрушками, тогда вообще никто его не заметит. А если ребенок визжит и дерется, на него обращает внимание весь дом. Задумайтесь, может быть, причина именно в одиночестве маленького существа?
sunmag.me
Мальчики стали меня бить.(Драки между детьми - это отдельная тема)Раньше только Никита себе такое позволял, а сейчас и Егорка может еня шлепнуть, стукнет и смотрит на мою реакцию. Вчера на детской площадке меня ударил.
Никита вообще отдельная история: пинается, щиплется, кусается. Причем это происходит и в игре, если бесимся и в случае запрета какого-либо.
Мои действия: 1)пыталась ему объяснить, что мне больно и я злюсь - реакции никакой, либо кривляется в ответ,
2) в ответ шлепала или кусала - сразу переставал драться! Но неправильно это, ребенка шлепать и кусать? Хотя есть и такая метода отучения.
3)просто отодвигала его или отходила в сторону - чаще всего снова подбегает и продолжает
4) останавливала его руки. ноги - вырывает их продолжает стукать
5) просто ухожу - чаще всего бежит за мной уже со слезами, редко просто идет играть
6) уводила его в угол, в отдельную комнату - сразу истерика, поплачет и приходит на руки
Если агрессия происходит на улице,то сразу останавливаю малыша и говорю,что если продолжит, то уходим с площадки, идем домой. Пару раз увела с площадки и идя охала и ахала,говорила,что так нельзя, теперь данный метод действует безотказно.
После того как успокоится прощу пожалеть меня, целует и гладит. Типа извиняется.
Если я поступаю в корне неправильно. Поправьте, пожалуйста.
Ниже статья про агресию, причины агресии:
1. Ребенок берет для себя в качестве примера агрессивное поведение в семье. Это как причину Сониной агрессии для себя я сразу отмела: мы с мужем не деремся, детей не наказываем шлепками никогда, не орем друг на друга. Но, оказывается, не обязательно орать и бить, чтобы родительское поведение воспринималось ребенком как агрессивное, авторитарное. Вот что по этому поводу написано в огромном количестве статей на эту тему:
Если в семье все строится по принципу авторитарного главенства родителей, если только они решают, как можно и нужно поступать, да еще и наказывают за непослушание, то у ребенка будет постоянная обида, злость на родителей, или на кого-то одного из них. И поэтому Ваш очередной запрет будет вызывать бурю протеста и даже попытку физической агрессии со стороны малыша. Ведь детям от рождения дается только эмоция. А вот как ее проявлять, они учатся на основе той модели, которая принята в семье. В том случае, если родители постоянно испытывают недовольство поведением малыша, его одергивают и поправляют; его активность и чрезмерная шумность вызывает постоянное раздражение, то родители подавляют «неудобные» проявления через наказание. Оно не обязательно может быть физическим. Уход из комнаты, эмоциональный шантаж («если ты не перестанешь, то я не буду тебя любить» и пр.), запугивание («волк заберет, отдам в интернат»), окрик или равнодушное игнорирование – это все тоже наказание. И тогда малыш четко усваивает – своего нужно добиваться силой. «Ведь родители добиваются своего силой, авторитарным навязыванием «нужного» поведения, то и я буду делать то же самое». Только у малыша еще нет такого арсенала воздействия на родителя. Он пользуется тем, что умеет: а именно дерется и кусается.
Что делать.
Понятно что. Исключить "авторитарный стиль правления" в семье. Ну, слабо представляю, как это сделать, если, например, папа регулярно "прикладывает" маму в воспитательных целях, или если мама наказывает ребенка физически/морально.
2. Агрессия - такое вот своеобразное проявление любви. Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус - это средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции. Оказывается, мы сами часто подаем пример такого поведения! Или легко, в шутку, похлопываете по попе, я вот, например, часто так делаю. И чему потом удивляюсь?Этот случай - прямо про нас!
В общем, что детать:
Покажите альтернативу. Дайте ребенку слова и жесты для выражения чувств. Помогите ему научиться производить хорошее впечатление, а не впечатывать зубы в вашу кожу: «Не кусаться... маме больно!» Предложите альтернативные коммуникативные жесты: «Обними папочку... поцелуй маму в щечку! ... погладь братика, посмотри, какой он хороший!».
3. Агрессия как проявление любопытства. Укусы и шлепки во время игры - своего рода средство коммуникации. Большая часть деятельности ребенка сосредоточена вокруг рук и рта, и для него совершенно нормально использовать именно эти части тела как инструменты для общения. Ребенок любит экспериментировать, кусая и колотя различные поверхности, как для того, чтобы выяснить, какие при этом появляются ощущения, так и для того, чтобы увидеть реакцию. Вот это тоже про нас с Соней.
Что делать.
Важно дать ребенку почувствовать, что когда он кусается, это больно.
Покажите и скажите. Если он не поверит вам на слово, что это больно, вот техника, которой родители успешно пользуются, чтобы донести до ребенка суть своих слов: прижмите руку ребенка к его верхним зубам, как если бы он кусал себя, но не делайте это злобно и агрессивно. Подкрепите отметины, которые он оставил на своей собственной руке, словами: «Видишь, когда ты кусаешься, это больно!» Преподайте этот урок сразу же после того, как ваш ребенок укусил кого-то, чтобы у него в голове установилась связь между укусами и болью.
"Посиди и остынь".
На большинство детей это простое наказание, которое следует за тем, что они не слушали ваших замечаний, оказывает достаточно сильное воздействие. Нет необходимости напускать на себя строгий или рассерженный вид; на самом деле тем самым вы только снизите обучающую ценность этого наказания. Ребенок должен уяснить, что, если он совершит запрещенный поступок, это приведет к остановке всякой деятельности. В зависимости от возраста и характера ребенка перерыв длиной в одну-пять минут, в течение которых он посидит на стуле, — все, что вам требуется. Если ребенок не может послушно отбывать наказание, вы можете посидеть рядом с ним, чтобы проконтролировать. В любом случае, немного посидеть спокойно вместе — это может быть именно то, что нужно вам обоим. Вы можете завестись, удерживая его на месте; это хорошо, и, возможно, вам даже удастся добиться, чтобы он высказал свои чувства словами, или вы можете выразить их словами за него.
4. Агрессия как способ привлечения внимания. Это я тоже для себя отмела - уж чего-чего, а внимания моей дочери перепадает ой-ёй сколько, но все равно запишу на память и "противоядие" от такого поведения. Любители кусаться (и драться) обычно становятся центром внимания: «Осторожно, он кусается!» Я сама часто видела такие примеры: мама вскрикивает, все вокруг смотрят на малыша, многие даже умиляются: ах, какой кусака! Естественно, ребенок будет это проделывать снова и снова. То же самое - со шлепками.
Что делать.
Если вы придете к выводу, что ребенок кусается, чтобы привлечь к себе внимание, покажите ребенку более приемлемые способы привлечения внимания. Хвалите его за хорошее поведение и снижайте ценность укусов.
5. Агрессия как проявление усталости. Такое поведение может вызывать, например, слишком много детей на маленьком пространстве, а также перегрузка и усталость в конце дня. Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка, чтобы увидеть, почему он кусается или дерется. Может быть, он утомленный, ему скучно, он голодный или обстановка вызывает выплеск раздражения?Да, это тоже как вариант подходит к моему случаю.
Что делать.
Смягчите игру. Если вы замечаете, что ваш ребенок становится злобным, подавайте пример мягких действий и игр, таких как обними мишку, погладь киску, как ты любишь куклу. Признаком нарастающей агрессии у ребенка является то, что во время игр он постоянно стучит игрушками, устраивает столкновения машин и бьет друг об дружку кукол. Хотя это нормальная игра, важно сохранять равновесие агрессивной игры и мягкой игры. Кроме того, объясните разницу между медвежьими объятиями (которые хороши для мамы с папой) и объятиями зайчика (которые для его друзей-ровесников подходят больше).
Вот еще своего рода алгоритм реакции родителя на агрессию ребенка. Коротко запишу для себя.
1. Для начала необходимо остановить приступ гнева. Для этого нужно крепко обнять малыша. Причем именно обнять, но не схватить или скрутить. В Ваших действиях не должно быть ответной агрессии.
2. Затем нужен зрительный контакт. Вы должны посмотреть малышу прямо в глаза, если это возможно. Не разрывая совсем телесный контакт, необходимо, в зависимости от возраста, правильно подобрать фразу, чтобы успокоить малыша. Для совсем крохи подойдет: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!» Для тех, кто постарше необходимо обозначить чувство, которое испытывает малыш и причину: «Тебе обидно, что нужно собирать игрушки, а тебе еще хочется поиграть». Или: «Ты сейчас на меня очень злишься, так как я веду тебя в детский сад, а тебе совсем не хочется туда идти». Если Вам больно от укуса или удара, стоит сказать о своем чувстве так: «Мне больно! Я очень злюсь, когда меня кусают».
3. Как бы Вам не хотелось сорваться на привычное поведение и наказать или накричать, или хотя бы строго скомандовать: «нельзя!» или «прекрати сейчас же!» - этого делать не стоит. Поймите, малыш в такой момент испытывает очень сильную злость. И он, скорее всего, еще не способен осознавать последствия своих действий. Кроме того, когда любому человеку в момент злости приказывают или наказывают его, это еще больше провоцирует накал страстей. Поэтому Вы своими действиями лишь усугубите вспышку гнева, а не ликвидируете ее. Можно таким образом добиться прекращения атаки, но эмоция останется и будет все равно искать выход.
4. Фразу, с которой Вы начнете свое обращение к ребенку, нужно строить обязательно в утвердительной форме и обязательно с обозначением эмоционального состояния малыша. Это необходимо для того, чтобы дать ему понять, что Вы понимаете его чувство. Ведь фактически атака устраивается с целью продемонстрировать свое чувство. А если Вы его поняли и обозначили, то цель достигнута и дальнейшее продолжение становится бессмысленным. И Ваш тон не должен быть приказным, поучающим или повелевающим. Интонация должна быть по возможности нейтральной.
5. Если Вам поведение малыша причинило боль, то говорить об этом стоит именно с позиции «Я-высказывания». Это такое предложение, где используется только местоимения «Я», «мне», «меня», но нет места для «ты, тебя, твое». А действие малыша лучше сформулировать безлично. То есть не: «Не кусайся, сколько раз ТЕБЕ говорить!», а «мне не нравиться, когда меня бьют». Не: «меня раздражает, когда ТЫ кусаешься, не делай так!», а «Я очень недовольна, когда дети кусаются». Казалось бы, несущественное изменение несет в себе более глубокий смысл. В нем не содержится обвинения, которое неизбежно есть в «ты-высказываниях». А «я-сообщения» приводят к тому, что ребенок не начинает обороняться и защищаться от нападок, что еще более способствует «остыванию» и уходу эмоции. Воспитание о том, что так себя вести не стоит, необходимо проводить после случившегося, когда эмоции уже схлынули. Тогда малыш будет способен Вас услышать. В момент атаки это делать бессмысленно.
6. Регулярная профилактика таких атак. В связи с тем, что гнев является естественной эмоцией, которая возникает даже у самых спокойных детей, пока малыш не научился выражать свое недовольство спокойно, стоит проводить специальные игры. Их условно можно обозначить как «гнево-профилактические», поскольку основная их цель – это моделирование телесного и звукового проявления гнева. Они позволяют в игровой форме снять тот эмоциональный накал, который мог скопиться у Вашего малыша.
Примеры таких игр:
Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами.
Драка воздушными шариками или подушками.
Игра на профилактику вербальной агрессии. Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты - чашка! А ты – шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
Пинание или бросание мяча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.
Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов.
Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.
Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.
Еще вот какой есть вариант поведения мамы для пресечения проявлений детской агрессии:
Не спускайте глаз со своего ребенка, если он кусается и дерется, когда он играет с другими детьми, и дайте другим мамам знать, чтобы они тоже были начеку. Если ваш ребенок укусил или стукнул другого ребенка, немедленно разведите детей и изолируйте обидчика на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. Усильте действенность наказания соответствующими наставлениями: «Если ты кусаешься, это больно, а больно делать нельзя, и вот мы сейчас будем сидеть на стуле и думать, почему ты не должен кусаться». Если ребенок умеет говорить и достаточно много понимает, вытяните из него: «Прости меня». Нужно, чтобы ваш ребенок усвоил связь между укусом и немедленным удалением с места преступления.
ребенок бьетсяwww.babyblog.ru
Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник поднимает руку на родителя? Считать ли это допустимым? Как реагировать? Попробуем разобраться в проблеме.
Для начала стоит уяснить, что никакое поведение не является хорошим или плохим: психологи никогда не мыслят такими категориями. Зато по поведению ребенка они судят о проблемах, которые он испытывает, и работают с ними. Если ваш маленький сын или дочь проявляет агрессию по отношению к родителям, то не нужно ругать его за плохое поведение, а нужно разбираться, почему он так себя ведет.
Исчерпывающего списка причин, заставляющих ребенка бить родителей, разумеется, не существует, ведь все дети индивидуальны. Но есть некоторые научно подтвержденные закономерности такого поведения.
Ребенок не робот, а живой человек, поэтому не может не выражать эмоций вовсе или выражать только радость. В дошкольном возрасте проявления эмоций у детей обычно непосредственны, то есть малыши не умеют контролировать эмоции, подавлять их, размышлять о том, правильно они ведут себя или нет. Поэтому, если ребенок испытывает злость или гнев, одной из его естественных реакций будет ударить обидчика, даже если это родитель.
Кроме того, ребенок таким образом может выражать обиду, грусть, скуку, ведь других способов выражения эмоций он пока может просто не знать. И если не разрешать ребенку проявлять экспрессию, пусть даже в такой форме, как щипки и удары, то он может лишиться базовых жизненных ориентиров, может так и не научиться понимать, хорошо ему или плохо, хочет он чего-то или не хочет.
Самым правильным будет не ругать ребенка, а учить его распознавать свои эмоции. Спрашивайте его, что он сейчас чувствует. Рассуждайте с ребенком, что значит та или иная эмоция. Предлагайте другие, альтернативные варианты проявления чувств: нарисовать обиду, представить грусть, побить подушки, покричать в окно.В 1961 году группа психологов под руководством Альберта Бандуры провели эксперимент, который во всем мире известен как «Эксперимент с куклой Бобо». В нём приняли участие мальчики и девочки со средним уровнем агрессии, которых поделили на группы. Одна из групп наблюдала агрессию взрослого по отношению к кукле (её били молотком, трепали, подбрасывали вверх, кричали), вторая - естественность. Оказалось, что малыши, в присутствии которых люди агрессивно вели себя, копировали эту модель поведения, причем, еще более изощренно: били куклу по голове, садились на нее верхом, душили ее и так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что если ребенок видит, как другой взрослый проявляет агрессию, то «учится» делать так же.
Этот же эксперимент показал, что если проявляющего агрессию отругать на глазах ребенка, то это создаст воспитательный эффект. Ребенок будет понимать, что так делать нельзя.
Просмотры же мультфильмов, где Маша безнаказанно издевается над Медведем, фильмов-боевиков или игры, где нужно ударить, чтобы выиграть - все это только подкрепляет уверенность ребенка в том, что так можно делать, поэтому он позволяет себе ударить родителя, просто не задумываясь о том, что поступает неправильно.Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам. Если ребенка наказывают физически (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным.
Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.
Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.
В случае, если вы сами используете физические наказания или «невинные» на ваш взгляд шлепки, щипки, оплеухи в качестве воспитания, то попробуйте пересмотреть варианты наказаний или проявления собственных эмоций.Ребенок является экспериментатором. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет если я сделаю так? Что можно трогать, что можно щупать, с какой силой можно нажимать?
Здесь родителю важно помочь ему установить правильные границы. Четко очертить круг того, что делать можно, а что нет. Для этого вам нужно спросить самого себя: вы за или против того, чтобы ребенок хлопал вас по спине, пусть и не сильно? Можно делать это руками, ногами, другими вещами? Вполне вероятна ситуация, что одни и те же действия разные родители будут воспринимать по-разному: одни как шутку или даже как массаж, другие как боль и оскорбление. Сообщите об этом ребенку, объясните, что, в каких ситуациях и когда приемлемо, а когда нет, и что будет, если он продолжит так делать.
Одним из способов выражения любви, симпатии, нежности является физический контакт - прикосновения, объятия, поцелуи. Возможно, что ребенок, ударив вас, хочет привлечь таким образом ваше внимание. Отсутствие внимания, игнорирование более невыносимы для ребенка, чем реакция родителя на агрессию.
Если ребенок начал бить, щипать, кусаться не после конфликта, а неожиданно, то, скорее всего, он ждет вашей реакции и внимания. Спросите его, хочет ли он поиграть. Попробуйте выразить любовь и внимание к ребенку приемлемыми способами, чтобы он тоже учился это делать: обнимите его, расскажите ему о своей любви, пощекочите.Физическая агрессия – способ выплескивания физической энергии. В силу возраста у дошкольника этой энергии много. Сдерживание ее в условиях детского сада, развивающих занятий, направленных на умственное развитие, может выражаться в желании «побороться».
Попробуйте увлечь ребенка занятиями спортом, активными играми на свежем воздухе, опять же поколотить боксерскую грушу, если ребенку хочется делать что-то руками. Свою энергию он также может выражать на детской площадке в кругу сверстников, в кружках, направленных на физическое развитие.
Этой части жизни ребенка должно быть уделено не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.
Как уже было сказано, это не исчерпывающий список причин, по которым дошкольник может поднимать руку на родителей, и, как вы видите, далеко не все из них свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то психологические проблемы. Такое поведение нередко является нормой, но чтобы его прекратить, родителям нужно больше внимания уделять своему ребенку, чаще говорить с ним о его эмоциях и переживаниях, учить морали и расставлять границы дозволенного.
Если же ребенок продолжает вести себя агрессивно, дерется постоянно или причиняет вам боль преднамеренно, отрегулировать его поведение поможет специалист – детский психолог. Бесплатную психологическую помощь вы имеете право получать в образовательных учреждениях (детские сады, школы), в которые ходит ребенок, и в специализированных центрах по месту жительства. Чем раньше вы разберетесь в причинах такого поведения, тем легче его будет скорректировать.
Александра Султанова
www.ya-roditel.ru
Практически все дети в своей жизни, хоть один раз, но кого-то ударили. Желание драться не всегда считается признаком плохого воспитания. Если детей своевременно научить направлять и контролировать свои агрессивные чувства в нужном направлении, побуждая их к социальному поведению позитивного характера, например: помощь, то в будущем можно будет избежать многих проблем. В данной статье мы рассмотрим, почему ребенок дерется, что делать в таких ситуациях родителям и как отучить ребенка драться в принципе.
Четырехлетнего Никиту, вернувшегося с отдыха от бабушки, было не узнать. Некогда тихий и воспитанный ребенок, стал бить во дворе других детей, с которыми раньше мирно играл. Его родители были шокированы таким поведением, так как раньше такой агрессии у ребенка не замечали. Что же произошло, почему ребенок дерется? Причина оказалась в следующем: Никита у бабушки, играя во дворе, общался с другими агрессивными детьми и перенял их способы достижения цели. Вернувшись, домой, он стал применять их и в своем дворе.
Веронике два года, она очень любопытная и подвижная девочка, за что родители иногда её шлепают, при плохом поведении. Однажды на запрет мамы играть с сотовым телефоном, она закричала и ударила её по руке. Логичный вопрос: почему ребенок 2-х лет дерется? Вероника, глядя на пример родителей, которые её шлепают, за провинности или когда хотят добиться каких-то действий, также воспользовалась этим приемом, чтобы добиться своего.
Еще одним типичным примером детской драчливости, являются ссоры в семье между старшим и младшим ребенком. Как часто бывает, в отсутствие родителей, дети мирно играют между собой, а в присутствии, один из детей может специально провоцировать другого на рукоприкладство, с целью наказания. Родителям в такой ситуации лучше не реагировать на ссоры, а разбирать ситуацию с детьми, только тогда, когда они полностью успокоятся.
Многие драки происходят по очень похожим сценариям: защищая себя, свои вещи, поле деятельности, границы, а также превентивная защита – это, когда еще никто не посягнул на «мое», ребенок замахивается чтобы ударить. Если видит, что мама придерживает руку и продолжает дальше мирно играть, если нет, и удар случился, то начинает ругать ребенка или объяснять, что это плохое поведение, и если кто-то ударит его, то ему тоже не понравится. В такой линии поведения есть ошибки, давайте подробно их разберем, чтобы лучше понять, как отучить ребенка драться.
Кода мама останавливает руку на замахе – это все равно считается ударом. По сути никто не пострадал, и для «жертвы» удара не было. Но для замахнувшегося ребенка – удар был, а остановка произошла не изнутри, по его собственной воле, а извне. Как следствие, у малыша не возникает собственного тормозящего императива, который побуждает остановку агрессивного поведения. Перехватывая руку, как следствие, вы уберегаете только «жертву», не меняя отношение ребенка к драке. А последующее ровное поведение демонстрирует ваше нормальное отношение к агрессии ребенка.
Чтобы решить данную проблему, нужно не физическим действием останавливать рукоприкладство, а голосовым. Если, послушавшись вашего приказа или окрика, ребенок остановит действие благодаря внутренней команде – это уже будет означать, что он самостоятельно остановил себя. Конечно, причиной послужили вы, но выполнение внутренней команда полностью принадлежит ему, как на психическом, так и на физическом уровне. Обязательно со стороны родителей должно последовать одобрение и похвала. Сначала за самоконтроль, а уже после, за послушание. И только потом наступает очередь морали: что бить людей - нехорошо.
Такая последовательность является важной, а вам нужно постараться быть более краткими. Например: «Миша – НЕТ!», «Молодец сына, не дерешься и слушаешься свою маму. Ты же знаешь, что других деток обижать нельзя». Это психологическое воздействие больше подходит, когда ребенок в год дерется или чуть старше. Уже после 3-х лет, эту схему будет применять бесполезно.
Многие родители, при агрессивности ребенка, незамедлительно начинают: ругать, читать мораль, взывать к совести – что является абсолютно бесполезным, так как у малыша в этом возрасте еще отсутствует абстрактное и ассоциативное мышление. Если ребенок в 3 года дерется, то вышеперечисленные действия родителей могут привести к противоположному эффекту. Обычно дети не могут адекватно решить поставленные перед ними вопросы, например: понравится ли ему, если кто-то его ударит, и попросту теряют нить разговора на эту тему, не улавливая сути, что его наказывают, читая лекцию, за какой-то проступок.
Вы также будете заблуждаться, если попросите драчуна извинится, или пожалеть обиженного им ребенка, считая это искуплением вины. Для вашего ребенка удар и извинения являются двумя действиями, не связанными между собой. С точки зрения ребенка - промежуток между ударом и благожелательным общением просто выпал и не взаимосвязан, благодаря вашим вопросам и разъяснениям, а также настойчивым требованиям выполнить данное действие.
Логичным наказанием в этом случае является изоляция, а именно - удаление из социума. Сразу и быстро вам нужно либо уйти с площадки, посадить в коляску, отойти в сторону, либо самому отстранится от ребенка, если он ударил вас. Таким поведением, вы четко формулируете: «драться нельзя». Если вы незамедлительно изолируете ребенка, разумным способом, от других детей, тогда он не успеет переключится на следующую задачу, и взаимосвяжет оба этих действия. После этого вам необходимо кратко выразить претензию, критикуя действие, а не самого ребенка.
Все дети очень ранимы, и их легко обидеть, и даже обмануть, если ребенок в 5 лет дерется – знайте, что так он протестует против ограничений и запретов от родителей и воспитателей. Целью агрессивного поведения – является устранение любых препятствий. Обычно драчливость постепенно идет на спад. Если ребенок дерется в школе, с еще более возросшей агрессией, особенно в начальных классах, то, скорее всего, скоро последует спад и появится способность разрешать конфликты другими способами, благодаря опыту, который появился на занятиях в игровых ситуациях.
elhow.ru
Ребенок бьет окружающих, как только что-то происходит не по его желанию или даже без видимого Вам повода, что делать в такой ситуации? Как к этому относиться? Расценивать драчливость ребенка следует, в первую очередь как проявление агрессии, а уже во вторую очередь, как поведение, имеющее свои причины. Детская агрессия встречается не так редко и родители часто не знают как реагировать на то, что ребенок бьет окружающих и самих родителей. Что при этом делать?
Для начала, можно в общих чертах обозначить причины детского рукоприкладства, ведь просто так ничего не бывает, а значит и ребенок не будет просто так бить маму, папу или бабушку.
Во-первых, с помощью драки ребенок проявляет свое несогласие с ситуацией (если он не получает желаемого или его вынуждают делать то, что он не хочет) и выражает свои эмоции по этому поводу (гнев, обиду, злость). Недостаточный словарный запас и небольшой опыт социального взаимодействия не позволяет ребенку в возрасте, скажем около года, конструктивно разрешить конфликт. Поэтому он использует в общем-то рефлекторно, метод физического воздействия, как защитный . Защитный от неблагоприятных для себя условий, даже если Вы просто решили накормить ребенка кашей.
Во-вторых, ребенок бьет окружающих по причине дозволенности. Если родители «не замечают» такого поведения ребенок понимает, что ударить маму — это нормально, ведь обратное ему не объяснили. Кроме того, если ситуация когда ребенок бьет окружающих его людей, заканчивается исполнением желаний ребенка (или отменой запрета), то драться или кусаться ребенок будет специально, манипулируя взрослыми.
В-третьих, ребенок может драться, если неоднократно видел подобное поведение. Это могло быть в детском саду или на детской площадке, где дети с агрессивным поведением используют драку, как способ общения и отстаивания своих позиций. Тогда ребенок бьет окружающих людей, считая, что это «нормальный» способ взаимодействия.
Кроме перечисленных причин, ребенок может драться проявляя упрямство или утверждая свое право на собственное мнение, что часто сопровождает кризис 3 лет. Кроме того ребенок может не только бить окружающих или кусаться, но и кидаться различными предметами, падать на пол и биться головой и ногами о пол, требуя немедленного выполнения своих требований.
На заметку:
Рубрика: Мамам на заметку
www.psytalk.spb.ru
Мама – это самый близкий и родной человек в жизни малыша. Но с возрастом все дети начинают драться. И первой под раздачу ударов маленькими кулачками, попадает именно мама. Ведь, именно она большую часть времени проводит со своим ребенком. Следует разобраться, почему малыш так поступает и что при этом нужно делать.
Почему ребенок бьет маму, если она для него является самым дорогим человеком? С точки зрения детской психологии, ребенок до трехлетнего возраста, таким образом, проверяет реакцию мамы на то или иное свое действие. Как она отреагирует? Похвалит или накажет? Чаще всего маленькие удары ладошками – это простое баловство, но не стоит допускать, чтобы это заходило слишком далеко. Когда ребенок начинает драться, таким образом, он высказывает свои отрицательные эмоции, которые просто еще не в состоянии выразить словами.
Перевозбудимость нервной системы маленького человечка, всегда связана с его агрессией. Следует подумать, что может вызвать у ребенка стресс? Быть может он не выспался ночью, не получил достаточное количество свежего воздуха, или ему просто не хватает общения с родителями. Все это приводит к выплеску отрицательной энергии. В ситуации, когда детям что-то запрещают, они начинают драться. По совершенно пустяковым причинам, по мнению взрослого и серьезным для ребенка.
Если любое желание малыша не соответствует с мнением по этому поводу у родителей, он начинает устраивать бунт. Все родители по-своему реагируют на драку ребенка. Некоторые смеются, поощряя кроху к подобным действиям. Другие слишком строго наказывают за подобного рода шалости. Следует помнить, что до трехлетнего возраста многие поступки ребенок делает неосознанно. Поэтому их лишь стоит корректировать, объясняя, что так делать плохо.
А вот после трех лет, когда малыш уже знает все последствия своих действий и намеренно их совершает, нужно разговаривать с ним по-взрослому и принимать определенные меры пресечения драки. Очень важно на любой поступок ребенка реагировать эмоционально. Бывает, что кроха еще не понимает смысла всех маминых слов, а вот ее реакция, что она расстроена из-за его поступка, что маме больно более доступно покажет драчуну, что так делать нельзя. Отвлекающий маневр на какое-нибудь запретное желание малыша, лучший способ избежать агрессии с его стороны.
Во время всего периода взросления ребенка, необходимо уделять ему большое количество времени. Малыш, должен быть уверен, что родители его любят таким, какой он есть и всегда придут на помощь в сложной ситуации. Внимание, забота, ласка и любовь – основные составляющие детского воспитания.
В семье, часто складывается ситуация, когда ребенок бьет маму. Что делать в этом случае? В период умышленного причинения боли своей родительнице, следует спокойно посмотреть ребенку в глаза и тихим, но твердым голосом сказать «нельзя». Если ребенок уже умеет разговаривать, нужно попытаться вывести его на откровенный разговор.
Почему он так делает? Может он обиделся или испугался. Существует множество причин для подобного поведения и чаще всего дитя не способно их объяснить. В любом случае, малыш должен знать, что мама его любит и всегда готова прийти на помощь.
Самой распространенной ошибкой в пресечении драки малыша, является ответный удар мамы. Таким образом, ребенок продолжает думать, что так можно делать. Раз мама меня ударила, значит, и я могу.
Ни в коем случае нельзя оставлять действия ребенка без внимания. Он должен хорошо уяснить, что за каждый свой поступок нужно отвечать. Иначе, малыш будет продолжать драться, думая, что его действия останутся безнаказанными.
Когда ребенок года бьет маму, в его действиях нет преднамеренного причинения ей боли. Просто, таким образом, малыш выражает свои эмоции (радость, восторг, обиду) . Он еще не может до конца осознать всю серьезность своего поступка. Не стоит говорить ребенку, что он плохой. Это только понизит его самооценку в будущем. Лучшее слово «нельзя», если оно не употребляется в семье очень часто, то сможет произвести правильное воздействие на ребенка.
Проблема детей, которые дерутся должна быть решена быстро и мудро. Ребенок должен четко для себя запомнить, что так делать плохо и больше так не поступать. Главное для взрослого, решить это со вниманием и заботой без нанесения физического и психологического вреда маленькому человечку. Родители должны помнить, что все детки дерутся, но каждый взрослый по-разному на это реагирует. Именно от собственного воспитания любимого ребенка и запретов на определенные вещи, зависит, каким он вырастет в будущем.
Одной из главных причин, почему ребенок дерется, являются взаимоотношения в семье. Если родители позволяют себе в общении друг с другом повышенные тона, скандалы или даже рукоприкладство, ребенок просто копирует их поведение и ведет себя точно так же.
В период с одного до трех лет, малыш начинает драться. Любая заботливая мама старается правильно решить эту проблему. Сумев найти нужные методы для воспитания своего ребенка, она сможет отучить его поднимать руку на старших. Главное – это внимание к собственному ребенку, терпение и любовь.
www.in-kiss.ru